Devil may cry 2 сюжет

Обновлено: 02.07.2024

Содержание

Хронология по играм [ ]

Devil May Cry 3: Dante's Awakening [ ]

Devil May Cry [ ]

Devil May Cry 2 [ ]

Devil May Cry 4 [ ]

Согласно древней легенде, две тысячи лет назад мир людей находился на краю гибели. Орды демонов и злобных тварей вышли из врат Ада, чтобы уничтожить всё человечество. Однако среди них был тот, кто воспротивился своей демонической сущности. Легендарный Тёмный Рыцарь Спарда восстал против Императора Тьмы и запечатал врата своим собственным мечом и мощным амулетом. Тем самым он спас людей от гибели и, приняв человеческое обличье, женился на девушке Еве. Такова легенда и мало кто о ней знает. Однако мир до сих пор подвергается опасности. Чтобы не допустить вторжения демонов в наш мир, в городе-крепости Фортуна был создан тайный «Орден Меча». Это место где люди поклоняются своему спасителю, демону Спарда. Главой Ордена является духовный наставник Санктус, который призывает людей объединиться перед лицом опасности. Чтобы защитить людей от сил зла, были сформированы отряды Священных Рыцарей. Их предводителем является Верховный Главнокомандующий Кредо, который верой и правдой служит интересам Ордена. Но самая яркая фигура Ордена, это молодой рыцарь Неро. Будучи сиротой, он находит приют в доме Кредо, который становится для него наставником. Взрослый Неро дерзок, самонадеян, никогда не идет на компромисс и словно смеётся над своими врагами; в одиночку выполняет приказы Ордена, поэтому ему часто доверяют самую сложную и «грязную» работу. Кроме того, Неро испытывает тёплые чувства к сестре Кредо, Кириэ; он всегда её защищает и готов на всё ради неё.

Однажды, во время молитвы, происходит то, чего не ожидал никто. Проломив крышу собора, прямо на алтарь приземляется неизвестный в алом плаще, и, не сказав ни слова, выпускает пулю в голову Санктуса. Людей охватывает паника, все устремляются к выходу, а неизвестный продолжает убивать рыцарей одного за другим. И только Неро способен оказать ему сопротивление. Вступив с ним в битву, он заставляет неизвестного отступить и скрыться с места преступления. После чего Неро получает приказ найти его.

C этого момента начинается действие игры, которое принесёт ещё немало неожиданностей и даст ответ на главный вопрос: что же побудило неизвестного убить главу ордена, проявив такую жестокость? Ведь этот неизвестный в алом плаще - сын Легендарного Тёмного Рыцаря Спарды, охотник на демонов, уничтожающий их сотнями, получеловек-полудемон Данте…

Devil May Cry 5 [ ]

Игра начинается с того, что охотник на демонов Неро идёт на битву с демоном по имени Уризен после того, как тот отобрал его демоническую руку и меч Ямато. Отправляясь в город Red Grave, он находит демоническое дерево под названием Клипот, которое убивает людей и высасывает их кровь. В это время, Данте вместе с Леди и Триш, противостоят Уризену, но, наделённый силой Клипота, он побеждает их и подоспевшего Неро. Однако, Данте удается спасти Неро, хоть сам он и был побеждён и изгнан из Клипота. Его союзники Леди и Триш были захвачены в плен, чтобы использовать их в качестве демонов. В это же время, загадочный клиент агентства «Devil May Cry», Ви убеждает побеждённого Неро бежать. Через некоторое время, Неро возвращается в Red Grave, вооружённый протезом «Devil Breaker» сделанным его другом и оружейником Нико. По ходу игры, Неро встречается с Ви, который раскрывает планы Уризена. Тот ищет плод Клипота, созданный из человеческой крови и способный даровать обладателю невероятную силу. Вскоре команда решает разделиться. Неро спасает Леди, в то время как Ви находит дьявольский меч Спарда вместе с Данте находящимся в коме, чье присутствие было скрыто мечом. Очнувшись от комы, Данте спасает Триш и начинает свой путь к Уризену. В это время Триш узнает от Ви, что Уризен на самом деле является демонической стороной брата Данте Вергилия, который использовал силу Ямато, чтобы разделить свою демоническую и человеческую половины — последняя и есть Ви, чье тело разрушается из-за долгого отделения от своего демонического начала. Вскоре Данте, вспоминая как Вергилий создал Уризена и Ви, понимает, что его меч Мятежник может даровать ему новую силу и поглощает его и меч Спарду в себя, высвободив свою полную демоническую силу и создав новое оружие, «дьявольский меч Данте».

В это время, Неро снова пытается противостоять Уризену и снова был побежден, но Данте спасает его и побеждает Уризена. Уризен уходит, когда Клипот приносит плод и ест его, чтобы обрести новую мощь. В то время как Данте дерется с Уризеном, Неро спасает Ви от демона и узнает от него об истории Данте с Вергилием. Неро и Ви достигают Данте тогда, когда он побеждает Уризена, но умирающий Ви вмешивается и сливается с Уризеном, прежде чем Данте смог его убить и тем самым оживляя Вергилия. Вергилий возвращается и говорит Данте, чтобы он восстановил свои силы, прежде чем они снова сразятся. Неро настаивает на том, чтобы пойти за Вергилием вместе с Данте, но Данте рассказывает, что Неро — сын Вергилия, доказанный это тем, как Ямато отреагировал на него во время событий в городе Фортуны, где они впервые встретились, и отказывается позволить Неро убить своего собственного отца. Затем Данте сталкивается с фамильярами Ви — раскрытыми как воплощенные воспоминания о времени Вергилия как Нело Анджело. Данте их побеждает.

Данте и Вергилий снова сражаются, где Вергилий во время боя узнает, что Неро — его сын. В это время Неро звонит Кирие и решает не позволить своему отцу и дяде умереть, полностью пробуждая свои демонические силы и восстанавливая свою руку. Вмешавшись в их борьбу, Неро клянется положить конец соперничеству братьев и побеждает Вергилия. Вергилий присоединяется к Данте в одностороннем путешествии в подземный мир, чтобы уничтожить Клипот и запечатать портал, прежде чем он разорвет город Red Grave на части, а Неро возвращается в город. В Подземном Мире Данте и Вергилий продолжают соперничество, но уже как друзья и напарники.


Игровой процесс [ ]

По сравнению с предыдущим проектом, в данной игре появились некоторые нововведения. Как и ранее, игроку предстоит перемещаться по различным локациям, уничтожая на них противников и решая поставленные задачи и головоломки. Однако теперь игра стала более линейной.

Сам игровой процесс также изменился. Теперь игра стала куда требовательнее к игроку: к итоговому счетчику рейтинга прибавился показатель урона, использованных предметов и стиля боя. Также изменился и сам процесс боя. К уже имеющимся у персонажа способностям прибавились новые. Появилась специальная кнопка, позволяющая игроку выполнять всевозможные акробатические элементы во время боя (для уклонения). Также появилась возможность переключения огнестрельного оружия, не выходя в инвентарь.

Способности Данте также претерпели некоторые изменения. Режим «Devil Trigger» теперь используется с помощью некого амулета, который влияет на него. Игрок волен сам выбирать один из трех типов камней, которые дают персонажу разные способности. Также появилась новая «Majini Form», которая усиливает имеющийся DT, когда у игрока мало здоровья.

Также в игре появился второй персонаж - Люция. У неё есть своё оружие и набор приемов и способностей.

Сюжет [ ]

Критика [ ]

PlayStation 2

Set in modern times, on the fictional island of Vie de Marli, the story centers on Dante and Lucia in their fight to stop a sinister businessman named Arius from raising the demon Argosax and achieving supreme power. The story is told primarily through a mixture of cutscenes using the game's engine and several pre-rendered full motion videos.

Contents

Development [ ]

Despite the success of the original Devil May Cry, the sequel was not created by Hideki Kamiya or Capcom Production Studio 4. The first notice Kamiya's team was given about any sort of sequel occurred during localization of Devil May Cry in North America and Europe, a move which greatly surprised Kamiya. Since the game's release, Kamiya has expressed disappointment that he was not called on by his superiors at Capcom to direct Devil May Cry 2.

Instead, the sequel was granted to another production studio within Capcom. According to producer Tsuyoshi Tanaka, the thrust of the design was to make Devil May Cry 2 bigger than its predecessor; Tanaka estimated that the game's environments were approximately nine times as large as the first. The emphasis on puzzles was also downplayed, with the camera system revamped to allow for better action scenes. Changes from the first game were influenced by surveys distributed by the development team, allowing them to patch any areas identified as weak by the people surveyed. The addition of Lucia as a playable character was a response to player complaints that Trish was not playable in the first Devil May Cry.

Gameplay [ ]

Combat itself is based on the style the player demonstrates during a fight. The rating the player gains for style is improved by hitting enemies continuously while avoiding damage. This ranges from "Don't Worry", progressing to "Come On!", "Bingo", "Are You Ready?" and peaking at "Show Time!!". If the character takes damage, the Style Gauge goes back to "Don't Worry".

The game's combat controls are noticeably different than those of the first game. Melee weapon combos are based on pressing the analog stick in conjunction with the attack button, rather than on the timing of the attack button presses alone. New to the series is an evasion button, which allows Dante or Lucia to roll, dodge enemy attacks, or run along walls. Another new feature is a weapon-change button, which allows the player to cycle through ranged weapons without switching to the inventory screen.

The game also features puzzle-solving and exploration elements. Gameplay involves the player examining their surroundings to find items and orbs. Red Orbs are used to upgrade weapons or purchase items, which allow them to restore their damaged health or even instantly revive should they be killed by an enemy's attack.

The Devil Trigger ability enables Dante and Lucia to transform into a demonic form. This unlocks special Devil Trigger-only attacks as well as allows Dante and Lucia to tap into the power of their Amulets, which is also a new feature to the series. Unique to this game is the Majin Form — an enhanced form of the Devil Trigger — available to Dante when he is low on health.

Devil May Cry 2 begins with Lucia and Dante separately entering a museum where an important item called the Arcana Medaglia is stored. After defeating a group of demons in the museum, Lucia invites Dante to follow her to Vie de Marli, where he is introduced to Matier, her mother. Matier explains that she once fought alongside Dante's father, Sparda, to defend the island against demons. She asks Dante to help fight Arius, an international businessman who uses demonic power and seeks to conquer the world. Dante flips a coin as an answer, and decides to help when the coin lands on heads. After Dante leaves Matier and Lucia discuss the Arcana, the items required for Arius to release Argosax.

Lucia eventually confronts Arius, who reveals that she was his creation. When Lucia moves to strike Arius, he uses his magic to blast her away. Shortly afterwards, Dante meets up with Lucia, who gives him the last of the Arcana before leaving. Dante then encounters Matier and tries to pass the Arcana to her. Matier, in turn, asks Dante to take the Arcana to save Lucia, who has gone to fight Arius again. Dante flips the coin again to decide if he will help; it lands on heads, and he departs to aid Lucia. Meanwhile, Lucia enters the Uroboros building and attacks Arius, who captures her. Dante arrives and trades the Arcana for Lucia, then attacks Arius. To escape, Arius forces Dante to decide between saving Lucia or killing him.

Lucia, worried about the ritual and conflicted about herself, wonders how they will stop Arius. Dante waves her off, stating he will find a way. Dante leaves Lucia to think as he departs to defeat Arius. Matier arrives a short time later, sets Lucia's mind at ease, and decides to rejoin the fight against Arius. Dante arrives to find Arius in the middle of his immortality-inducing ritual. Apparently not at all phased by the completion of the ceremony, Dante stands confident. Another fight ensues, in which Dante finishes Arius off with his pistols. Outside, Lucia confronts Dante and demands that he kill her because she fears she will become a demon herself. Before the issue can be resolved, a large stream of energy strikes the tower and a portal to the demon world is opened. Dante and Lucia argue over who will enter and close it from the inside; Dante offers to leave the issue up to fate. He flips the coin and it once again lands on heads, leaving Dante to enter the portal to deal with Argosax after leaving the coin with Lucia.

After Dante departs, Arius returns to life bearing demonic power. While Lucia fights Arius, he finds himself injured and attempts to distract her, a tactic which fails; Lucia goes on to defeat him. Within the portal, Dante fights and defeats the partially summoned Argosax. Finding the portal closed, Dante instead drives further into the demon realm on a motorcycle. In the aftermath of the battle, Matier attempts to reassure Lucia about Dante's fate, insisting that Sparda returned from a similar trip. Lucia examines the coin Dante left with her and discovers that both sides are identical. Sometime later in Dante's shop, Lucia muses about Dante and how Sparda, having taken the exact same journey to hell, came back. Outside, the sound of a motorcycle echoes, and Lucia leaves to investigate who it is.

Difficulty Modes [ ]

Main article: Difficulty Mode

Devil May Cry 2 was criticized for its easy difficulty compared to its predecessor. Unlike the other games, Devil May Cry 2 has no Easy difficulty mode.

Costumes [ ]

Main article: Costumes

Capcom worked with the Italian clothing company Diesel, which is known for designing clothes for video games, to create unlockable costumes for Dante and Lucia. Promotional material featured the characters with the costumes in Diesel stores across Japan.

Awards [ ]

Main article: Devil May Cry 2 HD Awards

In the edition packaged with the Devil May Cry HD Collection, players can unlock PS3 Trophies and Xbox 360 Achievements for their exploits.

Devil May Cry 2 – вышла через полтора года после оригинала, 25 января 2003 года, и была холодно принята сообществом и критиками, но всё же добилась коммерческого успеха, обеспечив будущее серии.

А сегодня я расскажу вам, как игра смотрится через 15 лет после релиза в глазах нового игрока.


Основы геймплея в сиквеле Devil May Cry не претерпели значительных изменений. Игрок всё также рубит демонов, периодически встречая боссов, сюжетные и не очень кат-сцены, и головоломки для «не самых одарённых», но появилась альтернативная сюжетная линия, и теперь играть можно не только за полу-демона Данте, но и за некую Люсию, также имеющую демоническое происхождение.
(А после прохождение на высоком уровне сложности, разблокируется Триш из первой части)
Сразу после начала игры бросается в глаза, что пропали ограниченные жизни, введён более полноценный сюжет, разнообразие противников, локаций и дополнена боевая система, а после начальной кат-сцены игрока бросают в обширную локацию, наполненную далеко не 1-2 типами врагов.

Но ощущение положительных изменений надолго не задерживается.

Завязка такова, что за помощью Данте обратился клан Ви Де Марли, в лице старухи Матье, хранительницы одной из четырёх реликвий, собрав которые можно призвать могучего демона Аргосакса. Конечно же, этим уже заинтересовался некий нехороший дядя по имени Ариус, с кучей денег и магическими познаниями. А наши протагонисты, Данте и дочь Матье, Люсия, должны того опередить, разрушить планы, спасти мир и т.д.

Несмотря на общую цель, по ходу игры герои окажутся разделены, а встречаться будут только в сюжетных кат-сценах. Если в первой игре это выглядело странновато, то здесь уже игрок доподлинно знает, что оба персонажа делают одно и то же, идя в одни и те же места, и сражаясь с одними и теми же противниками, включая боссов. По сути 50% игры у обоих персонажей почти идентичны. Это крайне халтурное отношение одновременно и к сюжету, и к геймдизайну.
Сюжет игры же… Ужасен. Просто ужасен. Нет вообще ничего, что могло бы его оправдать. Плохо вообще ВСЁ! Он донельзя клиширован, все четыре персонажа плоские и совершенно неинтересны, скудные диалоги, ужасная постановка, сюжетные дыры и даже английская озвучка режет уши, своей неестественностью, не давая никакого шанса на погружение в атмосферу.

Но даже то что есть перекрамсали, превратив одну плохую сюжетную линию в две отвратительные сюжетные линии разных персонажей. Проходя сюжетную линию Данте вообще невозможно понять происходящие вокруг события: Что? Кто? Где? Кто такой Ариус, что он делает, зачем? Почему Люсия, говорит что тот её создал? Что значит «создал»? Он её отец? Нет?
Даже имеющиеся диалоги КРАЙНЕ скудные! Персонажи слова лишнего не скажут. Да и не лишнего тоже не скажут, заставляя додумывать происходящие у вас на глазах события.

А весь смысл местной постановки можно разобрать на примере «броска монетки». Видите ли, по ходу игры, когда Данте предстоит «сложный моральный выбор», он подбрасывает монетку, чтобы решить. По крайней мере, так это видели разработчики. Игрок же сидит, смотрит какой-то невнятный диалог, как вдруг Данте выхватывает и подбрасывает монетку, непонятно зачем и почему, при этом на монетке с обеих сторон изображено одно и то же (не заметить это тяжело, учитывая скорость её вращения и ракурсы камеры), а потом говорит, что согласен сделать то или это. Как? Как!? Ну как можно было сделать это НАСТОЛЬКО КРИВО? Добавьте несколько секунд Данте на раздумье, прежде, чем тот достанет монетку, увеличьте скорость вращения, чтобы нельзя было заметить, что обе стороны одинаковые, и ВСЁ! Этого будет достаточно, чтобы появилось хоть какое-то подобие интриги, чтобы хоть игрок понимал, что происходит, прежде чем всё закончится.

Какой-либо ценности этого сюжета, внутри вселенной нет, и он никак не связан с другими частями игры.


Изменения боевой системы.

Боевая система претерпела лишь незначительные изменения. Во-первых, были убраны комбо, как я сказал в обзоре первой части, использовать их в том виде, в котором они были представлены, не было смысла, так что здесь игра ничего не потеряла. А во-вторых, добавлены акробатические приёмы, но по своей полезности они ушли не далеко, и на деле использоваться будет только уклонение, а бег по стенам и всякие финты в воздухе годны только на то, чтобы полюбоваться разок другой на анимации.

В первой части, Данте имел несколько мало отличающихся мечей и огненные перчатки. В сиквеле у него остался только меч, а у Люсии в распоряжении только парные клинки. И хотя по ходу игры, внимательно обследуя локации, можно найти по два альтернативных холодных орудия для каждого из персонажей, они привнесут лишь визуальные изменения, а урон, атаки и анимации останутся прежние.
С оружием дальнего боя ситуация ещё хуже. У Данте по умолчанию доступны классические парные пистолеты, а в процессе можно дополнить арсенал обрезом, ПП и… Стингером. У Люсии изначально будут метательные ножи, а найти для неё можно ещё один вид метательных ножей и мины. Но абсолютно всё оружие в крайней степени бесполезно: Обрез стреляет слишком медленно, у ПП слишком мало урона, стингер это вообще без комментариев, замена ножей Люсии позволяет метать три ножа за раз, но в игре слишком редки ситуации, когда это было бы нужно, а мины хоть и потенциально интересны по своей механике, но их урон слишком мал, а враги слишком медлительны, чтобы вы не устали ждать пока те подорвутся. В итоге, даже стандартное оружие дальнего боя не используется для убийства и летающих то противников, а только чтобы сбить тех на землю, где можно будет применить ближний бой.


Демонические заряды.

Более значительные изменения коснулись системы демонических зарядов: теперь по ходу игры в секретках можно найти самоцветы, которые можно переставлять и тем самым менять различные аспекты демонической формы, например: добавление элементального урона, увеличенная скорость бега, восстановление здоровья, возможность летать. Это актуально для обоих персонажей, Люсия также имеет демоническое происхождение и способна превращаться.

Возможность полёта в демонической форме прекрасно спасает в местах где нужно куда-либо запрыгнуть, потому что в этой части перелёты случаются сплошь и рядом, а всё ещё неуправляемая камера деградировала до предела и теперь постоянно цепляется на врагов, смотрит в землю и уходит не пойми куда, дико раздражая. Как апогей, в одной из комнат, где нужно пропрыгать по платформам, камеры встаёт под таким углом, что следующую платформу не видно вовсе.
Как ни странно, но на боссах камера ведёт себя приемлемо, и проблемы возникли только на минотавре и вертолёте.

И раз уж затронули боссов… Их тут много. Почти каждый уровень заканчивается боссом. И каждый требует совершенно разного подхода: есть более тривиальные — размером чуть больше игрока, есть гигантские и неподвижные, а есть босс-вертолёт, ниспосланный для возжигания вашего пердака.
Боссы – это однозначно сильная сторона игры. Возможно, даже единственная её положительная сторона. Хотя и тут умудрились залить ложку дёгтя: окей, наземных боссов трогать не буду, будем считать, что некоторые сложнее, некоторые проще, но вот летающие «ууу, сука»! Битвы против них просто ужасны. Босс-вертолёт и летающие маски. Это один сплошной долгий, унылый, очень унылый, очень долгий дроч! Каждого из этих боссов придётся убивать спамя оружием дальнего боя, нанося безумно маленький урон, потому что любые попытки бить их в ближнем не закончатся ничем хорошим. Однако и из этого правила нашлось исключение, это босс-бабочка. ХП у неё оказалось на порядок меньше, чем у остальных, а механика боя интереснее, так что даже второе сражение, от лица Люсии, не показалось скучным.


Первые полчаса игры, обилие разных типов врагов очень выгодно отличает сиквел на фоне первой части. Но всё разнообразие сводиться только лишь к отличающимся моделькам. Два разных противника не будут требовать к себе двух разных подходов, даже примитивно различающихся. Нет, против любого рядового врага есть лишь одна тактика: долбить на кнопку удара и изредка уклоняться, а если он летает, то сначала сбить его выстрелами, а потом долбить на кнопку удара. Количество врагов также возросло, что сделало сражения крайне унылыми и надоедающими.

Левел-дизайн.

Левел-дизайн во втором DMC сделан не лучше всего остального. На замену узким замковым коридорам, дают просторные городские уровни, и чуть менее просторные крипты. Но ориентироваться и в тех, и в других совершенно невозможно, в том числе и благодаря камере – зачастую происходит ситуация, когда переходишь, так сказать «к другой сцене», и камера меняет своё положение: до перехода она смотрела вам в спину, а после направляется в лицо, и в итоге, не успев среагировать вы разворачиваетесь и возвращаетесь «к прошлой сцене». А при смене положения камеры респавнятся враги. Снова и снова.

Длительность.

Пока я проходил сюжетку Данте, я настолько устал от нескончаемых скучных драк, что за Люсию я не дрался вообще, если есть возможность забить и пробежать мимо. А такая возможность есть практически всегда. Зато хоть второе прохождение заняло меньше полутора часов, что оказалось вдвое быстрее, чем сюжетка Данте, та у меня вышла чуть больше трёх часов. В сумме получается 5 часов.


Секретные миссии.

Как и в первой части, в игре присутствуют 12 секретных миссий, в этот раз одну я нашёл, но исключительно случайно, когда не мог понять куда нужно идти и пытался активировать всё что не ровно стоит. Что-то всё таки активировалось. Внутри было испытание на убийство врагов за отведённое время. В награду дали осколок синей сферы для увеличения максимального запаса ХП.

Игровой магазин и его ассортимент не претерпели изменений: восстановление здоровья, демонических зарядов, бомба, увеличение максимальных запасов ХП и демонических зарядов, но так как ограничение на кол-во смертей пропало, то теперь жёлтые сферы возрождают не на чекпоинте, а прямо на месте смерти без потери прогресса. Также появилась возможность улучшения любого оружия, но увеличение урона будет совсем не значительным.

Важно отметить.

Среди противников встречаются летучие мыши, при полёте они издают характерный звук «взмаха крыльями», этот звук накладывается на ему аналогичные, и в моменты когда на вас летит целая стая мышей, вы слышите многократно усиленный шум. Чтобы не оглохнуть приходилось отключать звук в наушниках.
Как и первая часть, второй Devil May Cry, добрался до ПК только в этом году, а потому обделён русификатором. Впрочем, и английская версия достаточна плоха, чтобы не жалеть об этом.
Также нет и полноценной поддержки клава-мыши. Геймпад only.



«Мусор» — не рекомендуется к прохождению даже в рамках серии.

Читайте также: