Питер пэн и алиса в стране чудес сюжет

Обновлено: 06.07.2024

Толерастия достигла своего апогея, они покусились на святое.

Удивительно, но прежде чем Алиса отправилась в Страну чудес, а Питер стал Пэном, они были братом и сестрой. Их легендарные приключения начались благодаря силе воображения, унаследованного от любящей матери и фантазера-отца. С какими бы испытаниями ни сталкивалась их семья, они никогда не забывали мечтать. Безумный Шляпник и Красная Королева, фея Динь-Динь и капитан Крюк – волшебство поджидает за каждым углом, нужно только уметь его видеть.

Питер Пэн и Алиса в Стране Чудес

Давным-давно в некотором царстве, в некотором государстве в уютном домике посреди живописного леса жили-были трое непоседливых ребятишек: Дэвид, Питер и Алиса. Они играли днями напролет, устраивали чаепития с лесным братством, сражались с пиратами, читали на ночь истории о волшебных приключениях, слушались маму и папу и очень их любили. Короче говоря, жили долго и счастливо до несчастного случая, который поделил быт семьи Литтлтонов на до и после. Когда из реального мира вокруг выкачали всю радость, шкодливое ребячество и магию, дети стали все чаще сбегать в воображаемую страну своих грез, где можно никогда не взрослеть.

Анджелина Джоли в роли Роуз Литтлтон на кадре из фильма «Питер Пэн и Алиса в стране чудес»

Анджелина Джоли в роли Роуз Литтлтон на кадре из фильма «Питер Пэн и Алиса в стране чудес»

Анджелина Джоли в роли Роуз Литтлтон на кадре из фильма «Питер Пэн и Алиса в стране чудес»

Еще после выхода первого трейлера на создателей обвалился шквал критики за кастинг темнокожих актеров на главные роли, одной семьей на экране стали: Анджелина Джоли, Дэвид Ойелоуо, Рис Йетс, Джордан Нэш и Кира Чанса. Инклюзивность в кино не всегда обусловлена художественным методом и порой становится необходимой из конъюнктурных соображений индустрии, но «Питер Пэн и Алиса в Стране чудес» не этот случай. Сказки давно уже перестали принадлежать своим авторам, сейчас едва ли вспомнят Джеймса Барри или Льюиса Кэрролла, разве что титульную вывеску Диснея – в классических анимационных лентах герои были другими. Но невозможно игнорировать тот факт, что на самом деле вся эта ребятня, будь то Питер Пэн, Алиса, Красная Шапочка или Золушка, давно уже принадлежат всем детям на планете и каждому ребенку по отдельности, а не студиям, продюсерам, режиссерам или даже писателям. Глобализация давно распахнула границы, и едва ли каждая девочка в России равняется только на Василису Прекрасную/Премудрую/Превеселую (нужное подчеркнуть) или царевну Несмеяну. А потому по большому счету нет ни одного повода лишать детей возможности ассоциировать и соотносить себя с любимым героем на экране.

Дэвид Ойелоуо в роли Джека Литтлтона на кадре из фильма «Питер Пэн и Алиса в стране чудес»

Дэвид Ойелоуо в роли Джека Литтлтона на кадре из фильма «Питер Пэн и Алиса в стране чудес»

Дэвид Ойелоуо в роли Джека Литтлтона на кадре из фильма «Питер Пэн и Алиса в стране чудес»

К тому же до этой истории Питер и Алиса никогда не встречались раньше (а значит, это уже совершенно другая сказка): стать братом и сестрой им помогли сценаристка-дебютантка Марисса Гудхилл и маститая создательница анимационных лент Бренда Чепмен. Карьера Бренды неотрывно связана с Диснеем, она работала над сценариями «Короля Льва», «Красавицы и Чудовища», а в «Храброй сердцем» выступила и в роли постановщицы. Мерида стала особенной героиней для студии – это первая диснеевская принцесса без принца или любого другого романтического интереса. Хеппи-энд без поцелуя перед титрами нисколько не сказался ни на успехе анимационного фильма, ни на любви юных зрителей и зрительниц к героине. То есть переизобретать сказку Чепмен не впервой, но в первый раз она столкнулась с полнометражным игровым кино, а не анимацией: несмотря на общность структуры и построения сюжета, здесь используются другие выразительные средства из кинолексикона.

Питер и Алиса – брошенные и напуганные дети, жертвы невнимания, нелюбви и других пороков взрослых, их миры в каждой новой сцене очень нежно и осторожно проникают в явь, маня скорее совершить побег на край света и даже дальше. Тихое волшебство: немного пыльцы, и в глазах ребенка выскобленный на парте рисунок оживает и начинает скакать по тетради, старая прогнившая лодка превращается в парусное пиратское судно, а строгая тетка выглядит как королева из колоды карт. Тут и там оживают и знакомые герои из миров двух сказок: капитан Крюк, Шляпник, пропавшие мальчишки и даже звон колокольчика малышки Тинкер Белл. Главная беда, что Чепмен так и не определилась с адресатом: это история, рассказанная детьми своим сверстникам, взрослым, или взрослыми – своим детям? Сюжетную арку обрамляет голос Алисы – она хозяйка этой истории, но художественно сцены рассыпаются на отдельные лоскуты и цельного полотна не выходит. В том числе это происходит и потому, что, в отличие от анимационных лент, на экране волшебству нужно некое оправдание, чтобы случиться, один лишь «мир глазами ребенка» работает, увы, не всегда.

Подобное драматичное освоение сказок и фольклора уже не раз случалось в кино. Известный рассказчик Гильермо Дель Торо через фольклор, монстров и фей показывал на экране ужасы испанского фашизма и войну партизан глазами юной Офелии в «Лабиринте Фавна». Чтобы скрыться от боли и постоянного страха, она раз за разом ныряла в эту самую «кроличью нору». Другой пример, более близкий к конструкции сюжета Гудхилл (воспоминания Алисы о детстве), – «Спасти мистера Бэнкса»: писательница Памела Трэверс перед продажей прав на «Мэри Поппинс» Уолту Диснею вспоминает свое детство и то, как «волшебная» няня спасла всю их семью. Каждая знакомая история оживает заново с голосом рассказчика, а за каждой сказкой чаще всего стоит грустная правда: «Дети сейчас так много знают, что очень рано перестают верить в фей…» – да и сами тексты Кэрролла и Барри не лишены горечи жизни. Чепмен и Гудхилл изо всех сил хотят верить (и стремятся заразить этой верой зрителя), но до конца непонятно, во что именно.

Как-то так занесло меня из любимых ужасов в детское кино. Просто стало любопытно, как представят две старые истории в новой интерпретации. Ожидала, что фильм сильно меня удивит, но даже не предполагала насколько. Под конец меня просто распирало от возмущения.

Черная Алиса это как белая Мари Лаво

Я не питаю негативных чувств к афроамериканцам. Среди них есть талантливые и выдающиеся люди, как и в любой другой нации. Но делать черным того, кто уже несколько десятков лет явно имеет белую кожу, это нонсенс. И дело тут вовсе не в толерантности. Это как если бы, например, в роли известной чернокожей мулатки ведьмы Мари Лаво сняли ту же Анджелину Джоли. Хотела бы я посмотреть, как бы на это отреагировали поклонники и последователи Королевы Вуду.

Почему Дэвид не Гарри Поттер?

Но вернемся к сюжету. У Роуз и Джека (его играет Дэвид Ойелоуо «Парадокс Кловерфилда») трое детей. Стоит сказать, что Роуз и Джек творческие люди с хорошо развитой фантазией и они приветствуют это в своих детях. Потому детишки постоянно придумывают всякие разные игры. А еще они живут с сестрой Роуз Элионор и насколько Роуз воспитывает своих детей в свободе, настолько Элли устанавливает для них рамки.

Она постоянно во всем поправляет детей, указывает им на ошибки в поведении и неряшливость во внешнем виде. За обедом Элли объявляет, что старший Дэвид отправляется учиться в школу-пансион. Джеку это предложение не нравится, но Роуз уже все решила. Вот странно, если создатели сделали Алису и Питера братом и сестрой, почему обошли стороной Дэвида. Ну он мог бы стать, например, Гарри Поттером. Та ладно, создатели его вообще убили.

Да блин, судя по названию, это семейный детский фильм, зачем в него пихать настоящую трагедию? Ладно, если того требует сюжет, но зачем концентрировать внимание на чувстве вины Питера, на психозе и алкоголизме матери? Зачем рассказывать сказки про ужасы детского дома, в котором дети испытывают счастье только во снах? В общем, прошло полчаса, а кино уже реально начало бесить. Это даже хуже чем было в фильме «Ведьмы».

Так вот как создается классика…

На фоне семейной трагедии Питер хочет сбежать из дому, а Джек не находит ничего лучшего, чем пойти и поиграть в карты на деньги. Там он забывает о своем горе, а заодно приобретает крупный долг, который, естественно, не может вернуть. И вот тут на помощь приходят дети. Ну конечно, кто ж еще поможет отцу игроку? Да ради такого детишки должны идти, продавать все свои ценности, воровать, а еще лучше убивать.

На этом моменте я не выдержала, забросила кино и решила почитать отзывы зрителей. В основном негативные. Дальше больше, я решила узнать мнение критиков и пришла в ужас. Один сказал буквально следующее:

«Появилась новая детская классика, и эта вневременная сказка несомненно очарует зрителей для будущих поколений»

Классика? Очарует? Так вот как оказывается делается классика и дело вовсе не в гениальности авторов, и не в признании публики, а всего лишь в следовании каким-то придуманным традициям? То есть, классикой по умолчанию делают то, что нужно. А альтернативщики еще задают вопросы, как так, нам переписали историю. Да вот так и переписали, в угоду новым поколениям.

Ужасная энергетика фильма

Да, в таком восприятии фильма несомненно есть заслуга прокатчиков, которые извратили название. Да, фильм не должен иметь рейтинг +6. Это совершенно взрослое кино, и в нем не просто драма, фильм пропитан негативом. Негативная энергия буквально потоками льется через экран, это совсем несложно почувствовать. При этом она очень переплетается с негативными же эмоциями, которые вызывает кино. В итоге, получается гремучая смесь. Тот, кто снимал это кино, хорошо понимал, что делает.

На фоне проблем дети продолжают мечтать? Что за чушь, дети переживают некоторые трагедии не меньше взрослых. Да, немного фантазий для собственного успокоения не повредит. Но в любом возрасте полный уход в фантазии это не переживание, это побег от действительности. По сути, сама сказка о Питере Пэне как раз об этом – о нежелании становиться взрослым и принимать ответственность. И это тоже внушали детям долгое время. Про Алису не скажу, там совсем другое.

Не поняла, а почему это Джек вдруг простолюдин? Его отец и брат совсем не похожи на бедняков. Или же они разбогатели за счет растовщичества, но в душе так и остались простолюдинами? Другое дело, что Джек бросил эту семью. (хотя, позже я поняла для чего это было сделано.) Но как может отец советовать сыну, не падать на дно, если сам туда скатился по собственной же воле?

Восприятие родителей детьми

Событий в кино достаточно много, но меня так распирало возмущение, что я была не в силах фиксировать даже отдельные моменты и программы. В итоге у Роуз и Джека осталась только одна дочь. Питер слинял в волшебную страну и вместе с компанией таких же подростков начал грабить и даже убивать тех, кого считал недостойными. Алиса выросла и, о чудо, вышла замуж за белого мужчину и родила ему кучу чернокожих детишек.

Почему этот фильм нельзя смотреть детям?

Что сказать, это убийство, а не кино. Смотреть это невозможно. Но вот незадача, даже если после просмотра зрители остались недовольны, это еще не значит, что прокат фильма провалился. Как минимум была получена порция энергии, а от возмущения и негодования идут не менее сильные волны. Более того, программы просто выпирают из этого кино: с трагедией помогают справляться алкоголь и азартные игры, наркотики делают жизнь не такой паршивой, ответственности никогда не будет, если ты остаешься ребенком, выпей из маминой бутылки и попадешь в волшебный мир.

Кроме того, ввиду названия фильма, многие зрители пришли в кино с детишками. Так что программы легли в первую очередь именно на них. Тут все еще проще. У детей нет опыта проживания ситуаций, показанных в фильме. Мало кто в юном возрасте сталкивался столь близко со смертью. Но подсознание запомнит то, что ему показали, и в будущем, если вдруг произойдет нечто подобное, дети в большинстве своем совершенно неосознанно поведут себя именно так, как когда-то видели в кино. Вот в чем заключается главная опасность таких фильмов.

Согласно сюжету картины, Питер Пэн и Алиса являются кровными родственниками, чей старший брат трагически погибает в автокатастрофе. В то время как их родители с трудом переживают случившееся и всё сильнее погружаются в пучину отчаяния, ребята решают сбежать в свои воображаемые миры: Алиса отправляется в путешествие по Стране чудес, а Питер оказывается в Нетландии.

Рецензия 25.11.2020 Настасья Горбачевская Он никогда не станет старше Постмодернистское освоение классических сказок от создательницы «Храброй сердцем»

постер к фильму

Приключенческий фильм «Питер Пэн и Алиса в стране чудес» выйдет в российский прокат 26 ноября 2020 года. Режиссёр: Бренда Чепмен. В ролях: Анджелина Джоли, Гугу Эмбата-Ро, Майкл Кейн, Дэвид Ойелоуо и другие.

Викторианская Англия XIX века. В живописном местечке возле леса живет счастливая семья Литтлтонов. Несмотря на разницу в возрасте и увлечений, трое детей между собой невероятно дружны. Десятилетний Питер Пэн не мыслит себя без сражений на пиратских кораблях. Восьмилетняя Алиса не расстается с игрушечным Белым Кроликом и подозревает, что в замаскированной под деревом норе кроется ход в параллельный мир. Их старший брат Дэвид с одинаковым энтузиазмом участвует во всех играх.

Все в одночасье меняется, когда с Дэвидом стряслась беда. Мать (Анджелина Джоли) замыкается в себе и все чаще прикладывается к бутылке с бренди. В отце просыпается давняя страсть к азартным играм. Благополучие семьи в одночасье рухнуло, как тщательно выстраиваемый Алисой карточный домик. Тогда брат и сестра решаются на отчаянный шаг, чтобы покрыть огромный карточный долг отца. Но их непродуманные действия значительно усугубляют его и без того шаткое положение.

Заглавных героев фильма бессмысленно сравнивать с их знаменитыми литературными прототипами. По сути, перед нами — приквел к известным на весь мир детским историям, снятый в подчеркнуто реалистичной манере. Да, конечно, в кадре хватает и самых смелых фантазий, и неожиданных перевоплощений, но мы ни на секунду не забываем о том, что все они разворачиваются исключительно в головах впечатлительных детей.

В оригинальных приключениях Питера Пэна было немало болезненных подробностей, которые, возможно, не осознавались таковыми читателем, но неблагоприятно воздействовали на его подсознание. Чего стоит сама фабула о никогда не взрослеющем мальчике, которая не может не вызывать у проницательных людей мыслей о детской смерти. И это неслучайно, ведь одним из прототипов Питера Пэна для его создателя Джеймса Мэтью Барри послужил безвременно погибший брат Дэвид. Сценаристка Марисса Гудхилл допустила, что аналогичную трагедию пережила и Алиса (а вы думаете, зачем или за кем она спускалась в подземное царство Аида?). Так и родился замысел этого фильма.

Бросается в глаза, насколько неудачной оказалась попытка втиснуть Алису в предлагаемые обстоятельства. В фильме полностью отсутствуют и шутливые кэролловские стишки, и искрометные каламбуры, и образчики абсурдистской поэзии. Зато есть топорный эпизод, в котором Алиса, как какая-то последняя лондонская нищенка, выпивает из графина остатки бренди и падает на пол, заметно уменьшившись в размерах.

Никакого вменяемого продолжения это событие в фильме не получает, равно как и многие другие подробности. Простой пример: подобно Шляпнику, один из героев ленты загадывает детям загадку «что общего между вороном и секретером?», но ответа мы, похоже, так никогда и не узнаем. Весь фильм — это череда разрозненных сцен, беспорядочно тасуемых неудачливым игроком. Сценарий разваливается буквально на глазах.

Все мы родом из детства, и в трудные моменты пытаемся найти в нем ответ на мучающие нас экзистенциальные вопросы. В мрачный и безысходный мир показанных в ленте обездоленных ребятишек ни погружаться, ни тем более возвращаться совершенно не хочется. Лояльные к ленте западные критики писали в своих рецензиях о присущей фильму «магии детства». Но скорее в «Питере Пэне и Алисе в стране чудес» основной акцент делается на ее разоблачении.

Читайте также: