Alan wake сюжет

Обновлено: 02.07.2024

Alan Wake — настоящая отрада олдскульщика, последний из могикан, практически вымирающий вид, динозавр. Эта игра из того времени, когда одна ловкая идея вроде slo-mo могла стать основой для целого поджанра шутеров (был успешно открыт, развит и закрыт дилогией Max Payne), а таким вещам, как драматически поставленная кат-сцена или хорошо прочитанный актером диалог, еще было принято удивляться. Alan Wake — долгострой даже по сегодняшним меркам: игра была анонсирована уже шесть (!) лет назад, а после первой и последней публичной демонстрации на Х06 Remedy на три долгих года пропали с радаров.

Как потом выяснилось, за это время Alan Wake была переделана практически полностью, и единственное, что осталось от изначального варианта, — сюжет про писателя Алана Уэйка, который в поисках вдохновения приезжает в маленький горный городок Брайт-Фоллз, где за внешним фасадом провинциальной респектабельности и спокойствия на самом деле, как и положено, творятся жуткие мистические дела.

Алан исчезает в полдень

«Дневных» сцен в Alan Wake ожидается ничуть не меньше, чем метаний с фонариком по ночному лесу.

Alan Wake оказался на Х10 в сопровождении бессменного Сэма Лэйка (он же — Сами Ярви, он же — первое лицо Макса Пейна), автора сценария и главного идеолога всех игр Remedy. Вместо «здрасьте» Сэм чуть ли не с порога сказал фразу, которую от него ждали всю последнюю пятилетку: работы над игрой закончены. Дальше тянуть уже некуда, главный долгострой нулевых завершен и официально появится на полках во второй половине мая.

Пользуясь случаем, «Игромания» под чутким руководством Лэйка провела у телевизора с запущенным Alan Wake почти целый час, и, судя по первым впечатлениям, это очень похоже именно на ту игру, которую мы ждали все эти годы. У Alan Wake есть совершенно уникальное настроение, свой, ни с чем несравнимый, нарратив. История о том, как популярный писатель потихоньку сходит с ума, подается как бы в прошедшем времени — ее за кадром пересказывает сам главный герой. Но этот прием, опробованный Remedy еще в Max Payne, здесь безупречно вписан в механику: вот вы бежите по горной тропинке, а Уэйк комментирует: «…и в тот момент в отсветах луны я вдруг увидел чью-то тень, огромный силуэт, который поднимался над деревьями». Вы проходите еще десять метров. и ну да, прямо перед вами, в отсветах луны, тянется зловещая тень. А уж когда через полчаса игры в руки Уэйка попадают отрывки из рукописи собственного романа, который он никогда не писал (по крайней мере, не помнит этого), случается полный катарсис. Дело в том, что события, описанные в этой рукописи, с пугающей точностью начинают повторяться и в реальном мире.

На этом — больше ни слова о сюжете: Alan Wake относится ровно к той категории игр, закрученной истории которых нужно удивляться исключительно самому.

Один в темноте

Литературный агент Алана решил, что новогодняя гирлянда будет отпугивать лесных жителей, «потому что для них свет — это как чеснок для вампиров».

Еще один момент, с которым до сегодняшнего дня все было не то чтобы очень понятно, — геймплей. Так вот, после получасовой беготни по ночному лесу и первого боя с потусторонним особенно отчетливо вспомнилась наша прошлогодняя фраза о том, что «не ту игру, похоже, назвали Alone in the Dark». И действительно: через пять минут выясняется, что карманный фонарик, который Алан постоянно держит перед собой в дрожащей ладони, — это чуть ли не важнейший элемент геймплея, а пальчиковые батарейки — ценнее, чем патроны для дробовика.

Единственные враги, которых мы встретили за первые минуты игры, — мечущиеся по кустам черные силуэты лесорубов в желтых касках и красных жилетах. Некоторые из них еле переставляют ноги, другие — бодро шагают к вам навстречу, размахивая какой-нибудь монтировкой или топором, а третьи — с безумным визгом носятся вокруг и постоянно пытаются зайти со спины, наброситься и начать душить. Единственное, чего агрессивно настроенные тени хоть немного боятся, — луч вашего фонарика.

Свет от фонарей или автомобильных фар — это те немногие «островки безопасности», редкие места, где можно перевести дух.

Правильное использование света — ключевой момент в Alan Wake. На первый взгляд все вроде выглядит как в типичном шутере от третьего лица: вы бегаете и стреляете по врагам из пистолетов и дробовиков. Однако таким образом можно всадить в гадов хоть всю обойму: реальный вред пули принесут, только если одновременно стрелять и светить, на манер столичной милиции, фонариком в лицо врагу. На первых порах это достаточно непривычно, но потом вы просто заучиваете несложный алгоритм: фонарик-засветка-выстрел, фонарик-засветка-контрольный. Научиться при этом следить не только за количеством патрон в обойме, но и за состоянием батареек (моментально садятся, если вы долго фокусируете луч на призраках) — уже вторая ступень мастерства. Третья — делать все то же самое, но в постоянном движении: тени всегда прут с разных сторон, так что если хоть на секунду замешкаетесь — набросятся толпой и свалят с ног.

Периодически до сердечного приступа вас будет доводить обычный фонарик, высвечивая в кромешной тьме всякие зловещие надписи.

Другой момент, о котором всегда нужно помнить, — предельно интерактивные декорации. Во время перестрелок хоть краем глаза нужно обязательно изучать всю окружающую обстановку на предмет всяких случайных выключателей, ламп, рубильников и дизельных электрогенераторов. Даже небольшой островок света — уже непреодолимая преграда для теней, поэтому будьте смелее, экспериментируйте, обманывайте гадов и заманивайте их в световые ловушки — батареек на всех желающих все равно не напасешься.

Конечно, боевая система потребует привыкания. Противники даже на первых этапах не дают поблажек и не станут ждать, если вы вдруг замешкаетесь. При этом, в худших традициях survival horror, большую часть времени мы проводим в перебежках от одного более-менее безопасного сарая с патронами до другого, а боеприпасов не хватает даже на то, чтобы застрелиться (не забывайте также про батарейки, которые в ночном лесу, как известно, далеко не под каждым кустом лежат).

Alan Wake — объективно самый необычный и ожидаемый X360-эксклюзив. Эта игра требует гораздо более сосредоточенного внимания, чем мы могли себе позволить. Но даже из того, что было увидено на Х10, понятно, что Remedy за все эти годы явно не уронили марку. По уровню постановки, по умению заинтриговать сюжетом, по тем дрожащим рукам, которыми вы уже через десять минут после начала будете нервно придерживать геймпад, можно сделать предварительный вывод: в мае у нас, похоже, намечается шедевр. Не меньше.

«Alan Wake» (рус. Алан Уэйк) — компьютерная игра 2010 года, разработанная финской компанией « Remedy Entertainment » и изданная «Microsoft Game Studios». Разработчики определяли жанр игры как «психологический экшен-триллер».

События Alan Wake происходят в вымышленном американском городке Брайт-Фоллс. Главный герой игры, писатель Алан Уэйк, пытается найти пропавшую жену и сталкивается со сверхъестественной тёмной сущностью, овладевающей городом и его окрестностями по ночам. Находя разрозненные страницы собственной рукописи, Уэйк понимает, что его приключения подчиняются сюжету написанного и забытого им романа.

Персонаж Алана Уэйка смоделирован с Илкки Вилли — финского актёра и писателя.

Содержание

Сюжет [ ]

Сюжет игры повествует о приключениях писателя Алана Уэйка, автора бестселлеров в жанре «триллера», оказавшегося в городе Брайт-Фоллс, штата Основные эпизоды [ ]

Загружаемый контент [ ]

Первый дополнительный эпизод для игры, под названием «Сигнал» (The Signal), был выпущен 27 июля 2010 года для Xbox Live. Второй и заключительный экстра эпизод под названием «Писатель» (The Writer) вышел 12 октября 2010 года. Оба дополнения стоили 560 Microsoft Points и были изначально переведены на русский язык. Для PC, на котором игра вышла гораздо позднее издания для Xbox 360, оба эпизода были изначально включены.

Список персонажей [ ]

Игровой процесс [ ]

Геймплей [ ]

Игровой мир охватывает 100 км² (36 кв. миль) с прямой видимостью в 2 километра. Практически всех людей в маленьком городке можно встретить несколько раз, и чаще всего, особенно персонажи, встречающиеся в начале, имеют большое значение в сюжете игры. Алан Уэйк сможет заходить в здания и изучать их изнутри. Одной из основ игрового процесса является полноценная поддержка и необходимость перемещения на автомобиле. Однако от открытого мира разработчики со временем отказались.

В игре нет мультиплеера. Как сказал главный дизайнер проекта Петри Ярвилехто: «Мы предпочитаем дать игрокам превосходную однопользовательскую игру, нежели посредственные сингл и мультиплеер».

Формат эпизодов [ ]

Основная серия

  • Эпизод 1: Кошмар
  • Эпизод 2: Одержимые
  • Эпизод 3: Выкуп
  • Эпизод 4: Правда
  • Эпизод 5: Щелкунчик
  • Эпизод 6: Уход


Дополнительные эпизоды::

Оружие [ ]

В коллекционное издание игры вошло следующее:

  • Диск с игрой
  • Два DLC: The Signal и The Writer
  • Наклейки
  • Постер
  • Артбук Alan Wake Files
  • Карточки с изображением Bright Falls

Книги [ ]

Ограниченное коллекционное издание игры включало в себя 144-страничную книгу под названием «The Alan Wake Files». Также Рик Барроуз написал новелизацию сценария игры. Книга о создании под названием «Alan Wake: Illuminated» также поступила в продажу вскоре после выхода игры. «Prima Games» издала официальный гид по прохождению.

Веб-сериал [ ]

В современном мире мало какой разработчик, имея на руках популярный бренд, готов пожертвовать им ради творческого развития. Большинство студий, нащупав формулу успеха, хоть и пытаются как-то развивать свой проект, но всё же, на первом месте для них прибыль. Издатели продолжают доить раскрученный бренд до последней капли. У кого-то это хорошо получается, а у кого-то не очень. Так или иначе, если смотреть на картину с другой стороны, то сойти с протоптанной дорожки ради нового АйПи не каждый готов, поскольку это представляет большой риск. К сожалению, ни у всех хватает возможностей на подобные эксперименты. Но всё, зачастую, если разработчики искренне любят своё дело и доверяют фанатам, то риск хорошо вознаграждается. Не стали исключением любимые нами фины из Remedy Entertainment. С играми студии произошла довольно необычная ситуация. Первые две части Max Payne были серьёзными нуарными историями о тяжёлой судьбе копа, потерявшего семью. Решение развиваться дальше привело к сотрудничеству с Microsoft и долгострою, которым оказался Алан Уэйк — одноимённый психологический триллер про известного писателя, переживающего творческий кризис.

Главный арт игры​

К сожалению, Алан рос без отца. Рядом была лишь мать, которая всегда оберегала своего сына. Будучи ребёнком, Алан сильно боялся темноты, пока однажды, мама не подарила ему кликер — выключатель от светильника. Она сказала, что этот кликер поможет развеять тьму каждый раз, когда он будет испытывать страх в темноте. Достаточно лишь нажать на кнопку. Но самое главное — это был подарок от его отца. По крайней мере, юный Алан так считал. С помощью данного кликера молодой Уэйк поборол свой страх и перестал бояться темноты. Алан рос добрым и умным парнем, но характер его был не сахар. Парень был довольно вспыльчив, из-за чего его единственным другом был Барри Уиллер.

Алан и Барри​

Познакомились они будучи подростками и Барри довольно быстро стал для героя лучшим другом, готовым всегда прийти на помощь. Из-за своего характера Уэйк слишком часто попадал в неприятности, из которых его вытаскивал Барри, который умел договариваться. Подростком Алан как-то наткнулся на книгу Стивена Кинга. Она настолько затянула его, что он начал читать его книги одну за другой. Именно Кинг вдохновил Алана, который решил пойти по стопам своего кумира. Первый рассказ Уэйка назывался “Мальчик на побегушках” и был опубликован в 1996-ом году, когда Алану было восемнадцать лет. Уже тогда начал проявляться фирменный почерк автора, включающий свойственные ему детали, такие как битва света и тьмы. Немного позже Барри помог Алану устроиться сценаристом в популярное на тот момент шоу “Night Springs”. Эта работа дала большой толчок карьере писателя.

Окончательно известность и популярность Алану принесла его первая книга под названием “Алекс Кейси”, детективный триллер, опубликованный в двухтысячном году. Со временем про данного персонажа он написал целую серию книг, каждая из которой стала бестселлером. Всего их шесть: “Алекс Кейси”, “Что я не могу забыть”, “Вернуть обратно”, “Чего я желаю”, “Падение Кейси”. Это серия триллеров о полицейском, у которого бандиты убили жену и дочь. Он ищет мести, пытается оглушить своё горе болеутоляющими и очень любит пафосные метафоры и игры слов. Это один в один история Макса Пейна. Формально, можно сказать, что Алекс Кейси — это Макс Пейн во вселенной Алана. Ремеди обустроили всё так, что Алан написал историю Макса, но имя им пришлось сменить из-за авторских прав, поскольку права на Макса остались у Rockstar Games. Cэм Лейк, креативный директор Remedy, отвечающий за сюжет их игр рассказал, что им в студии понравилась третья часть, но если бы они в своё время всё-таки решились взяться за триквел, то сделали бы его совершенно другим.

Книги Алана в его квартире ​

Таким образом, можно сказать, что мы имеем три версии Макса Пейна — от Remedy, от Rockstar и от Алана. Четвёртая книга Алана называется “Чего я желаю” точно так же так называется первая глава второй части Макса, подзаколовок которой “The Fall of Max Payne”, который в свою очередь, является названием пятой книги Уэйка — “The Fall of Casey”. История Алекса, то есть Макса от Алана, имеет свой финал и в отличие от версии Rockstar, хэппиэнда не случилось. Алекс Кейс — персонаж, сделавший своего создателя невероятно популярным. Поначалу Алану это очень нравилось, но из-за своего характера он то и дело продолжал встревать в неприятности. Однажды он даже напал на журналиста.

Алану то и дело приходится отшучиваться каждый раз, когда ему это припоминают. Уэйк, понимая, что нельзя вечно доить тему Кейси, хотел развиваться, как писатель, но у него ничего не получалось. В конце-концов, терпению Алана пришёл конец. Но оставлять просто так персонажа, который подарил тебе популярность было бы кощунством, поэтому, прежде, чем придумать что-то новое, Уэйк решил поставить точку в истории персонажа. Он написал шестую книгу под названием “Внезапная Остановка”, в которой Алекс Кейси был убит. В игре можно найти страницы последнего монолога Алекса перед тем, как он испустил свой последний вдох:

Правду говорят - убивает не падение, а внезапная остановка в конце.

Я лежал здесь, в снегу, а в голове у меня раз за разом повторялась жуткая вереница сцен, которые привели меня сюда, повтор моего личного кино с реальным убийством, память моего трупа. Алан Уэйк, почти что Джон Уэйн. Опять я играю словами.

Роковая женщина исчезла. Остался только кислый привкус поцелуя, который убил меня.

Это было запоздалое прощание. Через тринадцать лет после того, как я отомстил, оно наконец настигло меня. Боль пришлось терпеть долго.

Моя кровь окрасила снег - этакий зловещий коктейль с замороженным соком - растворила все разбросанные болеутоляющие и лениво капала в сточную трубу, смешиваясь с желчью города, становясь с ней одним целым.

Теперь я вижу их - моих жену и сына. Милая, я дома.

Последние слова Кейси

Одна из последних фраз Алекса - “Запоздалое прощание” - в оригинале эти слова звучат, как “Late Goodbye” - именно так называется песня, написанная специально для “The Fall of Max Payne” - авторами и исполнителями этой песни является музыкальный коллектив Poets of The Fall, который дружит и сотрудничает с разработчиками. Сначала они написали эту песню для последнего Макса от Remedy, а спустя какое-то время Алан Уэйк стал главным героем их музыкального клипа на композицию под названием “Война”. Однажды Алан познакомится с двумя забавными, но немного странными стариками - братьями Андерсон, которых зовут Тор и Один. Это не просто два поехавших деда - в былые времена братья были главными лицами некогда любимого многими музыкального коллектива под названием “Старые боги Асгарда” и у них действительно есть своя музыка, которую специально для них исполняют всё те же Poets of the Fall.

Poets of the Fall - War

После того, как с Кейси было покончено, Алан решил, что его следующей книгой станет роман, которому дал название “Уход”, однако несколько лет он так и не написал ни одной страницы, которая удовлетворила бы его ожидания. Творческий кризис окончательно поглотил его. Жена Уэйка, Элис, переживала за своего мужа, который категорически отказывался признавать свои проблемы, поэтому она тайком от Алана обратилась за помощью к известному доктору Эмилю Хартману, у которого была собственная клиника в небольшом, но уютном городке под названием Брайт Фоллс. Элис предложила Алану съездить туда, но про Хартмана ничего не рассказала. Уэйк решил, что там он сможет спокойно отдохнуть ото всех забот со своей любимой.

​Супруги Уэйк

Но когда твоё имя у всех на слуху довольно проблематично сохранять статус инкогнито. Так, уже до приезда в Брайт Фоллс Алана узнал ведущий местной радиостанции, которого Уэйк попросил сохранить в тайне своё присутствие. Не успел на писатель буквально переступить порог местного кафе, как его узнала официантка по имени Роуз Мэригольд. Там же Уэйк перекинулся любезностями с Расти, местным копом, и двумя поехавшими стариками, которыми оказались те самые братья Андерсон. Тор и Один в очередной раз сбежали из клиники, а Расти пришлось ловить их. По пути обратно они заехали в кафе, где и встретились с нашим героем. Единственной странной персоной оказалась Синди, леди с фонарём, жутко боявшаяся темноты. Синди предупреждала Алана об опасности, поджидающей в темном коридоре, где его встретила ещё одна таинственная леди, одетая во всё чёрное. Элис заранее забронировала Дом для их отдыха у некоего Стаки и она попросила мужа забрать у него ключи. Стаки не смог передать лично встретить Уэйка и попросил помочь свою знакомую. Алан забрал ключи, встретился с Элис и они вместе уехали в свой новый дом на небольшом острове озера Колдрон. Вот только есть одно “но” . . . никакого острова нет.

Женщина, передавшая ключи​

Для того, чтобы продолжить повествование и объяснить что всё это значит, переместимся на сорок лет назад. В те времена жил Успешный и состоявшийся автор множества фантастических рассказов, Томас Зейн, жил со своей любимой женой Барбарой в доме у того самого озера Колдрон. Жили они и не знали горя. Томас писал рассказы, а Барбара была его музой. Про данное озеро ходило много слухов, но супруг в них не верили, потому что в Брайт Фолс то и дело происходили необычные паранормальные явления. То кто-то увидит мохнаого Йетти, облако со змеиными щупальцами, баба Яга, что ест детей и ещё много других случаев. Все байки имели одну общую деталь - каждое подобное существо или явление, так или иначе, было связано с озером Колдрон и во многих из них упоминается супружеская пара, погибшая при таниственных обстоятельствах. Препдоложительно, Алан Уэйк и Томас Зейн не были единственными, кто взаимодействовал с силой, обитающей на дне озера, которая веками тянет на дно талантливых писателей, одни из которых в 1970-ом году стал Томас Зейн. Однажды по таинственным обстоятельствам Барбара утонула в их озере. Что звучит немного странно, учитывая тот факт, что она была искусным пловцом. Горю Зейна не было предела. Существовала легенда, что в этом озере обитает таинственная сущность, способная изменять реальность благодаря рассказам писателей, богатых большим вдохновением. Нужно лишь чтобы у автора был талант. Эмиль Хартман, друг и помощник Томаса, предложил ему заключить сделку с этой сущностью.

​Хартман, Уэйк и шериф Бейкер

Зейн пишет рассказ, а существо из озера воскрешает его жену. Некоторое время спустя Барбара снова оказалась рядом со своим любимым. Вот только с каждым днём Томас всё больше замечал пустоту в её глазах. Она словно была сама не своя. У Зейна возникли подозрения, что это не его жена и чтобы убедиться в этом он вырезал её сердце. Точнее, проделал дыру в том месте, где обычно находится сердце и ужаснулся - там, где должно быть сердце, находилась лишь пустота. Оказалось, что тёмная сущность приняла образ жены Зейна. Осознав какой уже он сотворил Зейн написал новый рассказ, которым стёр из реальности все упоминания о себе, жене и их острове. Он надел водолазный костюм, схватил эту пседвоБарбару и погрузится с ней на самое дно. А потом ещё глубже. Жители Брайт Фоллс навсегда забыли о том, что когда-то вообще существовал такой человек, как Томас Зейн. По официальным данным властей, остров вместе с домом озера Колдрон погрузились на дно из-за извержения вулкана. Единственной, кто сохранила память о нём, была Синтия, та самая леди с фонарём. Это объясняет то, почему она настолько сильно боится темноты. Томас придумал лазейку: все забудут о нём, но его вещи, оставленные в небольшой коробке из под обуви, сохранятся после его исчезновения.

​Уэйк и Зейн "на дне"

В коробке Томас оставил выключатель света и фрагмент страницы, в которой описывалось, как маленький мальчик преодолел свой старх темноты благодаря этому выключателю. Коробку он отдал Синди и поручил ей защищать от темноты, пока за её содержимым не придёт тот, кому это было предначертано. Прежде, чем уйти, в своём рассказе Зейн написал, что через восемь лет после случившегося родится мальчик, которому будет суждено стать великим писателем и много лет спустя, будучи уже взрослым мужчиной, он приедет к озеру Колдрон, чтобы раз и навсегда покончить с тёмной сущностью. Стоит добавить, что агенту Найтингейлу, который будет охотиться за Уэйком, странным образом удалось найти некролог Барбары Джаггер

Некролог Барбары Джаггер​

Возвращаемся к семейному отпуску. Заселившись в дом Элис показала Алану, что взяла с собой печатную машинку. Она надеялась, что новое окружение послужит свежим источником вдохновения для него, но Алан лишь разозлился от этого и в гневе вышел из дома. Немного остыв, он всё же понял, что Элис, как самый близкий человек, желает ему только добра, но стоило ему осознать это, как из дома донёсся её крик. он вбежал в дом и увидел, как тело Элис постепенно погружается на дно. Уэйк незамедлительно бросился за ней. История Алана и Элис напоминает историю Томаса и Барбары. Жена каким-то странным образом утонула в озере, а муж бросился её спасать. Только в случае с Уэйком его даже уговаривать не пришлось, потому что он сам нырнул в воду, таким образом, попав в лапы тёмной обители, которая поработила его разум и заставила написать рассказ, в котором она обрела бы могущество. Но всё-таки ему удалось сохранить часть своего рассудка, поэтому он вписал в рассказ самого себя, который ищет способ спасти свою жену и уничтожить силу, захватившую его. Таким образом, он переписал реальность так, что очнулся за рулём автомобиля, попавшего в аварию. Что произошло, как он там оказался и главное, где Элис - этот Алан ещё не знал. Некоторое время спустя Уэйку под ноги упала страница рассказа “Уход”, написанная им же. Это была одна из страниц истории, которую он писал там на дне. Как подтверждение этому, в странице описывалось то, что происходило с ним в тот самый момент, когда он нашёл её. Сказать, что герой был удивлён - ничего не сказать.

Периодически на своём пути Алан также будет находить телевизоры, включающиеся после яркой вспышки света, и показывающие того самого Уэйка на дне, который пытается написать свой рассказ. Пройдя длинный, терпкий путь он наконец нашёл Синтию, которая отдала ему ту самую коробку, оставленную Зейном. Алан забрал выключатель и направился к зеркальному Пику, находящемуся над озером. Одолев все преграды тёмной сущности он встал у края, крепко сжал в руках выключатель и прыгнул в озеро. Он оказался в странном сюрреалистическом мире, казавшимся искажённой копией нашего. Перед тем, как какие-то вещи, созданные с помощью искусства, появляются в нашем мире, какое-то время перед этим они находятся там. В этом измерении Алан нашёл тот самый дом, в котором и обитала тёмная сущность. Она пыталась его остановить, но её попытки провалились. Уэйк нашёл её. Она всё ещё была в образе Барбары. Он подошёл, вставил выключатель в то место, вырезанное Зейном и нажал на кнопку.

Алан убивает тёмную сущность​

Рассказ Уэйка подходил к концу. Ему оставалось лишь написать конец истории. Алан спас Элис, которая всплыла на берег, но ничто не даётся просто так. Несмотря на то, что он пытался соблюдать баланс при написании рассказа, длительное пребывание на дне оказало практически неотвратимые последствия. Всё дошло до такой степени, что Уэйк сам запер себя в своём же кошмаре, а всё потому, что пытаясь написать финал для “Ухода” он настолько отчаялся, что буквально начал сходить с ума. с ума и телевизоры ясно давали это понять. Он буквально раскололся на две часть. Безумная половина находилась у печатной машинки и бредила новыми абсолютно сумасшедшими историями, а другая половина, сохранившая рассудок, пробиралась к ней через тёмную обитель. Один Алан упорно продолжает двигаться вперёд, а другой готов сдаться. При сопровождении Зейна здоровому Алану удалось добраться своей безумной половины, которая уже начала бредить. Восстановив контроль над вторым “Я” наш писатель сел за написание продолжение “Ухода”. Только на этот раз он назвал книгу “Возвращение”

Титульная страница "Возвращения" ​

Написал ли Уэйк свой рассказ, увы, нет — косвенно на это ответили сами Remedy в игре Control, главная героиня которой, Джесси Фейден, по непредвиденным обстоятельствам становится директором ФБК - федерального бюро контроля. Это бюро занимается регистрацией и изучением паранормальных явлений, происходящих в нашем мире. Вот только дело в том, что наш мир - не единственный. К примеру, одним из других миров является та самая тёмная обитель, в которой заперт Уэйк. В Control вам неоднократно придётся посетить обычную, на первый взгляд, гостиницу под названием “Оушен Вью” и экстраординарность этого места кроется в том, что это потустороннее измерение, замаскированное под отель и являющееся своего рода путеводителем, переходным местом между разными мирами, в которые ведут некоторые двери отеля. Например, в наш мир ведёт та, на которой изображён треугольник.

​Джесси Фейдэн - новый директор ФБК

Двадцать седьмого августа 2019-го года в этом отеле из под двери, на которой изображена спираль, кто-то вытолкнул страницу текста А4. Лингвистический анализ подтвердил, что эта она была напечатана Аланом Уэйком. Лист тускло мерцает в темноте, а при чтении текста возникает ощущение, будто всё вокруг начинает плыть. Что примечательно в верхней части страницы есть семь строчек, которые остались нетронутыми. Подойдя к этой странице в паноптикуме вы сможете услышать эти слова из уст самого Уэйка. Оставшуюся часть содержимого кто-то старательно зачеркнул, а та немалая часть сохранившегося вызывает слишком много вопросов.

Таким образом, можно сделать вывод, что Remedy решили пойти на рисковый шаг, объединив в одну вселенную две свои игры. Это довольно необычно и фанаты уже заждались дальнейшего развития событий. Компанию Алану и Джесси вполне мог составить и Джек Джойс, главный герой Quantum Break, другой игры от Remedy, где также можно было найти недвусмысленные намёки на Уэйка. Вот только к сожалению, права на Quantum Break остались у Microsoft, которая в продолжении игры не заинтересована, хоть и был жирный намёк на это. Права на самого Алана, до 2019-го частично тоже были у них, что позволяло Remedy только упоминать Уэйка в других проектах, чем они и решили воспользоваться при разработке Control. Незадолго до выхода данной игры, по до сих пор непонятным причинам, студии удалось полностью вернуть права на игру.
Те, файлы, упоминающие Алана Уэйка, которые были найдены в Control - это лишь начало пути. Более активно события продолжат развиваться во втором сюжетном дополнении для Control, которое выйдет в середин 2020-го года.

В конце 2003 года вышла Великая Компьютерная Игра Max Payne 2 (расчувствовавшаяся «Игромания» поставила ей в свое время такие высокие оценки, что аж самим до сих пор страшно), после которой всем, кто хоть чуть-чуть интересуется игровой индустрией, вдруг стало понятно: Remedy Entertainment — это не просто «какая-то финская компания», а, без дураков, самый что ни на есть настоящий «великий разработчик компьютерных игр». Улыбчивый человек по имени Сами Ярви, у которого из соображений космополитизма на визитке и в подписи к электронным письмам написано «Сэм Лейк», в одночасье стал культовым персонажем, а его новый, анонсированный через год проект Alan Wake — одной из самых ожидаемых игр следующей пятилетки.

В последующие годы Alan Wake обрастал фактами и подробностями, в середине первого десятилетия появились первые скриншоты с изумительными панорамами американского северо-запада, а в 2006-м на выставке Х06 Сэм Лейк показывал автору этих строк несколько душещипательных сцен, в которых мужчина в толстовке метался с фонариком по ночному сосновому лесу и убегал от торнадо, поднимающего в воздух сараи, автомобили и зонтики летних кафе. На соседних мониторах в это время показывали еще не вышедший Gears of War, а где-то рядом ходил Питер Молинье, у которого при себе не было даже скриншотов из анонсированного на днях Fable 2 — одни только рассказы и два карандашных рисунка.

Прошло еще почти пять лет, в прошлом номере «Игромания» анонсировала Gears of War 3, Молинье на выставке Х10 показывал вполне рабочую версию Fable 3, а компания Remedy, после долгого молчания, в конце мая все-таки закончила игру про мужчину в толстовке с фонариком. Все, финита: после смерти полумифического Duke Nukem Forever и выхода Alan Wake в современной игроиндустрии не стало больше понятия «культовый долгострой».

Луч света в темном

Барри, литературный агент Уэйка, настолько стереотипичный «комический персонаж второго плана», что в какой-то момент вы уже начинаете угадывать его следующую шутку.

Если за прошедшие годы вы вдруг успели забыть, о чем речь, то напоминаем, что Alan Wake — это финский эксперимент Сэма Лейка в жанре «триллер под Стивена Кинга». Главный герой — некогда успешный писатель по имени Алан Уэйк — вот уже два года не может написать ни строчки. После долгих уговоров жены он все-таки соглашается сменить обстановку и, чтобы выйти из творческого кризиса, приезжает в маленький туристический городок Брайт-Фоллс, где селится в уютном деревянном домике на озере, среди сосновых лесов и горных пейзажей умопомрачительной красоты. В первый же вечер, повздорив с женой и выйдя наружу подышать, Алан вдруг слышит странный шум и крики супруги, успевает заметить, как она падает в воду, и без раздумий прыгает за ней в темную глубину озера. В следующий раз он приходит в себя в лесу, сидя за рулем разбитого автомобиля с рваной раной на лбу и севшим мобильным телефоном в кармане. Через некоторое время выясняется, что с того вечера, как Уэйк поселился с женой в домике на берегу озера, прошла неделя, о которой он совершенно ничего не помнит.

Вооруженных серпами и молотами рабочих и колхозников Брайт-Фоллс удивительным образом объединила ненависть к буржуазному писателю.

Что особенно приятно — Alan Wake, в отличие от большинства современных игр, не пытается строить сложное лицо и не доказывает почтенной публике свою удивительную уникальность. Приключения ушибленного на голову литератора Уэйка — это по сути такое незамысловатое попурри по мотивам всех стереотипов и клише творчества Стивена Кинга и телесериала «Твин-Пикс». Remedy не только не скрывают источники вдохновения, но и даже старательно выпячивают их: главный герой поминает Кинга в первом же монологе, название одного из ачивментов — цитата из любимого выражения агента Купера, персонаж второго плана, отбиваясь от стаи зловещих ворон, что-то кричит про Хичкока, а сцену, в которой Зловещий Человек стучит топором в дверь, Уэйк тут же комментирует цитатой из фильма «Сияние».

Рецензия, которую вы видите на этих страницах, написана на основе Xbox 360-версии игры. Но если вы относитесь к числу приверженцев РС, не спешите расстраиваться: выход игры на компьютерах более чем возможен. У нас есть как минимум две причины надеяться на это: во-первых, не стоит забывать, что игру издают Microsoft, лучшие друзья всех пользователей Windows. В последнее время, правда, дружба несколько охладела: ни Fable 2, ни Gears of War 2 на РС пока не спешат, хотя первые части все-таки были выпущены. Сейчас у Microsoft сложилась неприятная ситуация с эксклюзивами (давит Sony со своими Uncharted 2, God of War 3 и Heavy Rain), но, с другой стороны, Fable 3 уже заявлена для ПК — это добрый знак.

Ну а, во-вторых, не стоит забывать, что лучшие игры Remedy выходили в первую очередь именно на РС, так что мы убеждены, что если появится такая возможность, финны немедленно сделают все, чтобы утешить своих фанатов старой школы.

Тени исчезают

Для воссоздания атмосферы реальной «провинциальной Америки» Сэм Лейк лично объехал десяток придорожных закусочных штата Вашингтон.

Сюжет Alan Wake подается — как это недавно стало модным в играх — частями, а все повествование поделено на шесть эпизодов, продолжительностью примерно по два часа каждый. Дополнительные сюжетные детали подаются крайне интересным способом: бегая по лесам в окрестностях Брайт-Фоллс, Уэйк то и дело находит страницы из рукописи собственного романа. который он никогда не писал. Что самое страшное, содержание этих страниц — самые настоящие «флэшфорварды», то есть детальное описание событий, которые произойдут в самом ближайшем будущем. На практике эффект получается непередаваемый: совсем недавно спокойный голос Уэйка ровным тоном зачитывал текст о том, как «я увидел зловещую тень и услышал этот звук — сомнений не было, это ревела бензопила», а уже через пять минут вы судорожно бегаете кругами по просеке, пытаясь увернутся от дикого лесоруба, чье сознание поглотила тьма.

Местные братья-рокеры в какой-то момент настолько увлеклись своей группой, игравшей скандинавский языческий металл, что сменили имена на Одина и Тора и закончили карьеру в клинике для душевнобольных.

Тени обожают подкрадываться со спины: в Alan Wake вам придется оглядываться в среднем в пять раз чаще, чем в любой другой игре.

Впрочем, надо отдать Remedy должное: избавившись от обязанностей делать открытый мир, интерактивное окружение и прочие необходимые всем современным играм благоглупости, они довели до совершенства все, что осталось. Несмотря на то что всех врагов можно условно разделить на три типа — «тени», «тени покрепче» и «тени, которые очень быстро бегают», — сражаться с ними крайне интересно. Перед тем как стрелять по гадам, их нужно «поймать» в темноте лучом фонарика. В последнем постоянно заканчиваются батарейки, патроны для револьвера или дробовика встречаются далеко не на каждом шагу (последний можно в некоторых случаях сменить на охотничье ружье, но амуниция для него — еще больший дефицит в Брайт-Фоллс), поэтому нужно внимательно целиться, не стрелять без дела, постоянно кружиться на месте, оглядываться назад и фигурно уворачиваться от особенно прытких дровосеков.

Уличные осветительные столбы, словно маяки, разбросаны по окрестностям Брайт-Фоллс и показывают единственное верное направление, в котором нужно идти.

«Борьба света и тени» обыграна в Alan Wake в буквальном смысле слова: враги вооружены топорами, серпами и прочим колхозным инвентарем, поэтому представляют опасность только на ближней дистанции. Уэйк, кроме фонарика, носит с собой запас сигнальных ракет, химических огней и световых гранат, которые могут особенно пригодиться, когда на сцену выходят местные боссы. В исключительных случаях тьма из озера вселяется в неодушевленные предметы и прикидывается барабашкой. Но если летающие скамейки или мусорные корзины — это еще куда ни шло, то, когда на вас из темноты вдруг вылетает рычащий трактор или на глазах удивленной публики рядом вдруг оживает строительный экскаватор и начинает со страшным скрежетом бить землю гигантским ковшом, становится по-настоящему жутко.

Наконец, последними в списке врагов Уэйка числятся вороны, которые по всем заветам хоррор-жанра налетают внезапно и стаями. Ущерб от них, правда, больше психологический — пара хороших взмахов фонариком моментально разгоняет птиц.

Самые ужасные вещи, которые происходили в маленьких городах

Традиционно считается, что жить в больших городах очень опасно: миллионы жителей, огромная территория, куча приезжих и просто сомнительных личностей. Действительно, вероятность быть застреленным посреди белого дня в Нью-Йорке, Лондоне или Москве значительно выше, чем в тихом пригородном поселке, где заголовки газет в основном состоят из сводок спортивных чемпионатов и отчетов по снятию кошек с деревьев. И тем не менее именно в маленьких городишках, тех самых, где все знают друг друга в лицо и по имени, городишках, которых так много в Alan Wake, порой случаются такие ужасы, что волосы по всему телу встают дыбом и седеют.

Писатели и кинопрокатчики приучили нас бояться этих мест: действие рассказов Стивена Кинга часто разворачивается в уютном штате Мэн, а Говард Лавкрафт со своей «Тенью над Иннсмутом» убедительно доказывает, что за фасадом скромной рыбацкой деревни могут скрываться кошмары нечеловеческих масштабов. Все это, конечно, вымысел, однако в реальной жизни подчас происходят не менее жуткие вещи. Мы собрали информацию по четырем маленьким и опрятным городкам, в которых вам лучше никогда не бывать — потому что здесь происходили самые настоящие ужасы и кошмары.

Ротенбург-на-Фульде

Страна: Германия

Население: 13 753 чел. (2009)

Опасность: каннибализм

10 марта 2001 года 42-летний житель Ротенбурга-на-Фульде (согласно официальному сайту, города с «750-летней историей и непередаваемой романтической атмосферой») Армин Майвес убил и съел своего друга и любовника, берлинского программиста Бернда Брандеса. Акт каннибализма произошел по обоюдному согласию: Брандес откликнулся на объявление, честно размещенное Армином в интернете. Предварительно Майвес отрезал своей жертве детородный орган, который влюбленные поджарили и съели. После убийства Майвес расчленил тело, убрал его в холодильник и в течение более полутора лет, до самого ареста, употреблял мясо любовника в пищу.

Плейнфилд

Страна: США, штат Висконсин

Население: 899 чел. (2000)

Опасность: расчленение

Крошечный городок Плейнфилд, штат Висконсин, известен в основном благодаря Эду Гейну, убийце, закончившему свою жизнь в психиатрической лечебнице. Официально доказано, что Гейн убил и расчленил двух женщин средних лет, однако его подозревали еще как минимум в пяти случаях бесследного исчезновения людей. И было из-за чего: в доме Гейна нашли склад женских трупов и вырезанных органов, а также целый гардероб одежды из человеческой кожи («расходные материалы» маньяк добывал, выкапывая трупы на местном кладбище). Эд Гейн послужил прообразом для целого ряда киноманьяков, включая Нормана Бейтса из «Психо» и Кожаное Лицо из «Техасской резни бензопилой».

Норвуд Парк

Страна: США, штат Иллинойс

Население: 26 176 чел. (2000)

Опасность: изнасилование клоуном, убийство

Музей McDonalds в городе Дес-Плейнс, штат Иллинойс.

В Норвуд Парке, пригородном районе Чикаго, в середине 70-х годов прошлого века орудовал серийный убийца Джон Гейси, на счету которого не менее тридцати трех убитых мужчин и подростков. Этот маньяк также известен под прозвищем Убийца-клоун, благодаря тому, что часто выступал на детских праздниках в придуманном им образе клоуна Пого. Долгое время Гейси удавалось избегать подозрений со стороны полиции благодаря хорошей репутации — Джон был активистом демократической партии, членом местной масонской ложи. Своих жертв пытал, насиловал, после чего душил и хоронил сначала в собственном подвале, а затем, когда тот переполнился, попросту сбрасывал в реку Дес-Плейнс.

Колумбайн

Страна: США, штат Колорадо

Население: 24 095 чел. (2000)

Опасность: резня в школе

Эвакуация учеников из школы «Колумбайн».

20 апреля 1999 года ученики школы «Колумбайн» (округ Джефферсон, Колорадо) Эрик Харрис и Дилан Клиборд открыли огонь по учащимся и сотрудникам школы из огнестрельного оружия. В результате бойни были ранены тридцать семь человек, тринадцать из которых погибли. Изначально юноши планировали взорвать школьный кафетерий, после чего перестрелять всех уцелевших после детонации, однако взрывные устройства не сработали. Примечательно, что в течение нескольких лет, предшествовавших катастрофе, Харрис открыто публиковал на своем персональном сайте заметки по созданию самодельных бомб, а также социопатические высказывания и самодельные уровни для Doom.

В тумане светит

В мире Alan Wake сигнальная ракетница — универсальное оружие: и бьет больно, и освещает все вокруг.

Естественно, Remedy не были бы собой, если бы сделали игру без флэшбеков. Правда, в отличие от дилогии про Макса Пейна, в Alan Wake воспоминания прошлого (их действие происходит в нью-йоркской квартире Уэйка) включаются только дважды за всю игру и большой смысловой нагрузки не несут.

А вот что финны сделали действительно чуть ли не круче, чем в Max Payne, так это всевозможные «сопроводительные развлечения» вроде местной телепередачи Night Springs, которую можно посмотреть, периодически включая телевизоры в различных локациях. Снятое в духе «Баек из склепа» или «Невероятных историй», это хоррор-шоу является пародией на все подобные телепередачи, вместе взятые, причем за две-три минуты у вас на глазах разворачивается настоящая маленькая драма. Наконец, кроме телевизоров, во время беготни по взгорьям Брайт-Фоллс Уэйку периодически будут попадаться радиоприемники, настроенные на одну и ту же волну локального ток-шоу. Ведущий приглашает в студию гостей, рассказывает о местной жизни и даже пытается на расстоянии подбодрить скитающегося по лесам Уэйка, на которого в какой-то момент начинается натуральная охота.

Под определенным углом Алан неуловимо напоминает утонченную версию Рассела Кроу, хотя рисовали его, вообще-то, с финского киноактера.

А теперь уголок грустной правды. Несмотря на то что все, о чем мы написали выше, сделано безусловно очень сильно и качественно, в 2010 году Alan Wake выглядит как гордая, но все равно морально устаревшая игра. Если вы играли в первую и вторую часть Max Payne (а тем более если вдруг искренне, как и мы, любите эти игры), то первое, что нужно сделать при начальном знакомстве с Alan Wake, — не строить иллюзий и не ждать каких-то невероятных чудес и откровений. Завышенные ожидания не приведут ни к чему хорошему: почти шесть лет, делая перерывы только на водку, сауну и праздник Юханнус, трудолюбивые финны ваяли игру своей мечты, и, если бы Alan Wake появился на полках хотя бы на год раньше, наша финальная оценка была бы на балл выше. Беда в том, что он вышел только сейчас, когда все вокруг ждут от игр открытого мира, интерактивной драмы, нелинейного сюжета, кооперативного прохождения и тому подобных подвигов.

Ну а что самое обидное, большинство геймплейных находок Alan Wake еще два года назад были замечены в Alone in the Dark, уникальной попытке перезапуска хоррор-сериала девяностых, игре удивительной, но совершенно не понятой публикой и с треском провалившейся в рознице. Сюжет, разбитый на эпизоды, «черные тени», фонарик как основное оружие, источники света — островки спасения, «древнее зло» как причина всех бед. Ничего не напоминает? Кроме того, в Alone in the Dark были большие эпизоды с открытым миром, возможность собирать оружие из подручных предметов и инновационная физика (взять в руки табуретку, поджечь ее в камине и метнуть в толпу зомби до сих пор нельзя ни в одной другой игре).

Очевидно, чтобы оправдать засилье мужчин с сельхозинвентарем, разработчики то и дело загоняют Алана то на лесоповал, то в какой-нибудь шахтерский городок, то просто в чащу.

Судя по тому, как быстро разряжается фонарик Алана (в считанные секунды), он пользуется «обычными солевыми батарейками».

Впрочем, критиковать Alan Wake можно долго и смачно, но делать этого, поверьте, абсолютно не хочется. Это действительно очень хорошая и качественная игра, никакой, естественно, не «прорыв», но очень большой успех в своем жанре. Здесь есть все, что нужно для счастья: непередаваемая «кинговская» атмосфера, занимательный сюжет, сбалансированный и до мелочей продуманный геймплей, который надоедает ровно за пятнадцать минут до начала финальных титров, а также гигантское число культурологических цитат и отсылок, находить и распознавать которые — отдельное удовольствие.

Для того чтобы стать игрой всех времен и подтвердить культовый статус компании Remedy, этого, конечно, уже маловато, но как еще один повод наконец-то купить себе Xbox — вполне достаточно.

ПЕРЕВОД: Люди, локализовавшие Alan Wake для российского рынка, решили ограничиться только переводом субтитров, и, честно говоря, слава богу: в оригинале главных героев играют прекрасно подобранные актеры, а их речь и стереотипные для «стивен-кинговских» триллеров реплики и интонации прекрасно дополняют неповторимую атмосферу игры. За все время мы нашли лишь пару неточностей перевода, когда Уэйк вдруг сбивался с «ты» на «вы», а однажды внезапно обратился к собственной жене в мужском роде, но в целом русские субтитры вполне адекватны и не испортят впечатления от игры тем, кто в свое время недоучил английский.

Реиграбельность — нет

Классный сюжет — да

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Геймплей: 8

Звук и музыка: 9

Интерфейс и управление: 9

Дождались? Вдохновленный «Твин Пиксом» и Стивеном Кингом культовый долгострой, который после шести лет активной разработки растерял почти все инновации и оказался старомодным хоррором, но при этом все равно умудрился остаться отличной игрой.

Читайте также: