To the moon время прохождения

Обновлено: 25.06.2024

Игру может сделать каждый — для этого есть простые в освоении движки. Но сделать — одно дело, а создать шедевральный сторителлинг в RPG Maker — совершенно другое. Сделать так, чтобы ты управлял пиксельными человечками, которые просто ходят по локации и в основном разговаривают или слушают чужие диалоги, и чтобы это было очень интересно — не самая простая задача. Тем более, когда в наборе твоих средств выразительности кроме картинки нет, например, актёрской игры, как в кино или более продвинутых по части графики играх, где используется motion capture (захват движения) — вместо этого персонажи просто подпрыгивают, когда пугаются, а если они озадачены, то над их головами появляется знак вопроса.

Халк Крушить! Халк Крушить!

Кан Гао , основной разработчик серии, смог решить проблему, которая возникает при таком, всё же достаточно скудном, инструментарии. Он просто написал крутую историю о сотрудниках компании «Зигмунд» , которые приходят к клиентам, которые находятся в предсмертном состоянии, и с помощью специального оборудования помогают ему хотя бы подсознательно исполнить свою мечту. О каждой игре мы поговорим отдельно, и, думается мне, вы поймёте, почему эти инди-игры, сделанные чуть ли не на коленке, но с любовью, смогли получить культовый статус, причем как за рубежом, так и в Необъятной.

Что-то явно нехорошее Что-то явно нехорошее

Ну что ж, основные механики рассказал, можно перейти к каждой игре по отдельности.

Заметки на самом деле интересно читать Заметки на самом деле интересно читать

To The Moon

Сюжет игры состоит в том, что Джонни — клиент, к которому отправляются главные герои, доктор Нил Уоттс и доктор Ева Розалин , перед смертью пожалел, что не смог побывать на Луне . И вам на полном серьёзе придется отправлять его на единственный спутник Земли . Если, конечно, вы сможете. Ведь на то это и хорошая игра, чтобы всё было не так просто. Нужно будет выяснить причину такого желания — для этого придётся собирать его воспоминания, как пазл. А проблем у Джонни немало — его жена не так давно умерла от болезни, мать на протяжении долгого времени тоже чувствовала себя неважно, а сверху ещё давят финансовые проблемы и общая усталость, которую он накопил за всю жизнь.

Ещё одна мини-игра — соедини воспоминания в цепочку. Тоже в принципе простая Ещё одна мини-игра — соедини воспоминания в цепочку. Тоже в принципе простая

Вам придётся продираться через все эти дебри, чтобы открыть вполне жизненные, но при этом очень неожиданные подробности. Переживает игрок в первую очередь на за играбельных персонажей, а за Джонни . У него очень трогательная история. Кан Гао (а здесь он при небольшой поддержке занимался буквально всем — режиссурой уровней, геймдизайном, сценарием, визуалом, музыкальным сопровождением, программированием, и при этом ещё руководил остальными членами команды) смог предоставить игрокам историю, по которой так и просится фильм. Нам не нужно знать предысторию Нила и Евы , потому что игра не про них. Достаточно знать, какие они в данный момент — доктор Розалин всегда спокойная и предусмотрительная, а Уоттс — шутник, который постоянно бросается колкостями и отсылками на гик-культуру (Но не больше, чем в Finding Paradise ) . При этом они умудряются одновременно развиваться и оставаться прежними. Игрок пока не делает важных выборов, но при этом действия других персонажей лично у меня формировали моральные противоречия, во многом благодаря тому, что повлиять на это я никак не мог.

Вместе с играбельными персонажами мы проникаемся историей Джонни , и полёт на Луну не остаётся просто целью игры — игрок сам желает, чтобы эта мечта исполнилась. Особенно, когда узнаёт скрытую в самом детстве причину.

В коротких дополнительных эпизодах к первой игре трилогии герои празднуют рождество. Здесь Кан Гао даёт нам представить работу сотрудников «Зигмунда» в реальном мире. Компанию не очень-то любят — можно и помидором по голове получить, если выйти из здания во время очередной демонстрации. А ещё это история о дружбе. Она очень похожа на дружбу Арчи Эндрюса и Бетти Купер (ах да, они в итоге расстанутся и будут просто дружить. Фанаты «Ривердейла» , простите за возможные спойлеры — но вообще с этого начинается нынешний онгоинг Марка Уэйда ) . Нил всё время всё портит, а Ева за ним прибирает, ну и приглядывает, чтобы чего ещё не натворил. Но несмотря на все перепалки и подколы, Ева по факту единственный настоящий друг Нила . О ценности именно такой дружбы нам и рассказывают в двух небольших эпизодах.

В первом доп.эпизоде даже можно поиграть в крутую мини-игру, которую создал доктор Уоттс В первом доп.эпизоде даже можно поиграть в крутую мини-игру, которую создал доктор Уоттс

A Bird Story

Долго на этой игре я останавливаться не буду, потому что в ней мы в основном просто наблюдаем. Если использовать аналогию с кино — это короткометражный приквел к следующей истории о уже знакомых нам сотрудниках компании «Зигмунд» . Она рассказывает о маленьком безымянном мальчике, который живёт один, по крайней мере его родителей здесь мы не наблюдаем. Однажды он спасает птичку и выхаживает её, чтобы она вновь смогла летать и нашла свой дом. Мальчик этот обладает очень развитым воображением — для нас это выглядит так, будто он умеет раздвигать деревья или летать на огромном бумажном самолёте. А ещё иногда долгая дорога от квартиры до школы — всего лишь коридор, в котором есть даже кусочек лесополосы. Выглядит всё это несколько фантастично. Мне даже сложно представить такие возможности воображения, а я им отнюдь не обделён.

Птица, которой помогает мальчик, здесь скорее предстаёт в образе друга. Ведь он никогда и ни с кем не дружил по настоящему, что можно увидеть из небольшого эпизода в школе, который нам показывают практически в самом начале. Мальчик учится взаимовыручке благодаря спасённому животному.

Повторюсь — всю игру мы просто наблюдаем за героем и его действиями. Да, игрок им управляет, но от его действий вообще ничего не зависит. «Зачем тогда играть?» — спросите вы. А затем, что без A Bird Story следующая игра, Finding Paradise , будет не такой цельной. В ней мы узнаем, что мальчика зовут Колин , и в настоящем он уже состарился.

Те самые полёты на бумажном самолётике Те самые полёты на бумажном самолётике

Finding Paradise

Вот здесь Кан Гао по-настощему повеселился. Он взялся за ещё более сложную тему, нежели мечта и её достижение, и вдоволь постебался над жанром RPG . За счёт этого игра воспринимается значительно легче, чем To The Moon , при том, что история здесь тяжелее. Колин , проработавший почти всю жизнь пилотом гражданской авиации, постарел и пришёл в «Зигмунд» с очень странным запросом — он ничего не желает и не хочет, чтобы его жизнь как-то менялась, но при этом просит помочь ему. С чем — не совсем понятно. Разбираться в этом конечно придётся Нилу Уоттсу и Еве Розалин .

Знаю, как я назову дочь. А если будет сын — назову также Знаю, как я назову дочь. А если будет сын — назову также

И здесь нас встречает первая сюжетная проблема — проникнув в память Колина , герои встречаются с аномалией, которой раньше никогда не было — Мементо перемещает их по воспоминаниям клиента очень странным образом — от самых последних к самым первым и опять к старым. Чтобы было легче представить — это как круги Эйлера , только не пересекающиеся, а находящиеся внутри друг друга. И если провести через центр самого большого прямую, то отрезки памяти будут точками пересечениями, и игрок будет перемещаться из 10 в 1, потом в 9, а потом в 2 (Очень понятно объяснил, да. Зачем я вообще пытался рассказать принцип, неясно). В общем, героев это очень удивляет, но они не могут найти причину такого поведения сознания, и просто решают посмотреть, что же происходило в жизни Колина .

Нововведение (и первые признаки сатиры над жанром) — возможность изменять внешность персонажа Нововведение (и первые признаки сатиры над жанром) — возможность изменять внешность персонажа

Оказывается, что в детстве ему во всём помогала Фэй — девочка из соседнего дома. Благодаря ей он стал пилотом, например. Но вот ещё одна странность — в настоящем она пропала из воспоминаний. Это тоже беспокоит работников «Зигмунда» и вводит в ступор игрока. Когда выясняется суть — это становится довольно сложно воспринять. Finding Paradise тоже поднимает вопросы дружбы, а также одиночества, поиска себя и мотивации для достижения целей. Поэтому Колин не хотел ничего изменять в своей жизни — он облетел весь мир, у него есть жена и сын — для счастья ему этого достаточно. Да, у него есть сожаления — но не о том, что чего-то не случилось, а о том, что некоторые события прошли не очень гладко. Например, предложение руки и сердца вышло несколько сконфуженным из-за неграмотности человека, который помогал Колину .

Доктор Уоттс хотел немного поиграть в Сейлор-Мун. Не спрашивайте, зачем Доктор Уоттс хотел немного поиграть в Сейлор-Мун. Не спрашивайте, зачем

В заключительной игре серии наблюдается наибольшее количество отсылок на поп-культуру. А в предыдущем предложении наблюдалось наибольшее количество орфографических ошибок. Так вот, Кан Гао раскрывает Нила через его увлечение всем, что так любят наши гик-сердца. Разработчик, например, радует нас сценой, которая очень напоминает начало «Крёстного Отца» . Хотя именно здесь Нил не при чём, так встречу со своим первым работодателем запомнил сам Колин . Доктор Уоттс же постоянно придумывает что-то новое, черпая идеи из того, что когда-то смотрел, читал, и во что играл.

Пародия на RPG заключается также в том, что здесь, наконец, появляются типичные для жанра бои. Выглядят они крайне забавно. И сильно разгружают всё же несколько однообразный геймплей. Кан Гао чутко чувствует, когда игрок может устать от нагруженного повествования, и устраивает ему передышку, во время которой мозг несколько прочищается, и становится проще воспринимать информацию.

Без комментариев Без комментариев

Почему мне нравятся игры этой серии? Они дают именно то, что мне нужно в любом медиа — отличные истории. Сюжетные повороты, которые на самом деле увлекают. Это серьёзные произведения искусства, которые подталкивают к самокопанию после прохождения. Герои игр в чём-то похожи на меня и моих друзей, да и многие другие люди найдут в них черты, присущие им самим. Во время игры нужно думать — и не только над тем, куда пойти и что сделать, чтобы продвинуться дальше по сюжету.

+ Отличные истории
+ Простой в освоении геймплей
+ Раскрытые и развивающиеся персонажи
+ По-настоящему смешные шутки
— Довольно простые и одинаковые головоломки, которые можно пройти, вообще не думая, а просто тыкая куда душа пожелает

Сколько играть:

To The Moon — около 6 часов, вместе с дополнениями

A Bird Story — около часа, у меня вышло 100 минут

Finding Paradise — около 7 часов, хотя насколько я знаю, можно пройти и за 4


Основные задачи - необходимый минимум, чтобы дойти до финальных титров.

Прохождение с выполнением заданий, которые не являются обязательными.

Выполнение абсолютно всех заданий, квестов, получение всех наград, которые может предложить игра.

Творчество студии Freebird Games трудно переоценить. Смешные и печальные, серьёзные и инфантильные — истории, рассказанные в To the Moon и Finding Paradise, заняли в сердцах игроков особое место. Поэтому Impostor Factory я ждал с волнением: предыдущие игры задали высокую планку качества, а новая обещала поднять её ещё выше. Незнакомый главный герой, гигантские космические тентакли, туманное описание фабулы — авторы даже не могли (или не хотели) сказать, какое место игра занимает в таймлайне серии.

Впрочем, это чистой воды лукавство. Очередной проект Кана Гао (главы студии и ведущего геймдизайнера Freebird Games) безусловно продолжает прошлые, и играть в него без знакомства с другими играми серии просто нет смысла. А вот оправдались ли возложенные на Impostor Factory надежды — вопрос куда менее однозначный, чем хотелось бы.

Обзор Impostor Factory — Фабрика трагедий от авторов To the Moon

У этой сказки нет конца

Молодой парень по имени Куинси получает приглашение на приём в старый готический особняк, словно сошедший со страниц мрачных детективных романов. Протагонист тоже подмечает характерный антураж и ничего хорошего от приглашения не ждёт, но любопытство всё-таки берёт верх над осторожностью. Однако в реальности мероприятие оказывается даже более стереотипным, чем можно подумать: чванливые гости-богатеи, странная прислуга, подозрительные хозяева и, конечно же, самое настоящее загадочное убийство — для полного набора недостает разве что детектива в котелке. Впрочем, на этом злоключения Куинси в особняке только начинаются. Вскоре после преступления расходится по швам сама ткань пространства и времени в пределах поместья, а главный герой ввязывается в череду совершенно немыслимых событий.

Обзор Impostor Factory — Фабрика трагедий от авторов To the Moon

Геймплейное ядро, а также графическая и техническая составляющие перекочевали в Impostor Factory из предыдущих работ студии почти без изменений. Упор на сюжет, рудиментарный геймплей, минималистичный визуальный ряд в сочетании с мощнейшим саундтреком — никаких инноваций с момента выхода первой части так и не появилось, зато некоторые проблемы никуда не делись. Всё то же низкое разрешение и скудные настройки, давно знакомые мелкие огрехи и шероховатости. Но даже самые избалованные игроки привыкли прощать играм Кана Гао подобные недостатки ради одной единственной вещи — сюжета.

Impostor Factory явно рассчитывает продолжить эту традицию. В отличие от прошлых игр серии, история Куинси сразу бросает игрока в гущу событий, не тратя время на долгие прелюдии. С каждой новой сценой сюжет закручивается всё сильнее, жанры стремительно сменяют друг друга, а повествование незаметно переходит от одной фигуры к другой. При этом основная интрига остаётся актуальной до самого финала, благодаря чему нарратив крепко держит внимание игрока.


Хоть на что-то влияющий выбор игра предложит сделать только один раз, и на скриншоте вовсе не он. А жаль: эта дилемма гораздо сложнее и интереснее

Отдельно хочется отметить то, как Impostor Factory обращается с собственным наследием. Начало игры ощутимо отходит от заложенных To the Moon канонов и старательно делает вид, будто рассказывает абсолютно самостоятельную историю. Это определенно идёт ей на пользу, особенно если учесть, насколько похожими друг на друга были первые две части. Но когда в сюжет постепенно начинают возвращаться знакомые элементы, удовольствия получаешь на удивление много: радость открытия и сюрпризы здесь поданы просто отлично. Стоит связующим нитям серии наконец выйти на первый план, как выясняется, что Impostor Factory вносит в общий нарратив достаточно весомый вклад, пусть и не совсем в тех аспектах, которые были заявлены в финале Finding Paradise. Важные вопросы так и остаются без ответа, а новая игра умудряется нагнать ещё больше интриги с очевидным заделом на следующую часть.

Больше на Игромании

Верность Impostor Factory традициям серии также заметна по знаменитым слёзовыжимающим моментам, которыми так славятся творения Кана Гао. Наиболее чувствительные игроки проронят первую слезу уже на первом часу прохождения, а центральный конфликт рискует стать самым трагичным в истории франшизы. Другое дело, что методы, которыми Impostor Factory добивается эмоционального отклика, понравятся далеко не всем. Сюжетный ход, на котором строится самый душераздирающий момент игры, кажется слишком уж манипулятивным, словно удар ниже пояса. Справедливости ради, он достаточно хорошо обставлен и подан, в его правдоподобие несомненно веришь. Однако сложно отделаться от мысли, что раньше авторы обходились с подобными моментами гораздо изящнее.



В меру сюрреалистичные сцены встречаются, но нечасто

Смотри, но не трогай

К сожалению, на этом проблемы с повествованием не заканчиваются. Большую часть игры сюжет хорошо совмещает личную драму героев с раскрытием глобальной истории и лором предыдущих частей, но ближе к концу Impostor Factory как будто решает стать всем и сразу. И приквелом, и сиквелом, и заделом на очередное продолжение, и самодостаточной историей новых персонажей. А сверху на всё это ложится ещё и целая стопка твистов разной степени качества, поэтому количество переплетённых между собой сюжетных веток пугающе растёт. Нельзя сказать, что нарратив прямо-таки рушится под собственным весом, но прогибается он изрядно: некоторые части повествования получились значительно слабее других.

Обзор Impostor Factory — Фабрика трагедий от авторов To the Moon

Кроме того, появились проблемы, которых у студии раньше не было. Одни моменты вышли слишком уж затянутыми, хотя другие эпизоды, напротив, подаются буквально в виде слайдов где-то на заднем плане. Не слишком радует и протагонист: сам по себе Куинси более-менее нормальный персонаж, но с врачами из прошлых игр он не идёт ни в какое сравнение. Если Нил и Ева были крайне харизматичным комедийным дуэтом, то Куинси в основном просто молчит. Примерно три четверти всей Impostor Factory занимает одна длинная и чертовски грустная история, во время которой главный герой практически не открывает рта. Это даже не плохо, а попросту странно, ведь в начале и конце игры Куинси ведёт себя вполне естественно.

Где-то в середине фабулы Impostor Factory вообще подкидывает множество неприятных странностей. История вышла эмоциональной и запоминающейся, но этот конкретный сегмент игры представляет из себя один сплошной диалог длиной почти в три часа. Здесь очень мало шуток и очень много долгих разговоров, а драма настолько мрачная, что послевкусие от неё легко может свести на нет все последующие попытки сценаристов в юмор. Намеренно дурацкие сценки в стиле предыдущих частей сразу после балабановской бытовой чернухи смотрятся как минимум неуместно, как бы персонажи второго плана ни старались вызвать смех. Хотя юмора как такового в Impostor Factory вообще стало куда меньше, чем раньше.

Обзор Impostor Factory — Фабрика трагедий от авторов To the Moon

Геймплей тоже не идёт на пользу повествованию — вернее, не геймплей, а то, что от него осталось. Серия всегда относилась к игровому процессу как к исключительной формальности: простые головоломки, незатейливое исследование маленьких локаций, пара необязательных секретов. Сложно найти человека, который не счёл бы такой геймплей фиктивным довеском к сюжету, но, играя в Impostor Factory, я всерьёз соскучился по «три в ряд» и «ударь крота» из прошлых частей: тут предстоит лишь ходить от диалога к диалогу. Никаких головоломок или мини-игр — даже искать сферы памяти не нужно, так как большинство из них сами найдут игрока.

Да, To the Moon никогда не была про геймплей, но она хотя бы ощущалась как игра. Impostor Factory же ощущается как мультфильм, для просмотра которого почему-то нужно держать руки на клавиатуре. Как бы примитивен ни был игровой процесс раньше, сейчас его недостаток ощущается особенно остро: без него у авторов не получается регулировать темп повествования, а у игрока нет времени чуть-чуть отдохнуть от диалогов. Поэтому в какой-то момент от бесконечной болтовни можно попросту устать.

В итоге Impostor Factory оставляет противоречивое впечатление. Я определённо не жалею о потраченном времени и не считаю, что игра как-то портит портфолио Freebird Games. В ней всё ещё полно ярких моментов, есть отличные диалоги и драматургия, достаточно глубоких тем и хороших идей. Даже сюжет, вопреки всем своим недостаткам, вышел увлекательным. Но, к сожалению, некоторые решения разработчиков на фоне их же успехов в To the Moon и Finding Paradise выглядят неутешительно.

Почему так вышло и стоит ли переживать за будущее серии? Мне хочется верить, что всему виной попытки авторов попробовать что-то новое, сойти с привычного пути. Избавиться от рудиментарного геймплея, подойти к сюжету с другого угла, сконцентрироваться на новых героях. Если всё действительно так, то я целиком поддерживаю подобные начинания: лучше спотыкаться, чем стоять на месте. Но, как бы там ни было, надеюсь, что Кан Гао и его команда учтут свои ошибки: несмотря на все спорные моменты, в их играх всё ещё слишком много таланта и стараний, чтобы списывать серию со счетов.

Земля, 2059 год. Природные ресурсы на планете иссякли еще в 2030 году, но выход был найден – на Луне стали добывать изотоп Гелий-3, с помощью поставок которого удалось избежать энергетического кризиса на Земле. Однако, в 2054 году случился Блекаут и планета стала превращаться в пустыню. Спустя пять лет, группа энтузиастов организует экспедицию "Фортуна-1" и отправляет добровольца на Луну, с целью узнать причины случившегося и восстановить подачу энергии.

Последний человек на Луне

Игры от независимых компаний – это всегда лотерея. Чаще всего они представляют собой средний по всем параметрам проект, без особых претензий на что-то большее, иногда бывает откровенное дерьмо, но с замашками на хит. А иногда бывают очень даже стоящие вещи, такие как Deliver Us The Moon . Первая игра от нидерландской студии KeokeN Interactive оказалась хороша почти во всех отношениях, чем и заслужила мое внимание.

На моей Луне я всегда один © Мертвые дельфины

В небе вон Луна такая молодая, что ее без спутников и отпускать рискованно © В. Маяковский

Никаких сложных головоломок не предвидится. За все время прохождения я не застрял дольше, чем на 10 минут ни в одном месте, максимум, что грозит – смерть и возвращение к контрольной точке, которая находится рядом с опасным местом. Все предельно ясно, если на минуту задуматься и присмотреться, а с обнаружением робота-помощника, которого надо для начала отремонтировать, появляется еще и возможность добраться в труднодоступные места. Но это нисколько не делает игру хуже и не убавляет интереса, авторы вряд ли хотели сделать ее сложной, они преследовали другие цели.

Могут ли люди жить на луне, если она существует только ночью, а днем исчезает? © А. Чехов

Вовлеченности в процесс добавляет и то, что большинство действий предстоит делать самостоятельно. Запустить космический корабль – переключаем несколько тумблеров и тянем несколько рычагов, пристыковать его – стараемся попасть ровно в центр для успешной стыковки, подвинуть лестницу – подтаскиваем и размещаем ее сами, разрушить непрочную стену – подтаскиваем к сбрасываем тяжелый предмет, перенастроить спутниковые тарелки для подачи энергии – опять же вперед в кресло оператора направлять луч, а добираться до этих тарелок нужно на луноходе. Есть задание для робота-помощника? И тут ручное управление. В кабине поезда монорельса тоже расслабиться и наблюдать за поездкой не выйдет, что-то делать придется всегда.

Я лишь созерцаю сокровенное сердце осенней Луны. © Сэй Сенагон

Графика получилась на вполне неплохом уровне. Движок Unreal Engine 4 в умелых руках в очередной раз не подвел. Менять расположение камеры нельзя, смена вида от третьего лица на вид от первого происходит автоматически, чтобы передвигаться в невесомости, что в положительную сторону сказывается на ориентировании в пространстве. Музыкальное сопровождение гармонично вписывается в действие на экране и только подчеркивает атмосферу, а саундтрек к игре выпущен отдельным бонусным контентом. С локализацией, на удивление, все в порядке, даже плакаты и таблички были переведены.

Итог:

Deliver Us The Moon – красивая игра, с немного грустной историей и финалом, которая проходится на одном дыхании. Ее не зря делали четыре года, я нисколько не пожалел о потраченном на нее времени. Дебютный проект голландцев из KeokeN Interactive удался, остается только пожелать им дальнейших успехов и повышения планки качества.

Вы всегда можете поддержать канал, отправив любую сумму на мой кошелек:

Читайте также: