Второй период возрождения время самого пышного развития его стиля принято называть средними веками

Обновлено: 07.07.2024

Ренессанс – период европейской истории между XIV и XVII в. Ему предшествовали Средние века, а на смену пришло Новое время. Ренессанс – не столько исторический период, сколько интеллектуальное и культурное движение. Это время, когда Европа достигла огромного развития в науке и искусстве, в противовес «темному» средневековью.

Человек эпохи Возрождения

Философия


Философы эпохи Возрождения

Дальнейшее распространение

Из Италии Ренессанс просочился в другие европейские страны, получив название «Северное Возрождение». Во Франции этот период связывают с королем Франциском I. Он был большим поклонником Возрождения и приобретал из Италии шедевры, включая работы да Винчи. Расцвета французский Ренессанс достиг при королеве Екатерине, которая тоже происходила из семейства Медичи и переехала во Францию из Флоренции.

Немецкий Ренессанс отличался от французского и итальянского. Он оказался тесно связан с Реформацией в начале XVI в. Тогда же в Германии произошло событие, невероятно повлиявшее на всю историю человечества, – изобретение Иоганном Гутенбергом печатного станка.

Возрождение в Англии совпало с периодом правления Елизаветы I. Оно больше связано с достижениями в литературе, а не живописи. В частности, именно тогда создавал свои произведения Уильям Шекспир.

Концом эпохи Ренессанса стал XVI в., хотя некоторые исследователи утверждают, что это произошло столетием позже. В Италии к его упадку привела экономическая разруха и политическая нестабильность. Однако нельзя заявлять, что Возрождение просто закончилось. Скорее, оно трансформировалось и продолжило существовать в иных проявлениях.

Спасибо за внимание! Можно не подписываться и не лайкать, но если сделаете это, автор поймет, что старается не зря :)

Общая характеристика

Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

Расцвет изобразительных искусств

Эта же тяга к познанию окружающего мира и, собственно, человека, стала причиной того, что Ренессанс становится расцветом живописи , не занимавшей до этого времени сколько-нибудь заметного положения, в соцветии искусств Западной Европы.

Желание познать окружающий мир и отобразить его таким, каков он есть, с присущей ему материальностью и объёмом, привело к отказу от следования средневековым иконографическим канонам, выработанным ещё в Византии ( Византийская иконопись. Как начать её понимать ), и созданию принципиально иного художественного языка.

Главным же достижением новой живописи стало открытие линейной перспекти́вы (её ещё называют геометрической или правильной, в отличие от средневековой – обратной). Впервые её научное обоснование дали итальянские учёные-математики и архитекторы Фили́ппо Брунелле́ски (1377–1446) и Лео́н Батти́ста Альбе́рти (1404–1472) .

Суть этого новшества заключалась в следующем: при написании картины, художник мысленно определял некую точку, находящуюся на линии горизонта, к которой, затем сводились все линии, в очертаниях и контурах предметов. При использовании этого приёма художник изображал все объекты, как бы уменьшающимися в размерах, по мере их «удаления» от зрителя. Благодаря этому, создавалась иллюзия глубины пространства, его трёхмерности.

Неизвестный художник. Идеальный город. Пример использования линейной перспективы. Неизвестный художник. Идеальный город. Пример использования линейной перспективы.

Это же открытие, теперь, позволяло живописцам изображать объёмными и тела людей в любых, даже весьма сложных позах, разворотах и положениях, то есть писать в ра́курсе - с перспективными сокращениями частей тел .

Андреа Мантенья. Мёртвый Христос. Пример изображения тела в ракурсе Андреа Мантенья. Мёртвый Христос. Пример изображения тела в ракурсе

Именно попытка запечатлеть мир, где горделиво царствует человек, причём, запечатлеть его объективно и максимально точно, таким, как бы мы увидели его в зеркало, приводит к расцвету живописи и появлению великого множества одарённейших художников.

Исследователей культуры эпохи Возрождения поражает тот факт, что, пожалуй, ни одна художественная эпоха не давала миру, в столь короткий срок, такого количества гениев и талантов, причём, большая часть из которых жили и работали примерно в одно время и в одном месте!

Приведём слова искусствоведа Е. Яйленко:

«Никогда больше, ни до, ни после Возрождения, не случалось такого, чтобы на протяжении сравнительно короткого в масштабах всеобщей истории отрезка времени – около ста пятидесяти лет – жило и работало так много необычайно одарённых, гениальных людей. Если бы было возможно вывести точную математическую формулу, которая бы выразила соотношение между количеством гениев и всех остальных людей, живущих в один и тот же исторический период, для Италии эпохи Возрождения такой показатель оказался бы максимальным».

И неслучайно, практически все, кто пишет и говорит об этом историко-художественном периоде, приводят слова немецкого философа Ф. Энгельса, который абсолютно точно смог выразить то главное, чем так важна и неповторима была эта эпоха в истории человеческой культуры:

«Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учёности».

Наука



Астрономические инструменты на картине Гольбейна «Послы» (1533)

Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были латыни и древнегреческого языка.

В целом, преобладающая в данную эпоху пантеистическая мистика Возрождения создавала неблагоприятный идейный фон для развития научных знаний. Окончательное становление научного метода и последовавшая за ней Научная революция XVII ст. связаны с оппозиционным Возрождению движением Реформации [1] .


Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance , итал. Rinascimento ) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века.

Отличительная черта эпохи возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века.

Содержание

Возрождение в России

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 2 июля 2012.

Тенденции Возрождения, существовавшие в Италии и Центральной Европе, повлияли на Россию во многих отношениях, хотя это влияние было весьма ограничено из-за больших расстояний между Россией и основными европейскими культурными центрами с одной стороны, и сильной привязанности русской культуры к своим православным традициям и византийскому наследию с другой стороны.

Царя Ивана III можно считать родоначальником Ренессанса в России, поскольку именно при нём в России начал работу ряд архитекторов из Италии, которые принесли новые технологии строительства и некоторые элементы Ренессанса, в целом не отдаляясь от традиционной конструкции русской архитектуры. В 1475 году архитектор из Болоньи Аристотель Фиораванти был приглашён, чтобы восстановить Успенский собор в Московском Кремле, поврежденный во время землетрясения. В качестве образца архитектор использовал Владимирский собор 12-го века, и разработал проект, сочетающий традиционный русский стиль с присущим Возрождению чувством простора, пропорции и симметрии.

В 1485 году Иван III поручил строительство Теремного дворца в Кремле Алевизу Фрязину Старому. Он является архитектором первых трёх этажей. Кроме этого, Алевиз Фрязин Старый наряду с другими итальянскими архитекторами внёс большой вклад в строительство кремлевских стен и башен. Грановитая палата, служившая местом проведения приёмов и пиров русских царей, является работой двух других итальянцев, Марко Руффо и Пьетро Солари, и ещё сильнее отмечена итальянским стилем. В 1505 году прибыл в Москву итальянский архитектор, известный в России как Алевиз Новый или Алевиз Фрязин. Возможно, это был венецианский скульптор Алевиз Ламберти да Монтань. Он построил 12 церквей для Ивана III, в том числе Архангельский собор, также отмеченный успешным смешением русской традиции, православных канонов и стиля Ренессанса. Считается, что собор митрополита Петра в Высоко-Петровском монастыре, ещё одна работа Алевиза Нового, служил образцом для так называемой архитектурной формы «восьмерик на четверике».

Тем не менее, с начала 16 и до конца 17 века в России были разработаны оригинальные традиции строительства каменных шатровых храмов. Это был совершенно уникальное явление и отличалось от архитектуры Возрождения в других странах Европы, хотя некоторые исследователи называют это «русской готикой», сравнивая этот стиль с европейской архитектурой раннего готического периода. Итальянцы с их передовыми технологиями могли повлиять на появление каменных шатровых крыш (деревянные шатры были известны в России и Европе задолго до того). Согласно одной из гипотез, итальянский архитектор Петрок Малый, возможно, был автором Церкви Вознесения в Коломенском, одного из первых и наиболее известных шатровых храмов.

В середине 16 века на Руси начали печатать книги, и Иван Федоров был первым известным русским печатником. В 17 веке печать получила широкое распространение, и гравюры на дереве стали особенно популярны. Это привело к развитию особой формы народного искусства, известной как лубок, которая сохранялась в России и в 19 веке. Ряд технологий эпохи Возрождения был принят русскими из Европы довольно рано, и, усовершенствованные, впоследствии они стали частью сильной внутренней традиции. В основном это были военные технологии, такие как пушечное литье, восходящее ещё к 15 веку. Царь-пушка, которая является крупнейшей по калибру пушкой в мире, была отлита в 1586 году мастером по имени Андрей Чохов, и отличается также своим богатым убранством. Ещё одна технология, которая, согласно одной из гипотез, первоначально была привезена из Европы итальянцами, привела к созданию водки. Ещё в 1386 году генуэзские послы впервые принесли «живую воду» в Москву и представили её великому князю Дмитрию Донскому. Генуэзцы, вероятно, получили этот напиток с помощью алхимиков Прованса, которые использовали разработанный арабами перегонный аппарат для преобразования виноградного сусла в спирт. Московский монах Исидор использовал эту технологию для производства первой оригинальной русской водки в 1430 году.

Северное Возрождение

Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко.

Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».



Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.

Основные достижения эпохи Возрождения

Благодаря идеям гуманизма, человек начинает освобождаться от церковных запретов и догм, получает моральное право на сотворчество с Богом в преобразовании мира и самого себя. Вместе с тем, он ощущает возрастающую потребность в реализации новых возможностей, в первую очередь - в научном познании мира .

Теперь, когда церковь, относящаяся к интеллектуальному поиску настороженно и даже враждебно, не имеет прежнего авторитета, начинается невероятный всплеск научных открытий и технических изобретений. По словам Марсели́но Фичи́но, этот «новый» человек «измеряет землю и небо… Ни небо не представляется для него слишком высоким, ни центр земли слишком глубоким…» .

Перечислим лишь некоторые из значительных достижений науки и техники эпохи Ренессанса:

  • Переворот в представлении о космосе и вселенной совершили великие деятели эпохи: Никола́й Копе́рник(1473–1541) , обосновавший гелиоцентрическую систему мира (им было научно доказано вращение Земли и других небесных тел вокруг Солнца); Джорда́но Бру́но(1548 – 1600), заявивший о возможности существования бесконечного числа миров во Вселенной;
  • Ренессанс - время великих географический открытий: Христофо́р Колу́мб(1451–1506) в поисках морского пути в Индию достиг в 1492 году берегов нового, неизвестного тогда континента, который назовут Америкой в честь другого, не менее знаменитого, мореплавателя Аме́риго Веспу́ччи(1454–1512) ; первым же из европейцев, кто смог добраться до Индии по морю, был путешественник Ва́ско да Га́ма(1460–1524) ; новые контуры на географических картах появились и благодаря Ферна́ну Магелла́ну(1480–1521) командовавшему первой кругосветной экспедицией, в ходе которой был открыт пролив, соединяющий воды Атлантического и Тихого океанов, позже названный его именем.
  • Впервые со времен античности появляется возможность исследования человеческого тела и изучения механизма его деятельности, что стало основой современной научной медицины и анатомии. Это нашло отражение в трудах таких выдающихся ученых, как Миге́ль Серве́т(1509–1553) , открывшего малый круг кровообращения, Андре́аса Веза́лия(1514–1564) , оставившего многотомный труд по анатомии человека, Параце́льса(1493–1541) , знаменитого алхимика, врача, основателя европейской фармакологии, одним из первых начавшего применять в медицине химические средства.
  • Создаются философские труды, определяющие место человека в мире и обществе (среди их авторов выделим Нико́ло Макиаве́лли(1469–1527)) , а также разрабатываются теории «идеального» устройства человеческого общества, примерами которых являются «Уто́пия» То́маса Мо́ра(1474–1535) и «Город Солнца» Томма́зо Кампане́ллы(1533–1639) ;
  • Активно начинают использоваться компас и порох, изобретаются и находят широкое применение ткацкий станок и барометр. Следует отметить, как величайшее достижение человечества - создание в 1440 году Иога́нном Гуттенбе́ргом(1394 или 1399–1466 или 1468 ) печатного станка, изменившее технологию передачи информации и, тем самым, способствующее развитию мысли, науки и техники последующих эпох.

Такое количество открытий, заставляло человека думать, что ему подвластно всё, и что ещё чуть-чуть, и он с помощью собственного разума и воли откроет все тайны земли и неба.

Это внушало мысль о собственной значимости и, буквально, переворачивало в сознании выработанные церковью представления о мире, вселенной и, собственно, человеческих возможностях. Именно поэтому культура и искусство Возрождения, при сохранении важнейших религиозных традиций, тем не менее, приобретают всё более све́тский характер .

Ощущение свободы от контроля церкви, над человеческой личностью и разумом, словно захлестнуло людей, жажда знаний стала характерной чертой эпохи. Выдающиеся умы Ренессанса, в попытках постичь тайны природы и её законов, буквально хотели объять необъятное.

Это породило такую характерную черту Возрождения, как массовое появление разносторонних, универсальных личностей – людей, весьма успешно занимавшихся деятельностью одновременно в нескольких научных и творческих отраслях. Типичным примером человека эпохи Возрождения является Леонардо да Винчи (1452–1519) , прославившийся не только как великий художник, но и как великий ученый-теоретик, и инженер-изобретатель.

Периоды эпохи Возрождения

Возрождение делят на 4 этапа:

Проторенессанс



Ранее всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано). Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ, Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Центральной фигурой живописи стал Джотто. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло её развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.

Раннее Возрождение

Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего века.

Высокое Возрождение



Позднее Возрождение



Музыка

В эпоху Возрождения (Ренессанса) профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникается новым гуманистическим мироощущением. Высокого уровня достигает искусство вокальной и вокально-инструментальной полифонии в творчестве представителей «Ars nova» («Нового искусства») в Италии и Франции XIV в., в новых полифонических школах — английской (XV в.), нидерландской (XV—XVI вв.), римской, венецианской, французской, немецкой, польской, чешской и др. (XVI в.).


Появляются различные жанры светского музыкального искусства — фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии (Л. Маренцио, Я. Аркадельт, Джезуальдо да Веноза), но получивший повсеместное распространение, французская многоголосная песня (К. Жанекен, К. Лежён). Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку — у франко-фламандских мастеров (Жоскен Депре, Орландо ди Лассо), в искусстве композиторов венецианской школы (А. и Дж. Габриели). В период Контрреформации ставился вопрос об изгнании многоголосия из религиозного культа, и только реформа главы римской школы Палестрины сохраняет полифонию для католической церкви — в «очищенном», «прояснённом» виде. Вместе с тем в искусстве Палестрины нашли отражение и некоторые ценные завоевания светской музыки эпохи Возрождения. Складываются новые жанры инструментальной музыки, выдвигаются национальные школы исполнения на лютне, органе, вёрджинеле. В Италии расцветает искусство изготовления смычковых инструментов, обладающих богатыми выразительными возможностями. Столкновение различных эстетических установок проявляется в «борьбе» двух типов смычковых инструментов — виолы, бытовавшей в аристократической среде, и скрипки — инструмента народного происхождения. Эпоха Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров — сольной песни, кантаты, оратории и оперы, способствовавших постепенному утверждению гомофонного стиля.

В науке все ещё ведутся споры о том, когда в истории человечества закончились средние века. Однако искусствоведы и культурологи считают, что завершение тысячелетнего периода европейского средневековья произошло на рубеже XIII–XIV веков в Италии, где в это время началась одна из интереснейших эпох в человеческой культуре получившая название Возрожде́ние или Ренесса́нс (от фр. renaissánce).

Впервые этот термин использовал итальянский художник, архитектор и писатель Джо́рджо Ваза́ри (1511–1574) в своей книге «Жизнеописание великих живописцев, ваятелей и зодчих» применительно к периоду итальянского искусства с 1250 по1550 годы.

Почему же этот период назвали Ренессанс , и что способствовало его зарождению на итальянской земле? Дело в том, что Италия, в отличие от других западноевропейских стран имела более древнюю историю – она являлась центром некогда могущественного государства - Древний Рим.

Архитектурные и исторические памятники, сохранившиеся от эпохи расцвета Римской Империи, всё ещё стояли на этой земле, поражая воображение средневековых европейцев своими масштабами, величием, соразмерностью, красотой и гармонией пропорций. То тут, то там, периодически находились римские, а иногда и греческие статуи. А из соседних, граничащих с Италией, стран (сначала Византии, а затем Турецкой Империи) в Европу проникали научные и философские труды античных авторов (часто в виде переводов с арабского языка).

Благодаря этому, появлялся интерес к той далекой эпохе, называемую Античностью , и которая в течение средних веков была практически предана забвению. Мировоззрение человека, сформированное почти тысячелетним периодом средневековья, постепенно начало меняться. Причем, в основе этих изменений оказались представления об античной культуре, как идеальном «золотом веке» человечества, отринутом когда-то средневековьем.

Именно культура Древней Греции и Древнего Рима становится непререкаемым авторитетом и образцом для подражания в эпоху Ренессанса. Представители этого периода искренне считали, что возрождают Античность, и именно поэтому назвали своё время Возрождением (по-итальянски – «ринашиме́нто»).

Основным отличием мировоззрения представителей новой эпохи от средних веков стало изменившееся представление о человеке и его месте в мире. Если в средневековье центром мироздания считался Бог ( теоцентри́зм ), то теперь, постепенно, главенствующее положение начинает занимать человек, который объявляется венцом творения и царём природы. Такое мировоззрение получило название гумани́зм (от лат. «человечный»).

Необходимо отметить, что, разумеется, религия сохраняла свои позиции, и гуманисты Ренессанса не отрицали идею существования и могущества Бога, но, вдохновляясь трудами античных философов, утверждали идею богоравенства человека , его особую роль в мироздании, обусловленную наличием разума и воли .

Так итальянский мыслитель эпохи Возрождения Пи́ка де́лла Мирандо́ла (1463–1494) в одном из своих трудов говорит от лица Господа о возможностях, полученных человеком свыше:

«Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать всё, что в нём есть. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтёшь. Ты можешь переродиться в низшие неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные».
Микеланджело. Сотворение Адама. Фрагмент плафона Сикстинской капеллы. Микеланджело. Сотворение Адама. Фрагмент плафона Сикстинской капеллы.

Периоды эпохи

Раннее Возрождение

Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.

Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего столетия, не производя, впрочем, ничего особенно замечательного.


Высокое Возрождение

Второй период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно от 1500 по 1580 год. В это время центр тяжести итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II, человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших артистов Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художествам. При этом папе и его ближайших преемниках, Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство водворяются вместо игривой красоты, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства.

Общая характеристика



Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.

Наука


Развитие знаний в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии.

Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены многие античные тексты, многие гуманисты занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.

В целом, преобладающая в данную эпоху пантеистическая мистика Возрождения создавала неблагоприятный идейный фон для развития научных знаний. Окончательное становление научного метода и последовавшая за ней Научная революция XVII ст. связаны с оппозиционным Возрождению движением Реформации.

Северное Возрождение


Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».

Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.

Периодизация искусства и культуры Возрождения

Поскольку родиной Ренессанса, его колыбелью и творческой лабораторией была Италия, то в истории искусства получили распространение итальянские названия, обозначающие столетия:

  • Проторенесса́нс, или предвозрождение – конец XIII–XIV века – трече́нто (трехсотые годы);
  • Раннее Возрождение – XV век – кватроче́нто (четырёхсотые годы);
  • Высокое Возрождение – последнее десятилетие XV век – первая треть XVI вева – чинквиче́нто (пятисотые годы);
  • Позднее Возрождение – вторая половина XVI века.

Со временем, идеи гуманизма из Италии проникли и в соседние с ней европейские страны – Германию, Нидерланды, Францию, Англию, что повлияло на развитие их искусства и культуры. Время культурного и творческого подъема, лежащих к северу от Италии государств (конец XV–XVI вв.), принято называть Северным Возрождением.

О том, как началось Возрождение в искусстве Италии, его первых представителях читайте в следующей статье. А сейчас предлагаю посмотреть видео на моем youtube-канале :

Если понравилась статья, то не забудьте поставить ей лайк, и подпишитесь на канал. Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.

Из тьмы к свету: истоки Ренессанса

Название эпохи буквально означает «возрождение». Термин был введен французским историком Жюлем Мишле в XIX в.

Возрождение Европы рассматривают с двух сторон. С одной стороны, оно связано с «повторным открытием» классических текстов и знаний, их применением в искусстве и науке. С другой, оно относится к изменениям в европейском обществе, вызванным этими открытиями.

Впрочем, слово «ренессанс» встречается и раньше, например, в работах Джорджо Вазари. Он считается первым в Европе историком искусства. Вазари писал о развитии живописи, происходившем в Италии в его время.

Ренессанс Вазари разделил на три периода. Первый период – XIII-XIV вв. Он связан с именем Джотто, одного из первых итальянских художников, который перешел от стилизованных изображений людей, пейзажей и архитектуры к более натуралистичному. Второй период – XV в. Он включает таких художников, как Донателло, Брунеллески и Мазаччо. Третий период пришелся на время жизни самого Вазари и связан с именами таких гениев, как да Винчи, Рафаэль и Микеланджело.

Смерть перед вторым рождением

Средние века неспроста называют «темными». В Европе царил низкий уровень образованности, голод, войны и болезни. Однако, несмотря на этот мрачный образ, в Европе уже и тогда создавались потрясающие произведения искусства, развивалась научная мысль. Но в сравнении с Ренессансом эти достижения часто меркнут.

Само восприятие мира различалось в эти две эпохи. В Средние века в Европе доминировало христианство. Искусство в этом свете было лишь способом возвеличить Бога, преобладала религиозная тематика. А Ренессанс, напротив, характеризовался гуманизмом, то есть интересом к человеку. В отличие от средневековых ученых и деятелей искусства, люди эпохи Ренессанса помещали человека и его природу в центр вселенной.

Гуманисты, конечно, не отрицали христианство. Они исповедовали синкретизм, предполагающий общность и сопоставимость идей разных философских школ и религиозных систем. Также они верили в возрождение человеческого духа и мудрости. С этим и связан интерес к классическому искусству Греции и Рима.

Итальянские города-государства

В центральной и северной частях Италии начали формироваться города-государства, сыгравшие роль в становлении Ренессанса. Это были сильные и независимые центры, соперничавшие между собой: Флоренция, Сиена, Пиза, Анкона. Чаще управляли в этих городах могущественные и знатные семьи.

Одним из них было семейство Медичи , правившее Флоренцией в XV-XVIII вв. Когда-то Медичи были крестьянами из Тосканы, затем перебрались во Флоренцию, прельстившись возможностями торговли и наживания богатства.

Медичи были не единственной семьей, которые решили попытать счастья во Флоренции. Однако многие другие семьи обанкротились. В то время в Европе царила экономическая депрессия. Ухудшила ситуацию эпидемия чумы в середине XIV в. Медичи сумели пережить эти бедствия и укрепить свое положение во Флоренции. Самые известные представители – Козимо, Лоренцо и Екатерина.

Медичи желали подчеркнуть свой статус и укрепить политическую мощь. Влияние гуманизма определило их политику. Медичи стали известными меценатами. Именно на их средства и был построен Ренессанс. В искусстве того периода заметен синтез христианства и языческих культур Греции и Рима. К примеру, Рафаэль писал фреску «Афинская школа», а Микеланджело расписывал потолок Сикстинской капеллы. И оба входят в число самых влиятельных художников Возрождения.

Покровительство Медичи способствовало появлению новых мастеров, которыми мы восхищаемся сегодня. В их числе был, помимо Рафаэля и Микеланджело, и Леонардо да Винчи. Что касается Рафаэля, то Медичи были изгнаны из Флоренции во времена его жизни. Однако он заручился в Риме поддержкой папы Льва X, который тоже принадлежал династии Медичи.

Из Флоренции Ренессанс распространился по всей Италии: в Венецию, Геную, Милан, Болонью и Рим, включая Ватикан.

Хотя моральный облик римских пап того период удручает, они активно вкладывали средства в искусство и архитектуру Рима, желая повысить престиж Вечного города. В частности, при папе Юлии IIначалась реконструкция собора Святого Петра. При других папах была расписана Сикстинская капелла.

Литература


В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304—1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. В XIV—XVI веке итальянская литература пережила расцвет — лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313—1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469—1527) поэмы Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595), выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран.

Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне» Боккаччо, «Дон Кихоте» Сервантеса, и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.


С эпохой Возрождения связано появление национальных литератур — в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни.

Широкое распространение получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и Лопе де Вега (1562—1635, Испания).

Изобразительное искусство


Для живописи и ваяния эпохи Возрождения характерно сближение художников с природой, ближайшим проникновением их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений.

Художники Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.

Как начался Ренессанс

Явление наблюдалось сразу в нескольких европейских странах, поэтому точно назвать место и время появления Ренессанса нельзя. Но итальянское Возрождение началось в городе Флоренция в XIV в.

Одна из ключевых фигур того времени – Франческо Петрарка, родившийся в 1340-м в Тоскане. Он был поэтом, ученым и дипломатом. Также Петрарка интересовался классической философией и считал Римскую империю верхом достижений человека. Период, наступивший после ее падения, он характеризовал как время социального упадка в Европе. Историю он считал последовательностью не исторических эпох, а достижений человека.

Архитектура

Главное, чем характеризуется эта эпоха — возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы.


Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города-памятника: Флоренцию и Венецию. Над созданием зданий там трудились великие архитекторы — Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Донато Браманте, Джорджо Вазари и многие другие.

Содержание

Читайте также: