Восточный экспресс убийство маршрут

Обновлено: 02.07.2024

В день когда я решил сходить на очередного "Пуаро", в ближайших ко мне 4х кинотеатрах показывали "Тора", "Лигу справедливости" и еще что-то там не помню уже что. Однако только на "Убийство в восточном экспрессе" все сеансы в тот день с утра до 17ти вечера были уже выкуплены. Wtf подумал я ибо не ожидал такого интереса к классике детективного жанра. Пришлось сходить на "Лигу" что бы как-то скоротать время до пяти часов - зал был наполнен едва ли на треть. На "Убийство" я пришел в полностью занятый людьми зал! С каких это пор у нас вдруг усатый детектив-педант бросающийся фразами по французски, стал интересовать почтенную публику больше Бэтменов, Торов, Суперменов и Чудо-баб?

Посмотрев фильм я вспомнил первый трейлер к нему и кажется понял, но об этом чуть позже. Сам фильм мне понравился, но все же я ожидал от него совсем другого, хоть промо задавало совсем иной тон. Но разве можно столь мрачную историю превратить в комедию? Что ж нельзя, но похоже Брана немного пытался это сделать. Кстати о Бране - никак на вскидку не мог вспомнить ни одного фильма с ним и даже с горяча перепутал его с антагонистом в "Телефонной будке". Роль ему я считаю удалась, и возможно была бы одной из самых заметных в ряде многочисленных экранизаций этого детективного эпоса, если бы только не одно.

Ну вы поняли) Дэвид Суше и самый популярный сериал по романам Кристи. Когда вы слышите ". Пуаро. " у вас сразу в голове возникает образ лысеющего толстяка с черными тонкими усиками, передвигающегося аккуратными шажками и едва терпящего малейший дискомфорт. Это все равно, что при имени "Шерлока Холмса" вы сразу вспоминаете господина Ливанова: и это при том что волна последних "Холмсов" накрыла мир и наводнила их Дауни-младшими, Камбербетчами и всякими там Ли Миллерами!

Как я уже сказал, фильм мне понравился. Хотя меня откровенно разочаровали начало фильма и более всего его финал. Понятное дело что не развязка, ведь когда смотришь один и тот же сюжет, уже не удивляешься, тому что "убийца не дворецкий". Сразу скажу, что мне более всего нравятся у Кристи помимо "восточного экспресса, это "Пять поросят" и "Убийство Роджера Экройда".

Итак. Еще в трейлере, пестрящим такими персоналиями как Джонни Депп и Мишель Пфайффер, Уильям Дэфо итд итп, был задан эдакий загадко-юморной тон, особенно последней репликой про то кто "самый лучший в мире детектив". Вообще в книгах Пуаро действительно был самоуверенным фигляром-нарциссом, но Дэвид Суше в корне изменил этот образ сохранив при этом все черты характера персонажа (и это не про усы). Каждая история Пуаро это мрачная повесть пропитанная трагедией с десятком лиц и их историй, которые сплетаются в кучу малу и в фирменном стиле Пуаро разжевываются им на специальном собрании под конец, где он макает в гавно каждого участника прежде чем, фигурально, схватить убийцу за яйца. Юмором там и не пахнет.

Брана же больше походит на книжного Пуаро, у него даже усы "как в книге", но "тащит" только в сценах где серьезен и не изображает клоуна. Например в разговоре с Рэтчетом-Деппом, когда последний пытается нанять детектива для защиты. Но сразу вспоминается та же сцена в сериале и все уже не кажется таким приятным. Это было так (прошу прощения за качество скринов):

"Убийство в восточном экспрессе" или настоящие усы Пуаро. Мнение и спойлеры. Эркюль Пуаро, Агата Кристи, Кеннет Брана, Дэвид Суше, Убийство в восточном экспрессе, Спойлер, Мнение, Длиннопост

Пуаро даже толком не развернулся в сторону Рэтчета и почти весь разговор простоял спиной к нему и это более всего выражало презрение чем явный и прямой отказ (не говоря уже о том что бы схавать пирожное у ублюдка).

"Убийство в восточном экспрессе" или настоящие усы Пуаро. Мнение и спойлеры. Эркюль Пуаро, Агата Кристи, Кеннет Брана, Дэвид Суше, Убийство в восточном экспрессе, Спойлер, Мнение, Длиннопост

Вы гавно, работать на вас не буду, но пироженка вкусная.

Про всякие кунг-фу Пуаро-Браны и мастерское использование ниндзя-трости, говорить не буду, но о главном для себя скажу:

Начало в Пуаро-Сушэ. Двое участников последующих событий и сам Пуаро, становятся свидетелями того как толпа забивает камнями женщину, чиня самосуд. Сцена и реакция персонажей на происходящее задают тон всему повествованию. В конце вы не раз вспомните эту сцену, хотя к сюжету она не имеет вообще никакого отношения.

"Убийство в восточном экспрессе" или настоящие усы Пуаро. Мнение и спойлеры. Эркюль Пуаро, Агата Кристи, Кеннет Брана, Дэвид Суше, Убийство в восточном экспрессе, Спойлер, Мнение, Длиннопост

Вы люди. Устраивая самосуд, вы становитесь дикарями.

Пуаро-Брана. Начало с подбором одинаковых яиц для Пуаро еще куда ни шло, но сцена разоблачения вора с участием "раввина, священника и имама" и использованием затойчи-трости, пропитана показухой и иронией.

"Убийство в восточном экспрессе" или настоящие усы Пуаро. Мнение и спойлеры. Эркюль Пуаро, Агата Кристи, Кеннет Брана, Дэвид Суше, Убийство в восточном экспрессе, Спойлер, Мнение, Длиннопост

Раввин, священник и имам - как, блеать, в анекдоте и даже сам персонаж об этом в кадре говорит. Весело, но в такой истории совсем не смешно и не серьезно.

Далее все было вполне умеренно, если не считать пары совершенно лишних экшен-сцен и Пуаро стенающего "О моя Катрин" по какой-то левой бабе на фотографии в глухие ночи.

К слову сказать, в сериале Пуаро молился ночью, и эта деталь нужна была для эмоциональной концовки, где его выбор оставался неясным до самой последней минуты. А тем временем в соседнем купе молился Рэтчет-Кассетти, и потом это "дергало", как если бы это были Максимилиан Кольбе и Амон Гёт (ни кому не в обиду это сравнение).

"Убийство в восточном экспрессе" или настоящие усы Пуаро. Мнение и спойлеры. Эркюль Пуаро, Агата Кристи, Кеннет Брана, Дэвид Суше, Убийство в восточном экспрессе, Спойлер, Мнение, Длиннопост

"Убийство в восточном экспрессе" или настоящие усы Пуаро. Мнение и спойлеры. Эркюль Пуаро, Агата Кристи, Кеннет Брана, Дэвид Суше, Убийство в восточном экспрессе, Спойлер, Мнение, Длиннопост

"О моя Катрин!" кто ж ты, мать его, такая. Хрен его знает.

Мне понравилась игра Мишель Пфайффер. Глядя на эту женщину-соблазнительницу, я совсем забыл о ее роли в сюжете.

"Убийство в восточном экспрессе" или настоящие усы Пуаро. Мнение и спойлеры. Эркюль Пуаро, Агата Кристи, Кеннет Брана, Дэвид Суше, Убийство в восточном экспрессе, Спойлер, Мнение, Длиннопост

А если не знать ее роль в сюжете, то и местный юмор покажется вам неуместным только под конец. Если вы вообще про него вспомните.

- "Все в порядке миссис Хаббард? Я знаю у Вас мощная интуиция. "

- "Аааа, мой второй муж говорил тоже самое. Нет-нет - первый. Умнейший из всех мужчин. Лицо как репа. Но я любила эту репу. "

Смешно, но грустно.

И наконец - конец. Блин, меня до сих пор не отпускает. Вот как можно обосрать шедевр? Спросите у Кеннета Браны.

Традиционное финальное собрание с разоблачением было спонтанным. Все участники грелись сидя в одном вагоне, и тогда на реплики каждого, Пуаро начал вяло отвечать разоблачениями. Он еще и сам не сложил мозаику до конца и вот она сложилась прямо здесь и сейчас. И перед ним стал выбор. Который сыщик не хотел выбирать, у него была твердая позиция и не было сомнений. Как и у убийц. Каждый кто смотрел, всерьез опасался за жизнь Пуаро в этой напряженной и даже жуткой сцене.

"Убийство в восточном экспрессе" или настоящие усы Пуаро. Мнение и спойлеры. Эркюль Пуаро, Агата Кристи, Кеннет Брана, Дэвид Суше, Убийство в восточном экспрессе, Спойлер, Мнение, Длиннопост

Мстители в любую секунду могли стать уже просто убийцами, но все же остались людьми.

Может поэтому Пуаро решил их не выдавать, а может потому что его собственная вера пошатнулась. И этот выбор дался ему крайне не легко.

"Убийство в восточном экспрессе" или настоящие усы Пуаро. Мнение и спойлеры. Эркюль Пуаро, Агата Кристи, Кеннет Брана, Дэвид Суше, Убийство в восточном экспрессе, Спойлер, Мнение, Длиннопост

Не только веришь, но и сопереживаешь. Причем больше Эркюлю Пуаро, чем этим несчастным жертвам-мстителям.

А у Браны вся драматичность размазана до полной херни с подробным разжевыванием истории почти каждого мстителя. В итоге неуместная сцена-собрание.

"Убийство в восточном экспрессе" или настоящие усы Пуаро. Мнение и спойлеры. Эркюль Пуаро, Агата Кристи, Кеннет Брана, Дэвид Суше, Убийство в восточном экспрессе, Спойлер, Мнение, Длиннопост

Общий смысл которой: "Вы все убийцы-Ага-Застрелите меня и проваливайте-Нет-Ну тогда я вас прощаю". Пуаро-Брана даже попытался наебать их незаряженным револьвером, что по меньшей мере выглядело цинично. Как позерство в виде дурацкого не свойственного Пуаро самопожертвования.

Типичная нынешняя толерантность тоже соблюдена: в фильме есть злой неуравновешенный русский (причем играл его наш соотечественник - видать для пущего реализма) и доблестный негр-офицер-врач.

В самом конце опять юмор и намек на продолжение, которое видимо будет про "Смерть на Ниле".

В итоге. Думаю народ сбежался увидеть аналогичную адаптацию ШХ с Дауни. Убийство, юмор, шутки, экшен. Но кино получилось более серьезным и не таким отчаянно казуальным (не в обиду Ричи - его фильм мне тоже понравился). Но до сериального Пуаро не дотягивает, как Титаник до поверхности. Продолжение конечно посмотрю. Но ожидать от него чего-то большего чем от типичного современного кино широкого зрителя, совсем не стоит. "Смерть на Ниле" тоже выбрана явно из-за возможности наворотить там каких-нибудь "индиан джонсов" для экшона. Вот сняли бы лучше по серьезному "Пять поросят", там есть все - кроме мест куда можно вставить казуальщину. Но фиг нам всем.

У многих пассажирский поезд «Восточный экспресс» ассоциируется лишь с одноименным романом Агаты Кристи . Однако и до выхода в свет известного произведения королевы детектива экспресс уже был знаменитостью, особенно в высших кругах общества, и перевозил в своих уютных купе писателей и актеров, общественных деятелей и правителей. Среди его пассажиров были Мата Хари, Шарль де Голль, Лев Толстой, Франц Иосиф, Агата Кристи, Елизавета II и многие другие. Мы проследим судьбу легендарного состава с момента появления и до наших дней.

Первая мировая война и последствия

После убийства наследника австро-венгерского престола разразилась мировая война . «Восточный экспресс» был снят с линии, по железной дороге курсировали военные составы.

Через четыре месяца состав вернулся в эксплуатацию, курсируя от Парижа до Бухареста . Однако продлилось это недолго: помешали революционные волнения и гражданская война в России. Некоторые поезда и персонал были отозваны и брошены.

Спасением для компании стало открытие в 1919-м Симплонского тоннеля между Италией и Швейцарией, через Альпы. Теперь путешественники могли ездить и в Венецию. Маршрут получил название «Симплонский восточный экспресс» и шел в обход побежденной Германии. Тем временем Османская империя стала Турецкой республикой , а город Константинополь переименовали в Стамбул и лишили статуса столицы. Новый глава страны Мустафа Кемаль (Аттатюрк) придерживался прозападной политики и был нацелен на сближение с Европой.

Золотой век «Восточного экспресса»

Предпосылки

Вернувшись в Европу, Жорж решил продолжить дело Пулмана. Заручившись поддержкой видных лиц, в том числе королевского дома, Нагельмакерс приступил к реализации проекта.

Сама идея, что на железнодорожном составе пассажиры смогут добираться от Парижа до другого конца континента, города Константинополя, была революционной. На тот момент в Европе железные дороги были предназначены для переездов на небольшие расстояния или для переброса войск.

Рост популярности

В 1889-м поострили новую ветку от Будапешта до Софии . Дорога от Парижа до Константинополя стала беспересадочной и занимала 67 часов. Маршрут был проложен по достаточно диким местам, и путешественники из окон состава могли любоваться горами, лесными угодьями, реками и ущельями. В 1895-м вышел роман « Дракула » Брэма Стокера. В одной из сцен главные герои совершают переезд из Парижа в Варну, преследуя графа.

Живописные нетронутые места таили в себе и опасности. Многие путешественники возили с собой оружие, чтобы не оказаться застигнутыми врасплох. Но было в истории поезда и реальное нападение : турецкие разбойники захватили состав и потребовали выкуп за заложников-пассажиров. Выкуп был доставлен, и разбойники скрылись.

Несмотря на драматичное происшествие, интерес путешественников к составу лишь повысился. В Константинополе открывались новые отели , роскошь которых могла удовлетворить самый взыскательный вкус.

У основателя «Восточного экспресса» Нагельмакерса напротив начались трудности. Он вложился в рискованное предприятие – транссибирскую магистраль . Задуманное не получилось, Жорж накопил долги и разорился. В 1905-м он скончался от инфаркта.

«Компани де Вагон-Ли» пережила кризис. Появились постоянные клиенты, которые не просто путешествовали на поезде, но и использовали его для ведения дел, заключения сделок. Роскошь вагонов позволяла ощущать себя в нем, словно в дорогом салоне. Один вагон был даже забронирован вдовой Вагнера, и поклонник музыканта регулярно проводил в нем концерты.

Первые рейсы «Восточного экспресса»

В 1872-м Жорж основал Compagnie de Wagons-Lits (букв. «Компания спальных вагонов»). Чтобы обеспечить проезд экспресса через границы, Нагельмакерсу приходилось договариваться с главами государств.

5 июня 1883 г. первый «Восточный экспресс» выехал из Парижа в Вену. До октября Вена оставалась конечным пунктом маршрута. Официально название «Восточный экспресс» закрепили за составом лишь в 1891-м .

Оригинальный маршрут 1883-го был таков:

1. Париж – Джурджу, Румыния (поездом через Мюнхен и Вену);

2. Джуржду – Русе, Болгария (переправа через Дунай на пароме);

3. Русе – порт Варны (поездом);

4. Варна – Константинополь (переправа на пароме).

Сказочный Восток был настоящей мечтой путешественников. Овеянный романтическими слухами о великих султанах, свирепых пашах и прекрасных наложницах, Константинополь был диковинкой и хранителем многовековых тайн. Добравшись до столицы Османской империи, пассажиры «Восточного экспресса» пришли в восторг от стройных минаретов, пролива Босфор и великолепных дворцов и мечетей.

Путешественники остановились в городе на четыре дня и пустились в обратный путь. Вернулись они, к удовольствию Нагельмакерса, в полном восхищении. Поезд попал на первые полосы газет, а компания получила обширное финансирование. «Восточный экспресс» постепенно вышел на регулярные рейсы , по три в неделю.

«Восточный экспресс» сегодня

Романтика железнодорожного путешествия по живописным уголкам Европы и сегодня привлекает туристов. И по-прежнему символ роскоши и высокого класса – это «Восточный экспресс».

Часть составов была бережно отреставрирована энтузиастами и пущена на рельсы. Поездка в них – это настоящее путешествие во времени, в эпоху дорогих нарядов и изысканного общества начала XX в. Натуральное дерево, кожа, бархатная обивка сидений, великолепная кухня и санитарные удобства, достойные пятизвездочной гостиницы, – всё выдержано в традициях эпохи. К сожалению, путешествие в этом поезде-отеле мало кому по карману, но желающих всегда хватает.

«Восточный экспресс» остается красивым символом прошлого, мостом, перекинутыми между двумя эпохами, разделенными сотней лет.

Спасибо за внимание! Можно не подписываться и не лайкать, но если сделаете это, автор поймет, что старается не зря :)

Многие читали детектив Агаты Кристи " Убийство в Восточном Экспрессе" . Или смотрели фильм по мотивам детектива. А может просто что-то слышали про Восточный Экспресс.

И большинство уверены, что именно благодаря Агате Кристи, это название стало таким известным. На самом деле, все с точностью до наоборот. Это Агата Кристи использовала в качестве места действия для своего детектива, бешено популярный люксовый бренд своего времени.

И это добавило популярности ее произведению.

Восточный экспресс. Самый известный в мире поезд . История вещей, История, Поезд, Текст, Длиннопост

Эта история началась в конце 19 века.

Восточный экспресс. Самый известный в мире поезд . История вещей, История, Поезд, Текст, Длиннопост

Наконец неугомонный Нагельмакерс решил не только делать вагоны, класса люкс, но и использовать их по прямому назначению. Он основал Orient-Express Hotels, в которой поезда с роскошными вагонами , ездили бы по маршруту Париж - Стамбул ( Константинопольский маршрут). Путешествие должно было длиться около 80 часов.

Восточный экспресс. Самый известный в мире поезд . История вещей, История, Поезд, Текст, Длиннопост

Нагельмакерс и 40 его гостей погрузились в единственный спальный вагон который стоял на вагонной тележке. Остальная часть поезда состояла из вагонов CIWL. Доехали они, правда, лишь до Бухареста, там пересели на паром и по морю добирались до Босфора. Но первый железнодорожный маршрут, соединивший Запад с Востоком, был открыт.

В каждой стране, которую проезжал экспресс, пассажирам предлагали блюда местных кухонь и фольклорные выступления, а в Румынии король Кароль I принял путешественников в замке Пелеш.

Восточный экспресс. Самый известный в мире поезд . История вещей, История, Поезд, Текст, Длиннопост

Многие журналисты публично восхищались роскошью и красотой поезда. Но Нагельмакерс был умным бизнесменом, и отлично понимал, что рекламы не бывает много. И для контраста поместил дрянные старые вагоны в парижском Gare de Strasbourg. на путях, примыкающих к тем, где проходил его Express.

Восточный экспресс. Самый известный в мире поезд . История вещей, История, Поезд, Текст, Длиннопост

В поезде пассажиры чувствовали, себя как в одном из лучших отелей Европы. Они восхищались сложными деревянными панелями, наслаждались роскошными кожаными креслами, шелковыми простынями и шерстяными одеялами на кроватях. Каждая мелочь была продумана.

Восточный экспресс. Самый известный в мире поезд . История вещей, История, Поезд, Текст, Длиннопост

К 1889 году стараниями Нагельмакерса Восточный экспресс был превращен в самое современное и роскошное средство передвижения. Провести весело время в супер-люкс отеле , который еще и едет куда-то, стоило бешеных денег. Поэтому в поезде собиралась компания путешественников соответствующего уровня- короли, политики, бизнесмены, кинозвезды и шпионы. И непонятно, кто кому делал большую славу - поезд им или они поезду

Восточный экспресс. Самый известный в мире поезд . История вещей, История, Поезд, Текст, Длиннопост

Золотой эпохой Восточного экспресса были 20-е и 30-е годы XX века. Способные удовлетворить запросы любого гурмана блюда, изысканные вина, интереснейшие попутчики — все это было гарантировано на борту экспресса. В нем кипела светская жизнь, заключались крупные сделки, решались вопросы государственной важности.

Восточный экспресс. Самый известный в мире поезд . История вещей, История, Поезд, Текст, Длиннопост

Восточный экспресс. Самый известный в мире поезд . История вещей, История, Поезд, Текст, Длиннопост

Но особенно все ухудшилось после второй мировой. Появились реактивные самолеты и поезда Intercity, был прорыт туннель под Ла-Маншем, неоднократно перекроена карта Европы.

Восточный экспресс долго боролся за жизнь, но в 1977 году поезд был окончательно отправлен на запасной путь

Роттердамский фотограф Брайан запечатлел исчезающую частичку истории, а именно The Grand Orient Express.

Тут можно посмотреть, как оригинальный Восточный Экспресс выглядит сегодня

Существует несколько частных компаний-перевозчиков, которые используют отреставрированные вагоны 1920-х и 1930-х годов и пытаются копировать роскошь Восточного экспресса.

Так что сегодня желающие могут поучаствовать в историческом аттракционе. За солидную сумму прокатиться на поезде, похожем на Восточный Экспресс, и окунуться в атмосферу позапрошлого века.

Найдены возможные дубликаты


Лига историков

8K постов 35.2K подписчика

Правила сообщества

Для авторов

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)

Для читателей

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Каша невероятная. Чего только стоит, что туннель под Ла-Маншем – один из ударов под дых этому самому Экспрессу. Хотя Экспресс прекратил своё существование в 1977-м, а туннель (внезапно!) построили в 1993-м.
Передайте привет автору, а то эта мадам-псевдоисторик скрыла мои комментарии.

Мадам автор, Вам просили передать, он у Вас в ЧС:

Каша невероятная. Чего только стоит, что туннель под Ла-Маншем – один из ударов под дых этому самому Экспрессу. Хотя Экспресс прекратил своё существование в 1977-м, а туннель (внезапно!) построили в 1993-м.

Передайте привет автору, а то эта мадам-псевдоисторик скрыла мои комментарии.

Мне кажется или первая картинка это рендер?

Запрос, который может быть связан с изображением: Восточный экспресс

Пробейте картинку в поиск.

Иллюстрация к комментарию

Не спорю. Я не спец по рендерам.;-)

Первая картинка похоже из какой то игры.

Кто хочет частичку роскоши - Гранд Экспресс Санкт-Петербург - Москва. Вагоны из 8, 4 и даже двух купе, с душевыми кабинами, с ванной, неплохим обслуживанием, ресторанной едой в купе.

Но всего лишь 8 часов. Не реклама, но интересный экспириенс, прокатить любимую девушку, например.

Мне вот интересно как выглядит москва-новороссийск за 36к купе. Не нашла как ни пыталась.

можно еще Москва-Париж доехать, билеты от 90к :)

На хистори недавно показывали 2х серийную документалку про него, если кому интересно

Вот житуха была 100 -150 лет назад :)

Иллюстрация к комментарию

у меня нет комментариев. отличные пассажиры восточного экспресса.

Только если ими топили. В годы войны экспресс же продолжал ходить?


Автор: Серега Кучма.

Салам, котаны. Сегодня мы поговорим об одной современной техногенке в истории Канады, которая унесла немало человеческих жизней и вошла в анналы как одно из крупнейших в стране кленового листа. А приключилась она ввиду жадности одной компании, людской халатности и пренебрежении ТБ. Итак, крушение поезда в Лак-Мегантик.

6 июля 2013 года, время около часа ночи. В небольшой забегаловке Musi-Cafe – главной Мекке тусовщиков канадского городка Лак-Мегантик, закончилась очередная вечеринка. Все потихоньку начинают расходиться по домам, музыканты складывают инструменты, на террасе остаётся полтора-два десятка человек, которые общаются и допивают свои напитки. Они ещё не знают, что это последняя для большинства из них туса. Ведь многие из них погибнут, а некоторые и вовсе пропадут без следа, буквально испарившись в огненном аду.

Но сперва глянем, что же послужило причиной этой катастрофы. В 2012 году крупная логистическая компания World Fuel Service заключает контракт с железнодорожной корпорацией Canadian Pacific Railway. Суть договора заключается в том, чтобы доставить сырую нефть с месторождения Баккеновской формации в Северной Дакоте на НПЗ в Сент-Джон, расположенном в канадской провинции Нью-Браунсуик. В отличие от Европы, в том числе Беларуси, в Канаде нет монополии на железные дороги, а присутствует распределение между целым рядом частных компаний. Именно поэтому Canadian Pacific Railway, чтобы осуществить доставку, нанимает ряд субподрядчиков, в их числе была и Montreal, Maine and Atlantic Railway (MMA), которой принадлежали часть железнодорожных веток в штатах Мэн и Вермонт, а также в Квебеке.

Поезд-беглец MMA 2

Тянуть эту нефтеносную гусеницу предстояло пяти локомотивам. Головным среди них был дизель-электровоз GE 30-7 под номером 5017, который сыграл немаловажную роль во всей истории. В октябре 2012 года электровоз был поставлен на внеплановый ремонт из-за поломки двигателя. MMA была заинтересована в скором возвращении его в строй и, решив при починке сэкономить, использовала эпоксидные материалы. Однако уже спустя девять месяцев двигатель вновь стал барахлить и дымить, вследствие разрушения материалов. В турбокомпрессоре начало скапливаться масло, что привело позднее к возгоранию.

Пока же GE 30-7 No5017 продолжал работать, лишь изрядно дымил. Около 23:00 5 июля MMA 2 прибыл в Нант – небольшую станцию, где осуществлялась смена локомотивных бригад. Вот только бригад никаких на этом составе не было, как в принципе и на других поездах. Всем управлял один человек.

Прибыв в Нант поздно вечером, Хардинг делал всё согласно инструкции. Поезд пришлось остановить на главном пути, хотя на нём отсутствовал сбрасыватель вагонов, предотвращающий самопроизвольное движение состава. На боковых путях сбрасыватель как раз был в наличии, но там отстаивались пустые вагоны для фабрики. Обычно на главных путях составы не оставляли, но предписания запрещающего эти действия не было. Заглушив четыре локомотива, Хардинг оставляет один из пяти работать для функционирования компрессора, поддерживающего давление в пневматической тормозной системе. Угадаешь, какой выбрал Том? Бинго, блэт. Конечно же неисправный электровоз No5017. Помимо пневматической системы машинист задействовал и ручные тормоза. Но так как был ленивой задницей, использовал их лишь на 7 вагонах из 79. Также он неправильно произвёл пробу тормозов при оставлении поезда, а прибор контроля бдительности на локомотиве не был подключён к тормозной системе.

Осуществив все эти стандартные манипуляции, Хардинг доложил диспетчеру MMA по инструкции и договорился об инспекции неисправного двигателя утром, спокойно сел в такси и уехал из Нанта в гостиницу, расположенную в соседнем более крупном городке Лак-Мегантик. Поезд свыше 10 тысяч тонн с неисправным двигателем и при недостаточно стабильной тормозной системе так и остался стоять на главном пути. Казалось бы, что может произойти?

И цепочка тех самых обстоятельств, что должны были привести к трагедии сложилась как нельзя лучше. Вскоре после отъезда машиниста скопившееся в турбокомпрессоре масло всё-таки воспламенилось. В 22:45 очевидцы проезжавшие около тепловоза заметили сизые облака выхлопа с искрами. В 23:50 огонь заметили местные жители и сразу сообщили в 9-1-1. Пожарные, прибыв на место возгорания, первым делом по инструкции заглушили тепловоз. Хардинга решили не возвращать обратно к поезду, а выслали к локомотиву двух работников службы пути из Лак-Мегантик. Те в свою очередь не знали, что на этом поезде должны быть задействованы пневматические тормоза и доложили диспетчеру, что поезд безопасен. А тем временем давление в тормозной магистрали начало медленно, но верно падать.

Спустя час давление упало настолько, что пневмотормоза в сочетании с ручными уже были не в силах удержать состав. Плюс ко всему путь, где находился поезд, имел уклон 1,2 %. В 0:56 MMA 2 оставленный без присмотра начал самопроизвольное движение по направлению к расположенному в 11 километрах западнее Лак-Мегантику. Путь не был оборудован средствами СЦБ (сигнализации, централизации и блокировки), которые могли бы предупредить диспетчера об уходе неуправляемого поезда-беглеца.

Путь, который проделал состав из Нанта в Лак-Мегантик

MMA 2 преодолел этот путь за 18 минут, успев набрать скорость 105 км/ч, что втрое превышает разрешенную. В самом центре городка находится крутой вираж, который неуправляемый состав не смог преодолеть. В 1 час 14 минут 6 июля 2013 года рядом с железнодорожным переездом через главную улицу Лак-Мегантика 64 вагона из 79, включая 63 цистерны, сошли с рельсов. В процессе столкновения друг с другом и разрушения спустя пару минут вагоны начали взрываться.

В общей сложности взрывы и пожар разрушили больше 30 зданий в центре Лак-Мегантика, среди которых были Musi-Cafe, библиотека, банк и множество жилых домов. Впоследствии власти города снесли и 36 из 39 уцелевших в центре построек. Маленький провинциальный городишко на берегу озера стал напоминать зону боевых действий после трагедии.

Последствия катастрофы

Десятки и сотни людей потеряли свои жилища и источники к существованию. Тысячи были эвакуированы, ведь около миллиона литров нефти нанесли непоправимый вред природе, загрязнив всю округу. Лишь спустя год территорию удалось очистить и начать в разрушенном даунтауне новое строительство, пытаясь восстановить утраченное в катастрофе.

В ходе расследования, проведённого властями, было найдено 18 причин, которые в совокупности привели к трагедии. Среди них и остановка на главном пути, не оборудованном сбрасывателем, и некачественный ремонт двигателя локомотива, и сам пожар в нём, и недостаточное количество ручных тормозов, и многие другие. Как показало следствие, при таком уклоне пути Том Хардинг должен был задействовать 17-26 ручных тормозов, вместо этого он использовал лишь 7.

Козлом отпущения решили назначить машиниста Тома Хардинга, ставшего по версии следствия главным обвиняемым в катастрофе. Вместе с ним на скамье подсудимых оказался диспетчер Montreal, Maine and Atlantic Railway, разрешивший стоянку неисправного локомотива с работающим двигателем, а также менеджер компании, их непосредственный начальник. Сама железнодорожная компания, получив пару коллективных исков от пострадавших в аварии, решила на всякий случай объявить себя банкротом.

Виновники инцидента (первый — машинист Том Хардинг)

Надзорные органы, проведя анализ выводов технической комиссии, внесли изменения в практику частных железнодорожных компаний. В первую очередь изменилось отношение к надлежащей подготовке персонала, предотвращение несанкционированного движения составов и их работы в неисправном виде. Кроме того до конца 2016 года надлежало вывести из эксплуатации все устаревшие цистерны типа DOT-111A.

Конечно, наказанием и введением, а также дальнейшим исполнением новых норм и правил ТБ на железнодорожном транспорте не вернуть тех 47 жителей Лак-Мегантика. Но жизнь в городе продолжается. И символом этого обновления и силы духа горожан сумевших, пережить ужасную катастрофу и не пасть духом, стало новое здание на улице Фронтенак, где в декабре 2014-го, спустя полтора года после событий той ужасной ночи, вновь открылось Musi-Cafe.

Автор: Серега Кучма.

А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.

Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.

При переводе делайте пометку "С Пикабу от . ", чтобы мы понимали, на что перевод. Спасибо!

«Убийство в Восточном экспрессе»: тайны легендарного поезда

Молодой бельгиец по имени Жорж Нагельмакерс путешествует по Америке, пытаясь забыть кузину, которая так и не ответила взаимностью. Воспоминания о несчастной любви сменяет изумление от того, как приятно путешествовать на американских поездах — местный предприниматель Джордж Пульман сумел превратить неудобные лежанки в пятизвездочные отели, добавил в состав вагон-ресторан, а чтобы добраться до него, сделал между вагонами закрытые переходы.


Жорж загорается идеей сделать что-нибудь подобное в Старом Свете и по возвращении домой публикует проект разработки спальных вагонов для европейского рынка. Спустя семь лет целеустремленный Нагельмакерс основывает свою железнодорожную компанию. Спустя тринадцать, 4 октября 1883 года, запускает первый Восточный экспресс, чья комфортность ничем не уступает поездам Пульмана.

«Ярко-белые скатерти и салфетки, артистично и кокетливо сложенные официантами, сверкающие бокалы, красное вино цвета рубина, а белое — топаза, графины с кристально-чистой водой и серебристые капсулы бутылок с шампанским — все это слепит глаза публике как внутри вагона, так и снаружи», — иронично замечает журналист Генри Оппер де Бловиц, описывая вагон-ресторан «Восточного экспресса». Оказалось, что путешествие на поезде может быть не просто комфортным, а роскошным.


Поездка на экспрессе становится самым быстрым способом добраться из Парижа до Константинополя (сегодня — Стамбул). Но точно не самым дешевым — в пересчете на современные деньги билет стоил бы около 1750 евро.

Улика в подарок

В первые годы работы Восточного экспресса пассажирам рекомендовалось брать с собой оружие и спать одетыми — никто не мог гарантировать безопасность, когда речь идет об «экзотическом путешествии на Восток». Постепенно страх рассеялся, особенно с появлением более надежных металлических вагонов. Правда, металл мог защитить далеко не от всех неприятностей.


В 1929 году Восточный экспресс завалило снегом рядом с небольшой турецкой станцией на целых пять дней. Именно этот инцидент лег в основу детектива Агаты Кристи «Убийство в Восточном экспрессе», хотя писательница и переместила место действия в Югославию.

Впрочем, без загадочного убийства в истории поезда тоже не обошлось — спустя год после публикации книги в экспрессе ограбили и убили богатую румынку по имени Мария Фаркасану, директора бухарестской школы моды. Ее тело обнаружили на путях на территории Австрии. Все ее вещи нашлись, кроме дорогостоящей накидки из черно-бурой лисицы. Позднее детектив Карл Нивергельт совершенно случайно заметил такую же накидку на владелице местного пансиона Йоханне Вундерлих, оказалось, что это подарок от некоего венгерского студента. Студент по имени Карл Штрассер сознался в преступлении и провел остаток жизни в тюрьме.


Поезд-убийца

Жорж Нагельмакерс видел Восточный экспресс поездом единой Европы, делающим условными все границы. Но в реальности политика постоянно вмешивалась в маршрут экспресса, зачастую ставя под вопрос его существование.

В день, когда началась Первая Мировая война, Восточный экспресс практически перестал ходить, потому что ему пришлось бы курсировать между воюющими странами. Позднее Германия и ее союзники запустили собственный экспресс в Константинополь, не уступающий по роскоши поезду Нагельмакерса. После окончания войны немецкий экспресс отменили, оригинальный Восточный экспресс стал ходить только до Будапешта, а до Константинополя пустили новый поезд — Симплонский Восточный экспресс, причем в обход Германии.


Вторую Мировую войну поезд пережил с трудом: была разрушена вся инфраструктура, многие из знаменитых вагонов Нагельмакерса пропали. Последовавшая за ней «холодная война» сделала передвижение на Восточном экспрессе крайне тяжелым, если не бессмысленным — жители Восточного блока не могли свободно путешествовать, а жители Западной Европы постоянно сталкивались с жесткими проверками на восточных границах. В 1952 году при загадочных обстоятельствах из поезда выпал американский атташе, который вез с собой секретные документы о шпионской сети в Восточной Европе.

В 60-х поезд выглядел уже совсем не так роскошно, как еще тридцать лет назад — теперь он перевозил в основном мигрантов и хиппующую молодежь. Американский писатель Пол Теру, намекая на дискомфорт от поездки, остроумно подметил, что Восточный экспресс в итоге сам превратился в убийцу. В 1977 году легендарный поезд отправился в Стамбул последний раз.


Лавина на ветхом мосту

Экспресс, тем не менее, продолжал интересовать литературу и кинематограф. Символично, что и своему возрождению он обязан искусству. В 1974 вышла экранизация детектива Агаты Кристи, снятая Сидни Люметом, в ролях — одни из самых знаменитых актеров того времени: Альберт Финни, Лорен Бэккол, Ингрид Берман, Шон Коннери. Для съемок были использованы два оригинальных вагона Восточного экспресса, позже на аукционе их купил американский миллиардер Джеймс Шервуд. Он отреставрировал несколько десятков вагонов и запустил собственный Восточный экспресс.

К новой экранизации детектива, в которой тоже снялись большие звезды американского кино (Джонни Депп, Мишель Пфайффер, Джуди Денч, Пенелопа Крус), подошли с особенным размахом — для съемок построили две рабочих копии «Восточного экспресса». Сперва сделали вагоны и локомотив, которые смогли бы перемещаться, затем построили их снова, только так, чтобы удобно было снимать происходящее внутри. Помимо локомотива и тендера (вагона для хранения запасов еды и топлива), были воссозданы багажный салон, спальный вагон, вагон-ресторан, каждый из которых весит около 25 тонн.


Кроме этого съемочная группа построила копию стамбульского вокзала, огромную декорацию виадука и заснеженную гору. В экранизации Кеннета Брана Восточный экспресс не просто заваливает снегом, он едет по ветхому мосту во время схода лавины, что добавляет сюжету существенно больше драматизма.

Строить все декорации с нуля решили во многом из-за съемки на 65-мм пленку — она дает очень высокое разрешение, поэтому любая погрешность работы на натуре была бы заметна. Сегодня в кинематографе чаще всего снимают на цифру, а если и работают с пленкой, то используют 35-мм формат (в последние годы в Америке на 65-мм пленку сняты только «Дюнкерк» Кристофера Нолана и «Мастер» Пола Томаса Андерсона).

Несмотря на то, что история оригинального поезда закончилась много лет назад, новая экранизация «Убийства в Восточном экспрессе» напоминает, что состав Нагельмакерса не останавливается, он продолжает свое путешествие из Европы на Восток в нашей коллективной памяти — путешествие, полное роскоши, авантюр и детективных загадок.

Вторая мировая война и упадок

В послевоенное время подвижные составы находились в плачевном состоянии, восстановление было сложным: вагоны были сильно повреждены и разбросаны по всей Европе. Составы возобновили движение в 1950-м , но уже в качестве не люксовых, а стандартных поездов .

В 1970-х более привычным общественным транспортом стали самолеты. Поезда, включая «Восточный экспресс», уходили в небытие. Миру была интересна не роскошь и комфорт, а скорость передвижения. В мае 1977 г. последний поезд выехал по легендарному маршруту «Париж – Стамбул». Затем большинство вагонов отправились на свалки.

Роман Агаты Кристи

Королева детектива была активной путешественницей, и действие ее произведений происходит не только в Великобритании. Кристи даже совершила кругосветное путешествие совместно с мужем. Первая ее поездка на «Восточном экспрессе» состоялась в 1921-м и произвела на нее глубокое впечатление.

События ее романа «Убийство в «Восточном экспрессе» вдохновлены ее путешествием на поезде. По сюжету, состав застревает в снегах, и в одном из купе находят тело убитого пассажира. Расследовать дело берется Эркюль Пуаро, случайно оказавшийся в числе пассажиров.

В действительности в «Восточном экспрессе» никогда не происходили убийства. Агата Кристи создала красивую легенду, в которую многие поверили. Ее детектив послужил новому витку популярности поезда.

Читайте также: