Stasis игра сюжет

Обновлено: 02.07.2024

Жажда исследования неуклонно толкает нас к покорению новых вершин, но мало кто задумывается о том, какой ценой нам придется расплачиваться за революционные открытия. STASIS, изометрическая игра независимой студии The Brotherhood, предлагает одну из версий того, какой может быть эта расплата.

Итак, эра космического туризма наконец-то наступила, и каждая среднестатистическая семья имеет возможность слетать на какой-нибудь спутник Юпитера в отпуск. Научные исследования также не стоят на месте, и галактику бороздят корабли-лаборатории, проводящие секретные эксперименты.

Наш герой выходит из стазиса и обнаруживает себя на неизвестном ему корабле. Вокруг ни души, и, судя по общему запустению, техника давно находится в бездействии. Задача, как обычно, предельно ясна, но сложно выполнима: понять, кто вы, где находитесь и что вообще здесь происходит.

Ситуация, когда герой потерял память или оказался в незнакомом месте, довольно распространена в хоррорах и квестах с уклоном в хоррор, но оттого не менее эффективна. Полная дезориентация, отсутствие какой-либо информации, и, как следствие, ощущение страха и уязвимости заставляют игрока включаться с первых минут и следить с неослабевающим вниманием за малейшим шорохом.

STASIS. Инвентарь

В левом нижнем углу располагается ваш инвентарь

Вам нужно продвигаться из помещения в помещение, искать полезные предметы и угадывать, когда их необходимо применить. В вашем распоряжении нет сверхключа, открывающего любые двери, и хакерскими способностями вы не обладаете, а значит, действовать приходится по старинке: крушить, взламывать и открывать альтернативные пути.

В каждом отсеке море крови и груда тел; некоторые из них все еще подают признаки жизни. Складывается впечатление, что всех сотрудников выкосил бензопилой маньяк Кожаное Лицо, но правда оказывается куда более зловещей, чем сюжет американского слэшера. К финалу количество покойников только увеличивается, а способы умерщвления становятся по-настоящему садистскими.

В STASIS обилие трупов является скорее частью интерьера, чем хоррор-элементом. Задумывали ли так разработчики или просто перестарались, неясно, но если вы слишком впечатлительны, это не та игра, за которой можно есть пиццу.

STASIS. Герой

Редкая возможность увидеть героя поближе. Правда, только со спины

На удивление детализированный изометрический вид позволяет увидеть все помещение целиком, что особенно помогает при поиске нужных предметов. Обычный вид от первого или даже от третьего лица не дает такой возможности мгновенно сориентироваться. Но плюс изометрической графики неизбежно оборачивается минусом: увидеть заинтересовавший объект на близком расстоянии нельзя, поэтому ощутить сопричастность к изображаемому миру крайне трудно. Хотя вы влияете на взаимодействие героя с активными предметами, вы как будто ученый, рассматривающий муравьев под лупой.

С какими бы жертвами бесчеловечных экспериментов вы ни сталкивались, проникнуться к ним сочувствием не получается, поскольку разглядеть их толком нет никаких шансов. Вы просто смотрите на скрюченные силуэты, тщетно пытаясь понять, в чем дело. Отсутствие приближенной картинки искупают текстовые описания, которые, как проводник подслеповатому пенсионеру, объясняют вам, что вы, собственно, видите.

С одной стороны, получаемые человеком ощущения вернее любых описаний и производят куда более сильный эффект. С другой, изометрический вид значительно сокращает время на поиск предметов и избавляет от необходимости тыкаться в каждый угол в надежде найти там что-то полезное. Иначе говоря, выбор The Brotherhood очень спорный, но он, несомненно, найдет своих сторонников.

В условиях, когда игрок лишен детального восприятия объектов, спасти положение может только качественный сюжет, и здесь STASIS не обманывает ожиданий. Конечно, ничего принципиально нового вы не узнаете; все, чем вас будут удивлять, вы видели не раз, но разработчики приправляют привычное блюдо оригинальным соусом.

Сначала кажется, что STASIS предлагает низкопробную мешанину из известного набора научно-фантастических элементов: эксперименты за гранью добра и зла, ополоумевшие ученые, мутанты, ГМО, похищения, опыты над людьми и др. Но чем больше вы исследуете корабль, тем полнее картина, масштаб которой проясняется только к концу. Корпорация «Кейн», на корабле которой вы имеете честь путешествовать, похоже, предпочитает нанимать на работу психически нездоровых людей, так что ожидающий вас адский карнавал непредсказуем, но при этом вполне логичен.

STASIS. Лаборатория

Чтобы парализовать работу гигантской лаборатории, нужно всего несколько дней

Обезвреживать врагов, освобождать находящихся в стазисе подопытных и открывать закрытые двери помогают подручные предметы. Чаще всего, чтобы добраться до них, достаточно просто внимательно оглядеться, но иногда догадаться, что, к примеру, для спасения от насекомых может понадобиться клешня гигантской матки, невероятно сложно.

Еще сложнее заполучить некоторые предметы; вы не раз умрете, прежде чем поймете, каким образом можно до них добраться. К слову, умираете вы в STASIS регулярно, оригинально и с огоньком. Случается и такое, что вы целенаправленно идете на смерть, чтобы узнать, чем разработчики удивят на этот раз. В общем, студии The Brotherhood можно подумать об издании книги «301 способ погибнуть на космическом корабле».

Оригинальны и головоломки, которые вам приходится решать. К сожалению, ближе к финалу их становится меньше, но это оправданно: события пострадали бы в остроте и динамичности, если бы их разбавили заданиями, требующими логики и концентрации.

Гигантская лаборатория «Грумлейк» делится на множество микроколлективов. Их сотрудники, как это обычно бывает, состоят друг с другом в странных и противоречивых отношениях, о чем вы узнаете, читая электронные записи – в этом нет никакого новаторства. Но то, каким образом освещаются взаимоотношения коллег, вызывает улыбку. К примеру, вы изучили КПК одной героини и составили общее впечатление о ситуации; перейдя к записям другого сотрудника, вы понимаете, что все обстоит совершенно иначе. И так несколько раз.

Очень интересный литературный прием множественных точек зрения, казалось бы, так подходящий видеоиграм, на деле используется редко или используется не в полной степени. Даже в нахваливаемой всеми SOMA, где главный герой попадает в аналогичную ситуацию (оба проекта вышли почти одновременно, так что о плагиате речи не идет), истории других персонажей слишком линейны и в какой-то степени предсказуемы. В STASIS ни в коем случае не нужно торопиться выносить суждение о том или ином персонаже, поскольку следующая записка может перевернуть все с ног на голову.

Разумеется, текстовые документы освещают и произошедшие на корабле события. Записей здесь очень много, и выдаются они большими блоками, так что иногда возникает искушение пропустить несколько и идти дальше. Если вы заинтересованы докопаться до правды, делать этого ни в коем случае не стоит: самый незначительный на первый взгляд текст может содержать ключевой намек.

STASIS. Головоломка

Головоломки в STASIS нестандартны и по форме, и по содержанию

Изометрический подход имеет еще один существенный недостаток – встречающиеся монстры не способны по-настоящему напугать. Авторы, понимая это, внушают страх с помощью сюжета, но все же не удерживаются от искушения подбросить герою парочку мутантов. История STASIS захватывает, атмосфера заброшенного космического корабля производит необходимое завораживающее впечатление, и этого было бы вполне достаточно, чтобы ускорить пульс игрока. Мини-мутанты, предпринимающие неуклюжие попытки нападения и напоминающие нарисованных ребенком человечков, не только не пугают, но скорее напоминают, что вы всего лишь наблюдатель, а не участник событий.

Изредка раздающихся воплей хватило бы, чтобы игрок не забывал, что он здесь не один, но разработчики, видимо, решили для пущей острастки показать местных нарушителей дисциплины во всей красе, и в результате вам периодически приходится наблюдать их тараканьи бега. К счастью, подобных сцен не так много, и в основном вы остаетесь наедине с безжизненными телами, тоже изображенными крайне схематично.

Несмотря на это, уровень жестокости STASIS слишком высок даже для любителей хорроров, а если вспомнить, что игра относится к жанру научно-фантастических квестов, то кому-то все происходящее может показаться и вовсе неприемлемым. При этом изометрический подход позволяет избегать излишних подробностей. Здесь не смакуют кровавые сцены, как, например, в Outlast, а напирают на бесчеловечность самих событий.

STASIS. Природа

Природа берет свое даже на космическом корабле

Вы далеко не всегда остаетесь в стороне – в некоторых зверствах приходится поучаствовать лично, чтобы добраться до цели, которая в данном случае оправдывает практически любые средства. Вопрос не в том, впечатлит вас такое правдоподобие или нет, а в том, как вы к нему отнесетесь. Кто-то наверняка оценит степень вовлеченности игрока в процесс, а у кого-то она вызовет резкое отторжение. В этом смысле STASIS очень рискует, ведь предсказать реакцию большинства невозможно.

В этой сказке побеждает не добро. В такой игре нет и не может быть счастливого финала: учитывая предшествующие события, он был бы нелеп.

STASIS ставит жирную точку без каких-либо претензий на сиквел, оставляя игрока расстроенным и довольным одновременно.

Те, кто ждет, что STASIS окажется полноценным хоррором, скорее всего, разочаруются. Поклонникам космической тематики, напротив, не стоит проходить мимо. Проработанный сюжет и нестандартные задания с научно-фантастическим уклоном гарантируют несколько часов интенсивного, запоминающегося прохождения. А если вы еще и любите покопаться в текстовых документах, чтобы не упустить ни одной значимой детали, ваше счастье и вовсе будет полным.


Девушка с большими красивыми глазами идёт делать аборт, засыпает на кушетке в больнице, а просыпается словно в липком кошмарном сне — некое огромное металлическое щупальце под управлением мужчины в скафандре пытается вырезать из неё плод вместе с маткой.

Девушка, как и мы, какое-то время ещё надеется, что всё это лишь видения, вызванные стрессом, токсикозом и анестезией, но практически сразу надежда умирает. Как и в STASIS, во всех бедах виновата титульная корпорация «Кейн», которая устраивает действительно ужасные и бесчеловечные биологические и генетические эксперименты. В данном случае её цель — воскресить в новом теле собственно лидера корпорации, Кейна.

Множко беременна

В целом STASIS и длиннее, и сложнее, чем CAYNE, хотя и там, и там повсюду кровь, отрезанные конечности и гниющая плоть. В первой игре были пугающие звуки, частенько на нас выскакивали какие-то чудища. А однажды главный герой сам провёл на себе настолько натуралистичную хирургическую операцию, что потом я ещё долго не мог прийти в себя и, видя, как он с трудом идёт и падает, умолял: «Ну давай, давай, потерпи ещё, ты сможешь, ведь это всё ради дочки!»

Здесь же таких сильных сцен практически нет, а чудище встречается ровно два раза. Атмосфера игры пронизана не страхом и ужасом, а, скорее, отвращением — настолько тошнотворные эксперименты проводились в стенах этого научно-исследовательского комплекса. Причём зачастую это ощущение создаётся даже не пугающими видами (например, большой бесформенной матки, из взрезанного живота которой вываливаются трупы), а чтением многочисленных заметок с описанием всяких ужасов, извращений и сексуальных девиаций — станция была наводнена моральными уродами.

Инвентарь выполнен очень стильно и необычно.
А главная героиня, в сравнении с протагонистом STASIS, едва ли вызовет у многих такое же сочувствие — кричит, вопит, еле ходит, пространно рассуждает о семье и ребёнке (семейные ценности — главная тема обеих игр), признаваясь при этом, что ребёнка не хотела. С другой стороны, медлительность и нелогичность девушки вполне понятны — в её-то положении. К тому же в таких кошмарных условиях она не теряет самообладания, пытается шутить (пусть и не всегда удачно) и вообще как-то умудряется не разродиться раньше времени, несмотря на частые падения и травмы, — это как минимум заслуживает уважения…

Женская логика

Наконец, если с использованием и комбинированием предметов особых трудностей нет, то в головоломках по-прежнему встречаются проблемы с логикой — понять, чего от нас хотят, порой очень сложно, а подсказки далеко не всегда очевидны.

Зато в CAYNE более чёткая и детализированная картинка, инвентарь стал удобнее, а текст крупнее — больше не нужно напрягать глаза, читая многочисленные излияния сгинувших (и поделом им!) обитателей станции.


Приз тому, кто заметит ошибку в русской локализации!

CAYNE короче и менее страшная, чем STASIS, а беременная главная героиня кого-то может раздражать. Тем не менее это тоже интересный, отлично нарисованный хоррор-квест — бескомпромиссный, взрослый, с собственной атмосферой, чётким посылом, увлекательным сюжетом и шокирующим (пусть и вполне ожидаемым) финалом. Да к тому же бесплатный. Авторы сейчас готовят такое же симпатичное изометрическое приключение (кампания на Kickstarter уже запущена), и если там они решат вышеназванные проблемы, то нас ждёт однозначный хит.

Плюсы: интересный сюжет; зловещая атмосфера; обилие пазлов; множество отлично написанных текстов; качественные картинка и звук.
Минусы: есть проблемы с логикой; много беготни (точнее, ходьбы) между локациями; беспощадный «пиксельхантинг».


Не играл ни во что уже лет 5, а тут такой подарочек.
Игра отличная, всем рекомендую.

Немного не понял концовку:
Получается, он отправил свою жену домой, а она оказалась мертвой?
Как так? Человек прошел через ад ради семьи, его ребенка убили, осталась только жена. Опасности больше нет, он видит её в последний раз. И, я понимаю, будить её не вариант, записки написать нечем, но хоть посмотреть то на любимого человека в последний раз, не?
Концовка настолько нелогична, или я просто не понял что-то?


мне без сахара пожалуйста
Мой вариант трактования концовки такой:
Моральный выбор у главного герой такой: спасти мир или убить жену. Он выбирает спасение жены и отправляет ее по назначению, в космическом челноке. Но разработчики заигрывают с нами, показав высохшую мумию жены. Т.е. получается, что все-таки главный герой спас мир ценой жизни любимого человека?


Спасти какой мир?
Они ведь находятся безжизненном (кроме главного героя и мутантов) космическом корабле, который падает на Юпитер.

Насколько я понял, он отправил жену домой, потому что места в челноке хватает только на одного.



Начнём с того, что жена Джона тоже была подопытной как другие беременные девушки. Её имя фигурировало в одном из докладов, она носила плод-гибрид. Она кстати могла умереть еще во время экспериментов. Не понятно только зачем нужен костный мозг именно её? Ведь не она одна была удачным экспериментом. Джона разбудили только для того, чтоб найти его жену (с помощью ДНК тестов) в которой хранили данные. Малан не хотел ничего отправлять на Землю, пытаясь всё время убить ГГ. Вот пишу всё это и хочется убить сценариста. Да пусть это лишь игра. но уж больно жесток сюжет.. Я когда имя жены Джона, в докладе о подопытных увидел, уже не хотел проходить игру.


А с чего вы взяли что он ее домой отправил?
Ведь изначальное местоположение, заданное Теей была Земля! Она ведь хотела продать результаты исследований, спрятанные в костном мозге, корпорациям на Земле. И тогда какого хрена Джон там вводил? Или же Тею убили до ввоода координат? Хреново все это смотрится, так как отправной компьютер говорил что до запуска челнока осталось 15 минут. Цитирую: "Селенографические координаты ПОДТВЕРЖДЕНЫ. Автопилот включен. До запуска 15 минут. Затем Джон ковыляет и меняет координаты. Куда? В зад Марса? Не стоит так смело быть уверенным что он отправил жену на Землю. Может он вообще пустил челнок дрейфовать в открытом космосе когда закончится топливо? Не думали об этом?


Народ, а никто случаем не слышал в улье, о том что эта территория не убиралась (около 30-ти лет) дней, и требуется персонал для этого? Я вот думаю что он отправил то свою жену туда, куда они должны были прилететь, когда их смородерили.


Короче, вы невнимательны. В конце показывают исследовательский корабль, панорама его величия, доходят до разрушенной хвостовой части и всё, дальше камера переключается в средину "корабля Теи", показать нам крео-капсулу ЕГО ЖЕНЫ. Да, это она, печальный конец, он спасал труп, сам того не зная. Почему не полетел с ней? Крео-капсулы всего было две, одна с женой и вторая свободная, которую он уничтожил.

С другой стороны, ГГ весьма живучий и мог бы себя подлатать и всё же спастись. Проходя по коридору спасательных капсул,перед финальной сценой, там было два исправных челнока и кран-балка, я даже думал что именно в такой им придется выбираться.


6arrep
Проходя по коридору спасательных капсул,перед финальной сценой, там было два исправных челнока и кран-балка, я даже думал что именно в такой им придется выбираться.

Если бы ты внимательно навел курсор мыши на эти два челнока и прочитал бы описание, то понял бы что они не пригодны к работе. Цитирую: "Из прорванных трубок забора топлива капает токсичная, легковоспламеняющаяся жидкость. В этой шлюпке не только невозможно никуда лететь, с ней опасно находиться рядом" - первая; "К сожалению, эта спасательная шлюпка теперь годится только в металлолом" - вторая. На остальных даже написано, что они рабочие.

PS. С остальным же согласен. Это, кажется самое адекватное объяснение для всей той неадекватности, которая творилась в игре.


Stasis 2015: сюжет

Главный герой, инженер Джон Марачек, приходит в себя после длительного криосна на борту шахтерской платформы Groomlake, находящейся на орбите Нептуна. Повсюду – лужи крови, его товарищи в соседних криокамерах мертвы, причем не просто мертвы, а, кажется, жестоко убиты. Джон абсолютно не в курсе, что произошло, и как он вообще оказался на «Грумлейке», ведь он с семьей (женой и дочкой) находился на совершенно другом корабле…

Ведомый ужасом, желанием разобраться, что случилось, и найти жену и дочь, Джон начинает свое путешествие по забрызганным кровью палубам «Грумлейка». И ему надо торопиться: ведь корабль падает прямо на Нептун. Но это еще ничего! Вот здесь корабль падал на солнце, причем разумное, а здесь – на Юпитер падала целая Земля! Но мы отвлеклись, вернемся к Stasis.


Stasis 2015: плюсы и минусы

Изометрия. Здесь придраться не к чему, изометрия в Stasis великолепна, и вы сможете в полном объеме наблюдать кровь, монстров и прочие ужасы, творящиеся на борту Groomlake. По степени проработанности (и общей мрачности) в художественном плане Stasis может потягаться с великими изометрическими играми прошлого, например, с Sanitarium. Который, пусть и вышел в 1998 году, остается одним из лучших образцов изометрии в игровой индустрии в целом. Если говорить а об атмосфере, то чувствуется, что авторы ориентировались на Dead Space и местами даже на Doom (третий, конечно).

Головоломки. Особых трудностей не представляют, особенно, если вы часто играете в квесты. В основном, приходится стандартным образом искать предметы и применять, иногда комбинировать в инвентаре. Если вы вдруг все же застряли, подробное прохождение можно прочесть здесь.

Смерти. Одна из фишек игры – Марачек может умереть множеством разнообразных, страшных смертей. Причем не только по ходу повествования, а еще и покончив с собой с помощью разных предметов в инвентаре. Такая вот циничная, но в каком-то роде забавная фишка. Немного напоминает Uncanny Valley, где герой тоже мог внезапно убить себя.

Голографический стриптиз. Да, здесь он есть, но не ожидайте многого от голограмм 🙂


Сюжет. И вот он является слабым местом Stasis, потому что если вы хоть немного интересуетесь НФ, вам уже примерно в первой трети игры станет понятно, чем закончатся приключения Джона Марачека. Зловещие корпорации, ужасающие генетические эксперименты, безумные ученые, подозрительная тетка, якобы пытающаяся спасти Джона, направляя его через интерком… Под конец авторы и сами понимают, что погрязли в штампах и пытаются спасти ситуацию, добавив драмы. Нет, даже ДРАМЫ. Но это тоже не работает. Для истинного катарсиса драмы в концовке «Стазис» все же маловато и, в результате, она вызывает ощущение WTF, но не более того. И да, концовка одна, развилок не предусмотрено, а жаль.

Впрочем, несмотря на это, имеются эмоциональные и сильные моменты, например, письма и дневники команды – обычных людей, пытающихся выжить в обрушившемся на них кошмаре. И, как это случается, одни остаются людьми до конца, а другие, будучи при жизни редисками, остаются такими же даже перед ликом смерти.

Из интересного: возможно, название корабля Groomlake отсылка к Groom Lake, озеру, расположенному в знаменитой Зоне 51, где, по слухам, американцы продолжают прятать НЛО и пришельцев 😉


Надо добавить, что в 2020 году The Brotherhood выпустили еще одну научно-фантастическую адвенчуру Beautiful Desolation («Прекрасное Опустошение»), где дали фантазии разгуляться, отвергли, наконец, надоевшие штампы фантастики – и получился, без преувеличения, шедевр.

Вердикт адвенчуре Stasis: 7/10. Красивый и мрачный космический хоррор-квест, увы, слегка подпорченный предсказуемостью и драматизмом, во многом высосанном из пальца. Впрочем, если пропустили, пройти все равно стоит, настолько редко выходят достойные научно-фантастические проекты.

Читайте также: