Soma сюжет объяснение

Обновлено: 03.07.2024

soma концовки разбор игры

Нужно ли писать о том, что разбор сюжета SOMA гарантированно убивает весь интерес к игре, поскольку включает все основные спойлеры? Очень надеюсь, что читатель предварительно прошёл эту великолепную игру от Frictional Games, переварил в голове увиденное и готов к изучению моих мыслей.

Во многом эта история напомнила фильм «Шестой день» с Арнольдом Шварценеггером, поднимающий не только дилемму клонирования, но и вопрос переноса создания в другое тело. Кем бы ни была копия, она – не вы, а лишь дубликат.

В чём смысл истории?

Главный герой – Саймон, попавший в автомобильную катастрофу и повредивший мозг, в той же аварии погибла его любимая девушка. Персонаж соглашается периодически проходить обследование в специализированной клинике, предлагающей экспериментальное лечение. Сев в очередной раз в кресло, Саймон просыпается на загадочной подводной станции.

Спустя какое-то время, пройдя сквозь череду исследований и загадочных событий, мы узнаём правду: человечество уничтожено кометой, упавшей на Землю. Все существа, что остаются на станции, включая главного героя – лишь искусственные тела и механизмы, в которые перенесены сознания некогда живших на планете людей.

Сколько концовок в игре SOMA?

Одна, но этого достаточно. В процессе прохождения Саймон несколько раз меняет тело, не осознавая всей ситуации. Он не переносится физически, а лишь копирует себя. Финальный твист – отправка на «Ковчег» (отсылка к Библии, безусловно), в котором тысячи лет поддерживается виртуальная жизнь. Отправка удалась, вот только наше предыдущее тело осталось на месте.

Гнев, ярость, непонимание – эмоции, возникающие в голове у героя, мёртвого практически с самого начала игры, а ныне запертого в одиночестве, ожидая своего отключения. Все выборы, совершаемые в процессе игры, не влияют ни на что, лишь на ваше собственное восприятие действительности.

Интересные факты о SOMA:


В 2010 году студия Frictional Games перевернула жанр хорроров со своей «Амнезией». Их следующая большая игра — Soma — вышла лишь спустя пять лет и оказалась философской притчей в научно-фантастическим антураже. Многие фанаты «Амнезии» тогда были разочарованы, дескать Soma-то не хоррор вовсе и монстры тут не пугают. Но на самом деле игра умела вселять едкую жуть, просто делала она это более тонкими способами. Пятилетний юбилей Soma — отличный способ вспомнить, какими именно. В тексте, само собой, будут жесткие спойлеры.

Soma пугала звуками.

Работа со звуком играла огромную роль и в предыдущих играх студии, но там антураж был «проще» — жуткие звуки старого замка, к примеру, мы сходу себя представить можем, осталось записать. Но в случае с «Сомой» задачка стояла нетривиальная — озвучить заброшенную научную станцию, которая частично еще и под водой находится. И ведь надо, чтобы не только страшно было, но и натуралистично.

Сложнейшей задачей, по словам аудиодизайнера Soma Сэмюэля Джастиса, было создание двух максимально разных эмбиентов — «воздушного» и подводного. Чтобы игрок по одним только звукам окружения мог понять, где находится очередной отсек станции. И поэтому же «подводная часть» отняла у разработчиков особенно много сил — чтобы записать все эти глухие постукивания по металу, гул с глубин океана и прочую давящую жуть, им приходилось самим плескаться в воде и использовать микрофоны, записывающие звук вибрации твердых объектов, а не воздуха. К тому же эти, и все остальные звуки, даже диалоги, записаны в бинауральный формате, так что в случае с Soma совет играть в наушниках оправдан.

И все это помножили на сложную систему распространения звука на локациях, учитывающую размеры и другие характеристики каждого помещения. Именно благодаря ей эмбиент в игре настолько глубокий и разнообразный — сцена деформирует десятки записанных звуков, по сути создавая новые. Окружение давит и создает дискомфорт само по себе, но тут же еще и музыка от Микко Тармиа настроение нагнетает — c минорных инструментальных мелодий падающая в жесткую шумовую электронику. Такой разброс, к слову, не только настроением, но и сюжетом оправдан.

Soma пугала монстрами.

И ведь он при этом преследовал какие-то свои цели и думал собственные мысли — попытки осмыслить его действия делают игру в разы страшнее.

Soma пугала мыслями о цифровом бессмертии.

В какой-то момент игры главный герой узнает, что он — лишь копия самого себя, втиснутая в искусственное тело. «Оригинал» же погиб десятки лет назад. Но герой-то этого не ощущает, не чувствует, что он — другое существо с чужой памятью. Для него эти десятки лет и смена тела — лишь кратковременная потеря сознания. И это жутко до дрожи. Теме копирования и оцифровки сознания вообще все больше времени уделяется в современной фантастике — об этом высказывалось «Черное зеркало» и на этой же идее построена вся драма «Видоизмененного углерода».

Но Soma заставляет рефлексировать на эту тему особенно сильно — она к этому немилосердно подталкивает. Так однажды герой вынужден создать еще одну копию себя и дальше мы управляем уже ей. А что делать со старой копией? Убить или оставить жить? Как сложится ее судьба? Это личность или лишь устаревшая «контрольная точка»? Вопросов очень много.

В финале же герой загружает копию своего сознания в «Ковчег» — спутник, наполненный таким же «оцифровками» других людей, обитающих в виртуальной реальности. И тут мучительные размышления вызывают сразу два момента. Ведь герой, с которым мы прошли через всю игру, не сел на ковчег сам — это лишь очередная его копия, еще одна обособленная личность, отправленная им в лучший мир. А он сам остается на станции в океане, безнадежный и забытый всеми. Да и какая судьба ждет сам «Ковчег»? Как долго будут работать его системы? Как скоро сознания людей взбунтуются, поняв, что они заперты в цифровой тюрьме и сойдут с ума от безысходности? Soma — это очень тяжелая игра.


В отличие от «Амнезии», Soma ни индустрию, ни жанр хорроров не изменила. Да и тема, на которую она высказалась — не нова. Однако у игры получилось показать ее максимально ярко и подтолкнуть нас к тяжелым мыслям. И это помимо ее гигеровского дизайна и великолепной работы со звуком. Образцовый получился симулятор ходьбы и идеальное произведение для тех, кто любит, когда творчество кусается. Пять лет «Сому» не состарили, перепройдите и убедитесь сами.

soma review сома обзор рецензия оценки игра сома перевод прохождение отвратительные мужики disgusting men

Я получаю искреннее удовольствие, когда рассказываю друзьям о SOMA. Нет ничего упоительнее пересказа мощного сюжета, когда в беседе приходится обходить тонкие места и увиливать от вопросов, которые ведут к спойлерам — а они тут повсюду. Описать суть SOMA можно очень просто. В этой игре вы путешествуете по коридорам и корпусам подводной станции, которая только первые десять минут кажется заброшенной. В попытках спастись из сложившегося ужаса главный герой исследует один отсек за другим, периодически выходя «на свежий воздух» — гулять по дну океана. В процессе нужно решать изобретательные, но не сложные загадки и избегать контакта с врагами, от которых лучше сначала спрятаться, а потом с криками, в слезах убежать, хлопая дверями.

soma review сома обзор рецензия оценки игра сома перевод прохождение отвратительные мужики disgusting men

Если вы не играли в SOMA и хотите это сделать, рекомендую прекратить чтение этой статьи, будет много спойлеров. Это не рецензия — я хочу рассказать читателям о том, что увидел в этой игре, и почему я от нее орал.

Огромное достоинство SOMA состоит в том, что в этой игре нет типовых ситуаций. В финале герой говорит, что день у него был исключительно долгий. Он отмечает, что проснулся утром в собственной кровати в апреле 2015 года, а закончил на дне океана, на пороге фантастической миссии в далеком будущем. Это не пустые слова с его стороны: в SOMA нет моментов, когда ты что-то таскаешь из одного конца уровня в другой по несколько раз, применяешь одни и те же схемы к одним и тем же врагам и в целом колобродишь без видимых причин.

У игры четко направленный сюжет, ее действие постоянно развивается и с точки зрения приемов, и с точки зрения мотивации — вы знаете, зачем вы идете, и знаете, куда. И вы не хотите ничего исследовать, потому что вокруг разворачивается какой-то кошмар.

soma review сома обзор рецензия оценки игра сома перевод прохождение отвратительные мужики disgusting men

Несмотря на то, что SOMA — не столько хоррор, сколько отличная история, есть несколько вещей, на которые она особенно сильно упирает. Страхи, которые управляют пользователем в повседневной жизни, многочисленны, и многие можно загнать в темный угол.

Но можно ли избавиться от них окончательно?

В SOMA очень мало врагов. Если на всю игру насчитается десяток, будет хорошо. С каждым из них связана та или иная задача — в разных зонах противники разные, один слепой, другой медленный, на третьего, чтобы избежать неприятностей, достаточно просто не смотреть. Ну, как «просто»…

В одной из сцен главный герой Саймон должен перезапустить роутер (вы же делали это много раз!). Он спускается в темный подвал, в серверную, где среди громоздких ящиков с лампочками бродит, подвывая, опухший от одиночества гражданин. Роутер нужно выключить, чуть-чуть подождать и включить снова — проблема в том, что во время перезагрузки устройство начинает пищать, привлекая к себе монстра. Чтобы успешно разобраться с задачей, необходимо перехитрить этого пассажира, оббегая серверы заковыристым маршрутом, а затем, запутав противника, включить роутер и бежать к выходу.

soma review сома обзор рецензия оценки игра сома перевод прохождение отвратительные мужики disgusting men

Значительная часть столкновений с обитателями станции «Пафос-2» построена именно на том, чтобы сначала какое-то время бояться и прятаться, а затем выгадать минутку и сбежать. Никакого «стелса» тут нет: если ты присел, то ты всего лишь присел, без мистических Уходов в Тень. Отвлечь врагов броском камушка нельзя.

Это простейшая концепция, которая полна неожиданностей.

soma review сома обзор рецензия оценки игра сома перевод прохождение отвратительные мужики disgusting men

Первые часа полтора, когда герой недоумевал по поводу своего пробуждения непонятно где, все движущиеся персонажи вызывали у меня ту реакцию, какая бывает у героев зомби-хорроров: «сэр, вы в порядке?». Всякое движение в темном углу вызывает сначала любопытство, а затем уже страх — со стороны Frictional Games это осмысленная манипуляция базовыми инстинктами игрока.

Связь между видеошумом и приближением враждебных существ очевидна не сразу — SOMA говорит с вами на собственном языке; ее элементарный интерфейс — часть не только жанра, но и художественного посыла. Здесь исключительно уместная схема управления: чтобы открыть дверь, нужно навести на нее курсор-руку, зажать на геймпаде кнопку и потянуть. Это не первая игра, которая так устроена, но речь о другом. Есть определенная разница между открытием двери нажатием X и положением, когда тебе нужно самому дернуть ручку и медленно заглянуть в щель. Или второпях крутить какой-нибудь вентиль, чтобы отпереть люк. Здесь можно отвлечься и потом возвращаться за чем-нибудь ногами, потому что вы забыли это взять.

Так вот, когда вы со всем этим свыкнетесь и перестанете бояться, потому что игра предупреждает вас об опасности, в SOMA наступит момент, когда нужно будет БЕЖАТЬ. В смысле, реально убираться.

Причем дело будет происходить в запутанных внутренностях полусгнившей подводной лодки. Стоило подумать, что все просто и предсказуемо, как SOMA начинает истерически теребить вас за вашу боязнь потеряться, и поднимите руки, кому удалось сохранить самообладание, вовремя увидеть опознавательные знаки и пройти ту сцену с первого раза.

soma review сома обзор рецензия оценки игра сома перевод прохождение отвратительные мужики disgusting men

Значительная часть действия SOMA разворачивается под водой, вокруг плавают рыбы, произрастают культуры и булькают пузырики. Пешие переходы между корпусами по дну кажутся живописными и даже более безопасными, чем исследование коридоров, пока неожиданно вы не понимаете, что никакое это не дно. Вы не боитесь глубины? Дайте себе срок.

Уже ближе к финалу игры герой, переодевшись в специальный скафандр (с этим связан отдельный кошмар), спускается на глубину 5000 метров. В течение нескольких минут вы наблюдаете, как вокруг сгущается тьма, пока не останавливаетесь в полном мраке.

soma review сома обзор рецензия оценки игра сома перевод прохождение отвратительные мужики disgusting men

Сильнейшая сторона SOMA — история о перемещении сознания из тела в тело, при котором человек не теряет рассудок, а смиренно принимает новую оболочку, оставаясь самим собой. Этот парадокс стоит во главе всего происходящего. Первый же встреченный главным героем персонаж — поврежденный уродливый робот, который утверждает, что он человек и, очевидно, совершенно искренне в этом убежден. Чтобы продвинуться по сценарию, нужно дернуть переключатель, который открывает дверь — и начинает бить того робота током. Он орет. Но вы ничего не можете поделать, выбора нет — в конце концов, что за глупости, это же машина.

Такое перешагивание через жизни происходит несколько раз, и оправдание всегда находится одно и то же: это роботы, а даже если не роботы, они уже конченые, нечего за них переживать.

soma review сома обзор рецензия оценки игра сома перевод прохождение отвратительные мужики disgusting men

Финал SOMA разворачивает все таким образом, что объектом этой жестокой шутки оказывается сам герой. Подобравшись к завершению миссии по спасению «человечества», Саймон копирует свое сознание на жесткий диск, который вот-вот отправится на орбиту Земли. Ключевое слово — копирует. Один Саймон здесь, другой там. И тот Саймон, которым вы все это время управляли, начинает сильно нервничать — почему это, мол, я до сих пор в сознании. «Успокойся, ты в безопасности, ты эвакуировался, — говорит ему его спутница. — Да насрать мне на него, пусть в аду горит, я же остался здесь!» — возражает герой.

Что на самом деле есть твое «я», спрашивает SOMA.

Чужая оболочка, которую ты занял? Сознание, которое ты спас, оторвав от себя? От какого такого «себя»?

Финал SOMA — не в смысле последняя сцена, а как совокупность пережитого за этот «охренительно длинный день» — оставил меня сидящим среди ночи на диване в одних трусах. Играть во что-то после SOMA трудно. Хочется сразу или чего-то похожего по степени погружения и воздействия, или вообще ни во что больше не играть — потому что ничего похожего как будто бы нет.

soma review сома обзор рецензия оценки игра сома перевод прохождение отвратительные мужики disgusting men

С момента завершения этого приключения я успел пересказать историю SOMA нескольким людям, которые были в оцепенении от услышанного. Но чтобы прочувствовать соль SOMA, в это нужно играть самостоятельно — причины описаны выше. Это не какой-то общий довод: правда, сейчас вокруг нас много игр, о сути которых можно судить по YouTube-роликам, да и сами игры не возражают. Но только не SOMA. Это тот опыт, который необходимо получить из первых рук. Вам нужно побывать там, на «Пафосе-2».

SOMA в продаже с 22 сентября для PC (GOG) и PlayStation 4 (PS Store).

SOMA обзор игры

Есть в гейм-дизайне один очень хитрый, но чрезвычайно мощный приём — добавить в повествование несколько сценок с участием главного героя, посвящённых выполнению каких-то простых, незатейливых действий. Есть нечто завораживающее и глубоко приятное в геймплее, имитирующем повседневность человеческой жизни. Прогулка Майкла с сыном в GTAV, попойка в «Ведьмаке 3», каждая вторая сцена из интерактивного кино вроде Heavy Rain — подобные эпизоды способствуют погружению, делая игрока непосредственным участником дальнейших событий.

SOMA начинается подкупающим «бытовым» прологом: главный герой просыпается в уютной современной квартире. Вокруг — десятки мелких предметов, книг, фотографий. Всё можно изучить, потрогать и повертеть в руках. Вещи ненавязчиво рассказывают историю протагониста. Он — обычный канадский парень Саймон Джаррет, работник книжного магазина, получивший черепно-мозговую травму в автомобильной аварии. На повестке дня — посещение доктора и процедура сканирования мозга. Незатейливая болтовня по телефону, чтение электронной почты, поездка в метро, прогулка по пустому больничному коридору… Парочка тривиальных сцен — и чувство присутствия уже достигнуто.

Последующие события, по большему счёту, никак не связаны с описанной будничной картиной. Однако именно такая завязка обеспечивает игре интригу на добрую половину прохождения. Через мгновение после сканирования мозга герой обнаруживает себя в безлюдной лаборатории, находящейся на дне океана. Что это — падение в глубины своего подсознания или неизвестное стечение внешних обстоятельств, которые были попросту забыты Джарретом?

SOMA обзор игры

Так жить нельзя, но если очень хочется, то можно.

SOMA — визуализированный мысленный эксперимент в духе современной философии сознания, всегда начинающей размышления со слов «давайте допустим, что…». Допустим, что сознание не связано со своим носителем, что его можно «скопировать»; допустим, что можно создать электронный аналог мозга; допустим, что человечество находится на грани гибели… И из этих допущений в результате нескольких умозаключений можно делать выводы о реальном положении вещей. Вопросы, поднимаемые в SOMA, вписываются в круг проблем отношения сознания и тела, самоидентификации личности и направлены на поиски сущности человеческого. Всё это обсуждается здесь прямым текстом, и ответы, которые предлагают нам авторы, оставляют почву для размышлений и после финальных титров.

Загадочное, двусмысленное, допускающее множество интерпретаций повествование в конце складывается в линейную цепочку и отвечает на все вопросы мощным аккордом. На протяжении прохождения мы не раз сталкиваемся с ситуациями выбора, которые, как кажется, должны повлиять на исход путешествия. Однако этого не происходит: концовка в игре одна, и все решения, принимаемые нами, не имеют никакого значения для развития сюжета. Это может несколько разочаровать, но, с другой стороны, возможно, именно таковым и был замысел авторов. Финал игры нельзя назвать однозначно ни положительным, ни отрицательным. Но именно к этому подводит игрока SOMA — если понимание устройства сознания невозможно на каком-то фундаментальном уровне, если сам вопрос о нём оказывается парадоксально порочным, тогда всё, что в наших силах, — это смирение с тем, что вера в незыблемость и уникальность нашего «Я» — всего лишь фикция.

Итого на старте игры мы имеем сильнейший эффект присутствия, качественный научно-фантастический сеттинг, глубокий сюжет с сильнейшей интригой. Из джентльменского списка особенностей игр Frictional Games пока не хватает одного элемента — страха. Но ещё задолго до встречи с первым монстром всё становится на свои места.

SOMA обзор игры

Так в игре выглядят аптечки.

Разработчики остаются верны своим принципам: интерфейсный минимализм, отсутствие оружия и карты — всё нацелено на создание хоррор-атмосферы. Инвентарь игрока в течение прохождения редко заполняется. Уже на уровне управления героем чувствуешь свою беспомощность: никакой атаки или возможности воздействия на врагов не предусмотрено.

Визуальная реализация тварей оригинальна, это не скучные «многозубые» мутанты или материализующиеся из пустоты призраки. Внешний облик врагов выполнен в соответствии с общим сеттингом игры: нас ожидают жуткие кибернетизированные сплавы железа и человеческой органики. Впрочем, внимательно рассмотреть монстров будет нелегко — в тёмных коридорах различимы лишь контуры тварей, а их появление в кадре приводит к помутнению зрения у героя.

Логика поведения у каждого из монстров своя. Так, одна тварь реагирует исключительно на звук, другая терпеть не может, когда на неё смотрят. Гады, на первый взгляд, ведут себя довольно непредсказуемо, но отыскав индивидуальную уязвимость у каждого из них, вы значительно упростите прохождение. Однако пока не исследуешь особенности монстра, успеваешь получить несколько адреналиновых всплесков.

У страха уши велики

Общее количество встреч с тварями на протяжении игры невелико — но от этого легче не становится. Даже когда рядом нет ничего живого, SOMA удаётся поддерживать высокий градус напряжения. Постоянные шорохи, крики, раздающиеся из ниоткуда, — работа со звуком заслуживает отдельных оваций. Многие хорроры вызывают страх визуальными средствами, SOMA же лишает игрока психологического равновесия в первую очередь аудиофоном.

SOMA обзор игры

Операция прошла успешно…

Здесь нет дешёвых «скримеров», страх — не мимолётная реакция на кульминационный эпизод встречи с противником, а фундамент, на котором возведён и функционирует весь игровой мир. Приблизительно так работала Alien: Isolation. Но хоррор-эффект SOMA усиливается чувством непонимания, ощущением таинственности всего происходящего — как на сюжетном уровне, так и в рамках каждого отдельного игрового эпизода. Как действует этот мир, на каких принципах он построен, чего от него ожидать? Игрок находится в таком же неведении, как и главный герой.

Геймплей SOMA ближе к Amnesia: A Machine for Pigs. Как и творение The Chinese Room, она тяготеет к рассказу, к созерцанию и безучастному изучению, давит на игрока в первую очередь атмосферой, а стелс-геймплей здесь довольно примитивен и встречается очень редко. Показательно даже то, что разработчики отказались от модных в хоррорах последних лет укрытий — cпрятаться от монстра в шкафчике или под кроватью не удастся.

Бесспорное преимущество SOMA заключается в убедительности, продуманности и логической замкнутости созданного авторами мира. В повествовании нет белых пятен: у каждого персонажа, локации, монстра — своя история. Каждая найденная записка, каждая фотография проливает свет на те или иные события. Дизайн уровней, будь то лабораторные коридоры или тёмные глубины океана, потрясающий. Многие элементы декора комнат уникальны и не повторяются в разных локациях. Изучение всех мелких деталей вовсе не обязательно для прохождения, но необходимо, если вы хотите собрать картину произошедшего.

В плане цельности повествования творение Frictional Games близко к совершенству, но в его геймплейной и сюжетной составляющих есть шероховатости. Так, несколько притянутой за уши кажется появляющаяся в середине игры линия с решившим положить конец компьютерному интеллекту учёным. А история с мелькающей в стартовом ролике девушкой Джаррета и вовсе не получает никакого развития, хотя в одном эпизоде герой несвоевременно вспоминает о своей влюблённости. Такое же чувство незавершённости оставляют после себя редкие головоломки. Но всё это мелочи, которые ничуть не разрушают атмосферу.

SOMA обзор игры

Человек или робот? Решайте сами.

Такие игры, как SOMA, прививают художественный вкус и развивают воображение. Результат здесь далеко не главное. Хотя у Frictional Games в очередной раз получился великолепный хоррор, её новое творение — это нечто большее, чем комната страха или survival-аттракцион типа Alien: Isolation. Заходить сюда только ради тестирования прочности своих нервов не стоит. Но SOMA обязательна к приобретению для желающих получить отличную историю в духе книг Станислава Лема (Stanislaw Lem).

Плюсы: отличная научно-фантастическая история с мощной концовкой; жуткая атмосфера; оригинальные монстры.
Минусы: иногда графика напоминает о своём несовершенстве; слишком простые загадки.

Читайте также: