Медивал 2 кингдомс прохождение

Обновлено: 04.07.2024

Мир меняется. Совершенно неожиданно мы понимаем, что простые и понятные правила «тотальной войны», знакомые нам еще по сражениям самураев в горах Японии, вдруг перестают действовать. Мы с вами прошли через средневековые баталии и римские завоевания, чтобы вернуться в европейское высокое средневековье. и обнаружить, что попали мы в страну чудес — загадочных и пугающих.

То же самое время — но совсем по-другому надо развиваться и воевать, иначе следует вести дипломатические отношения и шпионить, да и обустраивать собственное государство следует по совсем другим правилам. Поначалу новые законы игры могут шокировать. но это руководство даст вам общую картину и подготовит к встрече с новым, неизведанным средневековьем.

Долго ли, коротко ли.

Режим основной кампании (единственный, в котором доступна стратегическая часть) целиком открывается не сразу. Сначала можно сыграть лишь за пять стран — Англию, Священную Римскую империю, Францию, Венецию и Испанию. Победа в кампании за любую из этих стран открывает Египет, Византийскую империю, мавров, Шотландию, Данию, Португалию, Польшу, Милан, Сицилию, Россию, Венгрию и Турцию (названия, естественно, условные, как и многое в игре). Впрочем, если уничтожить какую-либо страну в игре, то она появится среди доступных — так их можно «проявлять» по одной.

К сведению: если в файл medieval2.preference.cfg вы добавите [misc] и на следующей строчке unlock_campaign = true, то с самого начала будут доступны все семнадцать стран.

Есть еще четыре расы, в кампании недоступные, — ацтеки, династия Тимуридов, Монгольская орда и Папство. За них можно сыграть в отдельном тактическом режиме быстрой битвы, в многопользовательской игре или в конструкторе боев.

В режиме кампании можно выбрать уровень сложности — раздельно стратегический и тактический. На легком уровне ваши войска сильнее, а народ — спокойнее. На сложном и очень сложном вражеские крестьяне забивают рыцарей, народ бунтует, у врагов заметно больше воинов, игрока никто не любит, а удача часто поворачивается к нему спиной.

На высоких уровнях сложности в тактических битвах большое значение имеет усталость и боевой дух. Разработчики заявляют, что повышается еще и общий уровень соображения у вражеского генерала, — но к этим словам стоит отнестись критически, потому как куда уж генералам быть глупее.

На старте кампании можно выбрать уровень помощи — на самом высоком вам постоянно, и в тактическом, и в стратегическом режимах будут давать подсказки говорящие головы (их можно отключить уже в игре). Можно включить ограничение боев по времени — из-за некоторых проблем с «залипанием» ИИ в сражениях лучше их ограничивать (его опять же можно включить уже в кампании). Еще один пункт — принудительное автоуправление городами без губернаторов. Значения этот пункт особого не имеет. Это раньше в городах без губернатора нельзя было строить и нанимать войска по желанию, теперь лишь налоги взимаются автоматически.

Наконец, каждая компания может быть пройдена в двух вариантах — длительном и коротком. Различаются они по правилам победы. В длительной надо за 225 ходов (450 лет — с 1080 по 1530 годы) завоевать 45 провинций (полкарты) и один определенный город — Иерусалим, Рим или Константинополь. В короткой кампании надо завоевать 15 провинций и уничтожить определенное государство или даже два.

Эпоха долгожителей

В первой части Medieval можно быть выбрать временной промежуток из трех вариантов — и при желании начать игру прямо с позднего средневековья, с порохом и несколькими отстроенными провинциями. Здесь этого сделать нельзя — начинать придется с 1080 года. Это означает, что в короткой кампании вы, скорее всего, победите задолго до появления пороха и даже в долгой кампании, энергично развиваясь, можете уложиться в две-три сотни лет.

К сведению: если вы сотрете строчку show_years_as_turns в файле descr_strat.txt, то с началом новой кампании время будет исчисляться в годах, а не в ходах.

Каждый ход — это два игровых года, однако сие не означает, что уже через двадцать пять ходов молодой принц превращается в старика. Напротив — в игре персонаж вполне может прожить. двести лет. Два года здесь идут за шесть месяцев, и герой, которому в игре 60 лет, на самом деле родился 240 лет назад (120 ходов).

Игровые события

Прописанные в скриптах исторические события в игре разделяются на важные, ключевым образом влияющие на игровой процесс, и на обычные таблички, информирующие о ходе прогресса.

1080 год — старт кампании.

1130 год (25 ход) — изобретение мельницы.

1138 год (29 ход) — землетрясение в Сирии.

1044 год (32 ход) — расцвет алхимии.

1152 год (36 ход) — появление бумаги в Европе.

1180 год (50 ход) — руль у кораблей.

1182 год (51 ход) — изобретение компаса.

1200 год (60 ход) — изобретение тачки.

1202 год (61 ход) — понимание концепции нуля.

1240-1250 годы (80-85 ходы) — изобретение пороха.

1268 год (94 ход) — землетрясение в Сицилии.

1280 год (100 ход) — первые механические часы.

1283 год (103 ход) — первые очки.

1302 год (111 ход) — землетрясение в Египте.

1312 год (116 ход) — повторное землетрясение в Египте.

1314 год (117 ход) — запрещена игра в мяч.

1328 год (124 ход) — первая лесопилка.

1334 год (127 ход) — первые куранты.

1336 год (128 ход) — первый прогноз погоды.

1346 год (133 ход) — слухи о Черной смерти.

1348 год (134 ход) — первая вспышка чумы в Европе. Повторяется следующие три года.

1350 год (135 ход) — первая доменная печь.

1362 год (141 ход) — ураган Grote Mandrenke, обозначивший начало Малого ледникового периода.

1400 год (160 ход) — изобретение музыкального инструмента, работающего по принципу пианино.

1400-1408 годы (160-164 ходы) — слухи о том, что Земля круглая.

1420 год (170 ход) — первая картина маслом.

1444 год (183 ход) — трактат «Об ученом незнании» Николая Кузанского — предтеча идей Возрождения.

1454 год (187 ход) — изобретение печатного пресса.

1456 год (188 ход) — землетрясение в Неаполе.

1486 год (203 ход) — трактат «Молот ведьм», обозначивший начало «Охоты на ведьм» эпохи Возрождения.

1492 год (206 ход) — изобретение орнитоптера Леонардо да Винчи.

1510 год (215 ход) — первые наручные часы.

1530 год (225 ход) — завершение игры (ее можно продолжить, но больше изобретений, исторических событий и новых разновидностей войск игре не будет).

Города и феодалы

Систему городов в новой игре переработали серьезно, и достаточно логично они разделились на города (центры торговли, наук и ремесел) и замки (сосредоточие военной мощи).

К сведению: разработчики убрали из игры возможность по желанию взглянуть на свой город с высоты птичьего полета. Конечно, эта возможность была бесполезной, однако все равно жалко.

Превратить город в замок и обратно можно — но лишь на начальных уровнях их развития. Потом изменения становятся необратимыми. В городах добываются бюджетные деньги (в них может настраиваться уровень налогов), горожане в меру высказываются по поводу существующего строя. Производятся в городах поначалу немногие военные отряды — ополчение самых разных типов, осадные орудия, пушки и — в позднем периоде — пороховые стрелковые отряды. Город также специализируется на агентах — дипломатах, шпионах и убийцах.

К сведению: город может содержать бесплатно для игрока несколько отрядов ополчения — от двух до шести. Это очень удобное новшество. Узнать «бесплатный» отряд можно по синему ободку.

В замках порох не жалуют, но пушки и требюше строят. Аркебузиров и мушкетеров замок вам не даст, но линейка настоящих средневековых отрядов начинается прямо с крестьян. Затем идет разнообразная пехота, конные отряды, лучники и вообще цвет средневекового рыцарства. Денег замок много не принесет, налоги взимаются по жесткой таксе, но и бунтовать феодальные крестьяне не приучены.

В игре необходимы как города, так и замки. Первые — как основа экономики и ценный источник дипломатов/шпионов, второй — как реальная военная сила высокого средневековья. В каком соотношении они нужны? Замков может быть меньше, чем городов, — и их желательно держать на краю империи, чтобы свежие рыцари поспевали в бой. Впрочем, каких-то жестких правил здесь нет, важно лишь не переборщить с замками. Кроме того, города нужны для гильдий, и в каждом может быть лишь одна гильдия (о них — ниже).

Линейка построек в городах и замках предельно проста. Разработчики объединили ее в сводный список с подробными пояснениями — он вызывается через меню города.

Это важно: линейка «кузнечных» зданий снабжает ваши отряды новой броней, которая очень здорово выглядит на поле боя. Но пусть ее внешний вид вас не обманывает — на самом деле защищены отряды минимально. То есть самый модный доспех, который дали отряду кузнецы, может защищать хуже, чем «родная» кольчуга. Это делает строительство кузниц во многом бессмысленным. То же касается и городской линейки университетов — они улучшают у пороховых отрядов качество. ближнего боя. Особенно не повезло некоторым венецианским отрядам — улучшение брони просто-напросто уменьшает их защиту.

Сам принцип найма отрядов кардинально изменился. Теперь он напоминает старую и знакомую систему набора наемников. Проще говоря, теперь в городах и замках можно за один ход «построить» или переучить сразу несколько отрядов — начиная от двух. Количество зависит от размера города. Но при этом нельзя собрать больше отрядов определенного типа, чем доступно к найму (обычно — от двух до четырех). Если вы, допустим, «выбрали» всех доступных рыцарей, то ждать, пока их вновь можно будет нанимать, придется несколько ходов.

Агенты доступны всегда по одному — это означает, что нанять в одном городе сразу трех шпионов за ход вы не можете, а шпиона, дипломата и убийцу одновременно — вполне. К счастью, агенты, в отличие от армий, становятся вновь доступны уже через ход.

Это новшество преследует две цели. Во-первых, теперь игрок может при необходимости собрать большую армию за один ход. Во-вторых, игрок вынужден разнообразить свое войско — собрать десяток однотипных рыцарей теперь не так-то просто, особенно если учесть, что половина ваших населенных пунктов может тренировать только ополчение.

Это баг: в игре можно сменить столицу, чтобы уменьшить потери от коррупции и вольнодумства. Однако пользоваться этой возможностью я не советую — ваша экономика и торговля из-за игровых ошибок может прийти в хаос, и смысл переноса столицы потеряется.

Надо еще заметить, что теперь наем отрядов не сказывается на населении города. Это тоже очень удобное нововведение — война теперь не истощает экономику. Но и успокоить город, «переселив» его жителей крестьянскими отрядами в чистое поле, теперь нельзя. Но это и не нужно — после жалоб на горожан Rome: Total War разработчики взялись за дисциплину, и теперь горожане по струнке ходят, а феодальные крестьяне вообще рта не раскрывают. Как говорится: «Есь, милорд». Впрочем, крестьяне в новой игре вообще звери — но об этом я расскажу ниже, в тактическом разделе.

Британская кампания — ещё одна часть дополнения к Medieval 2 Total War под названием Kingdoms. Здесь мы погружаемся в эпоху легендарных Крестовых Походов конца XII столетия.

ЭТАП 1: СТАРТ


Кампанию Крестовых Походов, пожалуй, можно назвать одной из самых лёгких в пакете Kingdoms. Но всё же есть здесь кое-какие нюансы, которые нужно знать. Даже здесь можно потерпеть поражение, если использовать неправильную стратегию и объявлять всем войны подряд.

Египет очень богат и обладает незыблемым влиянием на Востоке. Турки с ним воевать на первых порах не станут. С первых же ходов направляйте все армии из египетских территорий в Палестину. Через 5-6 ходов прозвучит Призыв к Джихаду. Специальный скрипт позволит вам обзавестись дополнительной армией. У Керака возникнет сразу несколько полков.

Смело штурмуйте города иерусалимцев. При захвате не забывайте строить мечети. Нанимайте имамов для распространения ислама. В боях используйте только режим реал-тайм и сражайте тяжёлых рыцарей конными лучниками. Отличная экономика даст вам надёжное преимущество. Не забывайте про отстройку городов для обеспечения стабильности с ресурсами.

Воевать предстоит на два фронта. Анатолийскую группировку направляйте в сторону Византии. Уничтожайте греков до тех пор, пока не дойдёте до Никеи. Потом их серьёзно прижмут Венецианцы, которые ждут не дождутся захвата Константинополя. В Персии сформируйте крупный корпус и направьте его в земли чуть севернее Мосула. Когда сработает скрипт Джихада, смело атакуйте Киршехир и Малатью. Параллельно рекомендуется создать один из корпусов для захвата Кавказа. Там сидят одни независимые правители, которые долго не продержатся. Как в случае с Египтом, не забывайте про развитие городов.

Кстати, в кампании можно спокойно строить целые линии фортификаций прямо на карте. Используйте эти возможности с умом. Форты отлично помогают сдерживать огромные армии врагов.


За Византию делайте точно так же, как и за турок с египтянами. У вас хорошее преимущество и богатая экономика.

Соберите большие силы в Анатолии и направьте к Анкире. Уничтожайте турок их же оружием. Используйте конных лучников разных мастей. Продолжайте укреплять города и замки. Императора вместе с принцем сразу же отправьте на Крит, дабы обезопасить их от врагов и не допустить уничтожения династии. Серьёзно укрепите Константинополь.

Через некоторое время (20-30 ходов) начинается Крестовый Поход венецианцев. Царьград будет немедленно атакован итальянскими варварами. Сформируйте два полка вокруг Константинополя и попытайтесь не допустить его захвата. Бейте крестоносцев у стен города. Уничтожайте их командиров и вносите хаос в войска. Венецию можно победить, лишь полностью уничтожив их дожа и главного советника. Бои играйте только в режиме реал-тайм.

У крестоносцев ситуация очень сложная, но всё же не безнадёжная. Городов вокруг много, особенно тех, которые контролируются независимыми князьями. Смело захватывайте их и получайте отличный прирост в экономику. Далее про деньги можно забыть.

За Антиохию сформируйте хорошие войска и разместите на юго-восточных границах. Укрепите все окрестные города. Турки будут с минуту на минуту. Приготовьтесь к отражению полчищ джихадистов. В Антиохии создайте небольшой флот, погрузите на него десант и отправьте на захват Кипра. На Кипре можно будет переждать бурю. Через 10 ходов срабатывает скрипт Крестового Похода Королей. У Антиохии и Иерусалима появляются две хорошие армии. Они отлично помогут сдержать наступление мусульман.

Играя за Иерусалимское королевство и за Антиохию не следует переть на рожон. Для начала нужно отстоять свои территории и уничтожить орды врага. И только потом можно уже подумать о завоеваниях. Отбивайте атаки за атаками, осады за осадами. Закрепляйтесь на Кипре, чтобы избежать мгновенного уничтожения государства. Не допускайте потери Иерусалима, Керака, Крак-де-Шевалье и Антиохии. Это приведёт к плачевным последствиям и обрушению экономики.

Старайтесь провоцировать врага на осады городов. Города всегда легче оборонять. К тому же конные лучники мусульман при осадах попросту бесполезны. Держитесь до тех пор, пока враг не сбавит темп вторжения. Потом можно подумать уже о контратаках.

ЭТАП 2: бойня


Если вы всё сделали правильно, значит, вы живы и готовы к дальнейшему противостоянию. Ну а если вы видите перед собой инфолист об окончании кампании и уничтожении вашей фракции, значит, вы явно не внимательно читали гайд. В таком случае рекомендуется перечитать руководство снова, и так до тех пор, пока вы не поймёте, что от старта зависит абсолютно всё.

Не забывайте про постройку мастерских по производству артиллерии. Да, это безусловно, будет тормозить ваши войска при передвижении, но уж лучше так, чем потерять целый кавалерийский полк в бессмысленной атаке. Всегда берите с собой по три-четыре камнемёта или катапульты. Это поможет быстрее уничтожать противника. В реал-тайм битвах возводите артиллерийские посты на возвышенностях и долбите изо всех сил по врагу.

Играя за Турок объедините два контингента в одну большую военную группировку. Соедините земли Анатолии и Персии. Идите вперёд, уничтожая всё, что только есть. Со временем срабатывает скрипт прихода Османа. Этот парень приводит с собой элитный корпус гулемов вместе с янычарами. Такая армия отлично поможет в борьбе с превосходящими силами греков и крестоносцев.


А вот с крестоносцами придётся попотеть. Здесь сыграет свою решающую роль артиллерия, лучники и арбалетчики. Старайтесь нанимать как можно больше наёмников, используйте в боях тяжёлую конницу. На пехоту даже не рассчитывайте, она вам тут едва ли поможет.

За Иерусалим скорее вторгайтесь в Египет. Каждую контратаку врага отбивайте. Сражайтесь только в реал-тайм и не допускайте автобоёв. Постарайтесь сразу же укрепить захваченыне цитадели.

За Антиохию идите прямиком в земли Персии, при этом не забыв укрепить северные границы. Берите штурмом турецкие города. Наёмники и артиллерия отлично помогут против конных лучников. Захватите Мосул и начинайте сразу же производство элитных армий. Персидские города старайтесь вырезать. Это поможет избежать бунтов.

Управляя Византией, как можно быстрее расправляйтесь с войсковой группировкой Сельджуков в Анатолии. Параллельно выбивайте остатки крестоносцев из земель Фракии. Уничтожайте Венецию, как фракцию. Конные лучники отлично помогут в боях с турками и католиками.

ЭТАП 3: покорение


После захвата половины карты, враг начинает слабеть. А ваша империя расширяется и становится всесильной. Дальше остаётся лишь только идти до самого конца, до финального захвата карты. Старайтесь не забывать про отстройку городов и крепостей. Развивайте кузнечное дело. Кузницы и оружейные значительно укрепят броню ваших воинов и повысят урон от их оружия. Массово производите артиллерийские установки.

Вскоре наступает пороховая эра, и это даёт вам отличное преимущество перед всеми. ИИ крайне редко использует пушки, предпочитая сражаться всё теми же катапультами и требушетами.

После этого смело идите на захваты остальных городов карты и выигрывайте кампанию. Победный инфолист с поздравлениями гарантирован!

НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ АДДОНЫ


Почти то же самое можно увидеть и в соседнем аддоне под названием New Faction Mod. Там вам будут также доступны европейские фракции, которые отлично разнообразят кампании.

ЭТАП 1: старт


От старта зависят будущие успехи в продвижении по карте. Играя за Англию, готовьтесь к экономическому кризису и атакам со всех сторон. Чтобы объединить Британию в единое королевство, потребуется много усилий и нервов. С самого начала даже не думайте о завоеваниях. Речь пойдёт о натуральном выживании законной королевской власти. Уэльс и Ирландия охвачены мятежами. Местные короли давно устали от деспотичной власти Лондонских монархов, так что им здесь, хлебом не корми, только дай покрошить пару сотен англичан.

С самого старта придётся обороняться. Готовьтесь сдерживать осады. И лучше бы сохранить контроль хотя бы над частью своих земель. Хуже всего придётся в Уэльсе. Там войска местного короля Ллевелина будут переть тысячами. В Ирландии готовьтесь к постоянным атакам на замки и города. Дублин вы потеряете, а вся его власть перейдёт под Альянс Баронов, даже не пытайтесь его отбить.

Старайтесь удерживать хотя бы замки, так как в них нанимаются хорошие войска. Делайте упор на призыв лучников и тяжёлой конницы. Постарайтесь не только сдерживать осады, но и контратаковать. Буря будет долгой. Более 30 ходов придётся только обороняться. Но потом орды атакующих начинают слабеть. Спустя ходов 30-40 можно уже подумать об ответном ударе и о приведении земель Англии под власть единого короля. Старайтесь при этом не допускать экономического банкротства. Восстанавливаться всегда тяжелее.

Играть за Ирландию, Норвегию и Уэльс намного проще. Здесь геймплей состоит в банальных атаках. Просто двигайте свои армии на захваты английских крепостей. С деньгами у вас проблем не предвидится.

Объединить Ирландию проще пареной репы даже на самой высокой сложности. Достаточно отхватить все английские замки и города, и вскоре остров станет независимым. После захвата контроля над островом можно подумать про экспансию окрестных частей суши. Но на материк без хорошей армии лучше не соваться.

За Уэльс играть ещё проще, чем за Ирландию. Достаточно разбить несколько английских армий в районе Монтгомери. Затем начинайте наступление на все форты, замки и города, вплоть до Оксфорда. Чем больше англичан вы бьёте, тем больше повстанцев Уэльса переходит на вашу сторону. Специальный скрипт призывает на вашу сторону хорошие силы.

Играя за Норвегию сразу же атакуйте Шотландию. Сражаться с местными дикарями, управляя суровыми викингами, даже интересно. Через 10-15 ходов после начала норвежской кампании, срабатывает скрипт прибытия короля Хаакона. Король Норвегии высаживается с превосходным воинством неподалёку от Абердина. Его армия поможет вам в быстром захвате Шотландии.

Но если вы играете за самих шотландцев, то будьте готовы к отражении ударов со стороны Норвегии. Викинги будут переть ордами. Старайтесь как можно чаще использовать кавалерию. Убивайте вражеских полководцев как можно быстрее. У норвежцев слишком много пехоты, которая быстро сметается мощной рыцарской конницей. Обороняйтесь до тех пор, пока не обнаружите, что враг дал слабину. Далее готовьтесь контратаковать и выбросить несносных викингов обратно в море. Не забывайте про наращивание экономики и строительство городов.

ЭТАП 2: готовность к бедам


Если вы всё сделали правильно, то ваша фракция не уничтожена, а всё ещё сохраняет беспособность. Но если вы увидели, что враг уже сбавляет обороты и отводит войска подальше, не спешите радоваться.

За остальные фракции геймплей всё же будет полегче. Если вы успешно отбили атаки врагов за Англию и организовали контрнаступление, то даже не думайте о том, чтобы хоть как-то сбавить темп. Продолжайте атаковать всё, что движется. Захватывайте и грабьте города восставших подданных. Как можно скорее уничтожайте Уэльс и Альянс Баронов.

В Ирландии организуйте рыцарский корпус, который будет распиливать местных гаэльцев. Берите Дублин штурмом и уничтожайте там всё население. Используйте легендарных английских лучников, защищая их позиции кольями. Атакуйте врага тяжёлой рыцарской конницей, сметая его пехоту и артиллерию.


За Уэльс и Ирландию быстро продвигайтесь вперёд, разрушая и опустошая города англосаксов. Ирландцам рекомендуется начать вторжение в Англию с южных владений. Там наиболее слабая оборона. Валлийцы же должны как можно скорее овладеть Лондоном и приготовиться к контрудару.

За Шотландию старайтесь быстрее выбить норвежцев с островов. Захватите их северную крепость, изрядно пополнив свою казну. Не забудьте про покорение независимых городов, которые принадлежат местным лордам. Эти поселения отлично помогут вам наладить экономику.

Но после изгнания норвежцев не спешите ликовать. Викинги могут напасть в любой момент с моря, так что укрепляйте свои замки и города на побережье. Постройте в Перте (столице Шотландии) хорошую флотилию из хольков и проведите военно-морскую операцию. Уничтожьте все корабли Норвегии в пределах побережья. Затем начинайте подготовку десантов для захвата остальных островов. Норвежцы всё ещё сохраняют контроль над некоторыми территориями, которые и предстоит у них отбить.

ЭТАП 3: победа и продвижение


После того, как захватили больше 20 территорий, можете уже забыть про какой-то хардкор. Дальше всё будет легко, как впрочем, и во всех кампаниях Medieval 2 Total War. Старайтесь не просто выполнить условия победы, отмеченные в списке, а захватить все Британские острова. Это будет куда интереснее и придаст кампании историчность. В боях старайтесь делать упор на уничтожение вражеских полководцев. Если враг потеряет военачальника, его армия сразу же обратится в бегство. В этой кампании ИИ частенько нанимает артиллерию, так что не забывайте отводить своего генерала в безопасное место. Ведь шальное пушечное ядро может вполне положить конец всем вашим стремлениям к славе Цезаря.

Если играете за Уэльс, Ирландию или Англию, не допускайте усиления этих королевств. Шотландцы на последнем уровне развития обладают настолько профессиональной армией, что победить её будет сложно даже бывалому ветерану. Норвежцы же в случае промедления игрока организовывают неприступную оборону на подконтрольных островах. Выбивать их оттуда будет практически нереально. Постарайтесь не допустить подобного, и тогда победа будет за вами. После захвата 46 территорий кампания прекращается, и вы получаете огромный инфолист с восхвалениями.

неофициальные аддоны


Британская кампания Kingdoms конечно же хороша, но многим может показаться недостаточно историчной. Ведь фракций, боровшихся за превосходство на островах, было намного больше. Да и многие события той эпохи здесь совсем не отражены. Если оригинальный продукт не устраивает и не подходит вам, лучше попробовать моды.

Medieval 2: Total War Kingdoms принёс игровому сообществу отличный пакет кампаний. Одной из самых интересных и сложных оказалась Тевтонская кампания, посвящённая событиям в Прибалтике XIII столетия. На внушительной карте кампании схлестнулись между собой могущественный Тевтонский Орден, языческая Литва, холодная и суровая Дания, Священная Римская Империя, Польша, Золотая Орда и знаменитая Новгородская республика. Впервые в истории Total War были внедрены скрипты принятия католичества языческими странами, образование Ганзейского союза и даже создание в Дании объединённой Кальмарской унии. Кампания отличается весьма суровым геймплеем, который несомненно требует разъяснений и гайдов.

ЭТАП 1: старт


Прежде чем перейти к гайду, стоит упомянуть про количество играбельных фракций и про уровни сложности. Играть можно за всех, кроме Золотой Орды и Норвегии. То есть игроку будут доступны Тевтонский Орден, Норвегия, Новгород, Дания и Литва, а после прохождения одной из кампаний откроются еще Польша и Священная Римская империя.

Тяжелее всего играть за Тевтонский Орден и Литву. За Орден вообще нельзя медлить, ведь его атакуют буквально со всех сторон. С самого начала кампании идёт война с языческой Литвой. Последователи Старых Богов сразу же берут в осаду как минимум три тевтонских города. Плюс ко всему, Орден оказывается расколот на две части. Необходимо концентрировать войска вокруг Риги и Мариенбурга. Эти своеобразные две столицы станут надёжными крепостями для отражения вражеских ударов. Именно там можно сразу призвать на помощь элитные войска. Денег поначалу не будет, и это нормально. Предстоит воевать только стартовыми войсками.


За Литву будет ещё труднее, особенно на высоких уровнях сложности. Орден будет использовать все имеющиеся силы для уничтожения избранников Перкунаса. Поначалу Литва всё ещё языческое государство, и многое зависит от строительства храмов. Экономика относительно хороша, но в скором времени она тоже начинает давать сбой. Но зато есть отличный способ вовремя уцелеть: для начала создайте мощную оборону городов и замков, разместив там хороших бойцов. Определённые языческие храмы могут дать вам особые войска. Некоторые даже даруют вам возможность с первых ходов нанимать рыцарей. Используйте эту возможность с умом.

Создайте небольшой полк неподалёку от Минска и пошлите его на захваты местных русских поселений. Можете смело развязывать войну с ордынцами. Монголы здесь очень слабые и быстренько гибнут. Самое время для того, чтобы отбить у них Киев и Чернигов. Только учтите, местные не потерпят язычников у власти. Лучше сразу же понижать налоги, чтобы избежать бунтов со старта. Затем стройте свои капища и нанимайте жрецов для распространения веры в Старых Богов. Действуйте очень аккуратно. Сделайте так, чтобы каждый прошедший ход принёс вам пользу. Не допускайте экономического кризиса.

За остальные фракции всё намного проще. За Новгород, Данию, Германию и Польшу можно спокойно позволить себе неспешное развитие и покорение независимых городов. Эти фракции буквально окружены сундуками с золотом. Особенно повезло немцам и датчанам. У них вокруг отличные торговые порты, плюс выход к морю. Лучше не дремать, а сразу же захватывать эти порты, создавая притоки товаров.

Не забывайте про покорение островов Балтики. ИИ редко когда совершает морские набеги, так что на островах ваши силы будут в полной безопасности. За Новгород лучше сразу заключить союз с Литвой, а затем совместными усилиями выносить Тевтонский Орден. Александра Невского стоит оставить в столице, дабы избежать его гибели. Заодно позаботьтесь и о датчанах (шведах) в Нарве. Отбейте у викингов два северных города и получите отличную порцию деньжат.

ЭТАП 2: война со всеми сразу


Тевтонскую кампанию за то и считают самой сложной, что хардкор здесь буквально повсюду. Даже относительно мирные фракции, живущие в изобилии со старта, со временем сталкиваются с большими трудностями. Враги не дремлют и стараются всеми силами выжить игрока с карты. Напряжённость сохраняется в кампании практически всю игру. К тому же необязательно следить за условиями победы (захват 30-40 провинций). Конечной целью является именно захват всей карты Прибалтики (более 100 территорий), а значит нужно будет приготовиться к длительному процессу создания империи.

Города необходимо развивать и укреплять. Особенное внимание стоит уделять строительству кузниц. Они дают возможность вашим войскам наносить больше урона. Чтобы утихомирить бунты, нужно будет нанимать священников и распространять новую веру. При захвате независимых русских поселений лучше всего превращать их не в города, а в замки. В замках бунтов практически не случается. Да и построенные цитадели могут помочь призвать на помощь лучших рыцарей королевства. Делайте упор на кавалерию, а не пехоту. Мощные конные удары уничтожают врага намного лучше, чем копья и клинки ваших пеших бойцов. К тому же не стоит забывать про солдат дальнего боя. Лучники и арбалетчики, а ещё лучше конные стрелки, проложат путь к победе с удвоенной скоростью.

ЭТАП 3: создание империи


Если вы выполнили все условия первых двух этапов, то дальше будет намного проще. Если вы играете за Орден, вам не остаётся ничего, кроме как полностью ликвидировать все оставшиеся государства в Прибалтике. После уничтожения Новгорода, Литвы, Польша и Германии не думайте, что вы уже победили. Ведь Дания тоже не дремлет и развивается. Её огромные армии будут пытаться противостоять вашей империи. Но знайте: у датчан тоже есть свои слабости. Суровые северные мужики обожают использовать пехоту и почти не знают конное ремесло. Так что используйте против них рыцарскую кавалерию. Желательно, уничтожайте всех в первые же минуты мощным кавалерийским ударом.

Если вы играете за другие фракции, и если Орден уже побеждён, то приготовьтесь к яростным схваткам с соседями. Бывшие союзники сразу же объявят вам войну. За Литву, Новгород и Польшу старайтесь использовать кавалерию и стрелков. Выматывайте врага обстрелами и атаками конных лучников. Затем добивайте неприятеля клинками и топорами. За Германию и Данию используйте рыцарскую кавалерию, включая артподдержку. Не забывайте про многочисленных наёмников, которых можно призвать в любой части карты. Для создания прочной экономики захватите такие города, как Ригу, Ревель, Кенигсберг, Або и Висбю. Это поможет создать доход небывалого уровня.

неофициальные аддоны


Посему лучше использовать моды и неофициальные аддоны. Существует множество интересных проектов для Тевтонской кампании Kingdoms. Отдельное внимание стоит уделить проекту DLV Teutonic Knights, где добавляется высокий уровень реализма в кампании.

Читайте также: