Disco elysium сюжет

Обновлено: 05.07.2024

Разработчики из студии ZA/UM объявили о том, что с сегодняшнего дня ролевая игра Disco Elysium – The Final Cut доступна на всех актуальных платформах — состоялся релиз на Xbox ($39,99) и Switch (3599 руб). А ещё Disco Elysium готовится отмечать вторую годовщину — изначально игра вышла 15 октября 2019 года.

За прошедший год разработчикам удалось выполнить много поставленных задач. Помимо выпуска The Final Cut, они также дополнили игру новыми локализациями (в том числе и на русский), обновили сайт, запустили собственный магазин с мерчем и своё отелье, а также открыли временный магазин в Лондоне.

Ещё одним достижением можно считать то, что Disco Elysium вновь заняла первое место в списке топ 100 лучших игр журнала «PC Gamer» — второй год подряд.

Кстати, прямо сейчас ролевую игру про детектива-пьяницу можно купить в Steam всего за 398 руб — акция по случаю двухлетия игры завершится 18 октября. Напомним, что версии для PlayStation и Xbox выйдут на физических носителях 9 ноября, а для Nintendo Switch — в 2022 году.

Disco Elysium - что это за игра, трейлер, системные требования, отзывы и оценки, цены и скидки, гайды и прохождение, похожие игры

Текстовая RPG с изометрической камерой и point-and-click интерфейсом Disco Elysium получила мировое признание благодаря сюжету и необычному ролевому отыгрышу. Игроков ждет запутанный детектив с получасовыми диалогами, неожиданными поворотами сюжета и вариативным прохождением каждой сцены. Боевой системы, как в современных RPG, нет. Все геймплейные действия и сражения — через диалоги и проверки навыков, а фишкой Disco Elysium стали споры навыков героя в его голове.

Содержание

Видео

Disco Elysium: Final Cut Trailer:


Скриншоты

Несколько лучших скриншотов из Disco Elysium:

Последние и новые скриншоты смотрите в галерее.

Системные требования

Минимальные системки для игры:

  • Windows 7
  • Процессор: Intel Core 2 Duo
  • 2 ГБ ОЗУ
  • 20 ГБ HDD
  • C поддержкой DirectX 11 Видеопамять: 512 МБ
  • DirectX 11
  • Клавиатура, мышь

Подробные и рекомендуемые требования к PC ищите на странице системных требований для Disco Elysium.

Даты выхода

Disco Elysium уже вышла на PC, PlayStation 5, Xbox Series X, PlayStation 4, Xbox One, Nintendo Switch, Stadia.

    , Nintendo Switch, Xbox One (Весь мир) — 12 октября 2021 , PlayStation 5Stadia (Весь мир) — 30 марта 2021 (Весь мир) — 15 октября 2019

Полный список дат выхода и платформ смотрите на странице релизов.

Где купить игру со скидкой?

VGTimes ищет и сравнивает цены на Disco Elysium в разных магазинах, чтобы вы могли купить игру дешевле, чем в Steam, PS Store и других официальных сервисах дистрибуции.

Сейчас Disco Elysium продается в таких магазинах, как Steam, Plati, PS Store и других. Самая низкая цена, которую нам удалось найти - 398 рублей. Игру можно активировать в GOGSteam.

Вот некоторые актуальные предложения:

    в магазине Steam за 398 руб в магазине Steam за 573 руб в магазине Plati за 460 руб в магазине Epic Games Store за 725 руб в магазине GOG за 399 руб

Еще больше скидок и вкусных цен ищите здесь.

Предыстория мира

Disco Elysium - Предыстория мира

Основой игры стала выдуманная Робретом Курвицом фантастическая реальность Элизиум, в которой жизнь существует лишь на Изолах (островах и архипелагах), разделенных Серостью (всепожирающим Ничто), через которую все же можно путешествовать с риском для жизни. Изолы плотно заселены людьми, чей образ и культура взяты от англичан, немцев, французов, китайцев, корейцев и других народностей.

Человечество в Элизиуме прошло похожие на земные этапы развития, но сам процесс шел иначе, поэтому огнестрельные пистолетты, примитивные мотокареты и аэростаты соседствуют с атомной энергией, радиосвязью, электроникой и компьютерами. Общество, после веков феодализма, бурлит новыми политическими течениями: анархизмом, демократией, коммунизмом, либертарианством и фашизмом.

Игрок попадает в Ревашоль: некогда могущественный город-государство, влиявший на весь Элизиум, но разрушенный в ходе гражданской войны и последовавшей за ней длительной иностранной оккупацией. За десятилетия массовых репрессий, подавления несогласных и жесткого полицейского контроля, процветающий мегаполис превратился в руины.

Портовый район Мартинез, где происходит действие Disco Elysium, не исключение. Криминальные банды, частные корпоративные армии, толпы наркоманов, стаи диких животных, гниющие остовы заводов и разваливающиеся гетто с миллионами жителей — привычная тут картина. Местная милиция, в чьих рядах состоит главный герой, едва отрабатывает 10% преступлений.

Открытого мира как такового нет. Мартинез представлен множеством небольших локаций, выступающих статичным фоном для повествования (даром что все выглядит как акварель). Задача игрока — оглядеть локацию, прокликать каждую точку интереса и не упустить детали. Внимательное изучение мира очень поможет, ведь по мере прохождения открываются новые локации, а в уже исследованных что-то может измениться.

Игровой процесс

Disco Elysium - Игровой процесс

Disco Elysium многое берет от RPG старой школы. Её ролевая механика построена на сопоставлении навыков героя и условий диалога или ситуации, активные и пассивные проверки идут постоянно. При низких статах в диалоге просто не появятся дополнительные варианты, либо герой не заметит важные детали.

Но даже с высокими параметрами есть шанс не пройти проверку — каждый раз бросается кубик и это добавляет неопределенность. Вдобавок, с ростом навыков легче подхватить негативный эффект, например, паранойю. Однако провал проверки, усилиями команды сценаристов, просто открывает другое развитие событий, а потому не воспринимается с отторжением.

У персонажа есть инвентарь, куда попадают записки, улики и разные предметы с положительными и отрицательными бонусами к навыкам, вроде вредных веществ и одежды. Последняя — своего рода экипировка, с её помощью можно подогнать статы под текущие нужды и просто стильно выглядеть.

От начала и до конца прохождения нужно постоянно принимать решения, что окажет влияние как на дальнейшее развитие событий, так и на концовку. Всего их 15, но только 1 финал красивый и правильный, все остальные преждевременные. Как именно выполнять задания, игрок решает сам — убалтывать в диалогах, лезть в драку или по-тихому собирать улики.

Развитие героя

Disco Elysium - Развитие героя

Детектив Гарри Дюбуа прибывает в Мартинес с задачей расследовать странное убийство. Почти раскрыв дело у него внезапно случается жизненный кризис, он уходит в глубокий запой, выйдя из которого не помнит ничего, кроме умения общаться. С этого момента и начинается игра.

Дюбуа предстоит не только заново раскрыть дело (основной квест), но и восстановить память, а еще разобраться, что на самом деле происходит в Мартинесе. Вторичных квестов достаточно, они разносторонние: несчастная жизнь самого Гарри, политическая борьба в Ревашоле, проделки паранормальщины, и по проработке не уступают основному.

Система развития Metric предлагает 24 навыка, закрывающие большинство привычных для детектива действий: от мозгового штурма собранных улик до банального допроса с пристрастием. Всё это держится на 4 основных характеристиках (сила, моторика, интеллект и душа), просто в каждой — линейка из 6 свойств. Потому каждый вкачанный балл прокачки многое меняет.

Голые числа далеко не всё, ведь каждый навык — это своего рода советчик в голове Дюбуа, с возможностью вклиниться в диалог или ситуацию. «Эмпатия» предложит не давить на собеседника, «Драма» подметит ложь, «Логика» попросит уточнить детали. Нередко тот или иной навык всплывает в самых неочевидных ситуациях, так как игра постоянно делает проверки.

Новшество Disco Elysium — целая механика, отвечающая за мыслительную деятельность. В голове Дюбуа постоянно крутятся мысли, они появляются после диалогов и визуального анализа, либо в ходе спора навыков меж собой. Мысль можно обдумать, поместив её в специальный слот в «кабинете мыслей».

Пока соображалка работает, герой получает один перк, когда развитие мысли заканчивается, он меняется на другой. Заранее неизвестно, что содержится в мысли, так что Гарри может начать с бонусом, а по итогу нарваться на штраф и тяжелую депрессию. Последнее, в свою очередь, откроет отдельный квест. Мысли можно как принимать, так и отторгать, тратя на это очки прокачки.

Сюжет

Disco Elysium - Сюжет

Базисом для повествования Disco Elysium стал мир, полный проблем (вызванных жизнью в нищите и разрухе) и противоречий (политических, экономических, этнических, языковых и прочих) общества, застрявшего на уровне 70-х годов XX века. Надстройкой сюжета стала ролевая система.

Вместе они создали увлекательную и проработанную «живую историю», все грани которой можно увидеть лишь на третьем прохождении. И при этом никакого опостылевшего «спасения мира», сугубо локальная история. Повествование настолько продумано, что персонажи и ситуации адекватно подстраиваются под билд главного героя и его решения.

Идеалист найдет все улики, накажет всех виновных и под аплодисменты коллег раскроет дело, попутно заручившись поддержкой множества здешних обитателей. Анархист же переругается с одной половиной персонажей, но заведет новых друзей среди расистов и алкоголиков, а еще будет вышвырнут из милиции за сотрудничество с криминалом и взятки.

При этом как бы персонаж не чудил, он всегда доберется до финала, самостоятельно или движимый игрой, ведь основной сюжет толком не меняется. Зато во всем остальном каждое прохождение будет уникальным. Но придется читать. Много читать. Компенсировать это может слог удивительной силы: обычные фразы способны довести до слез своей глубиной и эмоциональностью.

Интересные особенности:

Disco Elysium - Интересные особенности

  • Для лучшего понимания игры стоит ознакомиться с тысячами лет вымышленной предыстории Элизиума;
  • Удивительное внимание к деталям — модная одежда, брошенное слово или мимолетное деяние может иметь последствия;
  • У Disco Elysium уникальный визуальный стиль «масляной живописи», псевдотрехмерности и примитивизма в графике.

Похожие игры

Игры как Disco Elysium - похожие

Вот несколько игр, которые больше всего похожи на Disco Elysium:

Смотрите весь список похожих игр здесь и выбирайте, какая из представленных игр больше всех напоминает Disco Elysium. Там же вы сможете добавить новую игру в список похожих.

Disco Elysium выросла из доморощенной партии в Dungeons & Dragons, которую создатели игры вели на протяжении многих лет, — и это заметно с первых минут.

Прямым текстом

Disco Elysium. Сорокаградусный детектив

Disco Elysium. Сорокаградусный детектив
Disco Elysium. Сорокаградусный детектив
Disco Elysium. Сорокаградусный детектив

В рубрике «Прямым текстом» авторы выражают исключительно собственное мнение, которое может не совпадать с мнением редакции (а может и совпадать). Они вольны делать это как угодно и в любом удобном для себя формате. Здесь можно всё.

Мой персонаж просыпается скрюченным на полу какой-то комнаты в одних трусах. Окно разбито, кровать больше похожа на свалку радиоактивных отходов, а дверь в ванную снята с петель. Держась за голову, он пошатываясь подходит к зеркалу и с ужасом понимает, что не узнаёт своё лицо. В отражении типичная опухшая морда запойного алкоголика: мешки под глазами, отросшие бакенбарды, дурацкая пошловатая ухмылка.

Кое-как одевшись (второй ботинок так и не удалось найти), герой выходит в просторный коридор. Облокотившись на перила, в паре метров от двери курит мертвецки уставшая, но невероятно красивая девушка. Это любовь с первого взгляда: мой подпитый Казанова очарован. Цветастый галстук на шее подсказывает (буквально подсказывает — голосом), что пора произвести на неё впечатление, поэтому изо рта романтичного алкаша вылетают проникновенные, чётко выверенные слова: «Я хочу сделать с тобой секс».

— Ого, — говорю уже я сам, чуть не поперхнувшись чаем. — А игра-то хороша.

Очень плохой лейтенант

Disco Elysium умеет произвести впечатление: всё, что я рассказал выше, происходит в первые пять минут игры (включая говорящий галстук, который постоянно даёт дурные советы). Но чем дальше продвигаешься, тем сложнее становится рассказать о ней нечто внятно. Представьте, что главным героем пиксаровской «Головоломки» выступает не девочка-подросток, а самый грязный, самый отвратительный коп на свете — как персонаж Джеймса Макэвоя из «Грязи», только в несколько раз хуже. Согласитесь, такое произведение сложно вписать в стандартные жанровые рамки.

Тем не менее Disco Elysium хоть и номинально, но всё же RPG. В роли потрёпанного жизнью копа вы прибываете в захолустный городок Мартинез, чтобы расследовать убийство: неизвестного мужчину линчевали, буквально повесив на суку напротив хостела, где вы остановились. Задача вроде бы понятная, но есть несколько загвоздок. Первая — местные жители в большинстве своём терпеть не могут служителей закона (а посему ласково называют полицейских «свиньями»); совсем недавно здесь отгремела кровопролитная война, и многие раны ещё не зажили. Вторая — к вам, невзирая на все ваши протесты, приставили ужасно занудного напарника из соседнего полицейского участка.


Не все детективные методы можно назвать ортодоксальными. Если висельник что-то скрывает, почему бы не расспросить его самого?

И наконец, третья и главная проблема: главный герой так знатно отдохнул прошлой ночью, что напрочь ничего не помнит. У него вполне серьёзная, клиническая, потеря памяти — похмельный детектив не знает, кто он, где он, в каком обществе живёт и, хуже всего, как вообще расследовать преступления. Поэтому параллельно с расследованием убийства вам надо ещё и разобраться, кем вы были прежде, чем нечеловеческие объёмы алкоголя размыли вашу память. Либо, при желании, оставить прошлое в покое и стать совершенно новым человеком. Начать с чистого, пропахшего спиртом листа.





Развитый навык визуализации позволяет реконструировать сцены из прошлого — и никакие бэт-гаджеты не нужны. Вроде бы совсем не новая идея, но реализовано эффектно

Добиться всех этих целей можно лишь одним способом — общением с людьми. В Disco Elysium вообще нет боевой системы; все проблемы, как правило, решаются либо разговорами, либо исследованием локаций. В конце концов, главные герои — детективы, поэтому и заниматься в игре нужно традиционно «детективными» вещами: опрашивать свидетелей и подозреваемых, добывать информацию, анализировать улики и места преступлений.

Но, как ни странно, чаще всего вы будете общаться не с другими людьми, а с самим собой.

Ты — свой самый худший враг

В Disco Elysium вместо привычных силы, ловкости или харизмы вы прокачиваете не навыки и характеристики, а разные… скажем так, аспекты homo sapiens. Интеллект, психику, физиологию, моторику. Первый, например, отвечает не за «ум» в целом, а за ряд очень специфических умений и параметров: начитанность, логика, риторика, творческое мышление. Точно так же психика влияет на эмпатию и здравомыслие; моторика — на собственно мелкую моторику, остроту зрения и собранность. А физиология — на болевой порог, выносливость и нервную систему. И все эти вещи нужно прокачивать отдельно.


Авторы ни капли не стесняются показывать свои источники вдохновения. Навык «Внутренняя империя», к примеру, назван в честь одноимённого фильма Дэвида Линча и отвечает за соответствующе странные вещи. Например, разговоры с неодушевлёнными предметами

Нужно ли ролевой игре столько разных мелочей? В большинстве случаев нет — например, именно поэтому трилогия Shadowrun от Harebrained Schemes на порядок упростила оригинальный настольный движок. В формате компьютерной RPG, где мастер не может на лету менять сюжет, сделать каждую характеристику важной и нужной физически не получится — какие-то будут обречены на бесполезность. И Disco Elysium тоже не до конца справляется с этой проблемой: каждый из доступных навыков так или иначе пригодится, но, скажем, скорость реакции нужна далеко не так часто, как убеждение.



К проверкам разработчики подошли с умом: многие можно облегчить, если предварительно подготовиться. В данном случае снять галстук с вентилятора будет легче, если вентилятор выключить

Впрочем, игру почти не хочется за это ругать. Разработчики из студии ZA/UM растеклись мыслью по древу не просто чтобы быть «не как все», а с одной очень любопытной целью. Они хотели показать, как ваш персонаж мыслит и воспринимает окружающий мир.

Главный герой Disco Elysium ни на секунду не перестаёт думать, и совершенно неважно, чем он в этот момент занимается: собирает стеклотару в рваный мешок (без шуток, это один из способов заработать на ночлег), смотрит в зеркало или проводит полевое вскрытие трупа, предварительно закинувшись стимуляторами. Когда вы исследуете город, рядом с ним регулярно возникают «облачка» с мыслями — какими-нибудь отвлечёнными лирическими наблюдениями. Что от морского воздуха кружится голова, что вдали слышен гул машин, а на вечернем небе из-за светового загрязнения не видно звёзд. Эти мелочи делают и героя, и окружающий мир более объёмными, потому что подобные вставки задействуют сразу несколько органов чувств. Они показывают, что герой, оказывается, живёт и дышит даже за пределами сюжетных сцен.


У художников ZA/UM поразительное чувство вкуса. Даже с учётом блёклых красок картинка изобилует деталями и смотрится очень живо. Всё рисовали вручную, а 3D-модели обвели постфактум, чтобы они не контрастировали с задниками

Более того, навыки, которые вы прокачиваете, общаются с вами, будто отдельные персонажи с собственными характерами. К примеру, вы решили допросить кучку выпивающих грузчиков — и в диалог вклинивается ваш «авторитет», чувство власти. Он подсказывает, кто из этих верзил в банде главный, кто пользуется наибольшим уважением. А через пару минут, когда вы начинаете на них давить, в дело включается зрение — оно подмечает, что вон тот толстяк в углу явно нервничает и вот-вот расколется.

Иногда два навыка интерпретируют одну и ту же вещь совершенно по-разному, и при этом оба могут быть одинаково правы — или одинаково ошибаться. Эта девушка вжала голову в плечи потому, что ощущает тяжкий груз вины, или ей просто неприятно общаться с каким-то придурком из полиции? Ответа нет — можно лишь выбрать, к какой из эмоций прислушаться, а какую отмести.


Если сразу три навыка начинают спорить не с вами, а друг с другом, дело явно нечисто

Некоторые RPG с хорошими сценариями позволяют очень быстро проникнуться симпатией к персонажу на экране, но на моей памяти только Disco Elysium давала шанс по-настоящему заглянуть ему в душу. И вот тут как раз и начинается настоящий отыгрыш: видя мысли и желания героя, вы начинаете принимать решения на их основе. А значит, лучше входите в роль — ведь теперь вы заботитесь в первую очередь об интересах своего бедняги-подопечного, а не о том, чтобы закрыть квест самым «правильным» путём, как это часто случается в ролёвках.

Благодаря тому, что вы видите персонажа насквозь, сценаристы мастерски играют с тоном повествования. Не все мысли, что приходят детективу в голову, одинаково полезны (или, раз уж на то пошло, хотя бы адекватны). Но порой именно самые идиотские желания становятся самыми навязчивыми, и разработчики выжимают из этого максимум комедии.


Этот момент — пожалуй, один из самых сюрреалистичных во всей игре. Глыба мышц не пропустит вас дальше, пока вы либо не победите его в честном бою, либо… не прослушаете лекцию о превосходстве негроидной расы и пагубных деяниях белых людей

Минуту назад вы провели сложнейший баллистический анализ, просто взглянув на отверстие в треснувшем окне, — а сейчас выуживаете из пепельницы недокуренный бычок. А что такого? Кто расстроится, если вы послушаете изголодавшуюся нервную систему и слижете со стола разлитый ром? Его владелец всё равно храпит лицом в барную стойку, а вы хоть порядок наведёте. Заодно опохмелитесь. И не говорите, что никогда в жизни не хотели прописать наглому подростку хорошего леща. А что он вам сделает? Вызовет полицию?

Сто лет одиночества

Такая богатая, обстоятельная и местами даже избыточная подача повествования вызывает в памяти настольные ролёвки. По правде говоря, это неспроста: Disco Elysium выросла из доморощенной партии в Dungeons & Dragons, которую создатели игры вели на протяжении многих лет, — и это заметно с первых минут.



Здесь не бытие определяет сознание, а в точности да наоборот: если вы чувствуете, что глупый наряд делает вас более крутым копом, так оно и есть! Разные одёжки дают бонусы к одним характеристикам и штрафы — к другим

Многие мастера-любители собирают свои миры по принципу «с мира по нитке»: тянут близкие им визуальные образы, идеи и концепции, тон, порой даже музыку… В этом плане вселенная Disco Elysium похожа на депрессивное (в хорошем смысле) лоскутное одеяло. Изувеченные войной здания, восточноевропейская архитектура, общество, похожее на постсоветское, пейзажи в духе Виктора Антонова. Всё кажется таким знакомым, таким «на поверхности». но при этом абсолютно ни на что не похожим.

Разработчики убили пять лет на то, чтобы придумать Мартинез, нарисовать его и заполнить десятками маленьких историй. Чем дольше играешь, тем сложнее даже представить, сколько труда они вложили в проект. Мир, по факту, состоит всего из одной локации — самого города и прибрежной деревни, — но по плотности событий и впечатлений заткнёт за пояс миры многих RPG покрупнее. В Disco Elysium попросту нет «проходных» персонажей или мест. Нет безликих раздатчиков квестов и длинных прогулок, намеренно растягивающих хронометраж. С кем бы вы ни заговорили (будь то улыбчивая темнокожая садовница, беспризорник, бросающий камни в повешенный на дереве труп, или пенсионер, играющий в петанк), они обязательно будут полностью прописаны, и им всегда есть что рассказать.



Роль перков в игре исполняют различные фундаментальные (и не очень) мысли, до которых ещё нужно дойти: поговорить с нужным человеком, послушать какую-нибудь историю, ввязаться в дискуссию о благах коммунизма… И просто, и укладывается в тематику игры. Да и визуальный дизайн у каждой мысли потрясающий

Может показаться, что за такое гигантское внимание к деталям игра будет расплачиваться масштабом, но, поверьте, это не так. В зависимости от прокачанных навыков вы получите одни кусочки информации, но упустите другие — или наверстаете их куда позже. Принятые вами решения порой закрывают целые пласты контента, но взамен открывают другие. ZA/UM работали не вширь, а вглубь.

Вся эта детективная история с повешением на самом деле служит лишь предлогом исследовать каждый закоулок Мартинеза по нескольку раз и докопаться до всех секретов. Помочь рейверам основать ночной клуб в заброшенной церкви. Пригласить лихую капитаншу рыболовного корабля на свидание у заброшенного маяка. Наведаться в местный книжный и скупить все их настолки. а потом надоесть напарнику просьбами поиграть в них.


Сигареты, алкоголь и другие (менее законные) субстанции временно повышают характеристики, и некоторые проверки без этого баффа вправду не пройти. Так что когда герой говорит, что ему нужно выпить для работы, он, честное слово, не врёт!

Всё это не значит, что сам по себе сюжет задвинут куда подальше в пользу сеттинга. Совсем напротив: «Дело висельника», как его называют главные герои, — на удивление компетентный (по меркам видеоигр) детектив, и его неожиданные повороты порой и впрямь удивляют. Но суть Disco Elysium не в разгадке дела — она в больших и маленьких ситуациях, в которые вы попутно влипаете. В спонтанных, порой неимоверно глупых решениях, которые вы принимаете. Игра, конечно, спрашивает, какой вы коп, однако на деле вопрос стоит совсем иначе: какой вы человек?

На что я с гордостью могу ответить: такой, какой немедленно слизал бы пролитый на барную стойку ром. Нечего добру пропадать!

Disco Elysium. Сорокаградусный детектив

При всем моём восторге Disco Elysium — лишь вертикальный срез идей, имеющихся у ZA/UM. Вселенная, придуманная ими, на самом деле куда больше, просто здесь они впервые попытались воплотить её в видеоигре. И, как водится, идеально с первой попытки не получилось: у проекта есть несколько проблем именно с видеоигровой точки зрения. Местами сбоящая анимация, кое-какие баги, проседающий порой темп… Я не буду ничего спойлерить, но просто имейте в виду: не торопитесь расследовать загадку висельника. У вас в запасе полно времени, так что лучше вдоволь растяните удовольствие.

Пока я сам не поиграл в Disco Elysium, новость о том, что ZA/UM уже планируют сиквел, немного настораживала, но, как оказалось, совершенно зря. Авторы точно знают, что делают: у них есть и творческое видение, и способности, необходимые для его реализации. Даже претворив в жизнь лишь малую часть своих идей, они уже сделали одну из удивительнейших RPG последних лет.

Disco Elysium выросла из доморощенной партии в Dungeons & Dragons, которую создатели игры вели на протяжении многих лет, — и это заметно с первых минут.

Прямым текстом

Disco Elysium. Сорокаградусный детектив

Disco Elysium. Сорокаградусный детектив
Disco Elysium. Сорокаградусный детектив
Disco Elysium. Сорокаградусный детектив

В рубрике «Прямым текстом» авторы выражают исключительно собственное мнение, которое может не совпадать с мнением редакции (а может и совпадать). Они вольны делать это как угодно и в любом удобном для себя формате. Здесь можно всё.

Мой персонаж просыпается скрюченным на полу какой-то комнаты в одних трусах. Окно разбито, кровать больше похожа на свалку радиоактивных отходов, а дверь в ванную снята с петель. Держась за голову, он пошатываясь подходит к зеркалу и с ужасом понимает, что не узнаёт своё лицо. В отражении типичная опухшая морда запойного алкоголика: мешки под глазами, отросшие бакенбарды, дурацкая пошловатая ухмылка.

Кое-как одевшись (второй ботинок так и не удалось найти), герой выходит в просторный коридор. Облокотившись на перила, в паре метров от двери курит мертвецки уставшая, но невероятно красивая девушка. Это любовь с первого взгляда: мой подпитый Казанова очарован. Цветастый галстук на шее подсказывает (буквально подсказывает — голосом), что пора произвести на неё впечатление, поэтому изо рта романтичного алкаша вылетают проникновенные, чётко выверенные слова: «Я хочу сделать с тобой секс».

— Ого, — говорю уже я сам, чуть не поперхнувшись чаем. — А игра-то хороша.

Очень плохой лейтенант

Disco Elysium умеет произвести впечатление: всё, что я рассказал выше, происходит в первые пять минут игры (включая говорящий галстук, который постоянно даёт дурные советы). Но чем дальше продвигаешься, тем сложнее становится рассказать о ней нечто внятно. Представьте, что главным героем пиксаровской «Головоломки» выступает не девочка-подросток, а самый грязный, самый отвратительный коп на свете — как персонаж Джеймса Макэвоя из «Грязи», только в несколько раз хуже. Согласитесь, такое произведение сложно вписать в стандартные жанровые рамки.

Тем не менее Disco Elysium хоть и номинально, но всё же RPG. В роли потрёпанного жизнью копа вы прибываете в захолустный городок Мартинез, чтобы расследовать убийство: неизвестного мужчину линчевали, буквально повесив на суку напротив хостела, где вы остановились. Задача вроде бы понятная, но есть несколько загвоздок. Первая — местные жители в большинстве своём терпеть не могут служителей закона (а посему ласково называют полицейских «свиньями»); совсем недавно здесь отгремела кровопролитная война, и многие раны ещё не зажили. Вторая — к вам, невзирая на все ваши протесты, приставили ужасно занудного напарника из соседнего полицейского участка.


Не все детективные методы можно назвать ортодоксальными. Если висельник что-то скрывает, почему бы не расспросить его самого?

И наконец, третья и главная проблема: главный герой так знатно отдохнул прошлой ночью, что напрочь ничего не помнит. У него вполне серьёзная, клиническая, потеря памяти — похмельный детектив не знает, кто он, где он, в каком обществе живёт и, хуже всего, как вообще расследовать преступления. Поэтому параллельно с расследованием убийства вам надо ещё и разобраться, кем вы были прежде, чем нечеловеческие объёмы алкоголя размыли вашу память. Либо, при желании, оставить прошлое в покое и стать совершенно новым человеком. Начать с чистого, пропахшего спиртом листа.





Развитый навык визуализации позволяет реконструировать сцены из прошлого — и никакие бэт-гаджеты не нужны. Вроде бы совсем не новая идея, но реализовано эффектно

Добиться всех этих целей можно лишь одним способом — общением с людьми. В Disco Elysium вообще нет боевой системы; все проблемы, как правило, решаются либо разговорами, либо исследованием локаций. В конце концов, главные герои — детективы, поэтому и заниматься в игре нужно традиционно «детективными» вещами: опрашивать свидетелей и подозреваемых, добывать информацию, анализировать улики и места преступлений.

Но, как ни странно, чаще всего вы будете общаться не с другими людьми, а с самим собой.

Ты — свой самый худший враг

В Disco Elysium вместо привычных силы, ловкости или харизмы вы прокачиваете не навыки и характеристики, а разные… скажем так, аспекты homo sapiens. Интеллект, психику, физиологию, моторику. Первый, например, отвечает не за «ум» в целом, а за ряд очень специфических умений и параметров: начитанность, логика, риторика, творческое мышление. Точно так же психика влияет на эмпатию и здравомыслие; моторика — на собственно мелкую моторику, остроту зрения и собранность. А физиология — на болевой порог, выносливость и нервную систему. И все эти вещи нужно прокачивать отдельно.


Авторы ни капли не стесняются показывать свои источники вдохновения. Навык «Внутренняя империя», к примеру, назван в честь одноимённого фильма Дэвида Линча и отвечает за соответствующе странные вещи. Например, разговоры с неодушевлёнными предметами

Нужно ли ролевой игре столько разных мелочей? В большинстве случаев нет — например, именно поэтому трилогия Shadowrun от Harebrained Schemes на порядок упростила оригинальный настольный движок. В формате компьютерной RPG, где мастер не может на лету менять сюжет, сделать каждую характеристику важной и нужной физически не получится — какие-то будут обречены на бесполезность. И Disco Elysium тоже не до конца справляется с этой проблемой: каждый из доступных навыков так или иначе пригодится, но, скажем, скорость реакции нужна далеко не так часто, как убеждение.



К проверкам разработчики подошли с умом: многие можно облегчить, если предварительно подготовиться. В данном случае снять галстук с вентилятора будет легче, если вентилятор выключить

Впрочем, игру почти не хочется за это ругать. Разработчики из студии ZA/UM растеклись мыслью по древу не просто чтобы быть «не как все», а с одной очень любопытной целью. Они хотели показать, как ваш персонаж мыслит и воспринимает окружающий мир.

Главный герой Disco Elysium ни на секунду не перестаёт думать, и совершенно неважно, чем он в этот момент занимается: собирает стеклотару в рваный мешок (без шуток, это один из способов заработать на ночлег), смотрит в зеркало или проводит полевое вскрытие трупа, предварительно закинувшись стимуляторами. Когда вы исследуете город, рядом с ним регулярно возникают «облачка» с мыслями — какими-нибудь отвлечёнными лирическими наблюдениями. Что от морского воздуха кружится голова, что вдали слышен гул машин, а на вечернем небе из-за светового загрязнения не видно звёзд. Эти мелочи делают и героя, и окружающий мир более объёмными, потому что подобные вставки задействуют сразу несколько органов чувств. Они показывают, что герой, оказывается, живёт и дышит даже за пределами сюжетных сцен.


У художников ZA/UM поразительное чувство вкуса. Даже с учётом блёклых красок картинка изобилует деталями и смотрится очень живо. Всё рисовали вручную, а 3D-модели обвели постфактум, чтобы они не контрастировали с задниками

Более того, навыки, которые вы прокачиваете, общаются с вами, будто отдельные персонажи с собственными характерами. К примеру, вы решили допросить кучку выпивающих грузчиков — и в диалог вклинивается ваш «авторитет», чувство власти. Он подсказывает, кто из этих верзил в банде главный, кто пользуется наибольшим уважением. А через пару минут, когда вы начинаете на них давить, в дело включается зрение — оно подмечает, что вон тот толстяк в углу явно нервничает и вот-вот расколется.

Иногда два навыка интерпретируют одну и ту же вещь совершенно по-разному, и при этом оба могут быть одинаково правы — или одинаково ошибаться. Эта девушка вжала голову в плечи потому, что ощущает тяжкий груз вины, или ей просто неприятно общаться с каким-то придурком из полиции? Ответа нет — можно лишь выбрать, к какой из эмоций прислушаться, а какую отмести.


Если сразу три навыка начинают спорить не с вами, а друг с другом, дело явно нечисто

Некоторые RPG с хорошими сценариями позволяют очень быстро проникнуться симпатией к персонажу на экране, но на моей памяти только Disco Elysium давала шанс по-настоящему заглянуть ему в душу. И вот тут как раз и начинается настоящий отыгрыш: видя мысли и желания героя, вы начинаете принимать решения на их основе. А значит, лучше входите в роль — ведь теперь вы заботитесь в первую очередь об интересах своего бедняги-подопечного, а не о том, чтобы закрыть квест самым «правильным» путём, как это часто случается в ролёвках.

Благодаря тому, что вы видите персонажа насквозь, сценаристы мастерски играют с тоном повествования. Не все мысли, что приходят детективу в голову, одинаково полезны (или, раз уж на то пошло, хотя бы адекватны). Но порой именно самые идиотские желания становятся самыми навязчивыми, и разработчики выжимают из этого максимум комедии.


Этот момент — пожалуй, один из самых сюрреалистичных во всей игре. Глыба мышц не пропустит вас дальше, пока вы либо не победите его в честном бою, либо… не прослушаете лекцию о превосходстве негроидной расы и пагубных деяниях белых людей

Минуту назад вы провели сложнейший баллистический анализ, просто взглянув на отверстие в треснувшем окне, — а сейчас выуживаете из пепельницы недокуренный бычок. А что такого? Кто расстроится, если вы послушаете изголодавшуюся нервную систему и слижете со стола разлитый ром? Его владелец всё равно храпит лицом в барную стойку, а вы хоть порядок наведёте. Заодно опохмелитесь. И не говорите, что никогда в жизни не хотели прописать наглому подростку хорошего леща. А что он вам сделает? Вызовет полицию?

Сто лет одиночества

Такая богатая, обстоятельная и местами даже избыточная подача повествования вызывает в памяти настольные ролёвки. По правде говоря, это неспроста: Disco Elysium выросла из доморощенной партии в Dungeons & Dragons, которую создатели игры вели на протяжении многих лет, — и это заметно с первых минут.



Здесь не бытие определяет сознание, а в точности да наоборот: если вы чувствуете, что глупый наряд делает вас более крутым копом, так оно и есть! Разные одёжки дают бонусы к одним характеристикам и штрафы — к другим

Многие мастера-любители собирают свои миры по принципу «с мира по нитке»: тянут близкие им визуальные образы, идеи и концепции, тон, порой даже музыку… В этом плане вселенная Disco Elysium похожа на депрессивное (в хорошем смысле) лоскутное одеяло. Изувеченные войной здания, восточноевропейская архитектура, общество, похожее на постсоветское, пейзажи в духе Виктора Антонова. Всё кажется таким знакомым, таким «на поверхности». но при этом абсолютно ни на что не похожим.

Разработчики убили пять лет на то, чтобы придумать Мартинез, нарисовать его и заполнить десятками маленьких историй. Чем дольше играешь, тем сложнее даже представить, сколько труда они вложили в проект. Мир, по факту, состоит всего из одной локации — самого города и прибрежной деревни, — но по плотности событий и впечатлений заткнёт за пояс миры многих RPG покрупнее. В Disco Elysium попросту нет «проходных» персонажей или мест. Нет безликих раздатчиков квестов и длинных прогулок, намеренно растягивающих хронометраж. С кем бы вы ни заговорили (будь то улыбчивая темнокожая садовница, беспризорник, бросающий камни в повешенный на дереве труп, или пенсионер, играющий в петанк), они обязательно будут полностью прописаны, и им всегда есть что рассказать.



Роль перков в игре исполняют различные фундаментальные (и не очень) мысли, до которых ещё нужно дойти: поговорить с нужным человеком, послушать какую-нибудь историю, ввязаться в дискуссию о благах коммунизма… И просто, и укладывается в тематику игры. Да и визуальный дизайн у каждой мысли потрясающий

Может показаться, что за такое гигантское внимание к деталям игра будет расплачиваться масштабом, но, поверьте, это не так. В зависимости от прокачанных навыков вы получите одни кусочки информации, но упустите другие — или наверстаете их куда позже. Принятые вами решения порой закрывают целые пласты контента, но взамен открывают другие. ZA/UM работали не вширь, а вглубь.

Вся эта детективная история с повешением на самом деле служит лишь предлогом исследовать каждый закоулок Мартинеза по нескольку раз и докопаться до всех секретов. Помочь рейверам основать ночной клуб в заброшенной церкви. Пригласить лихую капитаншу рыболовного корабля на свидание у заброшенного маяка. Наведаться в местный книжный и скупить все их настолки. а потом надоесть напарнику просьбами поиграть в них.


Сигареты, алкоголь и другие (менее законные) субстанции временно повышают характеристики, и некоторые проверки без этого баффа вправду не пройти. Так что когда герой говорит, что ему нужно выпить для работы, он, честное слово, не врёт!

Всё это не значит, что сам по себе сюжет задвинут куда подальше в пользу сеттинга. Совсем напротив: «Дело висельника», как его называют главные герои, — на удивление компетентный (по меркам видеоигр) детектив, и его неожиданные повороты порой и впрямь удивляют. Но суть Disco Elysium не в разгадке дела — она в больших и маленьких ситуациях, в которые вы попутно влипаете. В спонтанных, порой неимоверно глупых решениях, которые вы принимаете. Игра, конечно, спрашивает, какой вы коп, однако на деле вопрос стоит совсем иначе: какой вы человек?

На что я с гордостью могу ответить: такой, какой немедленно слизал бы пролитый на барную стойку ром. Нечего добру пропадать!

Disco Elysium. Сорокаградусный детектив

При всем моём восторге Disco Elysium — лишь вертикальный срез идей, имеющихся у ZA/UM. Вселенная, придуманная ими, на самом деле куда больше, просто здесь они впервые попытались воплотить её в видеоигре. И, как водится, идеально с первой попытки не получилось: у проекта есть несколько проблем именно с видеоигровой точки зрения. Местами сбоящая анимация, кое-какие баги, проседающий порой темп… Я не буду ничего спойлерить, но просто имейте в виду: не торопитесь расследовать загадку висельника. У вас в запасе полно времени, так что лучше вдоволь растяните удовольствие.

Пока я сам не поиграл в Disco Elysium, новость о том, что ZA/UM уже планируют сиквел, немного настораживала, но, как оказалось, совершенно зря. Авторы точно знают, что делают: у них есть и творческое видение, и способности, необходимые для его реализации. Даже претворив в жизнь лишь малую часть своих идей, они уже сделали одну из удивительнейших RPG последних лет.

Читайте также: