Меч кладенец тридевятое царство прохождение

Обновлено: 06.07.2024

Меч кладенец - волшебное оружие богатырей из русского фольклора. Это оружие придавало силы мужественным героям русских сказок и помогало победить в любом бою. Только таким мечом можно победить большинство сказочных чудовищ и злодеев, которые для других видов оружия остаются неуязвимыми. Меч-кладенец отличался от обычных мечей тем, что по всей его поверхности шла руновязь (на клинке, а иногда и на рукояти), т.е. определённые заклинания. Руновязь создавала особую энергетическую структуру, силу вокруг меча. То есть, меч-кладенец был оружием магического воздействия, или как сейчас сказали бы «волшебный меч». Самый известный меч-кладенец нашего недавнего прошлого – меч Богатыря Ильи Муромского, доставшийся ему из рук непобедимого великана Святогора. Но историки и исследователи русского языка до сих пор не сошлись во мнениях, почему этот клинок имеет такое название.

Возможно, слово произошло от древнерусского «укладный», что означает "стальной" и просто указывает на редкий по тем временам материал, из которого он выкован. Для древнего воина меч, который мог разрубить стальные доспехи, действительно являлся очень хорошим помощником, который мог спасти жизнь и решить исход битвы.
УКЛАД - сырцовая сталь, которую получали из железной крицы. При нагреве крицы в раскалённом древесном угле происходило поверхностное науглероживание металла; в процессе охлаждения металла водой или снегом сталистый слой закаливался, становился хрупким и при ударе легко отделялся. Операцию повторяли до полного превращения крицы в листки. Наиболее крупные листки укладывали в раскалённые угли (отсюда название) и нагревали до сварки; раскалённая масса приобретала плотное строение. Из УКЛАДА изготовляли холодное оружие, шлемы, серпы и т.д. С появлением пудлингования (конец 18 в.) и разработкой массовых способов получения литой стали (2-я половина 19 в.) УКЛАД потерял значение.

Еще один вариант происхождения названия этого меча связан со словом «складывать» и указывает на специальную технологию, по которой он был выкован. Она похожа на древние способы изготовления булата и дамасской стали. Кузнец многократно тонко расплющивал, а затем сгибал пополам металлическую заготовку клинка. Получалась особо прочная, красивая и острая сталь с замысловатым узором, мечом из которой на лету можно было запросто разрубить волосок.

А вот еще одна версия. Дешевое железо на несколько лет закапывалось в землю. Некачественный металл съедала ржавчина, оставляя только износостойкую и нестареющую сталь, которая затем использовалась для изготовления дорогого клинка. Кузнец изготавливал из железа разной твёрдости пруты и сковывал их в "косу", затем он вытягивал эту заготовку и ещё раз скручивал (процесс мог быть очень длительным). Когда скруток по мнению мастера было достаточно он придавал заготовке слегка увеличенную, в отличие от желаемой, форму клинка. Затем в специальный день (тогда ведали такое) или ночь кузнец проводил обряд уклада этой заготовки( произносились заветные слова), для чего выбиралось место со специальными свойствами почвы и именно там закапывался будущий меч, а сверху обычно воздвигался огромный валун. Спустя 10 лет (по разным источникам даты варьируются от 5 до 100 и более лет) эта заготовка извлекалась и отковывалась окончательно. Самое сложное в изготовлении такого меча в том, что извлечённую заготовку надо было проковывать за один раз, иначе металл терял свои восхитительные свойства (во время 10-летнего погребения окисление избавляло заготовку от ненужных примесей и создавало новые химические элементы, которые наделяли во время однократного нагрева поразительными свойствами будущий клинок). Но и это ещё не всё, остывать только что прокованный клинок должен был тоже специально. Кузнец садился на коня и мчался во весь опор, а сам в это время очень громко кричал заветные слова и рисовал в воздухе магические руны, призывая душу клинка войти в него. Таким магическим обрядом меч-кладенец "отпускался" . Было не много кузнецов-волхвов и такие мечи были крайней редкостью, поэтому стоили запредельно дорого. Такими мечами легко рубилась любая сталь и булатные мечи.

Есть версии, что он получил такое название, благодаря тому, что УКЛАДЫВАЛ целое вражеское войско на своем пути.

Также происхождение названия КЛАДЕНЕЦ может быть связано с древнеирландским словом claided и латинским gladius.

GLADIUS -
1) меч (как рубящее и колющее оружие)
2) убийство (licentia gladiorum C);
3) сошник, лемех
4) лопаточка для поднятия нитей основы (в ткацком станке)
Отсюда же скорее всего произошло и слово ГЛАДИАТОР.
GLADIATOR -
1) гладиатор (раб, военнопленный или вольнонаёмный), цирковой боец
2) головорез, душегуб
3) сабельный мастер, оружейник

Но в латинском есть еще схожее по звучанию слово.
CLADES -
1) несчастье, бедствие, ущерб
2) увечье, утрата
3) бич, гроза, разрушитель
4) поражение

А вот еще версия!
К-ЛАД-ЕНЕЦ. Обладание этим мечом означало овладение своим телом в совершенстве. Правильно писали, что кладенец нельзя изготовить, его можно только добыть(найти). Но найти его можно лишь пойдя за мудростью народной, овладев знаниями и умениями предков, т.е. генетической памятью, сокрытой в костях (костном мозге). К-ладу - к гармонии, мудрости и родовой памяти стремился обладатель кладенца.

Существует женский оберег - амулет ЛАДИНЕЦ. Он посвящен богине Ладе. Символ состоит из из восьми лучей, направленных против хода солнца.
А также есть и мужской оберег - амулет КОЛЯДНИК. (Вполне возможно, он мог называться и КЛАДИНЕЦ)! Колядник нес в себе энергию солнца. Лучи свастики имели правостороннее движение. Известно, что колядник все мужчины носили с детства, так как этот знак даровал мудрость в быту и смекалку в бою. Колядник считается символом бога Коляды, основная задача этого бога – постоянное обновление мира, который могучий Велес однажды привел в движение. Коляда нередко изображался с мечом в руке, но меч его не поднят над головой, а опущен к ногам. Это символ мудрости, так как только мудрый человек способен примирительно сложить оружие, когда глупец изготовится к бою. Вот и колядник в первую очередь дает своему обладателю мудрость. Таким образом, колядник является аллегорией победы света над тьмой, ведь Коляда всегда меняет мир к лучшему, двигаясь посолонь, по священному солнечному кругу. При этом колядник разрешено было носить лишь мужчинам, ведь мужчина – носитель родовой памяти и сотворяющий импульс вселенной. Женщины могли носить подобный оберег лишь непродолжительный промежуток времени, чтобы усилить в себе типично мужские качества – уверенность и смелость. Ладинец и Колядник символизируют «небесную семью». Сочетание этих двух славянских оберегов образует Огненную колесницу. Сочетание правосторонних и левосторонних вихревых энергетических потоков образует мощное энергетическое поле, которое сметает на своем пути любое зло, любой негатив.

А не находится ли этот тайник-клад внутри нас?

В середине груди человека находится продолговатая кость, напоминающая кинжал. Состоит из 3 частей: рукоятки, тела и мечевидного отростка. Служит местом соединения верхних 7 пар ребер, внутри состоит из из губчатого костного вещества, богатого сосудами и содержащего красный костный мозг. Мечевидный отросток (лат. processus xiphoideus) — самая короткая и узкая часть грудины, образующая её нижний, свободный конец. Форма и величина отростка сильно варьируется. Обращенный книзу конец, прощупываемый через кожу, может быть притуплён или заострён, вилообразно расщеплён или иметь расположенное посередине отверстие.Он может более, чем тело кости, отступать назад, и тогда образует изменчивую по форме желудочную, или подложечную, ямку. Он может своим концом выступать вперед, и тогда обозначается на теле в виде выступа. Находится этот мечевидный отросток в районе солнечного сплетения.

Солнечное сплетение представляет собой место, где скоплено множество нервных окончаний, расположенных вне пределов центральной нервной системы. Врачи дали ему название «брюшной мозг». Тем самым они подчеркивают, что солнечное сплетение и мечевидный отросток - одни из наиболее важных центров нервных скоплений в организме человека. Именно через эти узлы осуществляется контроль и коррекция деятельности любого внутреннего органа. Также исследования показали, что во время сильных переживаний человек испытывает ноющую боль в передней стенке грудной клетки, как раз в районе солнечного сплетения. Таким образом ученые предположили, что в лимфатической системе есть определенный участок, который контролирует наши духовные качества. И именно поэтому во время сильных переживаний люди чувствуют сильную ноющую боль в области груди. Здесь же находится нервный центр (в радиусе 5-6 см вокруг мечевидного отростка), который при возбуждении, при сильном страхе дает команду к спазму, напряжению, сокращению целого ряда мышц, что и вызывает эмоции страха, тревоги и беспокойства. При спазме скапливаются продукты жизнедеятельности клеток и органов, так называемые шлаки и токсины, происходит самоотравление организма, нарушается обменный процесс.

В этой же области находится 3 чакра МАНИПУРА. Это хранилище энергии необходимой для жизни в этом мире. В плане судьбы чакра отвечает за волю, власть, успех, интеллект. Управляет работой органов желудочно-кишечного тракта, печенью, желчным пузырем, селезенкой, поджелудочной железой. Если чакра работает хорошо, то у человека сильная воля и высокий интеллект. Манипура отвечает за усвоение, накопление, трансформацию и распределение энергии по организму человека в целом. В общей энергосистеме человека эту чакру можно сравнить с турбиной электростанции, которая за счет своего вращения преобразует механическую энергию в энергию электрическую, поступающую далее в общую электросеть к конечным потребителям. Сила человека также кроется в чакре солнечного сплете­ния. Она формируется благодаря развитию уверенности че­ловека в том, что он знает кто он есть; создает сильный про­образ воина, крепко стоящего на ногах и уверенно отстаива­ющего свои права. Есть предположения, что именно в области солнечного сплетения находится душа человека.

А еще прямо перед мечевидным отростком на грудине расположена вилочковая железа. Свое имя вилочковая железа получила благодаря характерной форме, напоминающей трезубую вилку. Другое название этой железы - ТИМУС (thymus - греч. thymos = 1. тимьян; 2. душа, настроение, чувство), - центральный орган лимфоцитопоэза и иммуногенеза, в котором происходит созревание, дифференцировка и иммунологическое «обучение» T-клеток иммунной системы. Тимус является своеобразной "школой" ускоренного обучения клеток имунной системы, формирующихся из стволовых клеток костного мозга. Попав в вилочковую железу, новорожденные "солдаты" способны сражаться с вирусами, инфекциями и аутоимунными заболеваниями. Наиболее интенсивно обучение проходит в первые 2—3 года жизни, а ближе к пяти годам, когда защитников набирается на вполне приличную армию, функция вилочковой железы начинает угасать. К 30 годам она затухает практически полностью, а ближе к сорока от вилочковой железы, как правило, не остается и следа. Так как онатпростотрассасывается. Но у одних людей это происходит раньше, у других позже. Причины этой выборочной инволюции пока не ясны. Но медики уверены: чем позже это произойдет, тем лучше, так как вилочковая железа способна замедлять ход биологических часов организма..

Вилочковая железа совершенно не выносит стрессы (шум, температурные перепады, анестезия). Во время стресса железа сжимается, что приводит к снижению жизненной энергии. Стрессы требуют мобилизации всех Т-лимфоцитов, в результате чего вилочковой железе приходится в спешном порядке готовить новых защитников. Поэтому у человека, часто рискующего и нервничающего, вилочковая железа изнашивается и стареет быстрее..

Ослабленный тимус можно усилить посредством простейшего метода. Метод заключается в том, чтобы 10-20 раз легонько постучать рукой по месту расположения железы. Такое постукивание можно производить кончиками пальцев или легко сжатым кулаком, избирая приятный ритм. Таким способом можно за несколько секунд стабилизировать тело и наполнить его живительной энергией. Если каждое утро регулярно активизировать свой тимус и повторять эту процедуру несколько раз в течение дня, то уже через короткий промежуток времени почувствуете себя значительно более сильным. Вот только не рекомендуют пользоваться этим методом, если человек уже заболел.

Свое название ТИМУС получил благодаря растению ТИМЬЯН, благодаря схожести их форм. Но… я лично сомневаюсь, что именно форма была причиной названия этой железы. Может быть у древних было гораздо больше информации по поводу функциональных особенностей наших органов тела? Итак, давайте еще раз заглянем в этимологию уж самого ТИМЬЯНА. По одной – оно произошло от греческого «thymon» – сила, мужество. По другой его переводят как "дыхание жизни, дух". По третьей версии оно связано с греческим «thyo» — «совершать жертвоприношение».

В народной культуре тимьян является символом воинской доблести, мужской силы. Верили, что если носить при себе веточку тимьяна, он сделает человека смелее, наградит мужеством, решительностью, упорством и храбростью, принесет победу во всех начинаниях. Его использовали в качестве оберега, помещали в ладанки и носили на шее, чтобы уберечься от злых духов, от сглаза, от порчи, наведенной колдунами. В народе бытует поверье, что тимьян в подушке, дает здоровье и долголетие. Букетики тимьяна (чабреца) приносили в хаты и ставили в кувшины. Считалось, что пока в доме есть его запах – зла не будет. Особенно этот запах благоприятен для детей, он даёт им силу и добро. (Кстати, ЛАДАН по древне-русски звучал ТЕМЬЯН).

И еще одна интересная информация, которую я нашла в книге И.Брагиной и М.Брагина "Сверхвозможности воина". "Если очень быстро выполнять взмахи руками, имитируя движения крыльев (птиц или насекомых), то благодаря прямому воздействию на тимус (или, так называемую вилочковую железу) человек активизирует необыкновенную скорость реакции - настоящую сверхреакцию, и происходит это за счет выработки организмом особых гормонов, управляющих скоростью биохимических обменных процессов в организме. При этом одновременно происходит резкое повышение проводимости нервных путей для биоэлектрических сигналов, что определяет значительное возрастание скорости реакции на любые внешние воздействия, и это обусловлено психофизиологией человеческого организма."

P.S. Своеобразный языковой кульбит наблюдается со словом МЕЧ!

МЕЧ по-латински звучит GLADIUS.
GLADIUS напоминает русское слово КОЛОТЬ, что в свою очередь связано с функцией МЕЧА.
В латинском же языке есть слова:
METO - жать, косить, рубить, срезать, срубать
METUS - страх, боязнь, опасность, угроза; предмет страха
И эти переводы также связаны с функциями меча!

Родимир и Потап с двумя дружинниками Жданом и Галашом, вооружёнными мечами и заступами, оставив лошадей на привязи в березняке, бродили по Заповедной дубраве в поисках дубастарожила по имени Вечное древо. Потап уже отошёл от впечатления конного похода – ведь за два года он впервые сел на лошадь и уже в пробном заезде обнаружил, что ничего сложного в верховой езде нет, и держится он в примитивном седле свободно и уверенно. Видимо сохранились навыки верховой езды, полученные у соседа, дяди Тимофя и его мерина, но скорее всего умение скакать на лошади он приобрёл там же, в Чужой – или как её называют местные люди – Бездонной пещере вместе со способностью видеть металлы под землёй.
Просился в этот поход и Гридя, но его вдруг Лёля уговорила остаться. Парнишка почему-то порозовел, еле сдерживаясь, смущённо улыбнулся и остался.
Вскоре, следуя пояснениям Ведателя и местного волхва-отшельника, опоясанного лыковым вервием, жившего в этом лесу в убогой землянке, питающегося земляными личинками, ягодами, грибами и желудями, Родимир со товарищи после нескольких недолгих переходов, наконец, вышли к исполинскому дереву, разметавшему огромную ветвистую крону высоко над почтительно расступившимися потомками древнего дуба. Поляна, плохо поросшая не имеющей солнца травой, была изрыта и истоптана кабанами, жирующими по осени на крупных, как репа желудях, обильными урожаями усыпающих землю.
По сведениям пророческих книг, тайных знаний, завещанных зачинателями отечества, и старинных преданий под этим величественным деревом и был укрыт под землёй до поры, до времени волшебный меч-кладенец, выкованный ещё в те далёкие времена, когда боги, духи и стени* жили среди людей, выкованный мастерами-умельцами города Ремесленников для защиты народа от всевозможных напастей.
Меч ковался в ночь цветения папортника старым ковалём Густобровом и молотобойцем Рукастым под присмотром и под заклинания почтенного и великого волхва Зорка. Железо, вытянутое из руд Ведьминого болота, варилось особым способом, с добавками принесёнными старым волхвом. Меч закалялся в крови неведомого в этих краях свирепого зверя-скоумена с человечьим лицом и с человечьим именем Лёва, вывезенного заранее из полуденных земель тайными дорогами. Меч был запрятан в мать сыру землю, ибо земля есть матерь всякому железу. Давался волшебный меч в руки только при сотворение скрытной молитвы от Великого волхва. Но меч ещё надо было отыскать, потому что он чудесным образом менял место захоронения, и где он в
данный миг находится, не мог знать никто.
Вот тут и пригодился удивительный дар, приобретённый в Бездонных пещерах выходцем из запредельного мира отроком Потапом. Потап, отвязав, мотающуюся на поясе сапёрную лопатку и успев подумать: «И зачем я её взял?», прислонился стеной к могучему стволу, постоял, сосредотачиваясь, и медленно пошёл по спирали, удаляясь от дерева. Через некоторое время он остановился, всматриваясь под ноги, словно стараясь разглядеть сквозь толщу земли, что она прячет.
– Вот! – нахмурясь, указал Потап.
Дружинники стали копать вековую, не знающую лопаты новь. И вскоре их взору открылось полуистлевшее лезвие старинной лопаты. Потап досадливо поморщился, однако его спутников эта находка взбодрила и обнадёжила – знать, и вправду, парень видит под землёй железо! Потап продолжил путь по-винтовой и опять застопорился. Он явно ощутил, как шевельнулся у него за поясом, под рубахой древний нож, найденный в пещере, словно предупреждая о чём-то. И Потапа словно озарило ясное уверенное чувство: – «Здесь!!» Взрослые напряжённо ожидали команды мальчишки. А мальчишка, как будто прислушиваясь, постоял и размахнувшись, воткнул в землю свою сапёрную лопатку и весело произнёс:
– Копайте! – но не успели спорые дружинники вонзить в землю заступы, как Потап, подняв руку, закричал: – Стойте! стойте! – и сделал три быстрых широких шага, словно догоняя кого-то, – вот здесь, вот здесь! быстрее!
Родимир выхватил у Галаша заступ, прыжком достигнул указанного места и, шепча скрытную молитву, стал мощным махом работать лопатой. Его спутники, стоя в отдалении, боясь спугнуть непредсказуемый клад, с волнением наблюдали за товарищем. А тот быстро заглублялся, резкими ударами перерубая переплетение корней, выбрасывая огромные комья земли. Он уже стоял по пояс в свежевырубленной яме, уже струйки пота прочертили дорожки на запылённом лице, когда лопата на что-то наткнулась. Родимир отшвырнул инструмент, опустился в яму на колени и стал руками лихорадочно разгребать землю. Красное от напряжения и волнения лицо его побледнело, губы быстро шевелились в молитве, и он вдруг замер, что-то нащупав, и через некоторое время хрипло сказал:
– Есть!! – и медленно, даже бережно поднялся, держа двумя руками нечто длинное узкое, завёрнутое в серую промасленную, какую-то нетленную холстину.
Дружинники подскочили к товарищу и, подхвативпод локти, помогли ему выбраться из ямы.
По-прежнему бережно, словно хрупкую стеклянную вещицу Родомир развернул находку…
…это были богатырского размера, чёрные от масла кожаные, тиснённые сложным узором, в медной оправе, похожей на переплетения древнего рунического письма, ножны, сросшиеся с витой костяной рукоятью меча с завершием в виде золотой головы сурового бородатого воина в шлеме..
Родимир торжественно выпрямился, положив правую руку на рукоять, что-то прошептал, подняв очи небу, и резким движением, со свистом выхватил из ножен заветный клинок. Потапу показалось на мгновение, что в руке у Родимира зажёгся огненный меч, как в кино «Звёздные войны»! – так ярко засверкало, засияло волшебное булатное лезвие!!
Родимир передал ножны Ждану и, положив на ладони, как Божий подарок, держал на вытянутых руках драгоценное оружие, предлагая друзьям хорошенько рассмотреть и полюбоваться волшебным мечом, о котором слышали только в преданиях и былинах, передаваемых стариками из поколения в поколение. Сталь клинка переливалась бликами, отражая белые облака и синеву неба, в коренной части лезвия временами проявлялись алой узорчатой вязью таинственные письмена.
А радостный, тоже сияющий Родимир почувствовал с удивлением, будто держать тяжёлый ратный меч ему не стоит никаких усилий. И витязь, закусив от напряжения нижнюю губу, почему-то нахмурился и вдруг резко опустил руки, готовый подхватить падающий меч, но тот остался висеть в воздухе, даже не висеть, а парить, медленно поворачиваясь рукоятью к отступившему на шаг Родимиру!
Люди расступились с некоторой боязнью подальше от волшебного летающего опасного оружия. Родимир же, отпрянув в боевую стойку, выбросил вперёд раскрытую правую ладонь, и висящий в пустоте меч, стремительно прочертив в воздухе сияющую молнию, в мгновение ока очутился в руке готового к бою воина! Витязь попробовал несколько боевых приёмов, с восторгом чувствуя, что рукоять удобная, будто сделанная по его руке, что центр тяжести тяжёлого клинка расположен так, что эта тяжесть не обременяя руку, позволяет кистью вращать меч, но делает удар особо разяшим.
И гортанный победный возглас невольно вырвался из глотки радующегося, как мальчишка, мужчины. Его подхватили и соратники Родимира, теребя и наперебой благодаря смущённого и счастливого Потапа. Старший товарищ, вложив драгоценное боевое сокровище в ножны, протянул Потапу руку и, пожимая детскую ладонь, другой обнимая подростка, сказал серьёзно и даже как бы строго:
– Спасибо, друг!
Счастливый мальчишка, погладив ножны легендарного оружия, вдруг, вспомнив, полез за пазуху и вынул обёрнутый в Лёлькин платочек найденный в пещере нож, протянул его мужчине:
– Возьмите, дядя Родимир, это тот самый кинжал, он вам нужнее!

© Copyright: Глеб Светланов, 2015
Свидетельство о публикации №215083100888

Загадочное волшебное оружие из сказок, до которого современное человечество пока не доросло

Герои русских сказок часто совершают путешествия в тридевятые царства, тридесятые государства, чтобы освободить из плена «прекрасную царевну», украденную злодеем.

Кстати, подобный сюжет лежит в основе мифа о Троянской войне, и что удивительно, поверив, что это не выдумка, немецкий предприниматель, исследователь-авантюрист Генрих Шлиман, ориентируясь на текст Илиады, авторство которой приписывают древнегреческому поэту Гомеру, организовал археологическую экспедицию и нашёл Трою. Тем самым доказав, что сюжеты древних сказок и преданий могли быть основаны на реальных событиях.

Троя, или Илион — древний город-крепость в Малой Азии на полуострове Троада у побережья Эгейского моря, на берегу лагуны у входа в Дарданеллы. (Википедия)

В тридевятые царства, тридесятые государства обычно отправлялись, чтобы сразиться с врагом, или добыть нечто диковинное. Для осуществления подобного похода воину, кроме специального оборудования (волшебного коня, ковра-самолёта или клубка-навигатора) требовалось особое оружие, которым можно было одолеть силы зла.

Чаще всего в русских сказках таким оружием является меч-кладенец.

Что такое кладенец

Далеко не каждый воин мог стать обладателем такого оружия.

И дело не в физических возможностях человека и не в навыке владения холодным оружием. Дело в том, что меч-кладенец подчинялся только достойному, иначе говоря – служил только на благо и только в особом случае, когда требовалось остановить особого врага-злодея, которого ничем другим остановить или одолеть было невозможно. А просто так, скажем, чтобы пойти и покрошить армию соседнего царства, этим оружием воспользоваться было нельзя.

По обыкновению, воин завладевал мечом-кладенцом, достав его из могилы, в которой был захоронен древний великий воин. Считалось, что оружие, некогда принадлежавшее мёртвым, имело особую силу. Прикоснувшись к миру мёртвых, оно приобретало сверхъестественную силу, становясь оружием самой смерти.

Кладенецом не называлось какое-либо конкретное (именное) оружие, например, какой-нибудь единственный и уникальный меч, кладенцами в русских сказках называются все клинки, обладающие определёнными (волшебными) свойствами, как правило, принадлежащие когда-то великим воинам. Так, в былине «Святогор и Илья Муромец» Святогор, перед тем как умереть, отдаёт Илье свой меч-кладенец,

Русский воин-богатырь

Считается, что название «кладенец» может происходить от слова «класть», то есть связано с чем-то спрятанным, взятым из клада или погребения. Другим значением глагола «класть» может являться то, что богатырь одним взмахом меча-кладенеца кладёт целое войско.

Словарь русского фольклора А. Н. Розова указывает на происхождение от слова «укладный», что попросту означает «стальной» — возможно, в древние времена стальные мечи производили сильное впечатление от того, что считались большой редкостью.

Тем не менее, ясности в этимологии слова нет, лингвисты отмечают его связь со староирландским словом claideb (меч) и валлийским cleddyf (меч), и латинским gladius.

Оружие, превосходящее современное

Сюжеты из русских сказок, описывающие волшебное оружие и условия его применения сильно напоминает сюжеты, связанные с оружием богов из древнеиндийских эпосов (Махабхараты, Рамаяны и других) когда боги позволяли людям воспользоваться своим оружием, но только в крайнем случае или только один единственный раз.

Так, один из персонажей Махабхараты, Ашваттхаман (сын царя), с помощью заклинания активирует божественное оружие Нараяну.

Вот как это описано в Махабхарате:

«Сначала пронесся могучий порыв ветра, насыщенного влагой. При безоблачном небе раздались удары грома. Разбушевался Океан, и его потоки преградили выход рекам, которые потекли в обратном направлении, заливая поля и леса. Вершины гор стали раскалываться, и из них вырывались потоки пламени. Запылали леса. Пламя вступило в схватку с водами.
Потом откуда ни возьмись на вражеское войско обрушился град огненных стрел, железных шаров и дисков «с краями, острыми, как бритвы». И чем старательнее защищались воины, тем стремительнее становился натиск разящих их снарядов. Нигде нельзя было укрыться от этого оружия. Стрелы, шары, диски меняли направление, повсюду следуя за своими жертвами.
Истребление войска продолжалось до тех пор, пока Кришна (один из участников этого сражения) не догадался, что это оружие уничтожает только тех, кто оказывает ему сопротивление.
«Сойти всем с колесниц и коней! — приказал он. — Подальше отбросить от себя оружие. Стоять спокойно, сидеть или лежать, выбросив из головы даже мысль о сопротивлении. И оружие отступит. Оно поражает тех, кто ему противится.»
И когда воины подчинились, оружие Нараяна перестало ух убивать.»

Война богов

Подобно Нараяне, меч-кладенец в «Сказании о Вавилоне-граде» прозывается «Аспид-змеем» и может превращаться в настоящего змея. В других сказках меч-кладенец часто называют «самосёк», потому что он способен рубить врагов сам.

Всё это сильно напоминает возможности некоторых видов современного оружия, оборудованных системами самонаведения и распознавания «свой-чужой», что косвенно, но доказывает вероятность существования в древности чего-то такого, что упорно отрицается современной исторической наукой.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Меч-кладенец - почти обязательный атрибут русского богатыря. Им владели Илья Муромец, Добрыня Никитич, Еруслан Лазаревич (прототип пушкинского Руслана), Михайло Потык, витязь-великан Святогор, западноевропейский заезжий гость Бова-Королевич.

Но что это за меч такой? И почему называется кладенцом? Слово это всегда пишется с маленькой буквы и через дефис от "меча". Кроме того, большое изобилие мечей-кладенцов в былинах, причем у богатырей, живших в одно "легендарное" время, волей-неволей приводят нас к мысли, что "кладенец" - вовсе не имя собственное, подобно Дюрандалю, Экскалибуру или Жуайезу, а обозначение некоего конкретного типа меча. Очень-очень хорошего, невероятно качественного - но тем не менее существующего отнюдь не в единственном экземпляре.

Кладенец - меч с того света

Также иногда это оружие называется мечом-самосеком или, что интересно - мечом-колунцом. Правда, последнее название - диалектное, из устной простонародной речи, что необходимо учитывать.

Этимологические предки и родственники

С точки зрения этимологии "кладенец" - слово чрезвычайно интересное. Во-первых, "укладный" в русском языке имело значение. "стальной". "Уклад" - стальная (не железная!) полоска-накладка на деревянной части какого-либо предмета, инструмента, испытывающего большие нагрузки.

Например, рукоятки топора или молотка, полозьев саней, и т.п. Об этом говорит весьма уважаемое издание - этимологический словарь Макса Фасмера.

Далее. Есть точка зрения, что "кладенец" этимологически связан с "кладом", который, в свою очередь, идет от "класть" - в значении "положить" что-то куда-то. Очень многие легендарные мечи-кладенцы добываются богатырями из тайников, курганов (!) и т.п. Былин, где меч-кладенец честно куется каким-нибудь умелым кузнецом, а потом передается богатырю, по-моему, нет вообще. Волей-неволей, знаете ли, вспоминается Задорнов с его псевдоафоризмом: "Добыть - в России значит стыбзить!"

Исключение здесь - пожалуй, меч-кладенец Ильи Муромца, полученный им от Святогора. Меч этот отличается от прочих. Когда Илья и Святогор находят в странствиях гроб, они решают его примерить (эдакая древнерусская танатотерапия). Илье гроб велик, Святогору впору - но встать из него великан уже не может.

Тогда по просьбе побратима Илья несколько раз ударил его кладенцом по гробу, но после каждого удара гроб обвивала дополнительная железная полоса. Меч не рубил дерево, а наоборот - навеки запечатывал прежнего хозяина. После этого он и перешел к Илье.

Вот не могу отделаться от мысли, что что-то тут нечисто. Ездили они только вдвоем. И вот Святогор, понимаешь, в гробу, а волшебный меч у Илюшеньки.

Кроме того, общими языковыми корнями "кладенец" родственен словам claideb (староирландский, гэльский) и gladius (латынь). И то, и другое также означает "меч". Просто меч, без "наворотов".

Связи с Западной Европой и Византией у древних славян были.

Кроме того, как обладатель меча-кладенца неоднократно упоминается Бова-Королевич. Это не кто иной, как французский рыцарь Buovo d’Antone - Бово (Бэв) из Антона, персонаж средневекового франко-итальянского рыцарского романа, который в России превратился в лубочную сказку.

Бой Бовы-Королевича с Полканом (кентавром)

Бой Бовы-Королевича с Полканом (кентавром)

Его меч звался Сhiarenza или Clarenca, что значит "сияние, блеск". На Русь легенда о Бове пришла через Литву. Поэтому в белорусских сказках меч-кладенец до сих пор называется кгляденция - с морозу не выговоришь!

В более поздних вариантах - кларенция.

Связь меча-кладенца с царством мертвых

Как видите, мечей-кладенцов так много, что отражениями какого-то конкретного "волшебного" меча они быть не могут. При этом очень часто повторяется (исключая лубок о Бове и былину об Илье Муромце) один-единственный сюжет: свой заветный меч герой находит. И, как правило - в земле либо в стене, где-то ниже уровня земли.

И очень часто это место связано с покойниками и смертью. Судите сами:

Прочно связан со смертью меч Святогора, перешедший к Илье и сам "запечатавший" в гробу бывшего хозяина.

Еруслан Лазаревич, которого мы знаем как пушкинского витязя Руслана, получил свой меч от убитого, но каким-то чудом сохранившего иллюзию жизни воина-великана, размером почти равного Святогору, причем меч лежал под его телом (у Пушкина - под говорящей головой).

Еруслан Лазаревич. Лубок. Здесь у него в руках вообще фальшион или скимитар какой-то.

Еруслан Лазаревич. Лубок. Здесь у него в руках вообще фальшион или скимитар какой-то.

Князь Петр Муромский находит волшебный меч в стене монастыря - а в монастырях и церквах часто хоронили знатных людей.

Иван Царевич в одной из сказок (стихотворный вариант принадлежит Василию Романову) добывает меч в кургане, который охраняется злокозненной нечистью и нежитью. Что есть курган? Могильник.

. Нечисть сгинула как дым. Над болотьем низовым,
Как шелом, курган былинный поднялся грядою длинной.
Там во мхе, обхватов в пять, дуб-колодину видать.
Словно кремень это древо, что хранит лесное чрево -
Сокровенные века. Чья могучая рука
Дело ратное свершила, меч в колоду опустила,
И захлопнулася кладь под пудовую печать.

(с) В. Романов, "Сказ об Иване-царевиче и мече-кладенце"

Добрыня Никитич (в рязанском варианте былины) получил свой меч-кладенец. В битве с Чамкой - тварью, похожей на прямоходящую рептилию. Жила она то ли в лесу, то ли на болоте, а вероятнее всего - на лесном болоте. Опять мотив - нечисти, нежити, связи меча с загробным миром, миром смерти.

А в некоторых сказках путь к мечу-кладенцу герою указывает Баба Яга. Которая, как известно, является стражем границы меж миром живых - и миром мертвых.

Собственно, потому меч-кладенец и обладает способностью рубить чудовищ и одним взмахом класть в землю целые армии - это оружие из другого мира. Потустороннего. Из-за Кромки.

Это - меч самой Смерти.

Кладенец - меч с того света

. Руку правую потешить, сорочина в в поле спешить иль башку с широких плеч у татарина отсечь.

Практические выводы

Я, конечно, могу ошибаться, но у меня сложилось стойкое впечатление, что кладенцами на Руси называли мечи, вынутые из курганов и могил других воинов - возможно, более древних, до-славянских. На это указывает и тот факт, что меч всегда спрятан в тайнике, и тот, что этот тайник так или иначе связан с могильником, погостом, курганом, короче - местом "не для людей".

Не исключено, что оружию из курганов приписывали какую-то особую силу. При этом обладание им требовало определенного статуса и определенной личной. наглости, что ли? Разорить курган - это вам не шутка. Но мораль и этика древних людей сильно отличались от наших. Собственно, "настоящим человеком" тогда считался только свой, соплеменник, сородич. А все остальные, особенно говорящие на других языках - как бы и не люди. Недаром на их курганах "всяка нечисть бродит тучей, на проезжих сея страх". А говорящая голова мертвого великана - что, не нечисть, что ли?! Зомби натуральный.

На могиле приличного человека нечисть селиться не будет. Логично?)

Исключение из этой тенденции - только случай с князем Петром. Но это чисто христианская легенда, которая связана с мотивами "передачи" волшебного оружия герою небесной, божественной силой. И опять-таки - монастырь, граница мира "нормальных" людей, Кромка.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: