Звездный десант хроники сюжет

Обновлено: 05.07.2024

Несколько попыток адаптировать скандальный роман Роберта Хайнлайна.

История вселенной «Звёздного десанта» началась в 1959 году, когда фантаст Роберт Хайнлайн выпустил одноимённый роман. Про самого автора можно рассказывать долго, но тут интересен вот какой момент: книга о войне жуков и людей родилась из политической борьбы писателя за право США на продолжение ядерных испытаний.

В апреле 1958 года Национальный комитет за разумную ядерную политику напечатал в газете призыв к односторонней приостановке испытаний, чем вызвал серьёзную критику со стороны писателя. Тот приостановил работу над романом «Чужак в стране чужой» и всего за несколько недель написал книгу в жанре боевой фантастики, которая на поверку оказалась политическим трактатом, описывающим взгляды Хайнлайна на идеальное устройство общества.

Роберт Хайнлайн

По сюжету этим обществом управляют военные. Все люди в нём равны, угнетённых масс нет. Свобода слова и свобода собраний на месте, а технологический прогресс позволяет человечеству без проблем расселяться по Галактике. Но голосовать и занимать правительственные посты в этом мире могут только те, кто прошёл военную службу. Хочешь быть тем, кто принимает решения? Докажи делом, что действительно готов взять на себя такую ответственность.

Военная служба в этом мире добровольна. При этом, если человек захотел пройти её, то даже плоскостопие, выявленное на медкомиссии, не сможет ему помешать. Применение найдут для любого. Не можешь стрелять? Бери лопату и копай туннели на Плутоне. Боишься заноз в ладонях от черенка? Будь подопытным кроликом у учёных, исследующих неизвестные болезни, или работай стеклодувом, или занимайся какой-нибудь другой бессмысленной работой. Единственный случай, в котором кандидата завернут — если психиатр вдруг заявит, что человек не в состоянии понять смысла присяги.

Главный герой романа, Хуан «Джонни» Рико, после окончания школы поддался внезапному порыву и записался в пехоту. Половина романа рассказывает о том, как он проходит подготовку, половина повествует о войне с расой разумных жуков с планеты Клендату.

Финал у романа открытый. Во время очередной операции пехота захватила представителя интеллектуальной элиты жуков, благодаря чему у человечества появилось преимущество в войне.

Книга Хайнлайна выиграла премию «Хьюго» 1960 года за лучший роман и, в целом, пользовалась популярностью среди любителей фантастики. Вместе с тем «Десант» часто и много критиковали за восхваление милитаризма. К тому же, общество будущего, которое рисует писатель, кроме как фашистским никак не назовёшь.

Впрочем, у Хайнлайна нашлось и немало заступников, настаивавших на том, что писатель просто озвучил идею ограничения права голоса. К тому же в военизированном обществе, которое он изобразил, женщины занимают очень высокие посты, а происхождение человека никак не влияет на его возможности. Экранизировать такую книгу кинематографисты пытались не раз.

Первая попытка: творение японских аниматоров

Первая экранизация романа Роберта Хайнлайна вышла в 1988 году в Японии. Аниме-студия Sunrise Inc., ответственная за Mobile Suit Gundam, выпустила короткий аниме-сериал из шести эпизодов.

Если сравнивать с последующими экранизациями, то получилось очень близко к оригиналу. Главный герой, Джонни Рико, попадает в пехоту, в то время как его одноклассница, в которую он влюблен, Карменсита Ибанез, становится пилотом. В целом, всё как в книге: родной город главного героя атакует инопланетный агрессор, в результате чего погибает его мать, а воюют пехотинцы в механизированной броне, экипированной получше иного танка.

Боевые доспехи нарисованы согласно канону

Однако есть и серьёзные отличия. Так, здесь нет жуков. Человечество воюет с расой аморфных существ, которые умеют склеиваться друг с другом, превращаясь то в истребитель, то в укрепленную крепость, то в звездолёт. В общем, на каноничных жуков совсем не похоже.

Впрочем, схожи их методы ведения боя: существа редко идут врукопашную, предпочитая отстреливать людей на расстоянии. Но если жуки Хайнлайна использовали для этого вспышку направленного излучения, которая заставляла людей вариться в своих скафандрах, то существа из аниме плюются сгустками разрушительной плазмы.

Вместо насекомых люди воевали с такими вот существами

И всё же точной эту экранизацию назвать нельзя. Вместо художественно оформленного трактата о милитаризированном обществе будущего здесь история любви — серия неловких встреч Джонни и Карменситы во время войны и, наконец, признание в чувствах, после которого следуют титры.

Сражения с инопланетной расой — лишь фон. Как война закончилась? Из-за чего началась? Что это за существа такие? Ничего об этом нам не расскажут — дадут лишь прозрачный намёк, что в своей экспансии человечество вторглось на чужую территорию, и что люди здесь настоящий агрессор.

Куда больший акцент сделан на отношениях Джонни с родителями. И в книге, и в аниме они не хотели отпускать сына в армию. Но в произведении Хайнлайна всё ограничилось серьёзным разговором с отцом, а также упоминанием, что родители не стали провожать Джонни в армию. В аниме же показано, как тяжело главному герою даётся уход из дома. Отец принимает его решение, а мать на прощание отвешивает сыну пощёчину.

Джонни Рико в первой экранизации

Образ Джонни тоже претерпел изменения. Здесь он не филиппинец, а блондин европеец. Во многих сценах Джонни ведёт себя, как робкий юноша, который не знает, как подойти и заговорить с понравившейся ему девушкой, в то время как его книжная версия была куда более опытной в таких делах.

К тому же мы не видим, как герой растёт в званиях и начинает командовать своим отрядом — для этого история заканчивается слишком рано. По сути, в аниме показаны события лишь половины книги Хайнлайна. Впрочем, оно воспринимается как законченное произведение, хотя на некоторые вопросы ответы так и не были даны.

Вторая попытка: нетленка Пола Верховена и её продолжения

Но всё же широкую известность история про Джонни Рико получила лишь в 1997 году, когда вышла экранизация Пола Верховена и сценариста Эдварда Ньюмейера. Ранее они вместе сняли первый «Робокоп», так что нет ничего странного в похожести этих двух фильмов. Здесь тоже много откровенно жестоких сцен, а повествование иногда прерывается сатирическими передачами на ТВ.

Первое время никто не знал, что Верховен снимает фильм по произведению Хайнлайна. Сценарий Ньюмейера назывался Bug Hunt at Outpost Nine («Охота на жуков на заставе Девять»), и в нём не было ни Джонни Рико, ни Карменситы Ибанез — лишь персонажи, подозрительно напоминавшие героев книги Хайнлайна.

Верховен и Ньюмейер не хотели приобретать права на книгу до тех пор, пока съёмочный процесс не разгонится. Лишь потом актёры вдруг узнали, что всё это время снимались в экранизации романа знаменитого фантаста.

«Звёздный десант»

Нельзя не заметить, что некоторые сцены фильма то ли случайно, то ли специально повторяют то, что было в аниме, и чего не было в книге. Например, и в кино, и в аниме Джонни играет в американский футбол. И там, и там корабль Карменситы Ибанез оказывается сбит, но сама она остаётся в живых. Повторяется и сцена тренировочного боя десантников, на котором курсанты разделились на красную и синюю команды.

Справедливости ради стоит отметить, что приобретение прав на книгу не сильно повлияло на итоговый результат. Фильм Верховена — очень вольный пересказ романа Хайнлайна. Режиссёр не смог осилить книгу, заскучал и попросил своего сценариста вкратце пересказать ему, чем там всё кончилось. Поэтому, вероятно, в фильме так много отличий.

«Звёздный десант»

Никто из солдат не носит механизированную броню. Их обмундирование в принципе мало отличается от того, что есть у современных армий — шлем, да бронежилет. В книге каждого десантника выбрасывали на поверхность планеты в индивидуальной капсуле. В фильме Верховена же до поверхности их доставляет небольшой десантный корабль.

Претерпела изменения и сама раса жуков — они сильнее похожи именно на больших насекомых, нежели на инопланетную цивилизацию, которая лишь отдалённо напоминает земных пауков. В бою они используют клешни и лапы и на расстоянии почти не опасны. Стрелять умеют только крупные особи, заменяющие жукам системы противовоздушной обороны.

«Звёздный десант»

Но основная цепочка событий в книге, и в фильме повторяется. Джонни Рико записывается в пехоту, учится, затем жуки разрушают его родной город. Начинается война, первая высадка оказывается катастрофой, затем десантники ловят умного жука, что приближает человечество к победе. Конец. Но теперь это не трактат о милитаризированном обществе будущего, а скорее сатира на него, которую никто не понял.

Это очень «правая» книга. И в фильме мы попытались, вполне успешно, как я считаю, оставить комментарий на эту тему. Это как пытаться усидеть на двух стульях. Мы до конца боролись с фашизмом и ультрамилитаризмом. И всё время я хотел, чтоб зрители спрашивали: «Эти люди что, сумасшедшие?».

Пол Верховен «Звёздный десант»

При бюджете в 105 миллионов долларов, Starship Troopers собрал лишь 121,2 миллиона, а ещё получил много негативных отзывов от критиков. Фильм называли «сумасшедшим, аляповатым зрелищем» и «похабством, сделанным специально для подростков».

Вторая картина, «Звёздный десант 2: Герой Федерации», вышла лишь спустя семь лет. Скромного бюджета в семь миллионов долларов уже не хватало, чтобы показать полномасштабную войну с жуками, поэтому эпичных сражений с миллионом арахнидов и звездолётами здесь нет. Вместо этого — почти камерный ужастик в духе «Нечто» Джона Карпентера. Группа солдат обнаруживает, что арахниды научились подчинять себе волю людей с помощью маленьких жучков, проникающих в мозг. Остаётся только гадать, кого они уже успели заразить, а кто пока ещё человек.

«Звёздный десант 2: Герой Федерации»

Продолжение снимал Фил Типетт, специалист по визуальным эффектам, приложивший руку к первой части. А сценаристом по-прежнему был Эдвард Ньюмейер. Из актёров в сиквел перешла только Бренда Стронг (капитан корабля «Роджер Янг» из первой части), которая сыграла совсем иного персонажа.

Было бы преувеличением говорить, что продолжение снискало какую-то популярность или же просто оставило заметный след во франшизе. Вероятно поэтому в следующей части, «Звёздный десант 3: Мародёр», режиссёром которой выступил уже сам Эдвард Ньюмейер, о событиях второго фильма не вспоминают.

«Звёздный десант 2: Герой Федерации»

Кино явно было рассчитано на ностальгию. Актёр Каспер Ван Дин вновь сыграл Джонни Рико, а в истории появилось больше сцен сражений с гигантскими насекомыми. Не так захватывающе и зрелищно, как в фильме Верховена, но всё же лучше, чем во второй части. Только вот сюжет стало клонить в сторону откровенного фарса.

«Звёздный десант 3: Мародёр»

Один из главных героев — генерал и поп-звезда по совместительству, к которому рядовые наперегонки бегут за автографом. Закалённые в боях солдаты гибнут от собственных лопат, а при виде кучки жуков пехотинцы в ужасе разбегаются, разрушая боевое построение. А в конце фильма военизированное общество будущего, в котором нет места религии, внезапно становится демонстративно верующим.

«Звёздный десант 3: Мародёр»

Зато в «Мародёре» десантники наконец стали ходить в механизированных доспехах, обвешанных крутыми пушками — прямо как у Хайнлайна. Ещё сценаристы придумали хорошее продолжение для истории паука-мозга, захваченного в первом фильме. Оказалось, что жуки специально отдали его людям, чтобы тот телепатически захватил контроль над верхушкой военного командования Земли.

Фильм вышел сразу на DVD, минуя кинотеатры. Большого успеха не снискал, и на нём эпоха экранизаций Хайнлайна с живыми актёрами закончилась. По крайней мере, пока.

В данной статье мы рассмотрим, в первую очередь, книжный оригинал, сравним её с адаптациями, что они переняли, их качество и определим, что стоит внимания, а что нет.

Начнём с краткой википедийной информации, для понимания духа книги. Роберт Хайнлайн родился в 1907 году в США и прожил в нём до 1988 года. В 1925 Хайнлайн поступил в Военно-морскую академию и ушёл в отставку в 1934 году по болезни, в чине лейтенанта. После службы увлекался политикой и активно занимался ею. Так он в 1938 году баллотировался в законодательное собрание в Калифорнии, но не удачно.

Я это написал для понимания того, что автор хорошо знаком с армейской жизнью и имел широкие политические взгляды. Собственно, по книге это ощущается.

Перейдём к книге, опубликованной в 1959 году в США. Она считается боевой фантастикой, и если вы взяли эту книгу ради именной боевой фантастики, т.е. ради сцен боёв будущего, то вы можете прочитать первую главу и. закрыть книгу, отложить её и поискать что-нибудь поинтересней. Ибо каких то интересных сражений в книге мало. Только первая глава, которая нужна чтобы зацепить читателя, и вторая половина предпоследней главы. Есть ещё боевые действия в середине книги, но оно представлено как воспоминания главного героя. Да и у автора не стояла задача, зацепить вас сюжетом.

Между этими главами книга наполнена обучением главного героя в десанте и размышлениями на различные темы, которые вы уже можете представить из краткой справки по биографии писателя. Вообще, как я понимаю, основная задача писателя была поделится своими взглядами и мыслями через книгу, а фантастика нужна как хороший соус для чтения и что бы уйти в будущее для раскрытия своих взглядов. Сам сюжет увлекательный, но не захватывающий и не богат интересными моментами и поворотами, поэтому я не буду его сейчас пересказывать. Да и если вы смотрели фильм 1997 года, то вы уже, в целом, знаете основные моменты сюжета, поэтому я расскажу вам о чём книга. Но я вернусь к событиям книги, когда буду сравнивать её с фильмом.

Если кратко, то человек, прошедший армию, а ещё лучше какой-нибудь конфликт, думает больше не о себе, а о других, лучше понимает ответственность, которую он несёт, становясь на определённую политическую позицию и не пользуется властью в корыстных целях. Человек армией заслуживает право избирать и быть избранным. И именно что заслуживает, ибо служба в мобильной пехоте суровая. Для сравнения, за два года службы отсеивается примерно две трети солдат. Собственно, где то 80% книги это рассказ о службе главного героя.

Насколько эта система рабочая? Возможно. Я не силён в политике и в истории, и не могу адекватно оценить такую систему. В любом случае, у неё есть свои плюсы и минусы.

С другой стороны автор абсолютно понимает, что если тебе ни политика, ни армия не нужна, то и чёрт с ним, ибо служба не является обязательной. Более того, ГГ в начале отговаривают от службы в армии. Как родители, так и сам служащий местного военкомата (не помню, как в книге называется этот персонаж и то место, где он сидит). При этом протагонист из богатой семьи и у него есть выбор поехать учится и перенять бизнес отца. Более того, после тестов на определение способностей, пригодности и заполнения документов человеку сразу дают два дня увольнения. И если он не придет с вещами на место службы, то никакого наказания не последует. И никто, ничего не узнает и никого не осудят. Это сделано, что бы человек лишний раз подумал, стоит ли ему служить. Этим автор говорит, что человек должен отдавать себе отчёт и полностью осознавать свои решения и понимать последствия.

Так же автор не отказывает себе обсуждений на тему политики США середины 20 века и предложить своё мироустройство. Повторюсь, я не силён в политике, особенно чуждой страны и особенно её политики в прошлом веке, но автор не ограничивается в своих рассуждениях это области двумя-тремя строками.

Если говорить о составляющей научной фантастики, то тут надо понимать, что это фантастика середины 20 века. Это когда люди думали, что мы будем в будущем без проблем путешествовать по звёздам, повсеместность роботов, но в итоге получили сотни моделей смартфонов и смывающиеся втулки от туалетной бумаги. Поэтому герой книги получает бумажное письмо от своих родных, при этом его отправляли на луну для тренировки в многофункциональном экзоскелете. Я не говорю, что это плохо, был такой взгляд на будущее у наших предков, просто стараюсь описать фантастику в книге.

Кому можно порекомендовать книгу? Тем, кто хочет почитать научную фантастику на тему политики будущего, по мнению человека жившем во второй половине предыдущего века. Ради боевой фантастики лучше почитать какой-нибудь бездонный "Warhammer" или "Видоизменённый углерод", если вы к киберпанку ближе.

Теперь попробуем изучить адаптации с точки зрения книги, при этом параллельно глубже изучим саму книгу и оценим сами адаптации. Спойлер: в большинстве своём фильмы и мультфильмы больше брали сам сеттинг армии будущего и битвы с жуками, описанные Хайнлайном, нежели пытались продвинуть идей автора или как то их раскрыть. За одну статью не получится всё рассмотреть, поэтому разобьём материал на несколько частей.

Экранизации книги: "Звёздный десант 1997"

И начнём со всем известной классики, с фильма Пола Верховена, которая ассоциируется у людей в первую очередь, когда слышат про "Звёздный десант". Поэтому как то его описывать не имеет смысла. Он прекрасен визуально и по сей день, хотя имеет логические дыры, которая научная фантастика не имеет право иметь. Я же хочу сравнить фильм с книгой. Я понимаю, что экранизацию дословно сделать не всегда получается и создатели могут не ставят такой задачи. Просто подробно рассмотрим фильм с оригиналом.

Так как в разборе первой боевой сцены «Батлерианского Джихада» я упоминал «Звёздный десант» Роберта Хайнлайна, было бы странно не поговорить об этой книге. Так что, сегодняшняя статья будет посвящена этому творению Роберта Хайнлайна…

Обложка одного из англоязычных изданий. В рунете приличных артов я не нашёл. Обложка одного из англоязычных изданий. В рунете приличных артов я не нашёл.

«Звёздный десант» в творчестве Мастера смело можно ставить особняком – во-первых, этот роман стоит между двумя вехами в его творчестве – между романами «детского» периода и романами периода «взрослого». «Звёздный десант» пока ещё «про приключения», но уже с таким… взрослым подтекстом. Главный герой, Джон Рико проходит за всю сюжетную линию долгий путь – от вчерашнего школьника до командира взвода, и путь этот тернист.

Как известно, многие люди знакомы со «Звёздным десантом» не по роману Хайнлайна, а по фильму Пола Верховена. Книгу же они или не читали, или она показалась им скучной, тогда как фильм – «прикольным динамичным боевичком». Ну что же, было бы странно не сказать несколько слов и о фильме Поле Верховена… Сам по себе фильм Верховена – неплох. Но это – не «Звёздный десант», а сатира. Сатира на американское общество, на роман Хайнлайна, на милитаризм и прочее. Символично, что герои почти в открытую носят символику нацистов – Хайнлайна после выхода «Звёздного десанта» в печать тоже, как только не называли – и фашистом, и нацистом и милитаристом… Кстати говоря, совершенно незаслуженно…

Зато кадров из фильма - очень много Зато кадров из фильма - очень много

Но, вернёмся к фильму. Верховен намеренно снимал сатиру, чтобы «поглумиться» над американцами за их же деньги. Ему это показалось забавным и интересным. Фанатам Хайнлайна – не очень. А миллионы зрителей по всему миру сатиры и вовсе не оценили, они смотрели фильм, как просто фантастический боевик. Наверное, имя Роберта Хайнлайна из титров можно было и вовсе убрать – ничего, кроме нескольких сцен с вывернутым наизнанку смыслом, общего у книги с фильмом, нет.

В фильме – смысл войны между людьми и «багами» не показан. Есть некая «карантинная зона», в которой живут эти самые «баги», и оттуда «баги» то и дело бросают на Землю булыжники. Булыжники эти летят через всю Галактику буквально за несколько дней (либо «баги» умеют отправлять булыжники через червоточины, либо это… мистификация от земного правительства, так как для того, чтобы пролететь такое расстояние на «досвете» надо очень много… миллионов лет). Кстати, а откуда «баги», не имеющие никаких сверхсветовых космических технологий, вообще знают о Земле? В книге-то, «баги» – это вполне себе серьёзная звёздная цивилизация, со своими кораблями и прочими технологиями, включая современное оружие.

Тот самый астероид (правда, вся сцена "вверх ногами"). Летел через всю Галактику. Тот самый астероид (правда, вся сцена "вверх ногами"). Летел через всю Галактику.

Но, вот, с пафосными речами, силы Земного десанта высаживаются на Клендату, родной планете «багов». Опускаются аппарели десантных челноков, после чего с гиканьем и улюлюканьем элита земных войск бросается вперёд неорганизованной толпой. Бегут они, впрочем, недолго – ровно до первого же «бага». В противника ведёт огонь целое отделение, с трудом они его убивают. Закономерно, что атака людей на Клендату проваливается (как оно было и в книге, но по совершенно иной причине). И вот начинается, собственно, сюжет… Рико заканчивает школу, дослушивает последние лекции, после чего принимает спонтанное решение идти служить, назло родителям… Но, так ли оно было в книге?

Неорганизованная толпа. Неорганизованная толпа.

Рико заканчивал школу. Да, на его желание получить гражданство (которое значило намного больше, чем «избираться и быть избранным») повлияла Кармен Ибаньез, которая на полном серьёзе хотела служить во Флоте. И, забегая вперёд, девушка своего добилась. Кстати, по книге, для получения гражданства, важна была не военная служба, а федеральная. То есть, человек мог и не становиться военным – просто пойти на федеральную службу. Там был ряд профессий в разных отраслях как мирного, так и военного «хозяйства», отработав на которых, можно было получить полные федеральные права. Конечно, это было сложно. Более того, попасть на такую работу было тяжело – но лишь для того, чтобы тот, кто хочет получить эти полные федеральные права, понимал, какую он отдаёт за это цену. Это было нужно исключительно для того, чтобы выбирать «достойных людей». Сложно сказать, будет ли работать такой план в реальной жизни. Наверное, скорее нет, чем да, но у Хайнлайна было так.

В фильме же речь идёт именно про армейскую службу. И если в книге Рико изначально хотел на Флот, поближе к Кармен, то в фильме – сразу, в Десант. Но что же из себя представляет Десант (в оригинале – «Мобильная пехота») в кино и в книге? На самом деле, разница колоссальная… И дело тут не в высокотехнологичной броне, которой в фильме нет…

Что такое Мобильная пехота в книге Хайнлайна? Это элитное подразделение, обладающее высокой подготовкой, навыками и умениями, позволяющими решать разного рода боевые задачи, как в составе взвода (роты, полка), так и одиночным путём. Для примера – в самом начале книги, после десантирования, Рико успевает не только командовать своими подчинёнными, но и вполне успешно воевать самому… Эти бойцы проходят очень суровую подготовку, их обучают действовать, как будучи облачёнными в боевой скафандр, так и без него. Одно из испытаний, описанных в романе – как Рико отвезли на вертолёте далеко за пределы лагеря и оставили голым с заданием – вернуться на базу. И он вернулся – даже в каком-то подобии одежды (шкурки зайцев приспособил). Про умение пользоваться всеми «подручными средствами» я не говорю – в книге об этом говорится прямым текстом. В фильме же из всего этого оставили лишь «Противник не нажмёт на кнопку, если вы лишите его руки!». Нет, безусловно, нож – хороший аргумент для последнего шанса. Но и кроме ножа боец должен уметь что-то делать. У меня был знакомый, по работе в военкомате, молодой капитан ВДВ. Небольшого роста, немного младше меня – а нескольких весьма крупных хулиганов раскидал даже не напрягаясь. Это я к тому, что перед атакой на Клендату, когда Рико встречает Кармен и Зандера (полностью выдуманная сцена, в книге никакого Зандера не было), у них происходит драка. И Зандер довольно так неплохо Рико колотит, хотя Рико должен был его просто уложить. Но нет – подготовка Десанта в кино, это просто отдых в скаутском лагере – если судить по кино.

Наверное, на этом сравнение фильма и книги стоит прекратить – просто и так понятно, что это два совершенно разных явления. И понятно, что фильм «Звёздный десант», в отличие от книги – это просто боевик, не несущий никакой особой смысловой нагрузки. Его цель – с сатирической точки зрения показать, как плох милитаризм, описанный Хайнлайном. Но, проблема в том, что сатира хороша лишь тогда, когда её понимают. В фильме много «вставок новостей». Это отсылки сразу к двум вещам – к вставкам фильма «Робокоп», который тоже, в какой-то степени высмеивает американское «общество потребления», и к операции «Буря в пустыне», которая также известна тем, что канал CNN часто показывал «войну в прямом эфире». Что же до русского зрителя, то большую часть всех таких эпизодов мы не поняли. Кто-то был возмущён тем, как режиссёр обошёлся с книгой, кто-то, кто книгу не читал, напротив, восхищался спецэффектами…

Всем привет! Многие помнят фильм «Звёздный десант» 1997 года, который хоть и отличается от оригинальной книги, но всё равно стал достаточно знаменитым. Однако это была не первая экранизация по популярному произведению.

В 1988 году в Японии вышел шестисерийный анимационный сериал под названием Uchu no Senshi, для создания которого объединились студия Sunrise и компания Bandai Visual. Поэтому в этом материале я расскажу как о нем, так и о двух других анимационных адаптациях, старавшихся продолжить историю фильма 1997 года, игнорируя продолжения в виде «Героя Федерации» и «Мародера».

Uchu no Senshi

В качестве режиссёра для данного произведения пригласили Тэцуро Амино, который в основном занимался раскадровками таких известных аниме, как Mobile Suit Zeta Gundam, Dirty Pair, City Hunter. За дизайн силовой брони отвечал Кадзутака Миятакэ. Он уже работал над ним в 1970-х годах, когда роман «Звездный десант» готовился к выпуску в Японии. Причем наработки Миятакэ уже демонстрировались на экране в видеороликах DAICON III и IV, вышедших в 1981 и 1983 годах для конференции по научной фантастике.

Для создания музыкальных эффектов наняли Ясунори Хонду, который работал звукорежиссером в первом Макроссе, а арт-директором выступал Сигэми Икэда, занимавшийся тем же самым в Mobile Suit Gundam ZZ и Mobile Suit Gundam: Char's Counterattack. Так что группа собралась, что надо, и ожидался мощный сериал.

Как и в первоисточнике, главным героем выступал Джонни Рико. Зрители должны были увидеть, как персонаж меняет привычный гражданский образ жизни на бесчисленные тренировки космических пехотинцев и в будущем окажется на передовой против ужасающих инопланетян.

И на этом команда решила остановиться, а весь последующий материал подвергся корректировкам. Для начала полностью вырезали политические и социальные обсуждения, да и идеология милитаризма совсем не всплывала. Землянам не рассказывали о пришельцах вплоть до их нападения на Новый Буэнос Айрэс.

Кстати, об инопланетных организмах. Если в романе с людьми сражались насекомоподобные существа, именуемые Арахнидами, то тут врагами выступали розовые медузы, стреляющие лазером. Я, конечно, понимаю, что таким образом можно очень хорошо сэкономить на анимации и не делать орду манёвренных жуков, но выбрать медуз — это очень мощно. Забавно, что у пришельцев внушительная броня, но при этом они всё равно погибают от орудий силовой брони.

Всё это в совокупности с упором на развитие характера Джонни Рико привело к тому, что Uchu no Senshi вышло очень слабым. Силовая броня выглядит здорово, часть боевых сцен смотрится интересно. И на этом, пожалуй, всё. Сюжет развивается крайне медленно, и тех же боевых сцен очень мало. Окружающие персонажи совсем не пытаются заинтересовать, а сам Рико добрую половину серий будет бесить товарищей своим детским характером.

Из данного аниме даже рекламы романа не вышло. Возможно, команде стоило сократить число серий или же сосредоточиться на каком-нибудь сюжетном отрезке из середины книги, побуждая заинтересовавшихся ознакомиться с первоисточником.

Starship Troopers: Invasion

Затем о «Звездном десанте» уже вспомнит Голливуд в 1997 году, а потом были выпущены два кинофильма, являющихся своеобразными продолжениями, о которых быстро забыли. Для нового напоминая о франшизе снова выбрали анимационный формат, что привело в 2012 году к выпуску «Звёздный десант: Вторжение».

На этот раз проект объединил режиссера Синдзи Арамаки (Яблочное зёрнышко), актера Каспера Ван Дина (игравшего Джонни Рико) и сценариста трех предыдущих фильмов Эдварда Ноймайера. Причем двое последних стали исполнительными продюсерами.

На этот раз аниме стало ближе к книге, но и далеко от фильма 1997 года не ушло. Во-первых, защитные костюмы пехотинцев стали гораздо солиднее, и даже засветилась полноценная силовая броня. Во-вторых, оставили трёх известных персонажей: псионик Карл Дженкинс, капитан космического корабля Кармен Ибанез и сам Джонни Рико. Хотя последний больше является фансервисом и появляется эпизодически.

Пришельцам дизайн не меняли. и это типичные солдаты Арахниды. Жаже засветилась и их королева, плодившая полчища жуков. А вот что касается пехотинцев, то тут типичное клише прямиком из старых боевиков. Отряд состоит из героя, выступающего против несправедливого командования, девушки снайпера, азиата, специализирующего на единоборствах, любителя всё повзрывать, святого, всё тело которого покрыто татуировками из разных религий и кучи безымянных персонажей, создающих массовку.

Но это и не плохо. Возникает ощущение, будто это альтернативная версия фильмов «Чужие 2» или «Дум» 2005 года. А происходит это ещё за счет того, что все действия приключаются в замкнутом пространстве на боевом космическом корабле.

Такую локацию выбрали не случайно. Чем уже пространство, тем меньше надо тратить ресурсов на его заполнение. Поэтому однотипные коридоры и каюты приходят на выручку в данной ситуации. Плюс, для атмосферы картинку сделали темной и не выделяющейся. Так что и с разнообразными переходами не пришлось заморачиваться.

Как и в аниме 1988 года здесь совершенно не поднимались социальные и политические вопросы. Сатирой или антивоенными действиями из фильма 1997 года тоже не пахло. Собственно, «Звёздный десант: Вторжение» получился простеньким боевичком, не приносящим чего-то нового в развитие франшизы, но и одновременно не ухудшил ситуацию.

Starship Troopers: Red Planet

И завершает данный материал анимационный фильм «Звёздный десант: Предатель Марса», вышедший 10 февраля 2018 года к двадцатилетию выхода первого фильма. В кадрах произошли небольшие перемены. Каспер Ван Дин наконец-то самостоятельно озвучил своего персонажа, и вдобавок присоединилась Дина Мейер, игравшая пехотинца Диззи Флорес, влюбленную в Джонни.

В отличие от «Звёздный десант: Вторжение», события происходят на поверхности всеми известной планеты, используемой при каждом случае о независимости — естественно, это Марс. И, как можно догадаться, производственная команда решила вернуть в произведение политические неразберихи и добавила пару ложек сатиры. Даже появляются рекламные ролики из первого фильма с полюбившимся вопросом «Хотите знать больше?».

Раз действия проходят на Марсе, то и картинка стала в разы ярче и красочнее. Но так как планета терраформирована не полностью, большие пространства заполняют обычные пустыни и полчища Арахнидов. Кстати, к последним вновь присоединился Плазменный жук, который, как обычно, сокращает ряды космической флотилии землян, так и не научившихся уворачиваться от снарядов.

Теперь пару слов о главных героях. Если во «Вторжение» десантники были машинами смерти, то тут полная противоположность. После прошлого анимационного фильма Джанна Рико сослали на космическую станцию на орбите Марса, где он должен тренировать новобранцев. Следовательно, его подопечные просто никакущие и не выдерживают обычные тренировки десантников. Это объясняется тем, что марсиане не военизированный народ и обычно занимаются сельским или промышленным хозяйствами.

Тем не менее боевые сцены присутствуют и их довольно много. Однако есть нюанс. Несколько раз, особенно под самый конец, очень заметно, как главные герои выживают на пустом месте из-за мистического переноса орды жуков. Например, несколько десантников обороняют мост, и затем камера показывает, что на них надвигается огромная группа Арахнидов.

После долгой стрельбы, чуть ли не в упор, события переносятся на другой участок, а затем, вернувшись обратно к мосту, вы увидите, что орда жуков ещё очень далеко, а тела павших насекомых испарились. Уж лучше бы события снова проходили в замкнутом пространстве в какой-нибудь пещере, чем допускать такие ляпы на пустом месте.

Что касается сюжета, то он снова прост, несмотря на политические интриги, возвращение старого персонажа и смены курса по локациям и характерам персонажей. Как и предшественник, это аниме не развивает франшизу, а от подарка к двадцатилетию франшизы ожидаешь чего-то большего, чем новую слепку клише в новой оболочке.

Что же в итоге получается. С уверенностью можно сказать о том, что ещё ни одна адаптация не смогла хотя бы наполовину передать идею и действия, заложенные в романе. Uchu no Senshi подходит тем, кто хочет посмотреть на альтернативную историю. Если же вы желаете посмотреть простенький и незамысловатый боевичок с солдатами, сражающимися против насекомоподобных инопланетян, то «Вторжение» и «Предатель Марса» 100% подходят под эту категорию. В противном случае, вы ничего не потеряете, если пропустите данные произведения.

Читайте также: