Civilization 6 маори гайд

Обновлено: 04.07.2024

Firaxis продолжает потихоньку знакомить нас с новыми цивилизациями, вводимыми в Civilization VI дополнением Gathering Storm. Герои сегодняшнего дня — маори, коренной народ Новой Зеландии, и эксперты в области всего, что связано с морем и берегом. Предводитель маори — вождь Купе, который, согласно легендам, отправился со своей прародины к неизведанной земле (ныне Новая Зеландия) и стал главным героем мифологии своего народа.

реклама

У маори, как и у других наций в Civilization VI, имеются четыре уникальные способности. Начнём с уникальной лидерской способности Купе, которая так и называется — «Путешествие Купе». Маори под предводительством Купе стартуют в море и получают дополнительные очки культуры и науки до тех пор, пока не создадут первое поселение. Основанный город стартует с дополнительным населением и бесплатным строителем. Таким образом, маори могут позволить себе выбирать более удачное место для поселения, не рискуя безнадёжно отстать от конкурентов в развитии.

Уникальный инфраструктурный объект маори — мараэ. Эта постройка заменяет амфитеатр и предоставляет дополнительные очки культуры и веры соседним клеткам, на которых имеется особенность, через которую можно пройти (пример — речная пойма). После изучения авиации мараэ также будет повышать туристическую привлекательность вашего города.


Тоа — уникальные боевые отряды маори периода античности. Эти воины могут возводить специальные укрепления, а также подавлять боевой дух (штраф к боевой мощи) противника, исполняя устрашающий танец.

Уникальная цивилизационная способность маори называется «Мана». Маори начинают игру с познаниями в области мореплавания и судостроения, а погруженные на борт отряды получают бонус к боевой мощи и скорости перемещения. Неулучшенные клетки с лесами и джунглями повышают производительность городов маори, а рыбацкие лодки присоединяют близлежащие клетки и эффективнее справляются с ловлей рыбы.

Firaxis наконец-то вернулась с рождественских и новогодних каникул и готова продолжить представлять нашему вниманию новые нации, вводимые в Civilization VI дополнением Gathering Storm. Героиня сегодняшнего видео — Мали и её предводитель Манса Муса.

реклама

Представители Мали в Civilization VI Gathering Storm обожают золото и имеют существенные торговые бонусы. Как и другие цивилизации, Мали обладает четырьмя уникальными способностями, по которым мы пройдёмся по порядку.

Уникальная цивилизационная способность Мали называется «Песни гриотов». Центр города получает бонусы к пище и вере за каждую соседнюю пустынную клетку. Малийские рудники предоставляют меньший бонус к производству, зато дают значительный приток денег в казну. Кроме того, Мали могут приобретать торговые здания за очки веры.

Уникальный инфраструктурный объект Мали — сугуба. Этот район заменяет стандартный коммерческий район и обеспечивает скидку при любых покупках за веру и золото в городе. Кроме того, сугуба получает значительный бонус к золоту при соседстве с рекой и священным местом.


Уникальный малийский боевой отряд — всадники мандекалу. Эти бесстрашные воины получают золото за уничтожение вражеских отрядов и обеспечивают защиту торговцам.

Лидерская способность Манса Мусы называется «Торговцы Сахеля». Малийские торговые пути получают бонус к золоту за каждую клетку пустыни в пункте отправления. Наступление золотого века увеличивает максимально возможное количество торговых путей.


Купе — лидер в игре Civilization VI. Впервые появляется в дополнении Gathering Storm.

Игровая информация [ ]

Маори – единственная цивилизация, способная перемещаться по клеткам океана с самого начала игры. Это даёт им уникальную возможность выбрать наиболее благоприятный участок побережья для основания столицы.

В начале игры маори под предводительством Купе покидают свою легендарную прародину Гаваики и отправляются в дальнее путешествие через океан. Они должны найти подходящее место для основания первого города и использовать свои преимущества для быстрого развития. Маори бережно относятся к природе, стараются не вырубать леса и не добывать ресурсы, зато они сразу получают высокие урожаи от прибрежных и лесных ресурсов. После открытия тоа задача маори – построить достаточное количество крепостей «па» и обеспечить надёжную оборону своих границ. При правильном расположении крепости-па могут существенно затруднить продвижение врага на территорию маори.

Игровое описание [ ]

Купе – легендарный мореплаватель, который прибыл с земли Гаваики на необитаемый остров и положил начало заселению Новой Зеландии племенами маори. Но это всего лишь легенда, хотя история этой легенды и её роль в формировании новозеландской культуры заслуживают отдельного рассмотрения.

Некоторые этнографы считают «канонической» легенду о Купе, записанную Перси Смитом, который собрал и обработал несколько источников маори, а сам скромно называет себя переводчиком. Согласно этому варианту легенды, Купе был великим вождём в земле Гаваики. Однажды с рыболовных крючков стала исчезать наживка, Купе обратился к шаманам, те благословили рыболовные снасти, и Купе с группой рыбаков вновь отправился в море на каноэ. Забросив удочки, он увидел множество осьминогов, которые пожирали наживку. Самый большой осьминог был ручным животным вождя враждебного племени, Мутуранги.

Купе хотел убить Мутуранги, но вместо этого погнался за его осьминогом. Рыбаки гнались за ним через весь океан, пока не увидели покрытый зеленью необитаемый остров, который назвали Аотеароа («Земля длинного белого облака»). Купе причалил к Северному острову, и следы его ног до сих пор видны на берегу. Легенды о Купе включают множество других историй о том, как его соратники исследовали побережье, основывали лагеря и поселения, совершали различные подвиги. Имя Купе часто встречается в местной топонимике, особенно на Северном острове (на берегу пролива Кука и в регионе Уайрарапа).

Но недавние исследования ставят под сомнение истинность канонического текста, поскольку он противоречит значительному числу народных сказаний маори (уайкореро и уакапапа многих племен). Элементы мифа о Купе являются составной частью устной традиции племён Нортленда, Уайрарапы и некоторых регионов Южного острова, но и они порой существенно отличаются от канонического текста. Современные исследователи считают, что этот текст был в большой степени обработан и скомпилирован Смитом, а затем в этом виде вернулся к маори и постепенно утвердился в качестве основного варианта легенды.

Как бы то ни было, мореплаватель Купе живёт в памяти новозеландцев по сей день. Он, в каком-то смысле, является обоснованием прав маори на эти острова. Памятник Купе в стиле ар-деко установлен на набережной Веллингтона, истории из жизни Купе изучают дети в школах. Можно сомневаться в исторической достоверности Купе или связанных с ним событий. Но при этом можно упустить из виду нечто более важное – то, как устные предания маори сформировали характер и историю этого народа, как на них повлияло появление «пакеха».



Маори — держава в игре Civilization VI. Впервые появляется в дополнении Gathering Storm.

Игровое описание [ ]

Примерно в XIII в. с Маркизских островов в южную часть Тихого океана отправились люди на каноэ. Они двигались на юго-запад, пока не достигли земли, которую мы называем Новой Зеландией, а они назвали Аотеароа (страна длинного белого облака). Эти мореплаватели использовали сложные традиционные навигационные методы полинезийцев: чтобы определить направление движения, они пользовались едва заметными подсказками окружающего мира. Они прибыли на землю, где ещё не ступала нога человека. Эти острова откололись от материка более 100 млн. лет назад, и за долгий период полной изоляции здесь сложилась уникальная экосистема. Там обитали бесчисленные виды птиц (в том числе, нелетающие гиганты), огромные ящеры и пугливые лесные животные. На островах было несколько видов наземных млекопитающих и древних рептилий. В прибрежных водах тоже кипела жизнь.

Древнейшие известные нам поселения маори находятся на Южном острове, около Те-Покохиви (отмель неподалеку от места впадения реки Уаирау в пролив Кука). Легенды маори утверждают, что их предками был полинезийский народ хаваики (гаваики), и что великий Мауи своей удочкой поднял острова Новой Зеландии со дна океана. Считается, что первые поселения были основаны вождями Купе и Тоитехаутахи. Одним из важнейших элементов культуры маори является «уакапапа» – пересказ родословной, благодаря которому каждый маори знает своё место в истории народа, с древнейших времён до сегодняшнего дня. Уакапапа играет большую роль в культуре и социуме маори.

На протяжении трёх столетий полинезийская культура маори изменялась под влиянием их новой родины. Во главе кланов («хапу») стояли вожди, которые накапливали «ману» (престиж и силу), позволявшую им проявлять благосклонность к друзьям и нести справедливое возмездие врагам. Маори создавали произведения искусства из камня «поунаму» (зелёного нефрита и жадеита) и перьев местных птиц. Каждое хапу свято хранило свои исторические предания. Важное место в культуре маори занимает «хака» – ритуальный танец, сопровождающийся энергичными выкриками, жестами и гримасами. Этот танец выражает силу, храбрость, доблесть и уважение. Татуировки маори называются «та-моко», их узор уникален у каждого человека. Мужчины покрывают татуировкой всё лицо, а женщины – только губы и подбородок.

Европейцы открыли Новую Зеландию в 1642 г., но постоянные контакты с маори установились только в XVIII столетии. Маори называли европейцев словом «пакеха», которое сейчас обозначает вообще всех «не-маори». Появление огнестрельного оружия и европейских болезней нанесло коренным жителям огромный урон. Со временем на островах появились постоянные поселения европейцев, а в 1840 г. британское правительство заключило с маори Договор Вайтанги, подписанный вождями большинства племён.

Договор Вайтанги продолжает долгую традицию неравноправных соглашений между коренными жителями и колониальными властями, особенно в части права собственности на землю. Понятие «владение землей» для европейцев и для маори было наполнено совершенно разным содержанием, вследствие чего маори толковали этот договор совсем не так, как британцы. Британцы сомнительными методами и обманным путём принуждали маори за бесценок продавать свою землю.

В ответ на это маори организовали движение «Кингитанга», целью которого было преодоление межплеменных междоусобиц и объединение всех маори под единым началом. В свою очередь, возникновение «Кингитанга» вызвало репрессии со стороны властей и конфискацию земель маори. Новую Зеландию охватили «земельные войны». Англичане сгоняли маори с лучших земель и выселяли на бесплодные территории, особенно на Северном острове. Правительство продолжало политику конфискации земель, причем не только у племён, оказавших сопротивление, но и у дружественных англичанам кланов маори. Помимо обычной конфискации, использовались различные юридические методы отъёма земли. Так продолжалось на протяжении большей части XIX века.

Кроме того, экологии островов был нанесён значительный ущерб. Вместе с маори здесь появились крысы и собаки, нарушившие хрупкое природное равновесие. Примерно через столетие после прибытия маори полностью исчезла гигантская нелетающая птица моа, а вместе с ней вымер и гигантский орёл (орёл Хааста), основной добычей которого являлись моа. Появление новых видов животных (поссум, горностай, свинья и др.) нарушило равновесие местной экосистемы и привело к исчезновению более 40% эндемичных видов птиц. Немалый вклад в эти процессы внесли и земледельцы, уничтожавшие огромные лесные массивы ради полей и пастбищ.

В XX в. новозеландское общество стало признавать свою ответственность за историческую несправедливость и преступления против коренного населения. Начался период возрождения культуры маори. Министр по делам коренного населения Апирана Нгата проводил политику расширения прав маори, способствовал развитию народной музыки и поэзии, агитировал за призыв маори на военную службу во время обеих мировых войн. Маори служили в британской армии и воевали в Галлиполи, Северной Африке и Италии. Их храбрость снискала им уважение и союзников, и врагов.

Протестное движение маори во второй половине XX в. привлекло ещё большее внимание к былым нарушениям их прав. Правительство Новой Зеландии приняло ряд мер, направленных на сохранение и развитие языка и культурного наследия маори. В обществе отмечается рост осознания уникальности местной культуры. И хотя маори пока ещё отстают от «пакеха» в вопросах экономического развития, здравоохранения и образования, достижение полного равенства стало одной из первоочередных государственных задач.

Наконец, голос маори был услышан. Новая Зеландия борется за снижение экологического урона, за сохранение местных экосистем, за сокращение численности инвазивных видов. Недавно была запрещена добыча нефти в новозеландских территориальных водах. Слова маори о коллективной ответственности за нашу планету находят отклик на земле Аотеароа и во всём мире.

Читайте также: