Балдурс гейт 3 гайд

Обновлено: 07.07.2024

Для начала важно знать, что на отношения со спутниками не влияет, берете вы кого-то на конкретный квест или нет. Поэтому выстроить отношения с каждым персонажем таким образом не получится. Чтобы понять, с кем пытаться завести отношения, а с кем нет, необходимо обратить внимание на соответствующую графу в статистике компаньона. Роман невозможен при негативном отношении к главному герою.

В статистике всех компаньонов есть специальный пункт «Одобрение».

Несколько общих фактов о работе системы отношений:

  • Одобрение и неодобрение происходит прямо во время игры. Если вас интересует какой-то конкретный компаньон, то лучше сразу понимать, какие действия одобрит персонаж, а какие, наоборот, не примет. Подобные нюансы раскрываются во время разговора с героями. Например, Шэдоухарт не очень любит помогать другим, а Уилл — напротив ценит чужую жизнь. Об отношении с каждым персонажем будет рассказано ниже.
  • Вы можете определить отношение спутника к какому-то действию по уведомлению («Шэдоухарт одобряет» / «Уилл не одобряет»), появляющемся в левом верхнем углу.
  • На данный момент два персонажа полиаморны: Астарион и Лаэзель. Они интересуются не только главным героем.
  • Спутники интересуются главным героем вне зависимости от его пола, но только Астарион явно намекает на интерес и к мужчинам, и к женщинам.
  • Флиртовать можно с несколькими компаньонами, но во время романтической сцены квеста «Спасение Халсина» необходимо выбрать кого-то одного. Впрочем, это не значит, что в будущем роман возможен только с выбранным спутником.
  • Напарники также могут ревновать. Одновременный флирт с Шэдоухарт и Лаэзель вряд ли кончится чем-то хорошим.
  • Раса и класс влияют на отношение спутников к главному герою, но не ограничивают возможность романа с кем-либо.
  • На данный момент возможны отношения только с одним персонажем, не относящимся к компаньонам. Об этом будет рассказано ниже.

Когда можно начинать отношения с компаньонами?

Встретив нового напарника, можно сразу попробовать завести с ним романтические отношения. В лагере будет возможность ближе познакомиться с каждым из героев, но сразу начинает оказывать знаки внимания только Астарион. Может быть так, что персонаж просто «не настроен» на флирт. Возможность флирта можно посмотреть в статусе одобрения персонажем главного героя — если он положительный, то и будущий роман возможен.

Пиком романтических отношений становится ролик после квеста «Спасение Халсина». По окончанию квеста в лагере начинается празднование, и у игрока, при высоком уровне одобрения, появляется возможность выбора, с кем из спутников провести ночь.

Технически «Спасение Халсина» можно выполнить почти сразу, но лучше подойти к нему естественным образом — спустя 10-15 часов игры. Это позволит продуктивнее выстроить отношения с компаньонами.

Доступные для романа компаньоны

На данный момент в игре присутствуют два вида персонажей, с которыми можно завести роман: игровые напарники и пока один сюжетный NPC.

  • Шэдоухарт — боец. Женщина, полуэльф.
  • Лаэзель — боец. Женщина, гитиянка.
  • Уилл — колдун. Мужчина, человек.
  • Гейл — волшебник. Мужчина, человек.
  • Астарион — плут. Мужчина, высший эльф.

NPC, с которыми можно завести роман:

  • Минтара — женщина, дроу.

Заслужить одобрение Минтары несложно — достаточно всего лишь уничтожить всех в Роще Друидов. О расположении всех компаньонов мы писали в специальном гайде по началу игры.

Как действия влияют на отношения между персонажами?

Ниже приведен перечень действий, которые имеют позитивную либо негативную реакцию компаньонов. Забавно, что все персонажи не очень рады, если главный герой измажет лицо навозом, о чем попросит часовой.

Астарион

Одобряемые действия:

  • Присоединение к Лаэзель против тифлингов, если убедили их освободить ее.
  • Скажите тете Этель, что у вас в голове паразит.
  • Откажите Дьяволу в его предложении убрать паразита.
  • Ответьте Воло в Лагере гоблинов, выбрав «пропуск».
  • Поцелуйте ногу неофита Хрупа в Лагере гоблинов и украдите его кольцо.
  • Предложите Астариону высосать вашу кровь в лагере.
  • Уговорите его поделиться с вами мечтой в диалоге после четвертой ночи в лагере.
  • Скажите, что вы его укроете (… если он предлагает вас укрыть — тоже подходит) в том же диалоге.
  • Поддержите Астариона в диалоге с командой после укуса в лагере.
  • Согласитесь помочь тифлингу Карлаху.
  • Убейте охотника, который ищет Астариона (охотник находится недалеко от дома тети Этель).
  • Скажите, что пить кровь врагов во время боя — хорошая идея (диалог начинается, когда разговор пойдет о прошлой ночи).
  • В разговоре с Шэдоухарт после 6 ночи поддержите идею Астариона продолжать пользоваться силой паразита.
  • Разрешите Арке убить Саззу в тюрьме Рощи друидов.
  • Скажите, что беженцы в отчаянии и сделают, что угодно.
  • Скажите Каге, что вам понравилось, когда она спросит считаете ли вы ее монстром.
  • Если вы решите зайти к медвежатнику и огру по имени Грукко и Бутхир во время интимной встречи.
  • Пригласите его к себе в постель, после вечеринки с тифлингами в лагере.
  • Убейте Кишку.
  • Требуйте сапоги в диалоге с Туллой (в подземелье, грибной лагерь).
  • Убейте темных гномов ради лидера «грибов».
  • Не извиняйтесь за использование силы паразита (диалог в лагере).
  • Согласитесь, что вас будет пытать священник Левиетар (Лагерь гоблинов)
  • Скажите Абдираку, что вам тоже интересно (последователь Левиетара в лагере гоблинов).
  • Согласитесь открыть ворота для гоблинов-налетчиков.
  • Сразитесь с ненастоящим богом в Горной бухте.
  • Попросите «Компенсацию за усилия» в диалоге с Барком Рутом (человеком, что привязан к мельнице).
  • Убейте паразита, выползающего из Эдовина и в диалоге после этого скажите: «Они почти поклонялись нам. Это может быть полезным».

Неодобряемые действия:

  • Согласитесь помочь Уиллу спасти беженцев в Роще друидов.
  • Усомнитесь в его отношении к контролируемым рыбакам на обломках Наутилоида.
  • Скажите, что друиды слишком резко отреагировали во время разговора с Маррико и Локком в Роще друидов.
  • Согласитесь помочь Зевлору.
  • Намажьте лицо навозом, когда Часовой Олак попросит вас.
  • Позвольте Верной Кишке в лагере гоблинов очистить ваш разум
  • Возьмите яд у ученика друида.
  • Согласитесь помочь найти Майрину (по дороге к тете Этель).
  • Прочтите том некроманта во время квеста «Обыск в подвале».
  • Уговорите тифлинга и человека успокоиться, когда они начнут ругаться в Роще друидов.
  • Раскройте личность Астариона охотнику за монстрами.
  • Провалите попытку убеждения с просьбой объяснить его сон.
  • Убить мужа-зомби Майрины после того, как вернете его с помощью волшебной палочки.
  • Пообещайте Нетти принять яд виверны, если почувствуете симптомы паразита (после того, как запугали/убедили/обманули ее).

Шэдоухарт

Одобряемые действия:

  • Если игрок в лагере сообщит Шэдоухарт, что поиск целителя — главный приоритет, то он получит одобрение.
  • Покажите Гексу в Роще друидов свою технику боя на мечах (только для «Воина»).
  • Убедите Арку, что убийство Саззы означает, что она заберет в могилу все.
  • После разговора с Кишкой и Саззой, скажите Шэдоухарт: «Ты права. Мы должны исследовать все зацепки, даже самые сомнительные».
  • После спасения Надиры в роще, используйте убеждение, чтобы убедить ее отдать монету.
  • Скажите Андрику и Бринне, чтобы они забыли Оулбир
  • Отклоните приглашение Дьявола, который предлагает извлечь паразита.
  • Заставьте неофита Хрупа поцеловать вашу ногу в лагере гоблинов.
  • Убейте паразита за пределами рощи друидов.
  • Убедите Оулбира не убивать вас в своей пещере.
  • Скажите Скретчу (собаке), что он может прийти в ваш лагерь, если его друг не проснется.
  • Поклянитесь Нетти, что примете яд.
  • Сопротивляйтесь первому эпизоду видений.
  • Заставить неофита Хрупа поцеловать вашу ногу в Лагере гоблинов.
  • Одобрение повысится при выборе варианта «промолчать» во время спора Каги о судьбе Арабеллы.
  • Скажите Сильверу (используя зелье говорящего животного), что вы поговорили с ним, чтобы дать ему свой запах.

Эксплойт с бесконечным одобрением:

После обнаружения поврежденного шлема в зараженной деревне и нескольких проверок навыков в диалоге, вы можете попросить Шэдоухарт показать свое поклонение Шар. После этого в лагере нужно повторить следующий диалог, чтобы получить бесконечное повышение одобрения:

Baldur’s Gate 3 для новичков: как создать супергероя и не облажаться

Узнав основные проблемы вселенной, переходим конкретно к Baldur’s Gate 3. Если у меня получилось убедить вас выбрать эльфа с африканскими косичками, белыми татуировками и синей кожей, то это не беда – откровенных гоблинов в игре хватает и без вашего участия.

Baldur’s Gate 3 для новичков: как начать играть и не умереть со скуки
Погружаемся в базисы сеттинга, которые помогут нам принять ошибки разработчиков, и учимся создавать интересных персонажей.

Теперь перейдем к более механическим вещам, в том числе – разберемся с проклятым многообразием классов. Без изысков – знаменитые композиции из настолки мы не можем осуществить из-за сырости игры.

Трус, балбес, бывалый

Baldur’s Gate 3 для новичков: как создать супергероя и не облажаться

Изначальную версию Dungeons and Dragons создавали очень ленивые люди. Для основы они выбрали древнюю геймдизайнерскую триаду класов: Воина, Мага, Ловкача. Первый весь такой с мечом и броне, второй водит руками и морально поддерживает воина, третий ловко делает вид, что полезен этой своей ловкостью и обаянием.

В Dungeons and Dragons появился совершенно ненужный четвертый член тройки – питающий души клирик. Вместе с ним в мир пришла религия как основной двигатель игрового прогресса.

Перед нами фактический маг, который прогуливал уроки, а на экзаменах вместо зубрежки орал в форточку про богиню Халяву, обосновывая свои действия особым смыслом, верой и мудростью. Цитируя классика: «Создателю во славу, родителям же нашим на утешение, церкви и отечеству на пользу».

К счастью, в Dungeons and Dragons божество может умереть, замолчать от скудости сил или быть отрезанным от поклонения, а самого клирика или жреца можно заткнуть. Иначе бы от невыносимости бытия умерли все остальные жители этого мира.

Забавно, но маги/волшебники – тоже жрецы. На их заклинания нередко отвечает Митра, бог(есса) Плетения. Но она не требует поклонения и редко когда награждает милостью. Колдуны, друиды и даже воры аналогично служат своим покровителям.

Клирики творят свои ритуалы осознанно, особенно эффективно сражаясь с нежитью и раскидывая божественные благословения с некоторыми особенностями. Творят чудеса, короче.

Итак, стандартно-идеальный вариант отряда для всех ситуаций: воин, клирик, плут и маг. Они перекрывают друг друга в любой роли: плут может собирать урон врагов за счет уклонений, клирик – раскидывать смертельные заклинания, умения воина пригодятся для вправления костей, а маг обеспечит тактическое превосходство заклинаниями поддержки.

В настольной игре классов намного больше, чем в любой цифровой адаптации. Но многие из них избыточны, страдают от дизбаланса и существуют на правах престижных титулов или профессий.

Про классы, ловкость, силу и все такое

Baldur’s Gate 3 для новичков: как создать супергероя и не облажаться

Самое обидно в DnD – потратить полтора часа на создание персонажа, выбрать ему класс и специальность, а потом узнать, что ваш новый любимчик выкидывает из отряда спутника, который очень вам нравится внешне и по характеру. Поэтому в этом пункте мы обсудим не только классы для вашего персонажа, но и объекты для секса верных прихлебателей.

Самое важное – набрать так называемый «кап» атрибута. Если упрощать, для любого класса минимальный требуемый уровень первостепенной характеристики составляет 20 очков – персонаж получит все необходимые бонусы, позволяющие ему действовать с приемлемой эффективностью своего класса. Второстепенные должны быть выше 16.

Из-за ограничений в редакторе персонажа логично поступить так: основной атрибут прокачать до 16, второстепенный вкинуть до 14, а последний важный – до 12. Как вы уже догадались, вам нужны только четные значения в принципе. Не пугайтесь – готовые билды от Larian позволяют отключать мозг и вообще ничего не переставлять в стартовых характеристиках.

Оружие

Baldur’s Gate 3 для новичков: как создать супергероя и не облажаться

Из описаний в игре вам наверняка будет понятно, что сила влияет на урон от всего оружия ближнего боя, а ловкость – на все оружие дальнего боя. Но, в зависимости от класса, атрибуты могут поменяться.

Например, вор получит бонус от ловкости при атаке ножами, а условный следопыт может надеяться на прибавку от силы к урону с длинного лука. Хотя зачем нам следопыт? Лучше представьте варвара, который метает топоры от силы. Жаль, правда, варвара в игре пока нет, а следопыт есть.

Однако, в Baldur’s Gate 3 легкое оружие получает бонусы от ловкости. В настольной игре, конечно, легкость оружия означает просто возможность получить бонус от характеристики с более высоким значением. Так что если вы уже привыкли к настольной версии, не запутайтесь.

Напарники и классы

На момент написания этих строк, самый сильный и ломающий игру персонаж – самый обычный вор. Он не требует особых навыков исполнения, так как развивать его просто некуда. Рарный кинжал, простенький яд – АУФ.

Но не волнуйтесь, остальные классы тоже могут показать интересный перформанс. Просто они убогие и хилые. Но зато могут разговаривать с животными или мусор для активации ловушек носить, например. Очень полезные для эпического квеста навыки.

Самый эффективный домен – жизнь, он позволит бегать в тяжелой броне и поливать союзников лучами исцеления.

Основной характеристикой стала мудрость – от нее зависят эффективность божественных заклинаний и их количество. Опытному проповеднику также понадобятся сила и выносливость, чтобы бить врагов простым оружием в форме аватара или выдерживать натиск гнусной нежити.

В компаньоны затесалась откровенная жрица-девица Шэдоухарт, хроническая жертва и нытик. Побочный эффект домена обмана, не иначе.

Происхождение для жреца-игрока легко угадать – послушник, ремесленник или отшельник из народа людей, дварфов, лесных эльфов или полуэльфов. В бою ему пригодятся крепкие доспехи, щит и нехитрое оружие вроде дубилы.

Происхождение – скиталец, моряк, солдат из народа гитиянки, людей, щитовых дварфов или даже крепкосердечных халфлингов. Первый встречный союзник как раз неплохой воин, хоть и склонна к магии из-за гитиянского происхождения.

Особо добавить нечего. А, точно. Воин пятой редакции, в перспективе, уязвим к различным параличам и неприятным заклинаниям. Поэтому можно подумать о прокачке мудрости над прокачкой ловкости, так как спасбросок мудрости поможет вам против соблазнительных демонов и скверноглазых бехолдеров.

Следопыт

Из-за поразительной универсальности возникает проблема распределения атрибутов. Смотрите сами: от мудрости зависит количество заклинаний и их эффективность, ловкость влияет на дальний бой, количество и скорость атак, а сила – на урон большим оружием.

Но как бы вы ни решили, основным атрибутом считается ловкость. Сильный класс, идеальный для любой группы: и дерется хорошо, и приемы интересные имеет, и внимательный, и с животными дружит. А хорошее отношение к братьям меньшим вознаграждается лаской от спутников.

Поэтому происхождение и расу можно выбирать любую, после чего вывести персонажа в лесного мага, охотника за головами или просто головореза.

После третьего уровня плут может стать трикстером с магическими уловками или вором. Учитывая нынешнее состояние игры, вор нанесет больше урона благодаря модификаторам к атаке и использованию ядов.

Основным атрибутом является ловкость, которая влияет на урон, далее ему потребуется мудрость или интеллект. Интеллект нужен для трикстера, а мудрость, как и воину, нужна для противостояния эффектам, воздействующим на разум.

Нельзя забывать и про выносливость – низкоуровневый плут не сочетается с тактикой «хрустальной пушки». Плуты предпочитают легкое и маленькое оружие, а также неплохи в обращении с ручными арбалетами.

Происхождение для вора можно выбрать интуитивно, а в качестве расы подойдут ребята с бонусом к ловкости: эльфы, полурослики, люди и полуэльфы. Однако, гитиянки, дроу и тифлинги тоже подходят на роль плута.

Колдун

Любопытная рыбка носит легкую броню, врывается в бой с заклинаниями вроде пылающих рук и проклятиями на сглаз. Чтобы не задевали, можно прокачать ловкость и выносливость.

Учитывая развитую харизму, колдуна можно использовать в качестве дипломата, для чего ему пригодятся навыки запугивания, обмана и убеждения. Лучшие колдуны выходят из народов тифлингов, полуэльфов и дроу. Не интуитивное происхождение: мудрец и благородный. Игровой колдун, Уилл, не похож ни на того, ни на другого.

Волшебник

В текущем состоянии игры волшебник не может похвастаться ничем, кроме как не требующими ячеек фокусами, лучами и волшебными стрелами, но потом у него появятся прекрасные заклинания для контроля узких коридоров вроде эвардовых черных щупальцев и огненного шара. Главное, что волшебник может учить заклинания со свитков, в том числе и жреческие.

Расы: высший эльф, тифлинг, человек, полуэльф. Происхождение либо с магией, либо с бонусом к проницательности. В игре представлен сексуальным Гейлом. Он может сдохнуть и воскреснуть.

Советы по игре для совсем новых новичков и для ребят, забывших про смысл игры

Baldur’s Gate 3 для новичков: как создать супергероя и не облажаться

Печальные обстоятельства этой несчастной игры и полное прохождение

    К несчастью, на данный момент Baldur’s Gate III позволяет прокачаться только до 4 уровня. Все что у нас есть – драйвовый побег из гигантского кальмара и вязкая большая карта, забитая гоблинами и нежитью. Все на ней пара больших подземелий и с десяток поменьше.

Что за кубики и в кого их бросать

Baldur’s Gate 3 для новичков: как создать супергероя и не облажаться

    Если вы пропустите обучающие подсказки, то в игре все решается броском костей. Количество граней костей обозначаются от d4 до d24 (d – dice). Кость может бросаться несколько раз – условное обозначение 2d6 означает, что кость будет брошена дважды. Складываться будут значения или выбираться по большему – зависит от условий броска.

Спутники

Baldur’s Gate 3 для новичков: как создать супергероя и не облажаться

    Не поговорите со спутником – больше его не увидите. Среди полезных спутников: скелет в капюшоне из руин (скрытая кнопка в зале со статуей), пес Шкряб (погладьте его).

Мерзкие загадки и приемы самообороны от багов

Baldur’s Gate 3 для новичков: как создать супергероя и не облажаться

    В оскверненном храме гоблинов вы можете найти любимую головоломку всех разработчиков игр DnD – вращение плит с лунами. Для решения загадки вам нужно образовать поворотами симметричный узор: верхняя плита должна быть с белыми кружочками, боковые должны на внешней стороне иметь половинки, а нижняя плита – быть полностью черной.

Маленькие хитрости для уверенной игры

Baldur’s Gate 3 для новичков: как создать супергероя и не облажаться

    Игра использует правила пятой редакции настолки, но боевая система здесь недостаточно развитая в интересах тестирования. При этом не забывайте пользоваться дополнительными действиями для разведки и получения преимущества: поджигайте оружие, используйте прыжок и ищите интерактивные действия. Например, можно устроить обвал на огров.

Чуть-чуть теории

Baldur’s Gate 3 для новичков: как создать супергероя и не облажаться

Да, на данный момент нам доступен только первый акт, но никто не мешает планировать. Если мы обратимся к статистике, то самые популярные классы: воин, плут и клирик.

Почему они популярные? Ну, например, потому что игра позволяет качать несколько классов одновременно, пусть и со штрафом. В текущем состоянии игры нет никакого смысла, но через пару месяцев задумайтесь: плуту часто берут 1 уровень воина для получения боевого стиля.

Воина хотя бы в 1 уровень вообще берут многие игроки ради бонусов первого уровня, уж очень они сочные и полезные. Но разве воин идеален? Воинов тоже часто усиливают уровнями плута – это выравнивает их инициативу.

Жрецов берут ради доменов (которых в игре еще почти нет), многие игроки мультиклассируются в варваров – ради ярости и бонусов, хотя варварство отбирает выход на некоторые мировоззрения. Частенько игроки выбирают мультиклассом сорка, монаха, следопыта или паладина. Впрочем, у продвинутых игроков всегда уникальные соображения по классам.

Самые полезные навыки в игре – восприятие, проницательность, атлетика, убеждение, выживание и скрытность. Их чаще всего игроки добавляют к основным навыкам своих персонажей, даже понимая избыточность своих действий.

Baldur’s Gate 3 для новичков: как создать супергероя и не облажаться


На самом деле Baldur’s Gate III пока мало напоминает настоящую игру по правилам DnD или даже aDnD.

Но у вас есть возможность привыкнуть к ней и донести некоторые свои идеи до Larian благодаря обратной связи – разработчики активно собирают данные не только с форумов, но и с помощью отслеживания игровой статистики. И чем глубже вы погружаетесь с игровыми экспериментами, тем больше шансов на качественный готовый продукт.

Baldur's Gate 3 – внезапно яркое событие. Даже слишком яркое, вышедшее из-под контроля создателей.

Если оценивать объективно, Larian не смогла или не захотела проводить масштабную маркетинговую кампанию для запуска раннего доступа. Пара стримов, пара показов – у индюшатины часто бывает больше активности. Наверняка твит от Obsidian помог сильнее, чем любой анонс или стрим.

Можно сказать, что Larian тоже независимая студия. Над игрой работает около 200 человек, а общее количество сотрудников около 300, что очень мало по меркам индустрии. И успеть сделать нормальную игру они просто бы не успели.

Но возвращение Baldur's Gate и участие в этом создателей Divinity помогло Baldur's Gate 3 ворваться в чарт Steam. 74 тысячи игроков в первый день сломали кнопку покупки, а также поставили рекорд онлайна. У Original Sin 2 на старте было около 2 тысяч игроков. Впечатляет? Успокойтесь, игра не так хороша, чтобы отдавать за нее 2 тысячи рублей.

Зашел поиграть – проиграл редактору

Начнем с самых хороших моментов игры: никто не поспорит, что редактор персонажей Baldur's Gate 3 является в какой-то мере уникальным и удивительным инструментом, в котором можно зависнуть на несколько часов.

Игрокам доступны дварфы, тифлинги, эльфы, гитиянки и 5 рас, внешний вид которых можно настроить как угодно. Слепить Юрия Дудя? Клаву Коку? Бородатую карликовую женщину с торчащими сосками? Легко.

Но что удивительного? Вселенная Dungeons & Dragons является очень спорным явлением. Создатели сеттинга открыто пропагандировали биологический детерминизм, делили расы на белое и черное, а также откровенно прокололись в выбором термина для определения народов и биологических видов.

Тем не менее Larian не сыграла на повестке. Фанаты получили свои любимые настройки, любители кукольных девочек – красивых женских персонажей, а особые ценители смогут мешать существ неопределенного пола для неограниченного спаривания в интересных позах.

Великая вариативность

Вторая главная фишка – в игре можно делать что угодно. Любой квест можно пройти несколькими способами, кого угодно можно убить, обмануть или очаровать. Надоело слушать брехливого гоблина? Лезвие уже режет горло мерзкому мутанту.

Бой не менее занятен. Из-за дырок рушится пол, потолок способен раздавить. Окружение интерактивно до предела фантазии: убивать можно десятками способов. Падения, поджоги, удары, магия, психосилы, яды – в ход идет все.

Если игрок не очень изобретателен, ему помогут спутники с развитыми навыками. Внимательный помощник подскажет, какие растения ядовиты, что можно подорвать удачным выстрелом, как нейтрализовать противника или как обойти врага потайной тропой.

Еще пара плюсов: композиторы не подкачали, графика в целом хороша, а игра очень большая, на 20 часов или даже 30. Понравится всем поклонникам Dungeons & Dragons и просто ценителям крепких ролевых игр с возможностью трахнуть горшок, удачно кинув дайсы.

Миллиард багов

Ранний доступ Baldur's Gate 3 хорошо оптимизирован, но просто недоделан. Опытный глаз легко заметит пропадающие текстуры, выпавшие анимации, глитчи во время катсцен. Персонажи нередко застревают в текстурах и T-позе, некоторые локации могут просто не хотеть прогружаться.

Основным спутником игрового процесса являются краши клиента. И действительно, после релиза появилось много жалоб на вылеты, но первый же хотфикс исправил многие из них.

Русские игроки еще могут заметить пустые места диалогов или не переведенные куски. Еще не очень хорошо работает поиск пути в бою – Original Sin 2 покажется легкой прогулкой по сравнению с требуемой точностью управления персонажем в Baldur's Gate 3.

Из игры торчат нитки, интерфейс похож на пережеванные сопли дракона, но разработчики честно предупреждали, что выпускают сырой продукт. И напоминают это ежесекундно огромной надписью прямо в игре.

Our sales are insane - this is just Early Access you all. We just wanted to have a nice little community to iterate with. Now what are we going to do?

— Swen Vincke @where? (@LarAtLarian) October 6, 2020

Пустота сюжета

Что-то интересное происходит только первые два часа пролога. Да, игрока выкидывают в огромный мир, который ощутимо побольше первого акта Original Sin 2.

Но игра не объясняет правила, игнорирует механики, не хочет сообщать тактические приемы и вообще хоть как-то вести игрока. Придется тыкаться наугад, смотреть настройки и тестировать игру. За 2 тысячи рублей!

Сюда же можно добавить еще один упрек – мало классов. Очень мало.

Baldur's Sin

Baldur's Gate 3 не является полной калькой с Original Sin 2. Графика улучшена многократно, многие механики изменены, а пошаговые бои действуют по канонам настолки.

И все же на игре лежит такой мощный отпечаток стиля Larian, что многие фанаты оригинальной дилогии не узнают сеттинг. Ветераны Divinity будут расстроены механиками Baldur's Gate. Их смутит новые темп, ограничение слотов заклинаний и другие мелочи настолки, способные отпугнуть поклонников экшена, в том числе проклятые броски костей в любой ситуации.

Еще им помешает склонность к реализму Larian. Вот не могут на одном участке суши столпиться ВСЕ народы мира. Поэтому вы увидите много эльфов, людей, несколько гоблинов. Но полного опыта фэнтези-диверсити из винегрета с десятками рас – нет.

Кооперативное проникновение в Deep Dark Dungeon

Вылеты, пропадающие тексты, что еще может помещать? Только сетевой кооператив. И он нелеп, нестабилен и неказист. Играть в него – мучение из цепочки загрузок, вылетов и страданий из-за тупящих соратников.

Никогда не берите в группу людей, которые читают по слогам. Ни-ко-гда.


Итак, в Baldur's Gate 3 огромное количество технических огрехов. Но если описывать ее целиком, уйдет несколько тысяч строчек текста.

20-30 часов геймплея? Настоящий фанат ролевых игр способен копаться в ней днями, выбирая рабочую сторону лица персонажа и развлекаясь с вариативным прохождением. То есть трудиться на должности тестера беты, практически альфа-версии.

Уровень прокачки персонажа в версии для Early Access ограничен четвертым, и «запороть» развитие на таких этапах крайне непросто. Поэтому пока вы сидите в редакторе, займитесь чем-нибудь действительно полезным — например, постарайтесь создать персонажа, который вам по-настоящему понравится.

Да, это девушка-тифлинг с бородой. И что?

Не забывайте сохраняться

Банальный совет, но все же — это рекомендуют даже сами разработчики. Точек автосохранения не так много, а опасность может поджидать буквально за каждым углом (причем это не всегда будет враждебный NPC). Дополнительно вы можете в настройках выставить количество слотов под файлы быстрого сохранения — если, например, вам вздумается откатить события чуть дальше, чем последние несколько сохранений.

Соберите всех возможных спутников и применяйте их навыки с умом

Так как Baldur’s Gate III — игра партийная, бегать в одиночку в ней будет не лучшим выбором. Лучше набрать команду таких же страдальцев с иллитидскими личинками в головах, как и вы, — общие цели сближают. К тому же спутники могут — и будут! — компенсировать то, что вы, будучи, к примеру, магом, скверно деретесь в ближнем бою и не можете оттянуть внимание врагов на себя. Всего в «раннем доступе» пять компаньонов, которые могут к вам присоединиться. Ниже — о каждом из них.

  1. Шэдоухарт: вы встретите ее сразу после того, как закончится обучающий сегмент в Авернусе. Пройдя по пляжу до скалы и увидев дверь, вы увидите и своего клерика — она пытается попасть в запертую гробницу.
  2. Гейл: если в вашей команде не хватает мага, то Гейл вам пригодится. Найти его можно сразу после боя с двумя иллитидскими отродьями в развалинах упавшего корабля — просто пройдите чуть дальше, около руны телепортации будет катсцена, в которой волшебник на вас в буквальном смысле вылетит.
  3. Астарион: прячется от монстров на краю утеса, в противоположную от Гейла сторону. Поначалу у вас будет серьезное желание дать ему пинка и сбросить с обрыва, но делать этого не стоит — у Астариона есть причины быть недоверчивым. Кстати, если рядом с его местонахождением спрыгнуть в небольшую бухту, можно найти спрятанное под камнем сокровище.
  4. Лаэзель: первый компаньон, с которым вы познакомитесь еще в Авернусе, во время побега с наутилоида иллитидов. Найти ее можно чуть дальше места встречи с Гейлом, где парочка тифлингов поймала ее в клетку. Вы можете убедить тифлингов уйти или же перебить их — в зависимости от вашего настроения.
  5. Уилл: последнего возможного компаньона, чернокнижника Уилла, вы сможете найти уже внутри друидского лагеря. А именно — в пещере, где он тренирует юных тифлингов.

Хватайте все, что не прибито к полу

И не важно, нужна ли вам эта вещь или нет. Зелье лечения? Отлично. Пачка ядовитых стрел? Замечательно. Десятый гоблинский лук? Превосходно. Сто пятидесятая чайная ложечка? Черт возьми, почему нет? Лишнее барахло всегда можно сдать местным торговцам (не забудьте только на экране торговли нажать на кнопку «сбалансировать предложение», а то отдадите товары даром). В игре есть лимит веса, но его легко избежать, отдав лишние предметы спутникам.

Внимательно следите за своими ресурсами в бою

Так как Baldurʼs Gate 3 работает по правилам Dungeons and Dragons пятой редакции, в бою вас ждет одно действие, одно бонусное действие и определенное количество очков движения. Например, вы можете пройти пару метров, ткнуть врага мечом в пузо, пройти еще пару метров и пихнуть кого-нибудь с края крыши. Или выпить зелье. Или закрыть дверь. К тому же у некоторых классов следить нужно еще и за слотами для заклинаний и другими особыми ресурсами. Восстанавливаются они обычно с помощью отдыха, но жалеть их не стоит — лучше потратить их и победить, чем приберечь и пасть смертью храбрых.

Не стесняйтесь отдыхать

У вашей группы есть две возможности отдохнуть — с помощью короткого и длинного привалов. Во время короткого вы частично восстанавливаете себе здоровье и некоторые ресурсы, во время длинного же обновляется все. Плюс во время длинных привалов можно беседовать со спутниками, изучать место для стоянки отряда и наблюдать за некоторыми сюжетными сценами. Учтите только, что короткий привал можно сделать всего один раз после полноценного отдыха, после чего придется ставить «большой» лагерь.

Используйте особенности боевой системы на полную

Baldurʼs Gate 3 базируется на Divinity Engine 4.0 — собственном движке Larian, который позволяет взаимодействовать не только с врагами, но и с окружающей средой. Поджечь масло, наэлектризовать лужу, заморозить намокшего врага — все в таком духе. И если вы играли в Original Sin, вам это известно. В BG3 к этому великолепию добавляется вертикальность уровней с возможностью швырять врагов в пропасти и открывать новые проходы, точечная разрушаемость уровней (некоторые объекты на карте можно уничтожать, получая тактическое преимущество). А еще возможность «окунать» оружие в огонь, например, чтобы получать бонусы к урону.

Не игнорируйте «прыжок»

Прыжок — ваш верный друг и помощник. Залезть или слезть со скалы, отпрыгнуть от опасного врага, перебраться через лужу замедляющей слизи — эта штука может буквально все. Поэтому не игнорируйте и даже в бою не забывайте про этот замечательный навык.

Читайте также: