Lifeless planet сюжет

Обновлено: 07.07.2024

Когда-то, во времена, которые хочется назвать "посконно-домоткаными", такие игры звались "бродилками". Но прошлое безвозвратно ушло и теперь в магазине Steam на подобные вещи наклеивается ярлычок с элегантным определением "симулятор ходьбы". Ну да. Фактически, все, что нужно делать в Lifeless Planet – идти вперед. Временами перескакивая со скалы на скалу. Иногда при этом срываешься в пропасть, чего почти не замечаешь: респаун происходит немедленно. Редкие и совершенно примитивные пазлы типа "вставь этот в камушек вон в ту дырку" и "подбери код к двери методом тупого брутфорса" можно даже и не считать.

Так о чем тогда говорить? Оказывается, есть о чем. Lifeless Planet по своей сути ближе не к игре, а к интерактивному фантастическому фильму: ваш герой движется не столько по планете, сколько по сюжету; одну загадку, наконец-то получившую ответ тут же сменяют две новых.

lp1.jpg

То, о чем мы скажем сейчас, можно и не считать за спойлер; во-первых, все описанное происходит чуть ли не на первом шагу, во-вторых, авторы сами пишут об этом в своем анонсе. Итак, в далеком будущем на планету в другой звездной системе отправляется экспедиция из троих человек. Все предварительные анализы дают основание полагать, что планета обладает исключительно богатой флорой и фауной, плюс там есть вода и отличная кислородная атмосфера. Попросту говоря, натуральный рай. Место, где хочется и жить, и умереть. На Земле таких местечек уже и не осталось, а тут целая планета.

Завязочка
Посадочный модуль садится НЕМНОЖКО жестче, чем планировалось. Из троих астронавтов в живых остается один. Первое, что он обнаруживает – планета представляет собой совершенно безжизненную пустыню, а атмосфера напрочь непригодна для дыхания. Какое-то время он даже предполагает, что модуль хлопнулся в каком-то очень уж неудачном районе. Как бы не так – где надо, там и хлопнулся.

Но это мелочь по сравнению с дальнейшим открытием. Прошагав минут семь по пустыне, астронавт переваливает через гряду холмов и видит что?

Ну да. Правильно. Заброшенный советский поселок, основанный – как выясняется чуть позже – в 1978 году.

lp8.jpg

Оказавшись в Страшном Советском Подземелье со Скелетами, я подумал: сейчас ка-а-ак начнется хоррор! Нет, не начался. Почти. Был все же один моментик, отдаленно напомнивший System Shock 2. Но только один. И очень ненадолго, буквально на секунды

Разумеется, первая мысль – что чертов посадочный модуль каким-то непостижимым образом вернулся обратно на Землю. Других вариантов просто не придумывается. Но чуть позже выясняется, что нет. Во-первых, опять же, наш герой прилетел именно туда, куда и намеревался. А во-вторых (это тоже выясняется довольно быстро) до относительно недавнего времени планета действительно была земным раем; это напрямую следует из сохранившихся документов русских ученых.

Вот этим вы и будете заниматься на протяжении всей оставшейся игры. Метод решения всех проблем один: непрерывно двигаться вперед. Временами подпрыгивая… впрочем, кажется, я уже об этом говорил.

Полный перечень
То есть, перечень того, что здесь вообще надо делать. Огласим его и более не будем возвращаться к геймплею.

lp6.jpg

А! А! Я Prince of Persia! На самом деле, с этих шикарных высоковольтных проводов свалиться довольно сложно

Еще временами в игре попадаются кодовые замки. Взламываются они классически – методом перебора нащупываем нужную последовательность нажатий. Здесь все опять же упрощено: кнопок всего шесть, а искомая комбинация состоит из трех. Сложностей возникнуть не может; взлом будет у вас занимать минуты полторы максимум.

Пару раз встречается пазл типа "заткни камнями два гейзера так, чтобы заработал третий, который тебе нужен". Если сразу понять, что от тебя хотят, то это вообще не требует усилий.

Ну и классическое "подвинь валун в нужное место, чтоб на него запрыгнуть" и "заложи взрывчатку не куда-нибудь, а именно под завал, преграждающий путь". Как и в других играх, эти пазлы можно использовать в качестве теста на психиатрической экспертизе – тому, кто не в состоянии их пройти, можно смело ставить легкую степень дебильности.

lp7.jpg

Вот по этим шестигранничкам тоже надо прыгать. Игра претендует на звание sci-fi, а потому вам даже кратко объяснят, каким образом из скальных пород получаются вот такие структуры. Но это к слову. Главное, что вы видите на скриншоте - зеленый след, по которому мы идем. По мере развития сюжета вам объяснят, что он из себя представляет и как получается (нет, это не радиоактивно, не бойтесь). Самое важное - этот след не дает вам заблудиться, прилично упрощая прохождение игры. Следуйте точно по нему и непременно попадете туда, куда надо

Ах да. Раза три в ходе игры вам предложат БЫСТРО найти запас кислорода для скафандра. Только не подумайте, что здесь кислород и впрямь расходуется со временем. Это не survival, здесь все события заскриптованы. Добрался до триггера – порядок, кислород ВНЕЗАПНО начал заканчиваться.

Некоторые считают этот кислородный момент никчемным, чтобы не сказать – дурацким. Но вот здесь я не соглашусь. Он имеет определенную, хоть и слабенькую привязку к сюжету.

Кстати, о сюжете.

Sci-fi
Некоторые утверждают, что сюжет Lifeless Planet небывало богат, интересен, да еще и дает массу отсылок к другим произведениям, ныне считающимся классическими. Как сказать. Он хорош… но хорош по стандартам качества, принятым в мире компьютерных игр. Будем помнить, что, к примеру, Max Payne – всего лишь затасканная история полицейского, потерявшего свою семью. А Mass Effect, в сущности – лишь простенькая космоопера на тему "пробудилось-древнее-галактическое-зло-в сех-победить". Вот на таком уровне Lifeless Planet действительно смотрится вполне выигрышно. Однако не следует ожидать, что она поставит какие-то глобальные философские вопросы или заставит вас мучиться с очередным нелегким моральным выбором (как вы уже поняли, там выбирать вообще ничего не надо – разве что пару раз можно выбрать развилку на карте, поскакав более коротким, но и более рискованным маршрутом).

lp2.jpg

Кто-то сказал, что в игре есть отсылки даже к "Солярису" Станислава нашего Лема. Знаете, вообще, чтобы такое утверждать, надо обладать очень богатым воображением. А вот к "Аэлите" отсылок действительно сразу несколько. На скриншоте вы видите первую и самую очевидную. Самая же завуалированная, на мой взгляд, в общности судеб протагонистов. Главный герой игры тоже отправился на другую планету, пытаясь сбежать от себя самого. К сожалению, этот момент (да и образ героя вообще) можно было раскрыть заметно полнее

Хуже того, даже и вот это качество повествования начинает по ходу дела заметно проседать. Завязка с серпом и молотом в другой звездной системе действительно очень эффектна. Однако ответы на массу возникших вопросов оказываются все банальней и банальней – из серии "где-то мы это уже видели". Потом еще и возникает парочка неприятных логических нестыковок. И наконец, наступает финал. Смазанный до полной неразличимости. Честное слово, эта игра заслуживала лучшего.

Но есть один момент, который надо отметить особо. Как вы уже догадались, герою по ходу дела будут постоянно попадаться артефакты древней инопланетной цивилизации Советского Союза времен дорогого Леонида Ильича на самом деле, и того, и другого, но мы сейчас только об одном. Так вот, "советская" тема проработана очень недурно. Лично я заметил лишь одну серьезную ошибку: советское кладбище в начале игры определенно выглядело бы по-другому. Ну и пару несерьезных. За исключением этого – практически никакой "клюквы".

lp3.jpg

Необычный момент: иногда возникает ощущение, что количество контента работает против игры. Кажется, будто авторы говорят: а вот гляньте, какие у нас тут есть ледники! а вот какие гейзеры! а вот какие вулканы! - и из-за этого игра становится несколько затянутой. Сюжет размазывается по особенностям ландшафта

Отдельный разговор – о русской озвучке. Причем не о локализации, а об озвученных записях, оставшихся от погибших советских ученых. Озвучивали наши и вот здесь стиль выдержан просто отлично. Словесные обороты довольно характерны именно для 60-х – 70-х годов прошлого века, а уж интонации… Здесь невольно вспоминаешь о советских научно-фантастических фильмах того же периода. Герой произносит свой монолог без особого надрыва, но удивительно убежденным (и убедительным) тоном. Говорит, будто гвозди заколачивает – один за другим. Полагаю, вы понимаете, о чем я.

lp4.jpg

В изложении сюжета есть и еще один необычный минус. Иногда внутренний монолог героя (да, да, это не совсем внутренний монолог, но не будем отвлекаться на мелочи) раздается именно в тот момент, когда вы ОЧЕНЬ заняты. И слушать его внимательно довольно затруднительно. Это на заметку разработчикам: герою лучше разговаривать самому с собой в спокойной обстановке. Собственно, в жизни так всегда и делается

Да, есть там пара не очень приятных моментов. Однако я решил не придавать этому значения. Во-первых, ситуация в советской колонии уже стала сложной – все начало сыпаться; жестокость была более или менее оправдана. А во-вторых, можно вспомнить то, как в западной фантастике принято изображать своих собственных военных, политиков и бизнесменов. Полагаю, вы и сами сможете назвать достаточное количество западных фантастических произведений, где любой военный в звании от сержанта и выше представляет собой не что иное, как результат половой связи между Гитлером, Чикатило и колонией чумных палочек. А с политиками и особенно бизнесменами все, пожалуй, еще хуже.

Брать или не брать, вот в чем…
Примитивный геймплей, но хорошо проработанный сюжет… Вы уже понимаете, что это ближе не к "настоящей" игре, а к тому, что называется interactive fiction. Lifeless Planet больше похожа на какую-нибудь книгу или фильм, с той разницей, что скакать с камушка на камушек здесь надо самому. Кроме того, сюжет полностью линеен, не ветвится. Что эффективно приводит фактор реиграбельности в полный ноль.

lp9.jpg

Нет, здесь нет романтической линии. И это к лучшему

С другой стороны, иногда нам хочется перечитать хорошую книгу. Или пересмотреть понравившийся фильм. И мы это делаем. Но тут вступает в дело тот момент, о котором говорилось выше: все же сюжет недостаточно глубок, чтобы наслаждаться им снова и снова. Впрочем, тут уж кому как.

Лично для меня вопрос решился относительно легко: я взял игру со скидкой в 50%. За две сотни рублей. Вот таких денег она стоит однозначно. Но брать за полную цену… Даже и не знаю. Здесь вам придется все решать самим.

Маленькое примечание. Как выяснилось, в сообществе gamer уже были опубликованы целых две записи, посвященные Lifeless Planet. Я решил, что пихать туда и третью – уже перебор, а потому ставлю ее только в свой блог. Наслаждайтесь эксклюзивом, хе-хе.

Ваше скромное пожертвование бедному художнику, живущему в мансарде:


Открывая кампанию на «Кикстартере», компания Stage 2 запросила на разработку Lifeless Planet восемь с половиной тысяч долларов. Смешная сумма, если вспомнить многомиллионные бюджеты более именитых разработчиков. Объяснение простое: чтобы сделать игру, компании требовалось всего лишь купить движок, 3D-редактор и компьютер помощнее. Один. Поскольку Stage 2, по большому счету, состоит из одного-единственного человека.

Пятнадцать лет пребывания в криокамере космолета, и так все неудачно закончилось. Посадка на потенциально пригодную для жизни планету вышла более чем жесткой. Спасательный модуль вдребезги, остальные члены экипажа невесть где, кислород на исходе, а планета обманывает ожидания: жить здесь нельзя.

Lifeless Planet
Lifeless Planet
► Первая странность — на безжизненной планете обнаруживается томик Толстого. ► Эти видения из прошлого отступают, едва мы встречаем Аэлиту.

В нашумевшем голливудском блокбастере «Гравитация» героиня застревает на орбите Земли, и между хрупким человеческим организмом и убийственным вакуумом остается лишь скафандр с истекающим запасом кислорода. У нашего героя под ногами твердая почва, но это чуть ли не единственное отличие. Ведь родная Земля невероятно далека, корабль разбит, связи нет, и все, что остается, — идти вперед.

Но едва мы успеваем настроиться на одинокое путешествие по безжизненным выжженным равнинам, как игра преподносит нам первую неожиданность: космонавт натыкается на линию электропередач. Дорога приводит в поселок. Несколько бревенчатых домишек и заброшенная подземная лаборатория — все, что осталось от советской базы. Да, русские успели попасть сюда намного раньше американцев. Но что с ними стало, где они все? Лишь одно живое существо встречается космонавту, и это женщина. Очень странная женщина — она бегает без скафандра и оставляет за собой светящиеся зеленые следы. Нам ничего не остается, как следовать за ней, но что у нее на уме и не ведет ли она нас в ловушку?

Lifeless Planet
Lifeless Planet
► «Иди за ней, если хочешь выжить», — подсказывает игра. Но куда она идет? ► Все, что помечено зеленым сиянием, безопасно для жизни.

Перед нами — история одного путешествия. Не слишком длинного, не слишком сложного, не слишком опасного. Тем не менее нас ждет настоящее приключение. И главное в нем — найти разгадку здешней тайны. Почему нас встречает пустыня, хотя планета должна быть пригодной для жизни? Каким образом советские ученые попали сюда раньше американских, если об их космической программе никто не слышал? Наконец, что с ними сталось? Почему выжила Аэлита и куда она идет?

Lifeless Planet
Lifeless Planet
► Трудно выжить, когда все живое на планете настроено против тебя. ► Мы внезапно попали на Землю? Нет, всего лишь странности кислородного голодания.

Рассказанную Дэвидом Бордом историю мы собираем по клочкам и кусочкам, слушая традиционные аудиозаписи и размышления безымянного космонавта. Мы движемся по ней, как по ступенькам, с каждым шагом, с каждым открытым фактом подбираясь ближе к разгадке судьбы разумной внеземной расы — не то гостей планеты, не то ее хозяев. Становится нам известной и печальная история русской женщины Аэлиты и ее необычного таланта, который принес ей больше боли, чем радости.

Ближе к концу все меняется. Если поначалу Аэлита убегала, а космонавт преследовал ее, то теперь уже он помогает ей добраться до неведомой цели. Если ей удастся совершить задуманное, возможно, и у него появится шанс вернуться. если не домой, то хотя бы на Землю.

Lifeless Planet
Lifeless Planet
► Этот лес давно мертв. Но от этого он не перестал быть опасным. ► Гейзер поможет нам запрыгнуть на высокий уступ. Но не стоит повторять этот трюк с фонтаном лавы.

Один человек — это далеко не весь мир, что бы ни утверждал Джон Донн. И ограниченность ресурсов, как финансовых, так и человеческих, в игре хорошо видна. Причудливый, хотя и грубый ландшафт планеты обтянут не очень убедительными текстурами, одни и те же валуны, кусты, домики и технические сооружения встречаются раз за разом, как в зоотропе. Многие объекты совершенно не вписаны в пейзаж, а некоторые даже не отбрасывают тени.

Но при этом каждая новая локация не похожа на предыдущую. Умелая работа с освещением и убедительный задний план порой показывают привлекающий взгляд фантастический пейзаж, особенно ближе к финалу, когда от узких тропок мы переходим к обширным пространствам.

Lifeless Planet
Lifeless Planet
► А сейчас нам предстоит пропрыгать по плотоядным растениям, делая поправку на сильный ветер. ► Зачастую единственный имеющийся путь кажется невозможным. Но потом все складывается благополучно.

Увы, как бы велико ни было пространство, доступное для безопасных и не очень прогулок, особых наград исследователям не предусмотрено. Порой чуть в стороне от маршрута обнаруживается очередное воспоминание или листок из дневника. Время от времени космонавт собирает образцы местных минералов и даже комментирует их, но зачем — непонятно. Впрочем, геологические знания позволяют ему, например, объяснить естественными причинами правильную шестиугольную форму вроде бы нерукотворных колонн.

Весьма примитивная и местами неуклюжая анимация выглядит гармонично, ведь наш герой закован в тяжелый скафандр. У Аэлиты, правда, подобных оправданий нет.

Lifeless Planet
Lifeless Planet
► Наверное, так выглядела планета, когда на ней еще существовала жизнь. ► Здешние обитатели были просто огромными. Не удивительно, что все их механизмы столь масштабны.

А вот геймплей, скажем честно, однообразен. Наш космонавт проходит локации одну за другой по извилистой тропке, преодолевает ущелья и завалы, решает простенькие головоломки. А еще он умеет прыгать, и именно этим ему придется заниматься чаще всего.

Поначалу «платформенная» часть игры, как водится, проста, но со временем реактивным ранцем приходится пользоваться все чаще и чаще. Готовьтесь, клавишу пробела ждет серьезное испытание.

Второе техническое приспособление, без которого добраться до финала нереально, — механическая рука. С ее помощью мы открываем замки на инопланетных воротах и заправляем инопланетные реакторы; все эти сооружения чертовски высокие.

Lifeless Planet
Lifeless Planet
► К местным строениям явно приложили руку и люди, и создания намного более масштабные. ► Беги, космонавт, беги! Песчаный смерч — единственный враг, который способен пуститься вдогонку.

Собственно, это всё. Бежим, прыгаем, утыкаемся в тупик, ищем обходной путь, решаем простую головоломку, снова бежим, снова прыгаем. По пути застреваем в текстурах, теряем прогресс при перезапуске игры и попадаем в полный и окончательный тупик, свернув не туда. Нет, на самом деле технические проблемы не так уж и страшны, тем более что Дэвид Борд за каждую из них извиняется и обещает починить патчами.

Главное в игре — то, что заставляет нас бежать, прыгать и раз за разом решать головоломки. Простая и грустная история о двух людях с трагическим прошлым и туманным будущим, повстречавшихся на некогда зеленой, а теперь безжизненной планете.

Но если эта история вдруг оставит вас равнодушными, то далекие от совершенства пейзажи, однообразные пробежки и повторяющиеся головоломки вряд ли долго удержат вас в игре.

Lifeless Planet

На первых порах Lifeless Planet может отпугнуть. После неудачного приземления главный герой, астронавт, полетевший со своим экипажем исследовать неизвестную планету, оказывается посреди голой и безжизненной пустыни. Что делать, куда идти, где искать остальных членов экипажа, — непонятно. Из геймплея — только сбор баллонов, позволяющих пополнить запас кислорода в шлеме (если вовремя этого не сделать, герой потеряет сознание), да не слишком удачно реализованные прыжки на джетпаке по каменным глыбам. Еще можно двигать камни, чтобы забраться повыше, — банальные упражнения с физикой для преодоления препятствий.

Однако потом начинается фантастика в духе братьев Стругацких. На необитаемой вроде бы планете обнаруживаются признаки жизни — причем именно советской жизни. Мы видим до боли знакомые ряды дорожных столбов, деревянные дома и бараки, плакаты и красные флаги над ними. И находим записки, из которых следует, что Советский Союз когда-то пытался осваивать и колонизировать эту планету — в поисках источников некой уникальной энергии, способной обеспечить окончательную и бесповоротную победу коммунистического строя.

Одновременно разворачивается мистика в духе «Соляриса»: наш астронавт вспоминает свою погибшую жену и даже периодически видит какие-то странные галлюцинации, в том числе с ее участием. И непонятно, то ли это последствия сильного удара по голове, полученного при аварийной посадке, то ли влияние этой загадочной планеты.

На этот раз американских космонавтов опередили…

Вопросы и ответы

Игровой процесс до финальных титров так практически и не изменится. Поиск кислородных баллонов, прыжки на джетпаке, сбор и чтение записок да простенькие «физические» упражнения с окружающими предметами — вот и все. Разве что добавится возможность управлять неким встроенным в костюм астронавта манипулятором, позволяющим перемещать сгустки той самой загадочной энергии да активировать некие плиты, — на этом построено несколько не слишком обременительных пазлов. В основном же мы просто бежим по следу таинственной девушки, постоянно ускользающей от нас. Читаем записки, смотрим кат-сцены, обозреваем окрестности и впитываем тягучую атмосферу этого мрачного триллера.

Именно эта атмосфера и собственно сама история — главное блюдо Lifeless Planet. При всей примитивности игрового процесса оторваться от происходящего невозможно. По крайней мере, до тех пор, пока вы не получите ответы на все вопросы: что же произошло с советскими колонизаторами, кто эта странная девушка и как это все связано с личной драмой нашего героя и его мертвой (вроде бы) женой?

В воздухе постоянно висит напряжение, мертвые мрачные пейзажи планеты завораживают, а тайна, которая чувствуется за всем этим, заставляет настойчиво продвигаться вперед. К тому же во второй половине игра начинает, что называется, давать хоррора — на сцене появляется местная агрессивная флора, какие-то голодные мутировавшие растения и корни, и пару раз происходящее действительно заставляет нервно подпрыгнуть на стуле.

Lifeless Planet

Малосимпатичная картинка в данном случае как раз работает на атмосферу.

И внешне, и по игровой механике Lifeless Planet можно принять за типичное «нетипичное» инди, в котором авторы делают ставку на какую-то уникальную особенность, «свою фишку», но при этом не могут предложить ни качественной графики, ни действительно разнообразного геймплея. Однако в данном случае эта «фишка» как раз работает. Необычное путешествие по неизвестной планете интересно само по себе, но оно еще дополняется и увлекательным сюжетом, в котором чувствуется влияние качественной фантастической литературы.

Плюсы: интересный сюжет; атмосфера таинственности.
Минусы: достаточно однообразный игровой процесс.

Lifeless Planet


Показать все мультимедиа

Рецензии на Lifeless Planet

Дата выхода:

6 июня 2014

Дата выхода PC:

6 июня 2014

Дата выхода Mac:

6 июня 2014

Дата выхода PS4:

6 июня 2014

Разработчики:

David Board, Rich Douglas


PC , PlayStation 4 , XBox One

ТОП , Приключения , Акции


PC , PlayStation 4 , XBox One

ТОП , Приключения , Акции


PC , PlayStation 4 , XBox One

ТОП , Приключения , Акции

Оценка пользователей 9 /10

Загрузка комментариев

18+ 2003-2020 «ТМ-Медиа». Полное или частичное воспроизведение материалов сайта и журнала допускается только с согласия редакции.
Мнение авторов и посетителей сайта может не совпадать с мнением редакции.

Читайте также: