Театр колумба 12 стульев где находились

Обновлено: 08.07.2024

В этом году юбилей известному комедийному фильму Леонида Гайдая "12 стульев" 1971 года. Я решил пройтись по некоторым местам съёмок и сделать фотографии для сравнения. Сильно ли изменился город за 50 лет? А прогулялся я по Рыбинску. В фильме он играет роль Старгорода.
В самом начале фильма Остап поднимается со стороны набережной Волги в сторону центра города, а точней Стоялой улицы. Здесь происходит сцена с мальчиком про 10 копеек.

"- Дядь дай 10 копеек. Дядь дай 10 копеек. - Может тебе ещё и ключ дать? От квартиры где деньги лежат" "- Дядь дай 10 копеек. Дядь дай 10 копеек. - Может тебе ещё и ключ дать? От квартиры где деньги лежат"

На самом деле город сильно изменился, и понять где именно снимался тот или иной эпизод не всегда просто. Конечно, сюда не подпадает здание Рыбинского музея на набережной. Оно узнаваем легко и сразу. Кстати, во время съёмок фильма там была больница имени Пирогова, а не музей.

Город стал современным. Везде полно машин, проводов, да и здания изменились. Хотя совсем недавно центр города был отреставрирован и подведён под единый стиль. Вывески здесь теперь вернулись к формату дореволюционных. Большую часть проводов убрали под землю. Асфальт кое-где заменили на брусчатку и плитку.

Удивительно, но город почти не использует фильм в туристических целях. В городе есть лишь одно кафе с говорящим названием "12 стульев" и более ничего о фильме не говорит. Кстати, кафе очень стилизовано. Атмосфера там передана хорошо. Да и находится оно почти на набережной. Если будет интересно покажу его интерьер и расскажу о меню.

Сейчас этот бульвар замощён брусчаткой под старину Сейчас этот бульвар замощён брусчаткой под старину

Также на кадрах фильма часто видно рыбинскую пожарную каланчу. По ней легко определить откуда снималась та или иная сцена. Каланча, к слову, тоже много чем примечательна. Но об этом я расскажу в другой раз.

Машины и дорожные знаки - типичный символ современности Машины и дорожные знаки - типичный символ современности

А вот дом мадам Грицацуевой в данный момент почти полностью разрушен. Что имеем, то не храним.

По фото видно насколько выше стал уровень земли за эти года По фото видно насколько выше стал уровень земли за эти года

Сегодня я расскажу вам о фильме 1971 года (не тот, который с Мироновым в главной роли). А о картине, снятой Леонидом Гайдаем. Она мне нравится больше. Вы узнаете, почему локации в фильме и книге не совпадают. Где находилось студенческое общежитие, какой дом охраняют львы и почему дом Эллочки-людоедки чуть не развалился в наше время? Читайте, будет интересно!

Знакомство с Москвой

Фильм 1971 года снимался не только в Москве. Но я сегодня расскажу именно о сценах, которые разыгрывались в столице. Перед режиссёром Леонидом Гайдаем стояла непростая задача. По сюжету действие картины происходит в 1920-х. Но снимали кино в начале 70-х. Город к тому моменту изменился очень сильно.

Поэтому пришлось выбирать не те адреса, которые фигурируют в одноименном романе И. Ильфа и Е. Петрова. Знакомство с Москвой главные герои, в исполнении Арчила Гомиашвили (Остап Бендер) и Сергея Филиппова (Киса Воробьянинов), начинают с Комсомольской площади.

На момент действия фильма (1927 год) площадь ещё называлась Каланчёвской. Из-за располагавшегося здесь в 17 веке путевого дворца Алексея Михайловича с деревянной вышкой - "каланчой". Изначально Каланчёво поле, как его в те времена именовали, было намного больше. Оно доходило примерно до середины современной Большой Спасской улицы. А с другой стороны ограничивалось огромным Красным прудом. Про его историю можете прочитать здесь . Дальше находилось Красное село. Листайте фото, чтобы посмотреть, как выглядела площадь в разные годы,

Наименование "Комсомольская" площадь получила в 1933 году в честь строителей Московского метро. Это был своеобразный подарок к празднованию 15-летия ВЛКСМ. За все эти годы площадь не очень сильно изменилась. Разве что появился бульвар, подземные переходы и антисоциальные элементы (алкаши, попрошайки и бандиты). Но в наше время ситуация улучшилась. Кстати, переименовывать площадь после распада СССР не стали.

Коммуналка по соседству

После прибытия в Москву главные герои отправляются в студенческое общежитие, в котором у Бендера якобы живёт друг. В книге здание находится в переулке Сивцев Вражек. Но там уже были дома советской постройки. Поэтому в кино нам показывают соседний Староконюшенный переулок.

Так выглядел переулок Сивцев Вражек в начале 1970-х. Так выглядел переулок Сивцев Вражек в начале 1970-х.

Здание располагается по адресу: Староконюшенный переулок, 2. Он получил название по Старой Конюшенной слободе, чтобы отличать её от новой, которая позже появилась в другом месте. Дом по вышеуказанному адресу - это усадьба Гандуриных, владельцев Товарищества по производству тканей. Они приобрели особняк в конце 19 века.

Здание появилось одним из первых после пожара 1812 года. Однако свой современный вид приобрело в 1881-м во время реконструкции. После революции 1917, усадьбу национализировали. А внутри организовали коммуналки. Среди первых жильцов были в основном артисты труппы Большого театра. Листайте фото, чтобы посмотреть как выглядел особняк в разные годы.

Так дом выглядел в начале 1970-х, как раз, когда снимали фильм.

В начале 2000-х в доме располагалось казино "Нью Васюки". В наше время здание пустует и выглядит вот так.

Упущенные стулья

Далее по сюжету герои отправляются в музей мебели. Музея такого в Москве тогда не было. Он появился в 1999 году на Таганке. Но потом закрылся. А экспозицию перевезли в область.

Бендер и Воробьянинов же приезжают в дом, который находится по адресу: улица Воронцово Поле, 12. На момент съёмок, кстати, сохранилась мощёная мостовая. Это также повлияло на выбор локации.

Дом построили в 1888 году по проекту архитектора Д.Н. Чичагова (автор здания Московской городской Думы, где сейчас находятся помещения Исторического музея). Правда за основу взяли уже существующее сооружение 1820- годов. Заказчиками выступили братья Капцовы, торговцы шёлковыми тканями.

Эта семья жертвовала много денег на московские нужды. К тому же, они и их родственники создали успешный бизнес. Например, один из потомков, Михаил, стал знаменит в автомобильном деле. Он был дилером завода "Опель". И даже открыл магазин на Большой Дмитровке в 1913 году.

Правда судьба его сложилась печально. Он вместе с братом стал жертвой репрессий в 1930-х. На протяжении многих лет в здании на улице Воронцово Поле размещается НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Семашко. Старые интерьеры усадьбы в основном сохранились. Там даже проводятся экскурсии.

Львиные "стражи"

По сюжету заполучить стулья сразу не удается. Они после аукциона оказываются у разных людей по всей Москве. Поэтому приходится их искать. Одним из новых владельцев стал поэт Никифор Ляпис-Трубецкой. Он, если читать книгу, жил на Садовой-Самотёчной улице. Однако в фильме нам показали здание в районе Арбатских переулков. А именно - Малая Молчановка, 8.

Это доходный дом Г.А. Гордон. Его возвели по проекту архитекторов В.Н. Волокитина, И.Г. Кондратенко и С.А. Дорошенко в 1914 году. Наибольшее внимание к себе привлекают статуи львов у входа. Благодаря им здание стало одним из самых известных в дореволюционной Москве. К сожалению, дореволюционных фото нет. Листайте.

Многим, и мне в том числе, нравится бродить по местам, связанным с любимыми литературными героями. При этом я прекрасно понимаю, что литературные герои не обязаны строго придерживаться географических привязок, но всё равно интересны эти прогулки по их следам.

Остап Бендер имел мечту путешественника — побывать в Рио де Жанейро, да по просторам Советского Союза изрядно поколесил. В материале Саратов. По следам «Золотого телёнка» я рассказал как черты реального города Саратова проявляются в городе Арбатове, а в материале Ехал в Саратов Ильф без Петрова о том, как часть приключений Остапа Бендера в «12 стульях» была взята из повседневной жизни Саратова того времени. Ильф бывал в Саратове два раза, может поэтому столько деталей появилось в романах.

В Пятигорске Ильф и Петров побывали вдвоём в 1927 году, он их не порадовал. Суть высказана в одной из фраз из «Записных книжек»: «В Пятигорске нас явно обманывают и прячут куда-то местные красоты».

В романе «12 стульев» Пятигорску уделена целая глава под названием «Вид на малахитовую лужу».

Открываем роман и смотрим, что же осталось с тех времён, а что изменилось.

…выпив два пятикопеечных стакана нарзану, путешественники проникли в город на трамвае линии «Вокзал — Цветник».

Трамвай в Пятигорске функционирует до сих пор.

Пять трамвайных линий проходит мимо «Цветника», на трёх трамваях (№ № 1, 3, 5)можно доехать от железнодорожного вокзала до «Цветника», хотя трамвая «Вокзал — Цветник» сейчас не существует. Да и нарзан на железнодорожном вокзале уже не продаётся на разлив.

Единственно, надо знать, что до «Цветника» трамваи не доходят один квартал, который требуется преодолеть пешком. С учётом графиика движения быстрее можно добрать на автобусе № 1, который останавливается прямо у входа в «Цветник».

За вход в «Цветник» с них взяли десять копеек. В «Цветнике» было много музыки, много веселых людей и очень мало цветов. В белой раковине симфонический оркестр исполнял «Пляску комаров». В Лермонтовской галерее продавали нарзан. Нарзаном торговали в киосках и в разнос.

Если охотники за бриллиантами побывали в Пятигорске в июле месяце, то я — в ноябре.

За вход в «Цветник» давным-давно никто деньги не берёт, а вот живая музыка в исполнении различных музыкантов звучала с утра до вечера всю первую декаду месяца, пока было относительно тепло. Основной площадкой является место перед Лермонтовской галереей.

Здесь по книге располагался на гастролях театр Колумба, в который попало три из 12 стульев с потенциальными бриллиантами.

С цветами также было плоховато. Нарзаном здесь больше не торгуют. Рядом с «Цветником» несколько десятилетий назад была построена Центральная питьевая галерея, где можно пить минеральную воду бесплатно, причём как холодную, так и тёплую.

Первую ночь на курорте концессионеры провели у нарзанного источника… Так проходили дни, и друзья выбивались из сил, ночуя у места дуэли Лермонтова.

В разные времена царят разные нравы и законы. В настоящее время бездомные в Пятигорске не заморачиваются, где провести ночь. Бомж из Магадана, как он мне потом сказал, спокойно расположился на проспекте Кирова как раз в середине квартала между входом в «Цветник» и трамвайной остановкой «Цветник».

Видимо Ильф и Петров недостаточно представляли внутреннюю географию Пятигорска, потому, что место дуэли Лермонтова располагается в нескольких километрах выше от «Цветника» в отдалённом от людей месте

и вряд ли уставшие концессионеры стали бы ходить просто так эти километры, с достаточно крутым подъёмом.

Когда монтёр Мечников согласился продать за 20 рублей стулья, то во у Остапа Бендера возник вопрос «Где взять деньги?»

Идей появилось несколько.

Остап принял из рук удивленного Ипполита Матвеевича пиджак, бросил его наземь и принялся топтать пыльными штиблетами.

— Затем, — сказал Остап веско, — … Вы сейчас пойдете к «Цветнику», станете в тени и будете на французском, немецком и русском языках просить подаяние, упирая на то, что вы бывший член Государственной думы от кадетской фракции.

В книге не указано точное место преображения Кисы в нищего, но в фильме Леонида Гайдая, вышедшего на экраны в 1971 году, это место располагалось возле знаменитого орла.

Что вполне логично, т. к. орёл располагается прямо над «Цветником».

Но Леонид Гайдай при проведении натурных съёмок был порой шутником. Кавказ он снимал в Крыму Кавказская пленница» на фоне Алушты. Пятигорские похождения великого комбинатора сняты не в тех местах, где они были на самом деле. В качество Провала выступил Грот Лермонтова, а просящего милостыню Воробьянинова сняли в Ессентуках.

Но известный многим гостям памятник «отцу русской демократии» в образе нищего стоит именно в пятигорском «Цветнике».

Но в Пятигорске есть еще один памятник Кисе Воробьянинову, правда не в «Цветнике», а на улице Дзержинского возле пивного бара «12 стульев».

Попытки посетить бар оказались безрезультатными, он всё время был закрыт.

Возможно разорился в связи с коронавирусом.

Вторым направлением добычи денег стал Провал.

Остап сбегал в писчебумажную лавчонку, купил там на последний гривенник квитанционную книжку и около часу сидел на каменной тумбе, перенумеровывая квитанции и расписываясь на каждой из них.

Мимо санаториев и домов отдыха, обгоняемый автобусами и пароконными экипажами, Остап вышел к Провалу.

Он остановился у входа в Провал и, трепля в руках квитанционную книжку, время от времени вскрикивал:

— Приобретайте билеты, граждане. Десять копеек! Дети и красноармейцы бесплатно! Студентам — пять копеек! Не членам профсоюза — тридцать копеек.

Остап бил наверняка. Пятигорцы в Провал не ходили, а с советского туриста содрать десять копеек за вход «куда-то» не представляло ни малейшего труда.

В память о «провальной авантюре» Остапа Бендера возле Провала установлена его скульптура. А эти счастливые лица довольны, что платить более за вход в Провал не требуется.

На другое утро монтер получил деньги и вечером притащил два стула… Для большей безопасности вскрытия друзья забрались почти на самую вершину Машука… Пониже Пятигорска плохонькие огоньки обозначали станицу Горячеводскую.

Вот так выглядит вершина Машука из «Цветника», где стулья были получены.

А это станица Горячеводская, вечером, но еще без огоньков.

Вот такая небольшая экскурсия получилась по Пятигорску по следам героев «12 стульев». А еще один памятник Остапу Бендеру я видел в Элисте Как рождаются туристические приметы.


Концессионеры «великий комбинатор» Остап Бендер и «бывший Старгородский предводитель дворянства и светский лев» Киса Воробьянинов прибывают из Старгорода в Москву в поисках сокровища тёщи Воробьянинова мадам Петуховой.

Это был Рязанский (сегодня Казанский) - самый свежий и новый из всех московских вокзалов.

Прямо против них тускло поблескивал Октябрьский вокзал, выкрашенный масляной краской в два цвета. Часы на нем показывали пять минут одиннадцатого. На часах Ярославского вокзала было ровно десять. А посмотрев на темно-синий, украшенный знаками Зодиака циферблат Рязанского вокзала, путешественники заметили, что часы показывали без пяти десять.

- Очень удобно для свиданий! - сказал Остап. Всегда есть десять минут форы.

Внимательно смотрим на кадр с часами Ленинградского вокзала. Часы показывают десять часов и сорок восемь минут.


На Ярославском вокзале часы показывают десять часов и пятьдесят восемь минут. А на Казанском вокзале - это самая первая фотография - десять часов и двадцать минут. В чем здесь режисерское видение романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова?



Выехали на Арбатскую площадь, проехали по Пречистенскому бульвару и, свернув направо, остановились на Сивцевом Вражке. - Что это за дом? - спросил Ипполит Матвеевич. Остап посмотрел на розовый домик с мезонином и ответил: - Общежитие студентов-химиков имени монаха Бертольда Шварца. - Неужели монаха? - Ну, пошутил, пошутил. Имени Семашко.

Роль общежития имени монаха Бертольда Шварца сыграл особнячок в Староконюшенном переулке. Маска этого льва есть в моей коллекции.



Поиски стульев Бендер с Воробьяниновым начинают с «Музея мебельного мастерства», улица Воронцово Поле дом 12, где узнают что стулья только вчера, были отправлены в аукцион на продажу.

- Извозчик! - завопил Остап. Они сели не торгуясь.


После провала на аукционе, кстати здание аукциона снимали в Рыбинске, впрочем как и многие другие сцены из фильма, в голове Бендера сразу созрел план. Он выбежал на Петровку, направился к ближайшему асфальтовому чану и вступил в деловой разговор с беспризорными.

С ролью Петровки справился Большой Ватин переулок, на кадре из фильма хорошо видно, что замыкает перспективу улицы легко узнаваемая колокольня церкви Никиты Великомученика на Швивой горке.


Два стула увезла на извозчике, как сказал юный следопыт, «шикарная чмара». Переулок, в который привезли стулья, - Варсонофьевский. Он помнил даже, что номер квартиры семнадцатый, но номер дома никак не мог вспомнить. - Очень шибко бежал, - сказал беспризорный, из головы выскочило. - Не получишь денег, - заявил наниматель. - Дя-адя. Да я тебе покажу..

На самом деле это Печатников переулок, «дом с кариатидами» номер 7, а дом с подворотней номер 5. «Дом с кариатидами» принадлежал ремесленнику мастеру-лепщику Петру Сысоеву. Купидоны даржат в руках картуш с вензелем «ПС» его инициалами.




И беспризорный исчезает. в Староконюшенном переулке. Бюджетно. Кстати. Беспризорных подростков и несовершеннолетних правонарушителей в 1920-е годы официально именовали «морально дефективными», и, вероятно, ирония Бендера относится к этому неуклюжему термину.


Гаврила стул купил на рынке, был у Гаврилы стул плохой.


Вчера на площади Свердлова попал под лошадь извозчика 8974 гражданин О. Бендер. Пострадавший отделался легким испугом.


Угол улицы Воронцово поле и Подсосеновского переулка.

Дальше концессионеры покидают Москву, путешествуя по стране вместе с театром «Колумб», и возвращаются обратно только за двенадцатым стулом.


У третьего окна от парадного подъезда железнодорожного клуба Ипполит Матвеевич остановился. Зеркальные окна нового здания жемчужно серели в свете подступавшего утра. В сыром воздухе звучали глуховатые голоса маневровых паровозов. Ипполит Матвеевич ловко вскарабкался на карниз, толкнул раму и бесшумно прыгнул в коридор.

Государственный театр киноактера, улица Поварская дом 33.

Далее несколько кадров Москвы непосредственно к сюжету фильма не относящиеся. Видимо торжество победившего социализма над некоторыми пережитками прошлого.




Набор памятников в фильме точно такой же, как и в фильме «Я шагаю по Москве», только у Гайдая памятник Гоголю новый, а у Данелия памятник Гоголю старый Андреевский.



Калининский проспект, визитная карточка столицы страны советов.


Финальные сцены фильма. Пушкинская площадь. Герои Ильфа и Петрова идут в кинотеатр «Россия» смотреть фильм «Двенадцать стульев». Этот кадр вставил как лучшую иллюстрацию анекдота. - Батюшка, я не курю, не пью, сорок лет живу с одной женщиной. Я живу правильно? - Правильно - отвечает батюшка - но не интересно. Поэт Ляпис-Трубецкой живет интересно. Но интересная жизнь, как выяснили совсем недавно, еще и крайне вредна для здоровья.


Фильм снят в 1971 году на киностудии «Мосфильм» режиссёром Леонидом Гайдаем. В главных ролях Арчил Гомиашвили - Остап Бендер и Сергей Филиппов - Киса Воробьянинов.

Читайте также: