Devil may cry 3 сюжет

Обновлено: 04.07.2024

Сегодня наш взгляд падет на одно из лучших творений КапКом, симулятор ломания собственных пальцев, который принес в игровую индустрию такие важные вещи, как самые эпичные анимации засовывания в рукав руки, снимания телефонной трубки и разбрасывания стульев. И все это в одной двухминутной заставке. Но мы собрались тут не для того, чтобы глазеть на грациозные телодвижения главного героя, а для того, чтобы разузнать, есть ли у него интересная сюжетная линия, которая заставит тебя реветь как девочка, когда произойдет чего-нибудь грустное.

Так как относительно скоро мы сможем снова побегать за хоть уже и старого, но все еще чертовски харизматичного Данте, неплохо было бы вспомнить или, может быть, даже узнать, как он стал таким, какой он есть. И специально для вас, на тот случай, если вам лень пробегать всю ту историю, которую нам подарила вселенная, я создал эту статью и видео. Приятного просмотра и прочтения!

Вселенная Devil May Cry крайне обширна, рассматривать мы будем Данте оригинального, но дабы заткнуть некоторые сюжетные дыры и немного разнообразить рассказ, мы будем рассматривать еще и Данте неоригинального, из перезапуска, который находится вообще в паралелльной вселенной и из общего у них только любовь к нецензурной лексике, а так же книг и аниме, предупреждать о таких моментах я буду вот этой штукой.


Итак, Данте — сын темного рыцаря-демона Спарды, одного из предводителей армии демонов, по совместительству правой руки темного Владыки Мундаса. По сюжету, отец его — плохой парень, который, по приказу Мундаса повел нечисть в атаку на Землю, но он становится хорошим, побеждает своего повелителя и заключает его в аду, откуда тот и вылез, предотвращая гибель человечества. Сам же Спарда остается на земле, женится на женщине Еве, которая в перезапуске является Ангелом, берет дом в ипотеку и рожает детишек. Двух детишек. Одного зовут Вергилий, а второго… Тони. Неожиданно! Но впоследствии, их семью разлучают. Пока глава семьи отстутствовал, ходил за хлебом, или типо того, жену его убили, а потом и самого его отправили обратно в ад на муки вечные. Братья, в свою очередь, поссорились, по той причине, что Вергилию хотелось еще больше силы, а Тони было и так норм то, что полудемон. И, несмотря на свою цель, во время многочисленных их стычек, Вергилий всегда проигрывал, что заставляло его полудемоническую пятую точку гореть и искать новые знания, чтобы однажды победить.


Далее по хронологии идет первый том книги о похождениях Данте, который подводит нас к сюжету третьей части игры, которая, по хронологии, является первой частью. Суть в том, что Тони именно после этой книги становится Данте и там же открывает свое детективное агенство.



Вынести такого позора он не может и прыгает в темноту, не позволяя брату спасти себя. Данте выбирается из башни, льет слезки по своей разрезанной ладошке и мертвому, вроде как, брату, который на самом деле живой и пошел драться с Мундасом, не сумев одолеть даже Данте, который, в свою очередь, вербует Леди, которые вместе по такому поводу именуют их общую теперь контору Devil May Cry.

Конец. Третьей части и начало первой.


Спустя какое-то время спокойной жизни и несколько съеденных пицц, Данте посещает женщина. Которая, оправдывая стереотипы, посещает его не через дверь, а через стену. И заявляет, что она ему не враг, после того как протыкает собственным мечом, бьет молниями и ломает магазинчик… Зовут ее Триш, выглядит она как «мамка» главного героя, и заявляет, что хочет положить конец преисподням. Говорит, мол, Мундас смог вылезти из ада и теперь он на земле, сидит на острове, и его, в общем, неплохо было бы и убить. На что Данте с удовольствием соглашается и отправляется на место задания, где долго бегает по коридорам, старательно уничтожая прислужников Мундаса. Но все идет не так гладко и он встречает некого демона Нело Анджело, который его вроде как побеждает, но замечает амулет Данте, пугается его мощи и тикает.

Данте через какое-то время снова с ним встречается и, на этот раз, таки дает люлей. И как оказывается, это его брат Вергилий, <находящийся под контролем Мундаса, видимо, после его тупой попытки покушения. Данте снова начинает бегать по коридорам и радостно ломать спины противникам, до тех пор, пока эта сумасшедшая женщина снова не начнет атаковать его, сознавшись, что она, на самом деле, ему все-таки враг и, что работает на Мундаса. И вместо того, чтобы послушать свой здравый смысл и убить неверную, он ее пощадил, да еще и спас, от летящей на нее скалы, но, впречем, напрасно, ведь ее все равно убивает Мундас, во время того, как теперь уже она пытается спасти Данте. Который, наконец, начинает с ним сражаться и даже побеждает, да еще и под конец битвы Триш оживает и отдает свои силы Данте. Замок рушится и они тикают. На кукурузнике.


Анимэ. Все мы, ребята, любим аниме. Как и ребята из капком, которые решили, что неплохо было бы сделать одно с участием Данте. И сделали. Вышло очень даже. Нельзя сказать, что именно было главным событием японской анимации, оно было сделан скорее для того, чтобы получше познакомить нас с миром игры и его персонажами. То есть в начале Данте — такой Стетхем, который подвозит девочку-наследницу до пункта назначения, а в конце — снова Данте, который убивает демона, который сначала был маленький такой, невзрачный, никто не воспринимал его всерьез, а потом раз, и он здоровенный.


Четвертая часть. Тут можно было бы долго рассказывать о сюжете игры, но у нас пересказ истории именно Данте, а главным героем этой игры все таки является Неро. Хотя рассказать все равно есть чего. Начинается все с того, что Данте убивает лидера ордена меча, который, казалось бы добрый парень, молится вон, но внутри него сидит демон, о чем мы узнаем позже. На этом Данте не останавливается и начинает убивать его прислужников. В сие кровопролитие вмешивается новоиспеченный мальчик, по сравнению с Данте, герой Неро, из-за чего, после своего «поражения», Данте решает уйти. Первый же не успокаивается и начинает идти по следу Данте, которого находит за тридевять земель в спальне Санктуса, того самого лидера ордена, Данте замечает у Неро меч своего брата Ямато и говорит «АДАЙ». Между ними завязывается драка и Данте, само собой, побеждает, но позволяет парню оставить меч себе. Меч, это, как мышка, если руки у тебя кривые, она тебе не поможет. Данте понимает, что у Неро все идет не так хорошо, как хотелось бы. Что оставленный им так щедро меч попал в руки зла и теперь с его помощью были выпущены орды демонов, Санктус становится нереально сильным, а Неро попал в заточение. Но наш добрый дядюшка Данте все исправляет. Убиваеть нечисть, спасает Неро, который убивает Санктуса. И Данте, либо потому что тупой, либо потому что слишком добрый, снова оставляет Ямато Неро. И за работу свою в этой части, как нам показывают, денег он получил оскорбительно мало, собственно, как и всегда.



Пятая часть! О ней известно не так много. По сути, все как всегда, появились демоны — пора доставать меч. На этот раз вылезти из ада им помогли Семена демонического древа.


А на этом все! И если у нас тут есть настоящие ценители серии, сразу поясню им пару моментов. Текст получился не очень-то детальным, но не потому что детали сложно уместить в 10 минут ролика(первая версия сценария уместилась), а потому что тогда для незнающего человека сюжет стал бы кашей. Десятки непонятных имен, которые непонятно чего делают. Поэтому я решил акцентировать внимание именно на поступках Данте. Прошу не кидаться тапками!

Original

Dante's twin brother, Vergil, and a man named Arkham release the ancient tower of Temen-ni-gru from below a modern city and conspire to use Dante to unlock the gate to the demonic realm. While working toward confronting his brother, Dante encounters Lady, a fellow devil hunter, and the mysterious Jester, an enigmatic clown that aids Dante throughout his journey.

Contents

Gameplay [ ]

Devil May Cry 3 plays very differently from its predecessors although the premise still remains the same: slaying demons while solving puzzles to progress through the levels.

Unlike the first and second game, Devil May Cry 3 puts much more emphasis on style rather than simple demon slaying. As such, combat is much more intense and faster than before. Players can now switch between both Devil Arms and firearms with the R2 and L2 buttons, allowing for a very powerful and stylish string of combos. The Stylish Rank is now represented by a gauge. As players land successful hits and dodge attacks, the gauge increases. Once filled up, it will go up a rank.

If the player takes any damage, the gauge will be reset at a lower level and if the same attack is repeated over and over again, the gauge will not increase until a new one is performed.

In addition, players are free to choose how to go about each mission through Styles, which change the way Dante fights, thus allowing diverse ways to gain Stylish points. Trickster focuses on evasion techniques, allowing the player to deftly dodge attacks of any kind. They essentially increase Dante's speed and helps increase the Stylish gauge by using such evasive abilities. Swordmaster focuses on Devil Arms/melee combat. It allows maximum use of such weapons to their fullest extent and is recommended for those, who prefer close-quarters combat. Gunslinger brings about the best in each firearm allowing the player to unleash devastating firepower at a distance. Royalguard is arguably the strongest and hardest style to master. It allows the player to effectively guard and counter any attack delivered towards Dante and turn their powers back at them. Recommended for expert players, Royalguard is the hardest to master, but once perfected, makes Dante invincible. Later in the game, players can gain two extra styles: Quicksilver, which slows down time while allowing the player to move at normal speed, and Doppelganger, which animates the user's shadow to assist in offense.

Special Edition [ ]

Devil May Cry 3: Special Edition is a re-release of Devil May Cry 3: Dante's Awakening with an impressive list of added content:

  • It is now possible to play as Vergil on a separate save file. Vergil fights with only 3 melee weapons (Yamato, Beowulf, and Force Edge) and only has one style, Dark Slayer. He plays through the same levels as Dante but without the voiced cutscenes and behaves like him during scripted scenes. He also still fights a "Vergil" boss three times, however, this boss has a red coat to differentiate it from player Vergil. Players have nicknamed the character "Vante" to resolve confusion.
  • The game difficulty modes were shifted down so that the Special Edition's Normal mode is equivalent to the original's Easy mode, and a new Very Hard mode was added to replace the original Hard mode.
  • The Bloody Palace from Devil May Cry 2 was also added, though it ends at the 9999th floor instead of restarting, and beating it with either character allows them to obtain their first Super costume without completing the Very Hard mode.
  • The "Demo Digest" mode was added, allowing the player to view any previously seen cutscene along with a hidden scene from the main menu.
  • Three boss fights were created for Dante to fight the Jester character - the first of these is mandatory, while the next two are optional. Vergil can also fight him, although it is not mandatory for him either.
  • The Super glitch in the first game was corrected so that Quicksilver and Doppelganger still drain energy, even while using the Super costumes. However, to compensate for that, a new Super Legendary Dark Knight costume was added which preserves the glitch.

Nintendo Switch [ ]

On March 10th, a Version 1.0.1 patch released which fixed some bugs and glitches that were found in the game. With the most notable issue that has been fixed, is a very destructive bug that causes the save file for Dante to be corrupted if the player tried to load it while playing as Vergil. Including Dante's arsenals when choosing it on the Divinity Statue or during real-time gameplay.


Dante inside the shop.

Devil May Cry 3 (A prequel to the previous two games) begins with Dante, in his yet-to-be-named shop, receiving a call from a needy customer, but mentions he hasn't started business. As he digs into a pizza from a pizza box, an unnamed individual comes in and speaks about him being the son of Sparda. He is then revealed to be working for Dante's older twin brother Vergil. He talks about the history of their father and hopes he can accept his invitation. The visitor vanishes as Dante picks up a pizza, the "invitation" arrives in the form of an onslaught of demons. As Dante leaves his shop to beat more demons, an enormous tower, the Temen-ni-gru, emerges in the background. As Dante progresses, he sets off to accept Vergil's "invitation" and begin the quest.


Dante faces Cerberus at Temen-ni-gru's entrance.

When coming across the entrance to the tower, Dante faces Cerberus (a massive three-headed hellhound) who warns Dante that he isn't welcome in the region, nor the tower because he looks like a human. Dante defeats the demon where it realises Dante is unlike any other human. He is unsure about his true "nature", but Cerberus nonetheless offers his soul (the first of many bosses that give Dante weapons after defeat) as a weapon to give Dante protection against further danger. Dante is shown up by a woman on a motorcycle who doesn't waste time and overtakes Dante, giving him more motivation to climb the tower.

The stranger and Vergil employ various measures to prevent any intruders into the tower, namely Dante and the woman, from stopping their secret plans. They seek Dante's half of the Perfect Amulet, the only momento left from their mother. It holds the hidden power, when the two halves are joined, to open the door to the Demon World within the tower (in a function similar to a Hell Gate.) The bald stranger, Arkham, has a bond with the woman, who is revealed to be Mary, his daughter. Mary came to the tower to kill her father because he sacrificed her mother to gain power. The four characters complete various tasks and goals, occasionally meeting throughout the tower.


Dante arrives at the top of the demonic tower, ready to battle his brother.

While progressing through sections of the tower, Dante comes across a fifth, more enigmatic character, named Jester, who has knowledge of the tower and most of its functions. Facing demons and many puzzles, Dante makes it to his brother at the peak of the tower, where they fight each other brutally. Vergil overwhelms his brother and stabs him with his sword, Yamato. When Dante resists and tries to keep going (to get his amulet and sword back), Vergil uses Rebellion, Dante's own sword, to make sure he was dead. As Dante lies on the tower, presumed to be dead, his sword "tastes" Dante's blood and builds up his dormant devil powers. The energy explodes, triggering his true power. Dante falls unconsious and when he awakens, he finds his true might and heads out to get back to Vergil as fast as possible.

Dante jumps from the tower, where he is swallowed by an enormous flying creature known as the Leviathan. As Dante kills the creature and comes across Mary again, where the two have an argument about their different "beliefs". He nicknames her "Lady" and escapes while she is forced to take the job to finish the demons for him. Arkham and Vergil make it to the tower's door, where Arkham uses his book to open it to proceed to the control room located in the tower's basement. Arkham taunts Vergil, telling him that he is a joke for being more human than demon. He impales Arkham and kills him, since he does not need his help anymore now that the door is open. Dante reaches the control room where Vergil is trying to get the tower awakened, he taunts him to keep him distracted with another battle. As Vergil takes his chance to get more of Sparda's blood from his brother to reactivate the tower, they are seen by Mary who steps in a forbidden area not meant for humans. Mary thinks Vergil corrupted her father, but the former was in fact manipulated. As they continue, Jester comes in and applauds their efforts for helping him get his desire. The Jester reveals himself as Arkham, and evades their attacks and overpowers their attempts to stop him. He tells Vergil that he is missing one key to get the Force Edge, a sword that has Sparda's power within in it. To become a new god, Arkham stabs Mary with the bayonet her cannon in order to get the blood that belonged to her ancestor. Sparda killed that ancestor to supress the power of the tower and open the gate. With Dante's, Vergil's and Mary's blood, the tower starts to awaken. Arkham is brought up to the summit by an elevator and waits for his chant and the bells (which were a mystery until now) to be put together. Vergil is seen unconsious while the other two continue onwards.


Lady forces Dante to fight her.

Dante progresses on his own path and when chasing with the fatigued Mary, he takes the chance to face her father for her and leave her out. Mary stubbornly fights Dante, insisting that she should be the one to kill him. After the fight, Dante explains his motivations and Mary entrusts him with Kalina Ann and her mission. Dante comes to the top of the tower, and fights his shadow, Doppelganger. After defeating it, he comes to Arkham in a strange area within the Demon World. Dante is disgusted by Arkham taking on his father's form, however, this is short lived as Arkham's dark heart causes him to transform into a blob-like creature. He battles Dante in an effort to be more powerful by any means necessary.


The brothers work together to defeat Arkham.

In the battle, as Dante was busy with Arkham, Vergil appears and takes his stand against the two. He and Dante take on Arkham for not backing away from the power when he could. The brothers are hindered by their weapons and Dante has one of his guns knocked out his hand. They remember their old, childhood saying of "Jackpot!". With the weakened Arkham taken out, he is kicked out of the Demon World and drops to the tower's top in with a force that paralyses his legs. Mary comes up to her father and as he pleads for her assistance, but she denies him and abandons her name as Lady. She chooses to end his life, but cries over the loss of her family. Back in the demon world, Dante and Vergil face off to have control of the sword. Dante is told to give up his amulet by his stubborn brother. Dante fights him off and ends him with a powerful slash at the peak of Vergil's swing, wounding him and making him fall into the dark part of the Demon World. Dante escapes the soon-to-be closed and unstable portal, taking the Force Edge and his amulet half back with him.


Dante is back at his shop, now named "Devil May Cry".

Returning to the Human World, Dante meets Lady outside the tower where she coins the phrase "devil may cry" while trying to comfort Dante over the loss of his brother. They form a friendship and the beginnings of a partnership in demon-slaying. He later on names his shop "Devil May Cry". By accomplishing certain conditions, there is an extra scene that shows Vergil's fate. Still in the Demon World, severely weakened, yet determined, he encounters Mundus, his father's old enemy, and charges into battle against him. His fate is later on revealed in Devil May Cry.

Difficulty Modes [ ]

Main article: Difficulty Mode

The North American version of the original game had a key difference between its Japanese version and the subsequent releases with the Special Editon: the difficulty levels were shifted up by one, meaning that, for example, the NA "Easy" would be equivalent to JPN "Normal" and the NA "Hard" did not exist in the JPN version at all, and would later become the "Very Hard" mode of the Special Editon.

Weapons [ ]

Devil Arms [ ]

Fire Arms [ ]

Costumes [ ]

Main article: Costumes

Devil May Cry 3 boasts the most alternate costumes for Dante to date, with his DMC1 outfit, two "coatless" variants, a Sparda outfit, and two "Super" costumes. Vergil has his own set of wardrobe changes, including a coatless version of his standard look, a variant on Sparda's outfit where he is turned into Nelo Angelo upon his devil trigger and two "Super"costumes one for his regular outfit and one for his corrupted outfit.

Awards [ ]

Main article: Devil May Cry 3: Dante's Awakening HD Awards

In the edition packaged with the Devil May Cry HD Collection, players can unlock trophies or achievements depending on the platforms being played for performing specific actions in the game.

Выпуск на персоналках задорной смертоубийственной игры Devil May Cry 3: Dante’s Awakening, да еще и в специальной редакции — ход со стороны самурайской компании Capcom довольно-таки неожиданный. Первые две части пролетели мимо PC легким ветерком — и вообще серия эта относится к исконно консольно-аркадному жанру «забей их всех своим могучим кулаком, а если повезет — так и чем-нибудь потяжелее». Их — это врагов, которых в подобных играх обычно не просто много, а. Ну, масштаб здесь, короче, следующий. Схватка с десятью-пятнадцатью противниками — это так, что-то вроде послеобеденной прогулки. Стоит вам чуть-чуть расшевелиться — и попрут команды уже человек из сорока.

В каждом действии Данте сквозит прямо-таки концентрированная крутизна.

Понять, что Dante’s Awakening делает в наших PC-краях, очень просто. Сейчас происходит смена поколений игровых консолей — штука для игроиздателей очень и очень неприятная. Работать под старые платформы — с их практически гарантированными многомиллионными тиражами — значит, отстать от прогресса. Творить что-нибудь на пресловутый next-gen — значит, рисковать, причем очень серьезно.

Так почему бы под шумок не окучить соседнюю платформу? И игрокам радость, и у издателя в кармане позвякивает, а главное — трудиться-то толком и не надо! Подумаешь — перенести с PlayStation 2 на PC кусок программного кода! Никакого греха — почти все разработчики иногда делают это. Вон, у Xbox 360 за какую игру ни схватись — а она уже и на персоналках вышла.

Но есть и обратная сторона медали. Все давно уже открыли отвратительную закономерность: если игру портируют японцы, то PC-публика получает какой-то недоделанный и вообще почти непригодный для употребления продукт. Создан он двумя программистами в свободное от работы время, напильником не обработан, баги не выловлены. К сожалению, с Devil May Cry 3: Dante’s Awakening приключилась именно такая история. Надо быть очень большим поклонником кровавых мясорубок на мечах, пистолетах, дробовиках и разновсяческой магии, чтобы играть в творение криворуких умельцев из Capcom. Мы, правда, не исключаем возможности того, что японцы спихнули проект на сторону и их чрезвычайно жестоко и цинично обманули очередные безвестные наемники. Но куда смотрели граждане, отвечавшие за тестирование?

Характер Данте выписан безупречно: циничный, бесшабашный, с хорошим чувством юмора.

И виновата вовсе не графика, как подумали самые недальновидные из вас. Она, конечно же, выглядит достаточно позорно, но такова судьба всех портов с дряхлой PS2. Дело не в том, что полигонов нынче насыпают раза в два больше, а текстуры фильтруют по куда более современным технологиям, — игра совершенно, абсолютно, КАТАСТРОФИЧЕСКИ не управляема. Оригинальная DMC3 делалась в расчете на стандартный PS2-геймпад по имени DualShock 2. А там, значит, двенадцать кнопок (не считая Start и Select), два аналоговых стика и эргономика, признанная чуть ли не мировым эталоном…

Клавиатура в чем-то даже круче — кнопок здесь больше раз в десять. Размер, опять же, взрослый. Но вот только к вящей досаде людей из Capcom — штукенция эта ну ни с какого боку не похожа на привычный DualShock 2. Но не беда! Тамошние программисты (нам неизвестно, что это за люди, и люди ли это вообще; есть подозрение, что такую раскладку мог придумать обязательно разумный и обязательно душевнобольной осьминог) достаточно хаотично разбросали управляющие кнопки по клавиатуре и… запретили их переназначать.

Потом, правда, гнев все-таки сменился на милость — здесь, представьте себе, можно подключить геймпад и даже настроить его под себя. Но есть тонкость: либо вы находите геймпад с двенадцатью кнопками, либо берете оригинальный DualShock 2 и через USB-переходник (в свободной продаже не встречается — нужно искать со сворой специально обученных собак) пытаетесь его подключить — прочие модели очень и очень нежелательны. Ну а потом, когда вожделенное устройство все-таки воткнуто в компьютер, игрока, решившего побаловаться Настоящей Консольной Игрой, ждет самое интересное: разработчики умудрились перепутать стики (они же «шляпки», они же «аналоговые рукоятки») местами. Так что теперь за перемещения главного героя отвечает не левый мини-джойстик, а правый. Кнопки же нажимать просто нечем — правая рука занята.

Единственный способ борьбы с этой напастью — скачать какую-нибудь стороннюю программку для тонкой настройки геймпада (идет, например, в комплекте со всеми устройствами Thrustmaster) и назначить каждой кнопке клавиатурный эквивалент. Способ, мягко говоря, замысловатый, но в данной ситуации спасти может только он. Ну, или патч — если Capcom соблаговолит его выпустить.

Боевая система не такая интуитивная, как в God of War (лучший слэшер во вселенной, тоже родом с PS2), но, даже если беспорядочно давить на клавиши, поединки все равно будут выглядеть зрелищно.

История, которую рассказывает нам DMC3, проста и безыскусна: скромный охотник на демонов по имени Данте обнаруживает, что неподалеку от его дома возникла Зловещая Башня. В ней прописались как раз эти самые демоны и, в качестве небольшого бонуса, коварный брат-близнец нашего героя — Вергилий. Темные силы, натурально, лелеют планы мирового господства, поэтому надо крепко дать им по шее, после чего воцарится мир и порядок — как минимум до следующей части игры (которая, кстати, уже анонсирована). Данте хоть и сам демон наполовину, но все-таки человек широкой души, длинного меча и больших пистолетов. Ну а при случае может и подвернувшимся мотоциклом приложить, а то и бильярдным столом по головке погладить (последние два действия, к сожалению, в самой игре недоступны — только в заставках).

А вот дизайн уровней в Devil May Cry всегда был донельзя убогим. Большая часть локаций представляет собой нагромождения пустых комнат с серыми стенами.

Игровой процесс выглядит так: завидев превосходящие силы противника, Данте выхватывает огромный меч и начинает им зловеще размахивать, не забывая в перерывах постреливать из пистолетов. Противник вяло пытается сопротивляться, но реальную угрозу для нашего суперковбоя представляют разве что боссы. Они огромные, коварные, хитрые, подлые и практически неуязвимые.

В третьей части игры Данте научился переключать оружие прямо в бою; если раньше можно было просто подбросить врага ударом меча и всадить в него пару обойм из пистолетов, пока он там летает, то теперь… Теперь можно еще и быстренько сменить пистолеты на дробовик, после чего окончательно деморализовать противника методом разноса на мелкие клочки. Слова и картинки, к сожалению, не способны передать происходящего — на экране творится нечто такое, что в пресс-релизах называют «ураганным экшеном». Игроку не дают ни секунды передышки: врагов всегда толпы, каждому надо уделить немного колюще-режущего внимания и выдать пару килограммов свинца, стараясь при этом выстраивать длинные головокружительные комбы.

Собственно, основная цель игры — это не «убить здесь всех и пойти в следующую комнату, где снова убить всех», а, скорее, «убить всех максимально красивым способом с применением всего наличного арсенала». Чем дальше в лес, тем больше доступно боевых стилей и оружия, тем сложнее и красивее становятся комбо. Пройденную один раз игру совершенно не обязательно сносить с диска: ведь теперь есть еще и Вергилий, коварный близнец главного героя. Нельзя сказать, что за него будет совсем другой геймплей, но отличия весьма ощутимы. Жаль, что разработчики не позволили нам выбирать героя в самом начале игры. Но такова стандартная консольная практика — самое вкусное выдавать под конец.

В целом же PC-версия DMC3 представляет лишь чисто научный интерес: для тех, кому интересно, как оно все у консольщиков устроено. К сожалению, после знакомства с этой игрой впечатление может сложиться совершенно превратное. DMC3, которая на консолях блистала идеально выверенным управлением, интересными драками и безумно красивыми многоэтажными комбами, на PC превратилась в унылый неуправляемый экшен с торчащими в стороны пикселями. Надежды на то, что все починят патчами, конечно, еще остались, но обычно такие вот порты принято оставлять на произвол судьбы.

Реиграбельность — нет

Классный сюжет — нет

Оригинальность — да

Легко освоить — нет

Оправданность ожиданий: 50%

Геймплей: 9.0

Графика: 5.0

Звук и музыка: 7.0

Интерфейс и управление: 1.0

Рейтинг «Мании»: 5.0

Дождались? Увлекательная боевая система, зрелищные драки, неплохой сюжет — все в общем-то отлично. Вот только играть в это на PC практически невозможно из-за провального управления.

Devil May Cry 3 — безусловный шедевр, переехавший на PC, как это водится у Capcom, с полуторагодичным опозданием. Это экшен, исполненный уникального, запредельного драйва и таких комбо, которые разработчикам «Волкодава» не снились в самых смелых эротических снах.

ПЕРЕВОД: Главной претензией к PC-версии Devil May Cry 3 была даже не графика — местный геймплей в состоянии ее искупить. Проблема была в чудовищном управлении. Клавиши тут назначены совершенно хаотическим образом. Readme честно сообщает, что для выхода из игры надлежит использовать Alt+F4. Кроме того, отрецензированная нами полгода назад версия отказывалась работать с любыми геймпадами, что окончательно гробило всю затею.

Выпущенная «Новым Диском» версия, во-первых, содержит патч, а во-вторых — радостно дружит с геймпадами. Так что играть все-таки можно. Тем не менее управлять даже меню с клавиатуры затруднительно, поэтому без альтернативных контроллеров лучше и не пытаться.

Локализация также продолжает правильную традицию и предлагает нам слушать оригинальную озвучку, но читать русские субтитры. Эта замечательная идея, к сожалению, плохо работает: шрифты тут плывут и читаются с трудом. Для справедливости надо заметить, что в оригинале творилось то же самое.

Читайте также: