Что с ворлд оф варкрафт

Обновлено: 29.06.2024

Blizzard — одна из самых известных компаний в игровой индустрии. Студию, первые два года носившую название Silicon & Synapse, в 1991 году основали три выпускника калифорнийского университета в Лос-Анджелесе — Аллен Адам, Фрэнк Пирс и Майк Морхейм. Последний во время BlizzCon 2017 признался, что занял у бабушки 15 тысяч долларов, чтобы открыть компанию. Вложение отбилось: так, онлайновая игра World of Warcraft, выпущенная в 2004 году, за три года принесла разработчикам более миллиарда долларов.

World of Warcraft — одна из самых популярных игр студии, но не единственная. Ещё до её релиза в 2004 году Blizzard выпустила три игры, которые сделали компанию известной на весь мир и придали ей культовый статус. Речь о стратегиях StarCraft и Warcraft и экшене с элементами ролевой игры Diablo, породившем отдельный жанр, названный в народе «диаблоидом». Все три игры дали старт крупным сериям, две из них Blizzard тем или иным образом развивает до сих пор. О новых играх в серии StarCraft не было новостей с 2015 года, когда вышла заключительная глава StarCraft 2.

Кроме того, в 2016 году студия выпустила крайне успешный онлайновый шутер Overwatch. В апреле 2021 года количество игроков в ней превысило 60 миллионов человек.

С чего начался скандал

История началась 21 июля 2021 года, когда Калифорнийский департамент справедливого трудоустройства и размещения (Department of Fair Employment and Housing, DFEH) подал в суд на Activision Blizzard. В иске отмечается, что он основан на двухлетнем расследовании, в ходе которого DFEH установила, что права женщин в компании ущемляют. Среди ключевых проблем департамент выделил множественные сексуальные домогательства (позже, в августе, стало известно, что до мужчин тоже домогались); меньшую, чем у мужчин зарплату; более жесткие требования для повышения в должности.

Ответ Activision Blizzard не заставил себя долго ждать — в тот же день компания сообщила, что обвинения DFEH основаны на «старой и лживой» информации, и что с «токсичной культурой» уже давно разобрались. Также, по словам представителей Activision Blizzard, надзорный орган ни разу за два года расследования не сообщил о проблемах руководству компании, что противоречит калифорнийским законам.

В документе, помимо общих обвинений в «токсичной культуре» на рабочем месте, говорилось также и об Алексе Афрасиаби (Alex Afrasiabi), который ранее работал старшим творческим директором World of Warcraft. Афрасиаби обвинили в множественных сексуальных домогательствах. Согласно выводам DFEH, он регулярно «лез целоваться или обниматься к сотрудницам», а также предлагал им выйти за него замуж.

На момент иска Афрасиаби уже не работал в Blizzard — присоединившись к студии в 2004 году, он покинул ее в середине 2020-го. Как потом стало известно из материала Kotaku, уволили Алекса именно из-за его «неподобающего поведения».

Первая реакция игроков и сотрудников

Игроки и сотрудники компании немедленно выразили негодование по поводу сложившейся ситуации. К примеру, некоторые поклонники World of Warcraft начали требовать, чтобы из игры убрали все упоминания Афрасиаби (его именем были названы предметы и несколько NPC), а также провели сидячую забастовку прямо в игре.

Причем если сначала группа забастовщиков была всего одна, то потом к ней стали присоединяться и игроки на других серверах. Некоторые из них затем собрали больше 13 тысяч долларов на программу Black Girls Code, в рамках которой чернокожих девочек учат программированию.

За этим последовало письмо главы Blizzard Джея Аллена Брэка, опубликованное журналистом Bloomberg Джейсоном Шрайером. В письме Брэк отмечает, что презирает bro culture, из-за которой и началась вся «токсичность» в Activision Blizzard. Всю карьеру он, по его собственному признанию, старался бороться с ней. Ещё Джей Аллен указал на то, что считает обвинения «тревожными» и в скором времени проведёт «множество встреч с работниками студии», чтобы обсудить «ряд серьёзных вопросов».

На фото: Джей Аллен Брэк

Сотрудники компании тоже не стали молчать. К примеру, ведущий дизайнер World of Warcraft Джереми Филез написал в своем твиттере, что многие в компании отказываются выходить на работу в знак солидарности с женщинами, которые решились заговорить о проблемах в компании на фоне скандала. Заявления же руководства Activision Blizzard, опровергающее выводы DFEH, Филез назвал «не отражающими взгляды сотрудников». Ему вторил и сценарист Overwatch 2 Джастин Грут, отметивший, что руководство «скорее уничтожит компанию, чем признает свою вину».

К забастовке присоединились не только игроки и работники компании, но и несколько игровых сайтов. The Gamer, GameXplain, Overlode и Switch Player Magazine сообщили, что не будут писать об играх Activision Blizzard «до тех пор, пока ситуация не изменится». И список этот далеко не полный. В августе же от компании отвернулась не только пресса, но и спонсоры в лице Coca-Cola, State Farm и T-Mobile.

Дальше начали высказываться и бывшие топ-менеджеры Blizzard. Например, экс-глава студии Майк Морхейм воспринял обвинения в сторону компании как личную неудачу, ведь на протяжении 28 лет работы в компании (Морхейм покинул Blizzard в 2019 году) он пытался «создать безопасную рабочую среду для всех сотрудников Blizzard». Майк извинился перед пострадавшими сотрудницами и попросил поделиться своими историями всех, кого коснулся маховик несправедливости, поделиться своими историями. Майк считает, что благодаря этому индустрия сможет измениться и стать «чище». Его поддержали бывший вице-президент Blizzard Крис Метцен и Джефф Стрейн, бывший ведущий разработчик студии и основатель Undead Labs.

На фото: Крис Метцен

Что предприняли сотрудники

26 июля сотрудники Activision Blizzard отправили руководству компании открытое письмо, которое подписали более двух с половиной тысяч действующих и бывших работников издательства. В письме они обвиняют топ-менеджмент компании в лицемерии, называют официальные ответы компании «ложными и искажающими факты», а также говорят о том, что не останутся в стороне и будут бороться «за свою любимую компанию до конца — пока она не станет местом, которым действительно можно гордиться».

А на следующий день после этого сотрудники объявили, что 28 июля устроят забастовку около главного кампуса Blizzard в Ирвайне. Бастующие потребовали:

— «поддерживать репрезентацию среди сотрудников» путем найма большего числа женщин, людей разных рас и трансгендерных людей;

— создать группу «по вопросам равенства и инклюзивности», которая сможет нанять независимую компанию для проведения проверки среди руководства компании;

— опубликовать данные по диапазонам зарплат сотрудников;

— создать равные условия продвижения сотрудников по карьерной лестнице вне зависимости от их расы или пола.

​Фото с забастовки у кампуса Blizzard

Как отреагировали в Activision Blizzard

За этим последовал официальный комментарий CEO Activision Blizzard Бобби Котика — первый с начала скандала. В нём Котик поблагодарил всех высказавшихся о проблемах внутри компании, а первое заявление официальных лиц, данное 22 июля, назвал «бестактным». Также Бобби Котик заметил, что «услышал о проблемах, и теперь руководство работает над их решением». В своём письме глава Activision Blizzard выделил пять ключевых пунктов, которые должны изменить рабочую среду:

  1. Компания рассмотрит каждое поданное заявление и поддержит всех попавших в сложную ситуацию сотрудников.
  2. Все сотрудники смогут высказаться на специальных собраниях.
  3. Компания пересмотрит процесс найма сотрудников.
  4. Activision Blizzard ждёт множество кадровых перестановок.
  5. Изменения также коснутся и всех игр компании, но в каком именно виде — пока неясно. Скорее всего, речь идет об упоминании спорных личностей, вроде Алекса Афрасиаби — как минимум часть из них уже удалили или планируют удалить в ближайшем будущем

Работники Activision Blizzard на это ответили, что рады тому, что, их голоса всё-таки услышали, а компания сменила тон коммуникации, но забастовку отменять не планируют, так как в своём заявлении Котик не рассмотрел «множество важных вопросов». Детали в ответе не уточнялись.

Как скандал с Activision Blizzard повлиял на другие игровые компании

28 июля более 500 сотрудников Ubisoft написали открытое письмо к Иву Гиймо, главе компании, где высказались в поддержку сотрудников Activision Blizzard, и напомнили начальству, что проблемы с «токсичностью» внутри самой Ubisoft так никуда и не делись, о чём говорилось еще в 2020 году. Сотрудники Ubisoft призвали руководство своей компании, Activision Blizzard и других «ключевых игроков рынка» объединиться и создать «свод правил и процессов, направленных на борьбу с подобными ситуациями внутри компаний».

Гиймо ответил на это заявление и заявил, что руководство примет меры для борьбы с «токсичной» культурой, однако авторы коллективного письма оказались им недовольны, заметив, что большинство их требований проигнорировали, а глава компании ответил им «общими словами».

Bungie еще 23 июля объявила, что всеми силами борется с «токсичной культурой» и что внутри студии надеются на лучшее для всей индустрии. До января 2019 года студия Bungie сотрудничала с Activision Blizzard при разработке онлайнового шутера Destiny, но затем решила развивать свою актуальную франшизу самостоятельно, без издателя.

На фото: глава Ubisoft Ив Гиймо

Квартальный отчет Activision Blizzard и уход руководства Blizzard

3 августа произошло сразу несколько значимых событий, прямо или косвенно связанных со скандалом вокруг компании. Сначала Blizzard покинул Джей Аллен Брэк, руководитель студии, проработавший в компании 15 лет и в 2019 году занявший пост главы Blizzard. Его место заняли Джен Онил (бывшая глава Vicarious Visions) и Майк Ибарра (бывший вице-президент Xbox). Джейн, таким образом, стала первой женщиной-руководителем в Blizzard.

Вслед за этим из Blizzard ушёл один из руководителей отдела кадров, Джесси Мещук, который также удалил свой аккаунт в твиттере. С учётом того, что сотрудники Activision Blizzard заявили о том, что HR-департамент знал о проблемах в компании и был напрямую в них вовлечён, можно предположить, что Мещука отстранили именно из-за этого. Официально, впрочем, компания не раскрыла причину ухода Джесси.

Следом за этим Activision Blizzard опубликовала финансовый отчёт за второй квартал 2021 года. В отчёте говорится, что показатели оказались выше прогнозов, несмотря на падение по сравнению с Q2 2020 и на то, что в первом квартале Blizzard отчиталась о потере 29% активных игроков. Выручка компании составила 1,92 миллиарда долларов, из которых 1,32 миллиарда пришлось на внутриигровые платежи. Инвесторов компании предупредили, что выручка за третий квартал может упасть из-за разразившегося скандала, а вот иск одного из инвесторов компании, Гэри Чанга, в отчете не упомянули.

На фото: Бобби Котик, глава Activision Blizzard

Таким образом, против Activision Blizzard ведётся уже два дела: один по заявлению от DFEH, второй по делу от инвестора, который обвиняет компанию в создании «ложных и вводящих в заблуждение финансовых отчетах».

Во время разговора с инвесторами после публикации отчёта Котик заявил, что отныне все виновные в каких-либо проступках будут нести «полную ответственность за свои действия», и не важно, кто они — простые работники или кто-то из менеджмента или руководства студии. Сотрудники Activision Blizzard, впрочем, отнеслись к этому заявлению скептически: по их словам, несмотря на все громкие высказывания Котика, ни одно из требований работников компании так и не было удовлетворено.

Также стало известно, что для своей защиты компания заключила контракт с печально известной юридической фирмой WilmerHale, которая уже участвовала в схожих процессах на стороне Amazon и Uber, борясь с созданием профсоюзов.

На жалобы сотрудников Activision Blizzard в сторону этой самой фирмы главы компании не ответили ничего.

Что происходит с разработкой игр

Про это пока известно меньше всего. Еще 25 июля старший системный дизайнер World of Warcraft Джефф Гамильтон высказался о ситуации в компании, отметив, что с официальной позицией руководства не согласен и что команда разработки WoW оказалась потрясена развернувшимся скандалом. По его словам, дальнейшие работы над MMORPG практически встали, и что происходит с разработкой прямо сейчас — неясно.

Известно, что фанаты массово покидают World of Warcraft, причём скандал с сексуальными домогательствами внутри компании не стал для этого катализатором — он лишь ускорил процесс. Игроки массово мигрируют в Final Fantasy XIV, пробуют The New World от Amazon или переселяются в The Elder Scrolls Online.

А с учётом того, что World of Warcraft всегда была одним из главных источников дохода корпорации (Shadowlands после выхода даже поставила мировой рекорд по продажам игр на PC, разойдясь за сутки тиражом в 3,7 миллиона копий) нетрудно представить, как сильно отток игроков повлияет на итоговую выручку. Акции компании и так уже больше полугода падают в цене — пиковое падение произошло 3 августа, когда стоимость акции составила 79,83 доллара, хотя ещё в феврале одну акцию оценивали в 102,25 доллара.

Кроме того, мобильную Diablo: Immortal на фоне скандала снова перенесли — на этот раз на начало 2022 года. При этом другая ожидаемая игра компании, Diablo 2 Resurrected, должна выйти в срок, 23 сентября 2021 года.

Авторы Overwatch 2 поделились объявлением о том, что они преодолели «важный этап» в разработке игры, и смогут поделиться детальной информацией уже «в ближайшие несколько месяцев». Однако ни про саму Overwatch 2, ни про Diablo 4 никаких конкретных новостей нет — обе игры «находятся в активной разработке».

Ряда ключевых разработчиков студия уже лишилась — студию покинули Луис Баррига (руководитель разработки Diablo 4), Джесси МакКри (ведущий дизайнер уровней Diablo 4) и Джонатан Лекрафт (старший геймдизайнер World of Warcraft). Были они уволены или же ушли по собственному желанию, в пресс-релизе Activision Blizzard не уточняется.

Что касается франшиз Activision, то компания, например, открыла дополнительную студию для создания мобильной Call of Duty — однако другой информации о планах на серию нет. Известно лишь, что Call of Duty: Vanguard всё ещё планируют выпустить в четвёртом квартале 2021 года.

На фоне скандала вокруг Blizzard:

— стоимость акций компании упала на 22%. Вернуться к показателям февраля 2021 года компания не смогла до сих пор;

— количество игроков в World of Warcraft за последний месяц сократилось на 4% — с 6 955 014 до 6 705 016 человек;

— компанию покинул Джей Аллен Брэк, который был её президентом с октября 2018 года;

Новый год в Hearthstone: дополнение про Орду, 235 бесплатных карт и два новых режима

Classic и Shadowlands

Начнем с того, что на данный момент существует два варианта игры в WoW. Если вы относите себя к олдам или вам по душе старый добрый Warcraft, в который вы играли много лет назад — WoW Classic вам отлично подойдет! Старые локации, старые механики в более современной технически обертке, а также общительное комьюнити, готовое прийти на помощь в битве с редким мобом или сходить с вами в подземелье, которое часто закончится каким-нибудь приключением или даже знакомством!


World of Warcraft Shadowlands же, или актуальный WoW, является очередным этапом эволюции игры с потрясающей графикой, контентом на любой вкус, тяжелыми испытаниями, новым сюжетом и позитивными комьюнити. Если вы захотите испытать себя, то всегда можно пойти в Эпохальные+ подземелья с различными ухищрениями, непростые рейды или PvP-сражения.


Что там сейчас происходит?

В Shadowlands продолжается история, рассказанная в Battle for Azeroth. Сильвана, заключив сделку с Тюремщиком, победила Короля-лича, сломала Корону Господства и открыла портал между миром живых и миром мертвых. Туда-то мы и отправляемся решать проблемы жителей Темных Земель и спасать мир от очередной фатальной угрозы.


Наксрамас, Ан`Кираж, Огненные недра… Все эти рейды, как и лор Classic уже давно исследованы вдоль и поперек – в этом плане ничего нового там не найти (разве что хорошо забытое старое).

На Blizzcon анонсировали World of Warcraft The Burning Crusade Classic, и это, наверное, самое интересное что происходит сейчас. В TBC мы снова сможем окунуться в первое дополнение для WoW, где мы отправимся в Запределье через Темный портал, чтобы остановить армии демонов, побывать на разрушенной родине орков, ну и, конечно, сразиться с горячо любимыми нами Келем и Иллиданом!


Начните приключение

Отправьтесь на поиски приключений в Азероте и познакомьтесь с WoW бесплатно!

Новое в WoW

«В WoW вообще хоть кто-то играет сейчас?»

Справедливости ради, за 3 месяца игры в Shadowlands я ни разу не сталкивался с проблемой нехватки игроков. Во многом это связано с высокими продажами дополнения (в день выхода дополнения Blizzard поставили новый рекорд индустрии по количеству проданных копий – 3,7 млн), но, т.к. нас относят к Европе, мы также играем с зарубежными ребятами из-за кроссервера, поэтому группу единомышленников вы найдете всегда, будь-то гильдия или случайные ребята из поиска группы.

В Classic тоже играет много людей, все-таки в СНГ контингент 30+ очень тепло относится к воспоминаниям о Warcraft. Там нет кросс-сервера, но если выбрать высоко или даже средне заполненный сервер одиноким вы себя никогда не почувствуете!


«Я слышал, что придется отдать все свое время Wow, чтобы в него нормально играть…»

Тут уже все зависит от того, что вы хотите получить от игры.

В Classic же прокачка занимает значительно больше, но тут есть существенная разница – вся игра в Classic это одно большое приключение с 1-го по 60-й уровень и дальше (поскольку из-за сложности даже прокачка в Classic вас заставит попотеть), хотя, в то же время, активностей на выбор игра предоставит значительно меньше. Если вы ждете, что вы, заходя на часик в день, быстро дойдете до рейдинга, то вам точно не в Classic.

Вместе на поиски приключений

Станьте одним из героев Азерота в World of Warcraft и защищайте изменчивый мир, в котором бушуют войны. Познакомьтесь с эталонной игрой в жанре MMORPG и участвуйте в бесконечных приключениях БЕСПЛАТНО уже сегодня.

Новое в WoW

Итоги

WoW сейчас с каждым днем набирает обороты, имеет огромную базу поклонников по всему миру (и, что очень важно, в СНГ и Европе), развивается киберспорт, причем как в PvP так и в PvE. О минусах Warcraft я поговорю как нибудь в другой раз, но я могу вас заверить, что они ощущаются в основном на семихардкорном уровне погружения в игру.

Самый сок игры в WoW сейчас заключается в том, что вы можете заниматься тем, что нравится именно вам, и это поможет вам играть лучше и подарит много новых знакомств и эмоций. Если же вы просто хотите попробовать новые для себя ощущения – World of Warcraft отличный вариант, тут вы точно найдете что-то для себя, если, конечно, вам нравится концепт ММОРПГ. Увидимся в Азероте (и не только!).

Начните приключение

Отправьтесь на поиски приключений в Азероте и познакомьтесь с WoW бесплатно!

Для возвращающихся игроков

Чем вообще можно заняться в WoW?

Все-таки самое важное в игре – это предоставляемый контент, и в World of Warcraft его полно. Начиная с Shadowlands, даже если вы зайдете в игру прямо сейчас, через 3 месяца после выхода дополнения, по достижению 60-го уровня перед вами откроется три дороги как улучшить уровень предметов (а ведь есть еще достижения, битвы питомцев, лор, старые рейды и т.д.).

Первый (и мой любимый) это подземелья – 8 совершенно разных вариантов в какой сходить. Там вы сможете получить полезные предметы, которые будут значительно лучше ваших только после прокачки. Чем сильнее ваш персонаж, тем сложнее задачу вы сможете перед ним поставить.

Эпохальные и Эпохальные+ подземелья (или ключи) это, пожалуй, самый непростой контент (сложность ключей безгранична – все зависит от вашего скилла) для 5 человек. Ключи к уже сложным механикам подземелий добавляют 4 дополнительных механики, 3 из которых буду меняться каждую неделю и 1 раз в крупный патч. Например, сейчас сезонный аффекс (так называются эти механики) называется «Полный гордыни» – каждые 20% убитых противников, необходимых для прохождения ключа, будет появляться сильный дух, способный убить всю вашу группу, но, в то же время, когда вы убьете его, вы получите мощный баф на минуту, чтобы сокрушить еще более серьезных соперников, чем сам монстр. Очень интересный и захватывающий контент, требующий определенной подготовки и слаженности, но в то же время награждающий вас предметами и валютой, на которую вы сможете купить вещи уже посерьезней.


Второй вариант чем заняться на старте – ваш ковенант. Это уникальная система дополнения, ваш второй дом в Темных Землях, ваши соратники, медиумы и т.д. (о тонкостях ковенантов в другой раз). В ковенанте можно приобрести и улучшить предметы за аниму (новый ресурс в игре, и нет, это не связано с аниме) до вполне приличного уровня чтобы начать бороздить просторы сложного контента, причем параллельно с этим вы попадете в непростую и историю, в которой вам надо помочь вашему ковенанту с насущными проблемами и подготовиться к войне с Тюремщиком – главным злодеем дополнения (пока что). У каждого из ковенантов своя история с множеством важных для сюжета игры персонажей.


Третий вариант – PvP. Про эту активность можно сказать hard to learn – hard to master. Концепт испокон веков предельно прост – надо убить соперника быстрее чем он убьет тебя, но количество факторов, которые вам надо будет учитывать, может показаться очень большим и пугающим на старте. Тем не менее, играть на арене всегда можно научиться, сыграв 30-50 раз (одна схватка продлится, как правило не более 1,5 минуты). А дальше уже чем выше вы подниметесь по рейтингу, тем сильнее предмет сможете приобрести у специального торговца (между прочим вплоть до максимального уровня предметов можно одеваться только в PvP, но для этого надо действительно быть самым крутым на арене).


Венцом контента в WoW всегда считался рейдинг, но сейчас это не так – все, что вы делаете до того как попадете (если захотите, конечно) в Эпохальный рейд, тоже доставит море удовольствия. Когда мы говорим про рейдинг, все таки надо упомянуть гильдии. На большинстве хотя бы средне населенных серверов вы спокойно найдете себе гильдию, чтобы испытать себя в бою против огромных монстров и злодеев. Ну и само собой, в рейдах максимальной сложности выпадают лучшие шмотки, так что без качественной награды вы не останетесь.


Помимо этого в Shadowlands появился Торгаст, Башня Проклятых – рогалики разных уровней сложности, которое вы сможете пройти как соло, так и с друзьями. Это короткое подземелье с одним боссом в конце, где по мере прохождения вам будут предлагаться на выбор мощные усиления, но и противники будут становиться все сильнее с каждым следующим этажем. Там вы сможете получить необходимые для крафта легендарки реагенты – чем выше уровень, тем их больше.


Да, в Shadowlands можно скрафтить себе легендарку практически на любой вкус – в один из 8 слотов, а на выбор у вас будет более 15 вариантов из сильных эффектов, но чтобы улучшить свой легендарный предмет до максимума придется либо попотеть, либо потратиться в золоте.


WoW Classic, на мой взгляд, – это прежде всего гильдия либо просто компания ребят, с которой вам будет весело. Сначала геймплей будет довольно медитативным, но дальше противники будут доставлять вам много проблем, тем самым создавая разные тяжелые и забавные ситуации. Пока ваш уровень будет медленно увеличиваться, вы сможете посетить много разных подземелий, предметы из которых будут ценны даже на 60 уровне. Мой вам совет – поставьте сложную цель, например, скрафтить Сульфурас (один из легендарных предметов Classic, оружие Рагнароса, повелителя огня) и идите к ней – на пути у вас встанет столько трудностей и интересных ситуаций, что даже нет смысла пытаться перечислять. На самом деле, если у вас есть компания друзей, которым нравится спокойный геймплей с перебивками на неожиданности (например, нападение от противоположной фракции) – в Classic вы всегда найдете чем себя занять.


Все про World of Warcraft в 2021 году: сколько нужно времени, что делать и с чего начать?

Warcraft всю мою сознательную (и не очень) жизнь был со мной. Сначала я на ноутбуке отца играл в Warcraft II, потом смотрел и проходил по очереди с ним Warcraft III, а затем встретил WoW и влюбился с первого взгляда… С того момента прошло около 10 лет, а то и больше, но я до сих пор люблю эту игру, много играю и агитирую друзей присоединиться. Что же такое WoW сейчас, кто, сколько и как в него играет, и почему стоит задуматься о возвращении в Warcraft именно 2021 году?

Сколько это стоит?

С возвращением в Азерот!

Узнайте, как продолжить игру и познакомиться с самым свежим контентом в WoW и WoW Classic.

Гигантское обновление в Hearthstone вернет 2014 год. Олды заценят новый режим

Читайте также: