Civilization 6 испания гайд

Обновлено: 05.07.2024


Разбору основных игровых механик Civilization 6 мы посвятили множество гайдов. В рамках данной статьи мы поговорим о тех аспектах игрового процесса и некоторых важных нюансах, которые не успели осветить.

Если вы один из тех, кто впервые начал играть в «Цивилизацию», то советуем начать с нашего гайда по прохождению Civilization 6 для новичков. Он прекрасно подходит для нескольких игр на первом уровне сложности.

Однако со временем хочется чего-то более сложного, и в сегодняшней нашей статье мы поговорим о том, как усовершенствовать и усилить свой геймплей, стиль игры. Некоторые из советов ранее упоминались в предыдущих статьях, однако в данном материале мы предлагаем по-новому взглянуть на них.

Выберете подходящего лидера, цивилизацию и карту

Разработчики Civilization 6 сделали ранее развитие каждой партии намного более гибким, чем в предыдущих версиях франшизы. За это стоит благодарить разнообразные бонусы и особенности, присущие лидерам и цивилизациям.

Оцените преимущества, которыми вас снабжает лидер фракции и она сама. Так, например, Ганди далеко не лучший лидер для достижения военной победы. Кроме того, в Civilization 6 несколько лидеров у каждой цивилизации и, например, греческий Платон лучше подходит для культурной победы, а Горго — для военной.

Учитывайте, что весьма непросто заполучить все эти бонусы в конкретной партии и далеко не факт, что вы получите удачную для себя карту, возможно, стоит сделать перезапуск. От нее очень много зависит.

Используйте имеющиеся бонусы лидера, цивилизации и карты для ускорения исследований в древах инженерных технологий и гражданских наук.

Советы по этапам игры

В начале партии после основания города и разметки основных участков, надо построить амбар и монумент, и создать несколько юнитов — разведчика и пару-тройку воинов. Постоянно ведите разведку территории вокруг цивилизации и уничтожайте варваров. Ищите города-государства и первым устанавливайте с ними дружеские отношения.

Как можно быстрее постройте юнит «Строители» и осуществите улучшения вокруг столицы — они придадут нужный бонус развития городу и соседним районам. Всегда держите рядом хотя бы один юнит типа «воин» для защиты от набегов варваров.

Хорошим толчком к развитию станет внутренняя и внешняя торговля — главное, обезопасить торговые пути от варваров и попыток разграбления.

Политическое управление — основа развития цивилизаций в Civilization 6. Ваша текущая политика должна соответствовала вашим текущим целям и вы должны выполнить их, пока не откроется возможность бесплатно сменить политику на следующую, для выполнения будущих задач.

Смотрите в будущее и помните, что в большинстве случаев, выгоднее подождать и получить ускорение от политик и форм правления, чем выполнять задачи вразрез с ними и терять ходы.

Постарайтесь основать 3 города к 80 ходу. Это будет непросто, но каждый город в Civilization 6 очень упрощает развитие и чем у вас больше городов — тем лучше. Не забудьте обеспечить их безопасность и защиту. После того, как разовьете столицу, начинайте работать над развитием других городов и установкой связи с ними.

В это время партия будет перетекать из начальной эпохи в среднюю.

К середине партии (эпоха Возрождения и далее) у вас должен быть мощный цивилизационный фундамент на континенте — развитые города и районы, много юнитов. В зависимости от выбранного лидера и типа карты, стоит задуматься о дальнейшей экспансии — через море или сушу, но вам следует увеличивать число городов даже при помощи завоевания.

Гибко регулируйте политику, чтобы держать достаточно денег в казне на случай непредвиденных обстоятельств, покупку юнитов и зданий. Не забывайте регулярно менять правительство, например, сменив бравого полководца на эффективного менеджера, способного быстро и экономно провести модернизацию армии.

Что касается формы правления, то не стоит постоянно ее менять, почему — мы подробно расписали в нашем гайде.

Периодически посматривайте за довольством населения, усталостью от войны и достаточностью жилья — это ключевые факторы, влияющие на стабильность государства и скорость увеличения числа жителей.

К концу партии сильно повышается агрессивность всех соседей, так что вам обязательно потребуется мощная армия, способная сбить спесь с более сильного соперника или даже ядерное оружие. Здесь очень важно экономить каждый ход, так что вы потратите много времени на микроменеджмент городов и шпионаж.

Не забывайте, что в конце партии, в первую очередь, вы должны ограничить религиозных соперников, потом культурных. Отбивайтесь от атак агрессивных цивилизаций, но если кто-то захватывает более половины карты — отбросьте все планы и начните клепать новых юнитов, большой войны не избежать.

Одной из лучших идей серии Civilization является многовариантность побед. Вам необязательно качать мускулами, когда вы можете бросить эту скатывающуюся в хаос планету и другие цивилизации, и колонизировать Марс. Или вы можете рассмотреть вариант религиозной или культурной победы — всю нужную информацию о них мы собрали в отдельных гайдах по ссылкам выше!

Нужно больше строителей

Одной из сильных сторон Civilization 6 называют замену рабочих на строителей. Казалось бы, они существуют только нужное игроку время, а значит, расходы на них ограничены этим временем. Тем не менее, вам постоянно будут нужны строители. Не важно, воюете ли вы или нет, у вас будет увеличиваться число городов. А значит, нужно будет обрабатывать все больше гексов.

Чем быстрее вы обработаете гексы, тем быстрее они начнут приносить доход. Плохо, если только что построенный город будет ждать, пока вы построите ему строителей. Несмотря на желание разработчиков сэкономить внутриигровые расходы игрока, у вас фактически всегда должен быть строитель в запасе и еще один на подходе.

Конечно, в большинстве случаев на стандартной карте вы к началу эпохи атома закончите расширение государства и его застройку. Однако почти всегда игра будет подкидывать новые стратегические ресурсы, так что вам все равно нужен строитель, чтобы получить к ним доступ, запустить в свою торговую сеть и начать торговлю излишками с другими державами.

Нужно больше золота (денег)

Как и всегда, золото является ключевым ресурсом в Civilization 6. Большая казна позволит вам пережить без проблем кризисы и войны, а также позволит быстро набрать армию, если у вас ее нет или она потерпела поражение. Чем у вас больше денег, тем легче и проще станет прохождение, однако как быстро и просто получить много денег в Civilization 6? На самом деле, есть несколько ординарных и неординарных методов.

Продвинутый гайд Civilization 6 — шпионаж, дипломатия, стратегия игры и дополнительные советы

Например, выкопайте его — это один из редких ресурсов, но и сами по себе редкие ресурсы являются ценным товаром. Лучше всего монополизировать все ресурсы, которые можно найти на ранних стадиях, поскольку потом все цивилизации захотят получить их и, самое важное, будут готовы заплатить любую сумму.

Помимо межгосударственной торговли, стройте торговцев и отправляйте караваны в другие цивилизации или города-государства — туда, где золота за ход будут давать больше. В построенных или захваченных городах автоматически появляются торговые посты и, следовательно, вы можете получить +1 пункт к генерации золота за ход за каждый город, через который будет проходить торговый маршрут.

Включите отображение доходов с гексов. Этот функционал открывается в левом нижнем углу. Он важен, так как предоставляет точную информацию о производительности каждого гекса. Вам не нужно водить мышкой по каждому из них, а потом пытаться удержать информацию — все видно сверху. Берите под контроль те гексы, которые приносят золото, в первую очередь, и помните, что прибрежные гексы дают золото в виде заработка от добычи рыбы, крабов и китов.

Определенные здания, построенные в Коммерческом районе города, дадут намного больший эффект, однако для их постройки нужен соответствующий район и технология. Если же вы участвуете в военных действиях, не гнушайтесь проведением карательных рейдов по территории противника — за каждое разграбление вы получите очки науки, культуры, производства, продовольствие или золото.

Еще один способ получить много денег — это их экономить! Не тратьте средства на покупку ненужных и неключевых гексов, юнитов, зданий. Заключайте более выгодные для себя торговые сделки и просите золото у союзников. Используйте Великих торговцев, которые принесут империи больше золота. Теперь одна из функций Великого торговца — это захват ничейной клетки.

Продвинутый гайд Civilization 6 — шпионаж, дипломатия, стратегия игры и дополнительные советы

Выучите, наконец, таблицы распределения — почти каждый аспект геймплея в Civilization 6 имеет точное описание — сколько и чего он дает, как усиливается прибыль от связей с другими типами гексов — ресурсами, районами и т.д. Используя свою память, вы быстрее других игроков сможете оценить преимущества каждого гекса, здания или Великого человека.

Нужно больше великих людей

В Civilization 6 десять наборов Великих Людей для каждой из эпох — Античности, Средневековья, Промышленной эры и так далее. Бороться за них и нанимать нужно всех, кто только доступен, так как в следующей эпохе может так случиться, что уже не получится нанять кого-то. Набор Великих Людей сменяется, как только вы переходите в другую эпоху, а накопленные, но не использованные очки переносятся туда без штрафа.

Продвинутый гайд Civilization 6 — шпионаж, дипломатия, стратегия игры и дополнительные советы

Великих Людей привлекают районы соответствующего типа, чем больше районов, тем больше очков они генерируют. Можно ускорить генерацию, начав преобразование производства города (15 %) в очки того или иного типа — это самая последняя строчка в меню строительства города. Великие Люди могут сильно упростить прохождение и увеличить ваши шансы на выигрыш, поскольку через свои разнообразные специальные эффекты чрезвычайно ускоряют развитие.

Именно поэтому цивилизации соревнуются между собой за того или иного Великого человека, топ-4 и число оставшихся ходов до возможности призыва можно увидеть на соответствующей странице. Никогда не игнорируйте возможность легко или дешево заполучить Великого человека — не подберете вы, подберет кто-то другой. С другой стороны, иногда лучше пропустить эпоху, чтобы иметь гарантированный успех в следующей. Не все Великие Люди равны между собой, кто-то лучше, кто-то хуже.

Чтобы использовать великого человека нужно прочитать информационное окно в меню действия юнита. Например, ученого нужно сразу отправлять в любой научный квартал, после чего разблокируется кнопка использования и вы получите разные эффекты — ускорение исследования трех случайных наук, очки науки и так далее. Пророка нужно загнать в религиозный квартал, где появится возможность основать или усилить религию.

Продвинутый гайд Civilization 6 — шпионаж, дипломатия, стратегия игры и дополнительные советы


С Великими Людьми культуры несколько сложнее — нужно, чтобы в городе, Чуде Света или Театральной площади была свободная ячейка шедевра соответствующего типа. Такие юниты обычно дают 2-3 произведения, и пока они все не выдадут, не пропадут. Чтобы понять, где его использовать, надо выбрать юнит и внимательно осмотреть карту — подходящее место (гекс) будет выделен белым цветом по периметру.

Стоит помнить, что Великие полководцы и адмиралы дают бонус находящимся радом с ними войскам только в течение двух эпох — завербованной и следующей. Они спавнятся при наличии Военного района и выхода к морю через Гавань.

Не заморачивайтесь на дипломатии

Дипломатия в Civilization 6 имеет множество недостатков. ИИ ведет себя совершенно неадекватно, просто будьте готовы к этому. Он может предложить напасть вместе на одного врага и хорошо вам за это заплатит, после чего на следующем ходу осудит за милитаризм. Или, имея хорошие отношения, нападет на вас через ход после заключения союзного договора.

Вполне «логично», что пацифисты оказываются самыми большими захватчиками и разрушителями, а милитаристы ни на кого не нападают всерьез. Мало войск — осудили, много войск — осудили, распространил религию в своем городе — осудили, не распространяешь религию — осудили, построил шахту для добычи редких ресурсов — осудили, нет редких ресурсов — осудили.

Продвинутый гайд Civilization 6 — шпионаж, дипломатия, стратегия игры и дополнительные советы

К концу игры вы вряд ли будете иметь хорошие отношения с ИИ-игроками. Единственное, что стоит учитывать — ИИ уважает сильные цивилизации, причем сильными на море и на суше, даже если не имеет доступа к морю или суше сам.

Используйте шпионов везде и всюду

В Civilization 6 шпионы выполнены в виде юнитов, хотя вы не можете ими напрямую управлять. Их функционал был адаптирован к новым геймплейным реалиям. Теперь шпион может красть деньги, очки культуры, науки и религии только в том случае, если у города-цели есть соответствующий район. Аналогичным образом работает контрразведка — вы не можете одним шпионом накрыть весь город, только какой-то конкретный район.

Выполнение каждого задания сопряжено с риском провала или даже захвата в плен. В последнем случае шпион совершит попытку побега, которая также может быть неудачна. Если шпиона захватят в плен, его можно выкупить у цивилизации или, наоборот, продать ей с потрохами. Вы, в свою очередь, также можете этим заниматься.

Продвинутый гайд Civilization 6 — шпионаж, дипломатия, стратегия игры и дополнительные советы

Также шпионы могут украсть Великого человека, который пока не нашел себя в цивилизации — используйте эту способность для достижения своих целей.

Конечный способ победы на самом деле не играет роли

Нет, вы конечно можете заранее хотеть победить тем или иным способом. Однако игра на высоких уровнях сложности слишком непредсказуема, чтобы фиксироваться на чем-то одном. Поэтому в основе сильного стиля игры в Civilization 6 лежит сбалансированная стратегия без перегибов — нужно одинаково хорошо развивать аспекты от научного до военного, создавая опасность своим соперникам.

При этом в начале партии нужно выдержать агрессивный вал нападений, постарайтесь заключить хотя бы один союз, а также стройте больше военных юнитов. Возможно, стоит подобрать закрытую карту, где вас не будут тревожить соседи по континенту. Просто добейтесь для себя комфортных условий, сменяя географию несколько раз, что позволит лучше противостоять ИИ, который банально получает больше возможностей на старте игры.

Продвинутый гайд Civilization 6 — шпионаж, дипломатия, стратегия игры и дополнительные советы

Чем выше сложность игры, тем больше юнитов нужно иметь для самозащиты. Многое зависит от положения и если вы оказались в центре между 3-4 игроками, нужно иметь хотя бы 5 юнитов для защиты каждого города от врагов на сложности «Князь», поскольку они могут напасть все вместе.


Мы продолжаем нашу серию гайдов о победах в Civilization 6 и способах их достижения. В сегодняшней статье мы поговорим о новом типе победы в игре — о религиозной победе и способах ее достижения, рассмотрим способы увеличения генерации очков Веры. Также представим цивилизации, лучше всего подходящие для достижения этой победы. О том, какую новую роль религия играет в Civilization 6 и какие есть новые юниты, вы можете прочитать в нашей отдельной статье.

Что такое религиозная победа в Civilization 6?

  • не менее половины жителей города вашей или другой цивилизации обращены в вашу религию (в городе с населением 7 жителей требуется 4 жителя, исповедующих вашу веру, чтобы он считался вашим);
  • не менее половины городов цивилизации обращены в вашу религию (в цивилизации с 11 городами нужно обратить 6, а лучше 8 городов) — значит, ваша религия доминирует в этой цивилизации;
  • развивая второй пункт, ваша религия доминирует во всех цивилизациях, хотя их столицы могут иметь собственную веру, главное, чтобы остальные их города исповедовали вашу религию;
  • вы смогли сохранить свою религию в целости и сохранности в своей древней Священной столице (этот город совпадает с обычной столицей) — компьютерные соперники любят атаковать именно столицу, чтобы лишить конкурентов их древней веры.

Естественно, что по мере развития игры, города будут переходить из рук в руки, только не в военном, а в религиозном плане и вам постоянно придется следить за тем, чтобы указанные выше условия выполнялись, а не нарушались.

Какие Чудеса Света будут полезны для религиозной победы в Civilization 6?

Гайд Civilization 6 — что такое религиозная победа, как добиться религиозной победы, как победить Испанию

Стоунхендж — первое Чудо, которое вы можете построить и первое Чудо, которое вы должны построить, чтобы претендовать на религиозную победу, поскольку по завершении строительства вы получите Великого Пророка. А главное преимущество — вы можете основать религию на Стоунхендже и вам не нужно Священное место. Также каждый ход Чудо дает +2 пункта к очкам веры за ход.

Гайд Civilization 6 — что такое религиозная победа, как добиться религиозной победы, как победить Испанию

Оракул — покупка Великих Людей за очки Веры обходится на 25 % дешевле. Районы, построенные в городе с этим Чудом, будут приносить +2 пункта очкам Великих Людей соответствующего типа. За счет этого Оракул становится одним из важнейших Чудес Света в обще-стратегическом плане.

Гайд Civilization 6 — что такое религиозная победа, как добиться религиозной победы, как победить Испанию

Храм Махабодхи — после строительства этого Чуда вы получите двух Апостолов, а генерация очков веры за ход увеличится на +4 пункта. Можно построить только на гексе с лесом, рядом со священным районом. Требуется религия.

Гайд Civilization 6 — что такое религиозная победа, как добиться религиозной победы, как победить Испанию

Мон-Сен-Мишель — все ваши Апостолы получат способность Мученик, что позволит, в случае их смерти в теологических баталиях, получить реликвию. Также Чудо предоставит +2 пункта к очкам Веры и 2 слота для религиозных артефактов. Строительство возможно только в пойме реки или на болоте.

Гайд Civilization 6 — что такое религиозная победа, как добиться религиозной победы, как победить Испанию

Собор Святой Софии — для строительства этого Чуда вы уже должны основать религию, а не пантеон. Преимущество в том, что ваши Миссионеры и Апостолы смогут распространить религию на 1 раз больше других. Также Чудо дает +4 пункта к очкам веры и +2 пункта к очкам Великих пророков за ход.

Как увеличить прирост очков веры в Civilization 6

Как и с другими нашими советами, очень сложно сделать полноценное пошаговое руководство к любой победе, не только к религиозной, просто в силу постоянно меняющихся геймплейных механик. Но в этом параграфе мы собрали лучшие советы и рекомендации, охватывающие все связанные с религиозной победой геймплейные аспекты.

Гайд Civilization 6 — что такое религиозная победа, как добиться религиозной победы, как победить Испанию

  • Канди — вы получите реликвию каждый раз, когда откроете Чудо Природы, а генерация очков Веры в Священных местах увеличится на 50%.
  • Иерусалим — автоматически станет единоверцем союзнической цивилизации и будет оказывать такое же давление, что и Священная столица.
  • Ла-Вента — позволит строить уникальное улучшение «колоссальная голова», которое даст +2 пункта к очкам веры за ход, а также +1 к вере за каждые два соседних гекса типа «тропический лес».

Гайд Civilization 6 — что такое религиозная победа, как добиться религиозной победы, как победить Испанию

  • «Обряды посвящения» дадут +50 очков Веры за каждый уничтоженный варварский лагерь — ищите и уничтожьте как можно больше варваров;
  • «Святой орден» сделает покупку миссионеров и апостолов на 30% дешевле;
  • Расстояние религиозного давления можно увеличить на 30% за счет «Странствующих проповедников»;
  • «Религиозные тексты» увеличат дальность распространения религии на 25% и на 50% после открытия инженерной технологии «Печатный пресс»;
  • «Примат папы» наполовину увеличивает бонусы от городов-государств с вашей религией;
  • «Обряды плодородия» на 10% увеличат скорость роста города и это еще один отличный выбор для быстрого старта;
  • И так далее.

Не забывайте о возможности покупать Великих Людей за очки Веры, уводя их у конкурентов из под носа, а лучше даже красть их используя шпионов, ради ускорения развития собственного государства и замедления развития других цивилизаций, в то время как ваши Миссионеры и Апостолы работают над обращением их городов в вашу веру.

Гайд Civilization 6 — что такое религиозная победа, как добиться религиозной победы, как победить Испанию

Если вы заметили, что кто-то из конкурентов пытается обратить ваши города в свою веру, можно для начала обсудить этот вопрос с лидером другой державы. Лидер даже может согласиться, если отношения будут хорошими. Даже Испания может согласиться!

Строительство Стоухненджа не всегда может быть оправдано! И далеко не факт, что он позволит вам победить.

Альтернатива в самом начале игры — это строительство Оракула, поскольку он существенно сократит требования к приобретению Великих Людей. На высоком уровне сложности или в многопользовательской игре вы, скорее всего, сможете получить только одно Чудо Света, и они оба являются желанными.

Но строительство Оракула даст больше стратегических вариантов, поскольку подтолкнет гражданское, инженерное, религиозное и военное развитие в целом. С его помощью вы получите устойчивое преимущество с середины и до конца игры — когда Великие Люди начнут стоить выше 5000 очков Веры или золота за раз.

Гайд Civilization 6 — что такое религиозная победа, как добиться религиозной победы, как победить Испанию

Не забывайте вовремя менять формы правления и манипулируйте политиками, что будет важно для достижения господства, и бесплатно когда вы открываете новую гражданскую науку.

Подробнее об этом можно прочитать в нашем специализированном гайде.

Стратегия достижения религиозной победы в Civilization 6

После всех изменений, религия стала важным элементом геймплея в Civilization 6 и вам придется управлять своей религией, уделять ей внимание и следить за тем, чтобы она была проводником ваших интересов, иначе ситуация быстро выйдет из под контроля и вы уже не сможете ее вернуть в исходное состояние.

Первое что вы должны помнить — любой город может производить только тех Миссионеров, Апостолов и Инквизиторов, в чью веру он обращен. Если он обращен в вашу веру — значит, там будут появляться ваши юниты, если в чужую веру — вражеские юниты. Следовательно, чем больше городов вы контролируете, тем лучше.

Гайд Civilization 6 — что такое религиозная победа, как добиться религиозной победы, как победить Испанию

Особое, можно даже сказать, сакральное значение имеет Священная столица. Именно она оказывает наибольшее давление на соседние города и, в отличие от Civilization 5, ваша древняя вера не сможет в ней возродиться спустя 20-30 ходов, после обращения в другую религию.

Поэтому всегда имейте под рукой двух-трех Инквизиторов, чтобы восстановить свое влияние в городах, внезапно обращенных в другую веру конкурирующей за религиозную победу цивилизацией.

  • в начале и середине игры нужно генерировать как можно больше очков Веры или золота;
  • нужно первым построить Священное место или Стоунхендж и сразу основать Пантеон;
  • обязательно купите или получите Великого Пророка в каждую эпоху, пока они доступны — так вы затрудните возможность основать религию своим конкурентам.
  • откройте религию и усильте ее;
  • покупайте как можно больше Апостолов и, прежде всего, занимайте столицы других цивилизаций;
  • для обращения в свою религию городов, расположенных на ближней дистанции, используйте Миссионеров;
  • чем больше городов под вашим контролем, тем больше шанс, что другие цивилизации будут производить Апостолов и Миссионеров вашей религии, а значит, ее распространение ускорится;
  • если вы встретите конкурента, то объявите Священную войну и захватите его столицу — так вы прекратите его жалкие попытки противостоять вам.

Гайд Civilization 6 — что такое религиозная победа, как добиться религиозной победы, как победить Испанию

Для выполнения этой стратегии потребуется огромное количество очков Веры, а значит, вам нужно создавать больше районов типа Священное место в ваших городах и сопутствующих Чудес. Они также будут полезны, поскольку за их счет генерируются очки Великих Пророков.

Сразу после открытия гражданской науки «Мистицизм», вы должны построить Чудеса «Оракул», «Храм Махабодхи» и «Мон-Сен-Мишель». Самый важный момент в стратегии достижения религиозной победы настанет, когда вы разблокируете форму правления «Теократия», которая находится в гражданской науке «Реформация», эпохи Возрождения:

Гайд Civilization 6 — что такое религиозная победа, как добиться религиозной победы, как победить Испанию

Эту форму правления придется удерживать как можно дольше, поскольку именно она предназначена для быстрой религиозной победы. Ситуации бывают разные, но во времена «Теократии» вы должны занять все города на своем континенте и подготовить базу для обращения городов, расположенных на других континентах. Не забывайте о том, что города-государства также желательно обращать в вашу веру.

Достичь религиозной победы под конец игры довольно проблематично ввиду появления новых знаний и уменьшения религиозного влияния — большая его часть перетекает в культурное влияние. Поэтому, упустив возможность победить, рассмотрите вариант культурной победы. О том, как достичь культурной победы, читайте в нашем отдельном гайде.

Как бороться с Испанией и сильными религиозными соперниками

Ввиду своих настроек, Испания почти всегда выбирает путь религиозной победы, после чего начинается дикий спавн Апостолов и Миссионеров, лезущих на амбразуры, лишь бы обратить еще один город. Из-за своей крайне агрессивной религиозной экспансии, Испания и ее правитель Филипп II стали головной болью многих игроков.

Есть несколько способов противодействия религиозному распространению.

Гайд Civilization 6 — что такое религиозная победа, как добиться религиозной победы, как победить Испанию

Если вы не хотите устраивать военные действия, то стоит укрепить собственную религию, в частности, путем строительства во всех города Священных мест. Получите достаточно очков веры, приобретите Инквизиторов или Апостолов, чтобы они стояли на страже вашей государственности и возвращали обращенные в другую веру города.

Но наиболее эффективным методом борьбы с той же Испанией является война на поле боя и чтобы получить меньше штрафов за милитаризм, стоит объявить Священную войну.

Подробнее об этом читайте в нашем гайде по военной победе. Убивайте вражеских Апостолов и Миссионеров, захватывайте города вплоть до столицы — это единственный способ решить проблему чьего-то давления.

Порой, даже если религия не является выбранным вами вариантом победы, придется вести войну, просто чтобы остановить другого игрока от распространения религиозного влияния и достижения им религиозной победы. Будьте готовы к тому, что имея по соседству Испанию, придется воевать с ней на протяжении всей игры.

Гайд Civilization 6 — что такое религиозная победа, как добиться религиозной победы, как победить Испанию

Плохо и то, что Испания может обратить другие государства в свою веру, и все они будут вас ненавидеть. А испанские единоверцы из других цивилизаций будут отправлять к вам своих Апостолов и Миссионеров, что будет такой же угрозой, как обычные испанские священники, а значит, не исключена война на несколько фронтов!

Лучшие цивилизации, подходящие для религиозной победы в Civilization 6

Гайд Civilization 6 — что такое религиозная победа, как добиться религиозной победы, как победить Испанию

Первое место — Испания (Филипп II). Это будет очевидным выбором для тех, кто желает быстрой и легкой религиозной победы. Фанатичные Инквизиторы на дольше уменьшат влияние других религий и способны очистить города от ереси на один раз больше. Все военные подразделения увеличивают урон в ближнем бою на +4 пункта, когда воюют с цивилизациями, исповедующими другую религию.

Уникальное улучшение Миссия будет генерировать +1 пункт к очкам Веры или +2 пункта, если расположено не на том же континенте, что Испанская столица.

Конкистадоры станут идеальным оружием в любой Священной войне, поскольку они получают +10 пунктов к боевой мощи в ближнем бою, если находятся на одном гексе с Миссионером, Апостолом или Инквизитором. Если конкистадор захватывает или находится рядом с захватываемым городом, то город автоматически конвертируется в главную религию Испании.

Гайд Civilization 6 — что такое религиозная победа, как добиться религиозной победы, как победить Испанию

Второе место — Индия (Ганди). Несмотря на свою миролюбивость, Ганди является не менее опасным соперником, чем воинственные цивилизации. Индия получает +5 пунктов к очкам Веры за каждую известную им цивилизацию (включая саму Индию), которая основала религию и сейчас не воюет.

Воевать против Ганди трудно, поскольку усталость от войны с ним растет вдвое сильнее. А концепция «Дхарма» предоставляет бонусы к очкам Веры от каждой религии, насчитывающей хотя бы одного последователя в любом городе.

Гайд Civilization 6 — что такое религиозная победа, как добиться религиозной победы, как победить Испанию

Третье место — Россия (Петр I). Главной особенностью России является уникальный район — Лавра, который замещает Священное место, в строительстве всегда вдвое дешевле и генерирует +2 пункта Великих Пророков и +1 пункт Великих художников.

Также Лавра увеличивает генерацию очков Веры в два раза. Если вам повезет расположиться в тундре, вы получите за каждый такой биом под своим контролем +1 пункт к очкам Веры и +1 пункт к очкам Производства, так что стоит размещать свои города именно в тундре.



Миссия — объект в игре Civilization VI, уникальная постройка Испании.

Игровое описание [ ]

Согласно католической церкви, миссионеры – это религиозные члены общин, которые учат простых людей, заботятся о них и оказывают помощь, таким образом поддерживая христианские идеалы. Конечно, испанские, португальские и французские миссионеры были также заняты тем, что обращали в свою веру аборигенов, а затем «окультуривали» их через ассимиляцию. Испанские миссионеры показывали своим примером образец поведения, устраивая независимые анклавы с церквями, общежитиями, полями и пастбищами, садами, амбарами, мастерскими, больницами и школами. В некоторых местах эти территории даже были укреплены, на случай, если придётся защищаться от местной оппозиции. Большинство подобных миссионерских групп в Америке, Азии и Африке управлялись не самой церковью, а религиозными орденами – францисканцами, иезуитами, доминиканцами и августинцами. Однако суть их от этого не менялась. И, тем не менее, миссионерство часто служило основой, на которую опирались все европейские усилия по колонизации.



Испания — держава в игре Civilization VI.

Игровое описание [ ]

Федерико Гарсия Лорка писал: «В Испании мёртвые более живы, чем мёртвые в любой другой стране мира». Безусловно, в кровавой истории Испании мертвецов было достаточно. Испания появилась в конце Реконкисты с объединением Кастилии и Арагона и пережила столетия политических волнений и разрушительных войн, золотые века и расцвет религии. Испания является одной из немногих стран, которые невероятным образом повлияли на мировую цивилизацию благодаря открытию и колонизации Нового Света, а также участию в бесчисленных войнах. Испанская империя охватывала полмира, и её вклад в культуру неоценим.

В 711 году представители исламской династии Омейядов приплыли из Северной Африки и в течение семи лет двигались по Иберии, обращая в ислам или убивая вестготов. Несмотря на общую религию и цель (прибыль) вторгшиеся мавры не были едины. В начале XI века возникли несколько мавританских королевств. Самыми сильными из них были те, что появились в Валенсии и Гранаде. Исламские правители относительно терпимо относились к другим религиям и позволяли евреям и христианам на их землях сохранять свои языческие верования при условии уплаты особого налога и подчинения некоторым унизительным законам. Несмотря на эти незначительные – по тем временам – неудобства, многие местные жители начали принимать ислам.

Но мавры часто ссорились, между ними постоянно вспыхивали войны. К несчастью для них, эти распри позволили уцелевшим христианским государствам на севере расширить свои границы… и начать обдумывать освобождение Иберии от мусульманского ига. Так началась Реконкиста – несколько сотен лет кровопролития, когда христианские королевства – Леон, Наварра, Арагон, Кастилия и, в конце концов, Португалия – устроили крестовый поход, чтобы изгнать из Иберии мусульман на радость папам и благочестивым католикам всего мира. Разумеется, эти христианские государства постоянно соперничали, так что Иберия была тем ещё местечком… до того момента, как был заключен судьбоносный союз королевств Кастилии-Леона и Арагона, объединённых браком Изабеллы I и Фердинанда II в 1469 году. Два монарха повели массированную атаку против последней исламской цитадели – Гранады, и в 1492 году, после 781 года присутствия, мусульмане были изгнаны из Иберии.

Чтобы гарантировать, что новое королевство Испании останется христианским, по настоянию папы Фердинанд и Изабелла (в основном Изабелла) учредили Трибунал священной канцелярии инквизиции. Он находился под непосредственным контролем испанской монархии, советовавшейся с Церковью. Великие инквизиторы, начиная с де Торквемады, усердно искали нераскаявшихся мусульман, иудеев, протестантов, мавров и любых других людей, которые отрицали – или могли оспорить – власть Рима. Такие преступления как колдовство, богохульство, двоежёнство, содомия и масонство также попали в компетенцию инквизиции. В судах по всей Испании (появившихся и в других европейских королевствах в более мягком виде) обвиняемых подвергали пыткам, судили и часто признавали виновными. Если человека осуждали (а так, как правило, и было), его имущество отбирали и предоставляли несчастному выбор: аутодафе (публичное возвращение к истинной Церкви) или казнь. Из примерно 150 тысяч «обработанных» инквизицией до её отмены в июле 1834 года около 5 тысяч были преданы смерти. Инквизиция также вела борьбу с еретическими текстами и сжигала книги, запрещённые папской цензурой (но такие сожжения были совсем не такими интересными, как в случае с еретиками и содомитами, и привлекали гораздо меньше внимания).

Кроме того Изабелла (Фердинанд был настроен более скептически) финансировала генуэзского безумца, который думал, что сможет достичь сказочного Востока, если поплывёт на запад через открытый океан, вместо того чтобы соперничать с жадной Португалией, которая уже достигла Востока, проплыв вокруг Африки. В 1492 году Христофор Колумб наткнулся на Новый Свет, и Испания стала первой действительно «мировой державой» в истории. За ним последовали авантюристы всех мастей, в том числе конкистадоры Кортес и Писарро, погнавшиеся за лёгкими деньгами, а также миссионеры и колонисты с далеко идущими планами. Испанцы привели мир в эпоху Великих географических открытий и скопили огромные богатства, вывезенные из их многочисленных колоний. На пике могущества Испанская империя имела владения по всему известному миру: обширные территории в Северной и Южной Америке, небольшие кусочки Европы, различные города в Северной Африке и Ост-Индии. Говорили (и справедливо), что солнце всегда было видно где-то (если не брать во внимание ураганы, извержения вулканов и дым от подсечно-огневого земледелия) в Испанской империи.

Новые владения Испании не только поставляли драгоценные металлы, специи и сельскохозяйственные товары, они ещё познакомили Европу с новыми знаниями и культурой. Испанский «золотой век» также ознаменовался интеллектуальными и духовными преобразованиями, ростом гуманизма, началом Реформации (несмотря на все усилия Инквизиции) и основанием Саламанкской школы (экономического учения). Испания потратила много денег и крови, чтобы сохранить свою империю единой – если смотреть в долгосрочной перспективе, возможно, оно того не стоило.

С большой силой приходит большая ответственность, по крайней мере, если не хочешь, чтобы пираты варвары и английские морские волки бесчинствовали в прибрежных владениях империи. Помимо угроз со стороны Британии и Османской империи, Испания оказалась втянута в войну с Францией. Религиозные волнения и войны сотрясали католическую империю, а протестантская Реформация вовлекла её в ещё большее число военных столкновений по всей Европе. Габсбурги столкнулись с бунтами в таких диких местах, как Мексика и Нидерланды… и многих других. Где не прошлись религиозные фанатики, там постаралась чума: в середине XVII века вся империя была потрясена Великой Севильской Чумой.

С того времени сила и влияние Испании начали постепенно, а затем не очень постепенно, увядать. Испания начала терять свои европейские владения. Речь идёт об отделении Португалии и Нидерландов, а также о неудачах в разрушительной Тридцатилетней войне. В течение следующих двух столетий войны снова и снова угрожали этой некогда гордой империи. Во время войны за испанское наследство Габсбурги были свергнуты с престола, а к власти пришли Бурбоны. Согласно Утрехтскому мирному договору в 1713 году Британии был передан Гибралтар, который принадлежит ей и по сей день, вопреки веяньям времени. В конце XVIII века Наполеон Бонапарт хитростью вторгся в страну, утверждая, что направляется в Португалию. Затем в начале XIX века националисты восстали, чтобы свергнуть французское оккупационное правительство, что привело к Испанской войне за независимость (более известной, как Пиренейская война). Несмотря на свою окончательную победу над французами (в основном из-за крайне неудачной российской кампании Наполеона) страна погрязла в политических распрях… и поэтому испанцы вернули Бурбонов на престол.

Вскоре Испания оказалась на противоположной стороне в деле борьбы за свободу: в её собственных иностранных колониях начались движения за независимость (как правило, агрессивные). Испанская Америка была охвачена «освободительными» войнами (большинство новых стран управлялись диктаторами и военными хунтами) с 1808 по 1833 год. К длинному списку восстаний аборигенов можно добавить таковые на Филиппинах и Кубе, в Африке и Азии. К концу XIX века Соединённые Штаты Америки тоже решили присвоить несколько кусочков распадавшейся империи. Так началась Испано-американская война.

Несмотря на краткий период существования испанской республики (1873–1874 годы), монархия была восстановлена, и конституционные Бурбоны продолжали сидеть на троне до 1931 года. В то время, помимо скорби от потери останков империи, испанцы грезили о днях культурной славы прошлого – художники Эль Греко и Гойя, писатели Сервантес и Лопе де Вега, композиторы де Сарасате и Фернандо Сор были открыты заново и пережили вторую волну популярности. Люди восхищались региональными различиями в кухне и диалектах. Но к несчастью даже и в те годы больше всего их волновала политика.

На выборах в апреле 1931 года стало ясно, что возник глубокий раскол между монархической и республиканской партиями. Когда толпа собралась на улице, протестуя против экономической политики и давления со стороны Генеральных кортесов, друзья посоветовали на удивление невезучему королю Альфонсо XIII бежать, что он сразу же и сделал. Вторая испанская Республика дала право голоса женщинам и автономию баскам, но это не решило экономических и социальных проблем, так что она продержалась всего пять лет. Кровопролитие и насилие наконец привели к военному перевороту и ожесточённой трёхлетней гражданской войне против левацкой демократической республики… Этот конфликт, в котором приняли участие конкурирующие европейские державы, опустошил страну, унёс около полумиллиона жизней и в итоге привёл к расцвету фашизма под властью генерала Франсиско Франко, правившего страной 36 лет.

После смерти Франко в 1975 году началось восстановление конституционной монархии в лице Хуана Карлоса I Бурбона. На сей раз Бурбоны вернулись, чтобы остаться. Молодой король, который мог похвастаться адекватными советниками и народной поддержкой, показал себя разумным сторонником перемен. В результате кортесы приняли новую, главным образом демократическую, Конституцию, одобренную всеобщим голосованием в декабре 1978 года. Испанцы вернулись к долгим сиестам и мечтам о былой славе, а также к всемирно известным фестивалям и праздникам несмотря на безудержную урбанизацию, индустриализацию и загрязнение окружающей среды.

Читайте также: