Serious sam сюжет

Обновлено: 05.07.2024

Сюжет повествует нам историю событий, развернувшихся до того, как Серьёзный Сэм отправился в прошлое, чтобы предотвратить вторжение войск самого злого и беспощадного существа во вселенной - Ментала. В начале игры Сэм и группа Альфа отправляются в музей Каира, чтобы спасти группу Браво. Но во время полёта над городом их вертолёт сбивают, в результате чего главный герой падает с вертолёта на крышу жилого здания, в то время как сам вертолёт разбивается где-то неподалёку. С этого момента нам будут всячески помогать второстепенные персонажи, связываясь с Сэмом при помощи рации.

Режимы игры

Одиночная игра:

  • Кампания (Campagin) - прохождение сюжетной линии в одиночку.
  • Выживание (Survival) - вам необходимо как можно дольше оставаться в живых, сражаясь против бесконечно прибывающих врагов. На некоторых картах есть Огневая поддержка - просто выстрелите по отмеченной точке и смотрите, как орудия стреляют во врагов дождём из ракет или пушечных ядер.

Многопользовательская игра:

  • Смертельный бой (Deathmatch) - бой между игроками, в котором каждый сражается сам за себя. За каждое убийство дают очко. Игрок, набравший в конце матча большее количество очков побеждает.
  • Охота (Hunting) - сражения проходят на кооперативных картах (карты из сюжетной линии). Ваша задача - убить как можно больше игроков и монстров, а так же искать спрятанные предметы (к примеру: ящик с золотом). За все это Вам дают очки. Побеждает тот игрок, который наберет к концу уровня наибольшее количество очков.
  • Захват флага (Capture the Flag) - Вам необходимо проникнуть на базу противника, взять его флаг и перенести его на Вашу базу. За каждый флаг Вы получаете одно очко. Побеждает та команда, которая захватит большее количество флагов соперника.
  • Мгновенное убийство (Instant Kill) - у Вас в арсенале есть только Снайперская винтовка, каждый игрок погибает от одного попадания. В остальном - тот же Смертельный бой.
  • Последний герой (Last Hero) - убейте всех игроков, при этом ни разу не погибнув.
  • Последняя команда (Last Team) - тот же Последний герой, только здесь сражения проходят между двумя командами.
  • Тяжелая ноша (Heavy burden) - Вам нужно найти ношу и удерживать её как можно дольше. Победит тот, кто продержит свою ношу дольше всех остальных.
  • Командная охота (Team Hunting) - та же Охота, только здесь участвуют две команды.
  • Командный бой (Team Deathmatch) - тот же Смертельный Бой, только здесь друг другу противостоят две команды.
  • Командное выживание (Team Survival) - игроки вместе противостоят бесконечным волнам врагов.
  • Кооператив (Cooperative) - совместное прохождение сюжетной линии.
  • Сбор (Collecting) - совместное прохождение сюжетной линии. Разница в том, что у каждого игрока есть лишь 3 жизни, потеряв которые он не сможет продолжить игру. Можно заработать жизни, убивая как можно больше врагов.

Факты о Серьёзном Сэме

  • Наш герой - сильнейший воин, избранный человечеством для великой миссии.
  • Сэм - солдат армии Хорватии (или же США)
  • Сэм ненавидит ловушки, особенно шипы
  • Сэм ненавидит плавать
  • Сэм очень везучий
  • Сэм больше всего любит красную аптечку в виде сердца
  • Сэм глуповат и грубоват
  • Сэм любит загадки с прыжками
  • Сэм готов убить солдат армии Ментала, всех до единого
  • Ничто не способно остановить Сэма на пути к уничтожению Ментала и его войск
  • Любимое оружие Сэма - Бензопила и Серьёзная Бомба
  • Любимая еда Сэма - бананы
  • Любимый город Сэма - Загреб (Хорватия)

Досье на Сэмюела Стоуна

Общая информация:

Пол: Мужчина
Родной город: Загреб, Хорватия
Интересы: Женщины, дружба, датирование, отношения, организация сети.
Политические взгляды: стреляй первым.

Любимые занятия и интересы:

Занятия: стрельба, накачивание мышц, произведение шума.
Интересы: видео игры.
Любимая музыка: Ratatat
Любимые теле-передачи: Оружие Будущего, Копы, Асы Кексов.
Любимые фильмы: Боевая группа, Хищник, Дрянные девчонки.
Любимые цитаты; Два ствола - двойное удовольствие!

Контактная информация:

Образование и работа:

Колледж:
Университет Разрушения '01
Ошалевшая Ярость 101

Работодатель: Croteam
Положение: Главный Чиновник Резни
Местоположение: Загреб, Хорватия



Serious Sam: The First Encounter или Serious Sam Classic: The First Encounter - первая игра из серии Serious Sam, рассказывающая о начале похода Сэма Стоуна против Ментала и его похождениям по Египту.

Содержание

Сюжет

В недалёком будущем на Землю напали инопланетные чудовища, которые уничтожали всё на своём пути. Во главе их стоял Ментал - главный злодей игры. Землю нещадно бомбили, уничтожали несчастных людей. Но Землю защищал герой - Сэм Стоун по прозвищу "Серьёзный" ("Крутой" в рус. переводе).

Учёные сделали настоящее открытие. Оказывается, что до людей на Земле были и другие обитатели: это были инопланетяне. Они оставили на планете множество памятников и артефактов, которые мы приняли за творения предков. И одним из артефактов был Ключ к Вечности, способный перенести одного человека в прошлое. Этим человеком был выбран Серьёзный Сэм. С помощью Ключа Вечности он попал в Египет, во времена царицы Хатшепсут. Оттуда он и начинает своё путешествие за Менталом.

На его пути будет множество врагов и ловушек. Ему придётся очистить от иноземцев не один древнеегипетский город. Сэм узнаёт, где берёт начало Нил и для чего была построена Великая Пирамида в Гизе. Всё это будет сопровождаться волнующей, а иногда и приятной музыкой, которая ускоряется или усиливается, в зависимости от текущих событий.

Оружие

    - С этим оружием игрок появляется ещё в начале игры. Способно убивать слабых врагов с Файл:Serious Sam Announcement Movie

Первый трейлер игры

Враги


    - Самоубийца без головы с парой бомб на руках. Издаёт зверский крик, пока бежит до главного героя. При столкновении с Сэмом или получении несовместимых с функционированием повреждений взрывается. , Безголовый Огнемётчик, Безголовый Гранатомётчик - Классические вооруженные солдаты. - Гибрид органики и технологий. Выращен в лабораториях Ментала. Стреляет лазерными лучами. Слабый противник, погибает от одной ракеты или двух-трёх выстрелов из дробовика (зависит от расстояния).

Саундтрек

За музыкальную составляющую в игре отвечал Дамьян Мравунак (Damjan Mravunac) - достаточно известная личность в создании саундтреков к линейке Serious Sam. Автор предпочитает использовать в своих треках так называемые «нэйтив сонгс», т.е. музыку, которая характерна для определённой нации. В случае с The First Encounter Дамьян предпочёл создать смесь древней и современной музыки. Согласитесь, музыка в уровне Оазис греет уши, а в Финальной Битве сердце так и готово выскочить из груди.

Serious Sam — культовая игровая эпопея, созданная братско-славянской компанией Croteam из Хорватии и состоящая на данный момент из четырех основных частей. С самого начала существования игра является своеобразной пародией на каноны и шаблоны жанра шутер (особенно много тумаков традиционно получает Duke Nukem). Например, весьма впечатляет, когда главгерой плывёт с карманами, полными урановых ядер. Стоит ли говорить, что сюжет представляет из себя откровенный трэш разной концентрации в зависимости от части, что игре не мешает, лишь создавая особое обаяние и позволяя просто отдаваться экшну.

Содержание

Первая игра, разрабатывалась с середины 90-х и была выпущена в 2001 году. Характерные особенности:

Сюжет первой части заканчивается тем, что Сэм вызывает на Землю затаившийся в Солнечной системе древний космический корабль сириан, который пришвартовывается к пирамиде Хеопса (оказывающейся неким аналогом космопорта). После схватки с финальным боссом Сэм телепортируется на корабль и отправляется на Сириус, где, по слухам, скрывается Ментал.

Сиквел к предыдущей части, выпущеный в 2002 году. Сюжет начинается с того момента, где заканчивается TFE: Сэм на космическом корабле улетает на Сириус. В результате внезапного форс-мажора корабль терпит крушение, не успел толком улететь с Земли и падает в горах центральной Америки, посреди территорий местных аборигенов — майя, а Сэм снова остается наедине с как раз вовремя подоспевающими ордами пришельцев. Тут же выясняется, что еще не все потеряно, ибо на Земле есть запасной корабль, но текущее местоположение Сэма во времени отделено от него ни много, ни мало, двумя тысячами лет. Весь дальнейший сюжет, собственно, крутится воруг поиска порталов, которые в итоге должны доставить героя в средневековую Европу, где и спрятан заветный корабль.
Характерные особенности:

Так или иначе, заканчивается эта часть, как и предыдущая — посадкой Сэма в корабль и отправкой на Сириус, к логову главгада, и надо надеяься, что на этот раз успешно. Надо надеяться — потому что на этом моменте сюжет обрывается, ибо дальнейшие события с самого 2002-го и по сей день так и не были показаны ни в одной игре серии, кроме неканонной Serious Sam 2, которая не считается.

Следующая часть игры вышла в 2005 году. Хотя первоначально хорваты хотели выдержать стилистику мрачноватой, в духе двух пришествий (см. бета-версию, из которой публиковались отдельные уровни и модели), потом они решили сделать её насыщенно-яркой и «мультяшной». Это, как и некоторые другие особенности (подробности ниже), не одобрили многие фанаты первых двух частей. Вопреки распространённому мнению, критики не обрушили рейтинг этой игры, и в продажах она не провалилась, однако Croteam после раздумий решила объявить эту игру неканоном, что дополнительно спасло ситуацию: играть в пастельно-гротескный бредовый сон Сэма, летящего на Сириус, как минимум забавно.

Результат получился… куда больше на любителя, чем первая и третья часть. Можно сравнить с Sacred 3, вышедшей через девять лет. Поэтому Croteam решила следующие части делать более «традиционными» по механике и сеттингу и не пытаться переосмыслить геймплей.

Из-за неоднозначного восприятия, в отличие от прочих частей, до сих пор не получила ремейка: сделав стилистику в духе «энкаунтеров», Croteam нарвалась бы на гнев тех, кому вторая часть зашла, а оставив как есть, недополучила бы фанатов серии. Так как фичи вроде разных биомов приглянулись и хейтерам «двушки», Croteam таки заявила, что ремейку — быть, но не раньше четвёртой части. Пока не сообщалось, под какой «общий знаменатель» в итоге сведут геймплей, но хотелось бы верить, что лучшие компоненты игры сохранят.

Весной 2021-го, внезапно, получила обновление (через 15 лет после релиза). Добавлена, кроме прочего, возможность стрельбы с двух рук для всех видов оружия.

Названия говорят сами за себя. Почти «дословные» копии первых двух игр, пересаженные на новый графический движок. Дань уважения преданным фанатам и «обкатка» нового движка, на котором потом сделали и SS:BFE — совмещение приятного с полезным. Тем не менее, некоторые фишки, бывшие в «классике» (например, физика движущихся объектов, а также искривлённая гравитация, позволившая создать несколько отменных локаций), были удалены в силу различающихся между собой особенностей игровых движков.

Ещё немного изменений:

  • В разной степени редизайн врагов, но особенно заметно — Замб`Улы.
  • Польза от кольтов существенно упала — даже гнаары убиваются с них не так хорошо. В оригиналах только с ними можно было пройти на «туристе» где-то три четверти кампании.
  • Добавлены новые секреты, например, автомат Томпсона на первом уровне.
  • Гарпии теперь не могут держать в лапах взрывающихся камикадзе.
  • Во TSE HD нет вступления (исправлено только в Fusion), а Сэм не падает в озеро, появляясь сразу в нём.
  • Добавлено больше деталей окружения: помимо гораздо более густой травы в Мезоамерике, например, это ещё и каменное строение, на котором находится самый первый дробовик (в оригинале он шёл прямо на земле).
  • Отсутствуют оба «тестовых» уровня, где можно было посмотреть возможности движка классических частей.
  • Сэм держит снайперскую винтовку, огнемёт и снайперскую винтовку двумя руками. Анимации снайперской винтовки существенно изменились, револьверы не подбрасывает отдачей вверх, нож при взмахе имеет новый звук.
  • Враги не просто кровоточат и рвутся на куски, но и расчленяются бензопилой. В половине случаев их тела не исчезают из игры где-то десять секунд спустя — в классике на это пришлось пойти ради уменьшения нагрузки на маломощные компы 2001—2002 годов.
  • Освещение гораздо «более равномерное» — теперь здесь почти нет совершенно чёрных углов зданий всего лишь в десяти метрах от факелов.

Четвертая по счету часть игры (хотя обозначенная как третья), вышедшая в 2011 году и являющаяся приквелом к самой первой части. В игре показаны события, которые привели к попаданию Сэма в прошлое: война человечества с Менталом проиграна, пришельцы добивают последние остатки сопротивления на Земле, и все что остается людям — прибегнуть к последнему средству, активировав «Ключ к вечности» и отправив группу лучших бойцов человечества на тысячелетия в прошлое, дабы там они нашли способ уничтожить врага. Незамысловатый сюжет игры строится как раз на поиске способа активировать этот самый артефакт, а заканчивается он красочным уничтожением Земли путем искусственного ее столкновения с Луной всего через пару секунд после прыжка Сэма в портал (другие члены отряда до этого момента вообще не дожили, поэтому он и отправился в прошлое в гордом одиночестве) . Характерные особенности:

В остальном — это Сэм со старыми добрыми коридорными уровнями и бесчисленными ордами набегающих врагов, которых можно (и нужно) весело и красиво превращать в фарш всеми доступными средствами.

Также надо отметить, что Croteam выступали и в качестве только издателя, давая сторонним студиям разрабатывать игры всех мастей по вселенной Крутого Сэма. Тут и X-Box-версии, представляющие собой что-то среднее между «пришествиями» и второй частью (графика мультяшная, оружие и бестиарий новые, но сюжет и окружение более традиционны); и порты на многие другие системы, и 2D-проекты, и моды (например, переделка под спрайты из Сэма того самого, первого DooM’a), и новомодные коридорные шутеры под VR.

Вышла 24 сентября 2020. И это приквел к приквельной третьей части! Ну никак не хочет Croteam посылать Сэма на решающую битву с Менталом (даже если считать вторую часть, где Сэм пристрелил не Ментала, а говоривший его голосом динамик )… Сюжет игры достаточно тривиален, при этом наблюдаются какие-никакие, но всё-таки попытки раскрытия персонажей. Трое из них погибают в процессе игры, причём для знакомых с сериалом South Park имя новобранца Кенни - уже достаточно жирный спойлер. А Джонс так и вовсе по недосмотру хорватов помер дважды - в 4 и 3 части. (Слово Божие гласит, что в третьей части был его брат, который пошёл в армию с целью отомстить) В конце финального уровня — само собой, огромный и страшный THE BOSS, но на самом деле он достаточно унылый. Что тут имеется?

  • Имеются старые добрые орды мяса, которые нужно крошить по старому доброму принципу «жми на гашетку, пока патроны не закончатся». Среди зверинца имеются и новые образцы, но олдфаг, увидев, как из ниоткуда вываливается толпа разномастных безголовых солдат вперемешку с гнаарами и клирскими скелетами, обязан пустить скупую слезу.
  • Имеется транспорт, правда, в привычном смысле — только на одном уровне. Зато на трех уровнях Сэм может порулить огромным боевым роботом.
  • Имеется подобие прокачки (анимация извлечения шарика с новым очком опыта из ящика практически как в DOOM 2016). Отдельный повод для угара - возможность после прокачки стрелять из миниганов, ракетниц и корабельных пушек ПО-МАКЕДОНСКИ. Также на оружие (отдельные его образцы) можно вешать улучшения. Гранатомёт теперь умеет плеваться кластерными гранатами, ракетница — выпускать по пять самонаводящихся ракет зараз, а лазерная пушка с «Лучом смерти» превращается в подобие дальнобойного лайтсейбера, которым можно без напряга «сбрить» целую орду тварей.
  • Самое имбовое оружие в игре - ракетница, стреляющая самонаводящимися(!) реактивными(!!) БЕНЗОПИЛАМИ(. ), наносящими огромный урон и перескакивающими от одного врага к другому. Причём она и в ближнем бою хорошо работает!
  • Добавлены предметы-расходники: например, шприц с говорящим названием К.А.И.Ф. (в оригинале L.I.V.E., вот уж точно, лайф в кайф) восполняет большую часть здоровья, хроносфера на короткий промежуток времени замедляет время для всех, кроме игрока, а сыворотка ярости — дистиллированный озверин на полминуты.
  • ГИГАНТСКИЙ ВРАЖЕСКИЙ КРАБ ПРОСТО БОЛЬШОЙ ДРУЖЕСТВЕННЫЙ АРАХНОИД! Хотя ГВК тут тоже есть.
  • Офигенно большой нож: Сэм может носить сразу два и наносить непрерывный шквал ударов, если бить поочередно левым и правым. В отличие от многих других игр, ножи оказываются очень эффективными, особенно на максимальной сложности, где противникам так выкручена живучесть, что иногда не хватает патронов. Кроме того, практически в каждой схватке найдется место, куда монстры не могут забраться, а ножами их оттуда можно достать.
  • Босс — губка для пуль: Все боссы и большинство рядовых противников на максимальной сложности (в простого скелета с Клира нужно влепить восемь зарядов из двустволки)
  • 3872 орка — вся серия игр про это.
  • Армия из одного человека — Крутой Сэм перебил десятки тысяч прихвостней Ментала, включая великанов вроде Угх-Зана Третьего.
  • Аллитеративное имя — и у самой игры, и у Сэма.
  • Босс в головорезьей шкуре — Хнумы и технополипы-вертолёты в Serious Sam 3: BFE. Неуязвимы к лёгкому стрелковому оружию (их защиту пробивают только ракетница, Опустошитель, пушка и заряды взрывчатки), живучи, больно атакуют и умеют уклоняться от ракет.
  • Босс-головоломка — Угх-Заны.
    • Угх-Зан III — прыжки через кольца для активации пушки, которая сносит ему около трети ХП и сбивает регенерацию
    • Угх-Зан IV — реактивный ранец, арматура и песчаный кит.
    • Угх-Зан VI — крюком-кошкой карабкаться по чудищу, взрывая его «наросты», позже добивая из БЧР.
    • В четвёртой части есть побочка со спасением «принцессы в башне».
    • Опустошитель в Serious Sam 3:BFE и Serious Sam 4. По описанию — автоматический дробовик (да и в игровом редакторе он тоже обозначен как AutoShotgun). На деле — аналог болтера, стреляющий реактивными снарядами, которые пронзают навылет слабых врагов и пробивают любую броню в игре. Вкупе с высокой скорострельностью получаем оружие с огромным уроном в секунду, которое замечательно подходит для уничтожения опаснейших врагов (Хнумы, Технополипы) и может пригодиться для отстрела орд скелетов с Клира (если у вас найдутся лишние боеприпасы, естественно).
    • Модификация «Луч смерти» для бластера XL2 в Serious Sam 4. Игнорирует любую броню, наносит чудовищный урон в секунду, буквально вырезая врагов толпами.
    • Модификация «Залп ракетами» для ракетной установки в Serious Sam 4. Очень упрощает бой с красными биомеханоидами — полностью заряженный залп из пяти снарядов моментально их уничтожает. Также залп ракетами прекрасно подходит для ликвидации любого врага, способного прямое попадание ракеты пережить.
    • Ракетная установка, стреляющая бензопилами, из Serious Sam 4. Её боеприпасы наводятся на цель и, уничтожив её, летят к ближайшему противнику. Одной реактивной пилы хватит, чтобы вырезать толпу слабых врагов или укокошить нескольких сильных, таких как Хнумы или красные биомеханоиды.
    • Кстати, Ментал при своих кровожадности и всемогуществе никогда не будет телепортировать в Сэма, допустим, сразу толпу безголовых камикадзе или не сильно нужное ОМП типа ядерки, чтобы убить его с гарантией . Это только усиливает ощущение, что какая-то из двух прошлых СПГС-догадок верна.
    • Также в 2 части есть несколько странностей: во-первых, в катсцене где флот Сириуса заходил на планету через дыру в силовом щите, можно заметить что истребители «наших» очень уж похожи на некоторые аппараты армии Ментала. И ладно истребитель Сэма — небось трофейный — но весь флот союзников сплошь из них состоит. А во-вторых, зачем было посылать Сэма за мидальёном, который был бутафорией , если можно было сразу послать его на вражескую луну-крепость, наводить лазер, а потом на планету? Выходит, что на самом деле Совет Сириуса — и есть та держава, которой и правит Ментал (а возможно, что один из трех увиденных Сэмом командующих — и есть Ментал), который сначала решил под легитимным предлогом послать Сэма «туда, сам не знаю куда, принести то, не знаю что», а потом, когда Сэм все выполнил — Ментал решил с помощью Сэма то ли подавить восстание на столице, то ли устроить военный переворот путем разгрома своего (бывшего?) штаба .
    • В той же второй части среди скинов для кооператива был брат-близнец Сэма разлученный с ним в детстве, которого звали… Ментал Мэтт. Относитесь к этому как хотите.
      • Вы всерьез устраиваете СПГС в откровенно несерьезных элементах игровой серии?
      • Да, мы можем.
      • Неудивительно, поскольку серия откровенно стёбная. Serious Sam 2 вообще состоит из этого тропа чуть более чем полностью, но из-за перебора с количеством и качеством юморка получается скорее опора на четвертую стену.
      • The First Encounter
        • Оазис знаменует собой переход от начала к середине игры. Внутри храма вас сразу ожидает большой биомех, а затем стая скелетов, от атак которых на небольшой арене сложно увернуться. Ну и знаменитая арена со стаей из нескольких сотен лягушек…
        • Метрополис. Вторая половина уровня — огромный коридор, в котором предстоит сразиться со СТАДАМИ быков и скелетов. Финальная арена тоже не отстаёт — толпы камикадзе, стаи гарпий, три стада быков, волны скелетов при поддержке биомеханоидов.
        • Яма. Гадкие арены-ловушки значительно затрудняют прохождение. Особенно «Кошмар Ньютона», где враги, включая красных биомехов, ходят буквально по потолку. И бьют.
        • Цитадель. Очень много сильных врагов, а из скорострельного оружия — только огнемёт.
        • Великий собор. Первая половина уровня — длинный коридор, на которой Сэму противостоят сотни врагов. Арена с джамп-падами. Огромное поле, где ещё несколько сотен монстров набегают волнами.
        • Крепость Ментала. Как и подобает финальному уровню, враги атакуют волнами.
        • Мощь подземного царства. Много сильных врагов, а на финальной арене монстры лезут со всех сторон.
        • Страж Времени. Семнадцать сотен врагов встретятся у вас на пути.
        • Второе рождение. На второй половине уровня на Сэма наседают стада скелетов и Хнумы. Пушку, которая поможет с последними, можно получить, только найдя секрет, а потому количество ядер к ней ограничено.
        • С Земли с Любовью. Классический финальный уровень серии. Орды врагов под ремикс саундтрека из Великого собора. Правда «коридоров» тут только половина территории локации. И всё это где-то в тайге (вероятно под Иркутском).
        1. ↑ В играх даются крайне противоречивые намеки: Ментал преподносится попеременно то, как правитель некой развитой инопланетной цивилизации, то как лавкрафтообразное полубожество, существующее чуть ли не столько же, сколько сама Вселенная. В третьей части версия больше склоняется к последней.
        2. ↑ В самой первой русской версии «Первого пришествия» ИНЕРТАН сделали мужского пола, что вызвало негодование распробовавших оригинал геймеров. Переводчик «Второго пришествия» (коим был не кто иной, как Гоблин) ошибку учёл
        3. ↑ Включая самого Сэма, подсвечено разработчиками. После «форс-мажора» Сэм, осознав что происходит, начинает орать дурным голосом озвучившего его Джигурды: «Я падаю? Падаю! А куда. В Египет? Опять в Египет?! НЕ ХОЧУ БОЛЬШЕ В ЕГИПЕ-Е-Е-Е-ЕТ. »
        4. ↑ Если автору правки не изменяет память, у узи это должен быть кружок, показывающий уровень разброса пуль (чем длиннее очередь, тем менее кучно); у минигана уровень перегрева стволов (хотя не факт, что сам перегрев планировался как что-то большее, чем просто визуальная фишка); у ракетницы счетчик боеприпасов; а у гранатомета опять же монометр, как у пушки, только электронный, а не стрелочный.
        5. ↑ А у камикадзе она начисто отсутствовала, так что как эти черти ориентировались и ОРАЛИ — было вообще не ясно. Хотя, если посмотреть на них сверху (найди еще раньше такое место), можно было увидеть голосовые сенсоры.
        6. ↑ И там же установлены теперь голосовые модуляторы у камикадзе. Объяснено, зачем они так орут — это психическая атака.
        Это незавершённая статья. Вы можете помочь, исправив и дополнив её.

        Артуровский цикл (кельты, Британия) (Тристан и Изольда (кельты) • Бейбарс (Египет) • Беовульф (англосаксы) • Библия (древние евреи) • Гомер («Илиада» и «Одиссея», древние греки) • Вергилий («Буколики», «Георгики», «Энеида», древние римпляне) • Ка́левала (карелы и финны) • Манас (Киргизия) • Нартский эпос (Кавказ) • Песнь о Гайавате (индейцы оджибве и др.) • Песнь о Нибелунгах (германцы) • Песнь о Роланде (Франция) • Роман о Лисе (Франция) • Тысяча и одна ночь (арабы) • Эдда (Скандинавия) • Эпос о Гильгамеше (аккадцы и др. народы Месопотамии)


        24 сентября выходит Serious Sam 4 — очередная часть похождений сурового парня с кучей оружия, способного в одиночку вынести батальон инопланетной нечисти. У серии игр о Сэме Стоуне бывали и взлёты, и падения: о том, как хорватская студия произвела революцию в жанре FPS и потом загубила собственное детище на корню — в нашем материале.


        Предыстория

        История Croteam, создателей Serious Sam, начинается в далёком августе 1992 года, когда четверо однокашников, живших в Загребе, столице Хорватии, задались целью создать игровую компанию. Впечатленные успехом вышедшего в мае того же года Wolfenstein 3D (а чуть позже — первого Doom), они мечтали сделать свою идеальную стрелялку с видом от первого лица. Что было, конечно, не самой простой задачей для команды энтузиастов из Восточной Европы, начинавшей с нуля — первый «офис» компании базировался прямо дома у амбициозных геймдевелоперов.

        История Serious Sam. За что любят и ненавидят крутого Сэма?

        Создать шутер было весьма затратной задачей — как минимум, нужно было либо купить, либо разработать собственный движок. Так что начинали Croteam с футбольных симуляторов. Вышедший в 1994 году Football Glory был выпущен на консолях Amiga и PC, но ощутимых дивидендов не принёс — Sensible Software, создатели дико популярного Sensible Soccer, а также дилогии Cannon Fodder, подали в суд на хорватов, обвиняя их в плагиате (сходство действительно немалое). Молодые ребята не стали тягаться с довольно влиятельной компанией и сделали игру бесплатной. Через год они представили скромную аркаду Five-A-Side Soccer, но и она тоже особого успеха не принесла. Тем не менее, состав расширился до 12 человек — такими силами уже можно было попытаться реализовать что-то серьёзное.

        Sensible Soccer (слева) и Football Glory (справа). Как говорится, факт плагиата налицо!

        Футбол всегда занимал особое место в сердцах croteam’овцев!

        Футбол всегда занимал особое место в сердцах croteam’овцев! Футбол всегда занимал особое место в сердцах croteam’овцев!

        Серьёзные дела

        Через четыре года Croteam представили демоверсию проекта под названием Serious Sam Test 1. Большая часть программного кода перекочевала из первого «шутерного» проекта компании In the flesh, которому так и не было суждено увидеть свет (и, может, слава Богу — слишком многое выдавало в нём кальку с Quake). Перед этим они отправляли демку множеству издателей, но те упорно игнорировали талантливых парней. И только после появления полуторачасовой игры в публичном доступе им наконец улыбнулась удача: рецензенты с авторитетного игрового сайта Old Man Murray, обычно разносившие игры в пух и прах (к ним прислушивался, например, Гейб Ньюэлл при разработке Half-Life), впервые в истории похвалили обозреваемую игру и пожурили геймдев за то, что издатели не заметили рождение новой звезды жанра FPS. После этого Croteam получили поддержку Gathering of Developers — и началась история.

        Таким демоверсию Serious Sam увидели пользователи

        Таким демоверсию Serious Sam увидели пользователи Таким демоверсию Serious Sam увидели пользователи

        Вышедшая в 2001 году Serious Sam: The First Encounter снесла всем крышу, будто выстрелом из двустволки. Для тех, кто в танке: главным героем, как понятно из названия, стал товарищ по имени Сэм, который перемещается в прошлое, чтобы в одиночку выступить против армии межгалактического злодея Ментала и испортить его планы по уничтожению Земли и человечества. Собственно, на этом о сюжете можно забыть: в любой из частей серии он не играет никакой важной роли. Куда важнее — уметь стрелять. Не обязательно метко — не попал в одного врага, так попадёшь в другого, благо мечту разработчиков удалось воплотить на сто процентов: противников на экране почти всегда гораздо больше, чем десять. Раз эдак в двадцать. Тут не до тактического планирования: знай себе дави на гашетку, усеивая карту внутренностями супостатов.

        История Serious Sam. За что любят и ненавидят крутого Сэма?

        Последние, кстати, стали фирменной фишкой игры (супостаты, а не внутренности). Особенной любовью пользовались знаменитые безголовые камикадзе с бомбами в руках, которые, несмотря на ожидаемую нехватку рта, орали во всю глотку, несясь на игрока. Также хитом сезона стала охота на сирианских быков с отстрелом из двуствольного шотгана. Подстать бестиарию и арсенал. С одной стороны, более-менее традиционный набор: пара «кольтов», дробовик + двустволка, автомат, плюс обязательные для такой игры скорострельный ракетомёт и миниган. Но есть и более интересные экземпляры: например, настоящая ручная пушка. Разве что без лафета и спокойно помещается в могучие серьёзные руки Сэма. Ещё одной фирменной чертой был абсурдный юмор: например, на одном из уровней можно было наткнуться на тех самых камикадзе с головами… разработчиков игры.

        История Serious Sam. За что любят и ненавидят крутого Сэма?

        Ещё больше мяса

        Запала Croteam, по их заверениям, хватило аж на 50 с лишним уровней, но (слава Богу) все сразу они впихивать в одну игру не стали. Через год последовало продолжение — Serious Sam: The Second Encounter. Это были, плюс-минус, всё те же яйца, только в мешочек: выбрасывать что-либо из и без того идеально работающей схемы было просто бессмысленно, так что хорваты просто добавили ещё больше контента. Новые враги — например, мускулистый бугай с бензопилой и светильником Джека на голове по имени Кукурбито Тыковка. Новое оружие — бензопила, снайперская винтовка и «серьёзная бомба», уничтожающая всех врагов на экране (да-да, прям как в лучшие времена игр-платформеров). Но главное — новые уровни, наполненные не только массой секретов, но и комнатами-ловушками, которые радикально меняли схватки с врагами. Например, в одной из них игрок попадал в помещение-сферу, которая вращалась вокруг своей оси — вместе с игроком и врагами. По сей день Second Encounter почитается как лучшая часть серии.

        История Serious Sam. За что любят и ненавидят крутого Сэма?

        Ураганная стрельба, десятки, а то и сотни мишеней, герой, по крутости не уступающий Дюку Нюкему (которому ещё предстояло сдуться и окончательно упустить пальму первенства) — всё это сделало Serious Sam новым мерилом «мясных шутеров». FPS строго разделились на условные две категории: первая — «как в халф-лайф», то есть с упором на сюжет, реалистичность и вдумчивое прохождение; вторая — «как в сириус сэм», с героем, способным в одиночку вынести целую армию, горами трупов и даже набором очков. Такой успех легко объяснить: становясь серьёзными, «стрелялки» зачастую забывали о первом, ключевом качестве подобных игр — умении развлечь игрока, дать ему почувствовать себя крутым и всесильным, вынося десятки врагов в секунду затяжной очередью из тяжеленного шестиствольного пулемёта.

        История Serious Sam. За что любят и ненавидят крутого Сэма?

        Первая неудача

        Правда, дальше хорватов понесло куда-то не в ту степь. Вышедший в 2005 году Serious Sam 2, номинально первый полноценный сиквел серии, сменил фирменную брутальность в сочетании с чёрным юмором на мультяшность и откровенный идиотизм. В новой части Сэм путешествовал по разным планетам, собирая части артефакта, способного побороть бессмертного злюку Ментала, уже успевшего набрать наёмников из самых разных миров. Вместо четырёхруких демонов, лавовых големов и других впечатляющих врагов нам предлагалось сражаться с какими-то варварами, колдуньями на мётлах, орками, клоунами на моноциклах с тортами-бомбами и прочими «забавными» супостатами. Оружие тоже стало похожим на стволы из мультфильмов: чего только стоит замена пистолета-пулемёта Томпсона на два аляповатых «узи», а помпового ружья — на какую-то странную, похожую на музыкальный инструмент конструкцию под названием «дробовик».

        История Serious Sam. За что любят и ненавидят крутого Сэма?

        Но главное — играть в Serious Sam 2 было банально скучно. Враги брали количеством разновидностей (более пятидесяти), но если в первых частях каждый противник был уникален и вынуждал на ходу подбирать особенную тактику (например, бой с сирианскими быками превращался в корриду с прыжками), то новые супостаты просто пёрли бесконечным разноцветным скопом, получали охапку свинца и удобряли поверхность карты мультяшными внутренностями.
        First Encounter и Second Encounter брали «мясом», сиквел же превратился в парад разноцветных взрывов и салютов, что сильно контрастировало с настроением оригинала. Локации, на которых разворачивалось действие, должны были решить проблему первых двух игр (однообразие — пустыни/джунгли/храмы, нужное подчеркнуть), но в итоге стилистическая мешанина делала игру безликой, лишённой собственного лица. SS2 большинство фанатов приняли прохладно и забыли, как очевидно неудачный эксперимент.

        История Serious Sam. За что любят и ненавидят крутого Сэма?

        Шутка, повторённая трижды

        Получив холодный приём, Croteam решили взять паузу и попытаться разработать нечто принципиально иное: с 2006 по 2008 год они были заняты созданием некоего тактического шутера под рабочим названием T.E.O.R., но, не получив одобрения от заказчиков в лице Atari, так его и не выпустили. Стало ясно, что идеальную формулу Serious Sam надо возрождать. В 2009-м и в 2010-м годах были выпущены HD-переиздания First и Second Encounter — их продажи показали, что старый добрый meat FPS, с взрывами, декалитрами кровищи и миллилионом миллионов алых инопланетных морд — вот то, что нужно было игрокам. Хорваты посидели, подумали… а потом взяли свои наработки по T.E.O.R., слегка доработали их и получился Serious Sam 3: BFE — игра, которая по сей день остаётся где-то между «сириус сэм, которого мы ждали» и «полный провал».

        История Serious Sam. За что любят и ненавидят крутого Сэма?

        С одной стороны, это было гораздо ближе к тому самому «Сэму», чем несерьёзная (простите за каламбур) вторая часть. Снова орды скалящихся монстров, снова брутальное оружие, снова залитые кровью локации и лёгкий привкус апокалипсиса (хоть и с оттенком дуракаваляния). С другой — тысяча и одно спорное решение: например, необходимость перезаряжать оружие. Эта механика словно перекочевала в игру из тактического T.E.O.R., но право слово — зачем «мясному» шутеру, который подразумевает беспорядочную стрельбу во все стороны, перезарядка? А для чего уровни с турелями, которые нужно обходить с разных сторон, будто ты не крутой Сэм, а Сэм, мать его, Фишер? Зачем нужны добивания (вроде вырывания глаз у гнааров), если куда проще зарядить монстру в лоб порцию дроби? Короче говоря, плюсы SS3: BFE едва уравновешивали её минусы. Играть можно было, и даже получать кое-какое удовольствие, но временами приходилось стискивать зубы.

        История Serious Sam. За что любят и ненавидят крутого Сэма?

        Можно с уверенностью сказать, что после первых двух частей Сэму Стоуну уже больше никогда не везло так, как в начале 2000-х. Попытки сделать что-то близкое по настроению, но в ином жанре (инди-проекты от сторонних студий вроде RPG Serious Sam: The Random Encounter), попытки перевести серию в VR и переиздания — это, конечно, неплохо. И по крайней мере, не кошмар консольщика Serious Sam: Next Encounter для PlayStation 2, выпущенный в 2004 году. Но порой казалось, что Croteam просто устали от своего неугомонного героя — настолько, что в 2014 году выпустили философскую головоломку (. ) The Talos Principle, и это была действительно хорошая игра.

        Остаётся верить, что девятилетний перерыв (не считая ремастеров и VR-безделушки Serious Sam VR: The Last Hope) позволил хорватам взглянуть на серию свежим взглядом и понять, что именно не хватало геймерам для того, чтобы назвать очередной сиквел «тем самым Сэмом».

        Читайте также: