Shadowrun returns сюжет

Обновлено: 05.07.2024

Shadowrun Returns — пятая по счету игра в популярной на Западе вселенной, сочетающей элементы киберпанка, фэнтези и нуара. Первые три action-RPG в мире Shadowrun (что любопытно, все без подзаголовков; как их отличали — не представляем) вышли на домашних консолях еще в ранних девяностых, а потом разработчики забыли о серии на долгих одиннадцать лет. Лишь в 2007-м FASA Interactive выпустили шутер для PC и Xbox 360, главной особенностью которого, по задумке, должен был стать кросс-платформенный мультиплеер (не сложилось). Он тоже назывался Shadowrun, тоже не носил никакого подзаголовка, но проходил в новом континууме и вообще имел мало чего общего с оригинальной настолкой.

И лишь совсем недавно Джордан Уайзман, создатель вселенной (и, между прочим, BattleTech) предпринял очередную попытку перенести свое творение в видеоигровой формат, только на этот раз с нужным тщанием и в соответствии со временем. Жанр — RPG с тактическими боями, платформа — PC, основной канал продаж — Steam, финансирование — через Kickstarter.

Бегущий по лезвию тени

В мире Shadowrun бок о бок живут представители привычных рас — люди, гномы, эльфы, тролли и орки. На этом сходство с фэнтези практически заканчивается: неоновый Сиэтл будущего совмещает в себе высокотехнологичные импланты а-ля Deus Ex и старые добрые мечи с дубинами, радиоуправляемых дронов и элементалей, строгие костюмы и футуристические скафандры, религиозные секты и выступления поп-звезд, магию и кибернетику; в Returns даже есть Матрица — цифровой мир, где нужно сражаться с виртуальными врагами и взламывать базы данных.

При этом атмосфера и темп игры разнятся примерно так же, как и составляющие ее вселенной. Поначалу это мрачноватый нуар-триллер в духе «Бегущего по лезвию» и Human Revolution, но постепенно возникают все более отчетливые ассоциации с верховенским «Вспомнить все», затем мелькают эпизоды а-ля «Джонни Мнемонник» и «Жуки» (отвратительный телеужастик 2003 года), потом начинается тяжеловесная история о спасении мира…

Нападения серийного убийцы, торговля органами, наркоманские притоны, японская мафия, привидения, продажные копы, древний орден эльфов, бессмертные насекомые… Shadowrun Returns сочетает в себе элементы десятка противостоящих поджанров, причем делает это совсем не органично. Не успеваешь свыкнуться с ходом истории, как все переворачивается с ног на голову, и вот уже размеренный и вполне себе качественный триллер превращается в дешевый боевик. Привыкаешь к боевику, как включается шпионский кибердетектив с примесью шекспировской трагедии. Не успеваешь принять последнюю перемену, как стартует хоррор.

Shadowrun Returns

Авторов постоянно бросает из крайности в крайность, они не могут остановить свою буйную фантазию и мешают все идеи в кучу. Но самое удивительное, что при всем при этом оторваться от Shadowrun решительно невозможно. В формате художественного романа ни один вменяемый человек такое читать бы не стал, но в виде компьютерной игры сюжет волшебным образом удерживает внимание.

Если раньше хорошо написанные «диалоговые» RPG были сплошь и рядом (самый главный пример — культовый Planescape: Torment), то сегодня за пределами квестов редко встретишь высокий литературный уровень, а потому к Shadowrun Returns особенно приятно возвращаться. Перефразируя известную присказку про школу, «You’re never too cool for old school».

Да нет

Но олдскульность хороша не во всем. Мы легко можем простить Harebrained Schemes отсутствие сохранений (после провала задания вас отсылают на начало уровня) — толика хардкора лишь усиливает обаяние игры. Мы, вздохнув, закрываем глаза на графику уровня прошлого века — задники симпатичные, и на том спасибо. С трудом, но можем простить откровенно поганый саундтрек (со временем от быстрого drum and bass начинает просто болеть голова). Но к тотальной линейности происходящего (а выбор является важнейшей составляющей Shadowrun) снисхождение непозволительно.

По факту у вас всегда есть варианты: на любой вопрос можно ответить тем или иным образом, плюс прокачанные навыки (харизма, ум, сила и пр.) открывают дополнительные решения. Но если внимательно все читать, то выясняется, что в большинстве случаев четыре из четырех вариантов несут один и тот же смысл, хоть и произносятся в разной интонации: уважительно, насмешливо, с угрозой или опаской. Что бы вы ни сказали, результат не изменится.

Shadowrun Returns

Об открытом мире и говорить не приходится — его просто нет. Каждое задание по мановению волшебства переносит вас на новую карту, где предстоит возиться от десяти минут до часа. После такого издевательства с тоской вспоминаешь невероятно нелинейный Fallout 2, вышедший пятнадцать лет назад.

X-фактор

К счастью, Shadowrun есть чем перекрыть названные недостатки: боевая и ролевая системы здесь на уровне.

Вы вольны развивать своего героя как душе угодно, все основные классы из настольной игры на месте — воин, маг, уличный самурай (мастерски владеет холодным и огнестрельным оружием), дэкер (адепт Матрицы), риггер (управляется с дронами) и шаман (призывает на помощь волшебных существ). При желании можно до самого финала сохранять узкую специализацию, важно лишь продержаться первые несколько часов — до определенного момента справляться с врагами нужно одному, без напарников.

Shadowrun Returns

Ну а с появлением партии драки становятся гораздо веселее. Разномастный отряд требует тщательного руководства: боец поддержки усиливает защиту напарников и помечает врагов (чтобы чаще проходили попадания и криты), риггер насылает в соседние комнаты через вентиляцию машинки с пулеметами, дэкер (если предусмотрена возможность) в это время ломает камеры службы безопасности, воины палят из винтовок и дробовиков, кидают гранаты. Для пущей радости не хватает системы точечных попаданий, но даже без нее тактика в Shadowrun Returns вполне конкурентоспособна.

На выходе получается неоднозначная игра. Устаревшая технически, но современная. До ужаса прямолинейная и в то же время вариативная. Сюжет периодически ввергает в недоумение, но все равно заставляет читать и читать бесконечные простыни текста. Скоротечность кампании печалит, но благодаря встроенному редактору в Steam уже есть отличные сюжетные моды.

И все же, несмотря на все минусы, мы осторожно советуем вам ознакомиться с Shadowrun. Главную свою задачу она выполняет — затягивает с головой.


Пользователь пока ничего не написал о себе.

Раздача Shadowrun Trilogy в GOG

Раздача Shadowrun Trilogy в GOG

Shadowrun Returns: Сохранение/SaveGame (Эльф-Стрелок/Декер, Норма, 6 Сохранений)

Shadowrun Returns: Сохранение/SaveGame (Эльф-Стрелок/Декер, Норма, 6 Сохранений) Ваш комментарий Комментарии: 68


Нда. и впрям от игры ждали большего. хотя, хотя. это ведь копия оригинальной игры, так что всё отлично сделано, но опят же - только для фанатов. Ещё в обзоре забыли упамянуть (если ошибаюсь, поправьте), что игра полностью линейна, а это не маловажный факт. Жду Фаллаут 0.1 (Вестланд 2).




Крутая вещица, атмосферная, интересная, непростая и так далее. Проёшл за 12 часов вчитываясь и 3-4 раза переигрывая локацию из-за фэйла во время боя. Кончилась скоротечно, ожидал на 2-3 часа больше игрового времени, не больше. К Сохранениям впринципе привыкается, локации не настолько большие и при верной прокачке, фэйлы во время боёв не так уж и грозны, кроме того наёмников(а команда состоит из гг и шлюх, тобиш купленных наёмников) можно смело пускать на самотёк, умрут и умрут - чхать на них. Экипировки +- и правда немного, но особо на этом заморчаиваться и не хотелось, игра интересна не шмотом или визуальной составляющей которая, к слову, не могла быть и лучше - даже какие-нибудь новомодные эффекты сделали бы её, имхо, хуже, менее запоминающейся что ли. Денег с Кикстартера ни капли не жалко, очень доволен. Из минусов пожалуй только отсутствие вариативности можно отметить - она пошла бы на пользу, остально просто "снимаю шляпу" и "апплодирую стоя".


Вот бы римейк Fallout 2.


Ну оценка 7.2 - то есть игра хороша. Таки с этим согласен. Да и стоит копейки - такую сумму за dlc запрашивают. А тут полноценная игра. Пусть и не ААА класса. ЗЫ а у metro: ll всего 7.0


По моему за свои деньги в самый раз. Может даже куплю. UPD, оо, да она и на планшетиках выйдет. Ну да, тогда точно куплю, на даче развлекусь.


Обзор максимально адекватный, осталось лишь добавить, что игра заканчивается тогда, когда события по идее только начинают развиваться, происходит такой неожиданный, резкий The End, даже не припомню где еще такое было. Как будто вот-вот деньги закончились у разрабов и сразу титры пошли. Ради боев игру покупать не стоит, щас по новой устанавливаю XCOM EU.


ну с сеговским вариантом даже рядом не стоит. Очень конечно расстроило, то, что в игре напрочь отсутствует открытый мир.Хотя, если оценивать игру со стороны тактической РПГ типа фронт мишон и фф тактик, то игрушку вполне можно оценить. Хотя честно я ждал улучшенного и доработанного сеговского варианта.


Странная логика. Много трепа в хорошей RPG это всегда хорошо. Особенно когда есть проверка навыков, а она тут есть.


Альтернативное мнение. Очень, очень не согласен со всеми, кто считает Шэдоуран Ретёрнс хорошей игрой (а таких много - на метакритике оценка 70+, я смотрел), ведь за личиной интересного сеттинга скрывается полная унылость. Из очевидных минусов графика выделяется первой. Нет, я не против изометрии и 2D декораций, но только тогда, когда они не выглядят как безвкусное месиво коряво нарисованных коробок, в котором затерялись убого анимированные буратины! Художники не отработали и цента из 2 000 000 баксов. Ролевая система также "поражает": бесконечный список навыков, которые попросту не нужны! Харизма? Этикеты? Интеллект? Были бы диалоги, где их использовать! А сколько раз за игру хакеры используют свои способности, раза два-три? А зачем все эти свистопляски с шаманами и технарями, духами и роботами, когда один маг парой фаерболов может поделить всех на ноль? К тому же нулю сводится весь ролевой отыгрыш из-за камерности и линейности. Псевдовариативность буквально во всем и всего очень мало - локаций, квестов, снаряжения. И единственное, что держит это все месиво - сюжет. Его можно охарактеризовать как "неплохой", но ровно до того момента, когда на экране появляются какие-то гигантские неубиваемые жуки из космоса! Вероятно, на этом этапе 2 миллиона уже начинали заканчиваться и на хорошую траву не хватало. В итоге игра - пустая трата времени и денег. Очаровательная в первые часы, но вскоре сильно надоедающая и разочаровывающая. Оценка всему этому 5/10 (за сеттинг и редактор, ведь у мододелов не такие кривые руки). Аминь.


Скачаю на планшетник. Сказано интузиасты делают ремэйк первой части на новом движке. (чисто фанатики, смешные люди). Походу кикстартер нормального продукта не выпускает он как МММ в 90е, денег много собирает результата мало:). Лучше бы фалаут 1-2 выпустили на новом движке даже ситорию менять ненадо я за 13 лет каждый год его прохожу сново и сново и мне ниразу не надоело. Беседка конешно угробила серию Фалаут сделав его казуальным аркадным шутером в красивой обёртке. Но оригинал от Блэкайслов это шедевр как Моне Лиза, молодёж будет до усрачки твердить что Фалоут 3 и НВ лучше там и графика и сюжет и тд и тп(они просто ещё не прожили столько времени чтобы увидеть суть самой игры, её изюм.) Это западное влияние, Американцы холят и лелеют армстронга, но мы то ещё знаем что был Гагарин он слетал раньше, на более устрарелом оборудовании и он 100% был первым, а насчёт армстронга на луне 82% человечества верят что всё было снято в голивуде. Так и Фалаут первый он есть Первый, а детища беседки лиш игрушки красивые но пустые.


Да, шИроты подкупили… Как понимаю, это типа «стУчащий» и т.п., обо что постоянно спотыкаешься где угодно… А за обзор спасибо, наверное приобрету игрушку. К слову, чем-то напомнило «Власть закона» ) Ностальжи…


Эта игра пошатнула мое мнение о своем знании английского уже на десятой минуте.


Что то не так. Сульдин пчселу зохавал? Или технические проблемы?


На планшетку обязательно возьму, всё равно на Android пока игр толковых оч мало, а для PC рынка игра, действительно, слабовата.


Более резкий конец можно встретить только в серии Half-Life 2. Вот действие вроде разгоняется, а потом финальные титры.


JustCatForShow Браво!



куда ушли 2 миллиона? а? на еду. на машины. на налоги. на мозги в конце концов! а вот на игру не хватило.


русской версии не будет?


вообще-то это лишь первая часть игры, разрабы же говорили что будет несколько сценариев. а это так сказать первая ласточка, чтоб показать, что деньги не впустую просрали



Tier69 Согласен - лучше Fallout и Fallout 2 выпустили на новом движке ! Прошел Fallout 3 а ранее Fallout 2 хочу пройти и 1 и 2 часть (ностальгия) !


на сеге ничо так было,но прошло столько лет уже.


Игра не плоха но все же требует некоторой доработки.


Jak Iv Kusto она прекрасно выглядит в том виде, в каком она есть. Сам недавно перепрошёл 1-2 части, разве, что сгладить да нормальное HD-разрешение сделать. Но перерисовывать ничего не нужно. Просто не нужно


Напоминает понравившуюся в своё время игру "Код доступа: Рай". Пожалуй не откажусь и в это поиграть =)


В целом неплохая игра, люблю РПГ, хорошие детективные сюжеты, диалоги. Всё это есть, НО либо очень строго дозировано, что вряд ли, либо просто на средненьком уровне "как смогли", что более вероятно. Прошлась довольно быстро, не надоела, корявенький геймплей не сильно раздражал, осталось приятное впечатление - большего и не надо для развлечения на пару вечеров, разве что новые сюжетные линии. Правда, есть один большой минус - к этой игре второй раз возвращаться не хочется.


спорное такое мнение остается. Ладно возьму на андроид посмотрю что да как там


Ленте.ру игра очень понравилась. Кому верить?


понятно что можно диалоги проклацать и без знания английского, просто хочется в историю вникнуть по нормальному, а не через слово.


неужеле не танки)


Выглядит неплохо, возможно приобрету. Тактическая РПГ - это всегда хорошо. 2 миллиона - это вообще не деньги в Штатах. Школозавров с пегешности как-то не спрашивают - не для них делают подобные игры.


zamoro4ka Ну почему так сразу? Там ещё на мебель, на техобслуживание. На оборудование. Эмм. на Xbox One и PlayStaishon 4. А на игру всего 100 долларов. Шутка снова.


Мне напомнила Harbinger. Только там интерес не угасал через пару часов.


Ragna - the Bloodedge Тоже самое случилось и у меня !


поиграл, по началу было интересно, но ближе к последней трети игры задалбываешься от пошаговых боев; проходить залпом, как я, не рекомендую. маги (как таковые) получились довольно слабыми персонажами, хотя и полезны в качестве лечилки/добивалки. Игру надо переносить в тактический 3д шутер. без русика там делать не чего. бред, английский там на примитивном уровне, а 99% диалогов построены на ответах "да/да хорошо/да наверно" Хотя, если знать язык нормально, то большой НИАЖЫДАННЫЙ ПОАВАРОООООТ!11 раскроется очень быстро, ибо игра жирно намекает


Даже незнаю что-делать! Может подскажите?


Gutseen бред, английский там на примитивном уровне, а 99% диалогов построены на ответах "да/да хорошо/да наверно" Хотя, если знать язык нормально, то большой НИАЖЫДАННЫЙ ПОАВАРОООООТ!11 раскроется очень быстро, ибо игра жирно намекает Дело не только в диалогах (и диалоги там не только да,нет,при чём их не мало),а в том что в игре немереное количество различных скилов и шмота,там на русском то разбираться долго,взаимодействие с окружением,впрочем если для тебя всё просто я могу тебе только позавидовать.


Не плохая игруха


В мультиплеерный шутер играл, но не думаю что он провальный. Просто мне кажется он не был сильно раскручен.

Если после этих слов у вас еще не появилось желание опробовать данную игру то давайте расскажу о ней поподробнее.

К выходу готовятся две ожидаемые RPG это Baldur's Gate 3 и Cyberpunk 2077. Но если вы устали от жанра фэнтези, а киберпанк еще не вышел, советую обратить ваше внимание на Shadowrun Returns, ролевую игру, за разработку которой отвечала независимая студия Harebrained Schemes под руководством геймдизайнера Джордана Вайсмана, по совместительству являющегося создателем оригинальной настолки, на основе которой и создавался проект.

Средства для разработки авторы собирали на краутфандинговой площадке Kickstarter и довольно успешно, что позволило реализовать дополнительные задумки.

Киберпанк город

Необычен данный проект благодаря своему сеттингу, сочетающему типичные атрибуты жанра фэнтези такие как тролли, орки, гоблины и магия с типичными атрибутами жанра киберпанк, то есть имплантами, корпорациями, хакерством и проникновением в киберпространство.

Помесь сеттингов

Вы наемник, раннер выполняющий за деньги разнообразную работу, как заведено не всегда ну или даже по большей части не легальную. И вот однажды оказавшись на мели вы получаете письмо от своего товарища который погиб и просит вас отыскать собственного убийцу, за что он заплатит 100000 сохранившихся у него на счету. Вы соглашаетесь и отправляетесь в Сиэтл, где разворачивается добротная криминальная история. В ходе нее мы столкнемся с детективными расследованиями, проведением обрядов дабы допросить умерших и займемся поимкой Джека Потрошителя. Постепенно она перерастает в типичный сюжет в жанре киберпанка с зловещим, грандиозным планом могущественной корпорации. Расстраивает то, что мало тактических рпг с интересным сюжетом. В X-COM это скорее не сюжет, а просто глобальная цель, можно попробовать Mutant Year Zero: Road To Eden, но я не проходил поэтому не знаю на сколько авторы ориентировались на историю, ну и Gears Tactics в котором типичный для вселенной шестеренок сюжет, но большего от него и не надо, хотя поиграть я в него не могу поскольку на моем аппарате он не потянет. Но что то мы отвлеклись, поэтому возвращаемся к Shadowrun.

Поскольку игра у нас в жанре RPG, то начинается она с создания персонажа. На выбор нам дается пять рас это: дварфы, эльфы, люди, тролли и орки. Выбор влияет на то, какая специализация больше подходит данной рассе. Со специализациями дела обстоят получше. Представлены они семью типами:

1) Маги - всем знакомые ребята, способные исцелить напарников, бросаться фаерболами, а также накладывать положительные эффекты на своих союзников такие как увеличение очков действия, повышение меткости и брони. Помимо сопартийцев, они могут дебаффать на противников по типу замедления, рассеянности, распада, агонии и повышения испорльзования очков действий на заклинания. Хоть сами они борются с противниками не особо эффективно, но команде приносят огромную пользу.

2) Уличные самураи - это бойцы способные эффективно сражаться как в ближнем, так и в дальнем бою. Полезный персонаж если не хватает боевой мощи. Не особо могу сказать о его особенностях, так как редко прибегал к его помощи.

Уличный самурай

3) Декеры - хакеры вселенной Shadowrun, котрые при помощи кибердеков осуществляют взлом различных систем проходя через киберпространство. Брал на задание всего несколько раз и то по сюжетной необходимости.

4) Шаманы - способны общаться с миром духов и призывать их к себе на помощь. Имеют на вооружение различные тотемы дающие прирост к меткости и также способны накладывать различные баффы и дебаффы на союзные и юниты противника. Я, как видно из заголовка, выбрал именно этот класс. Благодаря его способности вызывать духов и накладываемым эффектам удавалось выходить с минимальными потерями из сложных ситуаций, но иногда случалось с точностью до наоборот.

5) Риггеры - ребята управляющие дронами и в этом их единственная особенность. Брал ровно один раз на задание и пользы от их помощи не увидел.

6) Боевые адепты - владеют знаниями боевых искусств и успешно объединяют их с магическими эффектами.

7) Ну и седьмой особый класс позволяющий настроит вашего персонажа в соответствии с собственными предпочтениями.

Также на выбор дается семь стилей общения от уличных банд до корпоратов. По мере прокачки я открыл почти все, но в игре использование данного навыка встречалось крайне редко, да и то для того чтобы увеличить или уменьшить цену сделки.

Стили общения

В мрачном мире киберпанка ожидаешь подстав на каждом углу и недоброжелательного отношения со стороны окружающих, но в месте где мы берем задания, покупаем ресурсы и отдыхаем после вылазок витает атмосфера доверия, дружелюбия и взаимопомощи. Место это бар "Белошвея", а название объясняется тем, что во время освоения дикого запада и переписи населения, нужно было как-то записать работниц борделя и их профессию, поэтому каждую женщину занимающуюся проституцие решили записывать как белошвейку. Вот такой вот интересный экскурс в историю. Ну так вот, в этом баре между миссиями можно затариться вооружением, броней,также можно приобрести лекарства, заклинания и установить разные импланты. Не могу сказать как сильно они влияют на геймплей. Из-за того что импланты уменьшали способности шамана я их не устанавливал. Помимо торговцев в баре присутствуют довольно интересные персонажи, будь то хозяйка, которая заботится о каждом посетители и помогает раннерам, либо же тролль, по внешнему виду которого складывается впечатление, что он просто гора мышц без капельки интеллекта. На самом же деле, он довольно умный, начитанный и интеллигентный. Благодаря таким персонажам в баре складывается такая семейная атмосфера, где раннеру всегда окажут помощь и укроют в случае неприятностей.

Основной геймплей представляет тактические пошаговые бои, где ход выполняет сначала игрок потом противник. Для выполнения выстрелов,либо передвижения тратятся очки действия. В зависимости от расстояния, которое необходимо преодолеть этих очков будет тратится больше. В бою необходимо комбинировать способности имеющихся в команде персонажей, для того чтобы добраться до цели с минимальными потерями. Успешность выстрела просчитывается вероятностью, которая работает странно. При вероятности попадания ниже 70 % я попал 4 раза за всю игру, зато противник по мне вполне успешно. На уровнях расположены различные укрытия, повышающие процент защиты от попаданий, а увеличить или уменьшать вероятность попадания можно за счет различных аур, заклинаний, баффов и дебаффов.

Что касается особенности шамана которая выходила боком. Представьте ситуацию перед вами 5 противников, а вас в команде трое, вы призываете духа, чтобы уравнять шансы, но при следующем ходе вы тратите не достаточно очков действия надеясь еще совершить выстрел, и в силу малой прокачки вы теряете контроль над духом и вот против вас уже не пять а шесть противников. При чем духи в бою довольно эффективны как по отношению к врагам, так и к игроку. Приходится рассчитывать, куда переместиться, чтоб не огрести на ходе противника, сделать выстрел или использовать способность, чтобы облегчить ход сопартийцам.

При игре за магов на поле боя расположены специальные точки, концентрация магической силы при переходе на которые все его заклинания становятся эффективнее. Хакер при взломе попадает в виртуальный мир, где также участвует в тактических боях только с программами.

Киберпространство

Также в бою помимо оружий ближнего и дальнего боя, можно использовать расходники это гранаты различных назначений, аптечки и прочее. Определенные выстрелы требуют определенного количества очков действия, чем больше точность или количество выстрелов тем больше их тратится.

Если вы знаете, что противник пройдет на подконтрольной вам области можно использовать режим концентрации. Оставив неиспользованные очки действия и нацелившись на определенную область, можно совершить выстрел во время хода противника если он в эту область зайдет. С этим режимом возникают забавные ситуации. Когда тебе известно, где окажется противник, например войдет в дверь, ты в режиме концентрации нацеливаешь всех членов команды на эту дверь и когда противник входит он получает в грудь залп из всех стволов.

Разрабатывать тактические ходы не наскучивает на всем периоде прохождения, а иногда возникает желание перепройти уже пройденные миссии, чтобы разрешить возникшие ситуации более эффективно.

Эффективность также повышает прокачка, которая не привязана к какому-то определенному классу, что позволяет из мага переквалифицироваться в хакера. Прокачивать можно как общие параметры, вроде здоровья так и уровень владения оружиями разных типов, ну и соответственно параметры характерные для классов. После миссии очков прокачки насыпают в избытке и не возникает дилеммы, что прокачать на этот раз, но это при условии, что вы развиваете ветку своего класса.

Если вы ходите скоротать месяц в ожидании Cyberpunk 2077, то рекомендую к ознакомлению данную игру. Ведь где вы еще увидите сочетание мрачного мира киберпанка и фентези. Плюс мало, мало тактических игр с интересным сюжетом, а сюжет тут стоит того чтобы с ним ознакомиться.

Как быстро летит время! Кажется, еще совсем недавно я вместе с друзьями допоздна засиживался за старушкой Sega Genesis. Тогда же я впервые узнал о существовании вселенной Shadowrun. Вот уж действительно — оригинальная концепция будущего! Большой открытый мир, управляющие им глобальные корпорации, уличные самураи, на 90% состоящие из имплантатов, плывущие по волнам цифровой информации хакеры и шаманы, посылающие во врагов разряды молний и огненные шары, а орки и эльфы там гармонично сосуществовали с человеком третьего тысячелетия. Но было и несколько проблем: во-первых, пиратский картридж без возможности сохраняться, во-вторых английского я тогда еще толком не знал.

Прошло пятнадцать лет. Sega как производитель консолей приказала долго жить, а любимые игры с картриджей перебрались в стимовскую коллекцию. И вот уже не мама, а сын моего друга называет нас «ночными игрушниками». Но игромания не отпускает, и, как видно, возращение в прошлое постепенно входит в моду. Там, где крупные издатели не рискуют реанимировать старые культы, помогают те, для кого любимые игровые серии стали частью жизни, — мы с вами.

Если в магазинах не удается найти подходящий пиджак, приходится обращаться к портному. Примерно так и появилась на свет Shadowrun Returns. За время существования кампании по сбору средств на Kickstarter поклонники собрали почти два миллиона «вечнозеленых президентов». Кто-то поддержал проект из-за интересной вселенной, другие просто поддались ностальгическому порыву — шутка ли, изометрическая тактическая ролевая игра с пошаговыми боями в 2013 году!

ЭТО ИНТЕРЕСНО: как оказалось, даже финансовое участие не гарантирует игроку воплощение в жизнь его мечты. Выход еще одного похожего проекта — Wasteland 2 — недавно перенесли на неопределенный срок.

Начнем с хорошего — с того, чем начинается сама игра. Harebrained Schemes соорудили отличный конструктор для нашего протеже, почти как в классических ролевках. На выбор предлагают пять рас и шесть специализаций. Каждая профессия подразумевает определенный стиль игры и индивидуальную систему навыков.

Декер (так в игре называют хакеров) вряд ли выживет в «мире мяса и костей», зато будет прекрасно себя чувствовать в виртуальной реальности. Уличные самураи крошат всех и вся а-ля Росомаха. Шаманы вызывают духов природы себе в помощь, а технари-инженеры аналогично используют роботизированную технику.

В каждой ветке умений заложен прекрасный потенциал для выстраивания собственной схемы ведения боя. Хочется разорваться и поиграть каждым героем, опробовать разные навыки, сравнить их и в конечном счете выбрать самый интересный для себя класс. А это уже неплохой задел на то, чтобы пройти это мрачное, на стыке нуара, фэнтези и киберпанка, детективное приключение не один раз.

Как и в ролевках старой школы, текста в Shadowrun Returns много. Настолько много, что некоторые отвернутся от игры уже на первой миссии. И все — на чистейшем английском! Но даже если ваше знание лексики не ограничивается туристическим разговорником, приготовьте словарик — диалоги не только изобилуют специфическим для Shadowrun сленгом, но к тому же написаны литературным языком. Что и не удивительно, с таким-то количеством новелл по мотивам исходной настолки.

Shadowrun Returns

Осложняет восприятие текста то, что диалоговые окна намертво приклеены к правой кромке экрана, и, если вы играете на широкоформатном мониторе, приходится постоянно скашивать глаза. Несколько месяцев таких упражнений, и легкая форма косоглазия вам гарантирована.

Пробираться через тонны текста становится еще труднее, когда на психику начинает давить постоянная тишина. Видимо, на озвучку уже не хватило средств, поэтому за всю игру вы не услышите ни одной живой реплики, а однообразный саундтрек сводит с ума похлеще будильника.

Shadowrun Returns

Последняя реинкарнация Shadowrun получилась очень архаичной. Да, ностальгия и все такое. Да, возможно кто-то этого и хотел — получить в хорошем смысле старую игру. Но в таком случае Kickstarter способствует не развитию индустрии, а, наоборот, деградации. Поздно! Мир уже увидел Fallout, Arcanum, Jagged Alliance, Silent Storm, The Fall: Last Days of Gaia, «Код доступа: рай» и еще множество тактических ролевых игр, но Harebrained Schemes не стала учитывать весь накопленный жанром опыт. По некоторым параметрам игра проигрывает даже Shadowrun образца 1994 года. Не «олдскул», а фикция.

Первое, что бросается в глаза (и чему посвящена не одна тема на форуме Steam): в Shadowrun Returns нет сохранений! Прямо как на том старом пиратском картридже. Никаких F5–F8, только автоматические контрольные точки в начале каждой локации. Можно сорок минут бродить по карте, в самом конце случайно поймать лысой шаманской головой критическое попадание и начать с начала. Memento mori, как говорили древние римляне, о смерти приходится помнить постоянно. И это далеко не плюс в копилку Shadowrun Returns.

К примеру, в первом Fallout подобное было бы весьма некстати. Огромные города, тонны диалогов, спрятанные в каждом шкафчике вещи — перепроходить все это несколько раз подряд? Увольте. Shadowrun Returns в этом плане можно сделать поблажку, но радости это не доставляет.

Shadowrun Returns

Впервые оказавшись на улицах будущего, очень скоро понимаешь, что делать там нечего. Огромные пространства тонут в пустоте. На всей локации можно встретить одного-двух сюжетных NPC, в редких случаях найти гранату или аптечку в каком-нибудь ящике. Единственным стимулом изучать окрестности остается сюжет и банальное любопытство.

Об открытом мире говорить тоже не приходится. Продвигаясь в расследовании, наш персонаж просто перемещается от одной точки к другой, словно лошадь из загона в загон, почти как в прошлогоднем XCOM: Enemy Unknown или в Fallout Tactics: Brotherhood of Steel. Спасти ситуацию могли бы побочные задания, но их нет.

Shadowrun Returns

Разумеется, разделить свои горести можно с другими наемниками, ведь брать штурмом головной офис крупной корпорации в одиночку немыслимо. Но в Shadowrun Returns, в отличие от классических RPG, нет постоянных компаньонов. Собирать команду из вольных тружеников ружья, клавиатуры и магии придется перед каждым новым заданием. Волонтеров среди них нет, так что, закупаясь в магазине, не забудьте оставить нужную сумму на зарплаты, иначе отправитесь приключаться в одиночку.

Жаль, но тратить кровно заработанные почти не на что. По количеству и разнообразию тех же имплантатов игра уступает первому Deus Ex, а по оружию и подручным средствам — почти любой ролевке конца прошлого века. Все эксклюзивные и дорогие вещи появляются в магазине лишь перед финальной миссией — это вгонит в тоску любого манчкина.

В некоторых моментах вместо наемников игра подсовывает нам в товарищи побочных сюжетных персонажей. Ребята это матерые и со своей задачей справляются, а вот самолично набирая команду, очень легко ошибиться, и тогда очередная вылазка превращается в один из кругов ада.

Особенно это касается декеров. Гении взлома и добычи информации из цифрового мира почти бесполезны. И дело не в том, что их навыки и специализация не способны принести пользу на поле боя, — их просто негде применить. Кампания построена так, что пребывать в виртуальном пространстве получается чуть чаще, чем простому человеку в открытом космосе. Выбрав хакера в качестве основного персонажа, большую часть времени придется проводить в глубоком тылу, пытаясь из-за спин напарников хоть в кого-то попасть из пистолета.

Тут снова хочется вспомнить Shadowrun на Sega Genesis. Там, управляя декером, вы, по сути, получали совершенно другую игру. Вместо уличных перестрелок в реальном времени все проблемы решались взломом компьютеров, и бои в виртуальном пространстве уже проходили по механике, напоминающей о серии Phantasy Star.

Взаимодействие с командой при этом остается за гранью современной игровой логики. Передать аптечки или гранаты, купить наемнику лучшую винтовку или броню, собственноручно раскидать его очки опыта? Все это есть в настольной редакции Shadowrun, в версии игры 1994 года, в любой мало-мальски серьезной ролевой игре, но только не в Shadowrun Returns! Тут на вас словно накидывают смирительную рубашку.

Боевая тактика при этом полностью основывается на умениях персонажей. «Бегущие в тени» не могут сесть и лечь, чтобы точнее целиться, а возможность стрелять по выбранным конечностям перенаправили прямиком в линейку навыков: вложились в ветку дробовика — сможете стрелять по ногам, уменьшая доступные противникам очки действия, улучшите навык владения винтовкой — сможете стрелять в голову, рассчитывая на критическое попадание.

Впрочем, все умения работают. Ненужных способностей нет. И пока ваш персонаж совершенствуется, пока открываются новые умения и экипировка — игра удерживает у монитора клещами. Тактические возможности наращиваются пропорционально пройденным миссиям, и, достигая своего пика, когда количество полученных навыков позволяет выстраивать длинные стратегические маневры, игра внезапно ставит точку. Как же так, господа?

ЭТО СКВЕРНО: вот еще один раздражающий момент, ломающий всю тактику. Забегая в комнату, вы велите персонажу занять укрытие за одним из офисных столов, но. на полпути вас прерывает диалогом вбежавшая в комнату охрана. Диалог заканчивается, но вместо того, чтобы бежать к укрытию, ваш наемник останавливается как вкопанный. Драгоценное очко действия потрачено впустую, и если на этом ходу их у вас не осталось — собирайте дробь всем торсом.

Очень многие моменты в Shadowrun Returns требуют правки, и, к счастью, разработчики поделились обещанным редактором. Работа по улучшению игры уже вовсю кипит в Steam Workshop. Появляются новые наборы оружия, и уже сейчас можно усилить своего мага особыми татуировками вместо имплантатов, ухудшающих эффективность заклинаний. Кто-то работает над модулем с открытым миром, а кто-то добавляет новые графические элементы. Но хватит ли энтузиастам сил собрать что-то более стоящее, чем кампания основной игры?

Глядя на вечные споры между консольщиками и персональщиками, я всегда вспоминаю о тех теневых мастерах, которые вдыхают новую жизнь в старые хорошие игры. Благодаря преданным модостроителям люди до сих пор играют в серию Fallout, Heroes of Might and Magic 3 и 4, могут бродить в Мор. Утопия в высоком разрешении, и мы даже не сомневаемся, что Shadowrun Returns ждет не одно преображение.

Странные метаморфозы

Shadowrun Returns

Вселенная Shadowrun специфична и оригинальна. Необычное сочетание фэнтези и киберпанка выглядело свежо и смело в конце восьмидесятых и не утратило своего обаяния поныне. Правила настольной ролевой игры уже не раз пытались перенести в формат видеоигр, и каждое такое воплощение было действительно особенным. Версия для Super Nintendo больше походила на закрученный квест с хитроумными головоломками, ролевыми элементами и боями. Версия для Sega Genesis — ролевой боевик с открытым миром, огромными возможностями по развитию персонажа и мощной социальной системой. Был и весьма посредственный сетевой шутер. Shadowrun Returns — не прямое продолжение одной из старых игр, но еще одна попытка популяризовать необычную вселенную. Впрочем, ничего действительно оригинального в ней нет.

Я часто вспоминаю Shadowrun для Genesis. Вышедшая за три года до первого Fallout, эта консольная игра с ограниченной цветовой палитрой и объемом памяти уже тогда имела многие признаки хорошей компьютерной ролевки. Разумеется, были у нее и недостатки. Высокая сложность и необходимость в долгом развитии отпугнули тех, кто не любит хардкор, а многие заклинания поддержки просто оставались невостребованными: пока колдуешь — застрелят. В Shadowrun Returns бои более вдумчивые и размеренные. Но непонятным образом из игры испарились открытый мир, вражда бандитских группировок, сторонние квесты, система улучшения оружия, возможность нанимать наемников на постоянной основе и собственноручно влиять на развитие их характеристик и снаряжения.

Изумительный мир Shadowrun по-прежнему остается в шаге от классики видеоигр. И это чертовски обидно.

Хорошая, а после недавнего патча еще и более глубокая и сбалансированная система развития персонажа не успевает полностью раскрыться в рамках сюжета. Разработчики почему-то сделали упор лишь на внешнюю сторону проекта. Стилизовали под «старую школу» и были таковы.

Миру Shadowrun остро не хватает широты и детальности, разнообразных ситуаций, в которых игроку требовалось бы нечто большее, чем грамотно расставить персонажей по укрытиям. После прохождения Shadowrun Returns остается впечатление, что основная кампания — не более чем демонстрация возможностей предложенного разработчиками редактора. У игры огромный потенциал, но повышать из-за этого итоговую оценку мы не станем. Пусть лавры достанутся тем, кто прямо сейчас, жертвуя личным временем, делает Shadowrun Returns лучше.

Читайте также: