Былина как добрыня никитич женился

Обновлено: 16.05.2024

Настасья Микулишна - богатырская жена. И сама богатырша. Или, как принято говорить, поленица . Так называли дев-воительниц в русских былинах.

Но обо всём по порядку.

Про Добрыню Никитича, уверена, все знают. Да и как он выглядел представляют. Живописец Виктор Васнецов очень уж красочно изобразил его на своей знаменитой картине "Богатыри" .

Добрыня Никитич - это тот, кто слева на картине, на белом коне. Со щитом и мечом, с буйной бородой. Согласно былинам, Добрыня Никитич — сын рязанского воеводы Никиты. Богатырь умён, образован и отличается разнообразием дарований. И, конечно, смел и силён. Много подвигов он совершил во славу князя Владимира, у которого состоял на службе.

При таком образе жизни не было у Добрыни времени жениться. Но однажды помог ему случай жену достойную найти. Об этом и наш рассказ.

Ехал в один день Добрыня Никитич по дороге и увидел следы конские. Да не простые, не от какой-нибудь лошадки зачуханной, а от коня могучего, на коем подобает ездить воинам сильным. Надо бы догнать, решил Добрыня, узнать, что делает тут чужак, не зло ли какое замыслил.

И догнал. А тот едет себе вперед, не оглядывается. Окликнул богатыря Добрыня, имя стал спрашивать. А тот ответил, что скажет его только после того, как осилит его Добрыня в бою.

И, знаете, не осилил. Сильным оказался чужак. И каково же было удивление Добрыни, когда после боя увидел он, что победила его женщина. То и была Настасья Микулишна

Андрей Рябушкин. Настасья Микулична (Поленица Удалая, дочь Микулы Селяниновича), 1898 Андрей Рябушкин. Настасья Микулична (Поленица Удалая, дочь Микулы Селяниновича), 1898

Победив Добрыню, Настасья сунула его себе в карман, а уже после этого задала себе вопрос, кого же она в карман сунула? И тогда она решает, что если богатырь ей понравится, то тогда она выйдет за него замуж, но если не понравится ей богатырь, тогда она отрубит ему голову. Понравился он ей. А, значит, и поженились они.

Настасья Микулишна - дочь легендарного пахаря-богатыря Микулы Селяниновича . Достойная дочь достойного отца.

Могучим богатырем был Микула Селянинович. Ведь недаром был он сыном Матушки Сырой Земли. Рассказывают про случай, что произошел с ним. Однажды повстречался Микула Селянинович с великаном Святогором и просит того поднять упавшую на землю сумку. Святогор не справляется с заданием. А Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой. Вот такая сила была в нем.

Добрыня Никитич и Змей Горыныч

В двенадцать лет совершил свой первый подвиг Добрыня Никитич – победил Змея Горыныча. Когда уходил юный богатырь из дома, матушка дала ему наказ: стороной обходить Пучай-реку. Но Добрыня не только не погиб в опасной реке, но и непобедимого дракона одолел.

В былине рассказывается, что жил тот страшный дракон в горах и стерёг взятых в плен православных христиан. Своё поганое логово Змей Горыныч устроил на Сорочинской горе. Подрастали у него там маленькие змеёныши.

Под образом страшного, пышущего огнём чудовища имелись в виду враждебные племена, которые совершали набеги на русские земли и уводили людей в плен. Историки предполагают, что в этой былине речь идёт о кочевниках-половцах, символом (тотемом) которых был змей. В русских летописях часто встречается сравнение половцев с летающим змеем.

А Пучай-река, куда прилетал Змей Горыныч на водопой, – это приток Днепра в Киеве. В старину эта река была полноводной, а в былине она обрела необыкновенный сказочный образ. Характер у бурливой Пучай-реки свирепый, а воды её огненными искрами рассыпаются и, шипя, в дым превращаются. А средняя волна этой коварной реки, как стрела, бьёт насмерть.

Здесь, на Пучай-реке, и встретился Добрыня Никитич со страшным змеем. Вот мчится на богатыря свирепое чудовище. У него семь голов и семь хвостов, сверкают его когти железные, а крылья у него – огненные. Красное пламя пышет у дракона из ноздрей, а из ушей дым валит. Кажется, что нет спасения русскому богатырю. Но Добрынюшка снимает с груди мешочек. В этом мешочке, что матушка с собой в дорогу дала, горсть родной земли. Со всей силой богатырской метнул Добрыня мешочек в глаза Змею Горынычу. Застонал змей, свалился на землю, взмолился о пощаде.

Молод и доверчив Добрыня Никитич – поверил богатырь лживым обещаниям Змея больше не обижать людей русских, пощадил врага. Едет богатырь в Киев к князю Владимиру, а Змей впереди него туда же мчится. Налетел Змей Горыныч на широкий княжеский двор, схватил племянницу князя Владимира Забаву Путятичну и унёс в своё логово. Въезжает Добрыня в ворота, а во дворе княжеском плач да стон стоит. Просит князь Добрыню вызволить Забавушку из плена Змея Горыныча. Помчался Добрыня на Сорочинскую гору. Он безжалостно потоптал змеёнышей у поганого змеиного логова.

И снова вступил богатырь в битву со Змеем Горынычем не на жизнь, а на смерть. Три дня не прекращалась эта битва. Отрубает Добрыня змею одну голову, а на её месте вырастают три новые головы. Отчаялся Добрыня, обратился с горячей мольбой: "Помоги мне, Господи!" – и услышал голос с небес:

– Продержись, богатырь, ещё немного – и поборешь силу нечистую!

Так и вышло. Победил Добрыня Никитич Змея Горыныча, отрубил все его поганые головы. И освободил богатырь множество русских пленников. Но где же Забавушка? А Забаву Змей Горыныч приковал золотыми цепями к стене самой дальней пещеры. Освободил Забаву Путятичну Добрыня Никитич, посадил её на коня и отправился с победой и славой в стольный град Киев, к князю Владимиру Красное Солнышко.

Не правда ли, эта древняя былина очень похожа на всем известную русскую сказку? Добрыня Никитич так же, как герой сказки, бьётся с чудовищем и освобождает из плена красавицу. Но в былине богатырь спасает множество русских людей – он совершает высокий героический подвиг во имя земли Русской.

Женитьба Добрыни



Как ехал он, Добрыня, целы суточки,
Как и выехал на дорожку на почтовую.
Как едет Добрынюшка‑то почтовоей,
Как едет‑то Добрынюшка, посматриват,
Как видит – впереди его проехано,
На коне‑то, видит, ехано на богатырскоем.
Как стал‑то он коня свого подшевеливать,
Как стал‑то он плетью натягивать,
Догнать надь и этого богатыря.
Как ехал‑то Добрынюшка скорёшенько,
Как нагнал‑то богатыря да чужестранного,
Скричал Добрыня тут да во всю голову:
«Как сказывай топерику, какой земли,
Какой же ты земли да какой орды,
Чьего же ты отца да чьей матери?»
Как говорит богатырь нунеку:
«Если хочется узнать тебе‑то топерику,
Дак булатом‑то переведаемся».
Как налетел‑то Добрынюшка скорёшенько,
Как разгорелось его сердце богатырское,
Как хотел‑то еще хлопнуть палицей богатыря,

Как рука у него в плечи застоялася,
Как отвернулся тут Добрыня поскорёшенько,
Как повыехал Добрыня в сторонку,
Поразъехался теперь да на палицы
И ударил палицей стародревний дуб;
Как все тут на куски разлетелося,
И знает, что силушка по‑старому;
Как отправился по‑старому к богатырю
И кричал‑то тут Добрыня во всю голову:
«Как сказывай, дружище, ты какой земли,
Какой земли да какой орды,
Чьего же ты отца да чьей ты матери?» –
«Если хочется тебе узнать, какой земли,
Так булатом переведаем».
Как разгорелося сердце богатыря,
Как хлыстнул Добрынюшка добра коня,
Как занес‑то он палицу во сорок пуд,
Как в плечи‑то тут рука застоялася,
Как скочил‑то тут Добрынюшка с добра коня,
Как прибегал Добрынюшка к богатырю,
Как ставал Добрыня пред богатырем,
Как говорил ему да таково слово:
«Ну сказывай топерику, какой земли,
А сказывай топерику, какой орды,
А сказывай, чьего отца, чьей ты матери?» –
«Послушай‑ка топерику, я что скажу:
Земли‑то нахожусь я Ханаанскоей,
А я и ведь Настасьюшка Никулична».
Как подходил‑то тут Добрынюшка скорёшенько,
Опускал ее с коня тихошенько,
И говорил‑то он Настасьюшке Никуличной:
«Рука у мня в плечи да застоялася,
То убил бы я Настасьюшку Никуличну».
Как стал‑то он к Настасьюшке похаживать,
Как стал‑то он Настасьюшку подсватывать:
«Поди‑ка ты, Настасьюшка Никулична,
Поди‑ка ты да замуж за меня».
Как садились да тут‑то на Добрынина коня,
Как поехали‑то они в одну сторону,
Приехали к Добрыне на широкий двор,
Как заходили в терема они в высокие,
Как царю они топерику доложилися:
«Красно солнышко Владимир стольнекиевский!
Как приехал‑то Добрынюшка Никитинец,
Как привез‑то он невесту из другой земли,
Как хочет‑то на ней да женитися,
Приглашает‑то да тебя да на почестный пир.
Красно солнышко Владимир стольнекиевский,
Приходи‑ка ты ко мни да на почестный пир
Со своей‑то дорогой своей Апраксией».
Как тут да у них почестный пир пошел,
Свадьбой провели да и окончили
И все да на пиру напивалися,
И все да на пиру да наедалися.

Славный богатырь Алёша Попович и Тугарин Змеевич

Алёша Попович известен в русских былинах тем, что он часто побеждал врагов не силой, а хитростью. Об этом богатыре сложено гораздо меньше былин, чем об Илье Муромце и Добрыне Никитиче. Зато ему древнерусские сказители посвятили множество духовных стихов.

У Алёши Поповича было два прототипа. Первый из них, Александр Попович, служил великому князю Владимиру Мономаху. За ним числилось много славных подвигов. Второй прототип – тоже Александр Попович – был героем известной битвы с монголо-татарами в 1223 году на реке Калке и погиб там с другими воинами за любимую Русь.

Самый древний русский былинный сюжет сохранился в сказании "Алёша Попович и Тугарин Змеевич".

Само имя змея Тугарина означало горе, печаль и обиду. Былинный Тугарин – обидчик и злой угнетатель. Но и у него есть исторический прототип – это половецкий хан Тугоркан.

Рассказывается в былине, как поехал однажды Алёша Попович в стольный град Киев и взял с собой названого брата своего – доброго молодца Екима Ивановича. Прибыли они на княжеский двор. Владимир Красное Солнышко их встречает, на пир приглашает.

Сидит Алёша Попович за дубовым столом, а двенадцать могучих богатырей на золотой доске вносят Тугарина Змеевича и сажают его на почётное место – рядом с княгиней Апраксой. Начали разносить кушанья сахарные. Видит Алёша Попович, что Тугарин ведёт себя за столом неучтиво: хлеб по целой ковриге проглатывает, чашу мёда в полтора ведра за раз выпивает, над князем насмехается – целует княгиню Апраксу в сахарные уста.

Разозлился богатырь. Три раза Алёша Попович бросал вызов нахалу. Каждый раз чернел от обиды и злости Тугарин, а потом метнул в Алёшу булатный кинжал – принял вызов богатыря. Побился Алёша Попович об заклад на свою буйную голову, что одолеет Тугарина.

В чистом поле, на Сафат-реке, назначили они поединок. Всю ночь не спал Алёша Попович – молился Богу, чтобы пошёл дождь и размокли крылья Тугарина.

Прилетел утром Тугарин. Хотел на шатёр богатыря сверху броситься, чтобы убить Алёшу Поповича. Но полил дождь с градом, размочил Тугарину крылья. Пришлось ему спуститься на землю. А на земле Алёша Попович победил его не силой, а хитростью – заставил он змея оглянуться. Оглянулся Тугарин назад, а Алёше только того и надобно. Взмахнул острой саблей и отсёк ему голову! Привёз богатырь тугаринскую голову в Киев-град на княжеский двор. Устроил князь Владимир большой пир в честь победы над Тугариным.

Умение Алёши Поповича обхитрить врага подчёркивается во всех былинах. Сметливость, лукавство, ум – самые главные и яркие черты этого богатыря.

Былинный сюр

Автор: Дима Шуман.

Дата написания: 28.06.2019.

Попалась мне тут по случаю новгородская былина о Василии Буслаеве.

Раньше я про нее слышал мельком в пересказе, но теперь решил припасть, так сказать, к первоисточнику.

Сам сюжет былины в целом незамысловатый. Живет в Великом Новгороде богатырь Васька Буслаев. Силушкой своей богатырской, правда, пользуется только чтобы бухать как не в себя и заниматься крупным членовредительством.

С веселыми удалыми добрыми молодцы,

Допьяна уже стал напиватися,

А и ходя в городе, уродует:

Которого возьмет он за руку, —

Из плеча тому руку выдернет;

Которого заденет за ногу, —

То из гузна ногу выломит;

Которого хватит поперек хребта, —

Тот кричит-ревет, окарачь ползет.

Нормальный такой былинный богатырь. При нем быстро собралась личная бригада из гопоты, пьяниц, игроков и прочего мелкоуголовного элемента, которые просекли, что аргумент "щас Ваську позову" дает 100% бонус к халяве. В итоге по пьяной лавочке Буслаев забивает стрелу всему Новгороду вообще. Васька сотоварищи vs всё мужское население Новгорода - ну что может пойти не так - подумали новгородцы и согласились.

Как нетрудно догадаться - не так пошло всё. Начинается эпический махач в духе "направо махнет - улочка, налево - переулочек", мужское население Новгорода начинает быстро сокращаться.

Былинный сюр Cat_cat, История, Богатырь, Былины, Древняя Русь, Длиннопост

Тогда новгородцы делают ход конем. Они засылают гонцов к матери Буслаева с дорогими подарками и просьбой "унять свое чадо милое". Кстати мать Буслаева весь текст именуется не иначе как "матёра вдова Амелфа Тимофевна". Не знаю, у кого как, но у меня сразу заиграла в голове тема из "Крестного отца".

Подгон проходит успешно и тут начинается самое интересное. Матера вдова Амелфа Тимофевна отправляет за Васькой не абы кого, а "девушку-чернавушку". Которая попросту хватает в охапку богатыря, переколотившего треть Новгорода в одно лицо, утаскивает на двор и запирает в погребе. Девушка. Богатыря. Утащила домой, как куль с говном. Мой мозг завис, выдал синий экран смерти, ребутнулся и я полез в яндекс.

Чернавка - девушка со смуглой кожей/черными волосами

Чернавка - служанка для выполнения "черной работы" (воды натаскать, скотину покормить и т.п.).

Всё. Нет, женщины-богатыри в русских былинах встречаются, Это сестры Микулишны, Настасья и Василиса, но там понятно - у них папа, на минуточку, богатырь Микула Селянович, который "всю силу земную" в котомке таскал. Марья Моревна так и вовсе дочь морского царя. А тут самая обычная служанка. Причем ни до ни после по тексту ее образ никак не раскрывается.

Но читаем дальше. Заперев Ваську в подвале девушка-чернавушка отправляется на Волхов по воду. Как говорится, богатыри богатырями, а работу по хозяйству никто не отменял, полы не мыты, куры не доены. Тем временем команда Васьки Буслаева, лишившись своего папки-тащера быстро осознает, что осталась лицом к лицу с толпой очень злых новгородских мужиков. Вечер стремительно перестает быть томным, а для многих и вовсе превращается в последний. Они в свою очередь бегут за помощью, но почему-то к той самой девке-чернавке. И она им почему-то помогает. Ну да, логикой повествования автор заморачивался еще меньше, чем сценаристы современных блокбастеров. Дальше просто цитата:

И тут девушка-чернавушка

Бросала она ведро кленовое,

Брала коромысла кипарисова,

Коромыслом тем стала она помахивати

По тем мужиками новогородскиим,

Прибила уж много до смерти

Коромысла. Два. По одному в руку. Чорт возьми, кто-нибудь, отправьте этот сюжет в Марвел, Джону Ву, братьям Вачковски, Я ХОЧУ ЭТО ВИДЕТЬ!

Былинный сюр Cat_cat, История, Богатырь, Былины, Древняя Русь, Длиннопост

Девушка-чернавушка. Версия.

Отмудохав двумя коромыслами еще какую-то часть новгородского населения девушка-чернавушка, видимо по принципу "сгорел сарай - гори и хата" возвращается на двор и выпускает Кракена Ваську Буслаева из погреба. Тот для пущей аргументации прихватывает со двора тележную ось и вечер резко перестает быть томным уже для новгородцев.

Былинный сюр Cat_cat, История, Богатырь, Былины, Древняя Русь, Длиннопост

И такой эпик-баттл тоже имел место

Делать нечего — новгородцы повторяют свой прошлый маневр с подгоном вдове.

Диалог выглядел примерно так. Ну почти.

— А уйми свое чадо милая, молода Василья со дружиною

Матера вдова Амельфа Тимофеевна (поглаживая полосатого кота, размером с небольшого теленка):

— Вы просите меня унять свое чадо, но вы просите без уважения.

Новгородцы понимают, что тут уже одними подарками не отделаешься и обещают вдове ни много ни мало, а процент со всей новгородской торговли. Вдова повторяет маневр с девкой-чернавкой, Ваську утаскивают на двор, всё кончается пиром и миром. Как новгородские морги еще неделю пахали в три смены остается как-то за кадром.

Словом, если кто-то вдруг соберется снимать очередной древнерусский трэш - вот вам отличный сюжет про тайный боевой орден девок-чернавок и утраченную технику сражения двумя коромыслами. Пользуйтесь.

Во второй былине Васька Буслаев отправляется в Иерусалим замаливать грехи, прихватив всю свою гоп-компанию, а также пати-драккар с лаптой и срамными девками. В итоге помирает, сдуру навернувшись грудью об камешек. Действительно — жил грешно, помер смешно.

Администрация Пикабу предложила мотивировать авторов не только добрым словом, но и материально.

Как женился Добрыня Никитич

Однажды Добрыня ехал по степи — и увидел целиком закованного в броню воителя, скачущего на коне. Догнал его богатырь — и со всего размаху ударил его по голове дубиной. Но тот всадник даже не шелохнулся.

Изумлённый Добрыня подъехал к ближайшему вековому дубу, чтобы проверить свою силушку богатырскую. От его удара дуб разлетелся на куски. Тогда Добрыня снова догнал всадника и снова ударил его со всей силы по голове — но опять никакого эффекта.

Обернулся всадник, чтобы проверить, что это рядом такое мельтешит — и выяснилось, что это Настасья Микулишна, дочь Микулы Селяниновича. Она усмехнулась и сравнила удары Добрыни с укусами комарика, на что последовал очередной удар от богатыря. После этого она взяла богатыря с конём себе в руку и засунула к себе в карман. Да, порой в былинах персонажи с лёгкостью меняли свои размеры, что сейчас смотрится парадоксально.

По аналогии с былиной о Святогоре, конь не выдержал веса двух богатырей. Тогда Настасья решила посмотреть на Добрыню Никитича повнимательней: если б он был старым да нехорошим, то срубила бы ему голову, если б он был молодым да пригожим, то вышла бы за него замуж.

Добрыня приглянулся богатырше — и вскоре у них состоялась свадьба, после которой они жили вполне счастливо.

Как женился Добрыня Никитич Богатырь, Женитьба, Былины

Дубликаты не найдены
Добрыня приглянулся богатырше — и вскоре у них состоялась свадьба,

Так понимаю мнение самого Добрыни при этом не сильно учитывалось :)

А потом у них был секс втроем: он, она и его уязвленная гордость.

Причем гордость спереди, а она - сзади.

там вроде как он долго у неё в услужении был до свадьбы

Ну, видимо, услужил.

Догнал его богатырь — и со всего размаху ударил его по голове дубиной.

Специфичные приветствия в то время были. Едешь себе по степи, тут какой то еблан богатырь ни с того ни с сего тебя дубиной по голове бьет.

То есть, часть фольклора это ауе того времени? :D

не совсем, но с современной моралью это далеко не вяжется.

мне вот вспоминается история, как один бандюган, пришел в город собрать денег за крышу, ему заплатили. он всё пробухал, и пошел к ним же второй раз за крышу собирать.

местные решили что он знатно прихуел, грохнули его и прикопали в лесу.

но его жене это не понравилась, и она решила мстить за смерть охуевшего мужа, причем мстить решила не один раз, а целых три.

в итоге перебив половину жителей города, а сам город сожгла нахер, оставив людей без крова умирать зимой.

и это по фольклеру называется справедливая месть.

И да, его не в лесу прикопали, а порвали двумя соснами, а полюдье второй раз брать он не хотел, это его дружина проголосовала и по обычаям того времени отказаться он не мог. Так это, вроде как и не фольклор, а реальные события с князем Игорем Старым, его женой, княгиней Ольгой, князем Малом и человеческой жадностью, которая эти все события запустила.

это не реальные события, это фольклор основанный на реальных событиях. причем записано это было через 100+ лет после произошедших событий, так что в любом случае тут половина - народная выдумка.

сейчас уже не нагуглю, читал статью, в которой говорилось что идея сжечь город птицами не оригинальна, и такие же события были описаны в историях из китая или типа того.

более того, проводили эксперименты, и если к птице привязать что-нибудь горящее, то она в панике носится кругами, а не летит к себе в гнездо.

так что фольклор это, фольклор. в реальности скорее всего по простецки город вырезали и сожгли, как обычно в те времена.

Ну так речь не про птиц была, а про полюдье и месть древлянам.

А государства и налогообложение - это оргпреступность и крышевание.

мне вот все нравится в этой истории и богатырь просто решивший рандомного путника три раза е*ть по голове, и что за этого психического потом замуж вышли.

а че картинка не с Настасьей, а с зульфией

посмотрел, у него и Святогор из батыев

А, так это Рерих. Ну тот мог и не такое изобразить.

тоже интересно, что тут делает узбекская великанша))

А Добрынюшка то пошуть любил, однако.

Иллюстрация к комментарию

Ну этот мужик с сиськами хотя бы на бабу похож.

Ты будешь ржать, но один мой старый товарищ так женился. Хотел он расстаться с тяжелоатлеткой, но побоялся ей об этом сказать.

Если он по такому же принципу родит, то получит миллион долларов.

Сестра ее - Василиса Микулишна

Иллюстрация к комментарию

Хорошо, когда у женщины имеется свой карманный Добрыня.

"Боливар не вынесет двоих. "

Жесть. хотя можно наше родное фэнтези забабахать в стиле коловрата

может не надо, никита сергеевич?

Она его раскукожила обратно.


Что рассказала древняя былина о новгородском купце Садко

Жил-поживал в Великом Новгороде юноша по имени Садко. Не было у него ни теремов белокаменных, ни лавок с дорогими товарами, ни кораблей белопарусных. Одно богатство у Садко – гусли звонкие да голос дивный.

Вот однажды сидел Садко на берегу Ильмень-озера, играл на своих гусельках яровчатых и пел печальную песню. Его голос был так прекрасен, что замолкли в округе птицы – устыдились своего пения, и даже деревья замерли – застеснялись своего шелеста.

И тут в озере вода заволновалась. Расступились волны, и вышел из них царь морской. Ему так понравилось пение Садко, что очень захотелось чем-нибудь наградить доброго молодца. И тогда морской царь велел Садко идти к богатым купцам и поспорить с ними на всё их богатство, что живёт в Ильмень-озере чудо-рыба с золотым пером. Обещал морской царь закинуть в рыбацкие сети эту удивительную рыбу.

Пошёл Садко на городскую площадь, стал рассказывать купцам про чудо-рыбу. Заключили они уговор: если выловит Садко волшебную рыбу, отдадут ему купцы свои лавки с дорогими товарами. Закинул Садко невод в озеро и вытащил чудо-рыбу с золотым пером. Пришлось купцам отдать обещанное. Так стал Садко богатым купцом, поселился в палатах белокаменных. Теперь у него было всё: и дорогая одежда, и богатые товары, и быстрые корабли.

Готовые сочинения по былинам. 5 6 классы (4 стр.)

Добрыней Никитичем звали и реального человека, и былинного героя.

Настоящий Добрыня Никитич, ставший прообразом былинного богатыря, был воеводой великого князя Киевского Владимира Красное Солнышко. По некоторым историческим документам, он участвовал в походе князя Владимира на Волжско-Камскую Булгарию в 985 году. Затем Добрыня Никитич правил в Новгороде как посадник князя и насильно крестил новгородцев.

У былинного богатыря Добрыни Никитича биография гораздо поэтичнее. В былинах его называют сыном именитого рязанского боярина Никиты, который рано умер. Воспитывала Добрынюшку мать, Мамелфа Тимофеевна. Она сумела вырастить хорошего сына. По всему Киеву о Добрыне слава шла: он и пригож, и высок, и грамоте обучен, и в бою смел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет людям на радость, и умное слово скажет. Да и нрав у Добрыни спокойный, ласковый. Все любили милого Добрынюшку.

Добрыня ещё в детстве выучился владеть оружием, он мастерски стрелял из лука, мог одним нырком переплыть бурную реку. А в двенадцать лет почувствовал Добрыня в себе силу богатырскую.

Стал молоденький Добрынюшко Микитинец
На добром коне в чисто поле поезживать,
Стал он малых змеёнышей потаптывать.

Так былинный певец рассказывал, что в глубине России, в Рязани, подрастает богатырь, которому суждено избавить родную землю от злых недругов.

И вот попрощался Добрыня с матерью, оседлал коня и поехал в чистое поле искать удалых молодецких подвигов. Былина рассказывает, как на охоте с ним происходит первое богатырское приключение – встреча со Змеем Горынычем.

Добрыня Никитич, как и Илья Муромец, и Алёша Попович, – сильный и могучий богатырь. Он отважный и непобедимый защитник земли Русской. Но у этого богатыря есть и свои, только ему присущие черты. Добрыня образован и вежлив, он знает, как в палату войти, как кого приветствовать, как вести себя за столом. "Добрынюшка знает, как речь вести, как себя блюсти", – говорится в древней былине. Его зовут, когда необходимо уладить какое-то деликатное дело или примирить ссорящихся. Славный и могучий богатырь Добрыня Никитич незаменим в переговорах с иноземцами – он всегда достойно выступает от имени всей Руси.

Читайте также: