Hearts of iron 4 сюжет

Обновлено: 03.07.2024

История движется только вперёд и по одному руслу, изгибы которого — это принятые кем-то решения либо события, изменившие мир. Фаталисты назвали бы такую смену курса судьбой, а прагматики — следствиями неких причин. Чем бы ни была эта сила на самом деле, в Hearts of Iron IV её роль берёт на себя игрок. Но не ждите от стратегии вседозволенности вроде той, что предлагает сериал Civilization. Насколько бы фантастический сценарий вы ни выбрали: от союза Франции, Югославии и Румынии до войны СССР с Великобританией, — здесь нет высосанных из пальца решений. Зато есть шанс увидеть, что было бы, если…

Управляем планетой, не привлекая внимания санитаров

Но не забывайте, что альтернативы взяты из тех же учебников, поэтому делать всё, что придёт в голову, не получится. Пнуть Клио под зад можно, но только под правильным углом. Чтобы напасть на соседа, надо сперва обосновать претензию на его территории. А из курсов внешней политики придётся выбрать только один. Например, организовать малую Антанту под эгидой Франции или действовать в союзе с Англией. Даже Германия и СССР либо враждуют, либо дружат: немногие знали в конце 30-х годов, чем закончатся совместные парады РККА и вермахта, зато англичанка гадила от души — «Правда» не даст соврать. Hearts of Iron IV — стратегия для тех, кому интересно прошлое, для других же её смыслы рискуют остаться недооценёнными. А ведь от этого зависит, принесёт ли игра удовольствие или заставит попусту страдать. Совсем же без страданий, увы, никак.

Hearts of Iron IV обзор игры

Если правильно подсчитывать голоса избирателей, непременно наступит коммунизм.

Оттого, что в кузнице не было гвоздя

Любишь кататься — люби и саночки возить, как намекают нам разработчики. Чтобы изменить мир, одного желания мало — сперва спустимся с небес на землю и выкуем победу у станков. Оборона начинается с фабрик, без которых не построить ни железных дорог, ни бункеров, ни военных заводов, а ведь они — источник оснащения армии. Технику надо улучшать, открывая всё новые технологии: вчера выпускали танк T-35, сегодня — КВ-1, грузовики уступают место бронетранспорту. Но развитие возвращает к проблеме ресурсов: где взять сталь, вольфрам, резину и нефть? Тут правит бал планирование, а геймплей проще выразить формулой, чем эпитетом.

На фронтах одной техникой сыт не будешь: кроме подвоза припасов, необходимо обучение дивизии. Для защиты хороша рота разведки, в наступлении пригодится поддержка артиллерии, а для надёжности стоит добавить несколько полков к уже имеющимся. В противном случае увидите, как шесть вражеских дивизий без паники отражают атаку шестидесяти ваших. Но не думайте, что полки разрешат тасовать бесплатно: улучшения стоят очков опыта, которые даются либо в бою, либо на плацу. То есть в мирное время с этим не особо разгонишься.

Пока молчат пушки, разговаривают дипломаты. Тут многое зависит от очков политической власти и путей развития (или фокусов). Первые — источник бонусов и валюта, идущая на покупку советников, дружбы народов и агентов влияния. С фокусами же всё не так однозначно: некоторые действительно подстёгивают производство и помогают в подготовке войск, но есть и такие, что просто определяют ход событий. «Большая чистка» в СССР, аншлюс Австрии, территориальные претензии — словом, хроника. С другой стороны, из древа растут ветки-антагонисты. Скажем, Франция выбирает между обороной и нападением, а Италия либо дружит с Югославией, либо ссорится с ней. Война соткана из дьявольских мелочей, и никто не доказывает эту истину с такой же убедительностью, как разработчики из Paradox.

Hearts of Iron IV обзор игры

Сказка и быль: Италия почти раздавлена, но немцы обошли линию Мажино через Арденны.

Клубок расчётов сложен не только на бумаге, но и внешне. Самое простое в нём — проверить, сколько винтовок надо поставить в войска. А вот понять, почему японские солдаты гибнут от голода на сопках Маньчжурии, хотя инфраструктура там развита максимально, уже сложнее. Впрочем, полностью подготовиться к боевым действиям — всё равно что прыгнуть выше головы. Чего-то обязательно будет не хватать: там остались недостроенными укрепления, здесь из-за дефицита систем ПВО раздолье для вражеских самолётов, а в тылу застопорилось обучение дивизий пехоты. Почему? Потому что в их составе теперь средние танки, которые выпускаются по колесу в неделю — заводы разбомбили. Тогда где наши асы-перехватчики? Об этом надо было думать, делая упор на тактику пехоты.

Нам напоминают об ошибках задним числом, больно щёлкая по носу даже через несколько часов после начала партии. Постепенно учишься планировать всё чуть ли не по минутам и метрам: выстраивать очередь фокусов, технологий, построек, решать, где наступать, а где держать оборону, когда, с кем и зачем дружить. Иначе говоря, хороший пример игры, которая не даётся с наскока. Пару вершков к порогу вхождения добавляет интерфейс, заставляющий делать лишние действия либо просто вгоняющий в ступор. Даже в Stellaris — пока что самой простой из стратегий Paradox — он оставляет желать лучшего, а тут доводит до белого каления. Хотя по сравнению с третьей частью здесь многое упростили и наконец-то разрешили мыслить фронтами, а не отдельными подразделениями, интерфейс по-прежнему остаётся ахиллесовой пятой сериала.

Hearts of Iron IV обзор игры

Что для британца фокус, то для грека беда.

Время, прощай

«Сердца» — из тех развлечений, за которыми незаметно пролетает ночь. И ради чего? Чтобы наутро человек с нездоровым блеском в глазах воскликнул: «Свершилось чудо — Франция выдержала удар в 1940-м году!» Конечно, эта стратегия подойдёт не всем, да и не вы её выбираете, а, наоборот, она — вас. Но выбрав, вцепится медвежьим капканом и отпустит очень нескоро. Мы предупредили.

Плюсы: самая дотошная и глубокая стратегия о Второй мировой на данный момент; контента хватит на сотни часов; можно изменить историю, даже не выходя из дома.
Минусы: убийца времени; высокий порог вхождения; неудобный интерфейс.


Разработка игры началась в середине 2013 года, через год после выхода последнего дополнения для Hearts of Iron III. Главным разработчиком стал Дан «Podcat» Линд, до этого работавший программистом над Hearts of Iron III и Victoria II. Большая часть документов дизайна игры была написана в течение 2013 года, тогда же началась работа над кодом.

В январе 2014 года Paradox Interactive выступили на PDXCON 2014, представив новую часть серии Hearts of Iron. Как признавались сами разработчики в годы после выхода игры, на тот момент большая часть механик была нерабочая, а искусственный интеллект практически полностью отсутствовал.

Геймплей [ ]

В игре есть 2 сценария: в одном игра начинается 1 января 1936, в другом — 14 августа 1939. Игра охватывает период Второй итало-эфиопской войны, Гражданской войны в Испании, вторжения Японии на территорию Китая и Второй мировой войны.

Имеет отличительную особенность в виде национальных фокусов, что отличает её от прошлых частей. Продвигаясь по дереву национальных фокусов, игрок открывает определённые бонусы для своей страны. Некоторые фокусы являются взаимоисключающими. Великие державы (США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, СССР и Япония) имеют собственные уникальные деревья фокусов, DLC добавляют уникальные деревья также для некоторых малых и более слабых стран, таких, как Польша, Венгрия, Нидерланды и Мексика.

В зависимости от выбора игрока страна может прийти к определённой идеологии: демократия, коммунизм, фашизм или так называемый «нейтралитет». В зависимости от выбранной идеологии, страна сможет действовать по-разному. Например, демократические и нейтральные страны могут создавать повод для войны (без которого объявить войну невозможно) только при определённом уровне мировой напряжённости, а у стран с фашистской и коммунистической идеологией такого ограничения нет.

Механики [ ]

  • Политика: Используйте расширенные политические и дипломатические системы, заключайте союзы, торгуйте ресурсами и назначайте министров.
  • Интенсивные онлайн-сражения: Сражайтесь как в соревновательных, так и кооперативных многопользовательских играх с участием до 32 игроков. Возможна кросс-платформенная многопользовательская игра.
  • Шпионаж: Отправляйте своих агентов расшифровывать чужие секреты на вражеской территории или готовьте почву для вторжения, поддерживая коллаборационистов, готовых пойти на сговор ради власти.
  • Исследования: Используйте гибкую технологическую систему, в которой все крупные державы имеют свое лицо. Разрабатывайте исторические танки и самолеты путем исследований и получения армейского опыта.
  • Армия и сражения: Позвольте величайшим полководцам второй мировой войны воевать доступными для того времени средствами: танками, самолетами, кораблями, пушками и недавно разработанным оружием массового уничтожения. Война идет не только на суше, но и на море и в воздухе. Она также свершается в сердцах и умах мужчин и женщин.
  • Страны: Выберите одну из величайший держав, борющихся за победу, или возглавьте маленькую страну, силящуюся "пережить шторм". Превратите мир в поле боя: переживите все время второй мировой войны на топографической карте с учетом времен года, погоды и местности. Снег, грязь, штормы могут быть как вашими беспощадными врагами, так и мощными союзниками.
  • Национальные фокусы: Ведите вашу страну по войне, пользуясь своим видением будущего. Сместите Гитлера с поста главы Германии или заключите альянс между Советским Союзом и Японией.

Страны [ ]

Основная статья: Страны

Страна являются игровым объектом, каждая из них управляется игроком или ИИ. Каждая страна преследует собственное дерево фокусов, выбирает различные политические идеи, участвует в дипломатии, строительстве, исследованиях, производстве, а также командует собственными дивизиями.

Каждая страна имеет правительство, состоящее из 4 идеологий, которые могут измениться в ходе игры.

Крупные державы [ ]

Мелкие страны [ ]

Дополнения [ ]

    — 15 декабря 2016 — 15 июня 2017 — 8 марта 2018 — 28 февраля 2019 — 25 февраля 2020

Модификации [ ]

Достижения [ ]

Основная статья: Достижения

Исторические неточности [ ]

  • Государство Мэнцзян было основано 1 сентября 1939 года, но в игре оно существует даже в 1936 году.
  • Вольный город Данциг существовал с 1920 по 1939 год и был независимым государством под протекторатом Лиги Наций и не входил в состав Польши, хотя в игре является её частью. с 7 ноября 1931 по 22 сентября 1937 года назывался Китайской Советской Республикой, а так же имел иной флаг.
  • Египет был независимым государством, что подкреплялось англо-египетским договор 1936 г., а также он не принимал участия в боевых действиях, однако в игре он остаётся частью Британской Империи.
  • Ньюфаундленд с 1907 по 1949 год был доминионом в составе Британского Содружества, и являлся равноправным членом, как Канада, Австралия и другие доминионы, однако в игре он аннексирован Великобританией.
  • Бирма получила независимость от Британской Индии в 1937 году, получив статус колонии Британской Империи, однако в игре она остаётся частью Индии на протяжении всей игры.
  • Перу и Эквадор воевали с 1941 по 1942 год, однако в игре это не отображено, а территории, захваченные Перу после войны, принадлежат ей уже в 1939 году.
  • Множество флагов не соответствуют реальным флагам тех времён, а некоторые страны используют военные и морские флаги в качестве государственных.
  • Танну-Тува и Монголия являлись сателлитами СССР, но в игре они отображены как независимые государства, хоть и состоящие в Коминтерне.
  • Ирак присоединился к странам Оси в мае 1941 года в результате государственного переворота и объявил войну Британии, однако через месяц страна была оккупирована Великобританией и прогерманское правительство было свергнуто. В игре Ирак остаётся нейтральным на протяжении всей войны.

Издания [ ]

Cadet Edition [ ]

Cadet-steamversion.jpg

  • Игра Hearts of Iron IV.
  • Дополнение Poland: United and Ready, в которое входят новые трёхмерные модели для танков и самолётов, уникальное древо развития, а также графическое оформление и портреты лидера для игры за Польшу.
  • Иконка для форума Paradox.
  • Обои для рабочего стола, созданные по мотивам иллюстраций к игре.

Colonel Edition [ ]

Colonel-steamversion.jpg

  • Игра Hearts of Iron IV.
  • Дополнение Poland: United and Ready, в которое входят новые трёхмерные модели для танков и самолётов, уникальное древо развития, а также графическое оформление и портреты лидера для игры за Польшу.
  • Наборы юнитов: Heavy Cruiser Pack, Soviet Tank Pack, US Tank Pack, British Tank Pack, French Tank Pack.
  • Иконка для форума Paradox.
  • Обои для рабочего стола, созданные по мотивам иллюстраций к игре.

Field Marshal Edition [ ]

Field marshal-steamversion.jpg

  • Игра Hearts of Iron IV.
  • Дополнение Poland: United and Ready, в которое входят новые трёхмерные модели для танков и самолётов, уникальное древо развития, а также графическое оформление и портреты лидера для игры за Польшу.
  • Наборы юнитов: British Tank Pack , Цензура в Германии [ ]

При покупке игры на территории Германии в игре автоматически меняются портреты некоторых немецких лидеров. В частности, портреты Гитлера, Гиммлера и многих других немецких политиков сильно затемнены, а генералы СС не имеют черепов на фуражках. Также для немецких игроков недоступен набор German Historical Portraits Pack, добавляющий портреты германских военных.

Мероприятия [ ]

PDXCON 2019 проходил с 18 по 20 октября в Берлине. Среди анонсированного контента — дополнение La Résistance, сосредоточенное на механиках шпионажа.

Также на PDXCON 2019 было проведено особое событие — World War PDXCON — мультиплеерная игра между несколькими командами, курируемыми одним из разработчиков HOI 4. Основной целью было завоевание Африки. У команд были определённые цели, выполнение которых приносило команде очки.



Товарищи! Сегодня мы отмечаем годовщину Великой Коммунистической Американской Революции! Ура! Ура! Ура! Красное солнце сегодня особенно ярко светит всем труженикам пролетариата! И в этот знаменательный день, наши наземные силы смогли успешно десантироваться на Дальнем Востоке империалистической России, отказавшейся от верного и светлого пути коммунизма! В то же время, их Союзник — Германия, отчаянно борется с превосходящими силами Польско-Эстонско-Литовской коалиции, что уже находятся в трёхстах километрах от Берлина! В честь столь славного дня, каждому труженику нашего правого дела полагается пинта отборного пива по три копейки!

Если у вас случился небольшой приступ недопонимания — не беспокойтесь. Это не бред сумасшедшего и не временная параллель, случайно созданная одним подростком в оранжевой жилетке. Это все результат длительного процесса наращивания коммунистических настроений в США, пренебрежение Сталинскими чистками и, как следствие, заговор Троцкистов, вернувших Российскую Империю на карту мира, а так же дальновидная политика Польского государства, решившего создать Альянс из прибалтийских стран для противостояния нацисткой угрозе. И всё это за одну партию в Hearts of Iron 4! Или, как её давно кличут у нас — День Победы.

Paradox и её игры всегда были закрытым клубом с высокой планкой вхождения. Пока другие разработчики старались сделать свои игры доступными и понятными любому желающему, Шведы, как будто специально, городили тысячи меню, подменю, таблиц, графиков и другой сложной фигни, от которой так старательно пытаются избавиться современные игроделы.

Но, даже среди подобных «ботаников», есть самый главный (про Victoria мы неловко умолчим для комического эффекта) — самый непонятный и страшный, способный вызвать нервный тик просто показав карту игрового мира. И имя ему — серия Hearts of Iron. Батальоны, дивизии, корпуса, флотилии, авиационные крылья, политические партии, заводы, ресурсы, фронты, шпионаж, исследования, разработка вооружения, антибиотики для солдат и натуральная таблица из Excel'я размером на сто ячеек, в которой прописаны характеристики ваших войск. Чтобы разобраться со всей этой лавиной информации, не хватило бы даже и ста фронтовых грамм.

Однако, время идет и даже Paradox поняли, что чем доступнее и понятнее будет игра, тем лучше это будет для всех, особенно, когда сама игра имеет очень неплохой потенциал. Который, к сожалению, могли раскрыть не многие. И вот, выпустив на свет «очеловеченные» Europa Universalis 4, Сrusader Kings 2 и недавний Stellaris, шведы постарались сделать доступнее свой самый загруженный проект — День Победы. Получилось ли? Об этом и пойдет речь.


И так, игра предлагает нам выбрать между 1936 и 1939 годами, соответственно. Первый вариант представляет собой некоторое затишье перед бурей, позволяющее подготовить свое государство к предстоящей войне или же, перевернуть ход истории и удариться в совсем другом направлении, нежели ваше же избранница. Этот вариант прекрасно подходит не только тем, кто желает перекроить историю страны еще до начала Второй Мировой, но и тем, кто впервые решится попробовать себя в роли президента или диктатора. Благо, времени дается достаточно.

Второй же вариант бросает игрока сразу к первому сентябрю 1939 года. Немцы стоят у Польской калитки, прикрываясь пактом Молотова-Риббентропа, и вежливо спрашивают, выйдет ли Польша погулять и если нет — пусть отдадут Варшаву. Все исторически важные события (вроде аншлюза Австрии или Японского вторжения) уже произошли и сильно перекроить уже существующий мировой порядок сил не получится, но зато игра сразу бросает жаждущего действа игрока прямо в пекло.

Стоит отметить, что при старте игры существует пункт соответствия истории. Если он будет активирован — ИИ, управляющие государствами, будут действовать в рамках своего исторического протеже, повторяя его прошлые действия. Если же вы отключите данную опцию, то вполне можете обнаружить себя в совершенно другом мире, где СССР воюет с Великобританией, а Германия дружит с Польшей.

Выбрав же точку отсчета, игроку предоставится выбор из «Большой Семерки» стран (от Японии, до СССР), каждая из которых обладает не только отличительными характеристиками вроде политической системы или вооружения, но так же собственными «идеями», определяющими весь стиль игры. Помимо же этих Семи стран, можно отметить и Польшу, которая так же обладает своим собственным древом идей, которое позволяет, например, организовать Балтийский Альянс. Ну, и конечно же, никто не запрещает вам выбрать любую другую страну на всем земном шаре, вот только уникальных идей у них не будет и представляют они из себя некоторые ветки, позволяющие слепить из своего государства какую-нибудь коммунистическую страну с развитой авиацией или правую диктатуру с грозной наземной силой.


Не откладывая в долгий ящик, поговорим о древе Идей. Или, как его здесь называют — древе Фокуса. Использовав свои предыдущие наработки из EU4, Paradox взяли Национальные Идеи, которые открывали бонусы для каждой державы и расширили его в несколько раз. Итак, каждое государство имеет несколько десятков условных «перков», которые открываются в древовидном, иногда взаимоисключающем порядке, раз в семьдесят дней. Каждая открытая особенность дает какие-либо бонусы, зависящие как от самого перка, так и от выбранной страны. Например, СССР может организовать Сталинские Чистки, что снизит уровень контр-революционных настроений в стране.

Помимо подобных индивидуальных политических особенностей, особую нишу занимают фокусы, позволяющие корректировать свою внешнюю политику. Так, у Третьего Рейха есть целое отдельное древо под захват Европы. В нем есть перки из разряда «Пакт Молотва-Риббентропа», «Раздел Польши», «Аншлюз Австрии», «Союз с СССР» и многие другие, которые позволяют в корни изменить ваш список врагов и союзников.

Некоторые фокусы открываются только при достижении определенных условий. Таких как солидное количество заводов. Или, например, у Советского Союза есть перк «Оборона Москвы», увеличивающий количество защитных сооружений у столицы, если враг подошел к ней вплотную.

Ну а оставшиеся Фокусы позволяют ускорять развитие и изучение ваших политических, промышленных или военных отраслей. В конечном итоге, изучив необходимые перки, вы можете полностью перекроить мировую карту, создать непобедимый союз, сделать из своей державы мощную производственную фабрику или стать передовиком науки, что только добавляет реиграбельности игре.

Разобравшись с Национальными Фокусами, придет черед заглянуть в окошко политики. Бывалые игроки тут же заметят его некоторое оскудение, что компенсируется упомянутым древом идей, но всё же. В окне политической информации нам дадут понять, какие партии имеют наибольшее влияние в стране, когда будут следующие выборы, какие министры назначены и что у нас творится с призывом или торговлей.

Тратя очки своего политического влияния, мы можем изменять все вышеперечисленные пункты. Можем назначить определенного человека на должность военного советника и увеличить тем самым огневую мощь артиллерии. Выбрать определенную фирму, которая будет производством техники и сократит время производства на линии. Изменить форму внешней торговли или провести милитаризацию экономики, увеличив производство военной техники.

Сколотив вокруг себя подобающий управленческий аппарат, стоит заглянуть в раздел исследований. Тут нас ждут различные ветки технологий в промышленности, авиации, артиллерии и наземных сил. Знакомая система древовидных и взаимоисключающий исследований, позволят игроку не только изобрести какой-нибудь новый танк, винтовку или спец. подразделение, но так же позволит выбрать между, например, концентрированием производства или же наоборот, наибольшем его расселении, чтобы уменьшить потенциальный урон от авиа-налетов.

Помимо привычных исследований, свои научные ресурсы можно пустить и на разработку особых доктрин. Будь то наземные, воздушные или морские. Здесь игроку придется выбирать, чего он хочет от своей армии. Будет ли она сильна в обороне? Или будет проводить молниеносные блицкриги? Будет ли армия многочисленна или же идеально натренирована? Каждая ветка исключает принятие всех остальных, поэтому стоит задуматься заранее о специализации своей армии.

Еще одним важным параметром, за которым вам следует следить время от времени — это уровень всеобщего «Хаоса», происходимого в мире. Чем больше происходит всевозможных стычек, захватов и разделов земель, тем больше растет данный счетчик в углу экрана. Когда он приближается к сотне, всем уже становиться понятно, что до мировой войны как рукой подать. Это поможет всевозможным демократическим государствам оправдать милитаризацию своей экономики или более обширный призыв рекрутов.


Разобравшись с делами научно-политическими, перейдем к делам насущным и более физическим. К промышленности. Теперь, вместо старой заводской системы производства, в игре существует более удобная система линейки производств, уже на которую работают заводы. Игрок волен выбирать, что именно ему нужно производить на определенной линии, так же выбирая количество военных заводов, задействованных на этой линии. Чем дольше линия производит одну и ту же технику или оружие, тем эффективнее и быстрее она работает, если, конечно, ей не поставит палки в колеса отсутствие ресурсов.

Для работы каждого завода на определенной линии требуется определенный ресурс. Оружию нужна сталь, а всевозможной технике — нефть, и тому подобное. Производством этих ресурсов можно заниматься самому, если на территории вашего государства существует месторождение этих ресурсов. Или же можно организовать торговлю со своими соседями, чтобы те обеспечили вас самым необходим.

Вот только платить за ресурсы придется не рублями или фунтами, а своим производством. За каждый ресурс придется отдавать в аренду один из своих гражданских заводов. Они же тратятся на то, чтобы улучшать инфраструктуру, защитные сооружения, радары, аэропорты и, собственно другие заводы. Поэтому, если вы решите скупить все ресурсы вокруг — рискуете остаться без производства.

На первый взгляд кажется, что подобная система сложна, но стоит покопаться в ней, понять, как работают торговые пути, как строить новые заводы, как перестраивать уже существующие для нужды фронта, как эффективно перераспределять уже действующие военные заводы на производство дефицитного оружия, а так же поняв, как работает ответный экспорт излишков ресурсов (за которые мы уже сами получаем в аренду чужие заводы), то производство товаров и экономика в целом становиться довольно понятной.

Перед тем, как начать решать вопросы с соседними государствами насильственным путем, поговорим о том, как обойтись мирными способами. А именно — о дипломатии и шпионаже. Помимо всевозможных союзных договоров, казусов белли, разведке на поле боя или «подглядывании» за чужими исследованиями, стоит отдельно отметить возможность поддержки партий внутри потенциального противника. Несколько засланных казачков могут разжечь революционный огонь, который может обернуться настоящим пожарищем и перевернуть политическую систему в стране с ног на голову. К сожалению, сам ИИ подобными интересными вещами предпочитает не пользоваться.


Ну а теперь настало время поговорить о самом интересном — о бескомпромиссной мясорубке, о миллионах солдат, о сотне дивизий, о войне. Для начала — вам потребуется те, кто будут воевать. В зависимости от вашей политики мобилизации, каждый месяц в вашу армию будут пребывать рекруты из которых вы можете обучать дивизии. Помимо рекрутов, каждой дивизии необходимо вооружение, которое производится на тех самых линиях производства усилиями военных заводов.

Сами же дивизии состоят из отдельных батальонов пехоты, танков, артиллерии, кавалерии и разнообразных машин. Так же к ним дополняются отряды поддержки, вроде ремонтных отрядов или мобильных госпиталей. Из укомплектованных батальонов уже складывается необходимость в определенной экипировке. Если у вас на данный момент не хватает вооружения или людей, то производство новых дивизий остановиться, хотя их можно пускать в бой и в таком, полу набранном состоянии.

Как только вы выбрали из батальонов подходящие дивизии, вооружили и укомплектовали их личным составом, вам придется столкнуться со шкалой «организации» дивизии. Это — можно сказать, мораль ваших людей. Если она опуститься до нуля — они откажутся двигаться и вообще будут отвратительно сражаться.

Полностью готовые дивизии уже можно объединять в целые армии. А армии отдавать под управления генералам. Как только вы сформируете определенную армию, вы сможете выбрать фронт предстоящих боевых действий, прочертить путь наступления, указать необходимые задачи и приказать вашей армии приготовиться. И надеяться, что в этот раз, шизанутый ИИ не начнет чудить и не угробит вашу армию, потому что сражения здесь — это то еще бросание кубиков.

На шансы вашей победы влияют миллионы и одна мелочь. Погода, ландшафт, укрепления, оснащенность, численность, поддержка авиации, состав дивизий, опыт генерала, время суток, время года, наличие кораблей или поддержка артиллерии. А с учетом того, что ИИ действует порой очень странно, отказываясь, например, брать в котел вражеские войска, предпочитая оббегать или атаковать их в лоб, то приходиться очень часто отказываться от довольно интересной системы ведения боевых действий в угоду привычному перетаскиванию отрядов из провинции в провинцию. А то одаренный компьютерный генерал внезапно захочет атаковать укрепления врага только-только прибывшим, полуживым отрядом.

И раз уж мы заговорили о флоте и авиации — управление ими довольно не интуитивно. Вы все так же производите их на военных линиях, собирая авиа-крылья или флотилии, которым уже позже можно приказать выполнять определенную задачу: разбомбить какой-то участок карты, оказать поддержку наземным войскам, вступить в бой с силами противника. Омрачает все это то, что участки карты, доступные для подобных действий, очень обширны. И, например, чтобы разбомбить Варшаву, приходиться указывать действующий регион для своих самолетов не конкретную провинцию, а целый регион — Восточную Польшу.

Если же вам сопутствует удача, если ваши войска имеют бесперебойную поставку экипировки и солдат, то фронт начинает продвигаться, мало помалу перекрашивая захваченные территории в ваш цвет и двигая линию фронта в сторону противника. Смотрится, честное слово, очень атмосферно.


К сожалению, вся эта атмосферность все равно требует усилий. Местный интерфейс хоть и стал более дружелюбным, чем был ранее, все равно тяжел для понимания и, например, чтобы найти, как использовать пресловутую авиацию, приходиться открыть вкладок шесть или семь. Чтобы увеличивать свои шансы на победу в битве, приходится прокликивать каждую локацию, чтобы увидеть, болота там или луга. Идет ли там сейчас дождь или нет, потому разработчики не прикрутили специальную карту для ландшафта или погодных эффектов.

Вам придется действительно «учиться», чтобы просто сыграть в игру, не то чтобы выиграть. Местное обучение куцое до безобразия и включает в себя всего полтора десятка шагов, чего безусловно мало для игры такой глубины. Только чтобы осознать, как именно лучше конструировать дивизии — уйдет не один час.

Но оно все равно того стоит. Paradox действительно постарались сделать игру доступнее, упразднив множество лишних элементов, хоть некоторые из них и придавали игре свой шарм. Обзаведясь неплохой картинкой, некоторыми удобными новшествами и избавившись от ненужного балласта, День Победы 4 определенно заслуживает внимания. Хотя бы ради того, чтобы как в детстве посмотреть на карту, нарисовать на ней стрелочки, разукрасить «своих и чужих» и смотреть как мир меняется по велению наших действий.

Долго раздумывал, о чём бы таком игровом написать в преддверии 23 февраля. Шутеры про войну, тактические игры про спецназ, RTS типа «В тылу врага» — всё это безумно банально и заезженно. И вот вспомнил про Hearts of Iron 4 — самый глобальный, самый глубокий и самый исторически достоверный симулятор Второй мировой.

Данный материал определённо не предназначен для фанатов игр от студии Paradox. Это люди, которые живут в своей небольшой вселенной и на стратегические игры смотрят сильно по-другому, нежели простые смертные. Сам я отношу себя к ним только отчасти, так как простых человеческих радостей, типа новой Civilization, не чураюсь. Однако несколько лет назад этот мирок надолго поглотил меня. Сначала была Europa Universalis 3, потом Vicroria 2, затем Europa Universalis 4, и вот наконец Hearts of Iron 4. Все эти игры настолько же разные, насколько похожи. Объединяет их фанатичное внимание к мелочам, невероятное количество возможностей и историческая достоверность. Главное же отличие игр Paradox друг от друга — временная эпоха, в которую нам предстоит погрузиться.



Вселенная Paradox

Итак, Hearts of Iron 4. На дворе 1 января 1936 года. В Испании скоро вспыхнет гражданская война, Япония готовит вторжение в Китай, США пытается выползти из «Великой депрессии», Сталин во всю проводит индустриализацию, параллельно подготавливая «Большую чистку», а в Германии истошно вопит с трибуны Гитлер. Именно в этот момент мы можем взять любую(!) из существующих тогда стран под своё полное управление и привести её к… да к чему угодно. Hearts of Iron не ставит перед игроком никаких целей, эта задача целиком ложится на его плечи. И фантазии есть где разгуляться. Привести коммунистов к власти в США или Германии? — Вперёд, камрад! Создать ОСЬ Берлин — Москва? — Почему нет? Сделать Польшу супердержавой «от моря до моря»? — Всё в твоих руках!



Относительно спокойное предвоенное время. Занимаемся кадровыми вопросами



Что будет, если кадровыми вопросами не заниматься



Всё начинается с Польши

В 1939 году обычно стартует вторая фаза игры, когда мировое напряжение доведено до предела, и глобальная бойня может начаться в любой момент. Если в начале вы выбрали Францию и играете в первый раз, то, скорее всего, здесь для вас игра и закончится. Следуя своему историческому прототипу, армия Вермахта легко обойдёт вашу линию Мажино, и через несколько недель Гитлер устоит фотосет на Эйфелевой башне. На этой стадии игры все замирают в ожидании неминуемого. Кто-то выжидает момент для нанесения максимально эффективного удара, кто-то отчаянно готовится его отразить.



Судьба Франции в этой игре незавидна. Отбить натиск немцев — отличный челленж.

Начиная с середины 1941 года страны не участвующие в войне можно будет пересчитать по пальцам. Пришло время Жуковых, Паттонов и Роммелей. Всё внимание теперь концентрируется не на тылах, но на фронтах. Игра предоставляет удивительной ширины стратегические возможности. Атака всем фронтом, рискованные точечные удары с заходом во фланги, воздушный или морской десант в тыл, мёртвая оборона, стратегическая бомбардировка — вариантов множество. Только оставьте немного своего внимания тылам и производству. Солдатам нужно чем-то стрелять, а устаревшая бронетехника будет обречена в условиях вражеского воздушного превосходства.



Разделённая (немного по-другому) послевоенная Германия

И вот 1945. Вы дожимаете остатки некогда могучей армии врага в котлах и входите в Берлин или Москву (ах ты маленький нацист!). В течение следующих месяцев складывают оружие последние союзники коалиции, и наступает мир. Конец? Happy end? Как бы не так! Готовьтесь показывать КУЗЬКИНУ МАТЬ американцам!



Твоё лицо, когда рассказываешь про Hearts of Iron 4

Читайте также: