Алеша попович добрыня никитич и кто третий

Обновлено: 07.07.2024

Мы знаем их с самого детства, хотим быть похожими на них, ведь они настоящие супергерои — былинные витязи. Они совершают нечеловеческие подвиги, но и у них, русских богатырей, были свои реальные прототипы.

Алёша Попович — младший из троицы былинных богатырей. Он выглядит наименее воинственным, вид его не грозный, скорее скучающий. Это объяснимо — ему скучно без брани, без авантюр, на которые он был склонен, поскольку врагов побеждал скорее не силой, а смекалкой и хитростью. Он самый нетипичный из всех богатырей, не слишком добродетельный, хвастливый, падок до слабого пола.

Традиционно Алешу Поповича соотносят с ростовским боярином Александром Поповичем, о котором есть не одно упоминание в Никоновской летописи. Он участвовал в Липецкой битве, а погиб в 1223 году в битве на реке Калке.

Однако, как из песни не выкинешь слов, так из былины не выкинешь подвига. Алеша Попович прославился двумя главными подвигами — победой над Тугариным змеем и над Идолищем поганым. Версия сопоставления былинного богатыря с Александром Поповичем не объясняет ни одно из этих достижений, поскольку победы над Идолищем поганым, и над Тугариным змеем были одержаны за два века до битвы на Калке.

Другую версию о том, кто был прототипом Алёши Поповича рассказал искусствовед Анатолий Маркович Членов. Он считает, что более правильно сопоставлять Алешу Поповича с сыном боярина и соратником Владимира Мономаха Ольбергом Ратиборовичем.

По «Повести временным лет» именно он убил в 1095 году по приказу князя приехавшего на переговоры в Переяславле половецкого хана Итларя, расстреляв его из лука сквозь дыру в крыше. Борис Рыбаков, в частности, писал, что имя Идолище, по всей вероятности, является искажением Итларя через форму «Итларище поганый». Характерно, что во всей былинной традиции именно убийство Идолища поганого является единственным примером убийства врага во дворце, а не в «чистом поле».

Второй подвиг Алеши Поповича — победа над Тугариным змеем. Прототип «змея» филологи нашли ещё в XIX веке, в начале XX версию озвучил Всеволод Федорович Миллер. «Тугарын змей» — это половецкий хан Тугоркан из династии Шураканидов. Шарукан у половцев означало как раз «змея».

Таким образом, все складывается. По версии Бориса Рыбакова, имя Ольберг с течением времени трансформировалось в христианское Олеша, а сопоставление Алеши Поповича с историческим воеводой Александром Поповичем, по версии Дмитрия Лихачева, более позднее.

На картине Васнецова Добрыня изображен в виде зрелого ратника с окладистой бородой, тогда как во всех былинах Добрыня — добрый молодец. Есть мнение, что во внешность Добрыни Васнецов писал отчасти самого себя. Окладистая борода как бы намекает. Имя «Добрыня» обозначает «мягкосердие богатырское». Былинный Добрыня также имеет прозвище «млад», он силен, является защитником «несчастных жен, вдов и сирот». Кроме того, он креативен — играет на гуслях и поет, азартен — не избегает игры в тавлеи. В речах Добрыня разумен, знает тонкости этикета. По всему видно, что он не простолюдин. Как минимум — князь-дружинник.

Былинный Добрыня сопоставляется филологами (Хорошев, Киреевский) с летописным Добрыней, дядей князя Владимира Святославовича. Исторически, Никитич — это не отчество, отчество у реального Добрыни вполне голливудское — Малкович. А были Малковичи из села Низкиничи. Считается, что «Никитич» — как раз трансформированное народом «Низкинич».

Летописный Добрыня сыграл большую роль в истории Руси. По «Повести временных лет» именно он посоветовал новгородским послам позвать к себе княжить Владимира, он же посодействовал женитьбе племянника на половчанке Рогнеде. За свои дела Добрыня, после смерти брата Владимира Ярополка, стал новгородским посадником и участвовал в крещении Новгорода.

Если верить Иоакимовской летописи, крещение проходило болезненно, «Путята крести мечом, а Добрыня огнем», дома строптивых язычников приходилось жечь. Раскопки, к слову, подтверждают большой новгородский пожар в 989 году.

Илья Муромец — старший из «младших богатырей». В нем все — наше. Сначала сидел на печи, потом чудесным образом исцелился, затем служил на князя, время от времени ссорился с ним, после дел ратных — ушел в монахи.

Прототип нашего главного витязя — Святой Илия Печерский, мощи которого покоятся в ближних пещерах Киево-Печерской лавры. У Ильи Муромца было прозвище, его называли также «Чоботок». Чоботок — это сапожок. О том, как Илья Муромц получил это прозвание можно прочесть в сохранившемся документе Киево-Печерского монастыря: «Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка, говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог, и так как второпях он не смог захватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище».

То, что Илия Печерский и есть Илья Муромец подтверждает и изданная в 1638 году книга «Тератургима». В ней монах из лавры Афанасий Кальнофойский говорит, что в пещерах почивает Святой Илия, которого таке называют Чибитьком. Земную жизнь богатыря «Тератургима» относит к XII веку.

Новые доказательства идентичности исторического Илии Печерского и Ильи Муромца появились в 1988 году, когда в Киев-Печерскую лавру была направлена Межведомственная комиссия Минздрава УССР.

Рост Илии Печерского при жизни составлял 177 см, что для Древней Руси было внушительно. Указанию былин на неподвижность св. Илии до 30 лет соответствуют данные о долгой болезни позвоночника. По заключению ученых, подвижник был воином, об этом свидетельствовали костные мозоли на ребрах, сросшихся после переломов. Кроме этого, на теле обнаружено много других боевых ран, одна из которых стала, по-видимому, смертельной.

Кем на самом деле являются знаменитые три богатыря на Руси и в чем их тайный смысл

В настоящее время популярна версия, что три богатыря - это три славянских народа Руси - русские, украинцы и белорусы. Но эта версия в корне ошибочна.

И так, у нас есть три наиболее известных современным жителям России, Украины и Белоруссии богатыря. Это Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Илья Муромец

Крестьянский сын, до 33 лет был парализован, после, с помощью волхвов(калик перехожих) был излечен от недуга и поставлен на ноги. Поехал в Киев на службу к князю Владимиру, возглавил оборону Руси.

Добрыня Никитич

Придворный богатырь, князь и воевода. Отличался не только храбростью, но и дипломатическими способностями. Знал 12 языков, в том числе разговор птичий.

Алеша Попович

Самый неоднозначный богатырь. Прежде всего ему свойственны, находчивость, хитроумие и сметливость. Умел играть на гуслях. При этом он хвастлив, кичлив, лукав, увертлив и даже коварен.

Прочитав краткую биографию богатырей мы приходим к выводу, что на самом деле:

Илья Муромец олицетворяет простой крестьянский народ.

Добрыня Никитич - это у нас власть, в том числе князья.

Алеша Попович - духовенство, церковь. Даже его прозвище Попович говорит, что он попов сын.

Но, чтобы эта версия была ещё более верной, рассмотрим более старших богатырей русского эпоса:

Микула Селянович

Само прозвище говорит, что он простой сельский житель, как и Илья Муромец, крестьянский сын. И также является самым сильным богатырём.

Это великан, живущий в священных горах. Также как и Добрыня Никитич олицетворяет собой княжество или власть. Русские князья, да и вообще знать, как правило селились на возвышенностях, холмах, во своих дворцах. Само его имя говорит за себя, о том, что он знать и, находится над народом.

Вольга Святославович (Волхв Всеславич)

Здесь можно даже не смотреть его биографию, а она нам говорит, что он обладал чудесными способностями перевоплощения, а также изначально отождествлялся с Громом (вспоминаем громовержца Перуна). Но и его имя нам говорит, что он Волхв, то есть относится к духовенству.

Выходит, что наши 3 богатыря - это святая троица, на котором построено наше государство.

В здоровом государстве должна быть сильная образованная власть, здоровый и сильный народ. А чтобы народ был здоровый, его должно поставить на ноги духовенство. То есть, должна быть идеология и духовность.

Но, что мы видим в нашем младшем богатыре Алеше Поповиче?

А то, что он не совсем хороший, он лукав и коварен, как и наше сегодняшнее духовенство.

И речь тут не только о попах РПЦ, которые больше похожи на бизнесменов, чем на священнослужителей, но и в отсутствии какой либо идеологии у нашего государства.

Только после того, как у нашего народа будет идеология и правильное мировоззрение, только после этого, наше государство наконец-то победит всех врагов. И тогда путь к процветанию будет открыт.

Сильная власть в лице Путина у нас есть. Но при вражеской идеологии, которая нам навязывается СМИ, в том числе разными Домами 2. А также либеральными лидерами, для которых на первом месте деньги и вообще материальное. Такой же низкой духовности попов, которые погрязли в роскоши. Привело наш народ к болезни, мы как Илья Муромец до 33-х лет парализованы. Никак не можем встать с колен, и защитить государство и народ от вражеских захватчиков, как финансовых, так и духовных.

Под защитой я понимаю не противодействие врагам на силовом приоритете, а противодействие на высшем, мировоззренческом.

Ведь если человек здоров духовно, то его невозможно соблазнить материальными ценностями, он в принципе не способен на предательство.

Наша страна и вообще наш народ пока выстоял только лишь потому, что у нас сильный лидер. Но враги с помощью искажения мировоззрения посредством СМИ и ложных культов, таких как «культ потребления», - пытаются его свергнуть.

И если это произойдёт, то наше государство и наш народ перестанет существовать.

Получается замкнутый круг? Если духовенство вражеское, то и народ не излечится?

Нет, в наше время волхвы и калики перехожие играющие на гуслях не канули в лету.

Они есть, они часть народа и пытаются посредством интернета вылечить наш народ.

Вспомните пророческую поэму Пушкина «Руслан и Людмила», где Руслан - это Русь или государство, а Людмила - это народ(люд милый). А вот бородатый карлик колдун - это и есть навязанное вражеское мировоззрение, которое усыпило Людмилу, то есть народ. Но Руслан, встретив финского старца-волхва, в итоге победил этого злого бородатого карлика, отрезав ему бороду.

И это пророчество сбывается сейчас, на наших глазах. Часть нашего населения, впавшие в спячку от колдовского дурмана карлика, не согласятся с моим мнением. Но проснувшиеся всё видят. А волхвы будут пробуждать народ от паралича и дальше.

Три богатыря. Реальная история.

Герои русских сказок - былинные богатыри, с детства с нами на страницах книг, в фильмах и мультфильмах. Они совершают множество подвигов, и отстаивают рубежи Родины. Сила и удаль их кажется безграничной. А как известно даже сказки иногда основываются на событиях, произошедших на самом деле. У наших богатырей были реальные прототипы.

Сегодня мы расскажем о самых знаменитых из них.

Илья Муромец.

В сказках говорится, что этот герой до тридцати трёх лет был болен, не ходил и не слезал с печи. Затем, пообщавшись со старцами, обрёл великую силу и отправился на подвиги во славу земли Русской.

В данный момент мощи Ильи Муромца находятся в Киево-Печёрской лавре. Он причислен к лику святых.

В 1988 году группа учёных производила исследования с целью провести параллели с героем былинного эпоса и мощами святого, хранящимися в Киево-Печёрской лавре. Удалось выяснить, что рост святого составлял при жизни около 180 см. Это достаточно много для людей того времени. Телосложение его было атлетичным. На его теле были отметины от мечей и стрел, то есть он был воином.

Считается, что это и был легендарный герой русского фольклора.

Добрыня Никитич.

Искусствоведы считают, что художник Васнецов, автор знаменитой картины "Богатыри", в образе Добрыни Никитича изобразил себя причём в почтенном возрасте. Поскольку картина стала популярной, Добрыня у нас ассоциируется с бородатым дядькой.

На самом деле в легендах он ни так стар и сил ему не занимать. Он сражается со Змеем Горынычем, спасает красоток и служит князю Владимиру.

В летописях действительно он упоминается. Добрыня является родным дядей Владимира Красно Солнышко, который ввёл христианство на Руси. Добрыня был воеводой и внёс большую лепту в распространение христианства среди язычников. Методы при этом использовались крайне жёсткие.

О том, где и как окончился жизненный путь Добрыни, ничего не известно.

Алёша Попович.

Третий персонаж на картине Васнецова. В сказаниях он упоминается не как сильный и могучий. Алёша знаменит своей смекалкой и сообразительностью.

Прототипом этого персонажа считается боярин из Ростова - Александр Попович. Этот боярин на самом деле был известным воином, служил князьям Владимирским, а затем князю Киевскому. В 1223 году в битве при Калке он проявил чудеса героизма и в итоге сложил там свою буйну голову. Наши предки там, кстати, проиграли.

Стоит напомнить, что сказки и легенды не редко основываются на событиях, произошедших на самом деле. Красавица и чудовище, Белоснежка и ещё ряд сказочных персонажей имеют свою реальную предысторию.

Впрочем, это уже другая история.

Возможно, Вам понравится:

Прототипы трех богатырей: кто они

Мы знаем их с самого детства, хотим быть похожими на них, ведь они настоящие супергерои - былинные витязи. Они совершают нечеловеческие подвиги, но и у них, русских богатырей, были свои реальные прототипы.

Алёша Попович - младший из троицы былинных богатырей. Он выглядит наименее воинственным, вид его не грозный, скорее скучающий. Это объяснимо - ему скучно без брани, без авантюр, на которые он был склонен, поскольку врагов побеждал скорее не силой, а смекалкой и хитростью. Он самый нетипичный из всех богатырей, не слишком добродетельный, хвастливый, падок до слабого пола. Традиционно Алешу Поповича соотносят с ростовским боярином Александром Поповичем, о котором есть не одно упоминание в Никоновской летописи. Он участвовал в Липецкой битве, а погиб в 1223 году в битве на реке Калке.

Однако, как из песни не выкинешь слов, так из былины не выкинешь подвига. Алеша Попович прославился двумя главными подвигами - победой над Тугариным змеем и над Идолищем поганым. Версия сопоставления былинного богатыря с Александром Поповичем не объясняет ни одно из этих достижений, поскольку победы над Идолищем поганым, и над Тугарнином змеем были одержаны за два века до битвы на Калке.

Другую версию о том, кто был прототипом Алёши Поповича рассказал искусствовед Анатолий Маркович Членов. Он считает, что более правильно сопоставлять Алешу Поповича с сыном боярина и соратником Владимира Мономаха Ольбергом Ратиборовичем.

По «Повести временным лет» именно он убил в 1095 году по приказу князя приехавшего на переговоры в Переяславле половецкого хана Итларя, расстреляв его из лука сквозь дыру в крыше. Борис Рыбаков, в частности, писал, что имя Идолище, по всей вероятности, является искажением Итларя через форму «Итларище поганый». Характерно, что во всей былинной традиции именно убийство Идолища поганого является единственным примером убийства врага во дворце, а не в «чистом поле».

Второй подвиг Алеши Поповича - победа над Тугариным змеем. Прототип «змея» филологи нашли ещё в XIX веке, в начале XX версию озвучил Всеволод Федорович Миллер. «Тугарын змей» - это половецкий хан Тугоркан из династии Шураканидов. Шарукан у половцев означало как раз «змея». Таким образом, все складывается. По версии Бориса Рыбакова, имя Ольберг с течением времени трансформировалось в христианское Олеша, а сопоставление Алеши Поповича с историческим воеводой Александром Поповичем, по версии Дмитрия Лихачева, более позднее.

На картине Васнецова Добрыня изображен в виде зрелого ратника с окладистой бородой, тогда как во всех былинах Добрыня - добрый молодец. Есть мнение, что во внешность Добрыни Васнецов писал отчасти самого себя. Окладистая борода как бы намекает. Имя «Добрыня» обозначает «мягкосердие богатырское». Былинный Добрыня также имеет прозвище «млад», он силен, является защитником «несчастных жен, вдов и сирот». Кроме того, он креативен - играет на гуслях и поет, азартен - не избегает игры в тавлеи. В речах Добрыня разумен, знает тонкости этикета. По всему видно, что он не простолюдин. Как минимум - князь-дружинник. Былинный Добрыня сопоставляется филологами (Хорошев, Киреевский) с летописным Добрыней, дядей князя Владимира Святославовича. Исторически, Никитич - это не отчество, отчество у реального Добрыни вполне голливудское - Малкович. А были Малковичи из села Низкиничи. Считается, что «Никитич» - как раз трансформированное народом «Низкинич». Летописный Добрыня сыграл большую роль в истории Руси. По «Повести временных лет» именно он посоветовал новгородским послам позвать к себе княжить Владимира, он же посодействовал женитьбе племянника на половчанке Рогнеде. За свои дела Добрыня, после смерти брата Владимира Ярополка, стал новгородским посадником и участвовал в крещении Новгорода.

Если верить Иоакимовской летописи, крещение проходило болезненно, «Путята крести мечом, а Добрыня огнем», дома строптивых язычников приходилось жечь. Раскопки, к слову, подтверждают большой новгородский пожар в 989 году.

Илья Муромец - старший из «младших богатырей». В нем все - наше. Сначала сидел на печи, потом чудесным образом исцелился, затем служил на князя, время от времени ссорился с ним, после дел ратных - ушел в монахи. Прототип нашего главного витязя - Святой Илия Печерский, мощи которого покоятся в ближних пещерах Киево-Печерской лавры. У Ильи Муромца было прозвище, его называли также «Чоботок». Чоботок - это сапожок. О том, как Илья Муромц получил это прозвание можно прочесть в сохранившемся документе Киево-Печерского монастыря: «Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка, говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог, и так как второпях он не смог захватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище».

То, что Илия Печерский и есть Илья Муромец подтверждает и изданная в 1638 году книга «Тератургима». В ней монах из лавры Афанасий Кальнофойский говорит, что в пещерах почивает Святой Илия, которого таке называют Чибитьком. Земную жизнь богатыря «Тератургима» относит к XII веку.

Новые доказательства идентичности исторического Илии Печерского и Ильи Муромца появились в 1988 году, когда в Киев-Печерскую лавру была направлена Межведомственная комиссия Минздрава УССР. Рост Илии Печерского при жизни составлял 177 см, что для Древней Руси было внушительно. Указанию былин на неподвижность св. Илии до 30 лет соответствуют данные о долгой болезни позвоночника. По заключению ученых, подвижник был воином, об этом свидетельствовали костные мозоли на ребрах, сросшихся после переломов. Кроме этого, на теле обнаружено много других боевых ран, одна из которых стала, по-видимому, смертельной.

Читайте также: