Return to castle wolfenstein прохождение

Обновлено: 03.07.2024

Очень эффективное оружие, но не поражает с первого раза. В
применении требует навыка. Клиент, как в реальности, долго не
желает умирать. Поэтому колоть надо не один и не два раза, а
шинковать его, как отбойным молотком, чтобы не успел очухаться.

Люгер.
Слабое оружие. Требуется выстрелить чуть ли не всю обойму, чтобы
поразить даже легкоуязвимого врага. Альтернативный режим Ц
глушитель.

Кольт (не прошлого века).
Для пистолета мощное оружие, но все равно требуется не менее 3-4
попаданий, чтобы поразить врага. Альтернативный режим Ц в каждой
руке.

Шмайсер или MP40.
Невысокая кучность стрельбы, но не заменим против легких и
многочисленных врагов. Имеет один и тот же боезапас с автоматом
STEN.

Tompson.
Высокая поражающая способность, присутствует в игре со второй
миссии, но к нему по игре очень мало патронов.

STEN.
Незаменим против быстрого, а так же бесшумного поражения 1-3
врагов (даже трудно убиваемых). Стреляет кучно и часто, но после
10-12 выстрелов перегревается и требует охлаждения.

Обычная немецкая винтовка Маузер Ц мощная убойная способность,
особенно на средних дистанциях. Альтернативный режим Ц снайперка.
Доступны практически любые расстояния. Кладет врага с 1-2
выстрелов.

Snooper.
Снайперская винтовка, вылет пули, из ствола которой обеспечивается
сжатым воздухом. Поэтому практически бесшумна. Ограниченный
боезапас. Прицел никудышный: местонахождение противника можно
только угадать, особенно ночью. Но незаменима в миссиях, где надо
не обнаружить себя.

Штурмовая винтовка FG42.
Ее источник Ц немецкие эсэсовские части. 20 патронов в магазине,
чего с лихвой хватает, чтобы сразить быстро и качественно 2-3
сильных врагов. Альтернативный режим Ц снайперка.

Немецкая.
Хреновая и опасная для игрока штука: бросать ее, все равно,
что с парализованной рукой. Падает недалеко, прыгает, что твой
мячик. Долго не взрывается: враги, даже медлительные,
успевают сменить позицию. Для применения необходим длительный
навык.

Лимонка.
Те же дефекты, плюс большой разлет осколков.

Динамит.
Крайне полезная, но редкая штука. Взрывается через 5 секунд после
установки. В малтиплее через 30 сек.

Реактивный одиночный заряд ранней эпохи развития. Носимых 6 штук.
Мощное и эффективное оружие. При попадании в группу многочисленных
врагов оставляет от них. да ничего не оставляет.

Шестиствольный пулемет с большой емкостью магазина и невероятно
огромной скоростью вылета пули из ствола. Рубит все живое похлеще,
чем мясорубка.

Неэффективен против солдат противника: требуется время,
которое работает против нас. И рекомендуем против монстров в
подземельях. Однако опасен для игрока, если находится в руках у
вражеского огнеметчика. Таких отстреливать в первую очередь.

Очень эффективное оружие против многочисленного противника. Однако
надо иметь в виду: в помещениях с металлическими
конструкциями все разряды притягивает к себе железо. Встречается
ближе к концу игры.

Посмотрели видеоролик. Приблизительно представили себе, где и с
кем нам сражаться. Теперь можно приступать к делу.

Выходим из камеры, попутно прихватив пистолет, но не спешим его
использовать: зачем лишний шум? Наше оружие Ц нож.

Идем направо по коридору, проходим мимо запертых камер,
сворачиваем направо, поднимаемся вверх по лестнице, открываем
решетчатую дверь. Выглядываем из-за нее: как только
доктор-садист начнет мыть руки, повернувшись к нам спиной, - со
всех ног бежим к нему и шинкуем его ножичком. Если эта падла даже
только успеет выхватить Люгер, - миссия усложнится: прибежит
охранник, решетку дальше опустят, и уже будут нас ждать. Но
рассчитываем на наше проворство, и, оставшись без второго
пистолета, тихо укладываем доктора спать вечным сном.

Выходим за решетку, и осторожно поднимаемся вверх по лестнице,
придерживаясь левой стены. Выглядываем из-за дверного проема:
решетка поднята, а за ней ходит охранник. Не спешим: он скоро
уйдет, и в комнате останется только радист. Бежим к нему, и так же
устраняем посредством нашего холодного оружия. В стойке слева
берем автомат, на полке магазин с патронами, перезаряжаем, и можем
двигать дальше, где нас не ждут двое солдат. Если ранят, - можно
вернуться: в комнате полно аптечек. А так же можно покрушить
все вокруг: штандарты, рацию, стулья, фанерные плакатыЕ

Поднимаемся по лестнице вверх. Идем за дверь. Теперь нам опасаться
нечего, и мы прем, словно танк, на рожон.

Пересекаем площадку, идем в дверь, где был второй солдат. В
казарме берем автоматы, аптечки, гранаты. Бьем в каменный пол
ногой между второй и третьей кроватью Ц секрет. Возвращаемся к
лестнице, идем дальше вниз. В самый низ.

Слева разбиваем деревянную загородку. Находим секрет: патроны
к винтовке. Опускаем рубильник у двери, выходим.

Мы в знакомом, уже пройденном месте. Нам налево. По лестнице
вверх, и снова в дверь. Через мост. По коридору. Теперь по
винтовой лестнице вверх. В первую дверь слева. По коридору. В
комнате отключаем сигнализацию слева от двери. Рядом разбиваем
плакат: еще один секрет (золото). Осторожно с окном! За ним,
на той стороне, солдат с винтовкой. Снимаем его, а потом берм на
стеллажах и на столе боеприпас, аптечки, бинокльЕ Выпрыгиваем в
окно.

Тех, что внизу, бьем через дырки в полу, к ним прибежит третий.
Спрыгиваем вниз. Видим дверь, коридор, а напротив двери заложенный
камнями арочный проход. Разбиваем ногой кладку, находим секретную
комнату. Разбиваем в ней шкаф, берем боеприпас. Выходим.

Теперь в дверь напротив. За ней солдат. Убиваем, выходим в
коридор. Из правого ответвления выскочит еще один немчик. Убиваем.
Идем в этот коридор. Там выскочат двое солдат. В коридоре две
двери: справа и слева. Идем в правую. В комнате солдат.
Покончив с ним, слева от двери поправляем покосившийся
светильник: на противоположной стене втянется панель с
гобеленом. За ней секретная комната. В ней возьмем три золотых
слитка.

В комнате есть еще шкаф, разбив который, поимеем аптечку и
гранаты. Выходим из комнаты, идем в дверь напротив.

В этом помещении полно солдат. Разделавшись с ними, разбиваем
портрет фюрера слева от двери: находим еще пару золотых
слитков. Идем в следующую дверь. По коридору прямо, потом направо.
Слева две узорчатых панели. Нажав левую из них, откроем правую.
Попадем в секретную комнату. Возьмем кубок. Выходим, идем дальше
за поворот.

Часть 2: Castle Keep

Не шумим. Достав ножичек, идем в дверь справа. Там у камина офицер
разговаривает сам с собой. Делаем в нем побольше дырок, и
побыстрее.

Над камином штандарт. Расстреляв его, увидим панель. Ёта панель
открывается рубильником, который спрятан за портретом солдата, что
справа от дверного проема (когда повернетесь к нему лицом). В
открывшейся нише два золотых слитка. Добраться к ним можно, если
подставить к камину стул, а затем стать на него.

Выходим, заметив слева по коридору решетку, за которой имеется
комната с амуницией. От двери направо: внизу солдаты.
Объявляем всем войну! Мочим и гасим.

Спускаемся вниз. Прямо Ц длинный проход, в котором на мостике
сверху солдаты, а слева вход в казарму, где можно пострелять
солдат, и разжиться аптечками. Проходим коридор насквозь.
Поднимаемся вверх по винтовой лестнице. Идем в дверной проем
слева.

За ящиками впереди солдат, еще один на стене сзади:
оборачиваемся. Идем влево, вниз по ступенькам. Там в дверь.
Проходим по коридору, и в дверной проем прямо: слева за
ящиками впереди офицер. По мосту пока не идем, а направляемся в
дверь слева: прямо напротив двери в шкафчике патроны, а в
стойке автомат. Выходим, переходим через мост. Подбираем пистолет
офицера, отключаем сигнализацию: из следующей комнаты может
выскочить радист. В любом случае идем в эту комнату, убиваем
радиста, и активируем рубильник на панели: открылась решетка
в первой комнате с камином и секретом. К ней можем попасть через
дверь в проходе за мостом.

Берем боеприпасы, и возвращаемся на улицу, к ящикам. Идем теперь
под навес. Оттуда будет стрелять солдат. Заходим в новое
помещение. По коридору направо. Там единственная дверь. В комнате
разбиваем шкаф, берем аптечку. Выходим в дверь рядом.

Спускаемся вниз по лестнице. За аркой, справа, дверь в винный
погреб. В нем двое солдат. Уничтожаем. Между бочками, что ближе к
двери, в стене более темный камень. Нажимаем его: в дальнем
углу в сторону отъедет стеллаж с бутылками, и мы попадем в
секретную комнату, где сможем взять бутылочку вина разлива 1938
года. И тут же ее выдуть из горла (клавиша «использовать
предмет»).

Подогретые, выходим, и идем от погребка прямо, потом извивами
коридора выйдем к новому месту побоища. Фрицев здесь много, так
что сражаемся. Движемся в проход внизу слева. Потом в сторону
коридора с красным освещением. За поднятую решетку. Стреляем в
бочки, за которыми прячется недоумок-солдат: они взорвутся.
Напротив этих бочек комната: разбиваем в ней правый плакат на
стене, а затем и кладку; найдем золото в секрете. Собрав по
комнатам оружие и боеприпасы, идем в самый дальний конец этого
крыла, - к двери, над которой горит красный фонарь. Открываем ее,
и стреляем в бочку возле стены слева: стена обрушится, и мы
попадем в еще одну секретную комнату, где сможем взять золотой
шлем тевтонского рыцаря и пару золотых слитков.

Возвращаемся к взорванным бочкам. Слева от них проход наверх.
Можно сходить туда, и еще повоевать. Но вернуться придется все
равно на улицу, к ящикам посреди двора: по идее, нас там уже
ждут. Но никто не запрещает сходить вверх по лестнице, открыть
решетку, выскочить на свежий воздух, пострелять из пулемета МГ. А
потом исследовать эту территорию, собрав на ней весь возможный
боеприпас.

Когда пойдем назад, - весь путь предстоит проделать с боями. А на
арене (площадке с ящиками) солдат уже будет просто не меряно (с
десяток): сверху, за ящиками, по углам. Уничтожаем всех, и
идем в открывшуюся дверь слева.

При выходе на мост, справа будет лестница. Туда тоже можно будет
подняться, взять винтовку и аптечку. Переходим через мост, и идем
в дверь справа, чтобы закончить уровень.

Часть 3: Tram Raid

Сразу идем в дверь справа пополнить боеприпас, здоровье, и
разжиться Стаминой (чай на столе). Не забудьте про патроны в
шкафу.

Выходим, и идем дальше по коридору. Как только проходим за
двустворчатые двери, стреляем в техника впереди у механизма. Потом
отстреливаем солдат справа внизу и вверху. Из-за двери сзади тоже
может выскочить один. Идем в дверь слева, рядом с тревожным
устройством. Там, повоевав, собрав боеприпас и броню (каска), надо
сдвинуть рычаг у генератора, чтобы подать напряжение на привод
канатной дороги. Вместе с напряжением, к нам сюда поднимется и
вагончик с двумя солдатами. Встречаем их на воздухе у блока
управления. Еще раз проверяем, собрали ли мы здесь все оружие,
которое могли, и садимся в вагончик. Нажимаем кнопку на панели у
входа в вагончик, и спускаемся к следующей станции-вышке. Здесь
лучше взять в руки винтовку.

Когда будем приближаться, там надо будет снять двух солдат. А
когда приедем, добить третьего. Обшарив комнату внизу, идем к
металлической лестнице слева. Поднимаемся наверх. Проходим по
обледенелому металлу к лестнице, спускающейся вниз внутри вышки.
Спускаемся по ней. Активируем рубильник на блоке рядом с люком, но
прежде чем спрыгнуть туда, убиваем техника, который ждет нас там с
пистолетом в руках (гранату вниз).

Прыгаем. Сдвигаем по горизонтали рубильник на панели, и
возвращаемся к вагончику. Садимся, жмем кнопку и едем дальше.

В следующем пункте назначения еще двое солдат, а по прибытии,
откроется дверь впереди, и из-за нее выскочит еще один неугомонный
смертник. Идем в эту дверь. За ней, за решеткой внизу, один
техник, и справа, тоже за решеткой, - солдат. Покончив с ними,
лезем по лестнице вверх.

Идем в дверь. Обшариваем помещение и убитых. Разживаемся
боеприпасом и броней. Выходим за дверь, и перепрыгиваем через
перила на решетку. Разбиваем решетчатую загородку вентиляции, и
залезаем в нее. На выходе разбиваем еще одну решетку, и начинаем
воевать. Справа сразу двое за перевернутым столом. В комнатке
офицер. Прибегут еще. Нам противостоит порядка десяти фрицев.
Через ажурную решетчатую дверь переходим в следующий зал. Тут тоже
всех убиваем, обшариваем комнату слева, богатеем на боеприпас,
Стамину и бинокль, и только потом идем в дальнюю комнату справа,
чтобы встретиться с Кеслером, нашим связным, и закончить уровень.
Часть 1: Village

Не спешим бежать за Кеслером. Сначала собираем со стола автомат
Томпсона, патроны к нему, бинокль. Спускаемся по лестнице вниз, и
ждем пока говорливый Кеслер откроет нам проход. Спрыгиваем вниз, в
винный погреб, и у подножия лестницы шинкуем ножичком пьяного
солдата. Поднимаемся по лестнице вверх.

И сразу за плетеночной перегородкой убиваем двух немцев. Здесь,
как сложится: могут сразу, а может и нет, но с улицы (дверь
впереди, правее) прибегут трое охранников. И справа могут
появиться двое, а может, и нет. Смотря насколько вы нашумите. В
общем, убиваем двоих за столом, и троих с улицы. Любуемся на
обалденную немочку, и выходим на улицу. Правее перил лестница, а
рядом дверь. Нам сюда. Идем по коридору, поворачиваем за угол, и
убиваем очень симпатичного солдата. Поворачиваем еще за один угол,
и можно войти в дверь справа, закусить, подобрать гранаты.
Выходим, доходим до конца коридора, открываем дверь, и убиваем
пулеметчика.

Сразу берем сошки в руки, и начинаем отстрел толпы солдат, которые
побегут к нам из открывшихся дверей прямо по курсу. Покончив с
ними, спускаемся на улицу, и идем туда, откуда они выбежали.
Поворачиваем направо, проходим через решетчатую дверь, сворачиваем
налево, и со спины можем напасть на замерзшего солдата, который
нас отсюда совсем не ждет.

Слева по улице, за ящиками, еще пара солдат, и еще один на вышке
рядом с нами. Как только их всех уложим, откроется дверь рядом с
ящиками, и сочувствующий нам мужик откроет свою кладовку с
патронами к Томпсону и автоматом Стен. Там же возьмем новый
бушлат. Выходим, идем по улице, что за ящиками. Перед мостиком
слева разрыв в перилах. Спрыгиваем, и пролазим под мостом. Слева,
наверху лестницы, солдат. Его можно убить.

А потом идем направо, налево, снова налево. Выйдем к греющемуся у
бочки солдату. Убиваем, идем в дверь впереди. В комнате, слева,
двое офицеров и солдат. Убиваем. Разживаемся оружием. Направляемся
к книжным полкам справа.

Нам интересна их левая половина. Ближе к ее центру есть высокая
красная книга, сдвинув которую мы откроем люк в полу. Спускаемся
туда по ступеням, и находим секретный винный подвал, а в нем
золотые слитки и аптечки.

Выходим на улицу, идем к лестнице, где был солдат. Перед лестницей
можно зайти в дверь справа, полюбоваться на еще одну женщину, и
обсосать ее на ужин со Стаминой.

Поднявшись по лестнице, идем в левый проход (справа в комнатах и
на чердаках солдаты). Проходим извивами вдоль перил, убиваем
солдата, другого, видим дверь в глубине под аркой справа. Но
дальше есть лестница, а на ней еще один представитель военщины.
Убив его, и спустившись по лестнице вниз, пройдем за решетчатую
калитку, а там, - в дверь справа. Здесь целый арсенал. Пополняем
боезапас. Так же, с лестницы запрыгиваем на перила, потом на
каменную тумбу, что ближе к балкончику наверху, а с нее на сам
балкончик. Ёто секрет: пара аптечек. Затем возвращаемся к
двери под аркой.

Проходим по коридору. Нам на выход, в дверь прямо. Но сначала надо
убить двух офицеров в комнате справа, и солдата слева. Потом
выходим, и стараемся не попасть под огонь снайпера, бьющего из
чердачного окна за решетчатой калиткой перед нами. Нам налево.
Здесь, на кладбище, прибавляем к покойникам четырех солдат, и идем
к гробнице, запечатанной камнем с рунами. За гробницей возьмем две
тротиловые шашки, - пригодятся.


Прибыли мы на место. Вокруг тишь, гладь, идиллия. И так оно и
должно оставаться. Наша задача: незамеченными проникнуть на
ракетную базу.

Идем вперед по травке. Оружие пока можно не прятать: до базы
еще далеко. Лощиной выйдем к домику, и прохаживающемуся вокруг
него часовому. В домике еще двое солдат. За спиной часового
подбираемся поближе, и можно пострелять: главное, чтобы никто
отсюда не убежал. Подобрав оружие, можно пройтись по водичке
(черная полоса рядом) в сторону парашюта висящего на деревьях по
правому берегу. Там подобрать Кольт, патроны, аптечки.

Возвращаемся назад к домику, и идем по тропинке дальше. Выйдем к
еще одному домику. Здесь надо бы потише. За спиной часового (на
вышку вдалеке не обращайте внимания) подбираемся к входу в дом. В
доме офицер слушает граммофон. Забегаем в дом, и ножичком его,
ножичком. В спину, чтобы не шумел. Затем можно из Стена уложить и
часового рядом с домом.

Теперь начинается самое непредсказуемое: сохраняйтесь чаще.

Придерживаясь скалы справа, движемся вперед и вперед, пока не
выйдем с тыла к вышке. Надо взобраться на нее, и снять часового.
Ёто несложно. Главное, - чтобы двое солдат внизу не подняли
тревогу: у них под рукой кнопка тревожной сигнализации.
Снимаем по-тихому часового. Подбираем его оружие, и спускаемся
вниз. Пока солдаты к нам спиной, скоренько бежим в тоннель справа.
А можно подобраться как только возможно ближе к солдатам (можно
пригнувшись), и быстро (!) расстрелять их из автомата, чтобы не
успели поднять тревогу.

Затем идем в тоннель что справа, между вышкой и будкой, где были
эти двое солдат. На его противоположном конце двое солдат возле
грузовика. Пока они там болтают, бежим по тоннелю вперед, и
сворачиваем в правый проход. Открываем дверь, бежим вперед по
тоннелю, а в конце взбираемся по лестнице вверх, и сразу принимаем
вправо, к скале.
Идем лощиной. Выйдем к солдату и офицеру разговаривающим внизу.
Офицер пойдет в сторону, а солдат станет к пулемету. Осторожно,
короткими перебежками, двигаем за офицером, и со спины шинкуем его
ножичком. Он не должен успеть выстрелить! Идем туда, куда он
направлялся, и находим снайперку, патроны, аптечку.

Возвращаемся к солдату у пулемета, и тоже снимаем его ножом.
Теперь можно взобраться на вышку, и снять часового на ней, но так,
чтобы не всполошился часовой у входа на базу справа.

Спускаемся вниз, и снимаем этого часового у входа на базу, но так,
чтобы не поднял шума офицер в стеклянном помещении наверху
(стреляем, когда он опустит бинокль). Когда это проделано, можно
снять из винтовки тех двух солдат, у входа в тоннель, за спинами
которых мы прорвались на эту территорию (для успокоения).

Подбираемся ближе к воротам базы, и через стекло (с первого
выстрела! Ц иначе поднимет тревогу) снимаем офицера наверху. С
этого же места можно снять и часового на водонапорной
башене.Теперь порядок. Но ломиться напролом не советую.

Обходим забор вокруг базы слева. Дойдем до открытого окна. За ним,
в глубине, разговаривающий офицер. Можно снять его из снайперки.
Но зачем тратить патроны? Залазим в окно, и шинкуем офицера
сзади ножичком.

Рядом с окном, через которое мы влезли, стол. На столе обычная
снайперская винтовка. Запрыгиваем на стол, вылезаем в окно.

Все следующее нам надо проделать так, чтобы не увидел часовой у
входа на ракетную базу, которого нам никак нельзя убивать.

Запрыгиваем на ящики у стены, с ящиков на стену. Со стены
запрыгиваем на крышу барака. По тросу перебираемся на крышу склада
рядом. Там запрыгиваем в открытый люк и попадаем в секретное
помещение. Можем взять патроны к Томпсону, броню. Разбиваем
снаряды у ящиков, и в расколотом ящике берем Золотой Шлем. Выходим
в дверь, и бежим к воротам впереди справа. За ними в дверь барака
слева: там офицер. Надо или быстро налететь на него с ножом,
или дождаться, когда он повернется спиной (а так он стоит боком у
плаката). Если его не убить, то потом он поднимет шум у нас за
спиной.

Покончив с офицером, выходим через эту же дверь, и осторожно
огибаем левый угол барака: впереди ящики, а за ними последний
часовой. Или снимаем его от барака из снайперки, или бежим к
стене, движемся к ящикам, прячась между тремя трансформаторами и
стеной, а потом кончаем часового ножом.

В нашей новой ностальгической и насквозь субъективной рубрике мы разбираемся в «закулисье» культового шутера и в том, как он смотрится в 2017 году.

Взгляд в прошлое: Return to Castle Wolfenstein. Не моя ностальгия

Взгляд в прошлое: Return to Castle Wolfenstein. Не моя ностальгия
Взгляд в прошлое: Return to Castle Wolfenstein. Не моя ностальгия
Взгляд в прошлое: Return to Castle Wolfenstein. Не моя ностальгия

Сразу подчеркну: я никогда прежде не играл в Return to Castle Wolfenstein. Стыдно для игрового журналиста, согласен. Именно поэтому я исправляю пробелы в своих (и иногда читательских) познаниях, прикасаясь к золотому фонду классических игр впервые, без ностальгических чувств и розовых очков на переносице.

Летняя игровая засуха — катастрофическое явление для всех домоседов, интровертов, геймеров и всего игрожура. А раз мы в редакции прониклись недавним анонсом Wolfenstein: The New Colossus, я подумал: «Почему бы не поиграть в Return to Castle Wolfenstein?» Она не так уж стара, работает без нареканий и дала ход «современной» франшизе Wolfenstein. Наверняка здесь будет о чем поговорить.

И действительно, поговорить есть о чем.

Хорошо забытое новое


Я? Струсил? Не хватает только плевка в лицо для пущего эффекта.

Небольшая историческая справка. Return to Castle Wolfenstein была выпущена в 2001 году под патронажем Activision, которая купила права на использование франшизы у id Software. За сюжетную часть игры отвечала студия Gray Matter Interactive (не id; здесь они выступили продюсерами), а за сетевой режим — Nerve Software. По существу, «Возвращение в замок Вульфенштейн» было «мягким» перезапуском Wolfenstein 3D. Переосмыслением классической игры, которая уже тогда считалась ретро, но с поправкой на современные технологии, которые позволят разработчикам полностью реализовать свои амбиции.

Ведь в конце девяностых шутеры вступили в новую эпоху — эпоху кинематографичности и эпика. Вот Gray Matter и попыталась аккуратно сплавить старые принципы и новые веяния в одну крепко сбитую игру на слегка модифицированном id Tech 3.

В шкуре бессменного бича фашизма и рекордсмена по количеству срезанных скальпов — Би-Джея Бласковица — игрокам поручалось собственноручно докопаться до правды о мистических изысканиях нацистских ученых. А по пути, разумеется, разрушить все зловещие замыслы, пиная каждый портрет Гитлера и съедая все продовольственные запасы немцев на своем пути.


Чертовы фрицы. Начитаются своих гримуаров и вызывают Сатану.

Геймплейно RtCW — образцовый компьютерный шутер. Однако сравнивать его с Doom и Quake не совсем правильно. Отцы жанра уделяли больше внимания скорости и чистым рефлексам. RtCW — про хитрость и умение пользоваться инструментами в арсенале Бласковица. Она далеко не так требовательна к игроку как в сингле, так и в мультиплеере, но компенсирует новообретенную «казуальность» необычной динамикой игрового процесса.

Прыг, скок, хендехох

Как в Quake, игра состоит из «миссий», разделенных на три-пять глав — каждая со своими целями, локациями и нюансами. Так и темп игры не проседает от гигантских пустых уровней, и движок не страдает от излишней нагрузки. Вместо того чтобы в угоду «эпичности» шутеров-современников делать внушительные и довольно блеклые локации, Gray Matter создали серию миниатюрных испытаний длиной в основном не больше десяти минут.

Архитектурно уровни — нечто среднее между бесконечными кислотными лабиринтами Doom и современными «коридорами». Заблудиться нельзя, но искать нычки, секретики и баловаться с интерактивным окружением можно долго — золото фашистов само себя не перераспределит в мировую экономику. Вдобавок, в отличие от предшественниц из рода аренных шутеров, здесь локации пестрят деталями. Многие из них можно «потрогать» каленым сапогом Бласковица, от чего те с треском разваливаются на куски. В бараках немцев почти всегда можно найти неизменный братвюрст, нарезанное сало и шнапс. Би-Джей — как Машенька из «Маши и медведей». Убил нацистов, съел их еду, поспал в их постели. Еще и наследил в каждом углу.


За пинок отвечает отдельная кнопка. Если приноровиться, можно научиться гарцевать по уровням в безостановочном канкане.

Задачи у Бласковица чаще всего более хитрые, чем «убей всех и дойди до конца». Может, сразу и не скажешь, но главный герой — специальный агент. Поэтому на него частенько возлагается задача украсть особо важную информацию, которую нацисты удобно и доступно записывают в особых книгах (всегда бы так!). Или, например, угнать экспериментальный самолет, сначала подготовив его ко взлету. По инструкции. Записанной в особой книге. Нацисты очень любят свои книги.

Игра старается лишний раз не встревать в собственный темп. Она явно очень хочет (оно и понятно) влезть в ботинки Half-Life постоянным построением мира, регулярной сменой декораций и интерактивностью. Мешает старое с новым, но. скромно, что ли. Не раздувая из мухи слона. В современном шутере высадка десантников СС наверняка удостоилась бы собственной двухминутной катсцены, тогда как в RtCW она просто случается, и всё. Ее можно и не заметить вовсе, если не услышать гул пролетающих самолетов. Вам же выйдет боком, потому что парашютисты фантастически больно и метко стреляют.


Он ни о чем не подозревает. Потом его найдут с тридцатью ножевыми ранениями.

Бои, случайные диалоги и экспозиция происходят, но не кричат о себе. Либо это дань уважения старым шутерам, либо знак того, что RtCW достаточно хорошего мнения о соображалке игрока, чтобы тот всегда был начеку. Мы ведь на вражеской территории, здесь может произойти что угодно. Никогда не знаешь, где тебя поджидают недруги, и игра нисколько не стремится облегчить задачу. Ну, знаете, не как во многих нынешних шутерах, где по дизайну локаций четко понимаешь, какой сегмент окажется следующим. Здесь у нас красивые декорации — значит, будут разговоры и сюжет, бояться нечего. О, а здесь арена со множеством укрытий — очень интересно, будет ли перестрелка?

Бласковиц ведь не маленький. На что хочешь, на то и обращай внимание, но не жалуйся, когда игра напомнит, что не стоит долго щелкать клювом. Скажем, героя заранее предупреждают, что один из уровней охраняется женским спецотрядом «амазонок» — хорошо обученными убийцами. Побегут ли они с гиканьем в бой? Нет. Они будут ждать в засадах и брать числом. Чего вполне можно ожидать, если на секунду остановиться и подумать.

Ауфидерзейн, оружие!

Другая деталь, которая серьезно отличала RtCW от «беги-стреляй» шутеров, — ганплей.

Во-первых, Бласковицу доведется подержать в руках аутентичное и хорошо смоделированное оружие времен второй мировой. По большей части фашистское — будучи засланным в немецкие тылы, добыть родной звездно-полосатый BAR или «беретту» непросто. В редкие моменты, когда начальство дарит допотопный «Томпсон» и «Кольт-1911», патроны к ним считаешь так же скрупулезно, как седые волосы на голове.


Поддайте жару, война сама себя не воюет!

Во-вторых, это оружие не только нарисовано с опорой на реальные прообразы — оно еще и ведет себя своевольно. Взять в руки какой-нибудь MP-40 и, зажав курок, с криком рвануть в толпу немцев можно, но пули, скорей всего, попадут куда угодно, кроме вражьих тушек. Куда выгодней стрелять очередями, контролируя отдачу. Словом, стоит действовать практично, а не как герой боевиков. Хотя казалось бы, какие разговоры о практичности, когда всего один человек собственноручно истребляет целые батальоны фашистов?

В какой-то момент Бласковиц даже получит «бесценную» возможность палить сразу из двух «кольтов». Круто, да? Какие разговоры, конечно, круто. Только калибр у пулек недостаточно большой, чтобы впечатлить эсэсовцев стрельбой по-македонски. Даже если стрелять исключительно по головам. В противостоянии «Стена» и «Два пистолета» победу приносит первый вариант, вопреки всему, чему нас научили боевики.


Читать? В моем старом шутере? Вы за кого меня держите, за человека, умеющего читать?

Все правила практичности и здравый смысл распространяются и на врагов. Одинокий пехотинец с MP-40 может хоть десять минут пытаться обстрелять вас с дальней дистанции, но попадет только пару раз. Этот же самый пехотинец за пару секунд превратит Бласковица в решето, если застанет его врасплох вплотную. И парашютистов, о которых я сказал ранее, стоит бояться не из-за их черной формы, а потому, что их FG42 очень метко и больно бьет на неприличное расстояние. Если зазеваться, то даже три или четыре пистолета не спасут. В то же время страшенных тяжеловесов-огнеметчиков в броне можно водить за собой хороводами и осыпать неприличными шутками. Ровно до тех пор, пока Бласковиц держится достаточно далеко.

А уж зомби. Гм, да. Зомби. Чуть не забыл о них. Гиммлер добился-таки желаемого и докопался до того, до чего докапываться не стоило. Поэтому в паре (буквально) уровней можно встретить живых мертвецов, очень нехотя волочащих ноги в сторону вкусного сочного Бласковица. Или скелетов с бронзовыми щитами, которые так хорошо выкованы, что способны отражать пули любого калибра.

Если вам показалось, что все это звучит как-то не очень интересно, вы правы. «Паранормальные» секции — самые скучные с игровой точки зрения.

И самые интересные — с культурной.

Спиритические сеансы с Би-Джеем Бласковицем

Серия Wolfenstein никогда не чуралась абсурдного мистицизма, граничащего с откровенным бредом. Один меха-Гитлер из Wolfenstein 3D чего стоит. Однако, по мнению руководителя разработки Return to Castle Wolfenstein Дрю Маркхэма, из-за технологических ограничений много информации и задумок осталось «в скобках». Игрокам оставалось только додумывать, что к чему и есть ли где-то двойное дно.


Мизансцена «Немцы и эксгумация древних воинов».

Теперь, вооружившись id Tech 3, Маркхэм провозгласил, что RtCW будет гибридом второй мировой и «Секретных материалов». В результате эстетика игры вобрала в себя прорву источников вдохновения, реальных прототипов, слухов и «секретных документов». Благодаря этому тон и реализм происходящего скачут так сильно, что порою непонятно, как лучше называть разработчиков — гениями или безумцами.

С одной стороны, все локации в игре более или менее скопированы с реальных прототипов. То же самое относится к аутентичному оружию. Игра шутит (собственными устами) целых два раза за все прохождение. С другой стороны, нацисты занимаются поднятием мертвецов, весь женский отряд СС — ведьмы (нет, правда, игра так и говорит), а лучшая замена ногам для перекачанного наркотиками мутанта — гигантская Тесла-катушка.

Все абсолютно серьезно, ни одна живая душа ни разу не удивляется. Даже актеры в длинных и очень скучных катсценах в начале каждой миссии уделяют балагану не больше внимания, чем просто «хм, ну это немного странно».


Ракурс «сквозь занавески» освежает рутинное совещание командования союзников. Или нет. Скорее нет.

В 2017 году все это выглядит дымящейся кучей низкопробных клише. Может быть, может быть. Важно другое. Этот цирк с уберзольдатен — самое что ни на есть любовное письмо бульварному чтиву, сдобренное историческими отсылками. Фашисты действительно занимались мистицизмом в попытках обратить себе на пользу все, что может послужить оружием. Генрих Гиммлер, один из антагонистов RtCW, был сильно повернут на теме превращения политики в религию. Последний босс игры — реально живший император, прославившийся завоеваниями и объединением земель. Кличка злодея игры — «Череп» — совпадает с названием одного из романов Лео Кесслера, известнейшего деятеля в области военного бульварного чтива.

Даже женский отряд СС, затянутый в латекс по самую макушку, — не просто фансервис, а отсылка к жанру трэшевого кино «нацисплотейшн». Как «эксплотейшн»-кино («Мачете» или «Планета мертвых»), только с фетишизацией и сексом.


Боевые туфли на шпильках — экипировка будущего.

Одновременно с этим Gray Matter никогда особо не привлекали внимания к культурной базе, на которой строится игра. Несмотря на весь простор для абсурдного юмора в стиле Тарантино, нельзя сказать, что RtCW использует его. Неумышленно — возможно, но игра не осознавала себя. Это сейчас метатекстуальность и заигрывания с «четвертой стеной» стали правилами хорошего тона; в 2001 году, наверное, достаточно было пожать плечами и сказать — «альтернативная история». Если игра не парится, то и мы не будем.

Так? Нет, не так.

Игра нашего времени

Return to Castle Wolfenstein — старенький кровавый шутер? Как же. Gray Matter Interactive гораздо хитрей, чем кажутся. Со своей находчивостью в работе с источниками они сильно опередили свое время, но эстафету вполне успешно перехватили Machine Games с новой дилогией о Бласковице. Именно этот контраст реализма с пышным букетом штампов и вдохновений они успешно перенесли в The New Order, которую местами совсем не стыдно сравнивать с «Бесславными ублюдками» Тарантино.


Череп считает, что технологии эффективней магии. В The New Order он доказал это с помощью атомной бомбы. Человек слова.

RtCW играется приблизительно так же, как более или менее вменяемые современные шутеры. В меру интересно. Куда интересней перемывать игре косточки и изучать, откуда ноги растут у каждой из ее деталей. Смешно, но в 2000—2001 годах ни в одном из интервью не поднималась тема художественного своеобразия игры. Это не укор журналистам прошлого. Просто факт: в те времена о культурологическом багаже игр беспокоились гораздо меньше, чем сейчас. Тем более когда речь шла о шутере про вторую мировую.


Фашистские офицеры любят погорячей. Хорошо, что у нас с собой всегда огнемет.

Дрю Маркхэм сам подчеркивал, что игры в этом сеттинге делать несложно, потому что не нужно волноваться о моменте сопереживания и прочей высокодуховной «ерунде». Фашисты плохие — их надо перестрелять, все просто. Этот тезис сложно оспорить, но легко применить на практике. Что, например, сделала Call of Duty, которая во многом следовала за Medal of Honor и RtCW. Она была эпичной, инновационной, по-киношному красивой, но в ней не было ни капли изобретательности своей предшественницы.

Кого в этом винить? Бездушный конвейер и Activision? Не стоит. Gray Matter полностью слились с Treyarch в 2004-м, спустя три года после выхода RtCW и год — после первой Call of Duty. Так что, возможно, над играми (в какой-то мере) работали одни и те же люди. Аддон United Offensive точно вышел из рук Gray Matter, а там кто знает, насколько тесно они сотрудничали с Treyarch.

Скорее всего, дело в видении. Художественном представлении о том, какой должна была получиться игра. В случае с Wolfenstein 3D и RtCW это видение существовало и постепенно развивалось — одновременно с технологиями. Были вещи, что определяют игру, помимо ее привязанности к войне. Мистика, зомби, приключенческая атмосфера, иногда — слегка черный юмор. Все это с отменной графикой и в реально существовавших местах, чтобы усилить погружение.

У Call of Duty иное видение: реконструировать реальные баталии в разных театрах военных действий. Какое-то время оно работало замечательно, однако мы пресытились. Очерствели. Быть «понятной» и красивой игрой теперь недостаточно.

Мы знали, мы всегда знали, что Би-Джей Бласковиц по кличке Бласко выжил! Что ему какая-то ядерная бомба и распоротый живот!

К сожалению (или к счастью), Return to Castle Wolfenstein сделала и стрельбу, и культурный подтекст одинаково хорошо. Первое видно невооруженным глазом, а второе никого особо не интересовало. Поэтому за рождение современных шутеров, в частности — Call of Duty, вы можете поблагодарить именно ее.

Реалистичные локации? Вульфенштайн. Оружие? Вульфенштайн. Умопомрачительно серьезные брифинги перед миссиями? Он же. Зомби-роботы-пираты-фашисты-волшебники? «Вульфенштайн» и тот странный уровень из Medal of Honor: Underground про щелкунчиков с немецким акцентом.

Главной целью Gray Matter при разработке было качество, и они своего добились. Но не все качество так легко подхватить, как механическое и технологическое. Уместить с десяток клише на минуту игрового времени довольно просто. Сложнее оперировать клише, чтобы воплотить в жизнь собственное творческое видение.

Читайте также: