Devil may cry 4 сюжет

Обновлено: 25.06.2024

Следить за тем, как на PC перебираются игры, для компьютеров вроде бы не предназначенные, — чуть ли не интереснее, чем в эти игры играть. Сперва был Chaos Legion, затем Devil May Cry за номером 3, потом пошли слухи о появлении у нас Street Fighter 4 (которые успешно подтвердились). Плюс ко всему пару месяцев назад Эд Бун в интервью «Игромании» туманно намекнул на то, что Mortal Kombat, быть может, тоже окажется у нас. А тут еще и четвертый Devil May Cry подоспел почти без задержек. Все, в общем, прекрасно.

Несмотря на то, что Devil May Cry 4 — игра именитой серии от не менее именитых разработчиков и издателя, кредит доверия ей никто не выдавал. Слишком много по ее поводу было принято сомнительных решений: новый главный герой (который, казалось бы, вообще непонятно зачем нужен — на скриншотах и роликах он выглядел как light-версия Данте), смена стилистики, не предвещающая ничего грандиозного сюжетная завязка. Релиз все эти опасения последовательно развеял.

Шашки наголо

К четвертой части Devil May Cry изрядно приобрел в цветах.

Давайте сначала разберемся с сюжетом и всеми этими колебаниями по поводу нового главного героя. Итак, пергидрольный блондин Неро живет в прибрежном городе Фортуна, ходит с MP3-плеером и посещает собрания Ордена Меча (на которых демонстративно зевает и оживляется только при виде девы по имени Кирие). Но главное — прячет свою демоническую руку в гипсе. Неро — полукровка, такой же, как и Данте, с той лишь разницей, что о его происхождении практически ничего не известно. По характеру и внешнему виду Неро — вылитый Данте в юности (то есть в третьей части): никакой растительности на лице (в то время как сам Данте, кажется, растит бороду), вспыльчивость, гипервозбудимость и вагон едких комментариев в запасе.

Ажиотаж вокруг нового протеже сильно напоминает крики трехгодичной давности по поводу того, что в Dreamfall: The Longest Journey, видите ли, играть предстоит не за давнюю любимицу Эйприл Райан. Схожесть ситуаций дополняется еще и тем, что и там, и там сценарный прием оправдался: поначалу идея играть за Неро и правда кажется безумной, но потом понимаешь, что следить за похождениями Данте и событиями вообще с такой точки зрения даже интереснее. А наблюдать там есть за чем.

Начинается все точно так, как мы уже сообщали (см. «Игроманию» №11’2007): на очередном собрании Ордена Меча Данте беспардонно врывается в храм, перебивает всю охрану и наносит смертельное ранение главе Ордена, после чего скрывается. Кредо, брат Кирие, отправляет Неро в погоню за Данте. Мотивация легендарного сына Спарды была понятна почти сразу: Орден явно в чем-то замешан. Так оно и есть. Их основная цель — защита Фортуны от демонов — лишь прикрытие. Штатный профессор Агнус несколько лет по приказу главы вел исследования, цель которых — научиться изолировать демоническую силу и «подселять» (читай: подчинять) ее к человеку. Безрезультатными разработки Агнуса не назовешь, но эта информация уже проходит по разряду спойлеров.

Сюжет Devil May Cry 4 приятно удивляет: до размаха драмы японских RPG тут далеко, но игра все же старается, подбрасывает неожиданные повороты и даже, страшно сказать, поднимает серьезные темы. Плюс по сравнению с прошлыми частями здесь куда больше детально проработанных, ярких персонажей. И вот еще важная деталь — история Devil May Cry на этом явно не заканчивается.

По дизайну боссов Capcom превосходит, наверное, все студии в мире.

Кишки наружу

К ней можно предъявить массу претензий, но рука Неро гарантированно годится для добивания врагов.

C описанием механики Devil May Cry традиционно возникает ряд трудностей. Во-первых, вербализовать печатными словами ощущения от свирепого слэшера (а Devil May Cry 4 — слэшер очень свирепый) довольно сложно. Во-вторых, в данном конкретном случае эта сложность возводится в абсолют ввиду художественных особенностей игры. Это крайне необычный экшен со своей собственной харизмой, а также со своим очень персональным, узнаваемым визуальным стилем и способом ведения мордобоя. В каком-нибудь God of War (максимально близкий ориентир) все, в общем-то, просто: есть вы, есть два меча на цепях, вокруг — враги, а вы просто давите на кнопку удара. Все, кто не успел увернуться, разваливаются на спецэффекты, не успев даже вскрикнуть.

Devil May Cry 4 требует уделить особое внимание каждому отдельно взятому врагу, и смаковать бои хочется бесконечно: подбрасывать демонов в воздух, расстреливать из пистолетов (гранатометов, дробовиков — подчеркнуть лучше все сразу), кататься на них как на сноуборде и впечатывать в стену. Во всех прочих слэшерах главное прорваться вперед, а уничтожение противников служит аккомпанементом. В Devil May Cry 4 бои не средство, а цель. При очередной стычке игра бережно запирает вас в локации с демонами один на один, чтобы ничто не мешало масштабной мясорубке.

Удовольствие в данном случае двойное, ведь героев у нас двое. Главная особенность Неро — упомянутая уже демоническая рука. Она в основном служит метально-хватательным инструментом, а также используется при решении головоломок и скачках через пропасти. С точки зрения механики эта рука — главный оправдательный аргумент существования нового героя. Потому что его оружие, пистолет Blue Rose (исключительно декоративная пищаль) и меч Red Queen со встроенным средством для концентрации силы удара, меркнет по сравнению со стандартным набором Данте. Вскоре к руке так привыкаешь, что становится неясно, как Devil May Cry вообще раньше обходился без такой штуки.

Старый друг

Порой к шинковке слабых монстров так привыкаешь, что мозг непроизвольно отключается и через 10 минут вы даже не вспомните, как прошли прошлую локацию.

Данте же — это, как и раньше, грубая ударная сила. Если при игре за Неро мы стараемся изящно подобраться к противнику, ухватиться за его оружие и исподтишка швырнуть чем-нибудь (а лучше — бросить его самого), то наш старый друг полагается только на увесистый меч Rebellion и пару пистолетов. Удары Данте не в пример сильнее, а пистолеты делают то, что и должны делать: обрушивают на противника град пуль. Ну и двигается он в разы шустрее Неро. Боевых стилей у Данте по-прежнему четыре — Trickster, Sword Master, Royal Guard и Gunslinger, причем переключаться между ними можно прямо на ходу, в результате чего игра открывает практически безграничные возможности для многоэтажных комбо.

Пожалуй, единственный крупный недостаток Devil May Cry 4 — то, что удары и приемы тут нужно, как и в прошлых частях, покупать. Приобретение каких-нибудь лечащих сфер вполне оправданно (статуи для закупки всегда стоят перед битвой с боссом). А вот изучать, извините, меню спецударов, подсчитывать количество собранных душ и вдумчиво решать, на что бы потратиться, а что может подождать, — это явно сбивает темп игры.

Действия первых трех частей разворачивались всегда в одной и той же местности: в первой части — в замке, во второй — на улочках города, в третьей — в башне (тот же, по сути, замок, только этажей побольше). Четвертая часть разгоняется как гоночный автомобиль: берет старт в городе, отправляет вас в порт, оттуда — в замок, потом мы опускаемся в катакомбы, пробегаемся по заснеженным местностям, попадаем в джунгли. И это еще не полный список. Примерно на середине игры Неро на некоторое время прячут в шкаф, нам дают в руки Данте. В основном, правда, придется повторно пробежать по местам боевой славы младшего товарища.

Это вообще отличительная особенность Devil May Cry — несколько раз использовать один и тот же материал. Повторяются локации, боссы, игровые моменты, но это ни капли не раздражает. Еще во времена Devil May Cry 3, где драться с Шутом приходилось раз пять, на фанатских форумах появилась шутка: «Вам надоело пять раз в день убивать Шута? А теперь представьте, каково Шуту!»

Плюс тут другие (не такие, как в третьей части) ролики — ставил их другой режиссер. Нельзя сказать, что они стали хуже или лучше. Но фантасмагорического идиотизма в них стало явно поменьше, и в новый стиль игры они вписываются идеально.

«А это не ты проспорил мне $5 на прошлой неделе?»

Не обманывайтесь эффектной вспышкой: на самом деле пистолетом Неро и муху не прихлопнешь.

Ждать порта игры на PC пришлось всего ничего, менее полугода (по нынешним меркам пустяк). С управлением все, конечно, не так гладко, как хотелось бы: клавиши можно спокойно переназначать, но куда как удобнее подключить геймпад. К счастью, никаких сбоев и «перепутанных стиков» из порта Devil May Cry 3 тут не наблюдается.

Графически игра и на консолях выглядела просто отлично, а в ПК-версии случилась обещанная подкрутка текстур и, что наиболее заметно, доработка спецэффектов. Оптимизация при этом — похвальная, частота кадров стабильно высокая. То есть играть в Devil May Cry 4 на PC можно без страха за собственную жизнь. Исключение составляют разве что вывихнутые в истерике пальцы.

Реиграбельность — да

Классный сюжет — да

Оригинальность — да

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 95%

Геймплей: 9.0

Графика: 9.0

Звук и музыка: 9.0

Интерфейс и управление: 6.0

Дождались? Лучшая игра серии и лучший на сегодня слэшер на PC.

Рейтинг «Мании»: 9.0

«Великолепно»

1. Спасти любимую

Несмотря на то, что сюжет Devil May Cry 4 в целом не про любовь и не про спасение прекрасных принцесс, погоня Неро за Данте быстро превращается в поход по спасению Кирие, которая просто попала под горячую руку Ордена Меча (где она пела до прихода демонов в Фортуну). Чем все это закончится, мы вам, конечно, не скажем.

2. Решить головоломку-в-замке

Еще в первой трети игры Devil May Cry 4 делает то, что так любили делать его предки — оставляет вас один на один с замком (в данном случае размеры, правда, поменьше привычных). Полуторачасовое скитание по коридорам, залам и комнатам в поисках магических ключей и прочей волшебной утвари в итоге заканчивается привычным решением головоломки.

3. Победить Данте

Несмотря на то, что за Данте поиграть тоже дают (обещали половину игры, но по геймплейному времени выходит не больше трети), в сражениях Неро и сына Спарды драться мы будем всегда на стороне первого. Сражений таких в игре два: первое — в самом начале (обставлено как обучение), второе приходится аккурат на середину игры.

4. Очистить город от монстров

Город под названием Фортуна наводнили демоны (причем на этот раз они прорвались далеко не через одни врата, как это обычно бывало в прошлых частях). Уничтожая босса за боссом, Неро и Данте после каждой победы уничтожают очередные врата. А над центром города завис главный и самый крупный по габаритам портал.

5. Собрать артефакты

Традиционно ни один Devil May Cry не обходится без сбора разного рода магических вещей. Условно их можно разделить на две категории — те, что нужны по сюжету (открывают дверь, заставляют работать лифт и т.д.), и те, которые просто скрасят ваше пребывание в игре: амулеты, которые увеличивают объем здоровья или дают новые возможности.

6. Сыграть в кости

Devil May Cry не первый раз предлагает игроку абстрактные головоломки, не поддающиеся никакому объяснению. Здесь вот, например, вам не раз встретится поле обычной настольной игры, где нужно бросать кубик и двигать фишку по клеткам. В роли фишки — каменная фигура Неро. Кубик размером с комод, а бросать его нужно не иначе, как ударом меча.

7. Побывать в пасти у жабы

Один из самых ярких боссов — огромная, мерзкая и, если верить комментариям Неро, дурно пахнущая жаба. Сперва ее не видно — она отсиживается где-то в тумане, а нам предлагается бить двух дьяволиц, находящихся на кончиках жабьих усов (!). Но скоро появится и она сама, и сразу же попытается съесть Неро живьем.

8. Напороться на колья

Различного рода ловушек во всей серии было не то чтобы много — разве что лезвие-другое выедет из стены. В четвертой части Devil May Cry не стесняется использовать классические колья, а также не менее классические пропасти. К тому же встретится и лазерная ловушка, отдаленно напоминающая аналог из Resident Evil.

9. Поколотить вымя

Оказавшись в джунглях, вам (а также Неро и Данте) повстречается демон растительного происхождения, который наверняка запомнится самыми изощренными попытками стереть героев в порошок. Отыграться, впрочем, дают: запыхавшись, он (вернее, даже она) оставляет открытым свое то ли вымя, то ли кокон. Что с ним делать, пояснять, думаем, не нужно.

10. Умереть 839 914 раз

В Devil May Cry 4 следует играть исключительно на уровне сложности Devil Hunter — на всех прочих вы рискуете пропустить мимо себя много удовольствия. Боссы в этой игре не убиваются с молодецкого наскока: нужно сперва найти к ним подход, а ради этого придется умереть не раз и не два. В одном из боев нам понадобилось 40 попыток.

Если вы никогда не играли в Devil May Cry, то понять, что происходит на окрестных скриншотах и о чем это мы тут вообще говорим, будет сложновато. Специально для тех, кто только присоединился к нашим именинам сердца, — покадровый разбор среднестатистической битвы в Devil May Cry 4.

У более-менее серьезных противников в DMC 4 есть первоначальный «режим защиты» — в нем они недоступны для нижних атак. То есть просто рубить мечом никак не получится.

Сперва можно попробовать осыпать врагов градом пуль — особого урона это не принесет, зато заставит их пойти в атаку. Против слабых противников огнестрельное оружие порой очень эффективно.

Демонической рукой Неро очень удобно перескакивать от противника к противнику — во время атаки они обычно разбредаются по всей локации и уследить за выпадами каждого становится сложно.

Уворачиваясь от атак соперников и нанося удары сзади или сбоку, вы ослабите и пробьете их щиты. И вот тут можно провернуть один из спецприемов. Например, проткнуть врага его же мечом.

Есть способ пробить защиту сразу же — достаточно войти в режим демона (расходует энергию, которая накапливается от убитых противников). Тогда добивающий приемчик можно провернуть сразу.

После прохождения сюжетной кампании, как это принято на консолях вообще и у Capcom в частности, игру сразу же удалять не стоит: откроются новые уровни сложности, режим в духе «Убей как можно больше тварей и не окочурься сам», плюс можно будет просмотреть все ролики из игры. Но действительно интересных вещей две: во-первых, это история Devil May Cry — для тех, кто пропустил прошлые части. Во-вторых, советуем просмотреть своеобразную энциклопедию по результатам прохождения: кроме банальных статистик, там можно обнаружить описания всех героев сюжета, подробную информацию по каждому стилю, удару, оружию и даже врагу, встретившемуся вам по ходу прохождения.


8 февраля 2008 (Европа)
Microsoft Windows:

5 сентября 2008 (Россия)

Возрастные рейтинги

Платформы

Playstation 3, Xbox 360, PC/Steam

Special Edition only:

PlayStation 4, Xbox One

Содержание

Игровой процесс [ ]

В игре присутствует два игровых персонажа, между которыми есть некоторые различия.

Сюжет [ ]

В лаборатории Неро сталкивается с Персонажи [ ]

Коллекционное издание [ ]

В июне 2015 года состоялся релиз Devil May Cry 4 Special Edition. От оригинальной игры отличается тем, что появилась возможность пройти сюжет за Леди, Триш и Вергилия.

Отзывы [ ]

Original

Devil May Cry 4 is the fourth installment of Devil May Cry game series. In Devil May Cry 4, the player controls both Nero, a new character, and Dante, the series' main protagonist, while they fight demons using firearms and melee weapons in a hack and slash, shoot 'em up setting. Other characters include new appearances by Kyrie, Sanctus, Credo, Gloria, and Agnus, and returning characters Lady and Trish.

On December 15, 2014, a remastered version of the game, Devil May Cry 4: Special Edition was announced by Capcom along with the remastered version of DmC: Devil May Cry, DmC: Devil May Cry - Definitive Edition. The Special Edition is a physical and digital release in Japan and Asian regions and a digital release only for Xbox One (via Xbox Store), PlayStation 4 (via PSN), and PC (via Steam) in the remaining regions. Devil May Cry 4: Special Edition has additional modes, new and polished gameplay features and mechanics, it runs at 1080p/60FPS plus a new Japanese voice track and new playable characters compared to the original version of the game.

Contents

Development [ ]

Gameplay [ ]

The gameplay for Devil May Cry 4 follows closely to its predecessors, especially Devil May Cry 3, as a hack and slash adventure. Players navigate their way through massive levels while slaying demons mostly in a third person perspective. Emphasis is placed on the methods used to deal with enemies, in the form of a Stylish Rank Gauge. Players can rack up Style points by defeating enemies with both melee and projectile weapons. Varying one's attacks further increases the gauge, while using the same move repeatedly will lower and stop the letter ranking until another style is used. Players can also dodge and taunt to increase their stylish ranking.

The game's duration is divided between two separate characters with their own storyline. The player starts off with the new character and main protagonist, Nero, who adds several new aspects to the gameplay. His motorcycle-inspired sword called Red Queen possesses the Exceed system, which allows it to be "revved" up like an engine to increase its power. His unique ability is the Devil Bringer, which allows him to grapple and inflict extra damage on enemies, including bosses. For a good deal of the game, Nero uses his Devil Trigger and the Yamato. Nero does not gain new weapons, but new powers for his Devil Bringer to enhance its use.

More than halfway through the game, the player takes control of Dante. The gameplay for Dante is almost identical to his Devil May Cry 3 counterpart. He has access to his four starting styles: Swordmaster, the melee-oriented style; Gunslinger, which brings out the best in ranged weapons; Trickster, which relies on evasion; and Royalguard, the defense-oriented style. Unlike the third game, each one can be switched to at will with the press of a corresponding D-Pad button. Near the end of the game, Dante gains the Dark Slayer Style, which grants him direct use of the Yamato. Dante is more agile and stronger than Nero, starts out with a Devil Trigger, and can gain new weapons along the way.

Another new addition to the game is the Proud Soul, which can be earned through achieving Style points during missions and are used to exchange for new abilities and attacks, as well as to upgrade styles . Proud Souls can also be regained by 'selling' abilities that have already been bought, giving the player much more freedom for what they choose to add or not to add to their arsenal.

Devil May Cry 4 [ ]

The game opens with Nero hurrying towards the Opera House where the Order of the Sword is conducting a ceremony, with his right arm in a sling. Meanwhile Kyrie, Nero’s romantic interest, is beginning to open the ceremony with a song and is disappointed not to find Nero in the audience. She begins her song nonetheless as Nero encounters several Scarecrow demons on his way to the Opera House. He dispatches them and arrives at the Opera House just in time to hear the end of Kyrie’s song. Following this, Kyrie joins Nero in the audience where she finds that Nero has left a present for her, a golden necklace. The High Priest of the Order of the Sword, Sanctus, beckons the Order members to join him in prayer; Nero is visibly bored by this and is about to leave despite Kyrie’s protests, when his right arm begins to glow ominously. At this moment, Dante bursts through the ceiling and assassinates Sanctus.

Nero, under the impression that Kyrie is in danger, attacks Dante to initiate a fight. As Dante gains the upper hand, Nero's right arm, the Devil Bringer, awakens and uses its power to seemingly kill Dante by impaling him with his own sword upon the statue of Sparda. Dante responds by saying that Nero is "getting better", and then pushes himself off the statue. As Dante removes the sword from his chest, Nero asks, "You're not human, are you?" Dante replies that "We're the same, you and I . and them," pointing to one of the dead knights. Nero looks and it is revealed that the knight was possessed with a demonic appearance. Nero looks up to see that Dante is already resting on the hole in the ceiling from which he came. Dante states that he suspects Nero "carries something different from the others", and then swoops out of view just as the knight reinforcements arrive.

Nero is charged with capturing Dante and bringing him back to the Order to answer for his crimes by Credo, the leader of the Order's knights and Kyrie’s brother. Upon leaving the Opera House, however, a demonic horde begins to lay waste to the city. Nero and Kyrie are separated as Nero begins to slay the demons. Whilst journeying to Fortuna Castle he meets Gloria, a new member to the Order. Nero fights his way into the depths of Fortuna Castle. On the way, it is revealed that Sanctus has been infused with the soul of a demon to be revived. Agnus, the stuttering scientist and mastermind of the Order's demonic power manipulation, is also introduced.

Nero finally reaches Agnus's facility where he is ambushed by several white knights and is injured. Vergil's broken katana, Yamato, responds to Nero and mends itself before flying into his hand. Nero fends off Agnus' attacks with the aid of a spectral blue demon hovering behind him; after the battle, Nero collapses in exhaustion. Agnus flees back to Sanctus and informs him of Nero’s new-found power. Credo vows to take care of Nero while Gloria takes over Nero’s pursuit of Dante.

Nero is confronted by Credo, who has also been infused with demonic power, giving him the characteristics of an Angel. He is defeated by Nero, however, Kyrie arrives in time to witness Nero with his demonic arm standing over her defeated brother. Agnus uses the confusion and distraction on Nero’s part to kidnap Kyrie and flee. Credo postpones his feud with Nero until he can investigate the situation. Nero once more meets Dante, but his quest to capture him is long since forgotten; he wishes to simply pass Dante. However, Dante wants Yamato, the sword used by his twin-brother Vergil, returned to him. A fight ensues where Dante is victorious; however, he decides to let Nero keep Yamato after the latter has “cooled down”. Gloria appears before Dante as Nero leaves; however, it is revealed that Gloria is in fact Trish, Dante’s partner in his demon hunting business “Devil May Cry”.

Nero reaches Sanctus and the “Savior”, an enormous demon which the Order intends to bring to life using Nero and Yamato’s power. Using Kyrie as a human shield, Sanctus is successful in detaining Nero. Sanctus reveals that the Savior requires the essence of Sparda to reach full power; he originally intended Dante to be used as the core, but accepts Nero as a suitable substitute, claiming that Nero is also a descendant of Sparda. Credo attempts to rescue the two, but is mortally wounded by Sanctus. Dante arrives and tells Nero to give him his sword back. Nero tells Dante to "come and get it". Nero is then absorbed into the Savior. Agnus uses Yamato to open the true Hellgate, releasing a multitude of demons onto the city. Sanctus arrives with the Savior and begins to exterminate the demons. Dante, upon hearing Credo’s dying request to rescue Kyrie and Nero, fights his way back towards the city. On his way, he destroys the three smaller Hellgates used to release the demons.

Dante arrives back at the Opera House and kills Agnus. He then retrieves Yamato and uses it to destroy the true Hellgate before confronting Sanctus and the Savior. After discovering that the Savior is invincible from the outside, Dante drives Yamato into the chest of the Savior, where it is retrieved by Nero. Nero defeats Sanctus inside the Savior and rescues Kyrie. Nero eventually uses his Devil Bringer to destroy the Savior and Sanctus. After entrusting Nero with Yamato, Dante departs. Nero and Kyrie's reunion is interrupted by another demon attack. In the secret ending, at the Devil May Cry shop, Trish and Lady bicker over the small reward Lady had offered, with Lady accusing Trish for having disguised herself as Gloria and delivering Sparda's sword to the Order. After Trish forcibly drags him into their argument, Dante ends it by saying that it's "better than nothing." What's interesting is that the magazine Dante is shown reading is entitled "Two Handguns" and that two pages are entitled "Devil May Cry 4" and "Ebony and Ivory". Afterwards, Lady sets out to leave, but then the phone rings, with a customer having another job for Dante to do, and the trio moves out to help.

Special Edition: Vergil's Campaign Mode [ ]

(Note that Vergil's Missions in this Campaign are not part of the canon, and only the cutscenes represented in the Special Edition are considered.)

Few decades before the events of Devil May Cry 4, Vergil went to Fortuna to investigate the contruction of a religion known as "The Order of the Sword", until a group of Scarecrows suddenly appears and attacks Vergil. Which Vergil swiftly defends himself and attacks back in the process. Afterwards, he continues to investigate around Fortuna in order to find the answers he wanted to know, until one unknown woman, either from the order or a local townsperson of Fortuna catches his eye.

After the investigation and getting the answers he'd wanted, Vergil left Fortuna, and later he described The Order are not "Misguided" and vows that one day they will know the ". true power of Sparda," as he continues to walk away with a silhouette similar to Nero's Devil Trigger behind him.

Special Edition: Lady & Trish's Campaign Mode [ ]

(Note that Lady & Trish's Missions in this Campaign are not part of the canon, and only the cutscenes represented in the Special Edition are considered)

Moments before Dante went to Fortuna, Lady explains about the rumors of the religion called "The Order of the Sword". And as Dante and Lady had a conversation regarding it, Trish leaves unattended with the Sword of Sparda in her hands, and left a writing "See you there" on the wall in red lipstick. Lady later follows, with telling Dante to not to be late. As Lady then leaves, she joins Trish in killing the Scarecrows scattered around the residential area. After the battle, Trish goes ahead and Lady follows as Dante watches from the shop.

After the events of Mission 20, Lady, Trish, and Dante watch as Nero and Kyrie share their moment together. Trish and Lady are amazed and Dante walks out, laughing. Afterwards, Dante asks Lady if they were expecting to get paid for their job, which Lady replies that he'll get it once they come back. Dante sighs in relief as the trio left the scene. Dante then watches Nero one last time before he leaves, and that he'll look after the boy.

Difficulty Modes [ ]

Main article: Difficulty Mode

With each rise in difficulty, enemies and bosses generally get tougher and the player gets weaker. There are 6 modes for the Xbox 360 and PS3 versions of the game with an additional mode for the PC version.

iPhone version [ ]

Main article: Devil May Cry 4 Refrain

In February 2011, Capcom released a simplified version of the game, Devil May Cry 4 Refrain, to fit on the iPhone. Compared to its console counterparts, it lacks the superiority of graphics and uses simplified controls.

Special Edition [ ]

History [ ]

New Features [ ]

  • Three additional playable characters.
      , marking her very first appearance as a playable character, has very unique gameplay mechanics compared to the other characters. Instead of using swords and guns like Dante, Lady only uses firearms like the Kalina Ann, using said weapon's bayonet as her only melee weapon. She is Nero’s replacement in her Story Mode part. , marking her second appearance as a playable character after 12 years (Devil May Cry 2), also returns along with her weapon, the Sword of Sparda. According to Hideaki Itsuno, the director of Devil May Cry 3 & 4, states that ". she does away her weapon switching and instead use of the Sparda Sword in the variety of ways that require the use of relatively few buttons." He also stated that her style is ". distinctly different you've seen anything in the game until now." She is Dante’s replacement in her Story Mode part. , marking his second appearance as a playable character, also returns with a new fighting style and mechanics. Most moves from Devil May Cry 3: Special Edition also return with the new "Concentration" mechanic, which complements Vergil's signature style, "iaijutsu." This means his attacks become stronger if he's played in a calm, flawless way. Unlike the other characters’ Story Modes, which features two characters in one storyline, Vergil is playable in all story chapters.
    • All demonstration view for moves are now fully animated to help players get a grasp of the move's qualities, where in the original, opening move list anywhere outside the Library will have demos display only transitions of still frames on loop.
    • The "Sprint" ability now cost less Proud Souls and activates much more easily; almost instantaneous when there's no enemy. This allows players to move around levels much faster in totality.
    • Vergil's campaign does not have character-specific limitations on collectibles, this makes doing his campaign the fastest method of gathering all Blue Orb Fragments which bonus is shared across all three campaigns.
    • Vergil's story timeline takes place before Devil May Cry 3.
    • Lady/Trish’s story takes place around the same time as the game's main storyline (Nero/Dante's story).

    Play Using the Original Game Settings [ ]


    The logo in the menu changes color to indicate that the command was successfully input.

    The inputs on each platform are as followed:

    • PS4: On the title screen (where "Press Any Button" is displayed) hold L1 and R2, and turn the left stick clockwise twice, then turn the right stick clockwise twice, then press R3 and L3 together to bring up the settings confirmation window.
    • Xbox One: On the title screen (where "Press Any Button" is displayed) hold LB and RT, and turn the left stick clockwise twice, then turn the right stick clockwise twice, then press the left and right stick buttons together to bring up the settings confirmation window.
    • PC: On the title screen (where "Press Any Button" is displayed) type in "devilmaycry" using the keyboard to bring up the settings confirmation window.

    If done correctly, the logo of the game will then turn into a different color and the player will gain fewer Proud Souls and Red Orbs, this setting cannot be changed back unless the saved data is deleted.

    In the PS4 version only, whenever a screenshot is taken, the logo of the game always appears on the bottom right corner of the picture, if the original game setting is active, the color of the logo in the screenshot will also change to reflect which mode it is on.

    Следить за тем, как на PC перебираются игры, для компьютеров вроде бы не предназначенные, — чуть ли не интереснее, чем в эти игры играть. Сперва был Chaos Legion, затем Devil May Cry за номером 3, потом пошли слухи о появлении у нас Street Fighter 4 (которые успешно подтвердились). Плюс ко всему пару месяцев назад Эд Бун в интервью «Игромании» туманно намекнул на то, что Mortal Kombat, быть может, тоже окажется у нас. А тут еще и четвертый Devil May Cry подоспел почти без задержек. Все, в общем, прекрасно.

    Несмотря на то, что Devil May Cry 4 — игра именитой серии от не менее именитых разработчиков и издателя, кредит доверия ей никто не выдавал. Слишком много по ее поводу было принято сомнительных решений: новый главный герой (который, казалось бы, вообще непонятно зачем нужен — на скриншотах и роликах он выглядел как light-версия Данте), смена стилистики, не предвещающая ничего грандиозного сюжетная завязка. Релиз все эти опасения последовательно развеял.

    Шашки наголо

    К четвертой части Devil May Cry изрядно приобрел в цветах.

    Давайте сначала разберемся с сюжетом и всеми этими колебаниями по поводу нового главного героя. Итак, пергидрольный блондин Неро живет в прибрежном городе Фортуна, ходит с MP3-плеером и посещает собрания Ордена Меча (на которых демонстративно зевает и оживляется только при виде девы по имени Кирие). Но главное — прячет свою демоническую руку в гипсе. Неро — полукровка, такой же, как и Данте, с той лишь разницей, что о его происхождении практически ничего не известно. По характеру и внешнему виду Неро — вылитый Данте в юности (то есть в третьей части): никакой растительности на лице (в то время как сам Данте, кажется, растит бороду), вспыльчивость, гипервозбудимость и вагон едких комментариев в запасе.

    Ажиотаж вокруг нового протеже сильно напоминает крики трехгодичной давности по поводу того, что в Dreamfall: The Longest Journey, видите ли, играть предстоит не за давнюю любимицу Эйприл Райан. Схожесть ситуаций дополняется еще и тем, что и там, и там сценарный прием оправдался: поначалу идея играть за Неро и правда кажется безумной, но потом понимаешь, что следить за похождениями Данте и событиями вообще с такой точки зрения даже интереснее. А наблюдать там есть за чем.

    Начинается все точно так, как мы уже сообщали (см. «Игроманию» №11’2007): на очередном собрании Ордена Меча Данте беспардонно врывается в храм, перебивает всю охрану и наносит смертельное ранение главе Ордена, после чего скрывается. Кредо, брат Кирие, отправляет Неро в погоню за Данте. Мотивация легендарного сына Спарды была понятна почти сразу: Орден явно в чем-то замешан. Так оно и есть. Их основная цель — защита Фортуны от демонов — лишь прикрытие. Штатный профессор Агнус несколько лет по приказу главы вел исследования, цель которых — научиться изолировать демоническую силу и «подселять» (читай: подчинять) ее к человеку. Безрезультатными разработки Агнуса не назовешь, но эта информация уже проходит по разряду спойлеров.

    Сюжет Devil May Cry 4 приятно удивляет: до размаха драмы японских RPG тут далеко, но игра все же старается, подбрасывает неожиданные повороты и даже, страшно сказать, поднимает серьезные темы. Плюс по сравнению с прошлыми частями здесь куда больше детально проработанных, ярких персонажей. И вот еще важная деталь — история Devil May Cry на этом явно не заканчивается.

    По дизайну боссов Capcom превосходит, наверное, все студии в мире.

    Кишки наружу

    К ней можно предъявить массу претензий, но рука Неро гарантированно годится для добивания врагов.

    C описанием механики Devil May Cry традиционно возникает ряд трудностей. Во-первых, вербализовать печатными словами ощущения от свирепого слэшера (а Devil May Cry 4 — слэшер очень свирепый) довольно сложно. Во-вторых, в данном конкретном случае эта сложность возводится в абсолют ввиду художественных особенностей игры. Это крайне необычный экшен со своей собственной харизмой, а также со своим очень персональным, узнаваемым визуальным стилем и способом ведения мордобоя. В каком-нибудь God of War (максимально близкий ориентир) все, в общем-то, просто: есть вы, есть два меча на цепях, вокруг — враги, а вы просто давите на кнопку удара. Все, кто не успел увернуться, разваливаются на спецэффекты, не успев даже вскрикнуть.

    Devil May Cry 4 требует уделить особое внимание каждому отдельно взятому врагу, и смаковать бои хочется бесконечно: подбрасывать демонов в воздух, расстреливать из пистолетов (гранатометов, дробовиков — подчеркнуть лучше все сразу), кататься на них как на сноуборде и впечатывать в стену. Во всех прочих слэшерах главное прорваться вперед, а уничтожение противников служит аккомпанементом. В Devil May Cry 4 бои не средство, а цель. При очередной стычке игра бережно запирает вас в локации с демонами один на один, чтобы ничто не мешало масштабной мясорубке.

    Удовольствие в данном случае двойное, ведь героев у нас двое. Главная особенность Неро — упомянутая уже демоническая рука. Она в основном служит метально-хватательным инструментом, а также используется при решении головоломок и скачках через пропасти. С точки зрения механики эта рука — главный оправдательный аргумент существования нового героя. Потому что его оружие, пистолет Blue Rose (исключительно декоративная пищаль) и меч Red Queen со встроенным средством для концентрации силы удара, меркнет по сравнению со стандартным набором Данте. Вскоре к руке так привыкаешь, что становится неясно, как Devil May Cry вообще раньше обходился без такой штуки.

    Старый друг

    Порой к шинковке слабых монстров так привыкаешь, что мозг непроизвольно отключается и через 10 минут вы даже не вспомните, как прошли прошлую локацию.

    Данте же — это, как и раньше, грубая ударная сила. Если при игре за Неро мы стараемся изящно подобраться к противнику, ухватиться за его оружие и исподтишка швырнуть чем-нибудь (а лучше — бросить его самого), то наш старый друг полагается только на увесистый меч Rebellion и пару пистолетов. Удары Данте не в пример сильнее, а пистолеты делают то, что и должны делать: обрушивают на противника град пуль. Ну и двигается он в разы шустрее Неро. Боевых стилей у Данте по-прежнему четыре — Trickster, Sword Master, Royal Guard и Gunslinger, причем переключаться между ними можно прямо на ходу, в результате чего игра открывает практически безграничные возможности для многоэтажных комбо.

    Пожалуй, единственный крупный недостаток Devil May Cry 4 — то, что удары и приемы тут нужно, как и в прошлых частях, покупать. Приобретение каких-нибудь лечащих сфер вполне оправданно (статуи для закупки всегда стоят перед битвой с боссом). А вот изучать, извините, меню спецударов, подсчитывать количество собранных душ и вдумчиво решать, на что бы потратиться, а что может подождать, — это явно сбивает темп игры.

    Действия первых трех частей разворачивались всегда в одной и той же местности: в первой части — в замке, во второй — на улочках города, в третьей — в башне (тот же, по сути, замок, только этажей побольше). Четвертая часть разгоняется как гоночный автомобиль: берет старт в городе, отправляет вас в порт, оттуда — в замок, потом мы опускаемся в катакомбы, пробегаемся по заснеженным местностям, попадаем в джунгли. И это еще не полный список. Примерно на середине игры Неро на некоторое время прячут в шкаф, нам дают в руки Данте. В основном, правда, придется повторно пробежать по местам боевой славы младшего товарища.

    Это вообще отличительная особенность Devil May Cry — несколько раз использовать один и тот же материал. Повторяются локации, боссы, игровые моменты, но это ни капли не раздражает. Еще во времена Devil May Cry 3, где драться с Шутом приходилось раз пять, на фанатских форумах появилась шутка: «Вам надоело пять раз в день убивать Шута? А теперь представьте, каково Шуту!»

    Плюс тут другие (не такие, как в третьей части) ролики — ставил их другой режиссер. Нельзя сказать, что они стали хуже или лучше. Но фантасмагорического идиотизма в них стало явно поменьше, и в новый стиль игры они вписываются идеально.

    «А это не ты проспорил мне $5 на прошлой неделе?»

    Не обманывайтесь эффектной вспышкой: на самом деле пистолетом Неро и муху не прихлопнешь.

    Ждать порта игры на PC пришлось всего ничего, менее полугода (по нынешним меркам пустяк). С управлением все, конечно, не так гладко, как хотелось бы: клавиши можно спокойно переназначать, но куда как удобнее подключить геймпад. К счастью, никаких сбоев и «перепутанных стиков» из порта Devil May Cry 3 тут не наблюдается.

    Графически игра и на консолях выглядела просто отлично, а в ПК-версии случилась обещанная подкрутка текстур и, что наиболее заметно, доработка спецэффектов. Оптимизация при этом — похвальная, частота кадров стабильно высокая. То есть играть в Devil May Cry 4 на PC можно без страха за собственную жизнь. Исключение составляют разве что вывихнутые в истерике пальцы.

    Реиграбельность — да

    Классный сюжет — да

    Оригинальность — да

    Легко освоить — да

    Оправданность ожиданий: 95%

    Геймплей: 9.0

    Графика: 9.0

    Звук и музыка: 9.0

    Интерфейс и управление: 6.0

    Дождались? Лучшая игра серии и лучший на сегодня слэшер на PC.

    Рейтинг «Мании»: 9.0

    «Великолепно»

    1. Спасти любимую

    Несмотря на то, что сюжет Devil May Cry 4 в целом не про любовь и не про спасение прекрасных принцесс, погоня Неро за Данте быстро превращается в поход по спасению Кирие, которая просто попала под горячую руку Ордена Меча (где она пела до прихода демонов в Фортуну). Чем все это закончится, мы вам, конечно, не скажем.

    2. Решить головоломку-в-замке

    Еще в первой трети игры Devil May Cry 4 делает то, что так любили делать его предки — оставляет вас один на один с замком (в данном случае размеры, правда, поменьше привычных). Полуторачасовое скитание по коридорам, залам и комнатам в поисках магических ключей и прочей волшебной утвари в итоге заканчивается привычным решением головоломки.

    3. Победить Данте

    Несмотря на то, что за Данте поиграть тоже дают (обещали половину игры, но по геймплейному времени выходит не больше трети), в сражениях Неро и сына Спарды драться мы будем всегда на стороне первого. Сражений таких в игре два: первое — в самом начале (обставлено как обучение), второе приходится аккурат на середину игры.

    4. Очистить город от монстров

    Город под названием Фортуна наводнили демоны (причем на этот раз они прорвались далеко не через одни врата, как это обычно бывало в прошлых частях). Уничтожая босса за боссом, Неро и Данте после каждой победы уничтожают очередные врата. А над центром города завис главный и самый крупный по габаритам портал.

    5. Собрать артефакты

    Традиционно ни один Devil May Cry не обходится без сбора разного рода магических вещей. Условно их можно разделить на две категории — те, что нужны по сюжету (открывают дверь, заставляют работать лифт и т.д.), и те, которые просто скрасят ваше пребывание в игре: амулеты, которые увеличивают объем здоровья или дают новые возможности.

    6. Сыграть в кости

    Devil May Cry не первый раз предлагает игроку абстрактные головоломки, не поддающиеся никакому объяснению. Здесь вот, например, вам не раз встретится поле обычной настольной игры, где нужно бросать кубик и двигать фишку по клеткам. В роли фишки — каменная фигура Неро. Кубик размером с комод, а бросать его нужно не иначе, как ударом меча.

    7. Побывать в пасти у жабы

    Один из самых ярких боссов — огромная, мерзкая и, если верить комментариям Неро, дурно пахнущая жаба. Сперва ее не видно — она отсиживается где-то в тумане, а нам предлагается бить двух дьяволиц, находящихся на кончиках жабьих усов (!). Но скоро появится и она сама, и сразу же попытается съесть Неро живьем.

    8. Напороться на колья

    Различного рода ловушек во всей серии было не то чтобы много — разве что лезвие-другое выедет из стены. В четвертой части Devil May Cry не стесняется использовать классические колья, а также не менее классические пропасти. К тому же встретится и лазерная ловушка, отдаленно напоминающая аналог из Resident Evil.

    9. Поколотить вымя

    Оказавшись в джунглях, вам (а также Неро и Данте) повстречается демон растительного происхождения, который наверняка запомнится самыми изощренными попытками стереть героев в порошок. Отыграться, впрочем, дают: запыхавшись, он (вернее, даже она) оставляет открытым свое то ли вымя, то ли кокон. Что с ним делать, пояснять, думаем, не нужно.

    10. Умереть 839 914 раз

    В Devil May Cry 4 следует играть исключительно на уровне сложности Devil Hunter — на всех прочих вы рискуете пропустить мимо себя много удовольствия. Боссы в этой игре не убиваются с молодецкого наскока: нужно сперва найти к ним подход, а ради этого придется умереть не раз и не два. В одном из боев нам понадобилось 40 попыток.

    Если вы никогда не играли в Devil May Cry, то понять, что происходит на окрестных скриншотах и о чем это мы тут вообще говорим, будет сложновато. Специально для тех, кто только присоединился к нашим именинам сердца, — покадровый разбор среднестатистической битвы в Devil May Cry 4.

    У более-менее серьезных противников в DMC 4 есть первоначальный «режим защиты» — в нем они недоступны для нижних атак. То есть просто рубить мечом никак не получится.

    Сперва можно попробовать осыпать врагов градом пуль — особого урона это не принесет, зато заставит их пойти в атаку. Против слабых противников огнестрельное оружие порой очень эффективно.

    Демонической рукой Неро очень удобно перескакивать от противника к противнику — во время атаки они обычно разбредаются по всей локации и уследить за выпадами каждого становится сложно.

    Уворачиваясь от атак соперников и нанося удары сзади или сбоку, вы ослабите и пробьете их щиты. И вот тут можно провернуть один из спецприемов. Например, проткнуть врага его же мечом.

    Есть способ пробить защиту сразу же — достаточно войти в режим демона (расходует энергию, которая накапливается от убитых противников). Тогда добивающий приемчик можно провернуть сразу.

    После прохождения сюжетной кампании, как это принято на консолях вообще и у Capcom в частности, игру сразу же удалять не стоит: откроются новые уровни сложности, режим в духе «Убей как можно больше тварей и не окочурься сам», плюс можно будет просмотреть все ролики из игры. Но действительно интересных вещей две: во-первых, это история Devil May Cry — для тех, кто пропустил прошлые части. Во-вторых, советуем просмотреть своеобразную энциклопедию по результатам прохождения: кроме банальных статистик, там можно обнаружить описания всех героев сюжета, подробную информацию по каждому стилю, удару, оружию и даже врагу, встретившемуся вам по ходу прохождения.

    Читайте также: