Зов пустоты явление

Обновлено: 05.07.2024

Во время родов на свет появляется не только ребенок, но и его страх. Это неприятное, неотделимое чувство, пробирающее до костей, верный спутник всех людей в мире. Ноги тяжелеют, а фантомная боль пронизывает тело при мыслях о смерти, одиночестве, разлуке, темноте, увечье. Но однажды, в ничем не отличающийся от других день, во время поездки за рулем, осмотра достопримечательностей с высоты, купания в озере внезапная идея прыгнуть, свернуть на встречную полосу или нырнуть в глубину затмевает рассудок. Непрошеный вопрос «А что если?» и полное отсутствие страха.

У этого необъяснимого феномена есть название — «Appel du vide» по-французски, или «Зов пустоты» в переводе. Выбор пал на столь поэтичное словосочетание отнюдь не из-за красоты. Автором его был Жан Поль-Сартр, известный философ-экзистенциалист. Среди этих трудно произносимых слов главным является то, что в его убеждениях полную свободу обретал человек лишь после смерти, в момент полного избавления от мирских проблем и обязанностей. Жутковато, не правда ли? При том, что подобное чувство испытывало множество людей по всему миру, разных возрастов и социальных статусов, склонных к суициду и нет. Так легко вообразить процесс занятия спортом, заваривания чая или трапезы. Однако каково представить прыжок с моста? Существует несколько теорий на этот счет.

Традиционно мысли о смерти связывают с негативным опытом в прошлом, перенесением душевных травм, переутомлением и недовольством жизнью. Психологи советуют чаще прислушиваться к собственному состоянию, качеству сна и способности радоваться.

Настойчивое внезапное желание упасть с большой высоты, когда вы находитесь на краю утеса или карниза, не является признаком вашей ненормальности, однако самое главное перебороть его.

Желание упасть в пропасть или Таинственный Зов Пустоты - высота, Зов Пустоты, пропасть, суицид, психика, психология

2020-06-25 в 05:34

Представьте себе, что вы находитесь на краю очень высокого здания или скалы и смотрите вниз с головокружительной высоты. Вам открывается замечательный вид, а люди внизу снуют как муравьи, или вы видите там деревья или море с волнами.

А затем вы слышите это - тихий голос в вашей голове, который говорит вам "А что если тебе туда прыгнуть? Сделай это".

Иногда этот голос слабый и почти незаметный, в других случаях он почти кричит и заполняет этим криком весь ваш мозг. Ваше тело становится напряженным, возникает сильно желание сделать шаг вперед и упасть, чтобы полететь вниз к земле.

К счастью, подавляющее большинство людей на этом этапе "возвращаются" к своей рациональной стороне и отходят от края, после чего настойчивый зов пропадает. После чего вы думаете "Я что, схожу с ума? Почему у меня было желание прыгнуть туда и падать в воздухе? Может быть некие внешние силы воздействовали на меня и хотели, чтобы я сделал это?".

Это явление называется Зов Пустоты и оно куда более распространенное, чем можно подумать. Просто не каждый человек, преодолевший этот зов, способен признаться в том, что испытывал его.


Редкое и внезапное ощущение сделать что-то очень опасное, что может убить тебя или искалечить, может придти и тогда, когда человек не стоит на краю высокого сооружения, а когда, к примеру, находится рядом со скоростным потоком автомобилей, видит огромный водоворот, идущий по рельсам поезд, и даже розетку или нож, при виде которых у него возникает сильное желание вставить что-то металлическое или порезать себя.

Мысль эта обычно мимолетная и как правило человек не хватается за нее, хорошо понимая, чем это ему грозит.

Любой, кто когда-нибудь ощущал Зов Пустоты, очень пугается подобного, считая, что таким образом у него проявляется желание совершить самоубийство и поэтому у него не в порядке психика. Но это далеко не так. Считается, что примерно 30% хотя бы один раз в жизни ощущали Зов Пустоты и большинство из этих людей ни в коей мере не были склонны к суициду.

Для психологов подобное явление считается загадочным, потому что здоровые люди с нормальной психикой не имеют тяги суициду, не хотят умереть и не следуют своим темным и импульсивным мыслям. Тогда что это такое? Что с нами происходит?

Никто не знает. Даже врачи и ученые. Они могут лишь предполагать и высказывать свои теории, но пока ни одна из них не расставила все точки над "i".


Одна из теорий предполагает, что наличие странного призыва упасть в пропасть наоборот представляет собой подтверждение нашей воли к жизни. Это якобы очень странное смешение сознательного и подсознательного мышления и наш мозг выдает это Зовом Пустоты.

К примеру, вы стоите перед очень крутым спуском со скалы и видите ступени, у которых есть перила. Несмотря на наличие перил ваш мозг выдает, что вы можете упасть вниз, если подойдете слишком близко к краю, и что это реально может произойти. Но если вы хотите жить, вы будите держаться за перила.

То есть импульсный порыв "шагнуть в пропасть" это такая своеобразная проверка мозга на жизнеспособность человеческой особи. Сумеет ли человек удержаться или он настолько слаб, что даже такой мимолетный порыв станет причиной для его самоликвидации?

Другая теория гласит, что желание испытать падение вниз, находясь на краю, развилось из инстинкта выживания и сигнализирует о попытке мозга познать опасные ситуации и найти способ все узнать о них. Мозга видит опасную ситуацию или опасную вещь и хочет узнать о ней все, чтобы понять как она может его убить.

Эта теория, если она верна, также может объяснить почему некоторые люди интересуются опасными для жизни предметами, действиями или занимаются экстремальными видами спорта.

Как пример можно привести нашу естественную боязнь крупных хищников. Мы одновременно боимся их, однако они при этом сильно притягивают нас к себе. Человек пытается изучить поведение и стратегии нападения этого хищника, чтобы обезопасить себя, но для изучения порой нужно приблизиться к этому хищнику вплотную, что тоже можно посчитать попыткой суицида.

В наши дни людей уже не так пугают крупные хищники вроде медведей, тигров или львов, зато они нашли себе новую нишу: одновременно пугающую и крайне привлекательную - динозавры и прочие киномонстры. Людям нравится смотреть на то, как эти твари преследуют и убивают людей, нравится пугаться их, понимая, что самим им ничего не грозит, потому что они не находятся в опасной ситуации.

Это конечно очень вольная трактовка Зова Пустоты, однако тут задействованы те же самые психологические настройки.

Что это за зверь?

Термин «Зов пустоты», или L’appel du vide, придумал ни кто иной, как Жан-Поль Сартр. Именно он впервые четко описал мысли, которые возникают в голове у человека, подверженному этим навязчивым мыслям:

«Страх возникает не оттого, что я могу упасть в пропасть, а оттого, что я могу в нее броситься».

Если описать это чувство простыми словами, то вы будто бы резко боитесь сойти с ума и спрыгнуть с обрыва. Это происходит внезапно, когда вы начинаете смотреть вниз с большой высоты. Эта пропасть будто бы начинает вас манить, в голове сразу же начинает проигрываться то, как вы будете лететь вниз. Впрочем, некоторым людям даже не нужно забираться на гигантскую гору – кто-то чувствует это даже в метро, стоя у края платформы. Самое парадоксальное в этом феномене – то, что как только вы отходите от края, вы напрочь забываете о том, как страшно было там стоять. Только что, стоя у края обрыва, вы чуть ли не о самоубийстве думали, а вот уже идете в другую сторону, смеясь над шутками друзей.

Зов пустоты - это не страх высоты. Да, вы можете бояться, что вас кто-то случайно толкнет, и вы упадете, либо что может закружиться голова - это страх высоты. Но зов пустоты – это когда вы чувствуете, будто бы хотите прыгнуть. Для многих людей это прозвучит как дикость. И хорошо. Но что же делать тем, кто столкнулся с этой проблемой, и она пугает его?

Интересной точки зрения придерживаются антропологи.

Генетическая память подарила человеку возможность выживать, подсознательно опираясь на ошибки предков. Исходя из теории эволюции Дарвина, можно предположить, что желание прыгнуть — поведенческий рудимент, приобретенный от приматов. То есть, в тот самый миг, когда пропасть словно бы манит, срабатывает рефлекс: схватиться за ветку и перепрыгнуть на другое дерево. Неужели все дело в эволюции и не более того?

А вот недавние исследования показывают, что в момент опасности инстинкт самосохранения приходит в действия намного быстрее, чем осознание нахождения у пропасти. Отшатнуться, прижаться к стене и удостовериться, что ноги все еще не в полете, и все за секунду. Лишь потом человек задумывается, отчего вдруг подошел так близко к краю. Неужели хотел прыгнуть? Из этого светлые умы сделали вывод: люди, подверженные физическим проявлениям своих эмоций, более склонны к такому поведению. Если один лишь мысленно шагнет вперед, то другой превратит это в жизнь.

Также существуют менее популярные, но достойные внимания теории. Некоторые ученые убеждены, что в ситуации, когда человеку грозит опасность, он непременно рискнет всем, но не останется дожидаться худшего. Какая-то слабая пародия на азарт или русскую рулетку. Удивительно, есть ситуации, когда, к примеру, кинуться бежать через минное поле рациональней, чем дожидаться пули в спину или гусениц танка. Но что плохого случится рядом со стеной, в безопасности? Помимо того, есть убежденные, что желание броситься в холодные лапы бездны это знание человека о том, что дальше земли он не упадет. И единственная причина сорваться с обрыва — потребность ощутить землю под ногами.

Есть в психологии такое понятие как «Зов пустоты». Я с этим сталкивалась с самого детства, но тогда еще не знала, что у этого чувства есть название, объяснение и что многие люди с этим сталкиваются в течение жизни.

Пора к психиатру?

Конечно же, нет. Большинство таких страшных навязчивых мыслей объединяет одно – люди к ним не прислушиваются. Да, они их пугают, они застревают в голове и могут даже подпортить жизнь. Но сколько бы вы не думали о том, что будет, если взять и прыгнуть с моста – вы этого не сделаете, если вас даже одна мысль об этом пугает.

Если навязчивые мысли вас не отпускают, даже когда опасность миновала, например, когда вы отходите от края обрыва, вам стоит попытаться отвлечься – съездить в отпуск, получить новые впечатления, или погрузиться с головой в работу или новый проект.

Но если вы понимаете, что эти мысли уже начали мешать вашей жизни, например, вы побоялись поехать отдыхать – возможно, вам стоит обратиться за профессиональной помощью. Не к психиатру, а просто к психотерапевту. «Зов пустоты» специалисты относят к неврозу, а не к психозу. А обратиться ко врачу надо, потому что нельзя давать вашим страхам решать за вас как провести вашу жизнь.

Моя история

Мне кажется, что зов пустоты я испытывала всегда, но в детстве не осознавала, что это распространенная проблема. В подростковом возрасте случайно ляпнула папе, что, когда я смотрю вниз с большой высоты, то будто бы хочется спрыгнуть вниз. Он серьезно испугался тогда и сказал, что это к психиатру. Я, конечно же, тогда тоже испугалась такой перспективы и решила об этом больше не говорить и перевести все в шутку. Но с тех пор я начала думать, что со мной, видимо, что-то не так.

В метро я просто никогда не подхожу к краю платформы. Стою как минимум в двух шагах. И, кстати, всем советую так делать, потому что никогда не знаешь, кто может встать позади тебя и начать давить, как только услышит приближающийся поезд. Надеюсь, что для этих людей в аду уже приготовлен отдельный котел.

Последний раз приступ зова пустоты случился, когда я была в Крыму. Мы решили подняться на гору Ай-Петри по канатной дороге. Туда доехали без приключений. Сразу же полезли на самый высокий пик. Какого же было мое удивление, когда я увидела, что наверху в качестве ограждения просто тонкий поручень! А за ним сразу обрыв. Этот поручень шатался от малейшего прикосновения и не удержал бы человека, у которого могла бы закружиться голова от высоты. Я уже, видимо, давно не была в подобных местах, поэтому напрочь забыла о своей особенности. Но когда подошла к краю – страшные мысли снова полезли в голову. Конечно же, я сразу отошла подальше, встала на середину плато и отдала камеру своему молодому человеку, доверив ему, можно сказать, самую важную миссию – заснять Крым с высоты.

Второй раз меня накрыл этот зов пустоты, когда мы делали пересадку на канатной дороге. Чтобы вы понимали: где-то на высоте 400 метров располагается станция «Сосновый бор», которая просто состоит из небольшой платформы над пропастью (по крайней мере, мне так казалось). Как происходит пересадка: вы выходите из кабинки всей толпой, и становитесь в очерченный круг на краю платформы в ожидании второй кабинки. Несмотря на наличие перил, через которые перемахнуть мог бы даже ребенок, у меня начали сильно дрожать колени. Было ощущение, что сейчас я просто упаду. Я отвернулась от обрыва, взяла за руку молодого человека и закрыла глаза, уткнувшись ему в плечо. Сейчас я понимаю, что на этой платформе мы провели не больше 10 минут, но мне они показались вечностью.

Расскажите, подвержены ли вы зову пустоты и, если да, останавливает ли вас это от подъема в горы?

Около 80% опрошенных в психологических опросах отвечают, что бывало.

Некто думающий, что он один такой, и всерьез боящийся, что с его головой что-то не так, впоследствии узнаёт, что у большинства знакомых при приближении к обрывам и пропастям тоже были такие мысли. Они тоже длились всего пару мгновений и ничем не были подкреплены.

Далее оказывается, что эти секундные иррациональные мысли уже давно были замечены многими людьми. Ещё до психологов внимание на них обратили писатели.

Немного цитат

Предоставим слово Эдгару По: «Мы стоим на краю пропасти. Мы глядим в бездну — у нас кружится голова — нам дурно. Наше первое движение отступить от опасности. Непонятным образом мы остаемся. Среди страстей нет страсти более дьявольской и более нетерпеливой, чем та, которую испытывает человек, когда, содрогаясь над пропастью, он хочет броситься вниз. Позволить себе, хотя бы на одно мгновенье, думать, — означает неминуемую гибель; ибо размышление велит нам воздержаться, и потому-то, говорю я, мы не можем» .

Подобные мысли описал и Жан-Поль Сартр: « Страх возникает не от того, что я могу упасть в пропасть, а от того, что я могу в нее броситься» . Он даже дал имя этому феномену — L’appel du vide , что с французского переводится как «Зов Пустоты».

И, конечно же, нельзя не вспомнить Фридриха Ницше с его известным «если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя» .

Какие есть версии?

Единого объяснение этому феномену по сей день нет. Если писатели прошлого связывают эти мысли с суицидом и романтизируют их, то современная наука установила: более половины из столкнувшихся с этим феноменом в себе никогда даже и не думали о суициде. Однако, чем чувствительнее человек к физическим проявления тревожности, тем выше шанс возникновения в нём этого чувства. Ученые назвали это High Place Phenomenon — Феномен Высокого Места.

У антропологов есть своя версия. Они считают, что это просто поведенческий рудимент, который достался нам от дальних предков. Древние приматы, от которых произошли современные люди, много времени проводили на деревьях, перепрыгивая с ветки на ветку. По мнению антропологов, наше странное желание наклониться вперед и прыгнуть с высоты это и есть тот самый предпрыжковый рефлекс древних приматов, и не более того.

Базовые механизмы психики

Мой интерес к базовым механизмам человеческой психики связан именно с тем, что в своей практике я постоянно убеждаюсь: бОльшая часть психологических проблем человека связана, так или иначе, именно с этими базовыми механизмами, а не с сиюминутными обстоятельствами или с мимолётными убеждениями.

Поэтому и я в своих рассуждениях мимо столь значимого вопроса психологии пройти не мог. Выводы предоставляю вашему вниманию.

Ключевым моментом в объяснении этого феномена является то, что подобное чувство – притяжение, Зов пустоты, - возникает у человека не только при взгляде в бесконечность и пустоту под ногами , но и при взгляде в бесконечность и пустоту над головой, и при взгляде в бесконечность и пустоту на линии горизонта, т.е. перед собой.

Вспомним, с каким вниманием смотрит Андрей Болконский у Толстого в небо Аустерлица. Вспомним, с каким вниманием и каждый из нас смотрит в небесную бескрайность – неважно, в звездно-ночную, или в дневную голубизну, - и как эта бесконечность притягивает.

Итак, наше внимание привлекает любая бесконечность, любая пустота, а не только бездна под ногами. Посему никакого отношения к суицидальным мыслям и мотивам сие не имеет – при падении в небо, или за линию океанского горизонта, понятно, самоубиться/разбиться нельзя.

Так почему нас тянет в пространство?

Так почему наш мозг столь внимателен к ситуациям, в которых он не встречает вообще никаких пространственных координат, либо они отодвинуты от нас столь далеко, что уже не воспринимаются как таковые?

Как водится, даю два объяснения: одно чуть более романтическое, другое – позитивистское.

Первое состоит в том, что мозг вообще все ограничения, пределы, воспринимает как условность, как нечто, в реальности не существующее. Такое восприятие существует и в нашем бессознательном.

Однако наше сознание, в противовес этому, просто напичкано разного рода ограничениями, пределами и запретами. Человеческая социализация, воспитание, культура суть формирование системы пределов и ограничений – в этом их главное назначение и содержание.

Иными словами, наше бессознательное не видит никаких пределов и ограничений там, где наше сознание их для себя возводит. Отсюда и все мысли типа: «Хочу, но не могу себе этого позволить».

А почему не можешь? «А потому что…», и дальше идёт название барьера, стены, забора, запрета, который установлен психикой на пути к этому «Хочу».

Бессознательное пасует перед установленным психикой, перед возведённым сознанием барьером, соглашается считать этот барьер реальностью, – но поверить в его реальность не может и продолжает хотеть.

Подлинной же реальностью для нашего бессознательного, для нашего мозга является отсутствие всех пределов – то есть бесконечность, пустота, бескрайность. «Куда хочу, туда и лечу».

Именно поэтому наше бессознательное столь цепко и восприимчиво к любым ситуациям в окружающем мире, которые иллюстрируют, подтверждают эту его реальность. Созерцая бездну под ногами, океанскую даль, небесную бесконечность, наше бессознательное словно бы говорит нашему сознанию: «Вот, смотри, предела нет: а ты говорило, что есть. Значит, право я, а не ты».

Но можно и так.

Другое объяснение весьма утилитарно. Представьте себя в ярко освещённой комнате, в которой Вы не видите ни стен, ни потолка. Или наоборот – в кромешной темноте. То есть в ситуации, когда для Вашего мозга почти отсутствуют пространственные координаты (если не считать пола под ногами, а то Вам было бы совсем нехорошо).

Какую потребность Вы испытываете? Правильно: начать двигаться с аккуратно выставленными перед собой руками, в надежде найти – что? Что угодно: стену, предмет, барьер, короче, любой предел, любое ограничение пустоты, которое сориентирует Вас в пространстве, задаст Вашему мозгу пространственные координаты.

Ваша потребность двигаться в бесконечность – прыгнуть в пропасть, отплыть в океан, взлететь в небо, - ровно того же характера. Это потребность упереться в стену, обрести предел, найти пространственную координату – ибо без них Ваше сознание конфликтует с бессознательным, с Вашим мозгом.

Большинству нужна опора

Пределы, запреты, стены и барьеры формируют нашу картину мира и создают для нас возможность движения и потребность в этом движении. Без них мы обречены созерцать только пустоту и бесконечность. А созерцать пустоту и бесконечность – удел лишь избранных, стезя закалённых философов с крепкими нервами.

"Мы стоим на краю пропасти. Мы глядим в бездну — у нас кружится голова — нам дурно. Наше первое движение отступить от опасности. Непонятным образом мы остаемся. Среди страстей нет страсти более дьявольской и более нетерпеливой, чем та, которую испытывает человек, когда, содрогаясь над пропастью, он хочет броситься вниз. Позволить себе, хотя бы на одно мгновенье, думать, — означает неминуемую гибель; ибо размышление велит нам воздержаться, и потому-то, говорю я, мы не можем".

Эдгар Аллан По, "Демон извращенности"

Что это за явление?

Все эти ужасные и внезапные желания вроде спрыгнуть в бездну, как в рассказе Эдгара По, либо менее поэтично - просто с балкона / моста, или броситься под поезд, когда у вас все хорошо и причин для такого поступка вроде бы и нет, называются контрастными навязчивостями, поскольку по содержанию резко противоречат моральным и этическим установкам их обладателя. Еще одна важная их особенность: они никогда НЕ реализовываются. Но, согласитесь, возникновение таких мыслей все равно кажется крайне пугающим и неконтролируемым.

Что об этом говорит наука? Внимание, сейчас будет сложно: такие стихийные фантазии - это подвид обсессивно-компульсивного расстройства личности (ОКР) с добавлением тревожного расстройства. Чтобы вы представляли, что такое ОКР, вот вам примеры людей, которые обладают самыми распространенными его разновидностями:

  • те, кто по сто раз перепроверяют, закрыли ли они дверь, выключили ли утюг и т. п.;
  • кто панически боится бактерий и убирается по нескольку раз в день, по многу раз моет руки и т. д.;
  • те, кто совершает некие ритуалы, чтобы плохие мысли не материализовались, например стучит каблучком левой ноги по порогу каждый раз при выходе из дома, чтобы не произошло ничего плохого;
  • те, кого приводят в неимоверный ужас вещи, лежащие несимметрично; и т. д.

Если вы узнали в списке себя, то, грубо говоря, да, в вас есть малюсенькие зачатки психа. Но не клинического. Если вам и вашим окружающим это не мешает жить, то все в норме.

Читайте также: