Можно ли купить товар в интернет магазине без заказа

Обновлено: 02.07.2024

Если устные переговоры не привели к положительному результату и получить приобретенный товар потребителю так и не удалось, ему необходимо обратиться к продавцу с письменной претензией, рекомендует Роспотребнадзор. Также ведомство отмечает, что многие интернет-площадки предоставляют возможность разрешения спора через специальные сервисы. В частности, если товар был приобретен в российском интернет-магазине, потребитель может обратиться в следующие организации:

  • Программа НОТА - независимое объединение товарных агрегаторов, которому можно сообщить о купленном в интернете поддельном товаре;
  • Ассоциация компаний Интернет торговли (АКИТ), в случае, если интернет-магазин является ее членом (список можно уточнить на сайте АКИТ), то спор можно разрешить, направив обращение на официальный сайт АКИТ;
  • отдельные общественные организации, безвозмездно рассматривающие жалобы на интернет-магазины, к примеру, "Горячая линия Рунета" Региональной общественной организации "Центр Интернет-технологий" (РОЦИТ), Организация по защите прав потребителей "Общественная потребительская инициатива".

Помимо этого, сообщается, что если покупка оплачена банковской картой, а продавец не передал товар в установленный срок, и при этом не выходит на связь либо уклоняется от общения, держатель карты может обратиться в кредитную организацию с просьбой вернуть деньги по операции. После чего разбирательство будут проводить банк и платежная система.

Ведомство также подчеркивает, что у потребителя есть право пожаловаться на недобросовестного продавца в суд, если он выполнил все обязательства со своей стороны, при этом в 8 из 10 таких случаев суды встают на сторону истцов.

Роспотребнадзор также рекомендует еще в ходе изучения ассортимента интернет-магазина обращать внимание на информацию о продавце, который обязан предоставить покупателю сведения о своем месте нахождения и полном фирменном наименовании (п. 8 Правил продажи товаров дистанционным способом).

С 1 января 2021 года действуют правила продажи товаров в розницу. Теперь они учитывают особенности интернет-торговли.

Павел Мищенко

Павел Мищенко

Ближайшие шесть лет — до 1 января 2027 года — регулировать продажи через интернет будут новые правила. Юрист Павел Мищенко рассказывает о некоторых из них. А еще мы к каждому разделу дали старые и новые формулировки из закона.

Что случилось

С 1 января 2021 года действуют обновленные правила продажи товаров в розницу.

Предыдущие правила устарели, они не очень хорошо учитывали особенности дистанционной торговли. Когда составляли старый документ, больше ориентировались на покупки через каталог. Помните: каталог, который приходит по обычной почте, вы выбираете в нем свитер и оплачиваете через наложенный платеж.

Новое постановление фиксирует устоявшуюся деловую практику, помогает бизнесу и клиентам договориться об общих правилах. Есть изменения, которые скорее в пользу компаний, а есть — в пользу покупателей. В общем, боевая ничья. Изменений очень много, я расскажу об основных.

Откройте счет в Тинькофф Бизнесе за один день

  • Обслуживание — от 0 ₽
  • Деньги поступают на счет круглосуточно
  • Бесплатный вывод до 500 000 ₽

На сайте должна быть оферта

Раньше. Об оферте в правилах ничего не было. Хочешь публикуй, хочешь — нет.

Что изменилось. Теперь бизнес обязан публиковать оферту, причем неважно, где именно он продает: на сайте, в приложении, соцсетях. Что продает — тоже неважно. Теперь на сайте магазина бытовой техники и в Инстаграме продавца марафона желаний должна быть оферта. Одного описания недостаточно.

Есть нюанс: оферта — это не всегда отдельный документ, который так и называется. Условия можно разместить на странице сайта, и это тоже будет считаться офертой. В любом случае советую проконсультироваться с юристом.

Пример оферты для онлайн-торговли на сайте магазина запчастей

Оферта магазина спортивного питания: документ опубликован на странице сайта, можно перейти с главной страницы. Иногда такой документ называют «договор-оферта», но юридически это некорректно

На что повлияли изменения. Бизнес и покупатели больше защищены. Если раньше можно было трактовать условия покупки, то теперь они четко прописаны.

Старая версия — Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612Новая версия — Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463
«Продажа товаров дистанционным способом» — продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора12 пункт. При дистанционном способе продажи товара продавец обязан заключить договор розничной купли-продажи с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар на условиях оферты.

Условия продажи не действуют, пока бизнес их не подтвердил

Раньше. В законе было жесткое требование: если покупатель «выразил намерение купить», бизнес обязан продать.

Магазин техники ошибся и вместо ценника в 10 000 ₽ за телевизор указал на сайте 1000 ₽. Покупатель увидел низкую цену, обрадовался и оформил заказ. Даже если он еще не оплатил, сам факт заказа — и есть то самое намерение. Формально магазин был обязан продать телевизор с огромной скидкой.

Бизнес обходил эту проблему, например использовал вариант с предзаказом: вы пока закажите, а мы потом посмотрим — можем или нет. Но такой вариант подходил не каждому бизнесу и был на грани с законом.

Что изменилось. Новое постановление разрешает бизнесу самому определять, когда у него возникает обязанность передать товар покупателю. Обычно это тот же предзаказ, только теперь полностью легальный. Все условия должны быть в оферте.

Давайте на том же примере.

Магазин техники ошибся и вместо ценника в 10 000 ₽ за телевизор указал на сайте 1000 ₽. Покупатель увидел низкую цену, обрадовался и оформил заказ.
Благодаря изменениям, магазин не обязан продавать телевизор за тысячу, даже если такая стоимость указана на сайте. Сначала он подтверждает условия заказа и только потом эти условия вступают в силу.

Здесь работает здравый смысл: если на сайте холодильники стоят тысячу рублей, а после оформления заказа магазин меняет стоимость на сто тысяч, тут явно не так. Покупатель может обратиться в госорганы и потребовать разобраться в ситуации. Для бизнеса это рискованно.

На что повлияли изменения. Для бизнеса это большой плюс, потому что теперь есть страховка от ошибок, изменения курса рубля и чего угодно еще. Пока компания не подтвердила, что готова продать товар или услугу на условиях с сайта — у покупателя нет права это требовать.

Для обычных покупателей изменение ничего не меняет все остается . А вот у недобросовестных меньше шансов обхитрить бизнес и нажиться на ошибке.

Контактная информация должна быть подробной

Раньше. Закон всегда требовал делиться контактами с покупателями. Это важно на случай разбирательств: вдруг товар не довезли и непонятно, с кем и как связываться.

Что изменилось. Теперь обязательных данных стало больше: ОГРН, электронный адрес и телефон. Если у ИП нет стационарного телефона, подходит сотовый.

В законе есть оговорка: можно или адрес, или телефон, но пока непонятно, как будет работать норма. Возможно, лучше перестраховаться и добавить телефон.

Обязательные контакты бизнесаПример
Название компании или полное ФИО индивидуального предпринимателяООО «Сухарики»

контактная информация о бизнесе на сайте доставки

Пример с сайта доставки «Общества чистых тарелок»: есть юридическая информация, адрес и способы связи. Правда, не хватает ОГРН, но, скорее всего, он указан в пользовательском соглашении

На что повлияли изменения. Для компании разницы никакой — только добавить лишнюю строчку в контакты. А вот для ИП все сложнее: формально он обязан указать свой электронный адрес и телефон, даже если работает без офиса. Возможно, не всем захочется давать реальные контакты и придется завести второй номер. Вдруг наплыва покупателей не сможет дозвониться мама.

Покупатели скорее в плюсе, потому что у них больше контактов для связи с продавцом.

Если не прописать процесс для обращений, покупатель может жаловаться как угодно

Раньше. В законе не было четких условий, может ли бизнес требовать определенного порядка при разбирательствах или нет. Поэтому возникали споры. Допустим, покупатель отправляет претензию по электронной почте, а магазин ее не читает. И непонятно, кто прав.

Что изменилось. У бизнеса появилась возможность самому решать, как он готов принимать заявления, если покупателю не понравилось, есть брак, хочется отказаться от покупки и так далее.

Конечно, тут тоже нельзя прописать абсурдные условия. Допустим, магазин работает в Москве, покупатель тоже из Москвы. Магазин не вправе требовать, чтобы покупатель отвез заявления на возврате в бумажной форме в Магадан только потому, что оттуда работает бухгалтер. В юридической сфере есть такое понятие, как злоупотребление правом. Приведенный пример как раз об этом.

Если бизнес сам не пропишет порядок для обращений, у покупателя появляется право обращаться как угодно. Может смс написать: мол, хочу вернуть утюг. Если магазин пропустит срок возврата, потому что не увидел смс, — это проблема магазина.

На что повлияли изменения. Бизнес и покупатели получили больше возможностей для защиты своих интересов. Условный магазин может выбрать удобный для себя способ, а если он этого не сделал — покупатель вправе поступать так, как ему удобно.

Технику и ювелирные украшения можно возвращать

Раньше. По умолчанию, покупатель вправе отказаться от покупки в любой момент и по любой причине. Это гарантирует закон «О защите прав потребителей». Но есть нюансы.

Правила для возврата товаров очень сильно отличаются от правил для услуг, то же самое с покупками в офлайн- и онлайн-бизнесе. Различий много, но вот самое важное в рамках этой статьи.

Для покупок товаров в офлайн-магазинах есть «невозвратный список» — то, что нельзя возвращать, если нет брака. Например:

  • ювелирные украшения;
  • технически сложные товары;
  • медицинские товары;
  • мебельные гарнитуры;
  • коты, собаки и кактусы.

Для онлайн-покупок такого списка нет. Формально, можно вернуть и кольцо, и айфон, и кота. Магазины не всегда принимали возврат, и дело доходило до суда. А в судах единого мнения не было: вставал на сторону покупателя, нет.

Что изменилось. Теперь онлайн-бизнес обязан принимать некоторые товары, даже если нет брака или, как говорится в законе, они надлежащего качества.

Теперь точно обязан принять:

  • ювелирные украшения, например кольца, серьги;
  • технически сложные товары, например бытовую технику, электронику, часы с двумя и более функциями, некоторый транспорт.

К возврату есть требования, и они такие же, как для покупок в офлайн-бизнесе. Покупатель должен:

  • сохранить потребительские свойства и товарный вид. Это значит, что на товаре не должно быть никаких сколов, царапин, пятен и так далее;
  • показать документ, который подтверждает факт покупки. Точного списка нет, но обычно подходит чек, выписка из банка и даже свидетельские показания.

На что повлияли изменения. Скорее выиграли покупатели: если раньше магазин мог попробовать отказать, то теперь все предельно четко. Купил кольцо, не понравилось — можно вернуть. Это не значит, что у бизнеса нет права оспорить возврат, но сделать это будет сложнее.

Старые правила возврата ювелирных украшений на сайте магазина

Магазин ювелирных изделий еще не знает, что теперь кольца можно возвращать, или делает вид, что не знает

В ст. 26 закона «О защите прав потребителей» есть общее правило:
4. Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение семи дней.
В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.

Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара.

Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.

Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.

45. При дистанционном способе продажи товара возврат транспортного средства надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его потребительские свойства и товарный вид, документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара у продавца. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки транспортного средства, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения транспортного средства у этого продавца.

Бизнес должен подтвердить заказ и условия покупки

Как было. В законе ничего не было о том, что происходит после оформления заказа. Оплачиваешь курс, а в ответ тишина: то ли купил, то ли нет.

Что изменилось. Теперь после заказа бизнес обязан подтвердить, что именно оформил клиент и на каких условиях. Как подтверждать — решает компания: может по смс, может по почте. Главное — зафиксировать условия в оферте.

Что должно быть в подтверждении:

  • сам факт — да, мы видим, что вы у нас заказали такое;
  • для идентификации заказа, например номер.

О других условиях можно рассказать в оферте, например:

  • что именно клиент заказал, например название, количество;
  • условия доставки, если есть, например адрес и телефон клиента, дата доставки, кто доставляет;
  • условия самовывоза, если есть, например адрес точки, график работы и так далее.

На что повлияли изменения. В целом — ни на что. Бизнес и так присылал письма или смс в ответ на оформление заказа. Это способ убедиться, что с покупкой все в порядке, да и просто проявить внимание и заботу. Поэтому, по сути, закон закрепил устоявшуюся практику.

Письмо от онлайн-магазина о подтверждении заказа

В большинстве случаев магазины и так подтверждают заказы и присылают подробное описание: когда и куда привезут, что в заказе, сколько стоит и так далее

На покупателя можно переложить оплату за повторную доставку

Как было. Допустим, курьер приехал в согласованное время, а покупатель не открыл дверь. Может, он спит, а может — уехал по срочным делам. Если клиент все еще хочет получить заказ, он сам оплачивает повторную доставку.

Что изменилось. По умолчанию, если покупатель сам виноват в том, что не получил заказ, он ничего не платит. Курьер не смог передать заказ — приезжает еще раз и за счет бизнеса.

При этом у бизнеса появилось право включить в оферту пункт об оплате повторной доставки. Но если дополнительное условие не прописано, требовать от покупателя денег нельзя.

На что повлияли изменения. Насколько я знаю, компании редко просили повторно оплатить доставку, потому что это риск потерять клиента. Поэтому на деле новое правило просто фиксирует устоявшуюся практику. Так что для бизнеса и покупателей мало что изменилось.

Старая версия — Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612Новая версия — Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463
24. В случае если доставка товара произведена в установленные договором сроки, но товар не был передан покупателю по его вине, последующая доставка производится в новые сроки, согласованные с продавцом, после повторной оплаты покупателем стоимости услуг по доставке товара20. В случае если доставка товара произведена в установленные договором розничной купли-продажи сроки, но товар не был передан потребителю по его вине, последующая доставка производится в новые сроки, согласованные с продавцом, на условиях, предусмотренных договором розничной купли-продажи

Можно продавать БАДы

Как было. Санитарные правила и нормы запрещали продавать биологически активные добавки через интернет.

Что изменилось. Постановление главного санитарного врача утратило силу, и теперь можно торговать БАДами хоть через «Озон».

На что повлияли изменения. У бизнеса больше шансов заработать — все-таки еще одна ниша для онлайн-торговли.

Продажа БАДов через интернет

В интернете можно купить БАДы на любой вкус: хочешь — от бессонницы, хочешь — для тонуса

Основные изменения

  • С 1 января 2021 года действуют обновленные правила продажи через интернет. Действующее постановление о розничной торговле
  • Оферта должна быть на сайте.
  • Условия продажи не действуют, пока бизнес их не подтвердил.
  • Контактная информация должна быть подробной.
  • Если не прописать процесс для обращений, покупатель может жаловаться как угодно.
  • Технику и ювелирные украшения можно возвращать.
  • Бизнес должен подтвердить заказ и условия покупки.
  • На покупателя можно переложить оплату за повторную доставку.
  • Можно продавать БАДы.

Откройте счет в Тинькофф Бизнесе за один день

  • Обслуживание — от 0 ₽
  • Деньги поступают на счет круглосуточно
  • Бесплатный вывод до 500 000 ₽

Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.

© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта

По статистике, больше половины россиян в 2017 году покупали что-нибудь через интернет. Это удобно и экономит время, но всегда есть риск попасть в руки мошенников.

Вот как этого избежать.

Найти официальный сайт

Мошенники часто создают поддельные, фишинговые сайты. Они как две капли воды похожи на официальные интернет-магазины бренда, но созданы для того, чтобы получать доступ к данным банковской карты посетителя, когда тот захочет оплатить товар.

Обратите внимание на начинку сайта. Как правило, мошенники делают сайты топорно и не вникая в детали: неудобная форма заказа, отсутствие информации о компании, обилие мигающих баннеров, обещающих скидку до 90%, — всё это поводы насторожиться.

Проверить защиту

При покупке на проверенных сайтах можно увидеть отметки платежных систем: Verified by Visa — проверено «Визой», MasterCard SecureCode — безопасный код «Мастеркард».

Если всплывает окно с предупреждением «Сайт использует недостоверный сертификат» или «Небезопасное соединение» — от покупки на таком сайте лучше отказаться.

Проверить продавца

В любом интернет-магазине должны быть контакты продавца: организационно-правовая форма — ООО или ИП, наименование компании, адрес и телефон. С этой информацией будет проще вернуть товар или предъявить претензии по поводу качества.

Обратите внимание, где расположен магазин или точка выдачи заказов. Для этого проверьте в «2ГИС», есть ли по указанному адресу такая компания. Если сервис ничего о такой организации не знает или точка выдачи заказов где-то в промышленной зоне, не стоит рисковать: возможно, мошенники заманивают вас в безлюдное место, чтобы обокрасть.

Проверять цену

Бренды дают скидки дилерам, и те могут продавать чуть дешевле, чем на официальном сайте, — но разница не может быть больше 40—50%. Если цена намного ниже, чем в других магазинах, то продавец либо продаст подделку, либо исчезнет с вашими деньгами после предоплаты.

Если стоимость товара возрастает по мере оформления заказа — насторожитесь. Например, доставка окажется слишком дорогой или ее назовут бесплатной, но за подъем на каждый этаж все равно придется доплачивать. Всё это способы, которыми хитрые продавцы компенсируют изначально невысокую цену на товар.

Проверьте итоговую стоимость — возможно, она получится такой же, как у более известных конкурентов. Продавцам запрещено заставлять покупателя оплачивать дополнительные услуги, чтобы купить определенный товар. Если продавец говорит, что без доставки курьерской службы он не продаст телефон, это нарушение закона.

Обезопасить платеж

Заведите отдельную карту и переводите на нее только те суммы, которые нужны для покупки. Даже если мошенники и доберутся до данных карты, они не смогут украсть все деньги.

Точно так же действует и виртуальная карта, которую банки выпускают дополнительно к основной. Ее создают под конкретную покупку и устанавливают по ней лимит, больше которого потратить нельзя, поэтому преступники такой картой воспользоваться не смогут.

Нормальный интернет-магазин вряд ли попросит перечислить оплату на личный счет, электронный кошелек или мобильный телефон физического лица. Когда вам такое предлагают — отказывайтесь от покупки, потому что если оплатите, а потом захотите вернуть вещь в магазин, получить свои деньги назад будет очень непросто.

Права потребителя при покупке в интернет-магазине

Шоппинг в интернете стал повседневностью. Но в связи с растущей популярностью онлайн-покупок возникает много вопросов, касающихся обмена и возврата товаров.

Особенности покупок онлайн

Приобретение товаров в интернет-магазине регулируется ст. 26.1 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей" (далее – закон о защите прав потребителей). Возникшие проблемы с покупками в сети нужно решать, опираясь на этот закон. Недобросовестный продавец, услышав вашу осведомленность в своих правах, может пересмотреть свою позицию. Основные пункты, которые должен знать каждый покупатель в Интернете:

Алгоритм действий для возврата/обмена товара

  1. Основное правило, действующее в отношении товаров, приобретенных в интернет-магазине – это право отказаться от покупки и вернуть товар без объяснения причин в течение семи дней с момента его фактической передачи покупателю. Отказаться от заказа до момента доставки можно в любое время.
  2. Покупателю дается 7 дней для того, что бы доставить не подходящий ему товар в интернет-магазин. Если интернет-магазин не довел в письменной форме (памятка) до покупателя информацию о порядке и сроках возврата товара, то срок, в течение которого покупатель имеет право вернуть товар, увеличивается до трех месяцев.
  3. Составить требование о возврате товара. К нему обязательно нужно приложить оригинал расчетного документа (копию сделать для себя), а также копию паспорта покупателя. Оригинал чека лучше отдавать в тот момент, когда интернет-магазин непосредственно возвращает деньги или оформляет фактический обмен товара.
  4. Предоставить магазину товар, гарантийный талон, все комплектующие, притом ярлыки и бирки должны быть сохранены, а нарушение заводской упаковки не является основанием для отказа обмена товара или возврата денег.
  5. Получить деньги от продавца или оформить обмен. В последнем случае нужно оплатить разницу в стоимости товаров (если обмен происходит на более дорогую модель), получить гарантийный талон и чек.

Алгоритм действий в случае покупки неисправного товара

  1. Если товар оказался неисправным, его необходимо вернуть до окончания гарантийного срока. В случае, если вес товара больше 5 кг, интернет-магазин должен оказать доставку товара в сервисный центр.
  2. Сервисный центр должен выдать заключение о том, что товар неисправен или не может быть отремонтирован. Согласно п. 1 ст. 20 закона о защите прав потребителей, срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать 45 дней. Лучше лично предоставить товар в сервисный центр, так как продавец может повлиять на результат экспертизы и сделать виновным покупателя.
  3. Доставить товар по адресу интернет-магазина. Предоставить акт, чек, гарантийный талон и все комплектующие.
  4. Получить деньги от продавца или оформить обмен.

Период возврата денег покупателю

Для возврата денег необходимо составить акт возврата, в котором должны быть две подписи (покупателя, продавца). Продавец должен вернуть деньги в момент составления акта, однако у него есть право совершить возврат в течение 10-ти дней. При этом есть три варианта возврата:

  • наличными;
  • перевод через почту;
  • на карту или счет.

Расходы по перечислению суммы несет продавец.

Продавец отказывается вернуть деньги

Если магазин после составления акта возврата в течение 10 дней не вернул деньги или устно отказался это делать, нужно составлять претензию на имя продавца с последующим обращением в суд. При этом нужно предоставить всю информацию, среди которой: все платежные документы, факт отказа продавца от возврата (если это возможно), электронная переписка, сам товар, гарантия, упаковка. Не лишним будет сделать скрин экрана на странице интернет-магазина с личным кабинетом.

Читайте также: