Форма 2 3 учет для ип как его получить в ифнс

Обновлено: 07.07.2024

Прежде чем обратиться в Федеральную налоговую службу, следует убедиться, что Вы подготовили полный пакет документации, который понадобятся для регистрации.

Перечень требующихся документов:

  1. Заявление по форме Р21001 в одном экземпляре
  2. Заявление о переходе на УСН в трех экземплярах (если собираетесь применять данную систему налогообложения)
  3. Квитанция об оплате госпошлины
  4. Копия паспорта
  5. Копия ИНН (при наличии)

1.1 Подготовка заявления по форме Р21001

Существует два варианта заполнения специальной формы: от руки (внимательно проверяйте ошибки и описки, не допускайте исправлений) и при помощи онлайн сервиса (нужно скачать файл и распечатать его). Листы заявления рекомендуется скрепить между собой обычной скрепкой во избежание путаницы. Подпись на документах ставьте только в присутствии сотрудника налоговой службы. Не лишней будет подготовка дополнительного экземпляра, так как правильность заполнения зависит не столько от уровня грамотности, сколько от многих других нюансов. Единственная ошибка станет причиной для отказа в регистрации ИП без возврата суммы, затраченной Вами на оплату госпошлины. Поэтому, если у Вас возникают сомнения в возможности самостоятельного заполнения формы Р21001, предлагаем обратиться к нашему сервису, что гарантирует быстрый и верный результат.

1.2 Подготовка заявления о переходе на УСН

При выборе упрощенной системы налогообложения (УСН) (про различные системы налогооблjжения можете прочитать в этой статье), потребуется скачать бланк формы № 26.2-1 и заполнить его вручную или использовать для этого наш сервис, который проделает за Вас работу быстро и качественно. Такое заявление нужно подготовить в трех экземплярах и подать его одновременно с пакетом документов, подготовленным для регистрации ИП. Разрешается также, подача бланка формы № 26.2-1 в территориальную Федеральную налоговую службу, на что дается 30 дней, следующих после момента регистрации.

Важно! подавая данное заявление вместе с остальными документами, обратите внимание на его заполнение, так как в этом случае оно будет отличаться от того, что подают после регистрации.

1.3 Оплата госпошлины

Существует несколько вариантов оплаты: в отделении любого банка, на официальном сайте Федеральной налоговой службы в онлайн-режиме, или во время подачи документов – посредством терминала. Однако терминала в отделении ФНС может и не оказаться, надежнее заплатить пошлину заблаговременно.

Обязательно сохраните квитанцию, хотя, информацию об оплате госпошлины передают в государственную систему о государственных и муниципальных платежах и по закону от Вас не требуется предъявление квитанции при подаче документов, но некоторые сотрудники налоговой службы не знают этого. Проще показать квитанцию, чтобы оградить себя от ненужных споров.

1.4 Ксерокопия паспорта

1.5 Сделайте копию ИНН

Если Вы не являетесь обладателем ИНН, присвоение номера произойдет автоматически, на основании данных, предоставленных в документах на регистрацию ИП. Случается, что при подаче пакета документов от Вас потребуют написать заявление на присвоение ИНН, это можно сделать прямо в налоговой.

Важно! если Вам был присвоен ИНН, который Вы не указали в заявлении, в регистрации ИП будет отказано.

Запрещено предоставлять в регистрирующий орган документы с двусторонней печатью.

Шаг 2. Подача документов

Документы подаются в регистрирующую ФНС по месту жительства, что можно осуществить несколькими способами, о чем читайте ниже.

Важно! Документы подаются в регистрирующую налоговую службу, по адресу постоянной прописки. Территориальная и регистрирующая ФНС могут быть разными.

Чтобы не запутаться, куда именно отнести пакет документов, воспользуйтесь нашим сервисом, определяющим территориальную и регистрирующую Федеральную налоговую службу автоматически.

Способы подачи документов:

Лично или с помощью представителя. Если Вы подаете документы на регистрацию самостоятельно, приготовьтесь предъявить паспорт. «Лист Б» заполняется в присутствии инспектора. На нем Вы напишете свои фамилию, имя и отчество – если имеется, и поставите подпись. Подать документы можно также, через представителя. В этом случае, доверитель обязан подписать заявление о регистрации ИП в присутствии нотариуса, а не при сотруднике налоговой службы. Копию паспорта тоже нужно заверить нотариально.

Важно! Многофункциональные центры не принимают заявление о переходе на УСН, так как эта услуга не относится непосредственно к регистрации предпринимателя. Это заявление Вам нужно подать в территориальную ФНС после государственной регистрации.

Не стесняйтесь требовать от сотрудника МФЦ расписку о приеме документов. В случае отсутствия многофункционального центра в Вашем городе, регистрация осуществляется через налоговую службу.

Документы отправляются заказным письмом, после того, как работник почтового отделения произведет опись предоставленных документов. Когда сотрудник ФНС получит заказное письмо, он проверит содержимое письма по описи и Вам будет выслано уведомление о получении отправления адресатом.

Важно! После приема документов в ФНС Вы получите соответствующую расписку и один из экземпляров уведомления о применении УСН (если Вы его подавали), подписанную сотрудником налоговой службы.

Шаг 3. Получение документов

Заполняя заявление на оформление ИП, будущий предприниматель должен указать актуальный e-mail. На эту почту налоговая инспекция направит архив с документами в электронном виде, подписаннуый соответствующей усиленной квалифицированной подписью. Способ подачи заявления при этом роли не играет.

В бумажном виде готовые документы выдаются заявителю или его представителю по запросу в ФНС. Рассмотрим порядок действий при разных вариантах подачи документации.

  1. При подаче документов через налоговую инспекцию заявитель подает запрос о выдаче бумажных документов об оформлении ИП вместе с основным пакетом документов.
  2. В случае с МФЦ заключительные документы в бумажном виде выдаются по запросу через центр. Налоговая инспекция высылает электронные документы в МФЦ и заявителю на следующие сутки после завершения срока, отведенного на оформление ИП. Заявитель может запросить в центре распечатать бумажные документы, подтверждающие содержание электронных.
  3. Нотариус выдаст документы самостоятельно. На следующие сутки после завершения срока, отведенного на регистрацию, налоговая отправляет нотариусу и заявителю документы в электронном виде. Заявитель может запросить у нотариуса бумажный вариант документов и удостоверить их.
  4. При обращении через PonyExpress или DHL (только для Москвы – у данных операторов заключено соглашение с МИФНС № 46),заявитель подает соответствующий запрос вместе с документами на регистрацию. Заявителю будут доставлены итоговые документы курьером, если услуга по доставке включает данное условие.

Следует отметить, что способы получения оригиналов документов в бумажном виде пока не нашли свое отражение в практике. То, как это будет реализовано в действительности, на данный момент точно не установлено.

Налоговая инспекция выдаст Вам:

  1. Лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по форме № Р60009.
  2. Уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе, с указанием ИФНС, в которую Вам нужно будет предоставлять отчеты.
  3. В некоторых инспекциях Вам предоставят Письмо из Росстата, которое понадобится при открытии счета. В ином случае, его можно распечатать с сайта Росстата.
  4. Свидетельство о присвоении ИНН (если это не было сделано ранее).

Если Вы планируете, прием сотрудников на работу, придется встать на учет в ФСС. Вам нужно будет подать документы в соцстрах не позднее 30 дней после приёма на работу первого сотрудника.

Шаг 6. Открытие расчетного счета

Открытие расчетного счета в банке необходимо для проведения безналичных операций. Вам дается возможность выбора кредитно-финансовой организации с лучшим предложением. Советуем подойти к этому мероприятию со всей ответственностью.

Сервис предназначен для направления в электронном виде заявления физического лица о постановке на учет в налоговом органе (далее – Заявление) с целью получения Свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе (далее - Свидетельство) в виде бумажного документа при личном однократном посещении выбранного заявителем налогового органа.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СЕРВИСА:

ДЛЯ РАБОТЫ С СЕРВИСОМ:

Первичная выдача свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (содержащего сведения о присвоенном ИНН) осуществляется на основании Заявления без взимания платы.

При изменении фамилии, имени, отчества, пола, даты рождения, места рождения физическому лицу, имеющему Свидетельство, новое Свидетельство с указанием в нем присвоенного ранее ИНН выдается (направляется) бесплатно.

Получение нового Свидетельства с указанием в нем присвоенного ранее ИНН в случае изменения фамилии, имени, отчества, пола, даты рождения, места рождения физического лица, не является обязательным.

За повторную выдачу Свидетельства (в связи с утратой или утерей) взимается плата в размере 300 рублей, сформировать квитанцию для оплаты можно с помощью сервиса на сайте ФНС России Уплата госпошлины.

Свидетельство, выданное налоговым органом физическому лицу, в случае изменения его места жительства замене не подлежит.

Дополнительная информация

Для определения налогового органа по месту жительства (по месту пребывания – при отсутствии места жительства на территории Российской Федерации), иного налогового органа в целях получения Свидетельства можно воспользоваться сервисом Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции.

Кристина Шперлик

В 2021 году в порядке регистрации ИП произойдут некоторые изменения — они ускорят и упростят процедуру. Нужно будет использовать обновленную форму заявления, учитывать разные форматы подачи документов. По-прежнему придется внимательно заполнять документы и грамотно выбирать коды ОКВЭД.

За последние два года порядок регистрации ИП значительно изменился. В первую очередь на это повлиял Федеральный закон от 30.10.2017 № 312-ФЗ.

Общие правила и условия для регистрации ИП

  • При регистрации ИП налоговики и МФЦ взаимодействуют в электронном формате, без дублирования документов на бумаге.
    Это ускорило процесс регистрации: обратившись в МФЦ с заявлением о госрегистрации, заявитель получает ответ за то же время, что и при обращении в налоговый орган — за три рабочих дня при первичной регистрации.
    При обращении в налоговую ответ по госрегистрации можно получить по электронной почте, что исключает необходимость повторного посещения инспекции.
  • При повторной подаче документов на госрегистрацию из-за неполного комплекта документов или ошибок в оформлении не нужно платить госпошлину.
  • Информирование о предстоящей регистрации происходит через сайт ФНС: можно оформить подписку для получения информации на электронную почту.
  • Появились новые основания для отказа в регистрации. Это несоблюдение при оформлении документов требований, установленных Приказ ФНС РФ от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@, и подача документов с недостоверными сведениями (п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).
  • С 1 января 2019 года регистрация ИП стала осуществляться бесплатно, без государственной пошлины, но при условии, что необходимый для этого пакет документов подается в регистрирующий орган в электронной форме — через сайт ФНС или портал госуслуг. Соответствующие изменения в п. 3 ст. 333.35 НК РФ были внесены Федеральным законом от 29.07.2018 № 234-ФЗ.
  • Госпошлина не уплачивается и при подаче документов для государственной регистрации через МФЦ или нотариуса (Письмо Минфина РФ от 21.10.2020 № 03-05-04-03/91632).

Получение документов о госрегистрации ИП по электронной почте

Вы можете получить документы о регистрации ИП по электронной почте независимо от того, как было подано заявление в регистрирующий орган — на бумаге или в электронной форме.

Теперь при подаче документов на бумаге или их направлении через МФЦ или нотариуса документы о госрегистрации ИП будут выдаваться по электронной почте, которая указана в заявлении о регистрации.

Если бумажный аналог документов все же потребуется, то вы вправе обратиться с запросом в регистрирующий орган (в МФЦ или к нотариусу, направившему документы на регистрацию).

В 2021 году открыть ИП можно через мобильное приложение

С 25 ноября 2020 года вступил в силу новый регламент взаимодействия с регистрирующим органом при направлении электронных документов для регистрации ИП. Он утвержден Приказом ФНС РФ от 12.10.2020 № ЕД-7-14/743@.

Что важно учесть:

  • Документы на регистрацию ИП можно подать на сайте ФНС, через мобильное приложение «Личный кабинет предпринимателя» или на портале госуслуг.
  • Нотариусы, помимо всего прочего, могут воспользоваться системой межведомственного электронного взаимодействия и подключенной к ней единой информационной системой нотариата.

Как еще планируют упростить регистрацию ИП

Законопроект предусматривает дополнительные упрощения процедуры регистрации ИП, а именно вариант подачи заявления на госрегистрацию через личный кабинет налогоплательщика с использованием неквалифицированной электронной подписи.

Еще одна задумка — избавить граждан от необходимости представлять копию паспорта для регистрации ИП.

Новая форма для регистрации ИП в 2021 году

В 2021 году нужно использовать новую форму заявления о регистрации ИП – № Р21001, а также учитывать новые требования к его заполнению.
Изменения, утвержденные Приказом ФНС РФ от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@, действуют с 25 ноября 2020 года.

Но нужно отметить, что сама форма практически не изменилась — в ней лишь скорректировали названия строк для внесения адреса места жительства ИП и добавили возможность указывать электронную почту предпринимателя.

Способы подачи заявления и список документов для регистрации ИП в 2021 году

Чтобы зарегистрироваться в качестве ИП, нужно заполнить и подать в налоговую заявление по форме № Р21001 и приложить к нему копию паспорта и квитанцию об уплате госпошлины на 800 руб. (если документы на регистрацию подаются не в электронной форме).

Сформировать квитанцию можно на сайте ФНС с помощью сервиса «Уплата госпошлины». В некоторых регионах дополнительно требуют приложить копию свидетельства ИНН.

Для подачи документов можно выбрать наиболее удобный способ.

Подача документов лично

Нотариально ничего заверять не нужно. Заявитель лично сдает пакет документов в регистрирующий налоговый орган (в специально уполномоченном на регистрацию предпринимателей). Если с документами все в порядке, то через три рабочих дня документы направят в ваш адрес и по почте.

Через представителя по нотариальной доверенности

Пакет документов на регистрацию ИП сдает и получает доверенное лицо предпринимателя. В этом случае необходимо обратиться к нотариусу, чтобы заверить форму заявления № Р21001, копию всех страниц паспорта предпринимателя и сделать нотариальную доверенность на представителя, который будет подавать и получать документы.

Через МФЦ

Пакет документов можно подать через отделения МФЦ, которые обычно находятся ближе, чем регистрирующая налоговая. Документы предоставляются налоговым органом по месту постоянной регистрации. Забрать их можно лично или через представителей, также возможна отправка по почте. Лучше информацию о предоставлении этой услуги в конкретном МФЦ уточнить заранее на сайте МФЦ.

У такого способа регистрации есть минус: сотрудники МФЦ могут не знать о требованиях к документам на регистрацию и поэтому не ответят на вопросы заявителей. Плюсом регистрации является то, что МФЦ много и очереди в них меньше, чем в налоговой.

Кристина Токарева
Руководитель отдела регистрации бизнеса компании Urvista

Электронный вариант

Если у вас есть электронная подпись, то документы в налоговый орган можно передать удаленно. Достаточно выбрать наиболее удобный для этого способ: на сайте ФНС, через мобильное приложение «Личный кабинет предпринимателя» или на портале госуслуг.

По почте с объявленной ценностью и описью вложения

При данном способе подачи документов заявление на регистрацию ИП и копия паспорта также подлежат обязательному заверению у нотариуса.

Какие документы получает ИП

После регистрации ИП предприниматель получает лист записи ЕГРИП и уведомление о постановке на налоговый учет. Дополнительно может быть выдано свидетельство о постановке на налоговый учет при условии, если до регистрации ИП его не получал.

С 1 января 2017 года свидетельство о государственной регистрации ИП (ОГРНИП) больше не выдается, а свидетельство о постановке на налоговый учет (ИНН) выдается не на защищенном бланке налоговой, а на обычном листе А4.

Отказать регистрировать ИП могут, если вы подали документы не в ту налоговую, отдали неправильно заполненную форму на регистрацию или претендуете на запрещенные виды деятельности. Бывают, конечно, уникальные отказы: если ИП забыл, что уже является ИП, и подает документы снова или если суд признал заявителя банкротом.

Кристина Токарева
Руководитель отдела регистрации бизнеса компании Urvista

Выбор кодов ОКВЭД: советы экспертов

Стоит помнить о необходимости использования кодов по ОКВЭД 2.

  • Обратите внимание не только на текущую деятельность, но и на то, чем собираетесь заниматься в будущем.
    По словам Ильи Сергеева, юриста компании Модуль.Бухгалтерия, для удобства лучше всего указать как можно больше кодов ОКВЭД, чтобы потом при смене рода деятельности не пришлось их дополнять, иначе придется снова подавать документы в налоговую.
  • Уточните, не подлежит ли деятельность, выбранная вами, лицензированию.

Илья Сергеев
Юрист компании Модуль.Бухгалтерия

  • Выберите основной код ОКВЭД, с которого планируете извлечение максимальной прибыли. Дополнительных ОКВЭД может быть сколько угодно, но лучше ограничиться тем перечнем видов деятельности, которыми вы действительно будете заниматься. Вид деятельности должен содержать не менее четырех цифр, иначе налоговая откажет в регистрации.

Помните, что налоговая служба наказывает за неправильное заполнение формы, даже за лишний пробел. Существуют определенные требования к заполнению, но не все их читают либо часто трактуют неверно.

Кристина Токарева
Руководитель отдела регистрации бизнеса компании Urvista

Обратите особое внимание на основной код ОКВЭД, если планируете нанимать работников, так как с их зарплаты отчисляются страховые взносы.

Взносы «на травматизм» зависят от основного кода ОКВЭД. Чем более «рискованным» он будет, тем выше окажется тариф взносов. От выбранных кодов ОКВЭД не зависит ваша система налогообложения, величина налогов и количество отчетности.

Дарья Сергеева
Эксперт интернет-бухгалтерии «Контур.Эльба»

Подготовьте документы для регистрации ИП бесплатно! Найдите свой бизнес с привычным названием, а мы предложим подходящие ОКВЭДы.

Что делать после регистрации ИП

Мария Макеева, владелица мини-фермы «Фермарево» (Новгородская область) объясняет алгоритм действий после регистрации ИП.

Выберите систему налогообложения

По умолчанию для ИП устанавливается общая система налогообложения с необходимостью сдавать бухгалтерскую отчетность и декларации по нескольким видам налогов.

Если хочется упростить себе задачу и начать с малого, то придется сразу предупредить налоговую о своем желании выбрать один из спецрежимов — УСН или ПСН. На это дается 30 дней с момента регистрации ИП. Уведомление о выборе УСН или ПСН можно сразу подать в пакете с заявлением на регистрацию.

Откройте расчетный счет

Расчетный счет не нужен, если планируется получение от клиентов наличных платежей и общая сумма сделок не превышает 100 000 руб. Если же надо принимать платежи в интернет-магазине и через POS-терминалы с карт покупателей или переводы от других ИП и юридических лиц, то без счета в банке не обойтись.

Оповещать налоговую инспекцию об открытии расчетного счета не нужно, кредитные учреждения сами сообщат всю информацию о счетах клиентов.

Зарегистрируйте кассовую технику

Кассовый аппарат потребуется тем, чей бизнес связан с торговлей. Но предпринимателям нужно обратить внимание на Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ, который с 1 июля 2019 года обязывает использовать онлайн-кассы целому ряду ИП при расчетах с населением, при оказании услуг населению, а также занятым в рознице и общепите.

С 1 июля 2021 года онлайн-кассы обязаны будут применять ИП без сотрудников на всех налоговых режимах, которые:

  • продают товары своего производства;
  • оказывают услуги;
  • выполняют работы.

Контролируйте бизнес удаленно: настройте уведомления о работе кассы, смотрите, когда кассиры открывают и закрывают смены.

Получите лицензии и необходимые разрешения

Лицензия требуется предпринимателям, чтобы таксовать, заниматься образовательной деятельностью с наймом педагогических работников, организовывать частный сыск и охрану. Весь список лицензируемых видов деятельности можно посмотреть в ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ.

Согласовывать нужно и другие виды деятельности. Так, ИП должен получить добро от СЭС, МЧС, экологических служб и других проверяющих, чтобы открыть производство продуктов питания, кафе или торговать оптом детскими игрушками. Заняться оформлением разрешений и получением согласований нужно еще до начала работы, чтобы избежать штрафных санкций.

Встаньте на учет в ПФР и ФСС в качестве работодателя

Зарегистрироваться в ФСС в качестве страхователя-работодателя нужно в течение 30 календарных дней после найма первого сотрудника по трудовому договору.

Регистрироваться в ПФР после найма первого сотрудника не нужно. Налоговой станет известно об этом из квартальной отчетности по взносам.

Разберитесь с отчетностью

Чтобы не нарваться на штраф, нужно сразу же предусмотреть сохранение всей первичной документации, соблюдать кассовую дисциплину, документально сопровождать любые сделки.

Ошибки и сложности в регистрации ИП

ИФНС может отказать в процедуре госрегистрации из-за неправильно заполненного заявления. Поэтому необходимо четко руководствоваться указаниями по заполнению документов, внимательно изучить образец заполнения, в случае возникновения вопросов обратиться за консультацией в налоговую службу.

К числу наиболее распространенных ошибок при заполнении заявления относятся грамматические ошибки, неточности, опечатки, нарушение правил форматирования текста, незаполнение необходимых полей и неуказание ИНН при его наличии..

Алексей Головченко
Управляющий партнер юридической компании «ЭНСО»

Если вы как ИП намерены осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, отказ в регистрации может быть связан с судимостью или уголовным преследованием за определенные категории преступлений.

Айрат Ахметов
Руководитель юридического отдела «Центра бизнес-услуг»

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Ирина Одарич

С 8 июля 2021 года в России заработала система прослеживаемости. По операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, нужно каждый квартал отчитываться в налоговую. Специальная форма подается в электронном виде по ТКС. Разберемся, кто должен сдавать отчет и какие данные в нем следует указывать.

Из статьи вы узнаете:

Кто участвует в системе прослеживаемости

Организации и ИП на любых системах налогообложения, которые покупают, продают прослеживаемые товары и совершают с ними другие операции, обязаны выполнять требования национальной системы прослеживаемости. Они признаются участниками оборота таких товаров (п. 2 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 № 1108).

Система прослеживаемости заработала с 8 июля. Ее действие начинается с момента ввоза импортного товара на территорию РФ, а заканчивается при выбытии такого товара: продаже физлицу, утилизации, передаче в производство, экспорте (п. 3, 4 Положения о прослеживаемости).

Определить, является ли товар импортным, можно из технических документов, полученных от продавца: паспорт товара, спецификация, сертификат соответствия. В них указывается страна происхождения (Письма ФНС от 19.08.2021 № ЕА-4-15/11700@, от 12.05.2021 № ЕА-4-15/6469@).

Если установить происхождение товара не удалось, его можно не вводить в систему прослеживаемости. Но объяснять причины и собирать доказательства того, что установить страну происхождения невозможно, придется организации.

Форма, формат и срок сдачи отчета

Форма, формат и порядок заполнения отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, утверждены приказом ФНС России от 08.07.2021 № ЕД-7-15/645@.

Отчет об операциях представляется не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Первый раз участники прослеживаемости будут сдавать отчет по итогам 3 квартала 2021 года — до 25 октября 2021 года.

Если в течение квартала операций с прослеживаемыми товарами не было, нулевой отчет подавать не нужно (п. 2.3 ст. 23 НК РФ, п. 32 Положения о прослеживаемости).

Сдается отчет в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО.

Отчет об операциях подает головная организация в ИФНС по месту учета. В него включаются соответствующие операции с прослеживаемыми товарами и головной организации, и ее российских обособленных подразделений.

Какие операции включать в отчет по прослеживаемости

Отчет об операциях сдают следующие участники системы прослеживаемости:

  1. Организации и ИП на спецрежимах (кроме ЕСХН с освобождением от НДС) и на ОСНО при освобождении от НДС. Они подают отчет при покупке, продаже, совершении посреднических и иных операций с прослеживаемыми товарами.
  2. Организации на ОСНО, если операция с прослеживаемыми товарами не попала в декларацию по НДС. Отчет следует подать, например, при покупке подконтрольного товара у упрощенца или освобожденного от НДС контрагента, которые не выставляют счета-фактуры. Аналогично отчет подается при передаче товара в производство, утилизации, утрате товара, так как эти операции не могут быть отражены в книге покупок и продаж.

В отчет об операциях добавлены коды видов операций (КВО), они разделены на блоки и виды для всех участников системы, применяющих разные налоговые режимы. Это сделано, чтобы компаниям было проще ориентироваться и разделять операции, а налоговой проводить сверку между всеми участниками прослеживаемости.

КВО отражены в приложении 1 к Порядку заполнения отчета (Приказ ФНС от 08.07.2021 № ЕД-7-15/645). Пояснения по ним смотрите в таблице ниже.

Образец заполнения отчета об операциях с прослеживаемыми товарами

ИП в 2020 году для предпринимательской деятельности приобрел импортные товары — монитор, холодильник и стиральную машину. После 8 июля на все три вида товаров были направлены уведомления об остатках. А также в 2021 году с ними совершены следующие операции:

  • 1 сентября 2021 года — холодильник передан в качестве вклада в уставный капитал ООО «Альфа», что подтверждает УПД № 12 от 01.09.2021. Данная операция попадет в отчет с КВО 13.
  • 5 сентября 2021 года — монитор передан в производство, что подтверждает акт приема-передачи № 64 от 05.09.2021. В ходе производства монитор изменил свои первоначальные свойства и стал неотделимой частью POS- системы, поэтому данная операция будет отражена в отчете с КВО 01. В строках 7, 8 и 9 ИП укажет свои реквизиты, так как контрагента в данном случае нет (пп. ж п. 10 порядка заполнения отчета об операциях).
  • 15 сентября 2021 года — стиральная машина утилизирована в связи с выявленными дефектами не подлежащими ремонту. Первичный документ — акт утилизации № 27 от 15.09.2021. Для данной операции предусмотрен КВО 02.

ИП в данном случае может применять любую систему налогообложения, эти операции в любом случае попадут в отчет.

Отчет об операциях с прослеживаемыми товарами за 3 квартал 2021 года будет заполнен так:



Ответственность за непредставление или ошибки в отчете об операциях

Меры ответственности за нарушение правил системы прослеживаемости начнут применяться с 1 июля 2022 года. Ожидаемый размер штрафа за несдачу, опоздание со сдачей и ошибки в отчете — 1000 рублей.

До 1 июля санкций не будет, но игнорировать сдачу отчетов не следует. Если налоговый орган выявит расхождения между вашими данными и данными других участников прослеживаемости, он истребует для проверки счета-фактуры или другие документы с реквизитами прослеживаемости.

Коды видов операций в отчете об операциях с прослеживаемыми товарами

КВО отражены в приложении 1 к Порядку заполнения отчета (Приказ ФНС от 08.07.2021 № ЕД-7-15/645).

Операции прекращения прослеживаемости

КВО Название операции Кто отражает Примечание
01 Передача товара в производство и на переработку Все организации и ИП Товары теряют или меняют свои первоначальные характеристики или становятся неотделимой частью другого товара.
Передача товара сотрудникам для использования в основной деятельности не является передачей товара в производство. Например, при передаче мониторов сотруднику для работы товар не выбывает из системы (письмо Минфина от 23.08.2021 № 27-01-22/67650)
02 Захоронение, утилизация, обезвреживание, уничтожение товара Все организации и ИП Попадает под пристальное внимание налоговой
03 Уничтожение, утрата товара в результате действия непреодолимой силы Все организации и ИП Попадает под пристальное внимание налоговой
04 Продажа товара физлицам для личных нужд и самозанятым Участники на спецрежимах и освобожденные от НДС Если товар приобретен физлицом для организации (ИП) по доверенности, прослеживаемость сохраняется. При этом физлицо сообщает, что покупает товары не для личных нужд (письмо Минфина от 23.08.2021 № 27-01-22/67650).
Если физлицо, приобретая товар, не сообщит, что представляет организацию, и не покажет доверенность, то операция будет оформлена как продажа в розницу. Тогда прослеживаемость товара прекратится (пп. «в» п. 4 Положения прослеживаемости, Письмо Минфина от 23.08.2021 № 27-01-22/67650)
05 Вывоз товара в режиме экспорта или реэкспорта Участники на спецрежимах и освобожденные от НДС Если организация на ОСНО, экспортные операции с реквизитами прослеживаемости будут отражены в декларации по НДС и попадут в книгу продаж, поэтому отчет по ним сдавать не потребуется
06 Безвозмездная передача товара физлицам и самозанятым Участники на спецрежимах и освобожденные от НДС Безвозмездная передача товара облагается НДС и отражается организациями на ОСНО в книге продаж
07 Конфискация товара государством Все организации и ИП х
08 Реализация товара дипломатическим представительствам и консульским учреждениям Участники на спецрежимах и освобожденные от НДС х
09 Недостача товара, выявленная при инвентаризации Все организации и ИП х

Операции возобновления прослеживаемости

КВО Название операции Кто отражает Примечание
10 Выявление товаров при инвентаризации Все организации и ИП х
11 Возврат товаров покупателями-физлицами самозанятыми Участники на спецрежимах и освобожденные от НДС Организации на ОСНО отразят эту операцию в книге покупок.
Возобновление прослеживаемости товара осуществляется по тому же РНПТ, который был присвоен ему до выбытия по причине реализации
12 Возврат неиспользованных товаров на производстве Все организации и ИП Возобновление прослеживаемости товара осуществляется по тому же РНПТ, который был присвоен ему до передачи в производство

Операции при передаче (получении) имущества (товара), не связанные с реализацией или безвозмездной передачей

  • в связи с внесением вклада в имущество организации, в том числе взнос в имущество в целях увеличения чистых активов;
  • при передаче товара в качестве вклада по договору инвестиционного товарищества или паевых взносов в паевые фонды кооперативов;
  • при передаче имущества в качестве вклада по договору простого товарищества, в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ;
  • при реорганизации юрлица

Операции при приобретении (получении), реализации (передаче)

  • на спецрежимах и освобожденные от НДС;
  • плательщики НДС при реализации, передаче в собственность на безвозмездной основе товаров, не признаваемых объектом налогообложения по НДС по п. 2 ст. 146 НК РФ и (или) освобожденных от налогообложения по ст. 149 НК РФ
  • на спецрежимах и освобожденные от НДС;
  • плательщики НДС при приобретении (получении) товаров у участников оборота на спецрежимах или освобожденных от НДС;
  • плательщики НДС при приобретении (получении) товаров, не признаваемых объектом налогообложения по НДС по п. 2 ст. 146 НК РФ и (или) освобожденных от налогообложения по ст. 149 НК РФ
  • на спецрежимах и освобожденные от НДС;
  • плательщики НДС при приобретении (получении) товаров у участников оборота на спецрежимах или освобожденных от НДС
  • на спецрежимах и освобожденные от НДС;
  • плательщики НДС при приобретении (получении) товаров у участников оборота на спецрежимах или освобожденных от НДС

Операции с посредниками

  • при приобретении комиссионером (агентом) товара у участника, применяющего спецрежим или освобожденного от уплаты НДС
  • когда комитент (принципал) применяет спецрежим или освобожден от НДС
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: