А сердце будет как тогда в огне

Обновлено: 05.07.2024

Строки этого стихотворения Анны Ахматовой были озвучены во время трейлера дополнения к Battlefield 1 - «Во имя Царя» на Е3 2017 года. И в этом минутном ролике почему-то русского духа больше, чем во многих отечественных фильмах в последнее время

При этом стоит понимать, что Battlefield всегда был казуальным шутером, в котором вакханалия на картах творилась, не зависимо от режима и части игры. В свое время мы устраивали безумие и в Battlefield 1942.

Вообще сеттинг Первой Мирвоой войны используется крайне редко, а если и используется, то в такие проекты заходят очень мало игроков. Сразу вспоминается Verdun, который был очень похож на Red Orchestra. Там точно была передана атмосфера той войны: постоянная отсидка в окопе и невозможность куда-либо дернуться. Только твоя голова высунется из укрытия, в нее сразу попадет пуля снайпера. При этом думаешь: то ли ты играешь с читерами, то ли на самом деле люди здесь слишком хорошо играют.

Читеров хватает и в любой части Battlefield, но с той бешеной динамикой, которая поглощает тебя раз за разом, просто не обращаешь на них внимания.

Игра про Первую Мировую войну от DICE вышла в октябре 2016 года и получила много положительных отзывов. Во-первых, потому что данный сеттинг – редкий гость в наших краях, а во-вторых, потому что в ноябре того же года должна была выйти Call of Duty: Infinite Warfare – фантастический боевик в том числе с пострелушками в космосе, а это, судя по всему, многим игрокам уже надоело. Хотя, я уверен, сообществу в целом очень сложно угодить. Про ту же «Баттлу» говорили, что «надоел сеттинг войны, дайте нам новый «Battlefield 2142» с роботами».

В любом случае, на 2016 год у нас была игра про Первую Мировую и мы все ломанулись туда.

Одиночная кампания разделена на несколько частей и ведется от лица нескольких персонажей. Осенью 1918 года от лица механика водителя танка Mark V – Даниэля Эдвардса. Весной 1917 года мы играем за пилота Клайда Блэкбёрна. Снова в 2018 году – Лука - боец итальянского элитного подразделения «Ардити». Весну 1915 года мы встречаем за австралийца Фредерика Бишопа на Галлиполийском полустрове, а 1918 год на Аравийском полуострове повествование идет от лица знаменитого Лоуренса Аравийского.

Одиночной кампании за простого русского солдата в наличии нет. Видимо не нашлось героев, про которых можно было бы сделать четырехчасовую игровую версию тех событий. Хотя, может быть оно и к лучшему: на Западе не знают российской истории и пусть лучше не показывают вовсе, чем получилась бы отборная клюква.

Но Battlefield любят, прежде всего, за мультиплеер, а не за одиночную кампанию, так что со всех ног летим туда. Удивительно, но на ПК онлайн в игре живее всех живых. Хотя пусть некоторые режимы игры менее популярны у игроков, «быстрая битва» находится моментально, а в списке серверов всегда есть, из чего выбрать. Что с онлайном на консолях, утверждать не берусь.

Концепция игрового процесса не меняется год от года. У нас есть четыре класса на выбор: штурмовик, медик, поддержка и разведчик. Соответственно у каждого бойца свое вооружение, обмундирование и роль на поле боя. За внутриигровую валюту можно разблокировать новое вооружение и внешний вид пушек.

Первая Мировая война – время развития бронетехники, применения автоматического оружия, воздушного боя и газовых атак. При этом разработчики не пытались воссоздать точных технические характеристики техники того времени и это прекрасно. Допотопные самолете лихо бороздят небесную гладь, а монструозные танки Mark V лихо давят гусеницами все, что находится у них на пути. Аркадность игре только на пользу. При этом атмосфера той войны ощущается в полной мере и без точного исторического соответствия: игроки выбивают друг из друга дурь лопатами и дубинками, вокруг носятся кавалеристы с пиками или саблями, фанерные самолетики месятся в воздухе или сбрасывают бомбы на зазывавшихся солдатиков, погрязших в грязи.

488. Услышишь гром и вспомнишь обо мне (Марина Цветаева, Лариса Миллер, Анна Ахматова)


В мыслях об ином, инаком,
И ненайденном, как клад,
Шаг за шагом, мак за маком
Обезглавила весь сад.

Так, когда-нибудь, в сухое
Лето, поля на краю,
Смерть рассеянной рукою
Снимет голову – мою.

Ещё немного всё сместится –
Правее луч, южнее птица,
И станет явственнее крен,
И книга поползёт с колен.
Сместится взгляд, сместятся строчки,
И всё сойдёт с привычной точки,
И окажусь я под углом
К тому, что есть мой путь и дом,
К тому, что есть судьба и веха.
Как между голосом и эхом,
Так между мною и судьбой
Возникнет воздух голубой,
Мгновенье тихое, зиянье,
Пугающее расстоянье.
И тех, с кем жизнь текла сия,
Едва коснётся тень моя.

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Стихи о любви


Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки.

Слава Анны Ахматовой в десятые годы после сборников «Вечер» и «Четки» была почти религиозной. Девушки стригли челки «под Ахматову» и писали подражательные вирши. Студенты всей России самозабвенно повторяли: «Задыхаясь, я крикнула: «Шутка/ Все, что было. Уйдешь, я умру»/ Улыбнулся спокойно и жутко/ И сказал мне: «Не стой на ветру»… Так пронзительно просто о любви до нее никто еще не писал.

При жизни Анна Ахматова пережила две славы. Раннюю, мгновенно поставившую ее в один ряд с Блоком, Брюсовым, Белым, и позднюю, незадолго до смерти, уже в телевизионную эпоху, уже после освободительного ХХ съезда, как бы в подтверждение строк: «Я была тогда с моим народом,/ Там где мой народ, к несчастью, был», ее поэзия вышла из-под запрета, а слава стала легальной.

Многие десятилетия ее стихи были в забвении. Иные считали, что она умерла молодой вместе с Блоком и Гумилевым.

Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый король…

Александр Вертинский, вернувшись из эмиграции, запел «Темнеет дорога приморского сада» от мужского имени. В 1946 году об Ахматовой напомнил читателям Жданов, назвав ее «взбесившейся барынькой, мечущейся между молельней и будуаром», своим постановлением он отнял у Анны Андреевны последнюю возможность зарабатывать литературным трудом.

Нищета, безбытность, бездомность. Так жила русская Сафо, богиня поэзии, о первых сборниках которой критика писала, – любовь, говорящая от лица женщины – открытие в нашей поэзии, сделанное Ахматовой. Ее лирическая душа – царственна, униженной быть не может. Она господствует, она ни в коем случае не угнетена.

Начиналось все на берегу Стрелецкой бухты под Севастополем недалеко от Херсонеса.

Там Анна Горенко писала «великое множество стихов». Днем она бегала на берег, где к ней «приплывала зеленая рыба, прилетала белая чайка», где девочка сушила соленую косу «на плоском камне» и беседовала с монахом у ворот Херсонеса.

Там она ощутила невозможность жить по предлагаемым бытовой жизнью правилам. Она открыла для себя, что у поэзии есть счастливая возможность возвышать человеческую природу. Отец запретил ей печататься под своей гордой фамилией – Горенко. «И не надо мне твоего имени!» – ответила она отцу.

«Я была овца без пастуха. Только шальная девчонка могла выбрать татарскую фамилию для русской поэтессы…»

В начале 10-х годов Ахматова вышла замуж за Гумилева и выпустила первую книгу «Вечер».

Гумилев пламенно влюбился в Аню Горенко, когда они были в возрасте Ромео и Джульетты. Ей – 14, ему – 17. Юная поэтесса была холодна и долго не отвечала взаимностью. Так или иначе, но 25 апреля 1910 года они обвенчались в Киеве. «Их отношения были скорее тайным единоборством», – писала Валерия Срезневская.

Не тайны и не печали, Не мудрой воли судьбы Эти встречи всегда оставляли Впечатление борьбы…

«Путь конквистадора», «Романтические цветы», «Жемчуга» – опубликовал Гумилев ко времени женитьбы. Он уже был мэтром. У Ахматовой и Гумилева родился сын Лев (будущий великий ученый).

Семья все-таки не состоялась.

И когда друг друга проклинали В страсти, раскаленной до бела, Оба мы еще не понимали Как земля для двух людей мала.

Тесно на земле любви, тесно любящей душе. Это всегда умирание и воскресение.

А в Библии красный кленовый лист Заложен на Песне Песней.

В одиннадцатом году Анна Андреевна подружилась в Париж с нищим, никому неизвестным Модильяни.

«…все божественное в Амадео искрилось сквозь какой-то мрак», – написала Ахматова через полвека.

Молодой Модильяни рисовал молодую Ахматову…

Принято перечислять мужчин, что любили Ахматову. Исследователи спорят – композитору Лурье или ассирологу Шилейко посвящены строки —

Кое-как удалось разлучиться И постылый огонь потушить…

Ахматова отнимает у литературоведов возможность копаться в биографии своей любовной лирики. Многие пытались разгадать тайну стихов, так просто написанных, без красивостей, изысканных эпитетов, кричащих новаторских находок. Сочетание несочетаемого. Сгорание, тектонические катастрофы и в то же время царственная библейская мудрость… Лирическая героиня и Автор – это далеко не всегда одно и тоже. Вас. Гиппиус пишет, что Ахматова в своем мастерстве достигла такого уровня, что может в одно стихотворение вместить целый роман.

Как велит простая учтивость, Подошел ко мне, улыбнулся. Полуласково, полулениво Поцелуем руки коснулся. И загадочных древних ликов На меня посмотрели очи. Десять лет замираний и криков. Все мои бессонные ночи Я вложила в тихое слово И сказала его напрасно. Отошел ты. И стало снова На душе и просто и ясно.

Ахматовские стихи с первого «оконного луча» настолько совершенны, что кажется ее творчеству вовсе не свойственно то, что Блок называл «подземным ростом души». Ахматова часто говорит о смуглой Музе, которая ей диктует, что надо только успеть записать «без помарок». Быть может, обожаемый Пушкин диктовал царкосельской гимназистке, искавшей с ним встречи. Правда, то, что пришлось пережить Ахматовой потом в «календарном ХХ веке» и не снилось людям ХIХ века…

Расстрелян Гумилев, умер Блок. После сборника «Аппо Domini» 18 лет ни прежние, ни новые стихи не печатались. В 1938 уничтожили ее мужа Николая Пунина. Сын, Лев Гумилев, несколько раз сидел в коммунистических лагерях.

Муж – в могиле Сын – в тюрьме, Помолитесь обо мне.

Но никогда у нее и мысли не было покинуть родину. B начале войны Ахматова с противогазом через плечо несла дежурство как рядовой боец противовоздушной обороны, шила мешки для песка, которыми обкладывали убежища в саду у Фонтанного дома, где она жила в крохотной комнатушке…

Одна из тайн ее любовной лирики – это звучание эпохи

Когда душа свободна и чужда Медлительной истоме сладострастья.

Анна Андреевна упоминает, что только Н. Недоброво правильно понял ее творчество.

Рано умерший критик и поэт Недоброво писал, что «отличительной чертой личности поэтессы являются не слабость и надломленность, как это обычно считалось, а наоборот, исключительная сила воли». Он увидел «лирическую душу скорее жесткую, чем слишком мягкую, скорее жестокую, чем слезливую, и уже явно господствующую, а не угнетенную»

А, ты думал – я тоже такая, Что можно забыть меня, И что брошусь, моля и рыдая. Под копыта гнедого коня. Или стану просить у знахарок В наговорной воде корешок И пришлю тебе страшный подарок — Мой заветный душистый платок.p

Надолго пережила свою прародительницу литературная героиня Анны Ахматовой. Многим еще она откроет смысл самого загадочного и главного чувства на земле.

Подушка уже горяча С обеих сторон. Вот и вторая свеча Гаснет, и крик Становится все слышней. Я эту ночь не

А сердце будет как тогда в огне

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Анна Ахматова (1889 - 1966)

Услышишь гром и вспомнишь обо мне,
Подумаешь: она грозы желала.
Полоска неба будет твердо-алой,
А сердце будет как тогда - в огне.
Случится это в тот московский день,
Когда я город навсегда покину
И устремлюсь к желанному притину,
Свою меж нас еще оставив тень.


05 марта 1966 года в возрасте 76 лет умерла Анна Ахматова. Хорошо знавший ее поэт, переводчик, литературовед Лев Озеров (1914–1996) писал в те дни: «… Она утвердилась в наших сердцах и утвердится еще более в сердцах людей грядущих поколений как наследница русской классической поэзии, продолжатель традиций Батюшкова, Пушкина, Баратынского, Тютчева, Иннокентия Анненского. Завершилась большая жизнь и большое творчество Анны Ахматовой. Начинается, уже началось ее бессмертие. »
Иосиф Бродский писал: «Когда Арсений Тарковский начал свою надгробную речь словами «С уходом Ахматовой кончилось. » – всё во мне воспротивилось: ничто не кончилось, ничто не могло и не может кончиться… На всех нас, как некий душевный загар, лежит отсвет этого сердца, этого ума, этой нравственной силы и этой необычайной внутренней щедрости, от неё исходивших».

Иосиф Бродский . На столетие Анны Ахматовой.

В них бьётся рваный пульс, в них слышен костный хруст,
И заступ в них стучит; ровны́ и глуховаты,
Затем что жизнь — одна, они из смертных уст
Звучат отчётливей, че́м из надмирной ваты.

Великая душа, поклон через моря
За то, что их нашла, — тебе и части тленной,
Что спит в родной земле, тебе благодаря
Обре́тшей речи дар в глухонемой вселенной.

Читайте также: