Гайд на вавилон civilization 5

Обновлено: 04.07.2024

21 сентября Civilization V празднует юбилей — релиз пошаговой стратегии от Firaxis Games состоялся десять лет назад. Мы решили вспомнить одну из лучших частей серии и порассуждать, какие нации в ней самые сильные.

Одним из наиболее важных критериев хорошей игры, особенно в жанре стратегии, является проработка баланса. Civilization много лет искала себя: студия Firaxis меняла правила, избавлялась от старых механик, придумывала новые и в конце концов выпустила ту самую часть серии, которая на протяжении десяти лет остается любима игроками. Во многом это стало возможно благодаря пусть не идеальному, но грамотному балансу наций, представленных в «пятерке».

Сила наций в Civilization V довольно условна: у каждого лидера есть пик мощи по эпохам, а рандомные факторы вроде неудачного места респауна или близкого расположения соседей к столице могут повлиять на всех без исключения. К тому же в Civilization V множество вариантов развития, и сильная в военном ремесле нация наверняка будет уступать по науке игрокам, чья стратегия основана на прокачке ученых и специалистов. Если война пойдет не по плану или дипломатия у противников будет на более высоком уровне, даже самая могущественная армия погибнет под стенами вражеского города в битве с юнитами более поздней эпохи.

Заставка Civilization V

Обложка Civilization V

1/2 Заставка Civilization V

Я уверена, что в большинстве сетевых матчей решает не выбор нации, а умение играть. При этом пик одного из лидеров в моем списке увеличит шансы на комфортный старт в FFA по одной из сильных стратегий — у каждого героя и игрока она своя. В одиночных партиях можно выбирать абсолютно любого вождя, особенно если вы не ставите перед собой задачи быстрой победы над ИИ.

На выбор нации в Civilization V также может повлиять особенность игрового лобби: если в нем собрались знакомые противники и вы понимаете, что они наверняка не будут жалеть соседей и пойдут на них войной уже в древности, то выбор лидера, который любит долго развиваться, может стать фатальным. Я пацифист и люблю «строить домики», поэтому часто наблюдаю у себя под стенами колесницы. Все друзья в курсе, что моя страсть пойти по верхней ветке развития, где собраны в основном научные технологии, часто пересиливает логику — необходимость проучить несколько этапов военного ремесла «забывается».

Встречаются игроки, которым приглянулся бонус одного из лидеров — они считают его лучшим и даже «нагибают» всех в сетевых партиях только на нем. Те самые «А где мой любимый герой? Фу, автор дно. » в комментариях. Мой рейтинг субъективен, но поможет определиться с выбором казуальным игрокам, за плечами у которых нет багажа в тысячи часов онлайн. Опытным пользователям я советую играть на рандоме — так интереснее.

Обои для рабочего стола по мотивам Civilization V

Обои для рабочего стола по мотивам Civilization V

1/2 Обои для рабочего стола по мотивам Civilization V

Иногда в сетевых партиях, особенно если это турнир, игроки банят самые сильные, по их мнению, нации. Это один из критериев, по которому я составляла рейтинг, ведь на длинной дистанции видно, какие из лидеров чаще всего попадают в блок-лист. Мнение экспертов я тоже учла — например, заглянула на портал стримера Алексея Халецкого, а также просмотрела тематические форумы. Ну и, конечно, сама наиграла в Civilization V достаточно, чтобы советовать вам тех или иных сильных лидеров.

Каждая цивилизация имеет бонус от лидера, уникальное здание или юнитов. Место расположения наций заскриптовано, некоторые не могут появиться в «неблагополучном» климате — в тундре или пустыне. Многие респаунятся на реках или у воды, а некоторые имеют очень хорошую абилку, поэтому, наоборот, жертвуют территорией с большим количеством ресурсов. Больше внимания я буду уделять особенностям, благодаря которым те или иные нации сильнее других.

1. Вавилон

  • Лидер: Навуходоносор II.
  • Бонус : после открытия письменности дается великий ученый, а в дальнейшем они начинают появляться на 50% быстрее.

Вавилон — цивилизация, которая наиболее сильна в ранней игре. Первый ученый после появления письменности отлично бустит научный прогресс, а пассивный бонус в 50% ускоренного появления последующих нобелевских лауреатов позволяет не проседать и в дальнейшем. Обычно если нация заточена на науку, то в ранней игре с ней легко сражаться, но с Вавилоном всё не так просто. Уникальные юниты этой цивилизации заменяют основную огневую мощь древности — лучников. Аккадские стрельцы имеют на 2 защиты и атаки больше, чем простые бойцы, поэтому всегда выигрывают сражения.

Лидер Вавилона Навуходоносор II в Civilization V

Первый город Вавилона в Civilization V

1/2 Лидер Вавилона Навуходоносор II в Civilization V

Даже если вам удалось сразиться с армией Вавилона, штурмовать его не так просто: вместо обычных стен Навуходоносор II строит Ворота Иштар. Это уникальное здание делает процесс защиты даже от мощных армий намного проще, так как его параметры выше, чем у обычных стен, — на 50 здоровья и очко защиты.

Многие знают, что именно Вавилон может быстрее всех зарашить одно из самых крутых чудес света в ранней игре — Великую библиотеку, причем без особых усилий. Ход, на котором это чудо будет возведено, зависит от места постройки города и клеток в его стартовой границе. В среднем именно Навуходоносор II делает её быстрее других вождей, посоревноваться с ним могут разве что Египет с бонусом к чудесам или нации с очень хорошим стартовым потенциалом. Как не позволить им это сделать, если вы выбрали Вавилон?

Первая технология, которую следует выучить, — гончарное дело. Первый житель должен занять клетку с максимально возможным количеством еды, а следующий — сесть на клетку с производством при появлении. Если из руин или от близлежащего города государства вам повезло получить бонусную веру, имеет смысл взять пантеон на бонус к постройке чудес света. Первые постройки — монумент и амбар, либо разведчик и амбар. Второй вариант в сетевых играх предпочтительнее, особенно если вы найдете культуру на изучение бонуса от общественного института «Традиция». Так вы не просядете по изучению территории, что в дальнейшем поможет грамотно расположить города. Помните, раш чуда в FFA — это огромный риск, и чаще всего он того не стоит. Но если очень хочется, то можно.

Как только вы изучите письменность, у вас родится первый ученый. Его задача — основать академию, причем желательно на клетке с лесным массивом. Таким образом он подарит столице не только хорошую клетку с наукой, но и моментально принесет производство за вырубку деревьев. Как только в столице началась постройка Великой библиотеки, все жители должны обрабатывать производственные клетки.

Вавилон силён в FFA, и мало кто любит играть против него. Сложность штурма в ранней игре и бонус к науке делают цивилизацию Навуходоносора II очень сильной… но только в умелых руках.

2. Империя гуннов

  • Лидер : Аттила.
  • Бонус : Города разрушаются в два раза быстрее. Названия для городов берутся у других держав. На начало игры есть технология «Животноводство». Выгоны дают +1 к производству.

Если вы любите повоевать в древности, гунны — лучший выбор. В защите и научных открытиях эта нация с неба звезд не хватает, но зато может завоевывать соседей и получать их города.

Лидер Империи гуннов Аттила в Civilization V

Первый город Империи гуннов в Civilization V

1/2 Лидер Империи гуннов Аттила в Civilization V

Основная сила гуннов — в юнитах. На конях они скачут по территории, не разделяя её на «свою» и «чужую», ведь если где-то проехала колесница гуннов, значит, эта территория теперь принадлежит Аттиле. Конные лучники цивилизации заменяют обычных, имеют на единицу силы больше и получают 15%-й бонус к обстрелу на открытой местности. И к тому же не требуют лошадей, хотя обрабатывать их цивилизация может сразу.

Уникального здания у Аттилы нет. Вместо него второй персональный юнит — «Таран». Он помогает не только сражаться, но и молниеносно завоевывать вражеские города. У «Тарана», замещающего стандартных копейщиков, +300 силы к атаке городов, но бить по обычным бойцам он не может.

Обычно нации, которые развиваются однобоко, не могут показывать класс на дистанции. Гунны же за счет практически всегда успешной ранней агрессии компенсируют шероховатости, которые могут возникнуть в научном развитии. В конце концов, если у вас две столицы, играть становится в разы легче.

3. Шошоны

  • Лидер : Покателло.
  • Бонус : Основанные города начинают с дополнительной территорией. Юниты получают бонус к боевой мощи, когда сражаются на своей территории.

Шошоны — идеальная нация для новичков. В игре с друзьями она прощает многие ошибки, а завоевать её не так-то легко — благодаря пассивным бонусам нации. Кроме того, шошоны могут выбрать любой путь развития — от религиозного до научного — и в целом чувствовать себя прекрасно на любом этапе игры.

Лидер шошонов Покателло в Civilization V

Первый город шошонов в Civilization V

1/2 Лидер шошонов Покателло в Civilization V

Как только ваш город поставлен на живописный холм, стройте как минимум двух разведчиков. Если карта большая, можно задуматься и над четырьмя юнитами этого типа, так как в ранней игре задача Покателло — отдать приказы на поиски древних руин. Уникальные следопыты не только имеют на 3 силы больше, чем обычные бойцы этого типа, но и умеют выбирать бонусы из древних поселений, которые другие цивилизации получают рандомно. Вытащить из руин дополнительного жителя и посадить его на сочную клетку, которая уже присоединена к столице за счет пассивного бонуса, — это здорово.

Кавалерия шошонов дешевле на 25 производства, чем обычные юниты, и имеет бонус к передвижению. Если очень хочется, то шошонская армия доскачет до границ врага за считаные секунды.

Основное преимущество шошонов — гибкость. Вы можете развиваться даже по культурной ветке и с ходу получить стартовый культурный бонус из руин. Если очень повезет, в первых раундах у вас будет и бесплатная технология, и «отжирающаяся» на нескольких обрабатываемых клетках столица. Это ли не залог успеха при прямых руках и светлой голове?

4. Англия

  • Лидер : Елизавета.
  • Бонус : +2 к передвижению всех морских кораблей и дополнительный шпион.

Владычица морей Елизавета с легкостью обыграет вас на карте с океанами. За счет быстрого передвижения и преимущественно морской инфраструктуры, включающей в себя торговые пути по воде, Англии нет равных в середине партии.

Лидер Англии Елизавета в Civilization V

Первый город Англии в Civilization V

1/2 Лидер Англии Елизавета в Civilization V

Хотя это нигде не прописано, чаще всего, играя за Англию, я появляюсь где-то на краю карты, где до соседей простым «Ау!» не докричаться. Даже на крохотной карте Лондон умудряется построиться так, что к нему вражеской армией трудно подойти сухопутным войскам, ну а на воде мы всегда впереди. Минусы тоже есть — например, тундра или пустыня, которая всегда есть где-то поблизости, если не в самом городе. Не Россия, конечно, но приятного мало.

На суше Англия слаба. Кое-что могут показать уникальные юниты йомены, заменяющие арбалетчиков, но в здравом уме вряд ли кто-то решит напасть на Елизавету именно в этот период. До или после штурмовать города можно без особого труда. Я предпочитаю играть за Англию так, чтобы бонусный шпион не использовался как возможность украсть ценную технологию. Всего-то делов: быть впереди всей карты по изучению дерева навыков.

Уникальный линейный корабль, заменяющий обычный фрегат, очень хорош. Радиус обзора этого корабля на единицу больше, а стоимость производства — меньше. При этом он имеет увеличенную дальнобойную атаку, а потому даже равные по количеству юнитов вражеские флотилии будут падать под вашим обстрелом быстрее. В общем, если захотелось поиграть на островах или архипелагах и всех нагнуть, то деритесь за Англию с другими пользователями. Вряд ли вам позволят пикнуть её без претензий в духе: «Ага, на имбе играть собрался!».

5. Россия

  • Лидер : Екатерина II.
  • Бонус : Стратегические ресурсы дают +1 к производству. Держава получает лошадей, железо и уран в удвоенном размере.

Я долго думала, стоит ли включать Россию в этот список намеренно, ведь патриоты не простили бы мне её отсутствие в любом случае. Однако решающим фактором стала… сила нации. Россия действительно отлично показывает себя в сетевых партиях и имеет потенциал на победу.

Основная проблема России — появление в самых непривлекательных местах карты. В тундре, которая обычно граничит со снегами, не дающими никаких бонусов. В общем, реализация сибирских просторов и сурового климата на большей части страны студии Firaxis удалась. Бонус тоже подходит — стратегических ресурсов и в настоящей России хватает. А при первом прочтении удивляешься, почему такой сильный бонус появился в игре.

Лидер России в Civilization V

Первый город России в Civilization V

1/2 Лидер России в Civilization V

Благодаря большому количеству железа и коней Россия может строить больше юнитов, но содержание армии — дорогостоящее удовольствие. Екатерине II важно не проседать по золоту, потому что быстро достать его лидер не может. Стратегическое расположение городов тоже очень важно: в Civilization отдать Москву Наполеону — плохая затея.

Уникальные юниты России, казаки, заменяют кавалерию. Они наносят на 33% больше урона раненым противникам — приятная мелочь. Острог, уникальное здание, которое строится вместо казарм, позволяет расширять границы за деньги и культуру на 25% эффективнее. Широка страна моя родная…

Пик силы России наступает в середине игры, когда бонус от ресурсов начинает разгонять производство до невиданных показателей. Если при этом в Санкт-Петербурге стоят боевые фрегаты, а на границах разгуливают свободолюбивые казаки, редкий противник рискнет напасть на подданных Екатерины II. В конце концов, все знают историю.

…И другие нации

Неиграбельных лидеров в Civilization V нет. Даже Португалия, Индонезия и Марокко, которых мало кто любит в FFA, могут стать лидерами на карте и оформить любую из возможных побед. В первую пятерку не вошли, но вполне могут соперничать с нациями из моего топ-5:

Сообщество Империал: Вавилонский AAP по Civilization V - Серия Civilization - Стратегические Игры - Библиотека - Сообщество Империал

Полный список юнитов Великого Катая в Total War: Warhammer 3

Татарин · 12 окт 2021, 08:02

Новые бездепозитные бонусы от онлайн казино порадуют каждого игрока

Новые бездепозитные бонусы от онлайн казино порадуют каждого игрока

Фонд Игровых · 07 окт 2021, 20:47

Regia Aeronautica во Второй Мировой войне (1939-1945)

Regia Aeronautica во Второй Мировой войне (1939-1945)

Из деревни приехал · 01 окт 2021, 23:17

Кто такая Мяо Ин, Штормовой Дракон?

Кто такая Мяо Ин, Штормовой Дракон?

Alexander_NSK · 30 сен 2021, 20:45

Как скачать покер на андроид и начать играть на реальные деньги?

Как скачать покер на андроид и начать играть на реальные деньги?

Фонд Игровых · 30 сен 2021, 14:20

Bellum Universalum: Rennaissance. Копьём и ружьём

Bellum Universalum: Rennaissance. Копьём и ружьём

Count Bagatur RF · 29 сен 2021, 12:12

Кто такой Чжао Мин, Железный Дракон?

Кто такой Чжао Мин, Железный Дракон?

Alexander_NSK · 28 сен 2021, 20:28

Самые смертоносные юниты Total War: Warhammer III

Самые смертоносные юниты Total War: Warhammer III

Татарин · 24 сен 2021, 10:20

Казино Рокс и его характеристики

Казино Рокс и его характеристики

Фонд Игровых · 23 сен 2021, 14:36

ПРЕДАНИЯ, ЗЕМЛИ И ИСТОРИЯ ВЕЛИКОГО КАТАЯ В TOTAL WAR: WARHAMMER III

ПРЕДАНИЯ, ЗЕМЛИ И ИСТОРИЯ ВЕЛИКОГО КАТАЯ В TOTAL WAR: WARHAMMER III

Татарин · 22 сен 2021, 20:54

Онлайн казино Friends Casino — азартные развлечения на любой вкус

Онлайн казино Friends Casino — азартные развлечения на любой вкус

Фонд Игровых · 21 сен 2021, 19:02

Total War: Warhammer III - Введение в Великий Катай - Часть вторая

Total War: Warhammer III - Введение в Великий Катай - Часть вторая

Татарин · 17 сен 2021, 10:30

Total War: Warhammer III - Введение в Великий Катай

Total War: Warhammer III - Введение в Великий Катай

Татарин · 15 сен 2021, 10:59

Особенности игровых автоматов на деньги в казино Монослот

Особенности игровых автоматов на деньги в казино Монослот

Фонд Игровых · 13 сен 2021, 16:03

Roma Surrectum III на BI.exe ( part II )

Roma Surrectum III на BI.exe ( part II )

SamaelBC · 11 сен 2021, 12:14

Roma Surrectum III на BI.exe ( part I )

Roma Surrectum III на BI.exe ( part I )

SamaelBC · 11 сен 2021, 12:12

Fleur De Lis: Normans 5.0 - мнение и краткая рецензия

Fleur De Lis: Normans 5.0 - мнение и краткая рецензия

Count Bagatur RF · 10 сен 2021, 02:39

Танаджи: Невоспетый воин. На удивление годный индийский фильм.

Танаджи: Невоспетый воин. На удивление годный индийский фильм.

Count Bagatur RF · 05 сен 2021, 18:28

Вавилонский AAP по Civilization V

Описание: Вавилонский AAP по Civilization V

Крайне не советую читать этот AAP, его писал четырнадцатилетний подросток.

Вступление
Я Навуходоносор II сын Набопаласара отдыхал в каюте корабля Ковчег. Опять и опять прокручивалась в моей голове история Исхода. Планета моя находилась в созвездии Альфа Центавра, мы называли её Солнечная. На ней жило множество народов, некоторые мирные, а некоторые вели непрекращающиеся войны. Вавилонское царство было мирным, но могло постоять за себя. Относительно мирная жизнь закончилась после открытия ядерной энергии. Надо было использовать её на благо, но некоторые правители думали иначе. Всего за 2 витка вокруг звезды Солнечная превратилась в ад. Началась ядерная зима, дышать было нечем, погибали животные и люди, начинался голод. Но были люди которые видели к чему может привести это открытие, они начали строить в большой тайне огромный космический корабль названый Ковчегом. Он был должен сохранить те остатки что остались от когда-то цветущей Планеты. Первые космические ракеты появились ещё сто витков назад, но так как на планете была очень много маленьких государств, то и денег на строительство у них не было, а объединятся они не хотели боясь что их одурачат. Так вот в страшной тайне создавался Ковчег, его строил таинственный орден Трамплиеров. Никто не знает когда он возник и какие цели преследует. Орден был несказанно богат, люди охотно жертвовали ему деньги, Хрэмовники( так называли себя члены этого ордена) много занимались благотворительностью и и давали большие ссуды правителям. Когда почти вся надежда была потеряна и в живых остался только каждый десятый солнечник Трамплиеры объявили о том что они создали космический корабль который может всех спасти. Он отправится к системе Z за которой давно ведётся наблюдение и в которой есть планета возможно подходящая для обитания. На Ковчег будут взяты все - объявил Орден. Радости всей планеты нельзя было описать, но были и скептики думающие что это всё какая-то ловушка. К кораблю отправились не все, многие боялись космоса и думали что лучше умереть на родной планете чем в холодном и безжизненном космосе. Трамплиеры создали свод правил за нарушение которых было одно наказание смерть. У всех кто взошёл на корабль изымалось оружие. Полёт должен был длится долгие 300 витков. Но мы живём достаточно долго, и как минимум половина экипажа должна достичь так желаемой системы.
Под конец полёта корабль и нервы солнечников поизносились, но цель была достигнута. Из восьми планет одна была пригодна для жизни. Ковчег лёг на орбиту Земли - так мы назвали эту планету которая должна была стать нашим домом.
Был собран совет который должен был решить как поступить дальше. В ордене случился раскол. Одни полагали что надо создать одно государство ссылаясь на то что стало с Солнечной, другие же хотели чтобы каждый народ создал своё отдельное государство, вы забыли девиз нашего Ордена, свобода это самостоятельность от всех других - говорили они.
Закончив прокручивать события последних 300 витков я встал и пошёл на Совет который должен был вот-вот начаться.
Прошло уже три чэсе, а мы так и не пришли к решению. Тут мне приспичило в гальюн, закончив свои дела я уже было собирался возвращаться, но тут произошло страшное. Корабль сотряс взрыв, всё заволокло дымом и гарью. Я быстрее побежал в зал совета, почти все были мертвы. Уцелело несколько десятков из почти 500 солнечников. Потом были ещё взрывы в других частях не объёмного Ковчега, но я уже не обращал на них внимания, корабль разваливался на куски и мне надо было спасти мой народ. Увы противник был умён, он просчитал почти все возможные варианты, как оказалось были взорваны все лаборатории, посты связи, продуктовые склады, была прорвана канализация и всё что там скопилось выплыло на палубы. Что выплало сильно напоминало некоторых солнечников которые открыли самые грязные стороны своей натуры. Везде был повальный грабёж и насилие.
Хорошо что мои люди были дисциплинированы. Я сообщил им по рации что надо эвакуироватся, и чтобы они собрались у спасательных кораблей. Увы почти ничего ценного взять не удалось, надо было уходить, Ковчег обречён. Мы улетали к Земле, были замечены ещё несколько десятков отчаливших кораблей, но не всем удалось спастись, не везде были толковые пилоты, многие кораблики сгорели в атмосфере или врезались в космический мусор. Нам повезло, мы приземлились в целости и сохранности, увы придётся начинать возводить цивилизацию сначала, почти ничего ценного не уцелело, а большинство видных умов было убито. До сих пор не могу прийти в себя, взрыв корабля стал настоящей неожиданостью, кому в голову могло прийти такое? Я отомщу, обязательно отомщу.
Но пока надо думать о хлебе насущном. У меня есть ещё 6000 лет( теперь время будет измерится не по Солнечной, а по Земле) до смерти. У всех правителей при рождение орденом на генном уровне что-то меняли и они жили ровно 10000 лет. За это время я должен восстановить цивилизацию и привести Вавилон к победе и воцарению на всей планете.
Часть I
Спасательный корабль разбился в южной части Северной Амарекки. Место попалось очень богатое и плодородное, недолго думая был основан город Вавилон.

Было очень трудно, многие мои люди погибли от инфекций, недостатков вещей первой необходимости. Мне было страшно видеть как мы опускаемся в каменный век. Понадобились долгие годы, чтобы исследователь близ лежащие территории.
Было обнаружено два разбившихся корабля, в одном мои люди нашли атлас, у другого жила небольшая община согласившаяся присоединится к нам.
Продвигаясь на юг солдаты наткнулись на варваров. Это спасшиеся, но одичавшие люди. Они напали на отряд дуболомов( как я и говорил почти все знания были утеряны, и приходится открывать всё заново). Был страшный бой, но удача была на нашей стороне враг был наголову разбит.

При исповедование северных территорий было обнаружено две достаточно развитых общины. Первая Мбанзна-Конго специализируется на военных технологиях, а вторая Куала-Лампур на высоких искусствах. Они предложили мне мирную жизнь, я не трогаю их они меня. На том и порешили.

Прошло уже три тысячи лет, всех кого я знал больше нет в живых. Сменилось 35 поколений, Исход представляется большинству сказкой. Меня считают бессмертным богом, ну что ж пусть так и считают. Не буду их разочаровывать. В 3675 году от приземления на планету в системе Z была основана религия Православие. Я в ней единственный и бессмертный Бог. Пусть дурачки верят в это, а я должен привести Вавилон к победе( ВНИМАНИЕ АВТОР НЕ ЯВЛЯЕТСЯ АТЕИСТОМ И НЕ РАЗДЕЛЯЕТ НАПИСАННОЕ ЧУТЬ ВЫШЕ, это написано для связи действий).

Вскоре после создания религии к границам Вавилона подошли разведчики Китая. Это была первая встреча с большим народом, не желавшим оставаться в тени как Мбанза-Конго или Куала-Лампур. Правительница Китая - У Цзэтянь была мне хорошо знакома, и отношения до исхода с ней у меня были весьма натянуты. Не думаю что смогу мирно сосуществовать с этой напыщенной курицой. Она значительно слабее меня и завидует моим землям.

Примерно во втором тысячелетии э. п. появилось с небольшим промежутком два научных гения. Они дали огромный скачок науки сделав много открытий и построив академии в которых обучались умы Вавилона.
Наука продвинулась достаточно далеко, она развивается в мирном направлении, но не забывает и о военной составляющей. Цель на сегодняшний момент это изучение быстрых и надёжных плавсредств которые смогут переплыть океан и доставить колонизаторов на новые места обитания.

Город Вавилон растёт и процветает. В нём живёт свыше полумиллиона солнечников. Земли богаты хлопком что обеспечивает население хорошей одеждой, даже остаётся на экспорт в Полисы( отныне так будут называться общины не ищущие мирового господства). Также есть железо и медь обеспечивающие орудиями труда и оружием.

Всё хорошо и спокойно в Вавилонском Царстве, люди живут в мире и благоденствии, варвары все уничтожаются, налажена торговля. Но ещё очень многое следует сделать и через многие трудности пройти.
Часть II
В Вавилонском царстве-государстве наметилась большая проблема. Земли плодородны, но производство очень слабое, только 5% населения работает в шахтах и на лесопилках, из-за этого многие чудеса света были упущены, а тут ещё и нашествие варваров. Одичавшим солнечникам было завидно смотреть на благоденствие моего народа, и сговорившись они напали на Вавилон сразу с моря и с суши. В это время часть моей армии разбиралась с варварскими поселениями на далёком севере и не могла прийти на помощь, в городе был всего один полк солдат, и совсем никого флота. Война затянулась, были разграблены фермы, плантации и рудники, но благодаря храбрости и опытности моих солдат варвары были уничтожены, а остатки скрылись уплыв на юг. После этого стало понятно что без сильного флота моя Империя обреченна на жалкое существование.

Китай начал активное отстраивание городов и их границы почти вплотную подобрались к моим, тут же шпионы сообщили что готовится нападение, я так и знал У Цзэтянь нельзя доверять. Вполне возможно что она была в заговоре по взрыву Ковчега.

Исследовав доселе неизведанные территории восточной Амарекки было обнаружено прекрасное место для нового города. Я назвал его Аккад. Земли там изобилуют прекрасными луговыми почвами, ещё там есть шёлк который позволит моему народу одеваться в ещё более изысканные одежды, и трюфеля разнообразившие пищу. Между двумя городами был создан торговый путь перевозящий в Аккад зерновые культуры, а в Вавилон трюфеля. Благодаря большому количеству пищи население обоих городов резко стало увеличиваться, скоро Аккад догонит по населению Вавилон.

После открытия каравелл я создал одну и отправил на исследование океанских вод, путь она держала на Эвстралию. Расположение этого материка я помнил ещё с Исхода, по размерам он был мал по сравнению с остальными и возможно туда не добрались руки остальных спавшихся. По пути был обнаружен материк Аввлика. Он представляет из себя большой частью выжженную пустыню, но есть там и плодородные почвы и полезные ресурсы. Тут-то мне и повстречалось ещё одно большое государство - Португалия. На Солнечной они в основном занимались торговлей. Отношения с ними были никакие, им было плевать на Вавилон, Вавилону было плевать на Португалию. А они неплохо тут обосновались, построили сильное государство, чувствую я нашёл сильного соперника и противостояние будет ой как нелёгким.



Далее доплыв до Эвстралии и обнаружив незаселённый и богатый материк были начаты приготовления для экспедиции колонизаторов. Каравелла же продолжила свой путь, подплыв к южной части Арзии нам повстречалось ещё одно государство - Полинезия под руководством Камеомамы. Отношения до исхода у меня с ним были дружественные, мы не раз участвовали в общих война и напивались до беспамятства, но прошло уже 5 тысяч лет он сильно изменился, стал жёще и надмененней.


Часть III
Экспедиция доплыв до Эвстралии основала новый город Дур-Куригальзу. Место было выбрано достаточно удачное. Рядом рос дикий виноград, поселенцы начали его одомашнивать и изготавливать вина и не только. Вскоре слава о Вавилонском вине гремела на всю планету. Между новым городом и столицей был налажен торговый путь перевозящий из Эвстралийского города вина и пшеницу, а в него хлопок, шёлк, медь и другие полезные ресурсы. Но была одна большая проблема, так как не одно государство не имело претензий на Эвстралию на ней прочно обосновались варвары и пираты, они грабили торговые суда и не давали спокойно жить колонизаторам. Для борьбы с ними была поднята вся городская стража вооруженная пиками и из столицы был послан полк мечников. В какой-то момент казалась что город обречён, но всё обошлось. Варвары были полностью истреблены, войска прочесали весь материк и уничтожили все лагеря варваров, на какое-то время установился мир, и город получил возможность развиваться.

В начале XIX века от рождества Христова( спустя 4000 лет от эры приземления появился великий пророк Иисус Христос он проповедовал Православие в Авропе и многие Ирокезские города приняли веру( автору очень стыдно что он сюда приплёл Бога, но это требует повествование). Мною были обнаружены все выжившие, с большинством утвердились дружественные и торговые связи. И вот зародилась в моей голове идея создать Всемирный Конгресс, дабы вполне законно влиять на судьбы других народов. Идея моя была одобрена, но я старый пень в этом деле оказался недальновиден. Было решено что предложения могут вносить две страны, второй была выбрана мой давний союзник Полинезия. От имени своего народа я внёс предложения о культурных экскурсиях. Молодые таланты во всех государств могли ездить и смотреть на Чудеса Света в других странах, потом они возвращаются, уже поумневшие, это повышает культуру. Но Камеомама подвёл меня, его предложение было избрать мировой религией Ислам. Эта религия возникла всего на пол века раньше Православия, но так как Аравия обитала в самой гуще событий получила огромное распространение. Оба предложения были приняты, я потерял возможность управлять Конгрессом. Это было моё самое страшное поражение.

В данном руководстве описаны уникальные свойства, здания и юниты для каждой страны с подробной информацией и советами по выбору страны, опираясь на таблицы и схемы.
Версия руководства окончательная, дальнейшие его изменения будут связаны с минимальными корректировками/обновлениями, затрагивающими данный раздел.

Уникальные свойства стран Появление юнитов в эпохе Название страны Название юнита Название эпохи Технология для открытия Технология для модернизации (когда устаревает) Здание: Кофейня
Что заменяет: Ветряная мельница
Преимущества: +25% скорость появления великих людей, +10% к производству зданий.

Юнит: Гусары
Что заменяет: Кавалерия
Преимущества: +1 к дальности перемещения и радиуса обзора, +50% силы при фланговой атаке.

Здание: отсутствует.

Юнит: Минитмен
Что заменяет: Мушкетер
Преимущества: +15% к силе на пересеченной местности, дает очки Золотого Века за каждый уничтоженный юнит (очки = сила юнита), не теряет движение на любом ландшафте.

Юнит: Б-17
Что заменяет: Бомбардировщик
Преимущества: +5 к силе обстрела, +33% к силе при бомбардировке города, -50% ущерба при перехвате.

Здание: отсутствует.

Юнит: Длиннолучник
Что заменяет: Арбалетчик
Преимущества: +1 к дальности обстрела.

Здание: Базар
Что заменяет: Рынок
Преимущества: +1 единица от каждого ресурса роскоши рядом с городом, +1 единица золота/ход, +2 единицы золота от каждого оазиса/источника нефти.

Юнит: Лучник на верблюде
Что заменяет: Рыцарь
Преимущества: +21 к силе обстрела, -3 от общей силы, не может атаковать в ближнем бою, нет штрафа против городов.

Здание: Царская библиотека
Что заменяет: Библиотека
Преимущества: +1 ячейка для шедевра литературы, при его заполнении дает +10 ОО всем новым юнитам.

Юнит: Осадная башня
Что заменяет: Катапульта
Преимущества: +5 к силе, +2 к радиусу обзора, +33% к защите от обстрела, атакует только города и рядом с городом дает всем юнитам бонус в радиусе 2 клеток в виде +50% к силе осады, не требует развертки.

Здание: Плавучие сады
Что заменяет: Водяная мельница
Преимущества: +15% к пище в городе, +2 к пище, -1 золота от стоимости содержания, требует расположения города на воде.

Юнит: Ягуар
Что заменяет: Воин
Преимущества: +33% к силе в лесах и джунглях, восстанавливает 25 единиц здоровья при уничтожении вражеского юнита, не теряет скорость в лесах и джунглях.

Здание: отсутствует.

Юнит: Прасинья
Что заменяет: Пехота
Преимущества: Дает очки Золотого Века за каждый уничтоженный юнит в размере его силы.

Здание: Ворота Иштар
Что заменяет: Стены
Преимущества: -10 молотков от стоимости производства, +1 единица защиты + 50 единиц здоровья города.

Юнит: Боуман
Что заменяет: Лучник
Преимущества: +2 к силе, +2 к обстрелу.

Здание: Отсутствует.

Юнит: Венецианский галеас
Что заменяет: Галеас
Преимущества: +2 к силе, +3 к обстрелу, но +10 молотков к стоимости производства.

Юнит: Венецианский купец
Что заменяет: Великий торговец
Преимущества: Может превратить полис в марионетку, +2 к скорости на море, +100% влияния и золота при совершении торговых сделок.

Здание: Отсутствует.

Юнит: Катафракт
Что заменяет: Всадник
Преимущества: +3 к силе, но -1 от дальности передвижения, получает штраф против городов в 33% вместо 25%, но получает защитные бонусы.

Юнит: Дромон
Что заменяет: Трирема
Преимущества: +10 к обстрелу, -2 от силы, +11 молотков к стоимости производства, не может атаковать в ближнем бою, +50% силы против кораблей.

Здание: Ганза
Что заменяет: Банк
Преимущества: +5% к производству за каждый торговый путь с полисом.

Юнит: Панцер
Что заменяет: Танк
Преимущества: +10 к силе, +1 к дальности перемещения.

Здание: Отсутствует.

Юнит: Морские гезы
Что заменяет: Капер
Преимущества: +20% к силе против городов, +33% золота от ущерба городу, восстанавливает 15 ОЗ/ход за границей.

Здание: Отсутствует.

Юнит: Гетайр
Что заменяет: Всадник
Преимущества: +2 к силе, +1 к дальности перемещения, +50% к скорости появления Великого генерала.

Юнит: Гоплит
Что заменяет: Копейщик
Преимущества: +2 к силе.

Здание: Отсутствует.

Юнит: Таран
Что заменяет: Копейщик
Преимущества: +300% к мощи против городов, +19 молотков к стоимости производства, -1 от силы, -1 от дальности обзора, 33% силы в защите, +33% силы против обстрела, может атаковать только города.

Юнит: Конный лучник
Что заменяет: Колесница
Преимущества: +1 к силе, не требует лошадей, +15% к обстрелу на открытой местности.

Здание: Отсутствует

Юнит: Берсерк
Что заменяет: Длинномечник
Преимущества: +1 к дальности перемещения, не теряет силу при атаке с моря или через реку, доступен сразу после открытия технологии "Литьё металлов".

Юнит: Норвежские лыжники
Что заменяет: Стрелки
Преимущества: Двойная скорость на холмах, в тундре и снегах, +25% к силе на этих ландшафтах на равнине.

Здание: Гробница
Что заменяет: Храм
Преимущества: +2 к настроению, бесплатное содержание, удваивает золото от захвата города противником.

Юнит: Боевая колесница
Что заменяет: Колесница
Преимущества: +1 к дальности перемещения, не требует лошадей.

Здание: Иканда
Что заменяет: Казармы
Преимущества: Бесплатная прокачка Рога Бизона(+1 к дальности перемещения, +25% к силе фланговой атаки, +10% к защите от обстрела) для всех отрядов доиндустриальной эпохи.

Юнит: Импи
Что заменяет: Пикинер
Преимущества: Обстреливает врага с дистанции перед вступлением в ближний бой.

Здание: Могольский форт
Что заменяет: Замок
Преимущества: -10 молотков от стоимости производства, +2 к культуре, +2 к туризму после открытия технологии "Авиация".

Юнит: Боевой слон
Что заменяет: Колесница
Преимущества: +3 к силе, +1 к обстрелу, -1 к дальности перемещения, +14 молотков к стоимости производства, не требует лошадей.

Здание: Канди
Что заменяет: Сады
Преимущества: +2 веры/ход, +2 веры за каждую культуру в городе.

Юнит:Крис-воины
Что заменяет: Мечник
Преимущества: После первого боя можно выбрать 1 из 8 специальных прокачек.

Здание: Отсутствует.

Юнит: Пращник
Что заменяет: Лучник
Преимущества: -1 от силы, может отступать перед атакой противника в ближнем бою.

Здание: Длинный дом
Что заменяет: Мастерская
Преимущества: -20 молотков от стоимости производства, +1 молоток от каждого обрабатываемого леса, но не дает бонуса мастерской.

Юнит: Могавк
Что заменяет: Мечник
Преимущества: +33% к силе в лесах и джунглях, не требует железа.

Здание: Отсутствует.

Юнит: Терция
Что заменяет: Мушкетер
Преимущества: +2 к силе, +10 молотков к стоимости производства, +50% к силе против верховых отрядов.

Юнит: Конкистадор
Что заменяет: Рыцарь
Преимущества: +2 к дальности обзора, +15 молотков к стоимости производства, может основывать города на заморских территориях.

Здание: Отсутствует.

Юнит: Лесной слон
Что заменяет: Всадник
Преимущества: +2 к силе, +25 молотков к стоимости производства, -1 от дальности перемещения, не требует лошадей, +100% к скорости появления Великого генерала.

Юнит: Квинкверема
Что заменяет: Трирема
Преимущества: +3 к силе.

Здание: Кейли
Что заменяет: Опера
Преимущества: +3 к настроению

Юнит: Пиктский войн
Что заменяет: Копейщик
Преимущества: +50% веры от силы уничтоженного врага, +20% к силе за границей.

Здание: Бумажная мастерская
Что заменяет: Библиотека
Преимущества: +2 золота/ход, бесплатное содержание

Юнит: Чжугэ ну
Что заменяет: Арбалетчик
Преимущества: -4 от обстрела, может атаковать дважды за ход и перемещаться после атаки.

Здание: Отсутствует.

Юнит: Хвачха
Что заменяет: Требушет
Преимущества: +12 к обстрелу, -1 от силы, +1 к дальности обзора, нет бонуса против городов.

Юнит: Кобуксон
Что заменяет: Каравелла
Преимущества: +16 к силе, -1 от дальности обзора, не может выходить в океан.

Здание: Пирамида
Что заменяет: Святилище
Преимущества: +1 к вере/ход, +2 к науке/ход.

Юнит: Атлатль
Что заменяет: Лучник
Преимущества: -4 молотка от стоимости производства, не требует научных знаний.

Здание: Отсутствует.

Юнит: Берберская конница
Что заменяет: Кавалерия
Преимущества: +25% к силе на своей территории, +50% к силе в пустыне.

Здание: Отсутствует.

Юнит: Кешик
Что заменяет: Рыцарь
Преимущества: +16 к обстрелу, -5 от силы, +1 к дальности перемещения, +50% к скорости накопления опыта и появления Великого генерала.

Юнит: Хан
Что заменяет: Великий генерал
Преимущества: +3 к дальности перемещения, на любой территории лечит окружающие отряды (15 ОЗ/ход)

Здание: Двор сатрапа
Что заменяет: Банк
Преимущества: +2 к настроению, +1 к золоту/ход

Юнит: Бессмертные
Что заменяет: Копейщик
Преимущества: +1 к силе, восстанавливает 10 ОЗ/ход на любой территории.

Здание: Отсутствует.

Юнит: Маори
Что заменяет: Воин
Преимущества: -10% от силы вражеских отрядов на соседних клетках.

Здание: Княжеская конюшня
Что заменяет: Конюшня
Преимущества: -25 молотков от стоимости производства, +1 к золоту от лошадей, овец и коров, +15 ОО для верховых отрядов.

Юнит: Крылатые гусары
Что заменяет: Уланы
Преимущества: +3 к силе, +1 к дальности перемещения, +15% к силе на открытой местности, при атаке заставляет противника отступить, если наносит больше урона, чем получает.

Португалия Здание: Отсутствует.

Юнит: Нау
Что заменяет: Каравелла
Преимущества: +1 к дальности перемещения, 1 раз может продать экзотические товары у чужих берегов за опыт и золото.

Здание: Отсутствует.

Юнит: Легион
Что заменяет: Мечник
Преимущества: +3 к силе, может строить дороги и форты.

Юнит: Баллиста
Что заменяет: Катапульта
Преимущества: +1 к силе, +2 к обстрелу.

Здание: Крепость
Что заменяет: Казармы
Преимущества: -25% от стоимости расширения границ города за золото и культуру.

Юнит: Казаки
Что заменяет: Кавалерия
Преимущества: +33% к силе в бою против раненых противников.

Здание: Ват
Что заменяет: Университет
Преимущества: +3 к культуре/ход

Юнит: Наресуанский слон
Что заменяет: Рыцарь
Преимущества: +5 к силе, +50% к силе против верховых отрядов, -1 от дальности перемещения, не требует лошадей.

Здание: Пирамидальная мечеть
Что заменяет: Храм
Преимущества: +2 к культуре/ход, бесплатное содержание.

Юнит: Конница Мандекалу
Что заменяет: Рыцарь
Преимущества: -10 молотков от стоимости производства, нет штрафа против городов.

Здание: Отсутствует

Юнит: Янычары
Что заменяет: Мушкетер
Преимущества: +25% к силе в атаке, лечит 50 ОЗ при уничтожении вражеского юнита (кроме варваров).

Юнит: Сипахи
Что заменяет: Уланы
Преимущества: +1 к дальности перемещения и обзора, не тратит очки движения при грабеже.

Здание: Отсутствует

Юнит: Королевский мушкетер
Что заменяет: Мушкетер
Преимущества: +4 к силе.

Здание: Отсутствует

Юнит: Каролинская пехота
Что заменяет: Стрелок
Преимущества: Лечится абсолютно каждый ход.

Юнит: Хаккапелита
Что заменяет: Уланы
Преимущества: +15% к силе на клетке с Генералом, прибавляет Генералу очки движения согласно своему уровню.

Здание: Отсутствует

Юнит: Следопыт
Что заменяет: Разведчик
Преимущества: +3 к силе, +20 молотков к стоимости производства, позволяет выбрать бонус при открытии руин.

Юнит: Команчи
Что заменяет: Кавалерия
Преимущества: -25 молотков от стоимости производства, +1 к дальности передвижения.

Здание: Стела
Что заменяет: Монумент
Преимущества: +2 веры/ход.

Юнит: Мехал Сефари
Что заменяет: Стрелок
Преимущества: -25 молотков от стоимости производства, +15% к силе на пересеченной местности, +30% к силе в столице, получает боевой бонус при сражении рядом со столицей.

Здание: Отсутствует

Юнит: Самурай
Что заменяет: Длинномечник
Преимущества: +15% к силе на открытой местности, +100% к скорости появления Великого генерала, может создавать рыбацкие лодки.

Юнит: Зеро
Что заменяет: Истребитель
Преимущества: +33% к силе против истребителей, не требует нефти.

Здание: Отсутствует

Юнит: Дикарь
Что заменяет: Воин
Преимущества: -20 молотков от стоимости производства.

Юнит: Метатель топоров
Что заменяет: Колесница
Преимущества: +3 к силе, -1 от дальности обстрела, -1 от обстрела, не требует лошадей, получает защитные бонусы.

Юнит: Галера
Что заменяет: Трирема
Преимущества: -5 молотков от стоимости производства, -3 от силы, -1 от дальности перемещения, не требует научных знаний.


еда для роста жителей кто будет потом сидеть на молотках.
молотки для стройки зданий и мобилизации (подготовке столько производительности что бы основной юнит армии строился за ход - внезапность стройки армии решает)
счастье ограничивает рост жителей и должно параллельно подниматься. уход в развитие счастья для денег. целесообразен при наличии реки и хотя бы рынка.
деньги для апгрейда резкого всей армии и ее кормления. покупки в новый город с ходу парочки важных зданий (мельница, библиотека, амбар)
ресурсы на счастье - для счастья, за каждый уникальный +5 счастья. каждый новый город (особенно если их минимум 3) должен иметь уникальный рес.
стратег ресы типа железа, и коней не критичны. уран. это да. для того что бы найти уран (был на твоей территории) в больших картах идет вся война для этого.
вера для концовки игры и чутка для средины/начала.
институты - очеень круто. культура это хорошо. не забываем.

сначала идете в еду, потом чутка счастья, снова еда, потом молотки, но все равно еда. подстраиваете на культуру, деньги, науку здания. важность решать вам. амфитеатр дает +3 культы пол чуда света но лишь на 1 больше монумента и равно традициям, а без библиотеки прироста науки вообще нет. а рост великих людей вообще одна из главных тем (нац эпос, сады). баланс в том что бы резко и быстро вырастить много населения и это население эффективно работало, умножалось зданиями и улучшениями.


по мне русскими немцами и египтянами легче всего играть
египтом если чудостроем занят во всю
русскими удвоеные ресы
немцами огромное количество войск от лагеря варваров
и может быть греками если есть деньги и города одиночки
и ещё одной страной забыл название по моему турки что ли
их воины в море умеют защищатся

Читайте также: