Как попасть под машину и выжить после

Обновлено: 05.07.2024

Одномоментность ситуации и необратимость последствий определяют практически любое дорожное происшествие. Но если бампер можно поменять, крыло — подрихтовать, то человеческий организм иной раз починке не подлежит. Вчера под Минском, в поселке Лесной, журналистам показали Центр помощи жертвам ДТП, где помогают пациентам в вегетативном состоянии. Рассказываем три истории, которые вдохновляют на жизнь.

«Три месяца не выходила из комы»

Каждая история пациента центра особенная, но всегда это внезапность и шок для близких. Владимир Дмитриевич, который находится возле больничной койки жены, рассказывает о произошедшем полгода назад уже с некоторой, как нам кажется, смиренностью:

— Когда вернулся в тот день домой, то супругу не застал. Хотя все говорило о том, что она отлучилась ненадолго: работал телевизор, телефон лежал рядом (а без него она никуда далеко не уходила). Заволновался. Решил сбегать вниз к ближайшему киоску. Там сообщили, что произошло ДТП — сбили женщину. Супругу нашел в областной больнице. Документов у нее при себе не было, только банковская карточка, по которой впоследствии установили личность.


По словам мужчины, наезд был совершен микроавтобусом на пешеходном переходе в Витебске.

— Якобы жена шла на красный. Маршрутка остановилась, а водитель микроавтобуса не видел и. — продолжает наш собеседник. — Переломов нет, внутренние органы все целые, а вот ЧМТ — тяжелая. Три месяца была в коме. Теперь отходит, пытается говорить — пока тихо, шепотом. На людей реагирует, улыбается.

Как говорит Владимир Дмитриевич, в тот день жизнь его семьи в один миг изменилась. То же самое может сказать любой пациент (а точнее, его близкие) центра.

«До» и «после» — это два совершенно разных состояния, образа человека.

— Найти сиделку — целая проблема, — вздыхает мужчина. — Если официально, через райисполком, то очереди ждать пять лет. Нанять за деньги? Выходит около шести рублей в час, то есть в день — сорок рублей. За месяц набегает конкретная сумма. Сейчас выкручиваемся. Пока работаю — соседей просим. Опять же, теща помогает. Но ей восемьдесят лет, она может только посидеть.

Описывая состояние таких пациентов, врачи говорят: «Человек не может себя идентифицировать в обществе. Он дышит, ест, желудок и кишечник работают. Но пациент не может сформулировать простое предложение, вспомнить прошлые события, в целом мыслить, даже глотать! Это, к слову, может стать большой проблемой»

Так, жена Владимира Дмитриевича в течение пяти месяцев принимала пищу только через зонд. Сейчас уже может есть привычным для здорового человека способом.

— Основная опасность данного состояния — возникновение пневмонии из-за того, что пациент лежит. Ворочаем каждые три-четыре часа. А еще очень такие аппараты помогают, — кивает в сторону небольшого прибора мужчина.


С помощью этого медицинского оборудования делают вибромассаж легких, что позволяет предотвратить образование мокроты. Родным жертв ДТП приходится досконально изучать особенности жизни пациентов центра после страшного события, вникать в терминологию, изучать последовательность действий при уходе.

— Знаете, когда мы были в областной больнице, мне сказали: золотых лекарств не бывает, — говорит напоследок Владимир Дмитриевич. — Как справится организм, так и будет. Пока что свое имя жена сказать может, а мое называет не всегда.


«Я ж отец, это мой долг!»

Про следующего пациента — 32-летнего Максима — медики говорят с гордостью: «Это наш, если можно так сказать, первенец. Счастливый случай! Раньше весь был в трубках, кормили его через гастростому. А сейчас мальчик реагирует. Знаете первейший признак ясного состояния? Реакция на шутку. Максим улыбается в нужный момент, и с ним уже можно вести какую-никакую беседу».


Врачи делают важную оговорку: на 90% такой прогресс — заслуга отца, не потерявшего надежду и ставшего для сына опекуном и главным помощником в тяжелейшей ситуации: «Вера близкого человека подчас творит чудеса»

Валерий Викторович рассказывает о страшных событиях трехлетней давности: «Сыну было 29 лет. Все как у всех. Семья, жена, двое детей. Младшей тогда было всего восемь месяцев. Максим возвращался из Польши, с чемпионата Европы по карате. Он был спортсменом, тренировал. В то утро прошел дождь и морозик ударил. Они со второстепенной выезжали на главную, „спящие полицейские“ были покрыты краской, и машину понесло — прямо под „Газель“».

— Три месяца сын провел в искусственной коме, — воспоминания мужчине даются с трудом. — Пережил шестнадцать операций, три трепанации черепа, селезенку удалили, руки-ноги были переломаны, сейчас они нашпигованы металлом.

«Что требуется? Уход. Нужно растяжки делать, массаж. Я до этого ничего не умел. Жил обычной жизнью. Работа, дом. А тут бац! В одну секунду все поменялось»

Отец парня работал электриком на водоканале. Два года назад уволился и полностью посвятил себя сыну — проводит с ним практически все время: «Целый день с ним. В 16 часов приходит жена. У меня появляется время сходить в магазин, чтобы проветриться. А с 17 до 20 часов физуха. Сделали шведскую стенку, установили навесной турник, привезли велотренажер. Поначалу он 2—3 км на нем проезжал. Сейчас руками — 7—8 км, ногами — 10—11 км».

Все это время Максим внимательно слушает, его взгляд, осознанный и заинтересованный, скользит по нашим лицам.

— Макс, помогай! Работаем, — призывает сына Валерий Викторович. — Согнутой ногой по руке. Слушай: ич — ни — сан — ши — го. Пришлось по-японски счет выучить. Самое сложное — не жалеть ни себя, ни его. Иногда бывает так, что оба не хотим работать. Но я-то понимаю: пропустим день, и завтра придется наверстывать за два.




По словам отца парня, друзья-спортсмены оказывают большую поддержку и помощь, что вдохновляет. Но этого мало, требуется квалифицированное врачебное участие:

— На периферии таких людей, как мой сын, боятся. То ли не знают, что делать, то ли не хотят брать ответственность. Так что центр для нас — настоящее спасение.

Здесь Максиму оказывают комплексную помощь: предоставляют медикаменты, проводят физиопроцедуры, стимулируют нейроны мозга. Как говорят врачи, у здорового человека в мозговой деятельности участвуют всего около 30% клеток, остальные «спят». Разбудить их после таких событий, использовать резерв — большая надежда и задача.

— Я ж отец, это мой долг! — удивленно восклицает Валерий Викторович после наших ободряющих слов.

Правда, тут же вспоминает о событиях трехлетней давности: «Тут много чего. В той аварии погиб человек, пострадали другие. А виноват мой сын. И он лежит. Двойной удар. »


«Как жил раньше, так и живи. Уйдешь в себя — больше не выйдешь»

Еще один герой — Виталий — рассказывает о приключившемся с ним несчастье самостоятельно. У мужчины ясное сознание и острый ум, но полностью парализована нижняя часть тела:

— Сам я из Кобрина. Пятнадцать лет назад попал в ДТП. За рулем моего микроавтобуса Volkswagen находился знакомый, я ехал на пассажирском сиденье. Приятель плохо знал дорогу, да и скорость превышал — в результате вылетели с трассы, бус перевернулся. Водителя выкинуло через лобовое стекло — ему ничего, а я попал под автомобиль. Говорят, что в шоковом состоянии пытался поставить машину на колеса. Не знаю, слухи или правда, потому что сам ничего не помню.


Очнулся через несколько суток. А вскоре мужчине предстояло услышать страшный диагноз: перелом шейного отдела позвоночника с повреждением спинного мозга.

— Когда сделали МРТ и стало очевидным, что я больше не смогу ходить, профессор дал напутствие, — вспоминает наш собеседник. — Мол, как жил раньше, так и живи. Уйдешь в себя — больше не выйдешь. Я в тот же вечер позвонил друзьям и предложил приехать, попить чай, поговорить. Никто не отказал. Да, со временем кто-то отошел. Зато появились другие.

Пример Виталия достоин восхищения. Будучи прикованным к кровати, он смог организовать небольшой бизнес и сейчас сам зарабатывает деньги.

— Как-то сидел и думал, чем бы заняться, — рассказывает мужчина. — Прикинул, что можно купить грузовой микроавтобус и организовать перевозки. В нашем городе есть фабрика детских игрушек «Полесье». Ее директор — Андрей Гольцман, мой одноклассник. Договорились, и я стал возить его продукцию. Сначала была одна машина, потом другая, третья. На данный момент парк составляет 10—12 единиц техники. Сам веду бухгалтерию, выписываю путевки. Сейчас же все онлайн можно сделать.

Несколько раз во время нашего разговора Виталий упоминает значение родных и близких. Он знает случаи, когда после страшного диагноза супруги отворачивались, уходили, бросали.

— Во время травм рядом должен быть кто-то близкий, — убежден наш собеседник. — Мама, папа, кум, брат, жена. Для меня главным страхом было потерять родню.

— Мы остались вместе, — говорит Инна, жена мужчины. — У меня даже в мыслях не было его оставить. А теперь привыкла. Каждый день утренняя зарядка, моемся, бреемся, кушаем, катетеры меняем.


На момент ДТП детям пары было по двенадцать лет. Сейчас они закончили вузы, налаживают свою жизнь. Это особенный предмет гордости Виталия.

— Нельзя сдаваться, — в очередной раз повторяет мужчина. — Необходимо проявлять терпение, силу воли.

Он четко понимает, что всю оставшуюся жизнь ему придется проходить реабилитацию, а процесс это непростой: «Мышцы атрофируются. Сейчас прошел обследование — оказалось, что упал гемоглобин, сахар поднялся, обнаружилась грыжа. Такие центры очень нужны. Они помогают не только освоить ЛФК и прокáпаться, но еще и поверить в себя, что, быть может, самое главное».


«Одно дело, когда человек лежит пластом и его родственники в растерянности — не знают, что делать. И совсем другое, если ему помогают, появляется надежда. Хотя, конечно, и врачи не боги. »


Дополнено

После публикации в редакцию обратились несколько человек с одним вопросом: как помочь центру? Отвечаем. Сделать перевод можно на счет благотворительного фонда «Безопасные дороги»: № BY61PJCB30150561501000000933. Банк — «Приорбанк» ОАО, г. Минск, ул. В. Хоружей, 31а, БИК PJCBBY2X, УНП 194905748. Назначение платежа: Центр помощи жертвам ДТП.

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Если на дороге колеса автомобиля оторвались от земли: что делать?


Прыжки на автомобиле – это удел каскадеров и раллистов. Нормальному человеку такое в голову не должно приходить – поднять машину в воздух. Зачем? Для чего? Когда это может понадобиться? Да, в принципе, в обыденной жизни целенаправленно никогда. Тем не менее понимать суть максимальной разгрузки колес и возможные последствия приземления для неподготовленного автомобилиста необходимо.

Примерный сценарий может быть такой:

Смеркается, видимость понижена. Незнакомая двухполосная дорога петляет змеей между деревеньками. Асфальт, вроде, ровный, ям нет, как и автомобилей вокруг. Неопытные автолюбители подумают, что на прямиках можно положить педаль газа до упора и наслаждаться скоростью. Ошибка, конечно, но может быть хуже, если дорога внезапно становится вот такой:


Опасная штука, скажу я вам. Причем, если ехать, не нарушая скоростного режима, ничего плохого не произойдет, просто подвеска сработает на максимум и машина, перевалив за апогей бугра, скатится с противоположного склона. Но на скорости, повторюсь, можно пролететь, в прямом и переносном смыслах.

Второй вариант, более распространенный.

Еще встречаются «неправильные» «лежачие полицейские». Знаете, вот такие:


Неприметные, коварные, разновысокие. Среди них есть настоящие трамплины по запуску автомобилей в «космос». Сколько слышал историй, как люди, не заметив знаков, наезжали на них, не снижая скорости, и действительно подлетали, плюхаясь на плоскость…

Как избежать подобных неприятностей?


Волшебных пилюль нет. Все банально: не превышать скорость, следить за знаками, быть начеку. Есть и свои методики для снижения скорости перед внезапными препятствиями, которые позволяют минимизировать урон. Но в этой теме не о них.

Порассуждаем на тему того, что вероятно можно сделать, чтобы уменьшить урон от непредвиденного прыжка. Скажу сразу, что раллистов среди нас нет, поэтому данные будем брать из открытых источников, в том числе из вот этого видео:

Также отметим, что наш единственно рабочий и стопроцентный совет был дан нашим читателям выше: не превышать скорость, следить за знаками, быть начеку. Все остальные методики мы не испытывали на себе и вам категорически НЕ советуем их практиковать или пытаться повторить. Это крайне опасное занятие не только для вашего автомобиля, но и для жизни – вашей и окружающих.

Почитав записи на форумах и посмотрев видео, мы пришли к выводу, что конкретных мер по преодолению условных дорожных трамплинов вне спортивных соревнований в мире еще не придумали.

Как минимум из-за того, что раллийные болиды подготовлены, усилены и улучшены по сравнению с обычными автомобилями. Поэтому урон для вашей машины после приземления будет в любом случае.

После полета остановитесь, осмотрите автомобиль на наличие видимых повреждений. Вмятины, трещины в переднем/заднем бампере, подтеки масла, тормозной жидкости, антифриза. Покрышки не спустило? Диски не «квадратные»? Колеса, вообще, на месте? Если автомобиль может ехать дальше, постарайтесь прочувствовать изменения в рулежке, работе подвески – возможно, повреждения скрытые.

1. Что становится ясным, положение автомобиля в идеале должно быть прямолинейным по отношению к месту вылета. В противном случае при приземлении под углом вы просто-напросто перевернетесь, уткнувшись краями дисков в асфальт. Или автомобиль бросит на встречную полосу движения. А вдруг там встречка? Ужас!

2. То же самое касается передних колес. Они должны стоять прямо. Должно быть понятно всем, почему. Если руль повернут, после приземления автомобиль понесет в сторону поворота колес. Примерно так:

3. Газ держать, отпустить, жать тормоз на взлете?

Вот тут мы точно сказать ничего не можем. Смотрите сами. Раллисты, когда проходят трамплин, газ не отпускают. Если они это сделают, машина потеряет инерцию и начнет заваливаться вперед. То же самое, только с большим эффектом, будет от торможения перед вылетом. Приземляться на передние колеса или на бампер – идея априори плохая:

С другой стороны, обычный водитель инстинктивно запаникует и нажмет на тормоз или по крайней мере отпустить педаль акселератора. Возможно, второй вариант к лучшему. Если случается такая чрезвычайная ситуация на дороге, а за рулем не каскадер и не спортсмен, уж лучше повредить свой автомобиль клюнув носом, чем давить на газ в полете, а приземлившись и не отпуская педали, улететь в кювет, в дерево, в столб. Мы считаем так.

С другой стороны, если во время приземления колеса будут заблокированы тормозами - скажите до свидания подвеске. Поломки 100% не избежать.

4. При приземлении автомобиль может начать подскакивать, ударяясь днищем об асфальт. Амплитуда с каждым толчком будет снижаться, и очень скоро все закончится. Но в те доли секунды, как нам представляется, можно натерпеться такого страху… Вероятнее всего, руль будет пытаться вырваться из рук, все будет ходить ходуном, а сердце будет выскакивать из груди.

Как нам кажется, в этот момент, вероятно, должны помочь навыки контраварийного руления. Каким-то образом нужно удержать машину на траектории. Такому могут обучить только асы своего дела, на бумаге не опишешь, но кто проходил контраварийную подготовку, тот поймет, о чем здесь речь. Я считаю, смысл такой же, как при раскачке автомобиля на дороге в заносе. Хотя уверен, что есть свои нюансы. Какие? Отвечаю честно – не знаю.

5. Финиш. Как только все злоключения прошли, остановитесь, отдышитесь, постарайтесь успокоиться и начните осматривать автомобиль, заглушив перед этим двигатель. Даже если все в порядке и машина может ехать дальше, заскочите на близлежащий автосервис, пусть механики все проверят.


Ну и впредь, говорим в третий раз, не превышайте скорость. Иначе проблем потом не оберетесь.

Что делать, если вас сбила машина — Инструкция на Wonderzine

Попасть под машину — это всегда стресс, который влияет на состояние человека вне зависимости от тяжести травм. Помимо ущерба здоровью, бюрократических сложностей, переговоров с водителем это ещё и удар для психики. Рассказываем, что делать непосредственно после аварии и почему поддержка близких поможет быстрее восстановиться.

Текст: Ал Ковальски


Оставайтесь на месте

Попасть под машину страшно. В этой ситуации сложно рассуждать рационально и вряд ли в голове будет чёткий план действий. Что нужно сделать наверняка, так это вызвать сотрудников ГИБДД. Инспекторы зафиксируют само ДТП и составят протокол. Следует сфотографировать повреждения автомобиля (на капоте в любом случае останутся царапины), место происшествия, дорожные знаки, следы на асфальте, положение пострадавшего. Если есть свидетели, у них нужно взять номера телефонов. В целом на этом этапе все формальности ложатся на инспектора, однако лишний контроль точно не повредит.

Даже если вы отделались ушибами, скорую помощь вызывать обязательно. Во-первых, в шоковом состоянии можно не почувствовать боли. А во-вторых, заключение медработника понадобится при возмещении ущерба с водителя. Выделяют лёгкий, средний и тяжёлый вред здоровью, связанный в том числе с потерей трудоспособности на определённый период времени. Дополнительно может учитываться моральный и материальный ущерб.

«Если возникла необходимость, можно доставить пострадавшего в больницу самостоятельно, — сообщает юрист и руководитель собственного юридического центра Константин Богатырь. — Уезжая с места ДТП в лечебное учреждение, следует составить схему расположения автомобиля при свидетелях и записать контактные данные очевидцев. Далее стоит вернуться на место ДТП и вызвать ГИБДД».

Свяжитесь с родными

Стоит сразу позвонить или написать родным, друзьям или соседям и держать их в курсе событий. Если вас положат в больницу, они смогут привезти всё необходимое: документы, одежду, средства гигиены, еду. В менее тяжёлом случае они подготовятся к вашему возвращению: переживший ДТП человек вряд ли сможет приготовить еду, выгулять собаку или убраться. И это связано даже не с травмами, а с полученным стрессом, который все переживают по-разному.

Окружите себя поддерживающими людьми

«Если брать любое ДТП независимо от того, получил ли человек физические повреждения, это всё равно большой стресс, — комментирует психотерапевтка Мариам Тюрюханова. — В момент аварии человек лишается базовой безопасности. О физическом ущербе все знают и понимают его, однако перенесённый стресс оказывает сильное влияние и на психику. Поэтому человеку очень важно восстановить состояние безопасности, спокойствия, стабильности, которые он потерял в результате ДТП».

Чтобы ускорить процесс восстановления, желательно окружить себя поддерживающими людьми, с которыми можно поделиться чувствами и эмоциями, которых можно попросить о помощи. Иногда достаточно побыть рядом с другом, партнёром или партнёркой, чтобы успокоиться. Если же человек вместо поддержки сталкивается с обесцениванием (когда говорят «Успокойся», «Не плачь»), стоит сразу сообщить о дискомфорте или даже прекратить общение. В противном случае есть риск столкнуться с внутренней самоизоляцией.


Как следует отдохните

Из предыдущего пункта следует, что любая авария повлияет на психическое состояние пострадавшего человека. Физически он может восстановиться через день, но продолжит испытывать тревогу и страх. Это явный знак необходимости остаться дома и обеспечить себе максимальное спокойствие. Все люди по-разному реагируют на стрессовые ситуации, поэтому важно прислушиваться к своим ощущениям и ни в коем случае не пересиливать себя.

Попробуйте договориться с водителем

Зачастую людей пугает перспектива обращения в суд. «Многие уверены, что это того не стоит. Во-первых, расходы на судебное разбирательство. Однако мы должны понимать, что эти расходы можно будет возместить. Во-вторых, сроки. Минимальный срок одной инстанции по делу составляет от месяца — при условии, что исковое заявление подано с соблюдением законодательства и иск не оставлен судьёй без движения», — говорит юрист Константин Богатырь.

Разрешить ситуацию в досудебном порядке можно, если обе стороны устраивает такой вариант развития событий. Так можно сократить время получения компенсации, размер которой определяет пострадавший. Есть вероятность, что водитель согласится выплатить всю сумму разом, в то время как суд займёт два-три месяца в зависимости от обстоятельств дела. При составлении каких-либо расписок стоит заверять их нотариально в любом юридическом центре.

Попросите о помощи

К сожалению, многим сложно просить о помощи, и это происходит по разным причинам. «Одна из самых распространённых — отсутствие такой привычки, — говорит психотерапевтка Мариам Тюрюханова. — Человек не знает, что просить помощи у других людей нормально. В его или её жизни так случилось, что с трудностями приходилось справляться в одиночку. Возможно, его или её так воспитывали». Поэтому важно держать в голове, что в сложных ситуациях без помощи не обойтись.

Обратитесь к психотерапевту, если почувствуете необходимость

Физическую боль проще распознать, чем душевную. Неявные последствия аварии могут списываться на общую усталость, голод или иные причины. Речь о проблемах со сном, панических атаках или тревоге при виде машин. Такая реакция психики может проявить себя не сразу, а через несколько дней или недель, когда будут решены формальные сложности, а здоровье восстановится.

Как заметить неладное? Достаточно вспомнить, как было до аварии и что изменилось после неё, советует психотерапевтка Мариам Тюрюханова. Если появились какие-либо тревожные сигналы, стоит обратиться к специалисту. Конкретные стрессовые случаи можно разобрать за несколько консультаций. Если же откладывать поход к психологу или психотерапевту, симптомы могут стать хроническими и вылиться, например, в затяжную бессонницу.

За пространной формулировкой «совершен наезд на пешехода» или «произошло столкновение двух автомобилей» часто скрывается целая череда закономерных действий, которые случились с пострадавшим. Так, во время ДТП на «зебре» пешеход сначала получает удар выступающими частями машины, потом оказывается на капоте. Затем происходит отбрасывание тела на асфальт, после чего оно некоторое время скользит по дорожному покрытию. Каждый из этих этапов сопровождается получением комплекса характерных травм. Говорим с судмедэкспертом Алексеем Сорокиным о механизме дорожных происшествий и о том, можно ли уберечься, если понимаешь, что авария неминуема.

Риск попадания в ДТП у водителя при опьянении в 1,5 промилле вырастает более чем в сто раз


В экспертном сообществе автотравмами принято считать далеко не все случаи, связанные с автомобилями. Например, если открытый капот от сильного ветра опустился на водителя, то по-научному это будет квалифицировано как «воздействие тупого предмета». Основной принцип такой: нет движения транспортного средства — нет транспортной травмы.

Разумеется, все травмы, полученные в результате ДТП, относятся к транспортным. Даже при таких атипичных случаях, как 20—30 лет назад в Минске: тогда то ли от автобуса, то ли от троллейбуса отлетело колесо и попало в прохожего, который скончался.

— Автомобильный травматизм на данный момент очень распространен: он составляет 60% от общей доли транспортного, — приводит статистику собеседник.

«Только представьте, в США за неполные двадцать лет аварии унесли жизни 360 тысяч человек. Для сравнения: за сто лет во всех войнах, в которых участвовала Америка, погибло около 300 тысяч»

Одной из наиболее распространенных причин совершения ДТП (не только в Беларуси) считается пьяное вождение. Эксперт называет следующие данные: «Водитель с незначительным содержанием алкоголя в крови (до 0,5 промилле) не в состоянии правильно ориентироваться и принимать решения в сложной дорожной ситуации. При 1 промилле риск совершения ДТП увеличивается в 17—20 раз».

«Если степень опьянения достигает 1,5 промилле, вероятность попадания в аварию повышается более чем в сто раз»

Наезды на пешеходов: если удар неизбежен — лучше подпрыгнуть и сгруппироваться

Чаще всего автотравмы получают пешеходы, которых сбивают при разных обстоятельствах. Однако механизм подобных ДТП примерно одинаков. Мало кто представляет, что происходит с человеком во время таких происшествий.

— Момент наезда на пешехода принято делить на несколько фаз, — рассказывает Алексей Сорокин. — Во время первой наносится удар выступающими элементами транспортного средства — как правило, в область голени. Затем происходит забрасывание тела с соударением о капот и ветровое стекло. Если скорость значительная, то пешеход перелетает через автомобиль. Это вторая фаза. К третьей относят падение на дорожное покрытие с ударом о него. Наконец, четвертая — это скольжение по поверхности, поскольку ранее телу была придана кинетическая энергия.

Каждый из этих этапов сопровождается получением комплекса травм. Эксперту предстоит установить, в какой из фаз получены телесные повреждения, в каком положении находился пешеход, в какую часть тела был нанесен первоначальный удар, бежал человек, шел или стоял и т. д.

В момент первоначального удара (первая фаза) взрослый человек обычно получает повреждения костей голени, ребенок — коленей и бедер. Эксперты во время исследования должны установить, какой именно частью автомобиля нанесена травма. Учитывается множество факторов. Например, расстояние от подошвы обуви, в которой находится пешеход, до места перелома и т. д.

— Характерно, что во время торможения автомобиль «клюет» носом, — обращает внимание Алексей Сорокин. — Как показывает практика, такой «кивок» может составлять до 20 см по сравнению с первоначальным положением машины.


Клиренс автомобиля при наезде на пешехода имеет существенное значение. Чем выше находится бампер над проезжей частью, тем серьезнее травмы. На одной из конференций чилийский эксперт назвал большие внедорожники в этом смысле злыми машинами. Насколько верно такое утверждение?

— Безусловно, внедорожник более опасен для пешехода, чем седан, — считает начальник главного управления судебно-медицинских экспертиз Государственного комитета судебных экспертиз. — Ведь первый удар наносится выступающими частями автомобиля. Даже если человек перелетает через машину, то у него остаются шансы выжить. А в случае наезда полноценным внедорожником они резко снижаются: посудите сами, решетка радиатора находится примерно на уровне центра тяжести тела либо выше его. Что происходит?

«Плашмя, без фазы забрасывания, тело бьется об асфальт. При этом высока вероятность переехать пешехода колесами. Шансов выжить после такого мало»

Как правило, самые тяжелые травмы пешеход получает в результате забрасывания на капот и последующего удара о дорожное покрытие. В эти фазы ломаются кости таза, ребер, позвоночника, верхних конечностей, черепа, происходят разрывы внутренних органов, сопровождаемые внутренним кровотечением (печень, селезенка, почки, легкие). Медики называют это сочетанной травмой нескольких областей тела.

Примерно такие же травмы человек получает при падении с высоты. Неспроста эксперты в области дорожного движения часто проводят аналогию, упоминая важность скоростных ограничений.


— Какие действия может предпринять человек, понимая, что наезд неизбежен? — спрашиваем.

— Честно говоря, сам представлял себя в такой ситуации. Если речь о транспортном средстве фургонного типа (фура, автобус, троллейбус и пр.), то шансов мало — разве что отпрыгнуть или убежать. А вот в случае, если бы двигался легковой автомобиль и наезд был бы неизбежен, я бы просто подпрыгнул, поджав ноги. Это позволило бы, во-первых, уберечь кости голени, а во-вторых, сгруппироваться и минимизировать повреждения от ударов о капот, стекло и асфальт. Подчеркну, это не гарантирует, что пешеход не получит травм, но они хотя бы будут не такими тяжелыми.

Вспоминается происшествие в Молодечно, которое несколько лет назад попало в объектив камеры видеонаблюдения. Напомним, во время опрокидывания служебного УАЗа сотрудник милиции, выпав из салона, смог сгруппироваться и сделать серию кувырков. Разумеется, выжить и не получить тяжких травм ему помог не только счастливый случай, но и хорошая физическая подготовка.

Иногда перед судмедэкспертами ставится сложнейшая задача: произошел двойной наезд на пешехода, надо выяснить, каким из автомобилей нанесены фатальные повреждения. Столь же непростое исследование касается установления водителя. Случается, находившиеся в момент ДТП в машине сваливают вину друг на друга или вовсе на погибшего. Тогда назначается комплексная экспертиза и по мельчайшим деталям устанавливается истина. А задача судебных экспертов — выяснить по характеру полученных травм, какие места занимали в салоне автомобиля люди.

Почему пешеходы уходят после ДТП?

Алексей Сорокин прокомментировал распространенную ситуацию, когда пешеход, на которого был совершен наезд, сам уговаривает водителя не вызывать скорую и ГАИ и уходит с места происшествия. А через несколько часов, когда первый шок проходит и человек понимает, что боль не унимается, все-таки обращается к медикам. Далее запускается закономерный механизм: врачи обязаны сообщить о причине получения такой травмы в правоохранительные органы, и начинается поиск скрывшегося автомобилиста.

— Уместно будет провести сравнение с боксерским поединком. Что происходит на ринге со спортсменами? Все силы организма брошены на спасение и защиту. Просыпаются инстинкты, дающие возможность отпрыгнуть, убежать или дать отпор. Адреналин выделяется в больших количествах и нивелирует болевые ощущения. Даже при незначительном ДТП происходит примерно то же самое. Учащается сердцебиение, повышается давление, пульс увеличивается. Человек может не ощущать боли. Понимание того, что он серьезно пострадал, приходит лишь через некоторое время.

Известны несколько случаев, когда пострадавшие в ДТП некоторое время ходили, давали первые пояснения, а потом теряли сознание и умирали. Эксперты называют это неосознанными действиями в стрессовой ситуации.

— Разумеется, водителю следует учитывать эту физиологическую особенность человеческого организма и самому вызывать соответствующие службы на место происшествия, несмотря на активные возражения пострадавшего, — советует судмедэксперт.

Абсолютно безопасного места в автомобиле нет

Во время самых успешных кампаний по повышению безопасности на Западе удавалось добиться, чтобы в салоне автомобиля пристегивались 70—80% водителей и пассажиров. Даже в образцовом обществе не удается достигнуть 100%-ного результата. В Беларуси же многие считают, что едущие сзади вообще могут не пристегиваться и за это штраф не положен (на самом деле, конечно, не так).

— Ремень безопасности действительно спасает, а вкупе с подушкой безопасности спасает еще лучше, — говорит Алексей Сорокин. — Если водитель или пассажир не пристегнут, то во время столкновения на него обрушивается сила, которая не позволит остаться в неподвижном состоянии, как бы вы ни готовились к удару. Посмотрите видео краш-тестов, которые проводятся на скорости в 50 км/ч. А ведь у нас столкновения нередко происходят при 100 км/ч и выше.

Шансы выжить у тех, кто вылетел из автомобиля, уменьшаются в 3—5 раз. Происходит это довольно часто, особенно если машине придается вращательный момент, а находящиеся внутри водитель и пассажиры не пристегнуты.

Высказывается много мнений, какое место считать самым безопасным в автомобиле. Эксперты развеивают заблуждения: критичные травмы можно получить на любом сиденье — многое зависит от места удара, типа транспортного средства и других факторов.

— При лобовом столкновении самые тяжелые травмы получает не водитель, как принято думать, а передний пассажир, — замечает собеседник. — Последний находится в расслабленном состоянии, а у водителя есть доли секунды, чтобы сгруппироваться перед ударом, упереться руками в рулевую колонку, ногами — в пол. В меньшей степени страдают задние пассажиры, так как энергия гасится по убывающей.

Когда столкновение происходит под углом, наиболее тяжелые травмы получают те пассажиры (или водитель), с чьей стороны произошел удар. Такая же ситуация с боковыми столкновениями.

— Но многое зависит от конструктивных особенностей автомобиля, — обращает внимание судмедэксперт. — Как мы убеждаемся, оценка, которую получила машина в результате проведения краш-тестов, имеет важное значение. В премиальных моделях шансы выжить и уберечься от тяжких травм выше, чем в более дешевых.


По поводу конструктивных особенностей. Участники аварий иногда жалуются на то, что выстрелившей подушкой безопасности им сломало кости носа (при этом неизвестно, были ли они пристегнуты в момент ДТП). Насколько это распространенный вид травмы? Влияло ли положение человека в салоне, настройки автомобиля или что-то другое?

— Это скорее случайность, — считает Алексей Сорокин. — Задача подушки — предотвратить удар о лобовое стекло, части салона. Важным условием является ее мгновенное открытие и наполнение воздухом или газом. Безусловно, человек подается вперед и может получить удар определенной силы о поверхность оболочки. Но даже если произошел перелом костей носа, это несопоставимо с повреждением черепной коробки, хрящей и костей гортани и так далее. Поверьте, переломанный нос — не самый печальный итог ДТП. Вероятно, подушка в данном происшествии уберегла от более серьезных повреждений.

Какие характерные травмы получают водитель и пассажиры автомобиля, попавшего в ДТП? По словам экспертов, чаще всего диагностируются переломы нижних конечностей. Во время резкой остановки бедренные кости (которые имеют некоторый изгиб) у сидящих впереди упираются в приборную панель, под давлением происходит перелом. У водителей часто обнаруживается перелом костей стоп, так как они упираются в пол и находятся в зафиксированном положении.

Те, кто не был пристегнут, получают множественные резаные раны лица и рук, — продолжает собеседник. — При этом есть особенность: передний пассажир летит вперед ладонями, а водитель, который держит руки на руле, не успевает их разогнуть и ударяется тыльной поверхностью кистей. Также водитель, не воспользовавшийся ремнем безопасности, часто ударяется о рулевую колонку и ломает грудину, ребра, получает повреждения легких, сердца и других внутренних органов, ушибы.

Иногда в больницы доставляют водителей, получивших довольно специфичный вид травмы — стремительный перелом локтевого отростка.

Это происходит из-за водительской привычки класть руку во время движения на оконный проем. Достаточно, чтобы на скорости локоть задело боковым зеркалом встречного автомобиля.

Типичны также признаки общего сотрясения тела. При резкой остановке машины (или наезде на пешехода) тело продолжает подаваться вперед до тех пор, пока не наткнется на препятствие (ремень безопасности, приборная панель, кресло и пр.). Однако внутренние органы в силу инерции продолжают свое движение, в результате чего получают характерные повреждения (надрывы, разрывы, кровоизлияния).

Мотоэкипировка не спасает от переломов, получаемых в результате сильного удара

Говоря о механизме мотоаварии и получении травм, эксперты проводят следующее сравнение: «Водитель байка вылетает из сиденья, как из катапульты. Затем происходит удар о дорожное покрытие и последующее скольжение. Если мотоциклист был одет в экипировку, то повреждения кожных покровов будут менее выражены, но кости ломаются как у всех смертных. Вообще, фиксируется много повреждений различных групп».

— Если случается столкновение с транспортным средством фургонного типа, то происходит сильнейший удар со всеми закономерными последствиями: перелом костей скелета и повреждение внутренних органов с кровоизлиянием, — перечисляет Алексей Сорокин. — В ДТП с легковыми автомобилями мотоциклист обычно перелетает через кузов и основные травмы получает при падении на асфальт и последующем скольжении.

Иногда мотоциклисты, понимая, что столкновение неизбежно, кладут свое транспортное средство на бок. Однако проводились тесты, доказавшие, что скользящий на боку байк преодолевает большее расстояние, чем если бы водитель тормозил. А кроме того, происходит столкновение с автомобилем.

У велосипедистов или легкие травмы, или смертельные

В основном велосипедистов сбивают в темное время суток, когда они движутся по проезжей части без габаритных огней и световозвращающих элементов. Как правило, это происходит в сельской местности и является наиболее частой причиной гибели велосипедистов в ДТП, говорят в Государственном комитете судебных экспертиз.

Несмотря на большой резонанс, который получают случаи столкновения двух велосипедистов, таких происшествий регистрируется не так много.

— Актуальнее, когда велосипедист не справляется с управлением и падает на асфальт, — замечает Алексей Сорокин. — Страдают в первую очередь руки и выступающие части лица (лоб, надбровная и скуловая область, нос, подбородок). Поэтому велосипедистам тоже стоит надевать экипировку — в первую очередь шлем и перчатки.

Как помочь пострадавшему в аварии?

Важнейший вопрос касается оказания помощи при ДТП. Насколько велика роль очевидцев и тех, кто пытается помочь? И врачи скорой, и судмедэксперты в один голос говорят: от присутствующих на месте происшествия требуется совершить только два действия — остановить кровопотерю и провернуть набок голову пострадавшего (чтобы освободить дыхательные пути в случае тошноты).

— Иными действиями можно только нанести больший вред, — подчеркивает собеседник. — Так, при попытке переместить пострадавшего с переломом позвоночника может произойти смещение позвонков и повреждение спинного мозга. Как следствие — паралич конечностей, нарушение функций тазовых органов.


Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Читайте также: