Правотворчество как форма государственного руководства обществом проходит следующие этапы

Обновлено: 02.07.2024

Давая общую характеристику формально-юридических источников права, мы отмечали, что они возникают в результате целенаправленной деятельности государства, которое в лице компетентных органов осуществляет разработку и принятие документов содержащих в себе общезначимые правила поведения (нормы права), наделяет эти документы юридической силой и обеспечивает их доведение до сведения заинтересованных лиц. Таким образом, правотворчество – это целенаправленная деятельность по разработке, принятию, опубликованию формально-юридических источников права (правовых актов), осуществляемая от имени государства, компетентными правотворческими органами и обеспечиваемая системой государственных гарантий и санкций.

Целями правотворчества являются:

1. создание новых правил поведения (норм права);

2. конкретизация существующих правил поведения;

3. совершенствование существующих правовых норм;

4. устранение устаревших правил поведения, восполнение пробелов в праве, преодоление противоречий в нормативном материале.

Правотворчество осуществляется на основании определенных принципов, т.е. основополагающих начал правотворческой деятельности. К числу принципов правотворчества прежде всего следует отнести такие как гласность, демократизм, профессионализм, законность, научность, связь с практикой, своевременность и др.

1. Демократизм правотворчества предполагает изучение и учет поступивших при обсуждении проекта замечаний и предложений, их анализ и использование в окончательной выработке текста проекта.

2. Гласность правотворчества выражается в опубликовании проектов важнейших нормативно-правовых актов до их принятия, а также в возможности проследить волеизъявление депутатов представительных органов при поименном голосовании.

3. Профессионализм правотворчества предполагает привлечение к такого рода деятельности компетентных специалистов, обладающих профессиональными знаниями и опытом в разработке законопроектов.

4. Законность правотворчества предполагает проведение правотворческой деятельности только на основании закона. Правотворческий орган не имеет права выходить за рамки своей компетенции при принятии нормативно-правовых актов.

5. Научный характер правотворчества предполагает строгое соблюдение правил юридической техники, выработанных юридической наукой.

6. Связь с практикой необходима для изучения органом правотворчества вопросов эффективности принимаемых нормативно-правовых актов. Исходя из этого, корректируется работа правотворческих органов.

7. Своевременность правотворчества предполагает оперативное создание новых норм и внесение органами правотворчества изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты в соответствие с качественным изменением общественных отношений.

Одной из форм правотворчества является законотворчество. Законотворчество – это целенаправленная деятельность компетентных государственных органов по разработке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов высшей юридической силы – законов.

В Российской Федерации законодательный процесс включает в себя шесть основных стадий:

1.Законодательная инициатива – право компетентных субъектов возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона.

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации, правом законодательной инициативы обладают:

- члены Совета Федерации;

- депутаты Государственной Думы;

- Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ(по вопросам их ведения).

3. Принятие закона. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов и в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (ст. 105 Конституции РФ).

4. Одобрение закона. Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа этой палаты либо в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации (принцип «одобрения молчанием»).




В случае отклонения федерального закона палаты могут создавать согласительную комиссию для преодоления разногласий, после чего закон повторно рассматривается Государственной Думой.

При этом Закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

5. Промульгация (подписание) закона. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования в четырнадцатидневный срок (ст. 107 Конституции РФ). Если Президент в течение указанного срока отклонит закон (Президентское вето), то палаты Федерального Собрания вновь рассматривают его. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции не менее чем двумя третями голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то он подлежит подписанию Президентом в течение семи дней и обнародованию.

6. Обнародование закона осуществляется путем официального опубликования в течение семи дней после его подписания Президентом РФ в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Законы вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в тексте самого закона не установлен иной порядок вступления его в силу.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что понимается под источником права в формально-юридическом смысле? Назовите виды формальных источников права и охарактеризуйте каждый из них.

2. Дайте определение и раскройте основные признаки нормативно-правового акта.

3. В чем выражается специфика закона как нормативного акта, обладающего высшей юридической силой?

4. Охарактеризуйте особенности действие нормативно-правового акта в пространстве, во времени и по кругу лиц.

5. Что такое обратная сила закона?

6. Каков порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов?

7. Каков порядок утраты юридической силы нормативно-правовых актов?

8. В чем отличие отмены нормативно-правовых актов от признания актов противоправными (антиконституционными)?

9. Дайте определение правотворчества и охарактеризуйте принципы правотворческого процесса.

10. Перечислите основные стадии законотворчества и дайте им короткую характеристику.

Учебная литература:

1. Теория государства и права (схемы и комментарии). Учебное пособие. / Под ред. Р.А. Ромашова. СПб, 2000. С. 103 – 114.

2. Теория права и государства: основные схемы и определения (альбом схем). Учебное пособие. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России / Под общ. ред. В.П. Сальникова, 1999. С.27 – 29.

3. Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: Мастерство: Высшая школа, 2000. С.105 – 113.

4. Коваленко А.И. Теория государства и права в вопросах и ответах. М., 1994. С. 62 – 64.

Дополнительная литература:

5. Антонова Л.И. Некоторые вопросы теории правотворчества // Правоведение.1963. № 3.

6. Гук П.А. Судебный прецедент в России: Теория и практика // Правоведение. 2001. №4

7. Зивс С.Л. Источники права. М., 1981.

8. Мицкевич А.В. Источники (формы выражения) российского права // Закон: создание и толкование / Под ред. А.С. Пиголкина. М.: Изд-во Спарк, 1998.

9. Богдановская И.Ю. Прецедентное право. М.: Наука, 1993.

10. Калинин А.Ю., Комаров С.А. Форма (источник) права как категория в теории государства и права.// Правоведение. 2000 №4.

11. Маяков В.П. Опубликование и вступление в силу федеральных законов, иных нормативных правовых актов // Государство и право.1995.№ 5.

12. Медведев А.М. Правовое регулирование действия закона во времени // Государство и право. М., 1995. № 3.

13. Рабко Т. Выявление правовых актов субъектов Федерации, не соответствующих законам и Конституции РФ // Законность 2001. №10.

14. Сергеева Т.В. Обычай как источник права.// Правоведение. 1997. №2.

15. Тихомиров Ю.А. Договор как регулятор общественных отношений // Правоведение. 1990. № 5.

1. Стадии правотворческого процесса - ряд последовательных этапов принятия (издания) нормативного правового акта, на каждом из которых решаются самостоятельные задачи правотворческой деятельности.

2. Основными стадиями правотворческого процесса являются:

1) подготовка и внесение проекта нормативного правового акта в орган государственной власти Курганской области и высшему должностному лицу Курганской области;

2) рассмотрение проекта нормативного правового акта и его принятие;

3) подписание и официальное опубликование нормативного правового акта;

4) вступление в силу нормативного правового акта.

Отдельные виды правотворческого процесса могут иметь иное количество основных стадий.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Правотворчество – это деятельность, длящаяся во времени и в определенной последовательности. Она проходит два этапа.

1.Этап подготовки проекта нормативного акта.

2.Этап его официального принятия.

Первый этапосуществляется в процессе прохождения следующих стадий:

• принятие решения о подготовке проекта нормативного акта;

• формирование рабочей группы и разработка концепции законопроекта;

• подготовка его текста;

• предварительное обсуждение проекта;

• согласование содержания проекта нормативного акта с различ­ными организациями;

• предварительное утверждение проекта.

Если первый подготовительный этап может осуществляться вне право­творческого органа, то второй,официальный, проходит непосредственно в правотворческом органе. Он состоит из следующих стадий:

• внесение проекта нормативного акта в правотворческий орган и принятие его на рассмотрение;

• принятие и подписание нормативного акта;

• официальное оглашение, доведение до сведения адресатов.

50.Систематизация законов.

Систематизация законодательства- это деятельность (обычно уполномоченных государственных органов), направленная на совершенствование и упорядочивание правовых норм. Система законодательства - это деятельность направленная на приведение законодательства в определённую систему.
Виды систематизации законодательства:
Инкорпорация - объединение нормативных актов определённого уровня во всевозможные сборники или собрания законодательства по отраслям права, в хронологическом, алфавитном или другом порядке без обновления их содержания. Т.е. собрание законодательства "как есть" на данный момент. Цель инкорпорации - упорядочить массив нормативно-правовых актов для более удобного практического применения, отслеживания противоречий и т.д. Бывает официальная и неофициальная.
Инкорпорация всего законодательства страны называется генеральной. Данный вид систематизации характерен для романо-германской правовой семьи, в т.ч. и для России.
Кодификация-коренная переработка какой-либо отрасли системы права, создание нового, систематизирующего правового акта (кодекса). Устаревшие части нормативного акта утрачивают силу, вносятся новые нормы, создаётся общая внутренняя структура. Естественно, всегда носит только официальный характер.
Консолидация - унификация нормативных актов, устранение их множественности, что достигается путём создания крупных однородных блоков в структуре законодательства. Также не вносит изменений в законодательство, не изменяет существующих норм. Данный вид систематизации характерен для правовой семьи прецедентного права (множественность судебных прецедентов делает применение права очень неудобным, поэтому более практично консолидировать прецеденты по какому-либо основанию для большего удобства).

Также иногда выделяется отдельный вид систематизации, как учёт. Т.е. сбор действующих нормативных актов для расположения по определённой схеме. Например, собираются все нормативные акты, которые важны для деятельности какого-либо предприятия. Однако учитывая локальный характер учёта, ставить его в один ряд с другими видами систематизации не вполне уместно.

51. Инкорпорация законодательства: понятие, виды.

Инкорпорация – это объединение нормативно-правовых актов в хронологическом, алфавитном или тематическом порядке в различного рода сборники или собрания без изменения их содержания.

Инкорпорация допускает редакционную правку нормативных актов:

исключение положений, утративших юридическую силу;

исправление различного рода опечаток, ошибок;

изложение актов в последней, исправленной редакции.

Такой вид систематизации известен с незапамятных времен. Всемирно известные правовые источники – Законы Хаммурапи, Свод законов Юстиниана, Варварские Правды и многие другие – представляют собой разновидности инкорпорации.

Особый вид инкорпорации – Свод законов. В царской России существовал Свод законов Российской Империи. Сложный пример инкорпорации представлял Свод законов СССР. В настоящее время Указами Президента РФ от 6 февраля 1995 г. и 14 февраля 1998 г. предусмотрена подготовка к изданию Свода законов Российской Федерации – официального, систематизированного и полного собрания действующих нормативно-правовых актов Российской Федерации федерального уровня.




Различают генеральную – полную и выборочную – специализированную инкорпорацию. Широко распространено издание официальных собраний нормативно-правовых актов уполномоченными государственными органами. В России на федеральном уровне к такого рода собраниям относятся «Собрание законодательства Российской Федерации», «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», «Вестник Конституционного Суда Российской Федерации» и некоторые другие.

52. Кодификация законодательства: понятие, виды и отличие от инкорпорации.
Высшая ступень систематизации законодательства — кодификация. Речь идет о создании кодексов. Кодификацию осуществляют по отраслям права. При создании кодексов происходит обновление законодательства. Кодексы создаются и по отраслям законодательства (ТК).

Кодификация — это дея­тельность нормотворческих органов государственной власти, направленная на создание нового нормативно-правового акта, призванного регулировать оп­ределенные общественные отношения. При кодификации не только собирает­ся нормативный материал, но и устраняются противоречия в системе норм права, вносятся новые правовые положения, отвечающие требованиям времени. Кодификация осуществляется только органами, издающими нормативно-правовые акты, а инкорпорацию может провести любая организация либо частное лицо.

Кодификационный акт является сводным актом, соединяющим воедино нормы различных актов , регулирующих одну и ту же область общественных отношений. Кодификационный акт является основным актом в данной отрасли права (Семейный Кодекс, Земельный Кодекс). Кодификационные акты рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений. Кодификационные акты по содержанию и наименованию подразделяются на несколько основных видов. Основы законодательства – это такая модель кодификационного акта, которая устанавливает важнейшие положения (основные начала) определенной отрасли права или сферы государственного управления. В федеративных (союзных) государствах основы законодательства составляют нормативно-правовую базу для кодификационной деятельности субъектов федерации. Кодекс – традиционная форма кодификационного акта, детально регулирующего определенную сферу однохарактерных общественных отношений. Создание кодексов – один из эффективных путей решения проблемы ликвидации множественности актов, действующих по одним и тем же вопросам. Устав – нормативно-правовой акт, регулирующий ту или иную сферу государственной деятельности (устав железных дорог, общественные уставы). Положение – это нормативно-правовой акт, детально регламентирующий группу вопросов, касающихся статуса либо организации деятельности определенных субъектов права (государственного органа, учреждения, организации). Правила – нормативно-правовой акт, определяющий порядок организации какого-либо рода деятельности.

Кодификация-коренная переработка какой-либо отрасли системы права, создание нового, систематизирующего правового акта (кодекса). Естественно, всегда носит только официальный характер.

Инкорпорация - объединение нормативных актов определённого уровня во всевозможные сборники или собрания законодательства по отраслям права, в хронологическом, алфавитном или другом порядке без обновления их содержания.

53. Консолидация и учет.

Консолидация - это такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания. Иными словами, консолидация представляет собой разновидность правотворческой деятельности. Это своеобразный правотворческий приём. Все нормативные установления ранее принятых актов объединяются в новом акте без изменений.

Консолидация достаточно широко используется в правотворческой деятельности с целью упорядочения нормативных актов по вопросам налогообложения, административной ответственности, словом, везде, где можно свести воедино десятки, а то и сотни разрозненных нормативных предписаний без изменения их содержания.

Также иногда выделяется отдельный вид систематизации, как учёт. Т.е. сбор действующих нормативных актов для расположения по определённой схеме. Например, собираются все нормативные акты, которые важны для деятельности какого-либо предприятия. Однако учитывая локальный характер учёта, ставить его в один ряд с другими видами систематизации не вполне уместно.

54. Понятие и элементы механизма правового регулирования.

Правотворческая деятельность представляет собой процесс, протекающий во времени и поэтому он разбивается на последовательные действия, т.е. проходит определенные стадии.

В литературе обычно выделяют четыре основных стадии правотворческого процесса:

1. Правовая инициатива - управомоченные лица или государственные органы выступают с официальным предложением принять тот или иной нормативный акт. Круг лиц, обладающих правом законодательной инициативы, определен в Конституции. В РФ этим правом, например, обладают депутаты Государственной думы, субъекты федерации, Президент России, а также Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд, Верховный Суд РФ - по вопросам их компетенции. Законодательная инициатива дополняется разработкой проекта предполагаемого нормативного акта.

3. Принятие и утверждение проекта нормативно-правового акта компетентным государственным органом.

4. Обнародование правотворческого решения - его доведение до сведения населения, без чего принятые законодательные акты не могут исполняться. В Конституции РФ (ст.15) прямо закреплено, что неопубликованные акты не применяются и на них невозможно ссылаться в суде в подтверждение своих доводов.

Процесс правотворчества строго регламентирован правом. Например, в Конституции говорится о порядке принятия законов; помимо этого существует Регламент Государственной Думы, где устанавливаются правила и режим работы этого органа. Другие органы государства также имеют свои регламенты либо иные нормативные документы, устанавливающие порядок деятельности этих органов.

Более подробно стадийность правотворчества прослеживается в следующем подходе к разграничению правотворческого процесса на стадии. Весь процесс правотворчества подразделяется на два этапа, каждый из которых, в свою очередь, включает несколько стадий.

I этап. Предварительное формирование государственной воли (подготовка проекта).

1). Принятие решения о подготовке проекта.

Утверждаются планы правоподготовительных работ. Кроме этого, такое решение может исходить от высшего законодательного органа страны в форме поручения своим постоянным комитетам, Правительству или иному органу разработать проект конкретного акта. Законопроект может быть подготовлен и по инициативе субъектов обладающих правом законодательной инициативы (Президент, Правительство, постоянные комитеты Государственной Думы, субъекты федерации через их высшие органы законодательной власти).

2). Предварительные работы, предшествующие составлению текста проекта. Выявляется общественная потребность в урегулировании данной сферы общественных отношений. Определяется фактическое положения в данной сфере общественной жизни, а также цели предполагаемого правового регулирования. Анализируется действующее законодательство по данному вопросу, чтобы определиться, достаточно ли будет изменений в действующие акты или необходимо подготовить новый акт. Здесь же должны быть просчитаны последствия принятия нового акта, а также возможные затраты финансовых и иных ресурсов, доходы, издержки и т.д. Вырабатываются основные положения будущего акта.

3). Подготовка первоначального текста проекта. Обычно образуются комиссии, включающие представителей основных заинтересованных органов, общественных организаций, ученых-юристов и других специалистов. При необходимости создаются подкомиссии, рабочие и редакционные группы. Важно привлечение к работе именно специалистов - людей, имеющих большой опыт и знания, а также юридических подразделений органов, разрабатывающих проект.

4). Предварительное обсуждение проекта. Формы обсуждения разнообразны: широкое обсуждение на местах (в республиках, областях и т.д.), расширенные заседания подготовительных комиссий; обсуждение в печати и на телевидении; рецензирование проекта научно-исследовательскими учреждениями; отзывы и заключения на проект со стороны органов, не участвующих в его раз работке и т.д. Важнейшие законопроекты выносятся на всенародное обсуждение. Проекты публикуются в центральной и местной печати, рассматриваются на заседаниях представительных органов различных уровней, в трудовых коллективах, воинских частях и т.д. 5) Проект окончательно обрабатывается и редактируется. Делается это после учета всех замечаний и предложений и, как правило, той рабочей комиссией, которая составляла первоначальный текст проекта.




II этап. Возведение государственной воли в закон. (деятельность правотворческого органа по рассмотрению и принятию нормативного акта).

На этом этапе работа вступает в официальную фазу и осуществляется самим правотворческим органом.

1). Внесение проекта в официальном порядке в соответствующий правотворческий орган от имени органа или организации, готовивших его. Правом официального внесения законопроектов в высший представительный орган страны (право законодательной инициативы) пользуются определенные полномочные органы, организации и лица, предусмотренные в Конституции.

Вместе с проектом представляется объяснительная записка, которая содержит обоснование необходимости принятия акта, разверну тую характеристику его целей, задач и основных положений, его место в системе законодательства, а также ожидаемых последствий принятия акта.

2). Внесение рассмотрения проекта в повестку дня заседания.

4). Официальное принятие проекта.

Эти стадии тесно связаны. Их процедура детально регламентируется. Законопроекты рассматриваются в 2-х или 3-х чтениях. При первом чтении заслушивается доклад инициатора проекта и содоклад головного комитета. Затем депутаты обсуждают проект и вносят замечания в виде поправок. По результатам обсуждения законодательный орган одобряет законопроект или отклоняет его.

В результате второго чтения законодательный орган либо принимает закон либо отклоняет его. На голосование ставится отдельно каждая статья, раздел или глава проекта. Они принимаются за основу, потом на голосование ставятся все поступившие в письменном виде поправки. После обсуждения поправок статья (раздел, глава) утверждается в целом с принятыми поправками. Затем проект утверждается в целом.

В РФ действует практика принятия законов в 3-х чтениях. Принятый во втором чтении проект направляется в ответственный комитет Государственной Думы. При третьем чтении не допускается внесение в проект поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по частям.

Президент, министры и др. органы единоличного подчинения утверждают свои акты (указы, инструкции и пр.) в персональном порядке.

5). Официальное обнародование принятого нормативного акта. Заключительной стадией правотворческого процесса является официальное опубликование. принятого акта в особых, предусмотренных законом печатных органах, а также его официальное оглашение в иной форме (по телевидению, радио, путем рассылки официальных текстов в заинтересованные органы).

Согласно части 4 статьи 15 Конституции РФ неопубликованные законы не применяются. Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Законотворчество - стержень правотворчества, его важнейшая составляющая часть, поэтому законотворчеству присущи свойства общие для всех разновидностей правотворчества. В то же время, свойства законов, как приоритетной формы существования права. В частности их высшая юридическая сила в системе нормативных правовых актов, обуславливает определенную специфику их принятия, более детальных характер законодательной процедуры по сравнению с процедурой принятия иных нормативных правовых актов.

Приведенная выше классификация этапов и стадий правотворчества относится в законотворческому процессу как важнейшему виду правотворческой деятельности государства. Подзаконное нормотворчество осуществляется по упрощенной процедуре. К тому же для некоторых видов подзаконных актов не требуется официального опубликования - это ведомственные акты, не затрагивающие права и обязанности граждан, а посвященные внутриорганизационным вопросам деятельности отдельного ведомства.

Читайте также: