Что стало с ссср в wolfenstein

Обновлено: 04.07.2024

Raven Software — удивительная компания. Почти ни одного безоговорочного хита, эпигонство в острой форме, но каждую их игру запоминают надолго. Heretic, Hexen, Soldier of Fortune, Star Wars Jedi Knight: Jedi Academy, X-Men Origins: Wolverine — знакомые названия, правда?

Соглашения? Не слышал

После поражения СССР на востоке осталась только одна страна, которая ещё сопротивлялась блоку Оси, — гоминьдановский Китай, легко сдерживающий натиск японцев. Немецкое командование решает, что так быть не должно. Так что 7 марта 1948 года немецкие войска отправляются на Восток.

В тот же год, 21 июня, над Букингемским дворцом в ослепительных лучах летнего солнца взвился флаг Германии — Англия проиграла войну. Яростное сопротивление англичан было с лёгкостью подавлено немецкими войсками. В газетах Германии захват Туманного Альбиона описывают как «освобождение английского народа от многовековой тирании британской монархии».


Менее чем через месяц, 8 июля, сдаётся и Китай, совсем недавно твердивший о собственной нерушимости. Тут пошли первые звоночки уже для Италии и Японии. По условиям союзного договора немцы должны отдать Китай японцам, но они оставляют захваченную страну себе. Япония понимает, что возмущаться бессмысленно — её военная мощь несравнима с немецкой. Приходится принимать новые условия. Поздравляем Японию и Китай с новым статусом марионеток Германии.

Как мы знаем из учебников, первую атомную бомбу применили 6 августа 1945 года против Японии. Но у нас тут совсем другая история, и немцы снова оказались первыми — 21 декабря 1948 года Германия сбрасывает атомную бомбу на Нью-Йорк. Взрыв уносит более двухсот тысяч жизней. Фюрер по радио предупреждает США: «Сдавайтесь, или будет ещё хуже». Спустя три дня в рождественском обращении к нации президент Соединенных Штатов объявляет о капитуляции. Адольф радостно потирает ручки и «рукоплещет американскому президенту, принявшему столь смелое решение».


Чуть позже, 7 января 1949 года, войска Германии начинают «тур по стране», чтобы «принести мир и спокойствие континенту». На самом деле, разумеется, они ликвидируют тех, кто ещё сопротивляется новому режиму. В Америке создаётся сеть ячеек Сопротивления, дающих активный отпор фашистам.


Грусть на лице Джорджа Вашингтона можно понять без слов.

Частично в отместку, а частично согласно планам, в феврале немецкие войска уничтожают гордость Америки — гору Рашмор, чем серьёзно подрывают дух янки. А чуть позже начинается полноценная кампания по переводу страны на немецкий язык. Немцы устанавливают дату «смерти» английского языка: к её наступлению все американцы должны выучить и начать использовать немецкий как родной.

13 октября 1949 года Германия снова нарушает союзный договор и вторгается на территорию фашистской Италии. Для захвата страны немцам потребовалось всего несколько недель.

Разобравшись с противниками на земле, дух нацизма взвился в космос. 20 июля 1951 года космическая программа Третьего Рейха даёт первые плоды — на Луну высаживается немецкий астронавт Ганс Армштарк. Начинается полномасштабное покорение спутника Земли.

Урок «неправильной» истории с Wolfenstein 2: The New Colossus. Как нацисты захватили Землю

К 1960 году Германия полностью подчиняет планету — где-то угрозами, а где-то прямым военным натиском. Третий Рейх правит миром железной рукой, и кажется, что надежды уже нет. Но после четырнадцати лет «овощного» существования в польской психбольнице чудесным образом просыпается Би-Джей Бласковиц. Новый этап сопротивления нацистскому режиму уже не за горами.

А дальше рассказывать бессмысленно — игры намного красноречивее.

Der Sumrak

Пивная — самое смешное место в игре. И его запросто можно пропустить, если не выполнять побочные миссии.

Открытый мир и финансы — мелочи по сравнению с главным сюрпризом, который приготовила Raven Software. Спустя примерно час после начала игра врубает вольный пересказ «Ночного дозора». Блажкович крадет из-под носа у фашистов очень древний медальон, скармливает ему найденный рядом кристалл Черного Солнца и превращается в Иного, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Главным трюком нового Би-Джея становится уход в Сумрак, который в игре называется Тенью. Стоит нажать на кнопку, как мир на глазах преображается: наливается всеми оттенками зеленого и наполняется непонятными летающими существами. Находясь по ту сторону реальности, герой остается видимым для простых смертных, но получает ряд преимуществ. Во-первых, в Тени он передвигается в два раза быстрее, что не раз спасет вам жизнь и сэкономит время. Во-вторых, враги и ключевые объекты заботливо подсвечиваются, а окружающий пейзаж виден во всех деталях даже глубокой ночью. Наконец, в-третьих, некоторые стены исчезают и появляется возможность, к примеру, зайти врагу в тыл или удивить гранатой фашистов, сидящих в запертой изнутри комнате.

Иногда Wolfenstein выдает натуральный Call of Duty.

По ходу сюжета Блажкович найдет еще три разноцветных кристалла и научится замедлять время, ставить вокруг себя непробиваемое защитное поле и стрелять обычными пулями сквозь бетонные стены. Мало того — на черном рынке можно купить апгрейды для медальона. Один при включении рапида вызывает локальный взрыв пространственно-временного континуума, разметающий ближайших врагов, а другой наделяет щит способностью отражать пули и даже растворять коснувшихся его нацистов.

У медальона есть (простите за каламбур) и обратная сторона: благодаря ему играть в Wolfenstein очень-очень просто. Солдаты Третьего рейха и так гибнут толпами даже на высшем уровне сложности, а обучившись колдовству, вообще чувствуешь себя читером. Но всесилие, к счастью, не делает игру скучной. Появляется возможность играть не только эффективно, но и красиво. Не надо половину времени проводить за ящиками и колоннами, никто не запрещает пронестись в Сумраке по комнате с десятком врагов, обрабатывая их прикладом винтовки или подбадривая электроразрядами из винтовки Тесла. Можно «передавить» нацистов энергетическим щитом или гордо выйти на середину помещения с фотонной пушкой наперевес, зажать курок и смотреть, как враги испаряются в астрал. Немцы умирают красиво: истошно кричат, хватаются за сердце и фонтанируют кровищей из пробитых артерий, поэтому убивать их интересно. Для особых садистов в игре есть пожарный топор и возможность отрубать несчастным фашистам головы. Но все это, в отличие от того же F.E.A.R. 2: Project Origin, смотрится совершенно несерьезно.

Призраки в Сумраке — безобиднейшие существа. Но на агрессию с вашей стороны ответят достойно.

Разработчики не стесняясь понадергали лучшее у конкурентов. Вот это, например, сценка из F.E.A.R. 2.

История серии игр Wolfenstein


На прошедшей выставке E3 студия Bethesda представила Wolfenstein II: The New Colossus, новую порцию приключений бравого солдата Уильяма «Би Джея» Бласковича, непрестанно сражающегося с фашистами в совершенно разной, порой даже фантастичной форме.

Считается, что именно тайтл 1992-го года, Wolfenstein 3D, разработанной легендарной студией id Software, подарил игровой индустрии шутеры от первого лица. Однако мало кто знает, что на самом деле история франшизы начинается гораздо ранее, а именно в 1981-м году.

Castle Wolfenstein (1981)

Жизнь серии подарил американский программист Сайлас Уорнер, основавший с друзьями свою небольшую студию Muse Software. Разработчики старались делать так, чтобы каждый их следующий проект отличался от предыдущего. Среди игр компании можно вспомнить Escape!, где игрок с видом от первого лица бродит по лабиринту, или RobotWar, своего рода обучающее приложение, в котором необходимо самостоятельно программировать поведение юнитов. Также стоит выделить The Voice — одну из первых игр, позволяющих записывать и воспроизводить аудио на Apple II.

История серии Wolfenstein

История серии Wolfenstein

В какой-то момент на глаза Уорнеру попался аркадный автомат Berserk. Игра представляла собой шутер с видом сверху, в котором главный герой обстреливал роботов, бегая по лабиринтоподобным уровням. Уорнеру очень полюбилась концепция тайтла, но тему сай-фай он считал довольно избитой. Вдохновленный фильмом «Пушки острова Наварон», программист принялся за создание Castle Wolfenstein.

История серии Wolfenstein История серии Wolfenstein

В итоге Muse Software продала 20 тысяч копий меньше чем за год. Castle Wolfenstein оказалась настолько популярной, что Уорнер решил разработать сиквел.

История серии Wolfenstein История серии Wolfenstein

Beyond Castle Wolfenstein (1984)

Beyond Castle Wolfenstein стала своего рода улучшенной первой частью серии. На этот раз игроку требовалось не сбежать из замка, а наоборот, пробраться в его сердце и уничтожить Адольфа Гитлера. Появилось много новых элементов геймплея, типичных для стелс-жанра. Уорнер добавил возможность расправляться с противниками холодным оружием, не привлекая при этом лишнего внимания, давать взятки патрульным, прятать тела убитых врагов и другое.

История серии Wolfenstein

История серии Wolfenstein

К сожалению, тот факт, что касательно графики прогресс был сделан минимальный, сослужило игре плохую службу. Также критики ругали Beyond Castle Wolfenstein за низкий уровень сложности. На каждом уровне достаточно было узнать код доступа, и враги переставали представлять собой большую проблему.

Все это, вместе с недостатком продвижения тайтлов Muse Software на рынке, привело к закрытию студии в 1987.

История серии Wolfenstein

История серии Wolfenstein

Wolfenstein 3D (1992)

В начале девяностых на рынок успешно ворвалась id Software и ее ключевые участники, изменившие индустрию навсегда: Джон Кармак, Адриан Кармак, Том Хилл, и Джон Ромеро.

Их визитной карточкой стал 3D-движок, позволяющий игроку исследовать уровни с видом от первого лица. Впервые id Software испытали движок, разработав игру Hovertank 3D, которая, при всей своей инновационности, выглядела бедно с одноцветными стенами.

История серии Wolfenstein

История серии Wolfenstein

Узнав, от коллег, работавших над серией Ultima, о новой технологии наложения текстур на плоские полигоны, Джон Кармак решил реализовать подобную идею на своем движке. Таким образом, получилась Catacomb 3D. Игра выглядела значительно лучше предшественницы, но все равно страдала от таких нюансов, как отсутствие дверей на уровнях, и врагов, смотрящих только в сторону игрока.

История серии Wolfenstein

История серии Wolfenstein

То, что подарила игрокам Wolfenstein 3D в 1992-м, сложно было описать. Для индустрии доминируемой в то время стратегиями и более медленными играми в целом, ураганный геймплей от id Software стал настоящим открытием.

История серии Wolfenstein История серии Wolfenstein

При этом игра была на удивление провокационной для своего времени. Адриан Кармак как следует постарался, чтобы в Wolfenstein 3D в изобилии присутствовали скелеты, море свастики и портретов Гитлера. Отдельного упоминания стоит уровень кровавости игры, который наряду с отсылками к фашизму вызвал немало критики.

Помимо основания нового жанра, успех Wolfenstein 3D также укрепил условно-бесплатную модель распространения игр и подарил любителям модов новую платформу для творчества.

История серии Wolfenstein

Spear of Destiny (1992)

Год спустя id Software выпустила Wolfenstein 3D: Spear of Destiny — приквел к Wolfenstein 3D. В то время как основной геймплей остался без изменений, разработчики добавили в игру новые уровни и противников. По сюжету, Бласковиц должен отбить у фашистов Копье Лонгина, христианскую реликвию, которую, по легенде, римский воин Лонгин вонзил в подреберье, распятого на кресте, Иисуса Христа. Теперь же артефактом завладел Адольф Гитлер и надеется с помощью него стать непобедимым.

История серии Wolfenstein История серии Wolfenstein

Return to Castle Wolfenstein (2001)

Wolfenstein 3D подарила индустрии новую платформу, которую тут же начали развивать другие разработчики. В 1993-м id Software закрепила успех, выпустив их главный хит Doom, а в 1996 — Quake, тем самым окончательно утерев нос критикам, прогнозирующим скорую смерть шутерам от первого лица.

История серии Wolfenstein

История серии Wolfenstein

Тем не менее, компания не была заинтересована в разработке сиквела к Wolfenstein и отказывалась рассматривать любые предложения на этот счет от сторонних разработчиков. Ситуация изменилась, когда благодаря кинематографу в моду вошла тема Второй мировой войны.

Id Software отдала лицензию на разработку франшизы Activision, а та в свою очередь поручила процесс двум студиям: Gray Matter Interactive (сингл) и Nerve Software (мультиплеер).

История серии Wolfenstein История серии Wolfenstein

Игрокам представили еще более темный и мрачный экшен, чем в 1991-м. Военный сеттинг был умело сплетен с оккультными темами и фантастикой, выраженной в киборгах мутантах и других монстрах. Также, разработчики не забыли корни серии и добавили в игру возможность проходить миссии тихо, наряду с привычными перестрелками.

Мультиплеер был еще одной сильной стороной тайтла. Его выверенная классовая система, состоящая из солдата, медика, лейтенанта, и инженера, настолько впечатлила игроков, что многим из них сетевой режим понравился больше сюжетной кампании.

Return to Castle Wolfenstein успешно вдохнула новую жизнь в пропадающую с радаров серию и продалась мультмиллионным тиражом

История серии Wolfenstein История серии Wolfenstein

Wolfenstein: Enemy Territory (2003)

Сначала Enemy Territory задумывалась просто как дополнение к Return to Castle Wolfenstein. Через некоторое время, было решено, что тайтл станет отдельной игрой. Студия Mad Doc Software разрабатывала для Enemy Territory командный сингл, а Splash Damage — многопользовательский режим. В конце концов, после того, как работа над кампанией зашла в тупик, id Software решила бесплатно выпустить мультиплеер Enemy Territory.

История серии Wolfenstein

История серии Wolfenstein

Позаимствовав механику сетевой игры у Return to Castle Wolfenstein, Splash Damage добавили в нее множество элементов, таких как очки опыта, новое оружие, и более масштабные локации. Игра быстро нашла дорогу к сердцам игроков, которые соревнуются в ней и по сей день.

История серии Wolfenstein

История серии Wolfenstein

Wolfenstein RPG (2008)

Wolfenstein RPG стала одной из попыток Джона Кармака повысить качество мобильных тайтлов. Игра является идейной наследницей Doom RPG, вышедшей в 2005, и представляет собой пошаговую стратегию от первого лица. По сравнению с основными частями серии Wolfenstein RPG отличается медленным темпом прохождения, ввиду особенности механики игры и наполненности ее всевозможными секретами.

Можно с уверенность сказать, что Кармак не соврал и презентовал мобильную игру классом выше большинства конкурентов. Критики дружно хвалили управление, арт, и обилие контента в Wolfenstein RPG. К сожалению, будущие разбирательства между правообладателями закончились тем, что на сегодняшний день в официальных магазинах игру уже не найти.



Wolfenstein (2009)

Сиквелом к Return to Castle Wolfenstein занялась студия Raven Software, ранее уже работавшая с id Software над Quake 4. Изначальной идеей было создать открытый мир с нелинейным сюжетом и многочисленными концовками. Однако после двух лет разработки Raven Software поняли, что игра потеряла дух серии. Спустя еще два года, игра, названная просто Wolfenstein, была закончена.

На этот в руки Би Джея Блажковича попал магический медальон, принадлежащий немецкому оккультному обществу Туле. Собственно, главные геймплейные нововведения сосредоточены вокруг использования этого самого артефакта. С помощью него игрок может замедлять время, находить потайные комнаты и тропы, создавать защитное пуленепробиваемое поле, и обнаруживать слабые места на теле роботоподобных противников.

История серии Wolfenstein История серии Wolfenstein

Помимо этого до финальной версии Wolfenstein все же дошли некоторые элементы песочницы, такие как апгрейд оружия или нелинейные уровни.

Критики приняли игру довольно тепло, но сошлись во мнении, что франшизе нужно что-то большее, чем просто добротный экшен. Нужна новая кровь.

История серии Wolfenstein История серии Wolfenstein

Wolfenstein: The New Order (2014)

В 2009 Кармак, сославшись на усталость от работы с многочисленными издателями, продает id Software компании ZeniMax Media. Одновременно с этим бывшие сотрудники шведской студии Starbreeze Studios, ответственные за The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay и The Darkness, основали новую компанию MachineGames и активно продвигали идеи разным издателям.

История серии Wolfenstein

История серии Wolfenstein

Когда шведы узнали, что ZeniMax приобрела id Software, они связались с последними и предложили им концепцию новой игры по Wolfenstein. id Software были в восторге. В 2010 ZeniMax взяла под свое крыло MachineGames, которая через четыре года подарила игрокам Wolfenstein: The New Order.

История серии Wolfenstein История серии Wolfenstein

Wolfenstein: The New Order имела невероятный успех и вошла в историю, как один из самых успешных переосмыслений франшизы. Разработчикам удалось создать совершенно свежий шутер, при этом каким-то образом сохранив атмосферу классических частей. За первый месяц было продано 400 тысяч копий, и MachineGames тут же принялись за разработку продолжения.

История серии Wolfenstein История серии Wolfenstein

Wolfenstein: The Old Blood (2015)

По традиции, The Old Blood сначала задумывалась просто как дополнение, но позже разработчики увидели в ней потенциал для полноценного сиквела. К сожалению, на этот раз, MachineGames, возможно, стоило придерживаться первоначального плана.

История серии Wolfenstein

История серии Wolfenstein

Несмотря на то, что изумительный геймплей прошлой части остался на месте, и даже стал еще более кровавым, критики не смогли закрыть глаза на сюжет The Old Blood, сильно уступающий The New Order.

В итоге медиа дружно пришли к выводу, что The Old Blood является отличной самостоятельной игрой, но шагом назад по сравнению с пробивной прошлой частью.

История серии Wolfenstein История серии Wolfenstein

Показанный на E3 трейлер The New Colossus ярко демонстрирует желание разработчиков и дальше развивать серию в сторону яркого кинематографичного экшена. Сможет ли MachineGames сделать это, не растеряв по дороге фирменный дух серии, мы узнаем 27 октября 2017 года.

Прыг, скок, хендехох

Как в Quake, игра состоит из «миссий», разделенных на три-пять глав — каждая со своими целями, локациями и нюансами. Так и темп игры не проседает от гигантских пустых уровней, и движок не страдает от излишней нагрузки. Вместо того чтобы в угоду «эпичности» шутеров-современников делать внушительные и довольно блеклые локации, Gray Matter создали серию миниатюрных испытаний длиной в основном не больше десяти минут.

Архитектурно уровни — нечто среднее между бесконечными кислотными лабиринтами Doom и современными «коридорами». Заблудиться нельзя, но искать нычки, секретики и баловаться с интерактивным окружением можно долго — золото фашистов само себя не перераспределит в мировую экономику. Вдобавок, в отличие от предшественниц из рода аренных шутеров, здесь локации пестрят деталями. Многие из них можно «потрогать» каленым сапогом Бласковица, от чего те с треском разваливаются на куски. В бараках немцев почти всегда можно найти неизменный братвюрст, нарезанное сало и шнапс. Би-Джей — как Машенька из «Маши и медведей». Убил нацистов, съел их еду, поспал в их постели. Еще и наследил в каждом углу.


За пинок отвечает отдельная кнопка. Если приноровиться, можно научиться гарцевать по уровням в безостановочном канкане.

Задачи у Бласковица чаще всего более хитрые, чем «убей всех и дойди до конца». Может, сразу и не скажешь, но главный герой — специальный агент. Поэтому на него частенько возлагается задача украсть особо важную информацию, которую нацисты удобно и доступно записывают в особых книгах (всегда бы так!). Или, например, угнать экспериментальный самолет, сначала подготовив его ко взлету. По инструкции. Записанной в особой книге. Нацисты очень любят свои книги.

Игра старается лишний раз не встревать в собственный темп. Она явно очень хочет (оно и понятно) влезть в ботинки Half-Life постоянным построением мира, регулярной сменой декораций и интерактивностью. Мешает старое с новым, но. скромно, что ли. Не раздувая из мухи слона. В современном шутере высадка десантников СС наверняка удостоилась бы собственной двухминутной катсцены, тогда как в RtCW она просто случается, и всё. Ее можно и не заметить вовсе, если не услышать гул пролетающих самолетов. Вам же выйдет боком, потому что парашютисты фантастически больно и метко стреляют.


Он ни о чем не подозревает. Потом его найдут с тридцатью ножевыми ранениями.

Бои, случайные диалоги и экспозиция происходят, но не кричат о себе. Либо это дань уважения старым шутерам, либо знак того, что RtCW достаточно хорошего мнения о соображалке игрока, чтобы тот всегда был начеку. Мы ведь на вражеской территории, здесь может произойти что угодно. Никогда не знаешь, где тебя поджидают недруги, и игра нисколько не стремится облегчить задачу. Ну, знаете, не как во многих нынешних шутерах, где по дизайну локаций четко понимаешь, какой сегмент окажется следующим. Здесь у нас красивые декорации — значит, будут разговоры и сюжет, бояться нечего. О, а здесь арена со множеством укрытий — очень интересно, будет ли перестрелка?

Бласковиц ведь не маленький. На что хочешь, на то и обращай внимание, но не жалуйся, когда игра напомнит, что не стоит долго щелкать клювом. Скажем, героя заранее предупреждают, что один из уровней охраняется женским спецотрядом «амазонок» — хорошо обученными убийцами. Побегут ли они с гиканьем в бой? Нет. Они будут ждать в засадах и брать числом. Чего вполне можно ожидать, если на секунду остановиться и подумать.

Игра нашего времени

Return to Castle Wolfenstein — старенький кровавый шутер? Как же. Gray Matter Interactive гораздо хитрей, чем кажутся. Со своей находчивостью в работе с источниками они сильно опередили свое время, но эстафету вполне успешно перехватили Machine Games с новой дилогией о Бласковице. Именно этот контраст реализма с пышным букетом штампов и вдохновений они успешно перенесли в The New Order, которую местами совсем не стыдно сравнивать с «Бесславными ублюдками» Тарантино.


Череп считает, что технологии эффективней магии. В The New Order он доказал это с помощью атомной бомбы. Человек слова.

RtCW играется приблизительно так же, как более или менее вменяемые современные шутеры. В меру интересно. Куда интересней перемывать игре косточки и изучать, откуда ноги растут у каждой из ее деталей. Смешно, но в 2000—2001 годах ни в одном из интервью не поднималась тема художественного своеобразия игры. Это не укор журналистам прошлого. Просто факт: в те времена о культурологическом багаже игр беспокоились гораздо меньше, чем сейчас. Тем более когда речь шла о шутере про вторую мировую.


Фашистские офицеры любят погорячей. Хорошо, что у нас с собой всегда огнемет.

Дрю Маркхэм сам подчеркивал, что игры в этом сеттинге делать несложно, потому что не нужно волноваться о моменте сопереживания и прочей высокодуховной «ерунде». Фашисты плохие — их надо перестрелять, все просто. Этот тезис сложно оспорить, но легко применить на практике. Что, например, сделала Call of Duty, которая во многом следовала за Medal of Honor и RtCW. Она была эпичной, инновационной, по-киношному красивой, но в ней не было ни капли изобретательности своей предшественницы.

Кого в этом винить? Бездушный конвейер и Activision? Не стоит. Gray Matter полностью слились с Treyarch в 2004-м, спустя три года после выхода RtCW и год — после первой Call of Duty. Так что, возможно, над играми (в какой-то мере) работали одни и те же люди. Аддон United Offensive точно вышел из рук Gray Matter, а там кто знает, насколько тесно они сотрудничали с Treyarch.

Скорее всего, дело в видении. Художественном представлении о том, какой должна была получиться игра. В случае с Wolfenstein 3D и RtCW это видение существовало и постепенно развивалось — одновременно с технологиями. Были вещи, что определяют игру, помимо ее привязанности к войне. Мистика, зомби, приключенческая атмосфера, иногда — слегка черный юмор. Все это с отменной графикой и в реально существовавших местах, чтобы усилить погружение.

У Call of Duty иное видение: реконструировать реальные баталии в разных театрах военных действий. Какое-то время оно работало замечательно, однако мы пресытились. Очерствели. Быть «понятной» и красивой игрой теперь недостаточно.

Мы знали, мы всегда знали, что Би-Джей Бласковиц по кличке Бласко выжил! Что ему какая-то ядерная бомба и распоротый живот!

К сожалению (или к счастью), Return to Castle Wolfenstein сделала и стрельбу, и культурный подтекст одинаково хорошо. Первое видно невооруженным глазом, а второе никого особо не интересовало. Поэтому за рождение современных шутеров, в частности — Call of Duty, вы можете поблагодарить именно ее.

Реалистичные локации? Вульфенштайн. Оружие? Вульфенштайн. Умопомрачительно серьезные брифинги перед миссиями? Он же. Зомби-роботы-пираты-фашисты-волшебники? «Вульфенштайн» и тот странный уровень из Medal of Honor: Underground про щелкунчиков с немецким акцентом.

Главной целью Gray Matter при разработке было качество, и они своего добились. Но не все качество так легко подхватить, как механическое и технологическое. Уместить с десяток клише на минуту игрового времени довольно просто. Сложнее оперировать клише, чтобы воплотить в жизнь собственное творческое видение.

Экспертное мнение

Альтернативная история — отличное упражнение для ума, ведь здесь очень важны причинно-следственные связи. Одна находка немцев в Wolfenstein изменила ход истории. Но насколько правдоподобен такой сценарий? Нам нужно экспертное мнение! Так что ниже мы даём мнение преподавателя истории, соавтора учебных пособий для российских школ и эксперта ЕГЭ Натальи Левиной:

«Найденный артефакт действительно мог бы изменить позиции Германии в войне. Но вот нашли его немцы явно слишком поздно. Германию с 1942 года постоянно бомбили союзники. Перестроить в этих условиях всю промышленность и наладить быстрый выпуск новой техники было бы просто нереально. А тут получается, что меньше чем за год военная машина Германии настолько усилилась, что немцы почти одновременно отразили высадку в Нормандии с колоссальным успехом и остановили операцию «Багратион». Какие бы фантастические технологии ни были скрыты в документах этого ордена, в настолько быстрое их распространение верится с трудом.

Кстати, об операции «Багратион». Проблемы у СССР в этой версии событий начались чуть ли не сразу после Курской битвы. Но операция «Багратион» связана с освобождением Белоруссии. Как же советские войска прошли так далеко, если терпели постоянные поражения?

Идём дальше. Здесь немцы начали непосредственно угрожать США в 1947 году. Но ведь в реальности именно США сбросили атомную бомбу на Японию в 1945-м! И уж если провалилась высадка в Нормандии, тем более нужно было бы скорее устранить непосредственную угрозу. Так почему Америка не сбросила «Малыша» и «Толстяка» на Германию? Ведь их разработки шли независимо от действий в Европе, бомбы наверняка были готовы уже в 1945 году. Загадка.

Урок «неправильной» истории с Wolfenstein 2: The New Colossus. Как нацисты захватили Землю

Наконец, не может не вызвать улыбки фраза о том, что Германия захватила Италию «всего за несколько недель». Итальянцы были прекрасными инженерами и здорово улучшали немецкие разработки. Но вот вояки из них были очень сомнительные. В 1940 году они умудрились сбить своего единственного маршала авиации, Итало Бальбо, пусть и по ошибке. Почти во всех успешных итальянских операциях им помогали именно немцы. Поэтому, если бы Германия вторглась в Италию, вопрос капитуляции, скорее всего, решился бы в течение нескольких дней, но никак не недель.

Конечно, стоит напомнить, что история как наука действительно не знает сослагательного наклонения и все описываемые события несостоятельны по определению. Но даже если принимать их за возможные, тут можно найти несколько подобных нестыковок. Бездействие США — пожалуй, самая значимая из них».

Урок «неправильной» истории с Wolfenstein 2: The New Colossus. Как нацисты захватили Землю

Мир победившего нацизма в Wolfenstein — крайне неприятное место. И пусть сюжет местами чересчур фантастичен, видение MachineGames часто очень интригует. Пусть и не без ошибок, но сочинение на тему альтернативной истории студия сдала.

Хорошо забытое новое


Я? Струсил? Не хватает только плевка в лицо для пущего эффекта.

Небольшая историческая справка. Return to Castle Wolfenstein была выпущена в 2001 году под патронажем Activision, которая купила права на использование франшизы у id Software. За сюжетную часть игры отвечала студия Gray Matter Interactive (не id; здесь они выступили продюсерами), а за сетевой режим — Nerve Software. По существу, «Возвращение в замок Вульфенштейн» было «мягким» перезапуском Wolfenstein 3D. Переосмыслением классической игры, которая уже тогда считалась ретро, но с поправкой на современные технологии, которые позволят разработчикам полностью реализовать свои амбиции.

Ведь в конце девяностых шутеры вступили в новую эпоху — эпоху кинематографичности и эпика. Вот Gray Matter и попыталась аккуратно сплавить старые принципы и новые веяния в одну крепко сбитую игру на слегка модифицированном id Tech 3.

В шкуре бессменного бича фашизма и рекордсмена по количеству срезанных скальпов — Би-Джея Бласковица — игрокам поручалось собственноручно докопаться до правды о мистических изысканиях нацистских ученых. А по пути, разумеется, разрушить все зловещие замыслы, пиная каждый портрет Гитлера и съедая все продовольственные запасы немцев на своем пути.


Чертовы фрицы. Начитаются своих гримуаров и вызывают Сатану.

Геймплейно RtCW — образцовый компьютерный шутер. Однако сравнивать его с Doom и Quake не совсем правильно. Отцы жанра уделяли больше внимания скорости и чистым рефлексам. RtCW — про хитрость и умение пользоваться инструментами в арсенале Бласковица. Она далеко не так требовательна к игроку как в сингле, так и в мультиплеере, но компенсирует новообретенную «казуальность» необычной динамикой игрового процесса.

Спиритические сеансы с Би-Джеем Бласковицем

Серия Wolfenstein никогда не чуралась абсурдного мистицизма, граничащего с откровенным бредом. Один меха-Гитлер из Wolfenstein 3D чего стоит. Однако, по мнению руководителя разработки Return to Castle Wolfenstein Дрю Маркхэма, из-за технологических ограничений много информации и задумок осталось «в скобках». Игрокам оставалось только додумывать, что к чему и есть ли где-то двойное дно.


Теперь, вооружившись id Tech 3, Маркхэм провозгласил, что RtCW будет гибридом второй мировой и «Секретных материалов». В результате эстетика игры вобрала в себя прорву источников вдохновения, реальных прототипов, слухов и «секретных документов». Благодаря этому тон и реализм происходящего скачут так сильно, что порою непонятно, как лучше называть разработчиков — гениями или безумцами.

С одной стороны, все локации в игре более или менее скопированы с реальных прототипов. То же самое относится к аутентичному оружию. Игра шутит (собственными устами) целых два раза за все прохождение. С другой стороны, нацисты занимаются поднятием мертвецов, весь женский отряд СС — ведьмы (нет, правда, игра так и говорит), а лучшая замена ногам для перекачанного наркотиками мутанта — гигантская Тесла-катушка.

Все абсолютно серьезно, ни одна живая душа ни разу не удивляется. Даже актеры в длинных и очень скучных катсценах в начале каждой миссии уделяют балагану не больше внимания, чем просто «хм, ну это немного странно».


Ракурс «сквозь занавески» освежает рутинное совещание командования союзников. Или нет. Скорее нет.

В 2017 году все это выглядит дымящейся кучей низкопробных клише. Может быть, может быть. Важно другое. Этот цирк с уберзольдатен — самое что ни на есть любовное письмо бульварному чтиву, сдобренное историческими отсылками. Фашисты действительно занимались мистицизмом в попытках обратить себе на пользу все, что может послужить оружием. Генрих Гиммлер, один из антагонистов RtCW, был сильно повернут на теме превращения политики в религию. Последний босс игры — реально живший император, прославившийся завоеваниями и объединением земель. Кличка злодея игры — «Череп» — совпадает с названием одного из романов Лео Кесслера, известнейшего деятеля в области военного бульварного чтива.

Даже женский отряд СС, затянутый в латекс по самую макушку, — не просто фансервис, а отсылка к жанру трэшевого кино «нацисплотейшн». Как «эксплотейшн»-кино («Мачете» или «Планета мертвых»), только с фетишизацией и сексом.


Одновременно с этим Gray Matter никогда особо не привлекали внимания к культурной базе, на которой строится игра. Несмотря на весь простор для абсурдного юмора в стиле Тарантино, нельзя сказать, что RtCW использует его. Неумышленно — возможно, но игра не осознавала себя. Это сейчас метатекстуальность и заигрывания с «четвертой стеной» стали правилами хорошего тона; в 2001 году, наверное, достаточно было пожать плечами и сказать — «альтернативная история». Если игра не парится, то и мы не будем.

Урок «неправильной» истории с Wolfenstein 2: The New Colossus. Как нацисты захватили Землю

Перелистываем запылившийся учебник альтернативной истории трехлетней давности!

Урок «неправильной» истории с Wolfenstein 2: The New Colossus. Как нацисты захватили Землю

Урок «неправильной» истории с Wolfenstein 2: The New Colossus. Как нацисты захватили Землю
Урок «неправильной» истории с Wolfenstein 2: The New Colossus. Как нацисты захватили Землю
Урок «неправильной» истории с Wolfenstein 2: The New Colossus. Как нацисты захватили Землю

История, конечно же, не знает сослагательного наклонения. Но это не мешает многим учёным и писателям периодически задаваться вопросом в духе: «А что, если бы Германия победила во второй мировой войне?» Одни предрекали экономическую гегемонию Германии, другие утверждали, что немцы силой заберут себе планету.

Сторонниками этой теории оказались и шведы из MachineGames. Для перезапуска серии Wolfenstein они объединили реальную историю, мистические теории и фантастику, чтобы показать, как Третий Рейх подчинил весь земной шар. В честь релиза Wolfenstein 2: The New Colossus мы решили подробно вспомнить, что привело к основным событиям Wolfenstein: The New Order, а также узнать, насколько всё это правдоподобно.

Йа-йа, штангенциркуль

Разработчики отлично понимали, для кого делают игру (а предназначена она в первую очередь для тех, кому осточертело по сто раз проходить в шутерах сложные участки), и поэтому стараются развлекать нас всеми доступными средствами.

Художники с дизайнерами, кажется, очень внимательно следили за судьбой F.E.A.R. и дали себе зарок не повторять ее ошибок. В игре нет ни одной одинаковой локации, если не считать районов Айзенштадта. Только что мы сражались на вокзале, а несколько минут спустя уже бродим по узким улицам австрийского города. Затем отправляемся на залитую солнцем ферму, под которой вдруг обнаруживаем огромную секретную базу фашистов. Оттуда — прямиком в разрушенную церковь. Потом можно заглянуть в пивную, где глушат шнапс оккупанты, на радиостанцию, в старинный замок или на аэродром.

Эти гадкие устройства не только делают картинку черно-белой, но и блокируют использование паранормальных способностей.

Только в Сумраке полностью раскрывается дьявольская сущность Третьего рейха.

Надоело расстреливать обычных фашистов? Вот вам уберзольдатен, закованные в броню. Наскучили и они? Получите немецких девок в кожаных штанах и с плазменными хлыстами. Хочется чего-то погорячее? Держите монстра из параллельного мира, прошибающего лбом бетонные колонны, или сразитесь с помесью паука и креветки размером с дом. Все равно мало? Возьмите в руки сияющий контейнер, наполненный потусторонней энергией, и зашвырните его в толпу фрицев. Те, вместе с ящиками и другими элементами декора, воспарят на несколько секунд в воздух, забавно извиваясь и требуя немедленно опустить их на землю.

Единственный элемент игры, которому трагически не хватает разнообразия, — это саундтрек. Когда воздух шипит от смертоносных энергий, а в небо поднимается звено летающих фашистов, меньше всего хочется слушать унылые немецкие марши. Так что рекомендуем запустить фоном любимый медиаплеер и включить что-нибудь позабористее. Эффект будет потрясающий.

Ну и технологически Wolfenstein не блещет. Движок Doom 3 и физика Havok — не самый мощный тандем, так что готовьтесь к немного устаревшей картинке, утопающим в земле ящикам и скачущим, как резиновый мячик, гранатам. Кстати говоря, играть в Wolfenstein мы советуем на PC: на рекомендованной конфигурации движок выдает стабильные 60 кадров в секунду. С консолями Raven Software все никак не подружится — игра на них ощутимо подтормаживает в особо насыщенные моменты.

Игра про Вторую мировую, говорите? Ну-ну.

Wolfenstein возрождается где-то раз в семь-восемь лет и непременно находит новых поклонников. Меняются разработчики и технологии, а сериал остается. И что с того, что картинка слегка подернулась паутиной? Лучше оцените фантазию авторов.

ПЕРЕВОД: Локализация от «Софт Клаба» традиционно хороша, но не идеальна. Тексты переведены отлично, а вот актеры напрочь забыли, что играют они немцев. От характерного арийского акцента, с которым была озвучена английская версия, не осталось и следа, а значит, теряется часть атмосферы игры.

Реиграбельность — нет

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 85%

Геймплей: 8

Звук и музыка: 6

Интерфейс и управление: 8

Дождались? Задорный и разнообразный, но чуть-чуть устаревший шутер о том, как неунывающий агент Блажкович, не без помощи потусторонних сил, в очередной раз срывает оккультные эксперименты Третьего рейха.

Рейтинг «Мании» 8

Локализация 2/3

Чем Сумрак отличается от реальности?

1 — Меняется общая цветовая гамма. Мир зеленеет на глазах, в небе появляются какие-то завихрения, потусторонний ветер гоняет по воздуху мусор. В Сумраке все объекты отчетливо видны, даже если в реальности помещение залито кромешной тьмой.

2 — Эти забавные существа слоняются по Сумраку и собирают энергию Черного Солнца. Если выстрелить в одного из них, монстр лопнет, а собранная им энергия прольется на вражеские головы. Но если убить слишком много обитателей Сумрака, остальные создания озвереют и нападут на вас.

3 — Фонтанчики энергии Черного Солнца, которой питается медальон Блажковича. Чтобы перезарядиться, надо постоять в источнике несколько секунд. В реальности они тоже чуть-чуть заметны из-за колебаний воздуха.

4 — Красным цветом подсвечиваются ключевые объекты. Эту дощечку в реальности заметить практически невозможно, а за ней — тайник с фолиантом, открывающим новые способности.

5 — Иногда Сумрак открывает новые пути. Здесь, например, видна астральная лестница. Еще встречаются фальшивые стены. Если выйти из Сумрака, находясь внутри нее, Блажковича просто разорвет. Будьте внимательны!

6 — Все источники света оставляют красивые шлейфы. Чем ярче источник, тем длиннее шлейф.

Серия Wolfenstein всегда славилась легкой придурковатостью. Фашисты в ней занимаются такими вещами, что непосвященные люди крутят пальцем у виска. Вот избранные моменты из новой игры.

Летающие нацисты выделывают в воздухе трюки ничуть не хуже «Русских витязей». При этом закидывают вас с ног до головы ракетами «воздух — земля». И это в 1943 году!

Под миленькой фермой на краю города притаилась ОГРОМНАЯ подземная база. Чтобы никто не догадался!

Фашист-зомби и T-800 — страшная помесь. Главным образом потому, что прет напролом и не промахивается, в отличие от своих собратьев-людей.

Всю игру нам мозолит глаза гигантский цепеллин над городом. Разумеется, он нужен для того, чтобы стереть Айзенштадт с лица земли. Но Блажкович такого не допустит.

Мы века двадцатого дети

Эта сцена на поезде длится не больше минуты, а впечатлений оставляет целое море.

Мы практически уверены, что новый Wolfenstein ждет похожая судьба. Вначале кажется, что это — старомодный шутер в духе Return to Castle Wolfenstein, которому в этом году стукнуло восемь лет. Железнодорожная станция с развешанными повсюду свастиками, MP40 в руках, три гранаты (и не больше!) на поясе, ни единого намека на нелинейность, ни одной новой геймплейной находки. В центре внимания, как и восемь, и семнадцать лет назад — агент Би-Джей Блажквич, который за это время совсем не постарел и все так же способен убить нациста одним выстрелом в левую пятку. Позже выясняется, что с собой можно одновременно таскать абсолютно все виды оружия, включая панцершрек, огнемет и несколько огромных экспериментальных пушек. Понимаете теперь, что значит «старомодный»?

Но совсем скоро выясняется, что Wolfenstein — игра с открытым миром! Только, пожалуйста, не надо хвататься за валерьянку и неодобрительно цокать языком: открытости здесь примерно столько же, сколько было в консольной The Darkness. В нашем распоряжении оказываются несколько районов австрийского городка Айзенштадт. На его территории обитает парочка партизанских группировок и нелегальные торговцы, а по периметру расставлены выходы на уровни — вот и вся свобода. Но приятно все же случайно встретить в переулке какого-нибудь неудачливого NPC, который с радостью переложит на наши плечи свои проблемы, или наткнуться на припрятанное кем-то золотишко или папку с секретными документами.

Через секунду удивленные немцы испарятся, оставив после себя лишь зеленые силуэты в воздухе.

Фашисты косоглазы настолько, что даже с такого расстояния могут пустить очередь в молоко.

Вот вам и сюрприз номер два: в старом добром Wolfenstein, где поиск секретов всегда был лишь способом самоутвердиться, появилась примитивная экономическая система. Золото конвертируется в доллары и тратится на апгрейды оружия. Улучшите нарезку ствола, перейдете с рожковых на коробочные обоймы, прикрутите снайперский прицел — убивать нацистов станет на порядок веселее. А уж что можно сотворить с тяжелым оружием — аж слюнки текут! Правда, все это станет доступно, только если вы облазите на коленках каждый темный уголок на каждом уровне в поисках секретных данных (открывают улучшения) и собственно золота.

Взгляд в прошлое: Return to Castle Wolfenstein. Не моя ностальгия

В нашей новой ностальгической и насквозь субъективной рубрике мы разбираемся в «закулисье» культового шутера и в том, как он смотрится в 2017 году.

Взгляд в прошлое: Return to Castle Wolfenstein. Не моя ностальгия

Взгляд в прошлое: Return to Castle Wolfenstein. Не моя ностальгия
Взгляд в прошлое: Return to Castle Wolfenstein. Не моя ностальгия
Взгляд в прошлое: Return to Castle Wolfenstein. Не моя ностальгия

Сразу подчеркну: я никогда прежде не играл в Return to Castle Wolfenstein. Стыдно для игрового журналиста, согласен. Именно поэтому я исправляю пробелы в своих (и иногда читательских) познаниях, прикасаясь к золотому фонду классических игр впервые, без ностальгических чувств и розовых очков на переносице.

Летняя игровая засуха — катастрофическое явление для всех домоседов, интровертов, геймеров и всего игрожура. А раз мы в редакции прониклись недавним анонсом Wolfenstein: The New Colossus, я подумал: «Почему бы не поиграть в Return to Castle Wolfenstein?» Она не так уж стара, работает без нареканий и дала ход «современной» франшизе Wolfenstein. Наверняка здесь будет о чем поговорить.

Мы больше не в Канзасе

С 1946 года война приобретает характер катастрофы. Спустя год после битвы над Ливерпулем Адольф Гитлер даёт «редчайшее эксклюзивное интервью» безымянной немецкой газете: «Я хочу мира для всего человечества. И за него я буду драться до последней капли крови». Хорошая попытка, Адольф.

Урок «неправильной» истории с Wolfenstein 2: The New Colossus. Как нацисты захватили Землю

Через шесть дней после «редчайшего интервью» союзники бросают почти все уцелевшие боевые самолёты на штурм крепости генерала Вильгельма Штрассе по прозвищу Череп, творца военного «чуда» Рейха. Но, как несложно догадаться, высадка на Бейкер-бич окончилась полным провалом. Череп снова выжил, Бласковиц получил шрапнель в голову и провёл следующие четырнадцать лет в состоянии овоща. Эта потеря ещё приблизила победу стран Оси.


Спустя ещё полгода немцы опровергают поговорку о том, что русских зимой не победить. Советский Союз сдаётся нацистской Германии в битве при Ижевске 12 декабря 1946 года. Дело дошло до того, что мирные жители сами атаковали соотечественников-солдат в надежде закончить затянувшуюся войну. Согласно пропаганде Геббельса, «Дядю Джо» (Сталина) убили собственные приближённые. Усатый австрийский художник получает всё больше власти.

Урок «неправильной» истории с Wolfenstein 2: The New Colossus. Как нацисты захватили Землю

Сразу после празднования нового, 1947-го, года немецкие войска начинают морское вторжение в Канаду. Их уже не волнует полузадушенная Англия, которую постоянно бомбят. Теперь «День Д» провели немцы, а США приходится оборонять свои границы.

В августе того же года происходит сражение в заливе Лейте — на три года позже своего исторического прототипа и совсем с другим исходом. Кригсмарине при помощи морских сил Японии на голову разбивают Тихоокеанский флот США. «Арсенал демократии» полностью теряет шансы на победу в войне, хоть и не прекращает сражаться.


В Wolfenstein сражение в заливе Лейте обернулось катастрофой уже для Штатов.

Ауфидерзейн, оружие!

Другая деталь, которая серьезно отличала RtCW от «беги-стреляй» шутеров, — ганплей.

Во-первых, Бласковицу доведется подержать в руках аутентичное и хорошо смоделированное оружие времен второй мировой. По большей части фашистское — будучи засланным в немецкие тылы, добыть родной звездно-полосатый BAR или «беретту» непросто. В редкие моменты, когда начальство дарит допотопный «Томпсон» и «Кольт-1911», патроны к ним считаешь так же скрупулезно, как седые волосы на голове.


Во-вторых, это оружие не только нарисовано с опорой на реальные прообразы — оно еще и ведет себя своевольно. Взять в руки какой-нибудь MP-40 и, зажав курок, с криком рвануть в толпу немцев можно, но пули, скорей всего, попадут куда угодно, кроме вражьих тушек. Куда выгодней стрелять очередями, контролируя отдачу. Словом, стоит действовать практично, а не как герой боевиков. Хотя казалось бы, какие разговоры о практичности, когда всего один человек собственноручно истребляет целые батальоны фашистов?

В какой-то момент Бласковиц даже получит «бесценную» возможность палить сразу из двух «кольтов». Круто, да? Какие разговоры, конечно, круто. Только калибр у пулек недостаточно большой, чтобы впечатлить эсэсовцев стрельбой по-македонски. Даже если стрелять исключительно по головам. В противостоянии «Стена» и «Два пистолета» победу приносит первый вариант, вопреки всему, чему нас научили боевики.


Читать? В моем старом шутере? Вы за кого меня держите, за человека, умеющего читать?

Все правила практичности и здравый смысл распространяются и на врагов. Одинокий пехотинец с MP-40 может хоть десять минут пытаться обстрелять вас с дальней дистанции, но попадет только пару раз. Этот же самый пехотинец за пару секунд превратит Бласковица в решето, если застанет его врасплох вплотную. И парашютистов, о которых я сказал ранее, стоит бояться не из-за их черной формы, а потому, что их FG42 очень метко и больно бьет на неприличное расстояние. Если зазеваться, то даже три или четыре пистолета не спасут. В то же время страшенных тяжеловесов-огнеметчиков в броне можно водить за собой хороводами и осыпать неприличными шутками. Ровно до тех пор, пока Бласковиц держится достаточно далеко.

А уж зомби. Гм, да. Зомби. Чуть не забыл о них. Гиммлер добился-таки желаемого и докопался до того, до чего докапываться не стоило. Поэтому в паре (буквально) уровней можно встретить живых мертвецов, очень нехотя волочащих ноги в сторону вкусного сочного Бласковица. Или скелетов с бронзовыми щитами, которые так хорошо выкованы, что способны отражать пули любого калибра.

Если вам показалось, что все это звучит как-то не очень интересно, вы правы. «Паранормальные» секции — самые скучные с игровой точки зрения.

Второй коренной перелом

Всё началось летом 1943 года. Немцы проиграли Сталинградскую и Курскую битвы, японцы отступали на Тихом океане, итальянцы профукали высадку союзников на Сицилии — казалось, что история должна пойти по обычному руслу. Но ближе к концу 1943 года немецкие учёные обнаружили небольшой тайник ордена Даат Ихуд, где хранились невероятные научные изобретения. Германия, здраво оценивая ситуацию на фронте, тут же пустила находки в дело. Произошел прорыв в электронике, робототехнике, авиастроении, ракетостроении, биологии, медицине и многих других областях. Германия вырвалась на десятки лет вперёд.


Начало конца Советского Союза в Wolfenstein случилось после Курской битвы.

Наступает 1944 год. Военная машина нацистов набирает обороты. Советские войска терпят одно поражение за другим, операция «Багратион» проваливается. Высадка союзников в Нормандии 6 июля терпит полный крах: они теряют 156 тысяч человек, а немцы — всего 89 бойцов. Военнопленные два года возводят на месте неудачной высадки целый музей.

Урок «неправильной» истории с Wolfenstein 2: The New Colossus. Как нацисты захватили Землю


Так выглядела Москва до тех пор, пока её не испепелили артиллерией.

16 марта 1945 года немецкие войска исполняют мечту фюрера: захватывают Москву, сердце большевистской России. Город сдался только после двухнедельной воздушной бомбардировки. «Попытки Красной армии удержать столицу захлебнулись, принеся с собой сотни жертв среди мирного населения», — пишут в шведской прессе. Скорее всего, Ленинград к этому времени тоже был потерян — но о нём в игре не сказано ни слова.

25 июня того же года происходит крупнейшее воздушное сражение над Ливерпулем. Англия теряет больше половины своих самолётов, а Германия получает почти полное превосходство в воздухе. Победу немцам обеспечили новейшие реактивные истребители «Хортен-229», заменившие исторические реактивные «мессеры».

Читайте также: