Развод в автосалоне lada комплектация лоxобой как купить автомобиль без допов часть 2

Обновлено: 01.07.2024

Навязанные допы при покупке нового автомобиля. Многие утверждают что без этого не купить автомобиль. Возможно где то это так и есть, возможно. Но вот мой пример от августа двадцатого года.

Мне потребовался автомобиль, место работы от моего проживания удалилось на десять километров и стало не в черте города а в области. И тариф на такси увеличился в три раза, а с общественным транспортом беда. В общем экономический эффект в пользу личного транспорта стал очевиден.

На повестке дня встал вопрос о марке повозки, и нежелание покупать бэушку. Кандидатов было три: сузуки sx4, рено сандеро и икс рей. Имея опыт владения сузуки склонялись к ней, но новый стремный рестайлинг, плюс конский ценник свели желание покупки сузуки к нулю. Сандеро: тесная, неудобная машинка в убогой комплектации стоила без трех рублей лям. Тоже не приглянулось.

В общем потопал я по ладовским дилерам выбирать то что есть. У двух дилеров то нет машины в наличии, то откровенно равнодушный персонал. Наконец набрел на один салон, где все сошлось вместе, и машины есть и продавец адекватный и в теме.

Выслушав мое " Это, ну я машину хочу типа ездить" и задав несколько вопросов он мне предложил Весту. В скромной базовой комплектации. Впрочем у меня было два условия: дисковые тормоза в круг и механика. Что я так понял по его реакции это было два взаимоисключающие себя пункта. Но продавец не растерялся, попросил попить кофе и умчался куда то в недра автосалона. Потом повел меня на площадку и показал машину пояснив: есть Веста седан, 1.8 кросс в комплектации люкс мультимедиа. Да, дороже на двести тысяч чем та которую я первоначально присмотрел, но он все решит и сделает скидку. Ок, давай смотреть.

Итак: веста кросс седан, 1.8 мотор вазовский, с дисками на 17, цвет фантом коричнево- серый, а не цвет жареного кирпича. Уже неплохо. Диски литье, тормоза дисковые, всякие плюшки типа подогрева сидений, лобового, освещения поворотов и датчиков дождя и света. И камера з/х. Но один нюанс, машина выпущена 27 декабря 19 года, правда ПТС уже январь 20. А смотрю я на нее в августе. И за это он готов сто тысяч сминусить. И если я ее возьму в кредит то еще минус 10%. Прикинув все я согласился.

В итоге, на сумму скидки мне установили: сигналку с автозапуском с GSM модулем, очень удобная штука. Антикор, тонировка, накладки на пороги и фирменные коврики. И заменили штатную балалайку на ГУ размером с планшет. Плюс к этому комплект зимней резины. И дефлектора на двери. По итогу Веста мне обошлась в 762 тысячи. Дорого? Может быть. Но меня все устроило.

И насчет допов. Никто мне их не навязывал, мальчик показал список и предложил выбрать что мне из этого нужно. Я отказался ибо то что мне было нужно уже мы обговорили. На этом навязывание допов и закончилось. Вот и вся история покупки нового автомобиля из автосалона. Через пять дней после заключения договора я уехал на машине, и сейчас доволен своей покупкой.

В целом, можно сказать одно: практика установки дополнительного оборудования при продаже новых автомобилей была, есть и будет, ее вряд ли можно искоренить в текущей экономической модели продажи машин. Но покупателю с ней вполне можно бороться.

Практически все автовладельцы, присматривающие новенькую LADA у официального дилера, сталкиваются с откровенным впариванием дополнительного оборудования. В некоторых случаях доходит до того, что автосалон отказывается продавать клиенту автомобиль без допов, требуя докупить к нему хоть что-нибудь. Как бороться с бесстыжими продавцами консультантами, попробую вам рассказать.

Вопреки убеждениям далеких от автобизнеса граждан, оклад продавцов-консультантов в официальных дилерских центрах LADA очень маленький. Зато продавцам выплачивают достойные премии. Правда, лишь в том случае, если сотрудники выполняют планы — личные и общие, по автосалону. И в этих планах конечно же есть, помимо прочего, такой пункт, как реализация дополнительного оборудования.

Многие наверняка слышали в диалоге с продавцом консультантом такое: если вы не купите дополнительное оборудование, то мы не сможем выдать вам автомобиль. «А не хотите платить за коврики, навороченную сигнализацию, резину и музыку — дверь вон там».

В ответ на беспардонное хамство я вам советую попросить показать вам дверь кабинета руководителя отдела продаж. Скорее всего, он со своими подчиненными заодно и это политика автосалона, но упоминание ст. 16.2 Закона РФ «О защите прав потребителей» может заставить его пересмотреть свои взгляды . В ней русским по белому написано, что «обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных» строго запрещено.

Если вы все же купите «впаренный» автомобиль, а потом докажете в суде, что дилер не оставил вам выбора (нарушение выше упомянутой ст.16 ), то Фемида обяжет продавца не только заплатить штраф в 10 000—20 000 рублей ( ст.14.8 КоАП ), но и компенсировать вам убытки — то есть подарить дополнительное оборудование. И такие случаи не единичны.

Ну и конечно всегда можно оставить отрицательный отзыв на Клиентской службе LADA, иногда это даже более действенный способ, уж поверьте моему опыту.

Пойдет ли дилер LADA на такие риски? Крайне маловероятно. Скорее всего, продавцы консультанты оперативно подыщут вам нужную машину, сделают на нее хорошую скидку и вдогонку завалят вас подарками в виде сертификатов на бесплатное ТО, аксессуаров и прочих приятных мелочей.

Вся информация, размещённая в статье взята в открытых интернет-источниках. Все файлы, видео и картинки были найдены в интернете в свободном скачивании.


Именно такой ответ я услышал, когда позвонил в один из автосалонов города.

Большинство уже в курсе того, что происходит на автомобильном рынке, когда дилеры не хотят продавать автомобиль без приобретения дополнительного оборудования.

Представьте, если в продуктовом магазине каждому покупателю будут «комплектовать» буханку хлеба обязательным пакетом и шоколадкой, без которых будут отказываться продавать. Однако, если вы взяли с полки единую упаковку с одной ценой, то это единица товара.

А вот и правовое обоснование.

Автосалон в силу своей деятельности обязан заключить договор на общих условиях при наличии возможности к заключению (наличие автомобиля и/или возможность принять заказ) (Статья 426 ГК РФ, пп. 15-22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"). Запрещено продавать автомобиль, делая условием продажи приобретение и установку дополнительного оборудования (Статья 16 Закона «О защите прав потребителей» (ЗоЗПП)).

Расторгнуть договор или предварительный договор купли-продажи в одностороннем порядке дилер не может (ст. 309 ГК РФ)

В случае просрочки исполнения обязательства автосалон должен 0,5% в день от суммы предоплаты ( Статья 23.1 Закона «О защите прав потребителей»).

Как этим всем пользоваться?

Приходите в автосалон, слышите требование о приобретении дополнительного оборудования (лучше сделать запись), напоминаете о статье 16 ЗоЗПП.

В ответ на упоминание во время диалога я услышал: «Мы же бизнес как хотим, так и продаем»

— а может не как хотите, а как соответствует законодательству РФ?

— может обратиться в Роспотребнадзор?

— а почему Вы не хотите купить с дополнительным оборудованием, кредитом?

— Вы понимаете, у нас нет автомобилей в наличии, можем заказать.

— Без дополнительного оборудования?

Если диалог не задаётся, пишите заявление о заключении договора купли-продажи с возможностью заключения его посредством заказа автомобиля (опционально). Получаем отметку о получении заявления, ждём приглашения на сделку.

Что дальше? Просите текст предварительного договора и реквизиты для оплаты по нему.

Внимательно читаете! Если всё устраивает, и существенные условия указаны в т.ч. дата поставки и полное описание комплектации, а также цена и зависимость её от РРЦ завода-производителя и/или курса валют, подписываете, вносите предоплату.

В последний день доставки по договору Вы можете внести полную стоимость автомобиля ( например, 2 млн. р.), со следующего дня исчисляется неустойка в размере 0,5% за каждый день (10.000 в день от 2 млн. р.)

Если дилер допустил просрочку исполнения или ошибся с комплектацией, и/или установил непредусмотренное договором оборудование, то это повод отказаться принимать автомобиль и продолжать ждать, исчисляя неустойку в размере 0,5% в день (но не более суммы предоплаты).

Если дилер несговорчивый, фиксируйте все диалоги, подавайте все заявления письменно с отметкой о вручении на копии. Жалуйтесь в Роспотребнадзор, Прокуратуру.

Если Вам предоставили договор, с условиями которого Вы не согласны и говорят, если не нравится, до свидания, Вы можете попросить подписать экземпляр с их стороны, а затем от руки на обоих экземплярах указать с чем согласны, чтобы в дальнейшем доказать в суде навязывание опций.

Отразите свои возражения и замечания и в акте приема-передачи.

Помните, как одно время страховые отказывались заключать договор ОСАГО без страхования жизни или иных видов страховок? В случае с автосалоном действия аналогичны.

Можно обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора купли-продажи. (ч. 4 ст. 445 ГК РФ).

Есть ли в этом смысл и экономическое обоснование? Решать Вам.

Метки: киа, бмв, шкода, skoda, lawyer

Комментарии 125


Расскажу как человек работавший на дилере. Машины в салоне укомплектованы, снимать всякие сигнализации и антикоры естественно никто не собирается, поэтому если хочешь автомобиль без допов, то это только заказ. Раньше было не долго, но сейчас в связи со всякими ограничениями по миру сроки поставки заказанных машин 2-3 месяца (бывает меньше, у всех брендов по разному). В предварительном договоре на заказ никто и никогда фиксировать цену не будет т.к. дилеру нужно продать автомобиль по прайсу, действующему на момент полной оплаты автомобиля, т.е. фактически на момент прихода. Как известно цены поднимаются чуть ли не каждую неделю и на момент прихода авто цена может вырасти. У меня на глазах произошёл такой случай, мужчина категорически не хотел брать машину из наличия с допами примерно на 110тр, окей, заказали, машину ждали чуть больше 3-х месяцев, за это время тариф вырос на 150тр, данный персонаж за бОльшую сумму получил точно такую же, но пустую машину. Вот и кто в такой ситуации дурак? Зачастую желание «встать в позу» выходит боком, большинство менеджеров тоже люди, и многие для продажи здесь и сейчас расскажут самые выгодные варианты и вы уедете на новом авто, а не будете бегать по судам, доказывая непойми что, непойми кому.


Если машина дилера, то вопросов к комплектации нет, но когда дилер на машину, которую заказали вешает допы и говорит, что без оплаты допов не отдаст, то здесь дорога в суд


DANILLLLLLLL

Расскажу как человек работавший на дилере. Машины в салоне укомплектованы, снимать всякие сигнализации и антикоры естественно никто не собирается, поэтому если хочешь автомобиль без допов, то это только заказ. Раньше было не долго, но сейчас в связи со всякими ограничениями по миру сроки поставки заказанных машин 2-3 месяца (бывает меньше, у всех брендов по разному). В предварительном договоре на заказ никто и никогда фиксировать цену не будет т.к. дилеру нужно продать автомобиль по прайсу, действующему на момент полной оплаты автомобиля, т.е. фактически на момент прихода. Как известно цены поднимаются чуть ли не каждую неделю и на момент прихода авто цена может вырасти. У меня на глазах произошёл такой случай, мужчина категорически не хотел брать машину из наличия с допами примерно на 110тр, окей, заказали, машину ждали чуть больше 3-х месяцев, за это время тариф вырос на 150тр, данный персонаж за бОльшую сумму получил точно такую же, но пустую машину. Вот и кто в такой ситуации дурак? Зачастую желание «встать в позу» выходит боком, большинство менеджеров тоже люди, и многие для продажи здесь и сейчас расскажут самые выгодные варианты и вы уедете на новом авто, а не будете бегать по судам, доказывая непойми что, непойми кому.

А вообще здесь все очень индивидуально. Я, например, ни разу не брал из наличия. Вот так вот сложилось, что всегда приходилось ждать. Иной раз по 5 месяцев. И ничего страшного. Подорожание было в эти 5 месяцев. Так и в договоре было прописано. Но это было 20.000. Была бы машина сразу в нужной мне комплектации и цвете… за + допов (нужных мне) на 10-20 тысяч… может и согласился бы. Хотя… покупать ковры в салон за 9000 — это перебор

Дилеры повернулись к клиентам задом. И на это есть причины

Официальные цены на автомобили непрерывно растут, но это не самое страшное: покупатели всё чаще жалуются на невозможность купить автомобили даже по этим устрашающим прайсам. При обращении в салоны их либо ставят в длительную очередь, либо предлагают доплатить сотни тысяч за пакеты допоборудования, либо отказываются продавать за наличные. Журналисты Сети городских порталов обзвонили дилеров популярных марок по всей России, чтобы понять, на каких условиях можно купить автомобиль прямо сейчас.

Покупатель — промокашка

— Ситуация напоминает времена «совка», когда продавец был королем, а покупатель — промокашкой, — сетует наш читатель Александр, пытавшийся найти автомобиль за миллиона рублей. — В салонах ставят ультиматумы: либо доплачивай за опции, либо уходи — желающих, мол, достаточно. Ощущение, что на двери нужно повесить табличку: «Нищебродам просьба не беспокоить».

Навязываемые допы можно разделить на две категории. Первая — это пакеты опций, которые устанавливаются на заводе (зимний пакет, накладки на кузов, комфортные опции). Вторая — это допы, которые ставит сам дилер. Среди них помимо сигнализации, ковриков и защиты картера в моду вошла оклейка машины защитной пленкой.

Другой автомобилист, Евгений, рассказывает, что не всегда спасает даже готовность купить машину в топовой комплектации:

— В конце апреля 2021 года заказал у официального дилера в Самаре Renault Logan Stepway в самой дорогой комплектации с автоматом, системой стабилизации, подогревом стекла и так далее. Сначала срок поставки обозначили июнем, потом сместили несколько раз, в итоге автомобиль был произведен лишь 2021 года, то есть через три месяца после заказа! А самое плохое, что я даже не знаю его цену: на момент заказа были лишь прайс-листы машин 2020 года, менеджеры объяснили, что цены на машины нового года не отображались даже в «1С:Бухгалтерии». Так что сюрприз будет, когда поеду забирать.

Еще один автомобилист, Михаил, недавно купил Volkswagen Tiguan и удивился, что дилер отказался заключать сделку без оформления кредита в одном из банков-партнеров.

— У меня был кредит, одобренный в одном из сторонних банков, и я сказал: «Ребята, я приду к вам, условно, с кучкой наличных и заберу автомобиль». Мне ответили: «Нет, так сделать нельзя, вы обязаны оформить кредит только у нас». Видимо, они зарабатывают на банковской комиссии, отсюда такое отношение.

Прайсовая стоимость автомобилей растет устрашающими темпами, и это без учета допов

Инфографика: Полина Авдошина / Сеть городских порталов

Как мы «покупали» автомобиль

Сильнее всего, пожалуй, удивили дилеры корейских марок, что отчасти объяснимо — они в топах продаж. Например, Hyundai Creta нового поколения (дебютировал этим летом) в одном из уральских салонов нам предложили из наличия с двухлитровым мотором и передним приводом в комплектации Family за рублей, хотя по официальному прайсу такой автомобиль стоит рублей. Переплату почти в 300 тысяч менеджер объяснил наличием дополнительного оборудования, а в качестве альтернативы предложил оформить предзаказ со сроком поставки месяцев и без фиксированной цены. Кстати, это условие универсально: никто из дилеров не готов заключать договор с указанием цены. Расчет будет производиться по прайсам, актуальным на момент выдачи автомобиля.

Что касается Creta, то менеджер посоветовал модель предыдущего поколения с двухлитровым мотором и набором допоборудования (сигнализация, защита двигателя, тонировка, защитная сетка радиатора, пленочная «броня» на передней части) за рублей. Прайсовая цена такой машины без навязанных опций начинается от рублей, то есть переплата за допы — примерно 250 тысяч рублей.

Стоимость Hyundai Creta второго поколения в сравнении с предыдущей моделью поднялась в диапазоне тысяч рублей. Прайс-лист теперь стартует от рублей, но это — лишь в теории

Тогда мы попробовали купить KIA Rio в салоне по соседству. На нашу просьбу рассказать, какие варианты есть в наличии, менеджер строго заявил:

— В наличии их уже давно не бывает, всё под заказ. Давайте поставим вопрос по-другому: вам какая комплектация интересна?

— Что-нибудь в районе 1 млн рублей: «Комфорт», «Классик Аудио».

— Так, «Классик Аудио» можете даже не искать, а если смотреть из реальных вариантов, то всё равно миллион сто получится.

Быстро выяснилось, что цена рублей также неактуальна, потому что речь идет о некой абстрактной машине с «индивидуальным сроком поставки до полугода», в течение которых, естественно, стоимость может измениться не единожды.

— Хорошо, ну а какие есть более-менее реальные варианты?

— Двигатель будет в любом случае только 1,6 литра, — продолжил менеджер в своем веском тоне. — Коробка передач, скорее всего, автомат, потому что на механике приходит одна машина из десяти. Комплектация будет как минимум «Комфорт» с ценой от рублей. Вам коврики, тонировка, сигналка нужны?

— Я бы предпочел без них.

Энтузиазм менеджера окончательно угас:

— Ну тогда делаем предзаказ, и поставка в лучшем случае в октябре. Это прям в лучшем случае. Цена не фиксируется.

На наше недовольное пыхтение в трубке менеджер возразил с легким упреком в голосе:

— Машина даже еще не произвелась, на нее не было затрачено материалов, мы ее не выкупили, поэтому не можем зафиксировать цену.

И оказалось, что, если рассматривать более-менее разумные сроки поставки, цена составит как минимум рублей за KIA Rio 1.6 AT Luxe при прайсовой цене рублей. Разница почти в 200 тысяч объясняется наличием всё тех же допов — защиты двигателя, ковриков, сигнализации, подкрылков и накладок на пороги, круиз-контроля, шумоизоляции, маркировки «Литэкс», тонировки задних стекол.

И всё это при условии, если предыдущий клиент откажется от конкретной машины.

Тогда посмотрим на близкую модель, Hyundai Solaris. На наше счастье, в одном из салонов Новосибирска машины оказались не только в наличии, но даже в нужной нам комплектации: по легенде мы искали Solaris 1.6 на механике в комплектации Active Plus.

— Последняя машина осталась в черном цвете, — сообщает менеджер. — Вы за наличные или в кредит? За наличные? Тогда цена рублей.

Сколько-сколько? По прайсу такой Active Plus стоит 976 тысяч, более того, наценку в 200 тысяч предлагают не за дополнительные опции, а просто так. Почему стоимость не соответствует прайсу?

— Прайс сейчас является ориентировочным, — заявляет продавец. — А за наличные вам за эти деньги машину, честно, никто не отдаст. Дело не в наценке: посмотрите бэушные «Солярисы», там даже годовалые стоят по рублей.

Дефицит советского образца?

О причинах такой ситуации мы рассказывали много раз: помимо обесценивания рубля автозаводы страдают от дефицита компонентов, в том числе из-за «полупроводникового кризиса» — нехватки микросхем после приостановки азиатских заводов во время пандемии . Руководитель пресс-службы агентства «АВТОСТАТ» Азат Тимерханов считает, что ситуация действительно специфическая.

— Сейчас рынок продавца, а не покупателя, — поясняет он. — Возник дефицит машин, и дилеры пытаются получить максимальную выгоду из этой ситуации, что с точки зрения бизнеса совершенно нормальный процесс, но с моральной и человеческой точки зрения, конечно, нет. При этом, если человеку нужно купить машину срочно, он пойдет на условия, когда навязывают допы, делают большие накрутки и так далее. Но в любом случае выбор за покупателем, например, можно не брать из наличия, а заказать нужную версию и подождать, однако есть риск, что цена за это время изменится.

Интересно, что некоторые модели купить практически невозможно. Так, например, в дилерском центре Skoda на нашу просьбу подобрать Octavia за стоимость в районе рублей менеджер ответил:

— «Октавий» в России нет приблизительно до октября: нет поставки комплектующих из Европы, да и в октябре, если честно.

— Вилами по воде?

— Да, вот как вы и сказали. В том и проблема, что на протяжении месяцев ее уже нет в продаже. У меня клиент заказывал автомобиль еще в феврале, но по сей день машина даже не произведена. Он ждет, машина дорожает.

Skoda Octavia четвертого поколения дебютировала прошлой осенью, но в свободной продаже, по словам менеджеров, ее нет

Хорошо, тогда переключимся на более дорогой кроссовер Karoq, который, к счастью, есть даже в наличии, но с пакетами дополнительного оборудования, которые, по словам менеджера, идут сразу с завода.

Нам предложили Karoq 1.4 TSI 8AT 2WD в комплектации Active с пакетами «Комфорт» и «Технология» за рублей против по прайсу. Этот автомобиль сейчас выставлен в салоне и в качестве допов имеет литые диски, парктроник, климат-контроль, подогрев сидений, мультируль с подогревом и кожаной отделкой, мультимедиасистему Bolero, круиз-контроль, обогрев и регулировку зеркал, коврики, брызговики, защиту радиатора и картера, бронировочную пленку на фарах, бампере и капоте. Есть варианты с полным приводом, но цена будет еще выше — от рублей. Что до заказа нужной комплектации, срок поставки составит месяца, но из-за корпоративного отпуска может сместиться, так что ориентироваться нужно на конец года.

Близкая ситуация с доступным лифтбеком Volkswagen Polo. У одного из дилеров нам удалось найти автомобиль в наличии и даже на механике. Но цена за комплектацию Respect составляет минимум 1,238 млн рублей против 1,072 млн по прайсу из-за добавления спортпакета: литые колеса, задние дисковые тормоза, спортивная решетка радиатора, сиденья-ковши, спойлер, тонировка. А еще — зимний пакет (климат-контроль, обогрев лобового стекла, подлокотник) и ряд дилерских опций (автозапуск, брызговики, защита двигателя).

Заказ в производство означает срок ожидания до полугода без фиксирования цены, при этом допоборудование навяжут в любом случае. В качестве компромисса менеджер предложил выбрать машину из партий, прибывающих в начале августа: самая доступная версия стоит 1,195 млн рублей. За такие деньги проще уже поискать свежую трехлетку более высокого класса.

Формально цена Volkswagen Polo стартует от 987 тысяч, в реальности его сложно купить дешевле

А с Toyota RAV4 определенности еще меньше: в одном из уральских автосалонов двухлитровых машин в наличии не оказалось, поставки расписаны. Нам предложили оставить телефон на случай, если нужная машина будет распределена в регион в начале августа. Нет определенности и с наличием допов: тут как повезет.

В Тюмени нам нашли искомый двухлитровый RAV4 с полным приводом и вариатором, и срок поставки неплохой — сентябрь. Но комплектация «Престиж» сама по себе стоит от 2,6 млн рублей, нам же предложили машину по цене 2,9 млн, объяснив это наличием допов: защита картера, арок, микролифты капота, сигнализация, защитная сетка радиатора и комплект зимних колес на дисках.

Долго ли рынок будет настолько аномальным?

— Рано или поздно проблема дефицита устранится: кто-то говорит, что в конце года, кто-то считает, что ситуация перейдет на следующий год, — рассказывает Азат Тимерханов. — Весной дилеры говорили, что к осени ситуация должна улучшиться, но сейчас большинство склоняются к тому, что всё затянется. Но всё равно рано или поздно проблема недопроизводства будет устранена, рынок насытится, трафик в автосалоны упадет, и ситуация развернется на 180 градусов: будет рынок покупателя. Тогда будет проще выпросить скидку, будет богаче выбор из наличия.

И «Лада» туда же

Без переплаты нельзя купить даже отечественный автомобиль, который, казалось бы, в меньшей степени зависит от курсов валют и иностранных поставщиков (на самом деле зависит). Но всё же у «Лады» наценка пониже. Например, в уральских автосалонах Lada Granta нам предложили из наличия в комплектации Classic по цене 562 тысячи рублей (соответствует прайсу), а из доплат — лишь пакет «Оптима» за 26 тысяч рублей: это подогревы боковых зеркал и кондиционер. То есть минимальная цена из наличия — около 590 тысяч рублей, плюс доплата за любой цвет, кроме белого и черного.

В Ростове из наиболее доступных «Грант» в наличии отыскался автомобиль в бежевом цвете за 752 тысячи рублей на автомате, что примерно на 50 тысяч дороже прайсовой цены, из которых рублей — это доплата за цвет (тут всё честно), еще 33,5 тысячи — дополнительное оборудование (антикор, защита двигателя, тонировка, коврики), и рублей — за продленную на год гарантию. А если непременно нужна механическая коробка передач, то цена в комплектации Drive Active составляет минимум 772 тысячи рублей, притом что минимальная цена для данной версии — 720 тысяч. С другой стороны, в поставке есть машины по прайсовым ценам, поэтому, если время терпит, можно заказать версию Comfort с двигателем . по цене 635 тысяч рублей, которые она и стоит официально.

Чуть хуже дела с Lada Vesta: по легенде мы искали самую простую версию седана с кондиционером, и в Челябинске нам анонсировали версию Comfort Light за 880 тысяч рублей против 809 тысяч рублей по прайсу. Цена выросла за счет добавления тонировки, антикора, сигнализации, ковриков, защиты картера, брызговиков, аудиосистемы и декоративной мелочевки. Минимальная «Веста» на вариаторе с пакетом допов обойдется уже в 983 тысячи рублей. Заказ машины в производство возможен, но осложнен корпоративным отпуском АВТОВАЗа, начинающимся в эти дни. Впрочем, даже так привезти нужную машину обещали не позднее конца лета. Тут уж невольно возникают мысли, не проще ли купить чуть подержанную иномарку без нервотрепки и ожидания.

В самарском автосалоне Lada нам сразу заявили, что версий дешевле 800 тысяч не бывает в принципе, но в наличии есть седан Classic с пакетом Start с кондиционером, усилителем руля, электрозеркалами с подогревом за 830 тысяч рублей, что на 42 тысячи рублей дороже прайса за счет добавления сигнализации, защиты двигателя, ковриков и антикоррозийной обработки. При этом менеджер с неким сожалением констатировал, что мы хотим купить автомобиль за наличные, потому что в кредит была бы скидка до 30 тысяч рублей и больше, а дополнительный дисконт был бы возможен при сдаче своего автомобиля в трейд-ин: это почти универсальное правило.

Почему при абсурдных ценах автомобили в дефиците?

Продажи автомобилей действительно держатся на относительно хорошем уровне: так, за первую половину 2021 года они составили 821 тысячу автомобилей против 600 тысяч, проданных за первое полугодие . Впрочем, тогда рынку помешал «мертвый апрель», но, даже если сравнивать с относительно благополучным 2019 годом, нынешний результат лучше — тогда продали 788 тысяч автомобилей.

Людей гонят в автосалоны неблагоприятные ожидания, потому что за последние семь лет еще не было прецедента, чтобы стоимость автомобилей снизилась. В последние же полтора года большинство автомобильных марок увеличивают цены как минимум раз в квартал, а некоторые и чаще.

Ситуацию осложнил и «полупроводниковый кризис»: мировой автопром ощутил его еще в конце 2020 года, российский — весной 2021 года. Из-за дефицита компонентов (не только полупроводников) ряд заводов останавливал производство, в частности АВТОВАЗ.

Что такое «полупроводниковый кризис»? Это глобальное следствие пандемии, когда локдауны в азиатских странах нарушили производственный цикл полупроводников, занимающий от полугода и более. В начале 2021 года дефицит микросхем ощутили практически все отрасли, например, Apple отложил выход нового iPhone, Sony снизила ожидания от продаж игровой приставки PS5. Автопром оказался в наименее выгодном положении, поскольку обеспечивает лишь порядка 10% спроса на микросхемы: в приоритете сейчас , более важные для изготовителей микропроцессоров.

Дилеры оказались в пикантном положении, когда, с одной стороны, поставки машин ограничены, с другой — есть «горячие» клиенты. Это провоцирует как явный рост цен (изменение прайсов), так и завуалированный, за счет навязывания оборудования. И это в самом деле напоминает советские времена, когда наличие нужной суммы еще не означало возможность купить автомобиль.

Азат Тимерханов при этом советует тем, кто твердо намерен купить автомобиль, не зацикливаться на одном автосалоне, а посмотреть шире:

— Сейчас нужно тщательно мониторить автосалоны, особенно в соседних регионах, и не забывать об альтернативе в виде автомобилей с пробегом. Поскольку наше агентство расположено в Тольятти и мы чуть лучше видим ситуацию с вазовскими дилерами, то могу сказать, что у них проблем чуть меньше: да, тоже есть проблема дополнительных опций, но не такая острая, а сроки поставки машин не столь велики.

Читайте также: