Как пройти марио

Обновлено: 05.07.2024


Спидран — способ быстрого прохождения игр. Обычно при этом не используются обычные читы или коды. Но разрешено использовать глюки игр вроде возможности выбраться за пределы основного экрана и идти поверх всех уровней. Приверженцы такого способа прохождения игр показывают иногда просто удивительные результаты. К примеру, Doom 2 некоторые умельцы проходят за пару десятков минут.


Как оказалось, в аппаратном обеспечении NES есть небольшой баг, который приводит к тому, что считывание данных такого канала приводит к тому, что СPU иногда выполняет дополнительную операцию чтения с одного из каналов ввода данных (контроллеров). Результат — нажатие на кнопку регистрируется, хотя нажатия не было. В текущей игре разработчики заставили свою систему опрашивать канал ввода данных контроллера несколько раз за кадр игры.

Роботу нужно убедиться в том, что игра не регистрирует два одинаковых нажатия за кадр. В противном случае игра вываливается в бесконечный цикл, постоянно отслеживая входной канал данных, пока не получит запрос на прерывание цикла для следующего фрейма. В таком случае система начнет считывать инструкции с самого начала памяти.

Через несколько фреймов игра переходит к той области памяти, где сохранены данные по нажатию кнопок контроллера. Робот-спидраннер вводит в эту область код перехода на финальную заставку игры. И все это — менее, чем за секунду.

Система, о которой идет речь, получила название micro500. Она умеет эмулировать нажатия на кнопку контроллера со скоростью 7984 операций в секунду. Понятно, человек на это не способен. Пока что речь идет только об использовании micro500 для Super Mario Bros. 3. Другая игра, например, Zelda II: the Adventures of Link уже содержит в коде инструкции по выходу из цикла.

Самое интересное то, что этот рекорд является официальным. Создатели компьютерной системы, использующей баг в аппаратном обеспечении приставки, не модифицируют память приставки напрямую. Все, что они делают — эксплуатируют особенность «железа», позволяющую выполнить сторонний код. И все это они делают, используя лишь контроллер — вернее, его аппаратную эмуляцию в виде системы собственной разработки. Правда, сообщество спидраннеров разделилось. Одни считают, что все корректно. Вторые, в целом, согласны с этим, но утверждают, что это неинтересно, поскольку компьютерная система такого типа портит все удовольствие.


Мир −1 в оригинальной Super Mario Bros. — один из самых известных багов на NES. Если в зону перехода (Warp Zone) зайти специальным образом, игра глючит, и при входе в трубу вы попадаете в странный мир.

Попасть в мир −1 можно, почти пройдя уровень 1-2 и встав на трубу, ведущую на поверхность земли, к флагштоку и концу уровня. Затем нужно передвинуться к левому краю трубы, пригнуться и подпрыгнуть вправо, чтобы опускаясь Марио находился почти под потолком. Может потребоваться несколько попыток, но в результате он попадёт в нужную точку и автоматически пройдёт сквозь трубу, а затем через стену в комнату с зоной перехода. Если не будет виден хотя бы один пиксель трубы, Марио окажется в ловушке и игроку придётся ждать, пока не закончится время.

Ещё один способ попадания в мир −1: разбить два кирпичных блока на потолке, оставив самый правый. Потом нужно подойти к левому концу трубы и подпрыгнуть вправо. Пригибаться в этом случае не обязательно, потому что Марио может попытаться ударить (на самом деле не разрушая его). При этом в игре произойдёт сбой, и Марио сможет пройти сквозь трубу и стену. Но этот способ более сложен и долог. Если всё сделано правильно, игрок увидит перед собой три трубы зоны перехода. Если залезть в левую или правую трубу, Марио попадёт в мир −1. Если же опуститься в среднюю трубу, он перейдёт на уровень 5-1. В случае, если правая стена зоны перехода становится видимой, баг перестаёт действовать.

Но это не вся история о том, почему работает этот баг. Некоторые говорят, что так происходит, потому что на экране зоны перехода над трубой не отображается номер мира, когда вы заходите в неё. Но это неправда, и те, кто обладает пониманием механики игры, никогда не поверит в такое объяснение. Прочитав эту статью, вы сможете рассказать фантазёрам, что же происходит на самом деле. В этой статье мы подробно разберём и раскроем тайны возникновения бага «мира минус один».

Как работают зоны перехода

Чтобы понять, как мы попадаем мир −1, нам нужно сначала разобраться, как работают Warp Zone. В игре есть три таких зоны: одна в конце мира 1-2 (для перехода в миры 2, 3 или 4), вторая в конце 4-2 (перемещает в мир 5), а в третью можно попасть по лозе в мире 4-2 (и выбрать мир 6, 7 или 8). Давайте посмотрим, как игра узнаёт, в какие миры должна вести зона перехода.



Рисунок 1

Номера зон хранятся начиная со смещения $87F2 запущенной программы, данные выглядят следующим образом: 04 03 02 00 24 05 24 00 08 07 06 00 (00 отделяют зоны друг от друга). Первые 4 байта относятся к зоне в мире 1-2, следующие 4 байта — к подземной зоне мира 4-2, а последние 4 байта — к надземной зоне мира 4-2. Мы можем доказать это, взломав игру. Я использовал HEX-редактор, чтобы изменить значение 04 на 08, и посмотрите, что получилось:


С помощью редактирования памяти можно попасть и в другие миры-баги, например, в мир 0.


Следующая часть данных (на рисунке 1 красного цвета) относится к подземной зоне в мире 4-2, и состоит из 24 05 24. Это соответствует переходу в мир $24 (36) через левую трубу, в мир 5 через среднюю трубу и снова в мир $24 (36) через правую трубу. Но левая и правая трубы не существуют, поэтому мы можем попасть только в мир 5. Что же означает 24 в зоне перехода? Числами $24 в Super Mario Bros. обозначаются пустые места. Они нужны, потому что в смещении $87F2 указывается не только то, КУДА перемещают трубы, но и ЧТО на них писать. Объект зоны перехода должен всегда отрисовывать три тайла, соответствующие трубам зоны, но поскольку во второй зоне есть только одна труба, игра отрисовывает пустые пространства слева и справа. Мы можем показать хак, изменяющий эти значения слева и справа для отрисовки ненужных нам значений. Поэтому использование пустого места оправдано.


Эти переходы технически всё равно работают, мы просто не можем использовать их без трубы. Хаком я вставил ещё одну трубу, чтобы показать вам, что происходит при входе в трубу, переносящую в мир 36. Как труба с цифрой 5 переносит нас в мир 5, так и труба без цифры переносит в мир _, то есть на уровень −1.


Так как технически $24 означает 36, мы на самом деле переносимся в мир 36. Но игра обозначает это число пустым местом, поэтому кажется, что мы попали в мир _. На самом деле это мир 36. Но постойте, значения 24 есть только во второй зоне. Как же мы переходим в этот мир из уровня 1-2?

Как работает баг мира −1

На самом деле все зоны переходов — это один и тот же объект. Игра определяет, какую зону загрузить, на основании значения по адресу $06D6. По умолчанию это значение равно 00, то есть не соответствует никакой зоне. Но это нормально, потому что большую часть времени мы не находимся рядом с зонами перехода. Однако рядом с концом уровня 1-2 мы создаём объект блокировки скроллинга.


Он создаётся, когда мы находимся по горизонтали в этом месте.

Этот объект при создании выполняет код, который также увеличивает значение по адресу $06D6 на единицу, создавая трубы в зоне перехода. Обычно мы попадаем в зону перехода, пробежав по верхней части экрана, при этом создаётся ещё один объект блокировки скроллинга, а тот создаёт правильное значение зоны перехода.


Вот как это работает:

  • Сначала игра загружает значение 04 по адресу $06D6. Это означает, что будет использоваться первая зона перехода.
  • Потом она проверяет, на каком уровне находится игрок. Если игрок в мире 1, она использует 04 и сохраняет это значение в $06D6, а затем пропускает весь последующий код.
  • Если игрок в другом мире, она загружает значение 05. Затем игра проверяет, на каком типе уровня находится игрок. Если игрок на подземном, подводном или замковом уровне, то она сохраняет в $06D6 значение 05.

После вывода текста процедура определяет, какую зону перехода нужно загрузить, вычитая 04 из значения $06D6. Так что если значение равно 04, мы получаем 00, если 05, то 01, а если 06 — 02. Но так как мы создали объект блокировки скроллинга, а после этого вошли в стену, значение $06D6 по-прежнему равно 01.

Это значение 01 соответствует зоне перехода уровня 4-2, поэтому игра думает, что мы находимся в зоне уровня 4-2, а не 1-2. Мы можем проверить это, зайдя во вторую трубу, которая переносит нас в мир 5. Если мы заходим в левую или правую трубу, мы переходим в мир 36, или мир −1. Это объясняет, как мы попадаем в мир −1.

Мир −1

Почему этот мир является бесконечно зацикленной копией мира 7-2? Сначала разберёмся, почему мир −1 похож на 7-2. Когда мы заходим в трубу, игра запускает алгоритм, определяющий, в какую комнату нужно поместить Марио. Если значение по адресу $06D6 равно 00, что бывает в большинстве случаев, игра пропускает этот код и отправляет Марио в область, определённую в адресе $0650.

Это значит, что когда мы проходим сквозь изогнутую трубу на уровне 1-2, значение $06D6 равно 00, что возможно только при взломе, мы переходим туда, куда нас отправляет смещение со значением 25, что соответствует концу уровня. Так происходит, когда Марио заходит в изогнутую трубу. Но если значение не равно 00 и это не случай мира −1, потому что блокировка скроллинга устанавливает значение 01, то игра использует номер мира для поиска соответствующего смещения области в таблице поиска, чтобы понять, данные какого уровня нужно загрузить.

Если установить в качестве номера уровня $24, то код зоны перехода, определяющий место для перехода, использует значение $24 для смещения мира и получает значение $33, которое говорит игре искать смещение на $33 (51) байта от начала таблицы поиска, которое имеет значение 01, соответствующее миру 7-2. Таблица поиска состоит всего из 34 байтов, потому что обычно этого хватает для игры, поэтому смещение на 51 байт находится за пределами области таблицы поиска, в области таблицы данных врагов. Мы берём эти данные из таблицы, к которым таблица поиска на самом деле не должна иметь доступа. И так же работают другие миры-баги. Итак, игра загружает то, что она считает уровнем 36-1, но содержащий данные уровня 7-2.



Текущий номер мира не соответствует номеру в объекте. Смещение области не обновляется, поэтому загружает клон уровня 7-2, который предназначен для изменения объекта области, но поскольку смещение области установлено на $25, мы перемещаемся в мир 7. Когда мы на самом деле находимся на уровне 7-2, смещению области установлено значение $25, потому что номер мира соответствует текущему номеру мира объекта.

Однако мир −1, считывающий данные с 7-2, находится не в мире 7, поэтому игра не загружает смещение области $25 в переменную смещения, что позволило бы нам покинуть уровень. Вместо этого, оно по-прежнему содержит значение 01, установленное на уровне 1-2. Поскольку смещение никогда не меняется, вместо выхода на поверхность уровень загружается сначала. Поэтому мир −1 бесконечно зациклен.

Так мы разрешили загадку бага с миром −1 в Super Mario Bros.! Теперь мы знаем, что такое мир −1 и как он появляется, а самое главное — как нам удаётся туда попасть. Надеюсь, вам было интересно.


Влево, вправо, вверх, вниз — стрелки управления курсором.
Прыжок и плавание — левый Shift.
Стрелять и ускорение — клавиша Z.

Также в опциях можно отключить и отрегулировать звук.

Геймплей приблизительно такой:

«По пути собирай монетки, дави противников, выбивай бонусы из блоков со знаками вопроса и бери их. В конце каждого четвертого этапа битва с драконом! Прыгай ему на голову чтобы победить его.»

Всего в игре 8 миров, по 4 уровня каждый, но есть и бонусные уровни. Они находятся прямо за основными 3 трубами уровня за грибочками/цветочками. Рядом с последним грибом-бонусом есть выступ. Нужно встать на него и как можно выше прыгнуть вперед (то есть вправо). Ну а дальше смотрите сами, что там есть. Через пропасти можно прыгать даже если кажется, что там ничего нет.

Многие играющие задают вопрос о сохранении в Super Mario Forever 4. Как такового его нет. Игра сохраняется автоматически после прохождения каждого уровня.

А теперь некоторые подсказки по прохождению некоторых наиболее трудных мест Super Mario Forever:
Уровень 1

«В первом мире в замке есть место где можно залезть на верх на потолок (туда запрыгнуть можно только маленьким и с невидимого кубика который при ударе становиться виден, он где на первой четверти зоны под пространством около потолка) дальше прыгать через дыры в потолке и ближе к концу будет наверху труба, в нее залазиш и ты в третьем мире.»
Уровень 1-4

Как пройти уровень 1-4? Там большая яма-не перепрыгнуть!
При прыжке удерживай кнопку которой стреляешь и вперед.

Люди добрые, подскажите как проходить дракона 1-4. Спасибо.
Нада ему на голову прыгать. Ну или если он в желтом комбинезоне то надо пару шариков выпустить в него подряд.
Уровень 2

А кто знает что это с марио происходит когда он зеленую рожицу ловит во 2 уровне?
Точно знаю, что ничего страшного :) Но стрелять он после этого не может.
Уровень 2-4

Не могу перепрыгнуть через пружину в мире 2-4!
Чтобы пройти нужно разбежаться с верхней кирпичной кладки и прыгнуть. На пружинку прыгать не нужно.
Уровень 3

«В 3 мире между двумя трубами есть невидимый квадрат, который при ударе становится видимым! Об него ударишься, и в 8 мир попадешь :)»
Уровень 3-1

Подскажите как перепрыгнуть в 3-1 там где пружинка. Все время в пропасть падаюююю!
1. Прыгай не с пружинки а с верха с разбега и ускорения. Там кстати еще жизнь есть наверху между пружиной и верхними кирпичиками.
2. Стань на самый край пружины и когда Марио в прыжке опускается на нее нажимай клавиши со стрелкой вниз, пробуй так несколько раз подряд. пока он не начнет подпрыгивать на максимальную высоту. Как только будешь уверен что он в очередной раз подпрыгнет очень высоко — сразу же нажимай вправо+прыжок+ускорение.
Уровень 4

Как перепрыгнуть через огненную пропасть, там нет ни мостика ничего?
Нужно разогнаться и прыгнуть. Разгон — таже кнопка, что и стрелять.
Уровень 4-3

Не могу перепрыгнуть в самом конце, уже неделю мучаюсь.
Становись на самый край маленького кирпича с ускорением и прыжком перепрыгивай.
Уровень 4-4

Как перепрыгнуть падающие кирпичи в самом начале уровня? Даже если с ускорением бежать, то все равно марио все время срывается в пропасть!
Нужно прыгать на кирпич и сразу нажимать ускорение с прыжком. Так на каждом кирпиче. Попробуй пару раз у тебя получится.
Уровень 5-1

Как пройти уровень. Там пушки стреляют… а потом обрыв… Нужно на пушечное ядро прыгать что ли… что бы не провалиться? Подскажите плиз.
Нужно перед обрывом залезть в трубу (из нее еще цветок вылезает) недалеко от того места где 2 грибка можно выбить (зеленый и красный). Дальше есть еще одна труба (там три красных черепахи ходят). Вот в ту трубу входишь, а там еще немного пройти.
Уровень 5-3

Не могу пройти 5-3, что делать? Я даже на работу скачала, а все равно сижу в 5 мире.
Мир 5-3 проходить не просто. Но можно. Самое сложное — перепрыгнуть летающих черепах (выжди момент, когда они опускаются вниз). При прыжке ты приземлишся на последнюю и оттолкнешся от нее и опять прыжок и ты на суше. Только не спеши. Следующая сложность — подпрыгнуть с пружины и попасть на движущиеся (как облака). И ты окажешься в 6-ом мире.
Уровень 6

«Когда дойдешь до дракона посмотри в верхний правый угол экрана. Там его небольшой портрет и несколько белых палочек. Прыгай дракону на голову. Один прыжок на него отнимет у него одну палочку. Также стреляй в него. Когда рядом с его портретом закончатся палочки, он упадет в лаву. Вот так его надо проходить!»
Уровень 6-2

Ребята, кто проходил 6-4, отзовитесь плиз!
Сначала (сразу после грибка), чешешь по нижнему проему, сразу после первых обжигающих кружочков прыгать на вторую полку, потом чешешь по верхнему. Дальше опять шарики, только их гораздо больше, важно пройти их и остаться большим. Бойтесь огненных шаров! И недалеко дракон будет, а перед драконом цветок.
Уровень 7-1

Подскажите пожалуйста как пройти уровень 7-1? Там есть первая вода в которой он не плавает. Я ее перепрыгнула, а вторую не могу. Как пройти?
Надо нажимать пробел, а потом прыгать. Ты можешь плавать в этой воде.
Уровень 7-3

Как в 7-3 сначала достать монетки? И что в них?
Нужно пробежать до второй трубы — сразу начнется заполнение водой. Плыви по воде до потолка, запрыгивай на него и собирай грибок, жизнь и цветок.
Уровень 7-4

«Кстати, в 7-4 можно просто перепрыгнуть две трубы, если прыгнуть заранее. Но только необходимо быть маленьким. Возможно все. »

Кто проходил 7-4 — скажите там какой-то прикол?
После того как опускаешься в трубу, попадаешь в реку с рыбками. Нужно пройти до конца и там вверху будет труба. В нее нужно запрыгнуть, после чего остается только сам Босс. Фишка в том что времени очень мало остается, и нужно очень быстро мочить Босса.

«Мой вам совет — когда дойдете почти до конца, там есть первый серый дракон, постарайтесь, чтоб вы прыгнули на его голову, и отскочили на самый верх. »


У меня ко всем вопрос кто нибудь, когда нибудь проходил ( старый ) Super Mario до конца?




Я пршёл марио на сеге, денди,PC дя это был захватываюший экшин)



Может он имеет ввиду то, что Марио до конца невозможно пройти, ибо, если мне не изменят память, потом уровни повторяются?? ))




Я его прошел!Кайфная игра. Блин, сколько я джойстиков переломал пока проходил.


Марио вааще классика. Йа даже адын раз кахда не мог пройти какой-то уровень пару недель, дэнди ногой въебал так, шо она сломалась, и не включалась че-то((


который Super Mario World? с картой большого мира? я проходил на компе с эмулем нинтендовским))) много других частей проходил тоже, ток хз, все ли)

Читайте также: