Как построить свой город в реальной жизни

Обновлено: 02.07.2024

Большой пост, который я всё давно хотел написать. Постараюсь всё объяснить просто и без лишней воды. Причём тут будет не про велодорожки, парковки или общественный транспорт, а про несколько другие вещи. Поехали.

Наша страна отличается массовым строительством многоэтажных жилых зданий. В крупных городах строятся жилые дома в 20, 30 и более этажей. Огромные «муравейники» растут повсеместно, причём их умудряются строить на окраинах городов, что является несомненной градостроительной ошибкой.

Существующие нормы инсоляции (получения солнечного света квартирами) заставляют строителей оставлять огромные расстояния между домами. Чем выше дом, тем больше получается расстояние между домами.

Посмотрим на фотографию:

Это рядом с Москвой. Новые «чудесные» районы по советским традициям. Высотка, огромное расстояние, высотка, огромное расстояние, высотка и так далее. На этой же фотографии, кстати, наверху видна старая застройка пятиэтажками, где расстояния между домами значительно меньше.

Большие расстояния между многоэтажными домами — это зло. Людям не нравится идти сотни «пустых» метров, это изматывает физически и эмоционально. Огромные расстояния — верный признак неуютного нежизненного города.

Большие расстояния между зданиями порождают свободные бессмысленные пространства, ничем не заполненные. Если у города есть деньги, то пространствами ещё как-то занимаются, но если это обычный российский город, а не Москва, то на этих пространствах только грязь, сорняки, стихийные парковки и пара чахлых деревьев. Слишком большие по площади пространства плохо контролируются, не убираются, криминализируются.

Уютно, да? Следить за огромными бессмысленными площадями трудно и дорого.

Чем плотней стоят дома, тем на самом деле лучше. Во все времена дома строились вплотную друг к другу, прижимаясь стенами. Плотная городская застройка — это очень хорошо.

Давайте посчитаем! Допустим, есть 5 домов, с фасадами длиной 60 метров. Дома можно поставить вплотную, а можно поставить с расстояниями между ними по 30 метров.

Первый вариант: 5*60 = 300 метров
Второй вариант: 5*60 + 4*30 = 420 метров

Разница в 120 метров. А если расстояние между домами больше, не 30, а 50 метров? Разница будет уже 200 метров. А если домов на улице много? А если это происходит в масштабах всего города? Сколько метров «накапливается» на всех улицах всего города?

Сколько нужно тянуть лишних метров труб водопровода, газопровода, канализации? Сколько нужно класть дополнительных квадратных метров асфальта? Сколько лишних метров будет проезжать автобус или автомобиль в масштабах города? Это большие деньги.

Окраина Барселоны (здания, между прочим, по 9-10 этажей):

А это Ростов-на-Дону:

Важнейший факт: в городе не должно быть ни одного квадратного метра, за которым не следят и не ухаживают. У каждого квадратного метра должен быть ответственный. С умом повышая плотность застройки, можно избавиться от неухоженных пространств.

Снижение этажности — ещё один важнейший принцип повышения комфортности проживания в городе. Вместо жутких двадцатиэтажек можно построить дома в 5-10 этажей и сохранить ту же плотность населения. И уж тем более никаких многоэтажек не должно быть на окраинах городов.

Также стоит упомянуть и про частный сектор. Во всём мире люди стремятся жить в своём доме. Повторяться не буду, я уже писал про это отдельный пост — ода частному сектору.

Я давно заметил, что люди, живущие в малоэтажных домах (до 5 этажей) в большей степени воспринимают подъезд и улицу продолжением своего личного домашнего пространства. В подъездах, где всего 4-8 квартир, обычно чисто, цветочки могут на окнах стоять. Но чем выше дом, тем обычно более засранные подъезды и дворы. Общее — это, к сожалению, по-прежнему ничьё. Этакая коммуналка.

Если высотки находятся в центре, то их могут занять богатые люди (вспомним Нью-Йорк). Для района это хорошо и он не криминализируется. Если же высотка стоит не в центре, то цены на жильё становится «социальными». Чем больше количество этажей в доме, тем выше вероятность, что кто-то из жильцов окажется быдлом и нассыт в лифте, нарисует в подъезде и т.п. Ну а дальше всё пойдет по теории разбитых окон.

Теперь выскажусь про так называемую «точечную застройку». Нет ничего лучше точечной застройки. Точечная застройка — это хорошо, точечная застройка — это разнообразие. Болваны, протестующие против точечной застройки, не понимают, как получаются на нашей планете красивые и комфортные города.

Вот вам точечная застройка:

А вот вам квартальная / микрорайонная:

Дополнение: под фразой "квартальная / микрорайонная" выше понимается, что застройщик застраивал территорию целыми кварталами / микрорайонами, а не отдельными "точечными" зданиями. Сам я, конечно, сторонник квартального планирования города.

Если не нравится излишняя высота — выступай против нее. Если не нравится внешний вид или будущий контраст стилей — выступай против этого. Но не против «точечной застройки».

Микрорайонный способ строительства — одна из ужасных советских традиций. Кроме бессмысленных пространств, получаются одинаковые здания, ужасная архитектура, «неживые» улицы. Архитекторы рисуют проекты кварталов, которые красиво выглядят только на картинках сверху. Вблизи на реальном уровне глаз человека всё неуютно и скучно.

Отдельно надо сказать и про размер российских кварталов и микрорайонов (советских и современных): они чересчур велики. Кварталы не должны быть большими. Чем меньше размер квартала, тем больше плотность дорог, а это уменьшение количества пробок, улучшение транспортной доступности.

На фото выше Барселона. Там, где у нас были бы бессмысленные внутриквартальные проезды-парковки, находятся обычные городские улицы. Средняя длина стороны квадрата барселонского квартала 120 метров. У нас четыре таких квадрата объединили бы в один.

Нью-Йорк, средний размер квартала 80 на 140 метров.

А вот в Москве с размерами всё намного хуже:

Стоит сказать и про наличие дворов. Почему-то все считают, что двор — это очень хорошо. Но отсутствие двора не является минусом, дворы прекрасно заменяются уличными пешеходными зонами и небольшими общими для всех людей парками.

Дворы увеличивают расстояния между домами, увеличивают размер кварталов. Я уже писал пост, раньше люди выходили из подъездов домов прямо на улицу. Так живёт вся Европа. Я жил в Париже и в Барселоне в квартирах, у которых подъезды выходили прямо на улицу, без всякого двора. Это замечательно.

Кто хочет отдохнуть, у того в распоряжении много качественных ухоженных общественных пространств и мини-парков поблизости, причём с туалетами и урнами.

И, конечно же, надо сказать про устройство улиц. Не про плитку, парковки и прочее, а про функциональную и эмоциональную сторону вопроса. Вот посмотрите на две фотографии и ответьте на вопрос: по какой улице уютнее и веселее будет идти пешеходу?

На первой фотографии комфортный широкий тротуар, на второй фотографии тротуар узкий. Конечно, архитектура на второй фотографии получше, но если от неё абстрагироваться, то я бы выбрал всё равно второй вариант. И большинство людей, думаю, тоже выбрало бы второй вариант.

Людям неуютно идти вдоль длинных заборов или однообразных фасадов. Намного интереснее идти по улице с активными фасадами. Активные фасады — это то, что оживляет город. Активные фасады — это магазины, парикмахерские, офисы, кафе и т.п., расположенные на первых этажах, в один уровень с тротуаром. К активным фасадам можно отнести и подъезды жилых домов.

В хорошем живом городе на улицах с хотя бы небольшим пешеходным трафиком первые этажи зданий должны быть отданы под магазины, офисы и кафе. Это отлично развивает малый бизнес, местные жители могут работать недалеко от дома, снижается уровень уличной преступности, количество людей на улице повышается.

Представьте, что вы идёте по улице и всё время меняются объекты притяжения: парикмахерская, булочная, лавочка перед домом, подъезд жилого дома, небольшая скульптура, магазин хозтоваров, кафе, нотариус, пиццерия, офис банка и т.д. Город живой! Все первые этажи фасадов используются. Активные фасады — это прекрасно.

К сожалению, наши архитекторы не всегда это понимают. Они строят советские микрорайоны, а потом рядом строятся огромные торговые центры. ТЦ убивают магазины на первых этажах, убивают активные фасады.

Кстати, ТЦ не всегда могут предложить лучше ассортимент, чем небольшие магазины на первых этажах. Я видел магазин в центре Рима, торгующий только отопительным оборудованием. А рядом был магазин, торгующий лишь одними роялями! Помню, как меня в детстве в 90-е удивлял в Ростове магазин «Ножи». Он до сих пор существует, правда, сейчас там не только ножи, но и посуда.

В больших торговых центрах хороши огромные продуктовые супермаркеты и магазины бытовой техники. Вот только не всегда они нужны. Как же приятно выйти из дома, зайти в местную булочную и купить свежайший хлеб, а рядом в мясной лавке купить полкило говядины у продавца, которого ты знаешь по имени. А продавец из магазина на первом этаже живёт неподалёку и ему не надо переться из дома 15 км на работу в ТЦ, он пешком дойдёт.

Когда в городе нет улиц с активными фасадами, вместо небольших магазинов появляются ларьки. Они лишь частично замещают нехватку магазинов на первых этажах, но уродуют внешним видом город и занимают место на тротуаре.

Однако, есть и удачные примеры. Например, Иннополис – умный город, который создали в Татарстане за несколько лет буквально в чистом поле, Подмосковный Сколково и Доброград во Владимирской области – первый в России город, который строится на частные деньги. Генеральный директор бизнес-юнита Доброград девелопмент Владимир Ахапкин рассказал редакции Вести.Недвижимость, почему появляются новые города, и какими они должны быть.

Появление на картах новых городов во всем мире сейчас происходит довольно регулярно. Недавно, президент Индонезии объявил о строительстве новой столицы в 800 километрах от Джакарты. Официальная причина – к 2050 году, по прогнозам ученых, Джакарта уйдет под воду. Неофициальная – город уже не управляем и не слишком пригоден для жизни: много проблем с экологией, маргинальным населением и так далее. Проще построить новую. Кстати, планируется, что строительство начнется в 2021 году, а уже к 2024 туда переедут все госструктуры.

Из аналогичных амбициозных примеров – Нур-Султан (Астана) – заштатный город, превратившийся за десять лет в прекрасную столицу Казахстана. Другой яркий пример - Дубаи – приокеанская деревня, ставшая городом небоскребов. Из чуть более далеких исторических примеров - в 1960-х перенос бразильской столицы из Рио в Бразилиа. В конце века новые столицы получили Нигерия и Танзания. Прямо на глазах растут новые города в Китае. Но все это примеры масштабных городов, претендующих на роль улучшенных мегаполисов. Иногда перестроить систему в существующих городах сложно, поэтому проще создать новый. Истоки финансирования - в основном бюджетные деньги, хотя встречаются и исключения в виде частных инвесторов.

Есть и другой подход – строительство городов тематических, то есть городов, жители которых объединены общей идеей, например, в США есть города для пенсионеров. Один из наиболее известных, пожалуй, Сан Сити или город Тоёта в Японии, построенный для сотрудников одноименной автомобильной корпорации или неофициальная столица Кремниевой долины - Пало-Альто.

Современный пример такого подхода есть и в России – это Иннополис в Татарстане и подмосковный Сколково. Оба города (отличие в том, что Иннополис официально является городом, со своим мэром и администрацией, а Сколково имеет статус инновационного центра) созданы "в чистом поле" специально для развития технологий и инноваций. Оба города реализуют концепцию smart-city – по улицам ездят беспилотные такси и электробусы, население молодое и активное - IТ-специалисты, перспективные ученые, предприниматели. Соответствует проектам и построенная инфраструктура: университеты, лучшие школы, самые современные управляющие компании, реагирующие на запросы жителей по первому звонку, а точнее клику на смартфоне или компьютере.

Россия не может игнорировать общемировой тренд, направленный на повышение качества жизни горожан, поэтому в последнее время мы наблюдаем внедрение различных технологий, способствующих этому процессу. Вообще философия "городов для жизни" начинается с того, что в городе нужно создать разнообразную инфраструктуру с локациями, способными стать точкой притяжения для жителей близлежащих районов и областей и сформировать особый микроклимат. Теперь города создаются там, где людям комфортно жить, а не вокруг промышленной застройки. Благоприятная экология и нетронутая природа во многом определяют качество жизни. Другими словами, сначала складывается образ жизни, на который потом нанизывается городская застройка и коммерческая составляющая. Этот принцип лежит в основе концепции Доброграда – первого российского города, который строится на частные инвестиции предпринимателя Владимира Седова. Задача - создать комфортные условия для жизни, работы и отдыха.

Объекты инфраструктуры, построенные с момента старта реализации экогорода, стали генерировать поток посетителей – парк-отель с рестораном; спортивный комплекс; парковая зона с детскими площадками, дорожками для пеших и велосипедных прогулок, а также скейт-парк и веревочный парк. Особой популярностью пользуется летняя сцена на воде, построенная три года назад. Летом здесь проходят гастроли Большого театра России и Усадьба Jazz, а зимой на льду замерзшего озера устраивают фестиваль с участием Олимпийских чемпионов по фигурному катанию. Конечно, город – это не только гости, но и жители, которые сейчас стали более требовательны к качеству среды, в которой они живут, к составу инфраструктуры. Поэтому создается масштабная и качественная городская инфраструктура и жилье.

На данном этапе в развитие города вложено 8 млрд рублей, включая создание событийного и развлекательного контента, жилой инфраструктуры, парк-отеля, медицинского центра и аэропорта. Общий объем инвестиций в строительство Доброграда составит 60 млрд рублей. Сейчас здесь живет уже около 1000 человек, но во время проведения культурных и спортивных мероприятий, численность жителей увеличивается до 5-8 тысяч человек.

Строить город, конечно, нетривиальная и непростая задача, но я уверен, что поступательная реализация намеченных планов, возможность внедрения самых современных технологий и особенная энергетика проекта, позволят за 15 лет построить город, в котором будут жить 50 тысяч счастливых человек.

История началась около 10 лет назад, когда группа компаний Аскона (довольна известна своими матрасами) решила построить собственный город. Изначально было куплено несколько паев (сельскохозяйственные земли по 5 гектар каждый) около населенного пункта. Чередой определенных действий (публичные слушания, разработка ген плана и т.д.) данная территория была переведена в земли населенных пунктов.

После этого работа закипела, а именно потянулись коммуникации: газ, свет, вода, был построен забор, кпп, дорога. Учитывая все согласования, денежные вложения, само проведение работ - данный этап занял несколько лет (учитывая мощности группы компаний, это оказалось возможным).

В данный момент город-курорт представляет из себя некий населенный пункт, причем довольно современный. В нем присутствуют частные дома, причем любой желающий может приобрести себе участок (если финансов хватит), также довольно интересные таунхаусы - 2 этажа в блоке жилого дома (блокированная застройка), ресторан, гостиница. В данном населенном пункте работает архитектор, с которым согласовывается новое строительство, поэтому застройка довольно современна и гармонична.

Строительство частных домов и таунхаусов ведется семь дней в неделю, значит есть спрос. Естественно, данный город-курорт рассчитан на состоятельных граждан, но побывав там - можно хотя бы насладиться продуманностью данного проекта.

Естественно, вложив огромное количество энергии, сил и средств, собственники решили отделиться от прилегающей деревни и стать самостоятельными. Чего и добились в 2020 году. Данный населенный пункт получил статус поселка. Название его - Доброград (легко загуглив, можно найти массу информации).

Повторюсь, сам факт создания нового населенного пункта говорит о огромном количестве проделанной работы и огромном вложении сил и энергии.

В прошлой своей статье "Дизайн российских городов, где он?" я затронул тему плохой архитектуры в наших с вами городах. Она получило широкий резонанс, набрав более 300 комментариев.

Сегодня поговорим о более практической части и попытаемся вместе ответить на вопрос «Что делать?».




Концепция частного города


Знакомьтесь, это Пол Ромер, американский экономист, который в 2009 году предложил идею городов-хартий под управлением корпораций.

В своем выступлении на TED Ромер описывает свою концепцию, в которой фактически предлагает с нуля строить города в развивающихся странах, правительства которых погрязли в коррупции, бюрократии и плохих законах.

В частном городе управление будет в руках крупной компании. В нем будут созданы самые привлекательные условия для инвесторов и бизнеса, а управляться они будут на основе хартии, то есть договора, списка правил, наиболее благоприятных экономически и политически.

В идеях Ромера есть кардинальные и труднореализуемые в нашей стране идеи, в частности, он предлагает строить города, свободные от законодательства страны, в которой они находятся. Но это и не важно. Мы ведь можем взять лишь то, что подходит именно нам, верно?

Частных городов по модели Ромера так и не появилось, но есть классические частные города под управлением корпораций, вот несколько из них:

Celebration


Город в США, штат Флорида, большинство земель которых принадлежат The Walt Disney Company. Население составляет 7427 человек (данные 2010 года).

Идея этого города родилась в голове небезызвестного Уолта Диснея, но воплотилась она в жизнь только после его смерти.

В 1995-м компания Диснея разыграла первые 474 дома в Селебрейшне, почти пять тысяч человек боролись за право быть его частью — частью огромной декорации, с поддельным снегом и максимально зарегулированной жизнью.

Город Диснея — пример частного города, работающей бизнес-модели, которая уже воплощена в жизнь.

Лаваса

Лаваса — это строящийся на деньги частной компании город, расположенный в Западных Гхатах – горах Сахядри на западном побережье Индии. Пока не ясна судьба этого проекта, СМИ предрекают сумрачное будущее, но это лишь мнение. Дело в том, что в Индии настолько низкие зарплаты, что позволить себе жить в таком городе могут немногие. Да и качество строительства под вопросом.


Lavasa является детищем индийского предпринимателя Аджита Гулабчана (Ajit Gulabchand) — председателя строительной компании Hindustan, известной мега-проектами мостов и дамб.

Это первый город в Индии, который строится в соответствии с принципами «нового урбанизма» — концепции города, в соответствии с которой в нем остается достаточно много свободного пространства, совмещены бизнес-зоны и жилая застройка, есть разнообразные типы социального жилья и сохранены природные лесопарки.

Инвестиции в проект составляют $30 млрд. Предполагаемое население 300 тыс. человек.


Частный город в России?

Я слышал про частные компании, школы, коттеджные поселки, но города — никогда.

Что у нас есть сейчас:
Все города в России находятся под управлением чиновников, которым по сути плевать как они выглядят, какая у них инфраструктура и комфортно ли жить его жителям. Чиновники получают фиксированную зарплату, основная их функция «освоить» бюджет. Мотивации что-то делать хорошо нет, ведь если все хорошо, то бюджет в следующем году не выделят.

— бесплатное социальное обеспечение: сады, школы, медицина;
— мэр и губернатор сменяются демократическими выборами. пишу это и не могу сдержать улыбку
А есть ли еще плюсы? Я сходу не вспомнил.

А теперь посмотрим на частный город.
Он находится под управление мэра, назначенного советом директоров управляющей компании. Его задача — повышать прибыльность города. Он заинтересован, чтобы в город приехало как можно больше жителей. У него есть мотивация поддерживать комфортную среду в городе на высоком уровне чтобы он был привлекательным на фоне остальных. В таком городе нет соблазна, например, строить дороги на 1 год, потому что управляющая компания не захочет каждый год выделять из бюджета средства на их ремонт.

Тендеры будут проходить не по самой низкой цене как это принято в госсекторе, а по соотношению цена-качество.

Частный город — это частная территория. Здесь можно строить школы, где обучение построено по мировым методикам обучения.

Житель перед управляющей компанией будет защищен договором-хартией, вступающим в силу при покупке жилья в городе или аренде жилой или коммерческой площади.
Этот список можно продолжать.

— горожанин будет платить двойной налог: федеральный + в бюджет частному городу;
— детские сады и школы будут платными. Но по факту школы сейчас лишь номинально бесплатные. Очень часто родители платят за учебники, шторы, ремонт и т. д. Так что это лишь условный минус;
— в городе будут свои правила и штрафы за их нарушения. Но правила — это необходимая мера для того, чтобы город был комфортным. В пример можно привести Сингапур, который жестко регламентирован, но это позволило стать ему самым динамично-развивающимся в Азии.

Назрела проблема

Выглянув сейчас в окно большинство из нас увидят почти одно и то же:

  1. Тоскливую архитектуру;
  2. Дворы, заставленные машинами;
  3. Плохую транспортную инфраструктуру;
  4. Убитые автомобильные дороги и пешеходные дорожки;
  5. Отсутствие нормальных современных парков и прогулочных зон;
  6. Обилие визуально мусора, в виде рекламных поверхностей;
  7. и многое другое

И, похоже, государство это не волнует. Хотя, надо признать, Москва сейчас хорошо развивается по многим показателям. Но к Москве я вернусь дальше по тексту.

Я убежден, что городская среда влияет на нас. Так может не казаться, но когда мы день за днем сталкиваетесь с ней, то начинаем приспосабливаться к плохой среде. А это самое ужасное. Незаметно мы становимся безразличными. Безразличными к подъездам, дворам, инфраструктуре и всей городской среде. Я сам такой был, пока меня не отрезвило мое первое путешествие в Европу. Я увидел, что может быть по другому.

Именно поэтому идея частного города показалась мне очень перспективной и вот почему:

1) Реалистичность.
Мы все понимаем, что государство никогда не инвестирует в такой проект, но при участии частных инвестиций он может появиться на свет.

2) Необходимость.
У городов нет конкуренции. Мысль о том, что такова наша судьба — жить в плохих условиях укоренилась основательно. Нужен прецедент, который покажет, что в России можно жить по-другому, это обнажит проблему.

3) Присутствие ресурсов:
— Земельные. Россия обладает самой большой территорией на Земле, у нас есть пространство для реализации.
— Людские. У нас много талантливых людей, способных реализовать проект.
— Технологические. За последние 50 лет в мире появилось много строительных, транспортных и социальных технологий. Наши города были построены задолго до транспортной и технологической революции. Многие не учитывают ни современный городской трафик, ни потребности в комфортной среде, ни логичную инфраструктуру. Все это понимают, но поменять что-то достаточно сложно в текущих городах.


Цель проекта

Проекту я дал условное название «Дизайн-город». Моя цель достаточно амбициозна: Инициировать создание первого в России частного технологичного города (еще такие города принято назвать «умными»). Кто-то спросит: «А кто ты вообще такой чтобы такие цели декларировать?»
Отвечаю: я просто гражданин этой страны, который устал ждать инициативы от кого-то еще. Понимаю, что опыта в градостроительстве у меня нет (и он мало у кого есть). Есть только свой взгляд и свои идеи на этот счет.

Обращение к хабрасообществу

Эта статья не просто так размещена на Хабре. Здесь сосредоточено самое большое ИТ сообщество в России и много талантливых и активных людей, которые могут поучаствовать в развитии этого проекта.

Все что я буду писать дальше — это мое видение и оно может быть ошибочным. Город — это среда сотен тысяч (или миллионов) человек и я считаю неразумным, что проект города будет создаваться силами нескольких человек. И именно поэтому я выношу этот проект на всеобщее обозрение, чтобы через диалог с обществом сформировать его.

Я создал цель на SmartProgress, где буду публиковать отчеты, а также группу в ВК для обсуждений.

Я разделил цель на этапы:
Сообщество

Зачем этому проекту сообщество?
Во-первых, чтобы изучить спрос.
Во-вторых, сообщество поможет сформировать этот проект, сделать его жизнеспособным.
В-третьих, часть сообщества станет первыми жителями города.

Команда

В сообществе будут появляться лидеры. В такой проект необходимо вовлечь сотни разных специалистов, чтобы он формировался сбалансированным и жизнеспособным.

Выношу на обсуждение общественности первую бета версию проекта. Повторюсь, что все что я пишу ниже это просто мои идеи и их можно и нужно подвергать критике, но важно при этом предлагать свои идеи.

Например
Неправильно: Парковки во дворах — это г**но
Правильно: Парковки не для дворов, предлагаю их переносить в подвалы домов, это позволит дворы использовать для детских площадок и активного времяпровождения взрослых.

Дизайн-город Ver. 0.1 beta

Я очень долго думал о том каким должен быть город. Ведь мало его построить, необходимо чтобы он заселялся жителями. Именно поэтому необходимо создать хорошо продуманную концепцию.

Первое, что нужно сделать — изучить конкурентов. На основе этого анализа я выдвину свою теорию.

Конкурентные регионы
Москва

По опыту проживания в Москве продолжительное время могу сказать, что город сильно перенаселен. Метро в часы пик и праздничные события — это как лосось на нересте. На дорогах постоянные пробки.
Несмотря на это, люди едут сюда, и даже если вы никогда не хотели переезжать в Москву, то я уверен, если ничего не делать, рано или поздно она сама придет к вам:


Чтобы этого избежать, нужно создавать новые зоны притяжения людей, т. е. децентрализовать страну.

В сфере IT уже появляются свои кластеры: Иннополис и Сколково. Они специализируются на привлечении и обучении различных IT специалистов. Не будем спорить об их эффективности. Просто имеем их ввиду.

Промышленное градообразующее предприятие тоже не наша история. Это совершенно другие инвестиции и задачи.

Из этого всего родилась концепция туристического города-парка. Его необходимо строить на юге России. В первую очередь из-за того, что именно в таком виде он сможет быстро обрести жизнь.

Смотрим на схему и зоны, выделенные красными тонами. Это зоны с более теплыми зимами. Точное местоположение нужно выбирать.


Дизайн-город можно построить как на абсолютно новой территории, так и на месте какой-либо заброшенной деревни.

Концепция города-парка объединяет в себе лучшую европейскую и американскую архитектуру, добавляет современные парковые и развлекательные зоны и приправляется щепоткой русского размаха. На выходе получаем новое место притяжения для всех, кто отправляется отдыхать на черное или каспийское побережье.

Для справки: В 2011 году черноморское побережье посетило порядка 11 млн. туристов (не нашел более свежую информацию). Если даже 10% этих туристов заедет в город, то для бизнеса это большое подспорье.

Итого получаем

1) Город по климату более комфортен, чем Москва или Питер. Это преимущество.
2) Хороший поток туристов. Это подспорье для развития малого и среднего бизнеса в городе: кафе, рестораны, парикмахерские, развлекательные комплексы и т. д. Все это сделает город живым.
3) Город подтянет крупный туристический сектор: гиды, туристические компании, агенты, менеджеры.
4) Параллельно появятся жители из других регионов, которые не привязаны к работе территориально: IT-специалисты, дизайнеры, менеджеры, учителя, сотрудники среднего и низшего звена.

Это моя теория и рассуждения. Во всяком случае, я лично не вижу перспектив у города, построенного где-то в тундре.

Еще немного статистики для любопытных: Только 28% россиян имеют загранпаспорт. Представьте, что большая часть населения НИКОГДА не сможет выехать за пределы России и СНГ. Мы как рыбки в аквариуме. И это реально поражает. Многие из нас никогда не поедут на Октоберфест и не прокатятся по каналам Амстердама, не зайдут в настоящую французскую булочную и не покатаются на трамвае в Праге.

Дизайн-город позволит прикоснуться к настоящей европейской архитектуре и окунуться в ее атмосферу.

Что из себя представляет Дизайн-город?
Это город, состоящий из сот-кварталов, разделенными дорогами. Зеленые зоны — это крупные парки развлечений и отдыха.


Почему соты?
Этой осенью специалисты из Колумбийского национального университета рассчитали, что именно такой вид оптимален с точки зрения передвижения. По их расчетам даже классические кварталы проигрывают сотам в скорости передвижения на автомобилях.

Характеристики:

1. Отсутствие спальных районов.
Спальный район — самое большое зло всех российских городов. Именно такая инфраструктура создает огромные пробки из-за того, что вся работа в центре!

В Дизайн-городе вся инфраструктура будет вкраплена в жилую застройку: магазины, детские сады, школы, кинотеатры, небольшие поликлиники, почта, государственные учреждения и т. д. Коммерческая недвижимость будет соседствовать с жилой.

2. Огромные тематические парки развлечений, отдыха и спорта.
Если вы присмотритесь к схеме выше, вы увидите, что каждый кластер окружен 2 крупными парками. В этих парках будут располагаться спортивные объекты, аттракционы, аквапарки.

3. Каждый район будут иметь свой дизайн-код.
Оформление коммерческой недвижимости будут регламентировано. Никаких красных баннеров поперек дороги.

4. Пешеход важнее автомобиля.
Город снова должен стать для людей. Поэтому во дворы заехать будет невозможно. Дворы будут местом тихого отдыха и прогулок с детьми. Парковки подземные под домами жильцов.

5. Общественный транспорт.
Трамваи по кольцевым и радиальным дорогам. Например, такой, made in Russia:


6. Не высотное строительство
Город не должен быть высоким. Это всегда создает большую транспортную нагрузку. Пусть высотки строят в Японии, у них выхода нет. Они живут на маленьком острове. Или китайцы, у них численность высокая. Мы же обладаем громадными площадями и небольшой численностью. Даже европейцы, имея небольшие площади не строят высокие города. Историческая часть Питера также отличный пример.

Читайте также: