Жизнь пи на реальных ли событиях

Обновлено: 07.07.2024

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Жизнь Пи. В какую историю поверить.

Экранизация романа Янна Мартела «Жизнь Пи», удостоенного престижной Букеровской премии, стала значительным событием в кинопрокате января 2013 года. Создатели фильма талантливо справились с задачей воссоздать в новейших технологиях 3D рассказ об удивительной истории индийского мальчика и бенгальского тигра в лодке, дрейфующей в течение девяти месяцев по просторам Тихого океана. Революционная технология IMAX завораживает необыкновенными картинами, которые еще глубже дают ощущение одиночества Пи и своей причастности происходящему. Приключенческая по форме и мистическая по ощущению…. красивая сказка, местами вызывающая смех у жующей попкорн молодежи, неожиданно резко изменяет хеппи энд рассказом находящегося в клинике Пи ……И многие зрители выходят из зала с вопросом – о чем фильм?

Взрослый Пи, рассказывая свою историю и несколько раз предупреждая, что верить в нее трудновато, как бы намекает нам, что в этой истории есть место и его фантазии…

пи1



С точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана можно прояснить многие моменты фильма.
Кто же такой Пи? Какие свойства помогли ему выдержать столь тяжелое испытание и не только выжить, но и остаться психически здоровым…

В начале фильма мы видим чувственного и доброго мальчика, верящего в любовь и красоту мира…В системном психоанализе такие мальчики называются кожно-зрительными. Их сейчас много среди нас – нежных и впечатлительных, видя ранимость которых сжимается мамино сердце, а любящий отец старается более строгим воспитанием привить мужественность своему сыну.

Очень показательна в этом отношении сцена возле клетки с тигром. Кожно-зрительные мальчики имеют подсознательный врожденный страх – быть съеденным. В первобытной стае таких ритуально съедали – как бесполезных для стаи мужчин. Ведь ни охотников, ни воинов из них не получится – они слишком слабые и жалостливые – так устроено их психическое. Пи не осознает этот страх, однако именно он ведет его к клетке могучего хищника – тигра с человеческим именем Ричард Паркер. Протягивая животному кусок мяса, он интуитивно пытается выйти из страха, создав эмоциональную связь с тигром и таким образом увидеть в его глазах не убийцу, а что- то человеческое. Мудрые слова отца : «Когда ты смотришь ему в глаза – ты видишь лишь собственное отражение своих эмоций и мыслей» , ребенку еще непонятны. И здесь урок отца - логичный с точки зрения взрослого опытного человека имеет и плохие последствия для Пи. Пи вынужден наблюдать ритуал жертвоприношения - в результате страх не только не преодолевается, а фиксируется …Жизнь после этого утрачивает «часть своего очарования» и становится серой и бессмысленной… Глубокий страх так и остался с мальчиком, он сковал его изнутри и не дает возможности испытывать наслаждение от красоты природы и отношений… Ведь страх из зрительного сердца вытесняется только через создание эмоциональной близости, прежде всего с человеком . И только вспыхнувшее яркое чувство преображает его жизнь – любовь сделала его мир цветным ! Не случайно нам показали эту историю – любовь творит чудеса не только в сказках. У обладателей зрительного вектора чувство любовной эйфории вытесняет страх и дает возможность видеть и ощущать жизнь во всей силе ее красоты и величия…

Катастрофа… и мальчик оказывается в одной лодке с животными…начинается сказка…Которую мы, уже зная про вторую историю, можем смотреть и другими глазами.

пи2

На маленькой лодке оказывается группка людей, шанс у которой спастись больше, если будет меньше ртов… Пи попадает в ситуацию, когда он вынужден наблюдать за тем, как кок убивает моряка, а потом его ест . « Голод может изменить все ваше представление о самом себе»… Истории о каннибализме крайне тяжелы для психики большинства людей. Для культурного человека нет явления более отвратительного, для психики кожно– зрительного мальчика эта ситуация особенно критична. Далеко не каждый человек останется психически здоровым после такого испытания …Будь Пи слабее, он позволил бы и себя съесть…(как поступают кожно-зрительные мальчики, откликаясь на объявления оральных людоедов в интеренете). Однако в борьбе за свою жизнь его спутницей стала любовь, живущая в сердце. Именно сила любви и жажда жизни, ощущение всей ее полноты дали ему силы победить. Борьба за свою жизнь, борьба со страхом смерти превратила его самого в тигра, убившего кока … и этот же страх – этого зверя в себе - Пи в своем воображении превратил в тигра с человеческим именем . Представляя его себе как отдельную существо, он мог бороться с ним, приручать его…. Услышанная в детстве от отца фраза - и он видит свое отражение в глазах страха - он видит себя сильным …

…Передышка на острове, полностью пригодном для жизни – соблазн стать Робинзоном , прекратить путь. Однако найденный зуб умершего на этом острове несчастного дает ему глубоко почувствовать, какое бесконечное одиночество в обществе сурикатов его ожидает. Пи решает, что «лучше погибнуть при попытке вернуться к людям…» . Фраза говорит о том, что сердце его не ожесточилось от пережитого ужаса, компания животных никогда не заменит человеческие отношения, которые для него для него ценнее собственной жизни… Снова в путь - огромное желание быть с «себе подобными», вера и надежда , внутреннее примирение с Богом внутри себя –он больше не спрашивает за что, не просит….он просто верит …что пока в его душе жива надежда – жизнь продолжается…

Его отчаяние в прощании с тигром…. боль от разрыва эмоциональной связи. Наделив его человеческими качествами, он ожидал от него человеческих реакций, но зверь – это зверь. здесь четко показано отношение зрительного человека к животным. Также это и потеря части себя… Рядом с ним, в борьбе за свою жизнь, Пи имел цель и шел к ней…«в его взгляде было что то большее, чем мое отражение…» На берегу он почувствовал всю свою слабость - это сложный психологический переход в новое состояние… Осознать себя абсолютно одиноким слабым человеком, совершившим убийство, ощущать зло в себе …искать новую опору …

пи3

Эта боль разлуки, иногда предательства и равнодушия самого близкого человека в твоей судьбе так же многим знакома – как невыносимо тяжело подняться и жить…Сколько людей со зрительным вектором в реальной жизни, словно также плывущие в лодке по океану жизни, берут себе в попутчики животных. Пережив страдание от неудавшихся отношений с любимым, испытывая подсознательный страх быть принесенными в жертву, они боятся строить отношения с людьми. Не понимая намерений и поведения окружающих, они глубоко убеждены, что люди хуже зверей, а вот в глазах своих питомцев они видят и любовь и преданность.

Еще одна особенность людей со зрительным вектором – особая сила воображения и способность верить в фантазии как в реальность. Они одушевляют и наделяют человеческими качествами даже камни, животных могут любить больше, чем людей и устанавливать с ними очень нежные связи. В реальной жизни это дает им возможность как бы надеть розовые очки и уйти в мир иллюзии. Как кратковременная передышка это приемлемо – поэтому сейчас так популярны красочные и высокобюджетные фильмы - фэнтези. Очень грустно, если человек этими иллюзиями полностью отгораживается от реальной жизни, уходит от собственной ответственности создания позитивных отношений с окружающими. Выбирая для себя жизнь «на острове» в компании собачки или кошки, воздвигая между собой и миром стену отчуждения и одиночества…Страх, лежащий в основе этого враждебного восприятия мира, не дает ему почувствовать вкус настоящей жизни и отношений между людьми. В этом смысле отчаяние Пи при прощании с тигром дает нам посыл – животное всегда остается животным . Выход из мира иллюзии в реальный - к людям сложен психологически, необходимость строить новые отношения и ощущать себя комфортно пугает новыми душевными страданиями. Однако необходимо сделать этот шаг и расширить границы своего мировосприятия .Системно-векторный психоанализ Юрия Бурлана дает прекрасную проработку и возможность преодоления своих внутренних страхов, не дожидаясь кораблекрушения в своей личной жизни…

пи4

Финал у этой истории счастливый - Пи удалось найти внутреннее равновесие с окружающим миром, он имеет семью и дом, ощущает гармонию в своей жизни … так необходимую каждому из нас!
Фильм пропитан философскими размышлениями о сущности и предназначении человека, смысле человеческой жизни… Фильм, где каждый сам для себя выберет в какую из двух историй поверить… Фильм, после просмотра которого, появляются вопросы к самому себе…

Статья написана по материалам тренингов по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Изысканное "блюдо": самые нестандартные "рецепты" мести

Изысканное "блюдо": самые нестандартные "рецепты" мести

Минутка толерантности из Сочи: истеричный гей и охранник пляжа устроили разборки из-за чихуахуа

Минутка толерантности из Сочи: истеричный гей и охранник пляжа устроили разборки из-за чихуахуа

Уменьшенные копии двигателей Ferrari: на создание каждого требуется больше года

Уменьшенные копии двигателей Ferrari: на создание каждого требуется больше года

Потрясающие миниатюры, которые показывают всю сложность позиционной войны в Первую мировую

Потрясающие миниатюры, которые показывают всю сложность позиционной войны в Первую мировую

Улов – не главное: пост о рыбалке

Лучшие классические маслкары из Европы: они ничем не хуже американских

Лучшие классические маслкары из Европы: они ничем не хуже американских

Американского миллионера приговорили к пожизненному сроку

Американского миллионера приговорили к пожизненному сроку

Как пятьсот казаков Ермака смогли покорить Сибирь

В Пыть-Яхе толпа кавказцев едва не линчевала полицейских из-за аварии с автомобилем диаспоры

В Пыть-Яхе толпа кавказцев едва не линчевала полицейских из-за аварии с автомобилем диаспоры

Как быстро может измениться женское настроение

Фильмы ужасов короче 7 минут

30 отличных детских костюмов для празднования Хэллоуина

30 отличных детских костюмов для празднования Хэллоуина

Начинающая автомобилистка сбила девушку на пешеходном переходе в Симферополе

Начинающая автомобилистка сбила девушку на пешеходном переходе в Симферополе

Одно из самых неожиданных применений рогоза

В шиитской мечети Афганистана прогремели взрывы: много убитых и раненых

В шиитской мечети Афганистана прогремели взрывы: много убитых и раненых

Трейлер фильма "Превратности разума" (2020)

Как выглядит самая малоизученная акула в мире

Американец не послушался совета жены и стал миллионером

Американец не послушался совета жены и стал миллионером

Экс-охранник чеченского олигарха устроил перестрелку у метро "Люблино"

Экс-охранник чеченского олигарха устроил перестрелку у метро "Люблино"

Мужчина обнаружил застрявшую клювом в дереве птицу и спас её

Мужчина обнаружил застрявшую клювом в дереве птицу и спас её

18 способов умелой организации пространства

В Самаре строители обнаружили "ящик Пандоры"

40 смешных и нелепых фотографий из семейных альбомов

40 смешных и нелепых фотографий из семейных альбомов

"21 тысяча за отопление!": пенсионеры в Уфе пожаловались на счета - им предложили рассрочку на тепло

"21 тысяча за отопление!": пенсионеры в Уфе пожаловались на счета - им предложили рассрочку на тепло

Сломал систему: уфимец прошел в торговый центр по QR-коду с пачки чипсов

Сломал систему: уфимец прошел в торговый центр по QR-коду с пачки чипсов

Самый дорогостоящий нападающий в мире готов на все ради перехода в «Реал»

Самый дорогостоящий нападающий в мире готов на все ради перехода в «Реал»

Самый юный советский летчик Великой Отечественной

Коллекция автоприколов на пятницу

Мальчик впечатлил отца точным броском мяча

Корейский актер оценил ролик российского дизайнера, показавшего свою версию сериала "Игра в кальмара"

Корейский актер оценил ролик российского дизайнера, показавшего свою версию сериала "Игра в.

Berliet T100 — грузовик-гигант из Франции

Порто-Флавиа: столетняя шахта, аналогов которой нет нигде в мире

Порто-Флавиа: столетняя шахта, аналогов которой нет нигде в мире

Как российский шоубиз задирает гонорары

Спасение от осенней апатии и депрессии

Фильм про Майку с планеты Гурун, названия которого почти никто не помнит

Фильм про Майку с планеты Гурун, названия которого почти никто не помнит

Болельщица, ставшая причиной массовой аварии на Тур де Франс, предстала перед судом

Болельщица, ставшая причиной массовой аварии на Тур де Франс, предстала перед судом

20 удивительных макрофотографий, которые позволят увидеть мельчайшие детали крошечных вещей

20 удивительных макрофотографий, которые позволят увидеть мельчайшие детали крошечных вещей

Инстинкт самосохранения есть у любого живого существа, это смесь боли и страха. Он заставляет нас всеми силами цепляться за жизнь. Адреналин делает человека сильнее во всех смыслах этого слова: когда либо пан, либо пропал, не колеблешься ни секунды и идешь на то, о чем раньше и подумать не мог. Тяга к жизни – самое поразительное, что есть у человека.

Мальчик чудом спасся с тонущего корабля и оказался в шлюпке… наедине с бенгальским тигром! Когда, казалось бы, самое страшное позади (судно на дне морском, ты на поверхности), борьба за жизнь только начинается. Шлюпка бесцельно дрейфует по голубой глади океана, а в ней выжившие человек, тигр, зебра, орангутанг и гиена, которые рискуют продемонстрировать принцип естественного отбора на практике.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

С таким сюжетом канадский писатель Ян Мартелл стал лауреатом Букеровской премии – высшей литературной награды для авторов, пишущих на английском языке. Реалистичная, довольно жестокая и отнюдь не сказочная история разошлась по миру широким тиражом. Литературные критики называли «Жизнь Пи» этакой сказкой для взрослых, басней, заставляющей человека поверить в бога.

За экранизацию романа взялся Энг Ли, он интерпретировал книгу несколько иначе: подтекст и нравственный стержень остались, но визуальная составляющая преподносится намного красочнее. Добавив к картинке 3D-эффект, создатели и вовсе придали повествованию фантастичности, быть может, даже иллюзорности. Тем не менее фильм сыскал такой же оглушительный успех, как и книга.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

«Жизнь Пи» Энга Ли – изумительное сюжетное творение и настоящий ориентир по части визуального исполнения«, – восторгается фильмом критик с 45-летним стажем Роджер Эберт (Roger Ebert/Chicago Sun-Times). В своей рецензии Эберт задается вопросом, который возник у многих, кто перевернул последнюю страницу книги: »Это реальная история? Вся история реальна? Я отказываюсь отвечать на этот вопрос. «Жизнь Пи» абсолютно правдива – до каждой минуты, до секунды, а та концовка, которую вы увидели, остается на волю вашего воображения. Должен сказать, это один из лучших фильмов года«.

Джо Моргенштерн (Joe Morgenstern/The Wall Street Journal) отмечает небольшой перекос в общем впечатлении от картины: »Фильм Мистера Ли сильнее в визуальном плане, особенно в 3D, чем в эмоциональном, однако финальный поворот заставит вас изменить свое представление о древнем искусстве повествования«.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Энн Хорнэдэй (Ann Hornaday/The Washington Post), посвятив отдельный абзац трехмерной технологии, все же отмечает смысловое наполнение ленты: »В этом году 3D-технология либо ничего не меняла, либо была еле заметна в фильмах, где она применялась, но «Жизнь Пи» может вдохнуть новую жизнь и веру в выходящий из моды маркетинговый прием. Фильм Энга Ли заманивает по мере развития событий. Он ценен по многим причинам: это постдарвиновская гипотеза о сосуществовании с целью выживания, размышление о духовности страданий и трансцендентности, притягательная и увлекательная игра, основанная на вере в себя«.

На »Золотом глобусе«, торжественная церемония вручения которого пройдет 14 января, »Жизнь Пи« отметилась в трех номинациях: Лучший фильм (драма), Лучший режиссер, Лучший саундтрек. Будьте уверены, на »Оскаре« работа Энга Ли тоже появится.

У российских любителей кино есть отличная возможность сделать »Жизнь Пи« первым просмотренным фильмом в новом году, дата выхода в широкий прокат – 1 января.

Океан грандиозен! И смертельно опасен, если он поднимается над сушей на несколько десятков метров и несется на тебя с огромной скоростью, снося все на своем пути и обрушиваясь на землю с невероятной силой. Эти волны – убийцы.

С одним таким массовым убийцей повстречалась семья, отправившаяся отдыхать в Таиланд. Цунами разлучил их и обрек на мучительные поиски. Что еще больше драматизирует ситуацию, так это пометка »Основано на реальных событиях« – причем эти слова, ставшие в наше время рекламным трюком, присутствуют здесь не ради денег. »Невозможное« рассказывает историю реальной испанской семьи (в фильме – британской).

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Самый душераздирающий фильм года, эмоционально тяжелый и чувственный, – он покорил многих!

»Невозможное« – один из самых эмоционально реалистичных фильмов-катастроф последнего времени, и точно самый пугающий по части масштабного воссоздания разрушительного цунами 2004 года в Индийском океане. Высококлассная работа с технологиями безукоризненно рисует незабываемую картину, которой аккомпанирует мощное звуковое сопровождение», – поражена Дебора Янг (Deborah Young/The Hollywood Reporter).

Кадр из фильма

Кадр из фильма

«Поставьте ошеломляющий фильм »Невозможное« на верхушку списка под заголовком »MUST SEE«. Лента постоянно держит в напряжении и играет на нервах. Вдобавок талантливый и отлично подобранный актерский состав отлично делает свою работу, все выглядит правдиво, что делает »Невозможное« одним из лучших фильмов о выживании в истории, причем как в эмоциональном, так и в физическом плане», – находится под впечатлением Рекс Рид (Rex Reed/New York Observer).

«Чем дальше заходит повествование, тем чаще задаешься вопросами:что же дальше, кто выживет, что с ним будет?. Однако вместо того чтобы усиливать напряжение, режиссер уделил внимание характерам и атмосфере. Постановкой фильм напомнил »Обход« Николаса Роуга: мы следуем за членами семьи через побоище, они ищут друг друга и надеются на чудо вопреки всему вокруг», – пишет Дэймон Уайз (Damon Wise/The Guardian).

Кадр из фильма

Кадр из фильма

«Невозможное» также попал в число номинантов на «Золотой глобус»: Наоми Уоттс претендует на награду за лучшую женскую роль в драме. Возможно, исполнители главных ролей будут отмечены в феврале на церемонии вручения главных кинонаград года.

Это нагромождение складских контейнеров, окружающее огромный резервуар с водой в заброшенном аэропорту в городе Тайджун (центральный Тайвань) члены съемочной группы прозвали Тайджунглями. Тут жарко, влажно, и здесь их дом. За окном май 2011 года. На стене какой-то остряк ставит отметки под надписью «Дни в цистерне» – совсем как в тюремной камере. Однако это не значит, что на съемках царит атмосфера исправительного заведения – напротив, все страшно горды собой. Один из киношников на бегу сообщает, что они фактически «за месяц с нуля построили студию». Вокруг резервуара громоздятся колоссальные ангары с прочими декорациями, а в бывшем терминале расположился продюсерский офис. Размах просто титанический – во всех смыслах этого слова.

Энг Ли на съемочной площадке фильма

Энг Ли на съемочной площадке фильма

И только Энг Ли выглядит усталым. Режиссер одет в черную футболку и голубые джинсы Lee (серьезно!), его волосы растрепаны. Стресс явно сказывается на нем, хотя Энг Ли неизменно учтив и любезен – как на съемках, так и за обедом. Он оседлал тигра – не в буквальном смысле, хотя по съемочной площадке действительно рыщут четыре полосатых зверя, – а в плане масштабности и амбициозности его двенадцатого фильма, снятого по удостоенному Букеровской премии роману Янна Мартеля «Жизнь Пи». Действие по большей части происходит в спасательной шлюпке посреди океана, где вынуждены сосуществовать потерпевшие кораблекрушение мальчик и огромная кошка. Прежде чем вернуться к Ли, который присматривался к роману с момента его выхода в свет, эта история озадачила не одного режиссера (М. Найт Шьямалан, Альфонсо Куарон и Жан-Пьер Жене). По своей сути это книга о вере, и именно вера нужна была тому, кто решился снять по ней фильм. Парадоксальная смесь глубоко личного и эпического, сочетание поставленных во главу угла вопросов и веры и выживания с водным экшном и укрощением диких животных и делают все предприятие крайне рискованным. Одним словом, «Крадущийся тигр, затаившиеся беды».


Словно этого мало, Ли еще и снимает в 3D, что означает дополнительные трудности как технического, так и драматургического плана. «Это не обычный фильм. Это нечто особенное, – говорит Ли. – Мы – первопроходцы в создании этого языка. Он только начинает развиваться. С этим связана масса трудностей, и порой ты застреваешь часов на шесть и просто не знаешь, что происходит. У меня тут случались такие ночи, каких в жизни не было. Четырнадцать часов работы, а в результате ни единого снятого кадра. Это дико раздражает. Приходится решать логические проблемы, технические проблемы. Придумывать какие-то способы. Но ведь если уже все налажено, это значит, что ты уже не первый на этом пути, так что радость первооткрывателя смягчает раздражение».

До этого Ли никогда не делал даже раскадровки, а здесь целый год у него ушел только на цифровую превизуализацию всего фильма. Само собой, во время съемок далеко не все пошло по плану. «Все происходящее напоминает мне съемки «Крадущегося тигра…». Снимаешь, пока руки не отвалятся, а потом все равно начинаешь прорабатывать следующий кадр. Мы просто продолжаем упорно работать. Но когда что-то получается, это очень волнующе. Самые настоящие партизанские съемки, только с большим бюджетом».

Энг Ли и Сурадж Шарма. Съемочный процесс

Энг Ли и Сурадж Шарма. Съемочный процесс

На водных просторах Сурадж Шарма под порывами дождя и ветра пытается опустить тент своей спасательной шлюпки. В образе доведенного до отчаяния мореплавателя, которому все приходится делать своими руками, обнаженный по пояс жилистый семнадцатилетний индиец абсолютно убедителен. Впечатления не портит даже висящая над ним камера. У Спенсера Трэйси была привычка делать на некоторых страницах сценария пометку «NAR», что расшифровывалось как «No acting required» – «Актерской игры не требует» (то же самое, кстати, делает и Энтони Хопкинс). Это как раз такая сцена. Происходящее не выглядит спектаклем, это реальная борьба за выживание. Огромный резервуар, вода в котором мгновение назад была абсолютно спокойна, словно вскипает от рукотворных волн и чудесным образом превращается в океан. Потрясающее зрелище.

В темном складском контейнере, из которого за всем этим действом наблюдают Ли и его команда, царит тихая суета. Режиссер смотрит в мониторы, потом встает и что-то говорит своему первому ассистенту. Тот передает его слова по рации.

«Энг спрашивает, нет ли у нас ветродува помощнее?» Выясняется, что нет, но можно добавить мощности на имеющейся машине. Ли берет рацию, чтобы переговорить с Шармой, который по-прежнему находится в шлюпке.

«Сурадж, ты как, не устал? А то следующий кадр будет потруднее».

«Да нет, все в порядке».


«Сурадж молодец, – говорит Ли. – Нужно – значит, сделает. Никаких проблем с мотивацией. Он только что закончил школу и раньше никогда профессионально не играл». За этой новизной и невинностью кроется сила, в которой Ли черпает свое вдохновение. «Смотришь на него и физически ощущаешь его энергию, нечто чистое и свежее. Все вокруг могут быть вымотаны, но этот парень – настоящий духовный лидер. На протяжении трех месяцев он находится в центре каждого кадра. Во время обеденного перерыва он тренируется, чтобы сбросить вес, бегает часами. Парень выкладывается по полной. Каждый дубль получается свежим. Повезло нам с ним. Работа с Сураджем – отличное средство поднятия боевого духа».

Живущий в Дели Сурадж опередил в кастинге на роль Писцина Молитора «Пи» Пателя 2999 других молодых талантов, прибывших на пробы. Он никогда раньше не играл. На кастинг Сурадж пришел за компанию с младшим братом, которому захотелось попробоваться. «А мне тогда банально хотелось есть», – рассказывает он. Пока он ожидал брата, директор по кастингу предложил попробоваться ему самому. «Ну я и подумал: »А что, все равно я ничем не занят«». После пяти проб ему позвонили. «Это было как во сне».


Еще одна трудность заключалась в необходимости работать с животными. Он часами наблюдал за тиграми, снимавшимися в роли Паркера. «У нас было четыре тигра, потому что у них были совершенно разные характеры, – рассказывает Шарма, которому ни разу не пришлось оставаться в шлюпке наедине со зверем (не то чтобы вы сможете это заметить). – Я часами смотрел, как они репетируют на шлюпке, потому что во время съемок необходимо было представлять себе, что тигр рядом со мной». Фильм, к счастью, обходится без крупных планов общения юноши с зубастыми коллегами по актерскому цеху, однако и штормов в искусственном океане вполне хватило бы, чтобы привести в ужас кого угодно. Но Шарма обращает все в шутку: «Мне эти волны по ночам снились. Ребята прибавят мощности, а я прыгну в бак и знай себе купаюсь. Снимать сцены в волнах было одно удовольствие. Очень насыщенное переживание».

Для того чтобы помочь Шарме и проконсультировать членов съемочной группы по другим вопросам, касающимся мореплавания и выживания экипажа, на съемки пригласили человека, для которого одиночество посреди океана было не в новинку. Стивен Каллахан 76 дней провел на плоту в Атлантическом океане, о чем рассказал в своей книге «Adrift» («По воле волн»). Мы болтаем с ним на съемочной площадке, пока он возится с плотом, который снимали в фильме, одновременно вспоминая события, глубоко его потрясшие и в то же время полные будничной рутины. «Это как обычная жизнь, только на стероидах. Взлеты очень, очень высоки. Падения очень, очень болезненны, – рассказывает Каллахан. – Каждая прожитая минута значит, что спасение на минуту ближе… Нужно радоваться маленьким успехам. Есть большая цель, но о ней не думаешь, а ставишь перед собой маленькие задачи, которые способен решить. Так проходит день за днем, и ты надеешься, что каждый из них приближает тебя к спасению».

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Позже мы говорим Шарме, что это очень похоже на процесс съемок. «В самую точку! – отвечает он. – Это была довольно безумная ситуация. Я ощущал, что, пока Пи плывет по океану, у съемочной группы параллельно как бы происходит свое собственное путешествие. К концу у многих из нас уже начала всерьез ехать крыша».

«Это крайне сложный фильм, и каждый увидит в нем что-то свое, – добавляет Сурадж. – Реакции будут самыми разнообразными. Хотя фильм и крупнобюджетный, я считаю, что он очень эстетский. Надеюсь, он заставит людей глубоко задуматься».

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Слышали этот грохот? Это отдел маркетинга Fox в полном составе дружно упал в обморок. ЭСТЕТСКИЙ? Ну, в конце концов, фильм все-таки ставит Ли. А у него талант делать хиты из неперспективного материала. Вспомните хотя бы «Крадущегося тигра, затаившегося дракона» или «Горбатую гору», которая принесла ему «Оскара» за лучшую режиссерскую работу. Кто, если не он, способен перенести на экран это странное сочетание зрелищности и интеллектуальности? Вспомните Хита Леджера и Джейка Джилленхолла в глуши или смерть на обочине в «Ледяном ветре». Почти во всех его фильмах есть это замечательное ощущение сопричастности.

«Я так живу, – говорит Ли. – Хотя персонажи и выдуманные, важнее них в данный конкретный момент в моей жизни нет ничего. На мой взгляд, это отличительная черта кинематографа, причем без разницы, снимаешь ли ты фильм или смотришь его. Однако осмыслить это ощущение очень трудно. В какой-то степени мне бы хотелось, чтобы оно оставалось моей тайной. Его очень трудно описать словами».

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Еще одной загадкой остается то, как зрители отреагируют на хитроумное изменение повествовательной манеры романа, которое было перенесено в фильм. Рассказанная история – это не просто захватывающая повесть о выживании, но и размышление о том, какую жизнь мы выбираем для себя. О подробностях умолчим, но Ли откровенно рассказывает о том, что привлекло его. «Вот как я это вижу: жизнь сама по себе лишена какого бы то ни было смысла. Однако в истории смысл имеется. И только делясь своей историей с другими, можно найти смысл жизни, мудрость, наполнить жизнь каким-то содержанием. И именно за этим, мне кажется, нам нужна история – чтобы обобщить веру, понять, какую именно мудрость, какой смысл мы хотим найти в своей жизни». Вам остается только увидеть это своими глазами.

«Жизнь Пи» выйдет в прокат 1 января.

ПИ-САТЕЛЬ

Янн Мартель об энг-кранизации своего романа

Какова была ваша первая реакция, когда вам позвонили по поводу фильма?
«Да они с ума сошли». Считалось, что роман не поддается экранизации, причем не только по техническим причинам, но и потому, что он очень странный. Это роман о зоопарках и о религии, а обычный светский читатель (что в Лондоне, что в Монреале) не любит ни того, ни другого. Так что меня удивило, что кто-то захотел взяться за эту книгу.

Янн Мартель

Янн Мартель

Говорят, что работать с детьми и животными невозможно, а вы к ним еще и Бога добавили…
Точно. Когда в фильме, рассчитанном на широкую зрительскую аудиторию, серьезно относятся к религии, это крайне странно. Интересно будет посмотреть, как люди на Западе воспримут этот открыто религиозный фильм, лишенный всякого цинизма. А «Жизнь Пи» – именно такой фильм. Энг следует оригиналу не только в сюжете, он сохраняет все основные элементы романа, одним из которых является религия.

В общественной жизни религия часто отождествляется с понятием собственной праведности, с уверенностью в своей правоте…
Опять-таки верно, однако такие взгляды – это пародия на религию. Слово «ислам» вообще-то означает «покорность». Если ты истинно, должным образом религиозен, то ты покоряешься, смиряешься – с тем, что не можешь понять всего. И когда ты отпускаешь себя, это живительное освобождение. Для меня уж точно было так. И да, вы правы, у многих просто застревает в глотке, например, любое упоминание об Иисусе.

Янн Мартель, Энг Ли и Сурадж Шарма

Янн Мартель, Энг Ли и Сурадж Шарма

Что вы почувствовали, когда наконец увидели фильм?
Ну, это было странное ощущение… В визуальном смысле это было довольно ошеломительно. Особенно 3D. Сцена кораблекрушения просто исключительна. Этот фильм можно было снять только в наши дни: только теперь современные технологии достигли уровня, позволяющего передать замысел Энга Ли. Фильмы Энга очень живописны, он умеет создавать яркие сцены, так что при виде тигра в спасательной шлюпке просто дух захватывает. И у него все очень правдоподобно – нет ощущения, что это какая-то сцена из видеоигры. Ощущение странное, фантастическое, потрясающее.

А вы не думали над тем, чтобы самому написать сценарий?
Нет. Когда я узнал, что снимать будет великий режиссер, я тихо отошел в сторонку и не вмешивался в его работу. Мне бы не понравилось, если бы кто-то стал указывать мне, как писать мою книгу; думаю, Энг Ли тоже не пришел бы в восторг, возьмись я ему советовать, как снимать его фильм.

Читайте также: