Безумный макс 3 посвящается байрону кто это

Обновлено: 18.05.2024

Я сначала долго думал написать про Borderlands в рассказе про “Воина Дороги”, но по просмотру “Куполу” пришел к выводу что все же он оказал большее влияние на данное произведение.
Первый Borderlands был довольно стандартным клоном “Воина Дороги” только на другой планете, и ничего особо интересного не предлагал. Только во второй части вселенная Borderlands превратилась во свою собственную, на удивление самобытную вселенную с интересной атмосферой, мифологией и героями.
Точно также как и в Beyond Thunderdome, тут есть город управляемый крутыми вояками, во главе которых девушка с пси-спобностями. Здесь точно также есть главный злодей, на подобие одновременно и Тетушки Энтити и Хумунгуса. В изначальном варианте сценария игры в финале нужно было драться с главным злодеем на арене, на подобие Купола Грома. В итоге все же финал был другой, а арена стала сюжетом для дополнения с своими перонажами. Все карлики и здоровенные психи очень напоминают всех психов, с которыми приходилось сталкиваться Максу. И к тому же здесь есть маленькая девочка по имени Тина, которая в детстве потеряла родителей и училась почти всему сама, создавая свою личность из найденных ею остатков старого мира, как делали это дети в Максе. То есть да, Тина это такая вот мишанина стилей и идей.
Но при этом всем Borderlands 2 очень смешная и самоироничная, что придает ей немало шарма и отлично выделяет на фоне всех остальных суровых пост-ап игр и фильмов.

Фильмография

«Безумный Макс»

В недалеком будущем в Австралии иссякают энергетические ресурсы — население, зависящее от бензина, выходит из-под контроля. Общественный порядок в руинах, главарь банды байкеров-анархистов по прозвищу Ночной Ездок бежит из-под стражи, но, оторвавшись от трех патрулей, встречает на своем пути офицера Макса Рокатански. Ночной Ездок въедет в грузовик и умрет, а в налаженный быт Макса ворвутся остальные участники банды, убьют его семью и попытаются добраться до него самого. Но не тут-то было: потерявший все Макс поднимает пыль тяжелыми сапогами и отправляется мстить.

Первая часть, с бюджетом в 350 тысяч австралийских долларов, снятая одержимыми кинематографом самоучками Джорджем Миллером и Байроном Кеннеди за 12 недель в их родном Мельбурне, окончилась для Австралии ренессансом местного кинематографа, а для авторов, которым пришлось монтировать фильм у себя дома, — триумфальной международной гастролью, строчкой в Книге рекордов Гиннесса и миллионом голливудских предложений, в том числе — снять «Рэмбо: первую кровь». От всего этого Миллер тем не менее отказался, заявив, что ему еще надо учиться, и занялся производством второй части.

«Безумный Макс-2: Воин дорог»

Через несколько лет после событий первой части в антиутопическом австралийском обществе назревают восстания. В условиях военной обстановки власти вынуждены создавать специальные политические бригады для того, чтобы усмирять преступные группировки, разъезжающие по Австралии на своих автомобилях. Правительство в руинах, Макс Рокатански стал кочевником. В пустыне Макс встречает изобретателя, который покажет ему небольшую общину около одинокой нефтяной вышки. Скважина осаждается группой бандитов, стремящихся завладеть бензином. Интерес в бензине есть и у самого Макса, но, потеряв автомобиль и собаку, ему снова придется заниматься привычным делом — мстить.

Вторая часть стоила примерно в десять раз больше первой и стала самым дорогим австралийским фильмом в истории местного кинематографа — более того, для него была построена самая дорогая декорация. Затем последовал самый большой взрыв в австралийском кинематографе — когда эту площадку ликвидировали. Мел Гибсон, ставший суперзвездой после «Воина дорог», в этом фильме произносит всего 16 реплик, две из которых — «Я просто зашел за бензином». «Воином дорог», кстати, фильм пришлось назвать из-за того, что первая часть выходила в лимитированный прокат в США и американская аудитория не способна была понять, что это — сиквел. Поэтому же, кстати, в международном трейлере почти нет Гибсона, зато есть перестрелки и погони — чтобы никого не смущать малоизвестным актером.

«Безумный Макс-3: Под куполом грома»

Ядерная война разрушила цивилизацию, и Макс без дела слоняется по пустынным дорогам. Судьба приводит его в провонявший свиным навозом Бартертаун, управляемый жестокой Тетушкой Энтити и карликом Мастером, которого таскает на плечах гигант Бластер. Макс с трудом выбирается из города и натыкается на секретный оазис, где живет секта, состоящая из детей и подростков, выживших после авиакатастрофы. Те принимают Макса за пророка, и теперь ему придется их спасать.

На самом деле Джордж Миллер не собирался снимать третью часть, решив, что поставил довольно серьезную точку в конце второй. Но у него был план снять постапокалиптическую версию «Повелителя мух», романа Уилльяма Голдинга про диких детей, которых спасли моряки. Когда Миллеру то ли в шутку, то ли всерьез предложили, что нашедшим детей человеком может быть Макс, он всерьез загорелся этой идеей и написал «Под куполом грома». Третья часть оказалось самой неудачной — не в последнюю очередь из-за личных обстоятельств Миллера (см. пункт «Байрон Кеннеди»), — не слишком удачно прошла в прокате, и до сих пор многие — как критики, так и фанаты — предпочитают делать вид, что ее просто не было.

Возвращение «Безумного Макса» Путеводитель по вселенной Макса: от «Перехватчика» до Пса

К долгожданной премьере новой серии австралийской франшизы Анна Сотникова составила подробную энциклопедию по миру «Безумного Макса».

Путеводитель по вселенной Макса: от «Перехватчика» до Пса

Из чего сделана вселенная «Безумного Макса»

Автокатастрофы


Фотография: Warner Bros.

Джорджа Миллера с раннего возраста захватывала субкультура, построенная вокруг насилия и автомобилей, — он вырос в небольшом городе в австралийском Квинсленде, где происходило очень много автокатастроф — в них погибли трое его школьных приятелей. Позже, когда он работал врачом дежурного отделения в Мельбурне, он встречался с жертвами автокатастроф ежедневно — его страхи, размышления и живое представление об автомобильных авариях и стали главным вдохновением для «Безумного Макса». Как он скажет потом в интервью, «в США есть культура оружия, а у нас культура своя — автомобильная».

Автомобили
Фургон — собственность режиссера Миллера, который расколошматили в одной из первых сцен первого фильма

Желтый «Перехватчик» Макса — это перекрашенный по моде Ford Falcon XB 1974 года. «Биг Боппер» Рупа и Чарли — это тоже Ford Falcon, и оба они – вышедшие из употребления полицейские машины штата Виктория. Знаменитый черный «Преследователь» — это Ford XB Falcon GT351 1973 года, переделанный механиком Мюрреем Смитом, Питером Аркадипейном из Ford Australia и другими. После съемок машину отправили по стране в рамках промокампании, а затем собирались продать — но ей никто не заинтересовался, машина вернулась в ведомство Мюррея Смита, а после и во второй фильм. Грузовик, который разбивают в начальной сцене, — это грузовик самого Джорджа Миллера, предоставленный им из-за недостатка средств. Из-за этого же, кстати, пришлось отменить примерно 20 процентов запланированных автомобильных погонь.

Англия

Забастовки «зимы несогласия»

Забастовки «зимы несогласия»

Фотография: TUC Library Collections

Еще одна серьезная деталь общей безумной атмосферы франшизы и ощущения того, что мир вышел из-под контроля, — английская «зима несогласия» 1978–1979 годов, когда в Британии уровень инфляции достиг рекордных отметок и по всей стране начались массовые забастовки рабочих, включая знаменитую забастовку мусорщиков, когда улицы в Лондоне оказались завалены мусором.

Вестерны и самураи

Кадр из фильма «Шейн»

Кадр из фильма «Шейн»

Фотография: Paramount Pictures

Несмотря на то что Миллер активно отмахивается от всех параллелей и в качестве вдохновения называет книгу Джозефа Кэмпбелла «Герой с тысячью лицами», Безумный Макс имел в числе своих предков Человека без имени из «Долларовой трилогии» Серджо Леоне, самурая Сандзюро Кувабатакэ из «Телохранителя» Акиры Куросавы и Бэтмена — неизвестных героев, вставших на защиту собственной территории посреди полнейшего хаоса. Это Миллер признает только после того, как фильм выйдет в прокат и получит огромные сборы. Во вторую часть тем не менее он вставит линию, оказавшуюся ссылкой на классический вестерн 1953 года «Шейн» — дружбу Макса с диким ребенком.

Врачи

После дежурного отделения, уже когда «Безумный Макс» был придуман, Миллеру вновь пришлось поработать врачом — на стадии производства им с Кеннеди (см. пункт «Байрон Кеннеди») пришлось собирать деньги, разъезжая на машине скорой помощи. Миллер лечил, Кеннеди водил — и так целых три месяца. Медицинский опыт также пригодился во время съемок фильма: многие эпизоды были экранизацией того, что Миллеру довелось видеть своими глазами.

Мел Гибсон


Фотография: Roadshow Entertainment

Никому в то время не известный актер Мел Гибсон, успевший сняться только в одном серферском триллере, за который ему заплатили 20 долларов наличными и отправили восвояси, по его словам, и не собирался на прослушивание «Безумного Макса», а просто пришел поддержать друга. Накануне он подрался в баре, и его лицо было равномерно покрыто синяками — «как черно-синяя тыква», вспоминает он. На прослушивании тем не менее ему сказали: «Нам нужны фрики» — и попросили зайти через пару недель. Когда он вернулся, его едва смогли узнать — синяки прошли, и команда единогласно решила, что надо позволить ему попробоваться на главную роль. Он удачно пошутил, смог доказать, что действительно может водить, и получил роль. Есть, правда, предположение, что все это байка, придуманная самим Гибсоном, а роль ему дали просто за приятную внешность. Тем не менее она сделала его звездой: после международного успеха «Безумного Макса» Гибсона сначала снял Питер Уир, потом посыпались голливудские предложения, а затем — окончательно утвердившая его в статусе нового героя боевика франшиза «Смертельное оружие». Когда Гибсона спросили, зачем он вернулся во вторую часть, ведь он же католик и ему, наверное, не стоит сниматься в подобном, он ответил: «Мой персонаж — это Иисус, затянутый в черную кожу».

«Заводной апельсин»


Еще один серьезный источник вдохновения для Миллера — роман Энтони Берджесса «Заводной апельсин», из которого он почерпнул то, как должны разговаривать члены банды Пальцереза. Миллеру хотелось избежать слишком современно звучащих диалогов и придумать, как это сделать, ему помог журналист Джеймс МакКосланд, с которым он познакомился на вечеринке. В результате бандиты разговаривают удивительно цветистыми лингвистическими конструкциями — как раз благодаря Берджессу и МакКосланду.

Байрон Кеннеди

Уроженец Мельбурна, Байрон Кеннеди в возрасте 18 лет основал собственную компанию Warlock Films и начал продюсировать авторские короткометражки, в 21 — получил австралийский The Kodak Trophy за свою короткометражку «Hobson’s Bay» — документальное исследование о районе Мельбурна Уилльямстауне. Эта награда позволила ему много путешествовать и познакомиться с особенностями кино- и телеиндустрии по всему свету. Потом Кеннеди вернулся в Австралию, где поступил в Университет Нового Южного Уэльса и познакомился с Джорджем Миллером. Они быстро подружились и сделали вместе короткометражку «Насилие в кино: часть 1», получившую международное признание. На волне совместного успеха было решено создать новую продюсерскую компанию Kennedy Miller, первым — и самым важным — фильмом которой и стал «Безумный Макс», придуманный Кеннеди и Миллером бессонными ночами в университете. Вместе они и монтировали его — за неимением бюджета это пришлось делать в спальне Кеннеди на самодельном аппарате, который его отец, инженер, собрал специально для них. Кеннеди разбился на вертолете в 33 года во время съемок третьей части «Безумного Макса», пока занимался подбором локаций. После смерти друга Миллер потерял к проекту интерес, доделывал его спустя рукава, занимаясь только экшен-сценами и оставив все остальное соавтору Джорджу Огилви, а позже — учредил премию имени Байрона Кеннеди за выдающиеся достижения в области кинематографа и телевидения.

Костюмы

Тина Тернер и ее костюм в «Под куполом грома»

Тина Тернер и ее костюм в «Под куполом грома»

Фотография: Warner Bros.

Из-за небольшого бюджета костюм из настоящей кожи на площадке достался только Гибсону и его другу Стиву Бисли, который играл Гуся, всем остальным пришлось щеголять в виниле. Существует также многословное объяснение костюма главного героя из второй части, подробно рассказывающее, что стало, например, с рукавом, а также для чего нужна каждая дырка. Также любопытный факт: железный костюм Тины Тернер из «Под куполом грома» весил больше пятидесяти килограмм.

Несчастные случаи

Гусь и его мотоцикл

Нефтяной кризис

Очередь на американскую бензоколонку в 1973 году

Очередь на американскую бензоколонку в 1973 году

Один из главных источников вдохновения Миллера — знаменитое нефтяное эмбарго 1973 года, когда страны — члены ОПЕК, а также Египет и Сирия заявили, что не будут поставлять нефть странам, поддержавшим Израиль в конфликте с Сирией и Египтом. Речь шла в основном про США и их союзников в Западной Европе, а цена на нефть за год выросла с 3 до 12 долларов за баррель. Миллер в то время начал удивляться, на что способны люди ради того, чтобы заставить свои машины ездить, а его соавтор сценария, журналист Джеймс МакКосланд, вдохновлялся своими воспоминаниями о протестах около бензоколонок, огромных очередях и насилии, на которое шли австралийцы, отчаявшись получить дешевый бензин.

«Новая волна» австралийского кинематографа

«Безумный Макс» стал возможен, в частности, потому, что в австралийском кинематографе в те годы происходило нечто вроде ренессанса: в начале 1970-х премьер-министр Джон Гортон ввел несколько реформ по поддержке кино и искусства, а его последователь Гоф Уитлэм их поддержал. «Пикник у Висячей скалы» Питера Уира и «Sunday Too Far Away» неплохо прошли на зарубежном рынке, но «золотой век» австралийского кинематографа начался как раз после успешной гастроли «Безумного Макса», поднявшей индустрию на новый уровень международного признания. Во второй и третьей частях франшизы даже встречаются цитаты из Гофа Уитлэма: «We’re going to either crash, or crash through» и «One day, cock of the walk. Next, a feather duster».

Новая Зеландия

«Безумный Макс» не вышел в Новой Зеландии из-за сцены, в которой Гусь сгорел заживо в своей машине. Она повторяла инцидент с реальной бандой, произошедший незадолго до выхода фильма, поэтому первую часть показали там только в 1983 году — после того как сиквел получил крупнейший международный успех, — и то добавив ему рейтинг «18+».

«Парень и его собака»

Кадр из «Парня и его собаки»

Кадр из «Парня и его собаки»

Фотография: First Run Features

Еще одно серьезное вдохновение для Джорджа Миллера, которое он сам любит упоминать, — постапокалиптический боевик Л.-К.Джонса 1975 года про то, как в 2024 году после ядерной войны общество раскололось надвое: на радиоактивной поверхности живут одиночки, занятые борьбой за выживание, а под землей — выжившие, среди которых парень и его сверхумная собака, владеющая телепатией. Именно в «Парне и его собаке» Миллер нашел тот постапокалиптический настрой, из-за которого решил перенести действие своей истории в недалекое будущее.

Переозвучка

В то время, когда «Безумный Макс» выходил в кино, у американской аудитории не было достаточного опыта по части просмотра фильмов с австралийским акцентом. Поэтому картину пришлось переозвучить, чтобы не распугать зрителей и избежать коммерческого провала, — оригинальный голос остался только у Робины Чаффи, певицы из ночного клуба «Шугатаун». Австралийскую звуковую дорожку в Америке впервые услышали только в 2002 году, когда вышло специальное переиздание DVD «Безумного Макса».

Прибыль

Официальный трейлер первого «Макса»

Всего на производство фильма Миллеру и Кеннеди удалось собрать 300 тысяч австралийских долларов, притом 15 из них выплатили в качестве гонорара Мелу Гибсону. После местного, австралийского релиза, взорвавшего публику, «Безумного Макса» продали в Америку, а затем и в мировой прокат, где в результате он собрал больше 100 миллионов долларов, оказавшись, таким образом, фильмом-рекордсменом по наивысшему соотношению прибыли и бюджета. Это звание в Книге рекордов Гиннесса «Макс» удерживал вплоть до 2000 года, пока его не сменила «Ведьма из Блэр».


Фотография: Warner Bros.

Собаку Макса из второй части звали просто Пес, съемки фильма спасли его от усыпления. Члены съемочной группы приехали в приют за день до того, как Пса должны были усыпить, и выбрали именно его, потому что увидели, что тот играет с камнем как с игрушкой. Более того, Пес принес этот камень и положил под ноги Миллеру, — из чего тот сделал вывод, что собака умная, ее можно обучить трюкам и снять в кино. Псу съемки не очень нравились, а гул моторов и вовсе его пугал, что приводило к неприятным инцидентам на площадке, поэтому для Пса разыскали специальные беруши. После съемок его забрал к себе один из операторов, и «Воин дорог» оказался единственным фильмом в его кинокарьере.

Ад на колесах

Ад на колесах

В четверг на экраны российских кинотеатров выкатит «Безумный Макс: Дорога ярости» - четвертый фильм про Макса Рокатански, бывшего полицейского, который мчится своей дорогой в жестоком постапокалиптичном мире.

Первая картина вышла в далеком 1979 году, главную роль сыграл молодой Мэл Гибсон , а фильм стал дебютом австралийского режиссера Джорджа Миллера . За шесть лет история про воина дорог превратилась в трилогию (везде главную роль сыграл Гибсон), миллеровский постапокалипсис разросся до полноценной вселенной, и четвертый фильм (уже с Томом Харди в роли Макса), события которого разворачиваются между первой и второй картинами, рассказывает о нестройной географии нового мира, выросшего на руинах людской цивилизации, едва не больше, чем все предыдущие.

Ад на колесах

А началось все в недалеком (для 1979-го) будущем, когда мир еще не погрузился по колено в песок, но разгул беззакония превратил Австралию и другие страны в дистопичные копии самих себя, где люди гибнут не за идею или металл, а за бензин - самую большую ценность, и где ты - это твоя машина. Макс Рокатански (Мэл Гибсон ) - неудержимый и молодой офицер Основного Силового Патруля, который днем отлавливает бандитов с большой дороги, а вечером предается беззаботности с женой (Джоанн Сэмюэл) и сыном. Жизнь Максу и остальным патрульным сильно осложняют байкеры под руководством Пальцереза (Хью Кийс-Байрн), сменивший на посту лидера почившего в огне Ночного ездока (Винсент Джил) - анархиста и отморозка. Банда решает отомстить за экс-вождя, а затем натыкается на отдыхающих жену и сына Рокатански, ничем хорошим это не заканчивается, а Макс становится по-настоящему безумным (чего всегда и опасался).

Ад на колесах

Полнометражный дебют Джорджа Миллера, снятый за 350 тысяч австралийских долларов, а собравший 100 миллионов долларов американских (рекорд прибыльности, побитый «Ведьмой из Блэр» лишь спустя два десятилетия), прорастал из настоящего сора. Денег не хватало, сценарий приходилось переписывать на ходу, в дело шли списанные полицейские машины, перекрашенные по сто раз, а в роли байкерской банды бесплатно снялась вооруженная до зубов байкерская банда, за которой охотилась местная полиция. Воинам дорог потом отошла часть мотоциклов «Кавасаки», которые, вместе с двухколесными «Хондами», для съемок предоставили бесплатно.

Ад на колесах

Бюджет в 4,5 миллиона австралийских долларов и груз ответственности заставили Джорджа Миллера в сиквеле «Безумного Макса» все-таки считаться со зрителем и понятнее проговаривать историю. Так появляется эпилог с голосом за кадром, который описывает наступление постапокалипсиса и кратко пересказывает события первого фильма. Конец света приходит через несколько лет после гибели семьи Макса Рокатански, в мире возникают восстания, власти не справляются, и вскоре все становится совсем грустно. В еще более выжженной пустыне продолжается ад на колесах: Макс борется с бандитами за бензин, встречает изобретателя в розовых кедах (Брюс Спенс ), сконструировавшего автожир, но не может без бензина его поднять, а потом втягивается в противостояние поселенцев, которые смогли добыть много топлива, и байкерской секты во главе с человеком в железной маске - лордом Гумунгусом (Кьелл Нильсон).

Ад на колесах

Повествование ведется от лица дикого мальчугана (Эмиль Минти), который во время второго пришествия Макса по большей части рычал, скалился и метал во врагов серебристый бумеранг. Его воспоминания обрываются на том месте, где пути поселенцев под руководством уже человека в розовых кедах и воина дорог расходятся. Макс начинает обращаться в легенду.

Ад на колесах

У последнего фильма с Мэлом Гибсоном еще в три раза вырос бюджет (12 миллионов австралийских долларов), а также появилась звезда на одной из ролей второго плана (дополнительным рекламным манком выступила Тина Тернер), но историю Безумного Макса унесло куда-то в сторону от дорог и погонь, то есть самой сути франшизы. Миллер потерял интерес к франшизе и сначала собирался лишь продюсировать картину, сбросив обязанности режиссера на Джорджа Огилви, но после гибели друга и соавтора Байрона Кеннеди, который разбился на вертолете во время выбора натуры, решил все-таки войти в знакомый песок третий раз.

Ад на колесах

События «Купола грома» разворачиваются через тринадцать лет после «Воина дороги» (можно только гадать, какой это приблизительно год). Макс лишается средства передвижения в лице автомобиля, ведомого верблюдами (его недружественно уводит пилот автожира из второй части), и направляет стопы в виднеющийся на горизонте городок Бартертаун, где у людей два развлечения: собственно, бартер – и смертельные поединки один на один под куполом грома. Местная владычица Тетушка Энтити (Тина Тернер) плотоядно улыбается незнакомцу и предлагает - в обмен на бензин и прочие приятности - решить ее спор о власти с МастерБластером (Анджелло Росситто и Пол Ларссон). В Бартертауне энергию вырабатывают благодаря свиному навозу, и руководящий этим процессом МастерБластер – тандем карлика Мастера и могучего великана Бластера, который носит его на плечах, - претендует на звание реального правителя города.

Ад на колесах

Одолев Бластера под куполом, Макс не решается добить, как оказалось, великана с разумом младенца, за что подвергается наказанию Гулагом – изгнанием в пустыню. Там его случайно находит девушка Саванна (Хелен Бади), чье племя живет в оазисе и верит в Город завтрашнего дня (Tomorrowland), куда на самолете забрали всех достойных. За его посланника группа побеленных сектантов-детей и принимает Макса, который старательно пытается развеять их иллюзии. Макс же, чья историю в этот раз рассказана от лица Саванны, снова уходит в закат, пока голос за кадром повторяет, что «это история не одного человека, это история всех нас».

Ад на колесах

Проект мечты Джорджа Миллера, который пережил десятилетие простоя в гараже (съемки должны были стартовать еще в начале 2000-х) и по прихоти режиссера вместился между первым и вторым фильмами. У «Дороги ярости», в отличие от трилогии с Гибсоном, нет проблем с сюжетом и бюджетом – это грохочущая, яркая, лихо придуманная и объединяющая все идеи прошлых картин опера на колесах, где Гибсона сменил Харди , но сделал это довольно скромно – с минимумом реплик и ролью, скорее, харизматичного талисмана, чем двигателя сюжета.

Ад на колесах


Персонажи
Макс Рокатански (Мел Гибсон / Том Харди )

Ад на колесах

Получивший фамилию в честь австрийского патологоанатома Карла фон Рокитанского, Безумный Макс, чье лицо в первом фильме зритель видит примерно на 12-ой минуте, возникает в киновселенной Миллера как крутосваренный герой, а затем медленно костенеет и бронзовеет, с каждой картиной все больше превращаясь в циничного, но чуть ли не былинного персонажа, легенды о чьих похождениях пересказывают очевидцы. От человеческой личности Макса с каждым фильмом остается все меньше: во второй картине уже не звучит его фамилия, в третьем - он представляется на манер Одиссея (Неважно).

Ад на колесах

В человеке без имени легко видеть героя, посланника небес («Купол грома» заимствует этот мотив из встречи ацтеков с первыми конкистадорами), закоренелого парня из вестерна, пройдоху-сыщика из фильма-нуар, одинокого самурая или ронина (если в качестве хозяина рассматривать семью или государство). В «Дороге ярости» Макс еще все-таки называет свое имя, напоминает голосом за кадром свою фамилию, но в кадре уже существует не как главный герой, а как придаток к чужой судьбе - попытке к бегству Фуриосы и жен Несмертного Джо. Макс Рокатански - человек без свойств, грязный ангел, персонаж, который приходит и молча исправляет все (лишь за бензин и свободу), герой нескольких жанров и стилистических ответвлений. В конце концов, свободный дух веет там, где хочет.


Злодеи:

Пальцерез (Хью Кийс-Байрн, «Безумный Макс»)

Ад на колесах

Лидер банды байкеров, человек со сравнительно добрым лицом и злыми глазами, возглавляющий шайку садистов и, как водится, самый страшный из них. Настоящий вожак небольшой, но безумной стаи.

Лорд Гумунгус (Кьелл Нильсон, «Безумный Макс 2: Воин дорог»)

Ад на колесах

Великан в железной маске, глава загадочной банды сектантов, которые исповедуют те же принципы, что и байкеры из первого фильма, но обременены практически религиозной верой в своего лидера.

Тетушка Энтити (Тина Тернер, «Безумный Макс 3: Под куполом грома»)

Ад на колесах

Глава города Бартертаун, эдакий очень властолюбивый мэр, мечтающий об абсолютной власти. Вновь злые глаза выдают в улыбчивой афроамериканке очередного тирана, с которым Максу приходится столкнуться на пути к свободе от оков рухнувшей цивилизации.

Несмертный Джо (Хью Кийс-Байрн, «Безумный Макс: Дорога ярости»)

Ад на колесах

Предположительно - переродившийся Пальцерез, чье тело теперь обезображено ожогами и прочими болячками, волосы поседели, а стремление к власти породило целую империю полураспада, где обитают чтящие его за бога фанатики, рабы и гарем. Образцовый тиран, суммирующий все государевы комплексы, которые когда-либо с усмешкой изображал Миллер.


Мифология

Не время для героев

Ад на колесах

Несмотря на финансовые пертурбации, монтаж фильма на дому и прочие неприятности, Миллеру и Кеннеди еще в первом фильме удалось отчасти реализовать мечту о самурайской постапокалиптике (хотя «Макс» лучше коррелирует с вестерном), стильно презентовать молодого и неизвестного Мэла Гибсона, а также начать развенчание мифа о настоящем Герое, в которого уже не верят не только жители нового скорбного мира, но и кинозрители.


Доброта и надежда - вредные иллюзии

Ад на колесах

Макс в начале первого фильма в шутку примеряет маску чудовища, в глубине души опасаясь, что он на самом деле и есть тот монстр, которого от байкеров отличает лишь полицейский значок. В дальнейшем он творит порой ужасные вещи, строит из себя циника, но почти всегда, прикрываясь шкурным интересом, все-таки помогает тем, кому надо, получая в обмен тяжелые увечья и своеобразную славу (в финале он обязательно уходит со сцены, чтобы не почивать на лаврах). В «Дороге ярости» он также заявляет, что надежда - вредная штука, но сам же уповает на лучшее.


Субкультуры / Секты

Ад на колесах

«Безумный Макс», с первой части пропитанный любовью и уважением к Энтони Бёрджессу и его «Заводному апельсину», - это цирк переполненных адреналином ряженных, которые мчатся в опасной близости друг от друга не в решетчатом шаре, но в исполосованной дорогами пустыне. Беспечные ездоки внешне напоминают героев «Юбилея» Дерека Джармена , говорят почти на надсате, а по сути - Ангелы ада 2.0. Разрисованные и необузданные садисты не чураются насилия любого толка, собирая под крылом и наркоманов, и сумасшедших, и гомосексуалистов (про вопрос гендера в мире «Макса» читайте ниже). В дальнейшем банды оборванцев сменили сектанты и мини-авторитарные режимы, но изначально самая темная сторона вселенной Миллера родилась из интереса к субкультурам, замешанным на насилии и адреналине.


Тираны

Ад на колесах

Галерея тиранов во вселенной «Безумного Макса» включает и лидера шайки, и самопровозглашенного божка, и алчную до власти женщину. В «Дороге ярости» прямо звучат лозунги «Мы больше не будем рождать тиранов» (написанные на стенах пещерного гарема), а Несмертный Джо усугубляет социальную дифференциацию, насаждает «детям полураспада» культ не только своей личности, но и что-то среднее между скандинавским верованием (воин, погибший в бою, отправляется в Вальгаллу) и китайской философией (сказания о чибургере можно воспринять как ироничную отсылку к энергии чи).


Социальная дифференциация

Ад на колесах

Помимо деления на тиранов и безвольных подчиненных, тех, у кого есть бензин, и тех, у кого - пустой бак, «Безумный Макс» описывает и общество, в котором между слоями - огромная пропасть. Особенно в этом преуспела «Дорога ярости», где существуют больные и нищие, прячущиеся в пустыне, и дети полураспада - медленно умирающие, но сравнительно здоровые сектанты, для которых есть больница с пунктом переливания крови и возможность с честью умереть в бою, а также тиран Джо и его уродливые отпрыски, более-менее активные, но подключенные к кислородным баллонам. Также есть безжалостная элита вроде банкира-людоеда.


Гендер

Ад на колесах

Если в первых двух фильмах про «Безумного Макса» находилось место для амазонок, а также гомосексуалистов, которые наконец-то существовали наравне со всеми, то в «Дороге ярости» роль женщин возросла настолько, что героини Шарлиз Терон , Зои Кравиц , Роузи Хантингтон-Уайтли и остатки племени Тысячи матерей стали главной движущей силой картины. Механический кулак феминизма оказался удачной альтернативой зашкаливающему ужасу принудительного секс-рабства.


Хэппи-энда больше нет?

Ад на колесах

«Безумный Макс» - это четыре невеселых притчи Джорджа Миллера в стиле дизель-панк о том, что все дороги ведут в тупик. Дебютная картина наряду со смертью Героя и превращением человека в собственный кошмар констатирует непродуктивность для анархизма, капитализма и других больших идей (не случайно гонка в начале фильма происходит на Шоссе 9, в трех километрах от которого раскинулась Anarchy road). Но главное, конечно, что никакие идеи не остановили человечество от возвращения в варварство: бей, беги, хватай дизель. Финалы «Воина дороги», «Под куполом грома» и «Дороги ярости» дают надежду на возрождение цивилизации, которая ни в одном из фильмов пока даже частично не оправдалась.


Джордж Миллер

Ад на колесах

Дипломированный врач и сын греческих эмигрантов, Джордж Милиотис родился в 45-м, в 71-м снял с братом первую короткометражку, чуть позже познакомился на семинаре киношколы с будущим соратником Байроном Кеннеди, в 72-м закончил медфак Университета Нового Уэльса и продолжил снимать экспериментальный короткий метр, проходя ординатуру и работая на скорой помощи. Почти десятилетие кино и первой помощи не прошло бесследно: в 1979 году Миллер и Кеннеди при поддержке сценариста Джеймса МакКосленда перековали врачебный опыт Милиотиса и свои культурные ориентиры в культовый постапокалипсис «Безумный Макс». Дальше Миллер умудрился снять два сиквела, вписавшись в новую австралийскую волну наравне с группой актеров и режиссеров (например, режиссер Филип Нойс и Питер Уир, актеры Мэл Гибсон, Николь Кидман, Сэм Нил), перебраться в Америку, приложиться к созданию «Сумеречной зоны», «Иствикских ведьм», дилогий про похождения поросенка Бэйба (по мотивам книги Дика Кинг-Смита) и танцующих пингвинов «Делай ноги». Дорога длинною в 36 лет пошла на круг - и Миллер снова вернулся к Максу Рокатански, но уже с внушительными бюджетом, россыпью звезд и мощной рекламной поддержкой.


Культурное поле

Ад на колесах

Франшиза «Безумный Макс» создавалась с оглядкой не только на классиков вроде Куросавы (Макс, очевидно, писался с гордых самураев и их наследников - одиноких ковбоев), Пекинпы (революционная жестокость) и Леоне (в первом фильме цитируется сцена на вокзале из «Однажды на Диком Западе»), но и современников Миллера - Кубрика (костюмированный праздник насилия в «Заводном апельсине»), Копполы (в «Куполе грома» есть навозная цитата из «Апокалипсиса сегодня») и Рэйми (в течение трилогии австралиец использует ту же ползущую камеру, что стала фирменным знаком «Зловещих мертвецов», и несколько раз пускает в ход бензопилу). Другим вдохновителем был постапокалиптичный фильм «Парень и его пес», откуда явно в мир после конца света явно перекочевала собака Макса.

Сама трилогия оказала влияние на многих режиссеров: «Воина дорог» называют среди любимых картин Дэвид Финчер , Роберт Родригес , Гильермо Дель Торо и Джеймс Кэмерон .

Читайте также: