Парадиз не хуже версальского кто построил

Обновлено: 02.07.2024

XVII – переходный период российской истории от эпохи Средневековья к Новому времени. Главной отличительной особенностью культуры стал бурно протекавший процесс ее обмирщения, освобождения от церковного влияния.

Рождаются новые жанры в литературе, ведущим изобразительным стилем эпохи является барокко. Выразительные средства всех видов искусств берут отныне истоки в самой жизни, литературный язык максимально сближается с разговорной речью.

Уровень грамотности в XVIII веке значительно вырос и в различных слоях составлял: среди помещиков – 65 %, купцов – 96 %, крестьян – 15 %. В середине XVII века создаются государственные, частные школы, где изучали иностранные языки, другие предметы.

Начало XVIII в. ознаменовано реформами Петра I, которые были призваны ликвидировать разрыв в уровне развития России и Европы. Реформы затронули практически все сферы жизни общества. Содержанием их явились решающий сдвиг от средневековья к новому времени и европеизация всех областей жизни.

Происходила ломка старых государственных учреждений, замена их новыми, складывался современный административно-бюрократический аппарат. Важное место в преобразовании Петра I занимала церковная реформа, в результате которой относительно независимая прежде церковь оказалась под властью государства. В итоге всех преобразований в политическом строе Русского государства завершилось оформление абсолютной монархии.

Важнейшим результатом реформ Петра I стало создание современной регулярной армии и флота. Уже при жизни царя российская армия зарекомендовала себя одной из сильнейших в Европе, а молодой отечественный флот стал господствовать на Балтике.

В петровскую эпоху в градостроительстве осуществляется переход к регулярной застройке городов, созданию крупных архитектурных ансамблей - в основном гражданского, а не культового значения. Наиболее ярким примером этого является строительство Петербурга.

Основанный в 1703 году в устье Невы Петром I город был назван им Санкт-Петербургом. Он должен был стать "окном в Европу" - способствовать вхождению России в более живую и тесную связь с общеевропейской жизнью. Заложенный как крепость, Петербург уже в 1712 году становится столицей России, оставаясь ею более двухсот лет (до 1918 г.).

Первые постройки Петербурга преследовали утилитарные и прежде всего оборонительные цели. На маленьком островке в дельте Невы начинает строиться Петропавловская крепость с земляными стенами. Ниже по течению, на левом берегу самого большого рукава невской дельты, устраивают Адмиралтейскую верфь (нач. в 1704 г.), также окруженную стенами, бастионами и рвами. Жилые постройки были вначале совсем примитивными. Даже царское жилище - сохранившийся доныне домик Петра I (1703) на правом берегу Невы выше крепости срублен из бревен, подобно обычной русской избе.

Однако уже очень скоро строительство приобретает большой размах, начинает вестись более планомерно под руководством профессиональных архитекторов. Возникает задача регламентации ведущейся застройки, разработки проекта города. В отличие от городов Древней Руси, развивавшихся стихийно, длительно и органично, Петербург создается в исторически короткий срок по регулярному плану.

В 1706 году для ведения всеми строительными делами была учреждена специальная Канцелярия городовых дел. В 1714 году в целях ускорения строительства был принят указ, воспрещающий возводить где-либо помимо Петербурга каменные дома.

В 1716 году был утвержден первый план застройки Петербурга, исполненный архитектором Доменико Трезини, работавшим в городе со времени его основания. По этому плану, согласно желанию Петра, центр столицы предполагался на Васильевском острове, омываемом двумя главными рукавами невской дельты. Весь остров должен был пересекаться прямоугольной сетью улиц и каналов, прорываемых для осушения территории. В том же 1716 году в Петербург приехал французский зодчий Жан-Батист Леблон, который был назначен главным архитектором города.

Всего через год после основания Петербурга, в 1704 году, на болотистом берегу Невы напротив Петропавловской крепости по приказу Петра начались работы по разбивке большого парка, который получил романтическое название "Летний сад". В Летнем саду находился и первый дворец русского царя.

В 1712 году в Санкт - Петербург из Москвы переехал царский двор, принято считать, что именно с этого момента столица России переместилась на берега Невы. Но еще в сентябре 1704 года Петр писал Меншикову, что он едет в "столицу Питербурх".

В 1714 году в Петербурге появился первый в России музей, который назвали на немецкий манер "Кунсткамерой", то есть "кабинетом редкостей". Первыми экспонатами музея стали предметы личной коллекции самого Петра, их перевезли в новую столицу из Москвы и разместили в Летнем дворце царя в Летнем саду.

Петр по-настоящему гордился своим детищем и хотел, чтобы первый российский музей находился в центре столицы, рядом с правительственными зданиями. Поскольку при жизни Петра городским центром планировали сделать Васильевский остров, именно здесь в 1718 началось году строительство нового здания Кунсткамеры.

Открытие Кунсткамеры в комплексе с библиотекой в новом великолепном здании стало важным событием для страны. По сути, еще нигде в Европе не было ничего подобного. Кунсткамера стала настоящим украшением молодой столицы и местом, куда непременно старались привести всех важных гостей Петербурга.

В 1704 году началось строительство крепости Кроншлот (Кронштадт) на острове Котлин, и Петру часто приходилось приезжать туда. Дорога шла сначала по суше, вдоль южного берега Финского залива, а затем по морю. Для отдыха царя в 30 километрах от Петербурга устроили мызу, которая получила название "Петергоф" - "Петров двор". Через несколько лет на берегу залива царь решил строить парадную загородную резиденцию, которая стала именоваться также - "Петергоф".

По замыслу Петра весь грандиозный комплекс сооружений Петергофа должен был стать своеобразным памятником победе России над Швецией, ведь и сама резиденция находилась на берегу Финского залива, отвоеванного у шведов.

Пройденный Петром путь создания новой грандиозной столицыбыл нелегким и прошел через целый ряд этапов. В соответствии с такой методологической установкой в истории культуры Петербурга следует выделить первый ее этап, условно определяемый понятием «петровский Петербург», охватывающий первую половину XVIII века, от основания города и до начала царствования преемницы Петра – Екатерины Великой.

ПАРАДИ?З (греч. (из перс.) . — заповедник, парк, сад; библ. — Рай). Стремление к земному осуществлению идеала, претворению Рая на земле — внутреннее, органичное свойство культуры барокко. Оно проявляется прежде всего в садово-парк. искусстве и в планах идеальных городов. Самым широким замыслом земного Парадиза является преобразовательная программа Петра Великого, воплощенная СПб. и особенно его садами. В то же время это замысел превращения в П. всей России, получающей идеальную организацию (напр., Табель о рангах). Программа обозначена именем "Санкт-Петербург", который Петр Великий любил называть П., намекая на этот его сокровенный смысл.

Версальский дворец был центром политической и культурной жизни Франции на протяжении более полувека. До конца 16 века Версаль был небольшой деревушкой в пригороде Парижа. Людовик XIII построил здесь скромный охотничий замок на пять комнат, а через несколько десятков лет он превратился в респектабельную резиденцию «Короля-солнце». Начиная с 1682 года и по 1789 год в роскошных апартаментах дворца располагался королевский двор, в его стенах принимались важные государственные решения, заключались дипломатические союзы, объявлялись войны и перемирия. Архитектура знаменитого дворца, благоустроенный регулярный парк и окружающая городская планировка стали образцовыми для многих замков европейских монархий, в том числе и для американской республики во время строительства Вашингтона. После Великой французской революции политическая значимость Версаля уменьшилась, но не прекратилась. В 1871 году здесь было провозглашено основание германской империи, а полвека спустя был подписан Версальский договор о ее конце.

Современный Версаль – это престижный пригород в двадцати километрах от Парижа, столица департамента Ивлин. Сегодня дворцово-парковый ансамбль, который стал символом абсолютной власти и могущества Людовика XIV, является популярной и посещаемой туристической достопримечательностью.

История основания Версаля

Идея построить Версаль, который затмил бы своей роскошью, масштабностью и великолепием все остальные, родилась у Людовика XIV, когда он увидел замок Во-ле-Виконт, принадлежавший министру финансов Фуке. Даже такие королевские резиденции, как Лувр и Тюильр, уступали ему. По задумке «короля-солнца» грандиозный замок должен был стать символом его абсолютной власти. Город в пригороде Парижа был выбран не случайно: монарх счел пребывание в столице опасным из-за вспыхнувшего там восстания Фронды. Монарх хотел обезопасить себя от бунтующей толпы. К тому же Париж выглядел слишком провинциально для столь могущественной сверхдержавы, какой в XVII веке являлась Франция.

Строительство Версаля

Обустройство дворца было начато в 1661 году и длилось не одно десятилетие, в работах были задействованы около 30 тысяч строителей. Для этого монарх указом запретил частное строительство в округе, а в мирное время на стройку привлекали солдат и матрос. Несмотря на жесткую экономию, за весь период на возведение дворца с парком была потрачена баснословная сумма – по нынешним меркам это почти 260 млрд. евро или по старым расчетам 19,5 тонн серебра. И это притом, что стройматериалы поставлялись по самым низким ценам, из-за чего некоторые камины были декоративными и не протапливались, окна не закрывались, и зимой было некомфортно. При всей пышности убранства в огромном здании не было предусмотрено ни одной уборной.

Официальное открытие состоялось в 1682 году, однако строительные работы продолжались — дворцовый комплекс постоянно разрастался. Первым архитектором, под руководством которого создавалась уникальный памятник в стиле барокко, стал Луи Лево, затем ему на смену пришел Жюль Ардуэн-Монсар. Ландшафтным дизайнером, отвечавшим за оформление парков, которые обустраивались одновременно с дворцом, был Андре Ленотр. Внутренней отделкой залов занимался королевский живописец Лебрен. Все они французы.

Парк Версаля был спланирован так, чтобы при взгляде с верхних этажей дворца аллеи расходились из центра в разные стороны подобно солнечным лучам. В ландшафте соблюдалась строгость линий, четкость пропорций и геометрическая точность форм. Сюда пересадили целые леса для формирования 100 Га садов с аллеями, клумбами и беседками. Парк, разделенный на две симметричные половины, будто вычерчен под линейку, однако при этом он не выглядит скучным и унылым. В нем много цветников, гротов, скульптур.

Для возведения фундамента осушили и засыпали землей 800 Га болот (вся территория комплекса), деревушку постепенно превратили в город с домами для придворных, прислуги и охраны. Комплекс основали на пересечении трех дорог, ведущих в Париж, к королевским имениям Сен-Клу и Со. В месте их соединения перед входом в Большой дворец установлена статуя Людовика XIV на коне.

Помимо этого, были вырыты каналы и оборудована система водопровода для фонтанов, искусственных прудов и каскадных водопадов. Людовик XIV умер, так и не достроив свое грандиозное творение. Впоследствии строительство продолжил его наследник, который внес несколько изменений в планировку и занимался реконструкцией фасадов.

Версаль мог одновременно разместить 10 000 людей: половина апартаментов была рассчитана на придворных, остальная часть — для слуг. Разместив своих подданных под своим бдительным оком, предоставляя им щедрые развлечения и вознаграждая своей милостью, монарх таким образом контролировал аристократию. Знать вынуждена была жить под присмотром короля. Придворные, покинувшие Версальский дворец, навсегда попадали в опалу, лишаясь всех привилегий, имущества и званий. Внушительные размеры дворца, помпезность и богатство внутреннего убранства были призваны демонстрировать абсолютную власть монарха. Общая площадь комплекса без парка составляет 67 тыс. кв.м., согласно подсчетам в нем было установлено больше 60 лестниц, 372 статуи и 25 тысяч окон.

Петровские преобразования оставили неизгладимый след в истории России. Всего за пару десятков лет Петр Великий изменил страну до неузнаваемости. Была реорганизована армия, построен флот, основан Санкт-Петербург, его реформы можно перечислять бесконечно. Но, что важно, русским царем была привнесена европейская культура. В наши дни многие специалисты утверждают, что культура, «завезенная» из Запада – то немногое, что осталось в неизменном положении в России после Петра. Говоря начистоту, несмотря на прогрессивный характер проводимых реформ, большинство из них просто не прижилось. Но не культура… Эпоха Петра Великого рождает моду на европейские костюмы, еду, досуг, в общем, на все то, что было привычно в повседневности голландцу или французу.

Одной из страстей Петра до конца жизни оставалось градостроительство. Так, за несколько лет на ровном месте вырастает предивный город, названный Санкт-Петербургом. Россия доселе не знала проектов такого масштаба. Но еще одной мечтой государя было воплощение в жизнь загородной усадьбы на берегу Финского залива, которая исполнилась лишь в 1723 году, незадолго до кончины Петра Алексеевича. Петергоф - так была названа усадьба, в честь своего воплотителя.

Существует стереотип, согласно которому, Петергоф – это копия Версаля, которую Петр непременно решил материализовать у себя на родине. Возможно, отчасти, так оно и было. Но есть также и ряд положений, если не опровергающих, то, по крайней мере, делающих этот вывод не таким очевидным. Итак, поехали!

Версальский дворец и парковый ансамбль были построены во второй половине XVII века. Роскошное жилище и чудесный сад были призваны стать символом абсолютной власти Людовика XIV, укрепить, тем самым, институт монархии во Франции.

По приказу короля-солнце, вся высшая знать Франции переместилась на постоянное место проживания в еще строящейся дворец. Более того, теперь и кабинет министров управлял страной из королевской резиденции. Все это можно выразить, лишь одной знаменитой фразой, произнесенной однажды Людовиком: «Государство – это я».

Главную же идею, воплотившуюся в Петергофе, можно проследить, взглянув на триумфальный приморский ансамбль, который стал своеобразным памятником победы России над Швецией в Северной войне. Причем ярче всего это воплотилось в оформлении Большого каскада, где можно увидеть статую Самсона, «льва свейского преславно растерзавшего».

Да и месторасположение Петергофа, как мне кажется, выбрано не случайно, дворцово-парковый ансамбль был поставлен на берегу моря, что должно было символизировать превосходство России на Балтике. В отличие от Версаля, который расположился в двадцати километрах от Парижа.

Если Версаль должен был стать неким государством внутри государства, то назначение Петергофа, помимо его символизма, заключалось еще в том, что он был любимым местом отдыха Петра I. Для чего и был построен домик, прозванный самим государем «Монплезир» (фр. Мое удовольствие), где царь любил проводить свой досуг. Есть также мнение, согласно которому, Петр Алексеевич, когда пребывал во Франции, более всего восхитился усадьбой Марли, а вот его реакция на Версаль была очень сухой и сдержанной.

Итак, как мы убедились, и у Версаля, и у Петергофа была своя дворцовая идеология. Оба дворца строились для прославления монархов, но, все же, назначения у них были разными. Подытоживая, можно заключить, что Петр I действительно построил Петергоф, опираясь на французский опыт, но у него сложилось свое понимание назначения построек такого масштаба.

Презентация на тему: " РОССИЯ НА ПУТИ К ЕВРОПЕ XVII в.. «Парадиз, не хуже Версальского» Шабайкина Р.К." — Транскрипт:

1 РОССИЯ НА ПУТИ К ЕВРОПЕ XVII в.

2 «Парадиз, не хуже Версальского» Шабайкина Р.К.

3 XVII – переходный период российской истории от эпохи Средневековья к Новому времени. XVII – переходный период российской истории от эпохи Средневековья к Новому времени. Главной отличительной особенностью культуры стал бурно протекавший процесс ее обмирщения, освобождения от церковного влияния. Главной отличительной особенностью культуры стал бурно протекавший процесс ее обмирщения, освобождения от церковного влияния.

4 Рождаются новые жанры в литературе, ведущим изобразительным стилем эпохи является барокко. Выразительные средства всех видов искусств берут отныне истоки в самой жизни, литературный язык максимально сближается с разговорной речью.

5 Уровень грамотности в XVIII веке значительно вырос и в различных слоях составлял: среди помещиков – 65 %, купцов – 96 %, крестьян – 15 %. В середине XVII века создаются государственные, частные школы, где изучали иностранные языки, другие предметы.

6 Начало XVIII в. ознаменовано реформами Петра I, которые были призваны ликвидировать разрыв в уровне развития России и Европы. Реформы затронули практически все сферы жизни общества. Содержанием их явились решающий сдвиг от средневековья к новому времени и европеизация всех областей жизни.

7 Происходила ломка старых государственных учреждений, замена их новыми, складывался современный административно- бюрократический аппарат. Важное место в преобразовании Петра I занимала церковная реформа, в результате которой относительно независимая прежде церковь оказалась под властью государства. В итоге всех преобразований в политическом строе Русского государства завершилось оформление абсолютной монархии.

8 Важнейшим результатом реформ Петра I стало создание современной регулярной армии и флота. Уже при жизни царя российская армия зарекомендовала себя одной из сильнейших в Европе, а молодой отечественный флот стал господствовать на Балтике.

9 В петровскую эпоху в градостроительстве осуществляется переход к регулярной застройке городов, созданию крупных архитектурных ансамблей - в основном гражданского, а не культового значения. Наиболее ярким примером этого является строительство Петербурга.

10 Основанный в 1703 году в устье Невы Петром I город был назван им Санкт- Петербургом. Он должен был стать "окном в Европу" - способствовать вхождению России в более живую и тесную связь с общеевропейской жизнью. Заложенный как крепость, Петербург уже в 1712 году становится столицей России, оставаясь ею более двухсот лет (до 1918 г.).

11 Первые постройки Петербурга преследовали утилитарные и прежде всего оборонительные цели. На маленьком островке в дельте Невы начинает строиться Петропавловская крепость с земляными стенами. Ниже по течению, на левом берегу самого большого рукава невской дельты, устраивают Адмиралтейскую верфь (нач. в 1704 г.), также окруженную стенами, бастионами и рвами. Жилые постройки были вначале совсем примитивными. Даже царское жилище - сохранившийся доныне домик Петра I (1703) на правом берегу Невы выше крепости срублен из бревен, подобно обычной русской избе.

14 Однако уже очень скоро строительство приобретает большой размах, начинает вестись более планомерно под руководством профессиональных архитекторов. Возникает задача регламентации ведущейся застройки, разработки проекта города. В отличие от городов Древней Руси, развивавшихся стихийно, длительно и органично, Петербург создается в исторически короткий срок по регулярному плану.

15 В 1706 году для ведения всеми строительными делами была учреждена специальная Канцелярия городовых дел. В 1714 году в целях ускорения строительства был принят указ, воспрещающий возводить где- либо помимо Петербурга каменные дома.

16 В 1716 году был утвержден первый план застройки Петербурга, исполненный архитектором Доменико Трезини, работавшим в городе со времени его основания. По этому плану, согласно желанию Петра, центр столицы предполагался на Васильевском острове, омываемом двумя главными рукавами невской дельты. Весь остров должен был пересекаться прямоугольной сетью улиц и каналов, прорываемых для осушения территории. В том же 1716 году в Петербург приехал французский зодчий Жан-Батист Леблон, который был назначен главным архитектором города.

17 Всего через год после основания Петербурга, в 1704 году, на болотистом берегу Невы напротив Петропавловской крепости по приказу Петра начались работы по разбивке большого парка, который получил романтическое название "Летний сад". В Летнем саду находился и первый дворец русского царя.

19 В 1712 году в Санкт - Петербург из Москвы переехал царский двор, принято считать, что именно с этого момента столица России переместилась на берега Невы. Но еще в сентябре 1704 года Петр писал Меншикову, что он едет в "столицу Питербурх".

20 В 1714 году в Петербурге появился первый в России музей, который назвали на немецкий манер "Кунсткамерой", то есть "кабинетом редкостей". Первыми экспонатами музея стали предметы личной коллекции самого Петра, их перевезли в новую столицу из Москвы и разместили в Летнем дворце царя в Летнем саду.

21 Петр по-настоящему гордился своим детищем и хотел, чтобы первый российский музей находился в центре столицы, рядом с правительственными зданиями. Поскольку при жизни Петра городским центром планировали сделать Васильевский остров, именно здесь в 1718 началось году строительство нового здания Кунсткамеры.

23 Открытие Кунсткамеры в комплексе с библиотекой в новом великолепном здании стало важным событием для страны. По сути, еще нигде в Европе не было ничего подобного. Кунсткамера стала настоящим украшением молодой столицы и местом, куда непременно старались привести всех важных гостей Петербурга.

24 В 1704 году началось строительство крепости Кроншлот (Кронштадт) на острове Котлин, и Петру часто приходилось приезжать туда. Дорога шла сначала по суше, вдоль южного берега Финского залива, а затем по морю. Для отдыха царя в 30 километрах от Петербурга устроили мызу, которая получила название "Петергоф" - "Петров двор". Через несколько лет на берегу залива царь решил строить парадную загородную резиденцию, которая стала именоваться также - "Петергоф".

25 По замыслу Петра весь грандиозный комплекс сооружений Петергофа должен был стать своеобразным памятником победе России над Швецией, ведь и сама резиденция находилась на берегу Финского залива, отвоеванного у шведов.

30 Пройденный Петром путь создания новой грандиозной столицыбыл нелегким и прошел через целый ряд этапов. В соответствии с такой методологической установкой в истории культуры Петербурга следует выделить первый ее этап, условно определяемый понятием «петровский Петербург», охватывающий первую половину XVIII века, от основания города и до начала царствования преемницы Петра – Екатерины Великой.

32 ПАРАДИ́З (греч. (из перс.) παράδεισοζ заповедник, парк, сад; библ. Рай). Стремление к земному осуществлению идеала, претворению Рая на земле внутреннее, органичное свойство культуры барокко. Оно проявляется прежде всего в садово-парк. искусстве и в планах идеальных городов. Самым широким замыслом земного Парадиза является преобразовательная программа Петра Великого, воплощенная СПб. и особенно его садами. В то же время это замысел превращения в П. всей России, получающей идеальную организацию (напр., Табель о рангах). Программа обозначена именем "Санкт-Петербург", который Петр Великий любил называть П., намекая на этот его сокровенный смысл.

Читайте также: