Приказ о переносе прохождения медицинских осмотров

Обновлено: 30.06.2024

Минтруд уточнил требования к прохождению обязательных медосмотров для работников определенных профессий.

В письме от 10.04.2020 № 15-2/10/В-2842 ведомство напоминает, что статьей 213 ТК РФ определены категории работников и лиц, в отношении которых работодатель обязан организовать проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медосмотров для выполнения поручаемой работы и предупреждения профзаболеваний.

Указанные медосмотры проводятся по правилам, закрепленным в приказе Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н.

Вместе с тем в связи с распространением коронавирусной инфекции и введением ограничений в регионах до снятия таких ограничений Минтруд предлагает временно приостановить проведение указанных обязательных медосмотров работников. Исключение составляют отдельные категории работников, деятельность которых связана:

  • с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды;
  • с воспитанием и обучением детей;
  • с коммунальным и бытовым обслуживанием населения;
  • с работами на высоте;
  • с занятостью на рабочих местах с классом условий труда 3.3 и 3.4, установленным по результатам проведения специальной оценки условий труда.

Соответственно, допуск работников к исполнению ими трудовых обязанностей в указанный период без прохождения обязательных медицинских осмотров не считается нарушением, за которое должностным и юридическим лицам грозит штраф (по статье 5.27.1 КоАП РФ).

При этом медосмотры отдельных категорий работников, которые по требованию законодательства должны проводиться в начале рабочего дня (смены), а также в течение и в конце рабочего дня (смены), должны проводиться в прежнем порядке.

Обязательные медосмотры должны проходить работники, занятые на работах с вредными или опасными условиями труда, работники, работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, работники водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений. Для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня, а также в течение и в конце смены. Например, для водителей.

По решению органов местного самоуправления у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров. Все обязательные медосмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя, а время их прохождения включается в рабочее время.

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательного медосмотра грозит ИП штрафом в размере от 15 000 до 25 000 рублей, а для юридических лиц - от 110 000 до 130 000 рублей. За повторное нарушение деятельность ИП или организации может быть приостановлена на срок до девяноста суток. Нарушение проведения медосмотров водителей является основанием для привлечения к ответственности по ст. 11.32 КоАП РФ. Штрафы по данной статье для организаций и ИП составляют от 30 000 до 50 000 рублей.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 апреля 2020 г. “О проведении медицинских осмотров работников в период действия ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции”


Обзор документа

Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 апреля 2020 г. “О проведении медицинских осмотров работников в период действия ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции”

“О проведении медицинских осмотров работников в период действия ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции”

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрены письма Федеральной службы по труду и занятости от 28 марта 2020 г. N 960-ТЗ, от 6 апреля 2020 г. N 1031-ТЗ.

В настоящее время в Минтруд России поступают многочисленные обращения юридических лиц и граждан из различных субъектов Российской Федерации по вопросу проведения обязательных медицинских осмотров работников в период действия ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции.

Как следует из обращений, в отдельных субъектах Российской Федерации приняты акты о временном запрете на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров всех категорий работников без учета выполняемых ими работ, что может привести к угрозе жизни и здоровья работников и иных граждан.

В целях обеспечения сохранения жизни и здоровья работников в процессе выполнения трудовых обязанностей, а также иных граждан информируем о следующем.

Пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 марта 2020 г. N 710-р поручено обеспечить временное приостановление проведения исключительно профилактических медицинских осмотров и диспансеризации определенных групп взрослого населения.

Указанные профилактические медицинские осмотры и диспансеризация проводятся в соответствии с нормативными правовыми актами в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Что касается проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников, то этот вопрос урегулирован трудовым законодательством.

Статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определены категории работников и лиц, в отношении которых работодатель обязан организовать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с частью 2 статьи 213 Кодекса работники, в том числе, медицинских организаций проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Также в Федеральном законе "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) необходимость проведения обязательных медицинских осмотров установлена статьей 34, согласно которой в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры; работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.

Предусмотренные статьей 213 Кодекса и статьей 34 Федерального закона N 52-ФЗ медицинские осмотры проводятся в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".

Вместе с тем в связи с распространением коронавирусной инфекции и введением ограничений на территории субъектов Российской Федерации до снятия таких ограничений полагаем целесообразным временно приостановить проведение обязательных медицинских осмотров работников за исключением отдельных категорий работников, деятельность которых связана:

- с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды;

- с воспитанием и обучением детей;

- с коммунальным и бытовым обслуживанием населения;

- с работами на высоте;

- с занятостью на рабочих местах с классом условий труда 3.3 и 3.4, установленным по результатам проведения специальной оценки условий труда.

Допуск таких работников к исполнению им трудовых обязанностей в указанный период без прохождения обязательных медицинских осмотров не является нарушением, предусматривающим административное наказание должностных и юридических лиц согласно части 3 статьи 5.27.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Также следует отметить, что медицинские осмотры отдельных категорий работников в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены), предусмотренные частью 3 статьи 213 Кодекса, проводятся в установленном порядке.

Обзор документа

Правительство приостановило проведение профилактических медосмотров. Некоторые регионы при этом приостановили предварительные (при поступлении на работу) и периодические медосмотры работников.

По мнению Минтруда, это может привести к угрозе жизни и здоровья работников и иных граждан. Предварительные и периодические медосмотры следует сохранить для сотрудников, работа которых связана:

- с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды;

- с воспитанием и обучением детей;

- с коммунальным и бытовым обслуживанием населения;

- с работами на высоте;

- с занятостью на рабочих местах с вредными условиями труда классов 3.3 и 3.4.

За отсутствие обязательных медосмотров заводить административные дела не будут.

Медосмотры отдельных категорий работников в начале, а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены) проводятся в установленном порядке.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Министерства здравоохранения РФ от 1 июля 2021 г. № 698н "Об утверждении Порядка направления граждан на прохождение углубленной диспансеризации, включая категории граждан, проходящих углубленную диспансеризацию в первоочередном порядке"


Обзор документа

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 1 июля 2021 г. № 698н "Об утверждении Порядка направления граждан на прохождение углубленной диспансеризации, включая категории граждан, проходящих углубленную диспансеризацию в первоочередном порядке"

Утвердить прилагаемый Порядок направления граждан на прохождение углубленной диспансеризации, включая категории граждан, проходящих углубленную диспансеризацию в первоочередном порядке.

Министр М.А. Мурашко

Утвержден
приказом Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 1 июля 2021 г. № 698н

Порядок направления граждан на прохождение углубленной диспансеризации, включая категории граждан, проходящих углубленную диспансеризацию в первоочередном порядке

1. Настоящий Порядок регулирует вопросы направления взрослых (в возрасте 18 лет и старше) на прохождение углубленной диспансеризации, включая категории граждан, проходящих углубленную диспансеризацию в первоочередном порядке (далее - граждане).

2. Углубленную диспансеризацию вправе пройти граждане, переболевшие новой коронавирусной инфекцией COVID-19.

Углубленная диспансеризация также может быть проведена по инициативе гражданина, в отношении которого отсутствуют сведения о перенесенном заболевании новой коронавирусной инфекцией COVID-19, при подаче им заявления на имя руководителя медицинской организации, выбранной гражданином для оказания первичной медико-санитарной помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - медицинская организация), о его желании пройти углубленную диспансеризацию, оформленного в произвольной форме в письменном виде.

Категории граждан, проходящих углубленную диспансеризацию в первоочередном порядке, определены в приложении к настоящему Порядку (далее - категории).

3. В случае отсутствия у медицинской организации лицензии на осуществление медицинской деятельности по отдельным видам работ (услуг), необходимым для проведения углубленной диспансеризации, медицинская организация направляет гражданина в иную медицинскую организацию, имеющую лицензию на требуемые виды работ (услуг).

4. Руководитель медицинской организации, врачи-терапевты, врачи-терапевты участковые, врачи общей практики (семейные врачи), врачи-терапевты цехового врачебного участка, врачи по медицинской профилактике медицинской организации являются ответственными за проведение углубленной диспансеризации. Фельдшер является ответственным за проведение углубленной диспансеризации населения фельдшерского участка в случае возложения на него отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения 1 (далее - медицинские работники, ответственные за проведение углубленной диспансеризации).

5. В целях организации проведения углубленной диспансеризации медицинской организацией на основании сведений региональных информационных систем обязательного медицинского страхования, интегрированных с государственной информационной системой обязательного медицинского страхования 2 , составляется поименный перечень граждан, подлежащих углубленной диспансеризации (далее - перечень граждан), в котором указываются следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество (при наличии), возраст (дата, месяц, год рождения);

2) номер полиса обязательного медицинского страхования гражданина;

3) категория, к которой относится гражданин;

4) планируемые дата и место проведения углубленной диспансеризации.

Перечень граждан подлежит ежемесячной актуализации медицинской организацией.

6. Планируемая дата проведения углубленной диспансеризации устанавливается не ранее 60 календарных дней после выздоровления 3 гражданина, перенесшего новую коронавирусную инфекцию COVID-19, при оказании ему медицинской помощи в амбулаторных условиях или в условиях стационара.

7. На основании перечня граждан медицинская организация формирует и ведет календарный план проведения углубленной диспансеризации с указанием осмотров врачами-специалистами, лабораторных, инструментальных и иных исследований, дат и мест их проведения, числа граждан (далее - календарный план).

При планировании даты проведения углубленной диспансеризации гражданина, составлении перечня граждан, подлежащих углубленной диспансеризации, а также при актуализации указанного перечня учитывается категория, к которой относится гражданин.

8. Перечень граждан и календарный план доводятся до сведения медицинских работников, участвующих в проведении углубленной диспансеризации, в том числе медицинских работников, ответственных за проведение углубленной диспансеризации.

9. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, медицинская организация осуществляют информационное взаимодействие со страховыми медицинскими организациями в целях организации информирования граждан, подлежащих углубленной диспансеризации, или их законных представителей о возможности прохождения углубленной диспансеризации в соответствии с Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. N 108н 4 .

11. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья обеспечивают организацию прохождения гражданами углубленной диспансеризации, в том числе в вечерние часы и субботу, а также предоставляют гражданам возможность самостоятельной записи при обращении гражданина в медицинскую организацию и дистанционной записи на углубленную диспансеризацию, в том числе посредством использования Единого портала и иных информационных систем 5 .

12. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья обеспечивают передачу сведений о записях граждан на углубленную диспансеризацию в структурные подразделения медицинской организации, осуществляющей углубленную диспансеризацию, с использованием медицинской информационной системы медицинской организации или государственной информационной системы в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения в течение одного рабочего дня со дня получения актуализированных данных в соответствии с Требованиями к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций, утвержденными приказом Минздрава России от 24 декабря 2018 г. N 911н 6 .

13. При подозрении у гражданина наличия заболевания (состояния), диагноз которого не может быть установлен при проведении исследований и иных медицинских вмешательств, включенных в I этап, углубленная диспансеризация является завершенной в случае проведения исследований и иных медицинских вмешательств, включенных во II этап углубленной диспансеризации в соответствии с перечнем, приведенным в приложении N 4 к Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - Перечень исследований).

В случае отказа гражданина (его законного представителя) от проведения одного или нескольких исследований или иных медицинских вмешательств, предусмотренных Перечнем исследований, оформленного в соответствии со статьей 20 Федерального закона 7 , углубленная диспансеризация считается завершенной в объеме проведенных исследований и иных медицинских вмешательств.

14. При выявлении у гражданина в процессе углубленной диспансеризации медицинских показаний к проведению осмотров (консультаций) врачами-специалистами, исследований и иных медицинских вмешательств, не входящих в объем углубленной диспансеризации в соответствии с настоящим Порядком, они назначаются и выполняются в соответствии с положениями порядков оказания медицинской помощи по профилю выявленного или предполагаемого заболевания (состояния), с учетом стандартов медицинской помощи, а также на основе клинических рекомендаций 8 .

15. Результаты осмотров (консультаций) медицинскими работниками, исследований и иных медицинских вмешательств, входящих в объем углубленной диспансеризации, вносятся в медицинскую карту пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях 9 , с пометкой "Углубленная диспансеризация".

В случае использования в медицинской организации медицинской информационной системы медицинской организации или государственной информационной системы в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации при проведении углубленной диспансеризации, результаты приемов (осмотров, консультаций) медицинскими работниками, исследований и иных медицинских вмешательств, входящих в объем углубленной диспансеризации, сформированные в форме электронных медицинских документов, представляются в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения, в том числе с целью предоставления гражданам услуг в сфере здравоохранения в электронной форме посредством использования Единого портала и иных информационных систем, предусмотренных частью 5 статьи 91 Федерального закона.

16. Проведение углубленной диспансеризации осуществляется с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки в субъекте Российской Федерации.

2 Часть 7 статьи 44 1 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 49; ст. 6422; 2020, N 50, ст. 8075).

5 Часть 5 статьи 91.1 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2017, N 31, ст. 4791).

Приложение
к Порядку направления граждан
на прохождение углубленной
диспансеризации, включая категории
граждан, проходящих углубленную
диспансеризацию в первоочередном
порядке, утвержденному приказом
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 1 июля 2021 г. № 698н

Категории граждан, проходящих углубленную диспансеризацию в первоочередном порядке

1. Граждане, перенесшие новую коронавирусную инфекцию COVID-19, при наличии двух и более хронических неинфекционных заболеваний.

При этом учитываются коды по МКБ-10 1 хронических неинфекционных заболеваний по следующим группам:

1 группа - I10, I11, I12, I13, I15, I20.1, I20.8, I20.8, I20.9, I25.0, I25.1, I25.2, I25.5, I25.6, I25.8, I25.9;

4 группа - J44.0, J44.8, J44.9;

5 группа - I69.0, I69.1, I69.2, I69.3, I69.4, I67.8.

Наличие двух и более хронических неинфекционных заболеваний у гражданина определяется при наличии кода по МКБ-10 из 1 группы в сочетании с одним и более кодом по МКБ-10 из 2-5 групп.

2. Граждане, перенесшие новую коронавирусную инфекцию COVID-19, не относящиеся к категории, указанной в пункте 1 настоящего Приложения.

1 Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра.

Обзор документа

Урегулированы вопросы углубленной диспансеризации переболевших COVID-19, а также граждан, в отношении которых отсутствуют сведения о перенесенном заболевании COVID-19.

В первую очередь обследуют переболевших COVID-19. Это будут делать не ранее 60 дней после выздоровления.

Предусмотрены общий и биохимический анализы крови, измерение насыщения крови кислородом (сатурация), тест с 6-минутной ходьбой, спирометрия, рентген грудной клетки, прием терапевта. Для переболевших добавятся анализ на определение концентрации D-димера в крови, помогающий выявлять признаки тромбообразования. Все исследования можно будет пройти в течение одного дня.

В дальнейшем при необходимости могут назначить эхокардиографию, КТ легких и допплеровское исследование сосудов нижних конечностей.

Минздрав внес изменения в порядок проведения обязательных медосмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда.

Соответствующий приказ от 18.05.2020 № 455н опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации.

Действующий порядок проведения обязательных медосмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, утвержден приказом Минздрава от 12.04.2011 № 302н (с изменениями и дополнениями).

Новые поправки устанавливают, что в случае введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации проведение периодических осмотров работников по решению работодателя может быть отложено, но не более чем на 6 месяцев.

Исключение из этого правила составят работы:

  • во вредных условиях труда 3 и 4 степени;
  • в организациях пищевой промышленности, молочных и раздаточных пунктах, на базах и складах продовольственных товаров;
  • в организациях общественного питания, торговли, буфетах, на пищеблоках, в том числе на транспорте;
  • выполняемые учащимися образовательных организаций общего и профессионального образования перед началом и в период прохождения практики в организациях, работники которых подлежат медосмотрам;
  • медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений, а также родильных домов (отделений), детских больниц (отделений) и детских поликлиник;
  • в образовательных организациях всех типов и видов, а также детских организациях, не осуществляющих образовательную деятельность, в детских и подростковых сезонных оздоровительных организациях;
  • в дошкольных образовательных организациях, домах ребенка, организациях для детей-сирот;
  • в организациях бытового обслуживания (банщики, работники душевых, парикмахерских), в бассейнах, водолечебницах, в гостиницах, общежитиях, пассажирских вагонах (проводники), в должности бортового проводника воздушного судна;
  • в организациях медицинской промышленности и аптечной сети, связанные с изготовлением, расфасовкой и реализацией лекарственных средств;
  • связанные с переработкой молока и изготовлением молочных продуктов;
  • на водопроводных сооружениях, связанные с подготовкой воды и обслуживанием водопроводных сетей.

Соответственно, в перечисленных случаях перенос периодических медосмотров не допускается.

Перечень работников, которые обязаны проходить медицинские осмотры, установлен в соответствии со ст. 213 ТК РФ. Обязательные медосмотры наряду с работниками, занятыми на работах с вредными или опасными условиями труда, должны проходить работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли.

Также обязательные медосмотры должны проходить работники водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений. Прохождение обязательного медосмотра работника должно осуществляться по направлению работодателя в медицинскую организацию, с которой работодателем заключен договор на проведение предварительных или периодических осмотров.

По закону все обязательные медосмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя, а время их прохождения включается в рабочее время. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения периодических медицинских осмотров наказывается штрафом по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Данная норма предполагает штрафов в размере от 15 000 до 25 000 рублей – для должностных лиц и ИП и от 110 000 до 130 000 рублей – для юридических лиц.

Читайте также: