Ведущее место в искусстве готики занимал

Обновлено: 08.07.2024

Готика пришла на смену романскому стилю. Готический стиль зародился в середине XII века на севере Франции, в XIII веке распространился на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании и Англии, а в конце XIV века пришел в Италию. Дольше всего - до XVI века – готика была характерна для искусства Восточной Европы. Термин « готический », прежде всего, соотносится с архитектурой; основной тип готического здания - собор. Типичные элементы – заостренная арка, воздушные контрфорсы, большая высота сооружения и украшения в виде виражей. Готика нашла свое отражение и в живописи.

Главные черты готики : серьезность, суровость, помпезность, величественность, одухотворенность.

Типичные персонажи и темы произведений : религиозные мотивы, Страшный суд, грехи, рыцари, грациозные дамы, государственные деятели на пороге принятия важных решений, изображенные в официальных строгих позах.

Цвета - барочные, с преобладанием благородных оттенков бордового, зеленого, золотого, густых и сочных тонов. Формы – заостренные и несколько угловатые.

Интернациональная готика («мягкий стиль», «придворная готика») – подвид классической готики, переходный период к Ренессансу; развивался в Бугундии, Богемии и Северной Италии в 1380—1430 г.г.

Картины в стиле придворной готики - нечто среднее между обычной картиной и средневековой иконой. Работы более яркие и менее тревожные, они уже могут просто украшать пространство. Наряды у персонажей пышные, как и интерьеры вокруг.

Произведения, созданные в готическом стиле позже XVI века, считаются неоготикой.

Витраж — важное направление готической живописи. Витражи украшали соборы и иногда – дворцы богатых людей, вытеснив на время фрески, которые опять вошли в моду в эпоху Ренессанса.

Готическое письмо — набор почерков эпохи средневековья. Буквы выписывались с особыми строгими завитками. Позже появились печатные готические шрифты. Ими набрана знаменитая Библия Гутенберга.

Знаковые картины в готическом стиле :
Мастер Теодорих. Живописное оформление капеллы Св. Креста в замке Карлштейн, возле Праги (примерно 1357 год)
Петрус Кристус. Портрет молодой дамы . Ок. 1450 г.
Портрет английского короля Эдуарда I Плантагенета (неизвестный автор, предположительно XIII век).

Витражи в стиле готика : витраж в соборе Шартра «Богоматерь с младенцем», витражи Реймского собора.

Готика в архитектуре : Кельнский собор, Дворец дожей в Венеции, собор Санта-Мария-дель-Мар в Барселоне, Латинский собор во Львове.


Готический стиль интересен прежде всего, своим долгим существованием, своим влиянием на современную культуру. В настоящее время возникает повышенный интерес к готической культуре: создаются сайты, издаются журналы, открываются магазины готической одежды, проводятся фестивали готического кино и музыки. Молодые архитекторы создают здания в готическом стиле. Появилась молодежная субкультура.

Готика [1] – художественный стиль средневекового искусства, характерный для Европы 12-16 веков.
Субкультура [2] - система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры.

Готика – период в развитии средневекового искусства, охватывающий почти все области материальной культуры и развивающийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Центром распространения готики считают средневековую Францию. Позднюю или северную готику отождествляют с периодом Реформации. Наиболее сильно готический стиль проявился в архитектуре, где визитной карточкой готики являются удлиненные пропорции и острые конические крыши, а также в живописи, в скульптуре, и декоративно-прикладном искусстве.

Слово происходит от итал. gotico – непривычный, варварский – (goten – варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджио Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от средневековья. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению[1]. Готика в своем развитии подразделяется на три периода:

Будучи выражением религиозного мышления, средневековая культура наиболее ярко себя представила в готическом стиле и, в частности, в его архитектурном проявлении.

В глазах средневекового, глубоко религиозного человека, вера в Бога (именно в готическом храме) затрагивала сокровенные интимные, сугубо индивидуальные переживания. Доверие к Богу в готическом храме принималось христианином не столько разумом, сколько сердцем. Этому способствовала художественная сила, красота и богатство пространственных форм и ритмов готической архитектуры. Когда верующий вступал в центральный неф и терялся среди огромной толпы молящихся, грандиозный взлет вверх могучих сводов захватывал его воображение, утверждал и поднимал его на высшую эмоциональную ступень доверия к Богу.


С архитектурными ритмами продумано связаны пропорции, позы, движения статуй. Одновременно со скульптурами, статуями, рельефами, оконными витражами церковные служители, создавали во время богослужения психологически безопасное окружение, определенную ауру доверия, пространство, в котором каждый прихожанин эмоционально сопереживал со Всевышним и с окружающими доверительные отношения. Рождению такого чувства способствовали незримое чудо человеческой солидарности, невидимый инстинкт всеобщей взаимосвязи, побуждающие человека некоторые минуты возвышаться над обыденностью и полностью довериться чему-то неземному, потустороннему. Готический храм, синтезируя в единое целое музыку, живопись, скульптуру, литургию[2], архитектуру, проявлял тот художественный стиль, в котором вскрывается бессознательная склонность человеческой души к установлению доверительности с микро- и макрокосмосом, с окружающей реальностью и с главным, Священным, таинственным и неведомым.



[1]Мировоззрение - система взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.
[2] Литургия - (греч. "общественная служба"), главнейшее из христианских богослужений, существующего, хотя и не в одинаковом виде и значении, у всех христианских вероисповеданий и выражающего главные идеи христианского миросозерцания.


Copyright MyCorp © 2016

Ведущее место в искусстве готики занимал собор, вокруг которого сосредотачивалась жизнь горожан. Собор был чем-то большим, чем место церковной службы. Конструктивной основой собора служил каркас из столбов и опирающихся на них стрельчатых арок. Вынесение наружу конструктивных элементов, поддерживающих крестовый свод, позволило создать огромное, несоизмеримое с человеком, пространство интерьера. Стены собора были прорезаны огромные окна с многоцветными витражами, которые в таинственном полумраке интерьера светились яркими красными, синими, желтыми красками, создавая особую духовную атмосферу. Устремленность собора ввысь подчеркнута гигантскими ажурными башнями, высокими стрельчатыми арками, порталами и окнами, многочисленными удлиненными статуями, богатыми декоративными деталями. Все это оказывало сильнейшее эмоциональное воздействие на верующих.

Церковь монастыря Сен-Дени, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением.



Церковь монастыря Сен-Дени Собор Парижской Богоматери

При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями бога», она была вся залита светом. Этот приём стал использоваться и усовершенствоваться в дальнейшем, и в период Поздней готики соборы стали проектироваться как «симфонии света». Из Иль-де-Франс (Франция) готический архитектурный стиль распространился в Западную, Среднюю и Южную Европу – в Германию, Англию и т. д. В Италии он господствовал недолго и, как «варварский стиль», уступил место Ренессансу.


Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Десятки тысяч скульптур, от цоколя до пинаклей[(франц. pinacle) декоративные башенки на архитектурных частях готических церквей], населяют собор зрелой готики. В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Но при этом готическая скульптура — неотъемлемая часть ансамбля собора, она — часть архитектурной формы, поскольку вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь, она в свою очередь оживляет, одухотворяет архитектуру собора.




Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись. Техника витража осталась такой же, как и в предыдущую эпоху, но цветовая палитра стала гораздо богаче и красочней, а сюжеты сложнее — наряду с изображениями религиозных сюжетов появились витражи на бытовые темы. Кроме того в витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло.


Братья Лимбурги. Апрель. Миниатюра Великолепного часослова герцога Беррийского. Ок. 1409—1416. Шантийи, Музей Конде

На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр.) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры.

Развивается жанр портрета — вместо условно-отвлечённого изображения модели художник создаёт образ, наделённый индивидуальными, присущими конкретному человеку чертами. Джотто в цикле фресок Капеллы Скровеньи изображает людей в профиль, помещает на первом плане фигуры спиной к зрителю, нарушая табу византийской живописи на любой ракурс кроме фронтального.





Мебель эпохи готики простая и тяжеловесная в прямом смысле этого слова. К примеру, одежду и предметы быта впервые начинают хранить в шкафах Дрессуар — посудный шкаф, изделие мебели поздней готики. Нередко покрывался росписью. К концу эпохи Средневековья появляются прототипы основных современных предметов мебели: шкафа, кровати, кресла.





Подобно архитектуре того периода готическая одежда получила вертикальную направленность: отвесные концы верхних рукавов, острые манжеты, пахи, сложные каркасные головные уборы, вытянутые кверху (атуры) и остроносые ботинки эту тенденцию подчёркивали.

Неоготика[1] (англ. Gothic Revival — «возрождение готики») — художественный стиль XVIII и XIX вв., заимствующий формы и традиции готики. Неоготика зародилась в Великобритании, но получила распространение также и в континентальной Европе, и даже в Америке. Иногда элементы неоготики самым причудливым образом переплетались с новейшими для того времени технологиями, например устои Бруклинского моста в Нью-Йорке имели арки в форме готических окон. Самый выдающийся образец неоготики — здание Британского парламента в Лондоне.


Уникальный пример готических построек на территории Руси - Грановитая палата 1433 года.




В Средние века в России, находившейся в сфере влияния византийской цивилизации, готика практически была неизвестна. Определённое сходство с европейской готикой можно заметить в архитектуре стен и башен Московского кремля. Готическая архитектура проникла в Россию только в эпоху неоготики, то есть в конце XVIII века. Появление неоготики в России связано с именем архитектора Юрия Матвеевича Фельтена. Неподалёку от Санкт-Петербурга по его проекту были выстроены неоготические Чесменский дворец (1774—1777) и Чесменская церковь (1777—1780)


Неоготический стиль ярко проявился в императорской резиденции в Царицыне (1776—1796) в Москве — наиболее выдающемся памятнике «русской готики» и самом крупном псевдоготическом комплексе в Европе.


Copyright MyCorp © 2016

Духовное движение готического стиля в конце прошлого и начале текущего столетия приобрело другую форму. Дух готики совершил свой переход от основного принципа «доверия» к принципу «недоверия» и оппозиционности к социуму. Переизбыток выразительности доверительных чувств человека к богу за многие века значительно утратил свою остроту и «готический стиль» в новых, современных условиях трансформировался в новое «символически-массовое искусство».

Переоценка всех ценностей - таков внутренний характер всякой цивилизации. Она начинается с того, что переделывает все формы предшествующей культуры, иначе понимает их, иначе использует. Для большинства молодых людей уже четверть века слово «готика» приобрело неожиданный смысл своеобразной молодежной субкультуры, так называемых «готов».




Субкультурой готов называют «различные формы духовного и социального творчества, выступающие как оппозиция и альтернатива по отношению к доминирующей в обществе культуре». Иными словами, в ее основе лежит протест и недоверие социальным, идеологическим принципам господствующей культуры. Массивность, мрачность внешней атрибутики готических храмов проявляется у современных готов в одежде – тотально черного цвета, в «готических ирокезах» насыщенного черного цвета.


Готами используется множество религиозных символов. Например - распятия, кельтские кресты.

Купание в рагу из мяса кобылы. Готическая миниатюра: Англия. Геральд Камбрийский. MS Laud Misc. 720, ff. 134-244. Топография Ирландии. 1260. 202 х 128 мм. Бодлеянская. библиотека. Оксфорд

В кратком предисловии мы не коснулись многого – следовало бы сказать о периодах в развитии готики, о своеобразии национальных школ, о новом отношении к мастеру, светских школах миниатюристов, о придворных мастерах, наконец, о спорах среди исследователей по поводу Поздней готики – периода, завершающего Средневековье или же, по другим мнениям, начинающего новую эпоху в культуре Европы. Мы отсылаем читателя к фактическим сведениям, изложенным в энциклопедической статье о готике. Нам же хотелось дать понять и почувствовать полноту и значительность перемен, происшедших в мировоззрении человека XII века – новый, исполненный единства и глубокого оптимизма образ вселенной и его отражение в новом большом европейском стиле.

Зарождение готики

Готика в живописи. Мастер Оноре. «Помазание Давида» и «Давид и Голиаф» из «Бревиария Филиппа Красивого», ок. 1290 г.

Распространение готического архитектурного стиля с его ажурными орнаментами и большими окнами повлекло изменения в отделке церквей. Характерные для романики фрески стали вытесняться витражами и мозаикой, а живопись в храме — играть подчиненную роль. Новые требования к росписи стен привели к тому, что художники заимствовали мотивы из архитектурных элементов и дополняли картины орнаментами, которые служили продолжением нервюрных сводов.

Готика в живописи. Джотто. «Натюрморт», фреска в капелле Скровиньи, 1305 г.

В сюжетах готики господствовала религиозная тематика, но напряженность в отношениях церкви и общества привела к тому, что в живопись начинают проникать новые мотивы. Художники все больше уделяют внимание элементам, которые ранее изображались лишь символически. В сценках появляются детальные изображения цветов и предметов культа. Джотто (Giotto) украсил нишу церкви в Падуе детально прорисованными подсвечниками, а его ученик Таддео Гадди (Taddeo Gaddi) сделал центром композиции набор для богослужения из чаши для святых даров и бутылок. Фрески итальянских мастеров можно считать первыми натюрмортами в европейском искусстве.

Готика в живописи. Таддео Гадди. «Ниша с дарохранительницей, дискосом и бутылками», 1337-1338 гг., фреска, Флоренция, Санта-Кроче

Развитие готики в изобразительном искусстве

На развитие средневековой живописи в немалой степени повлияли философские взгляды Фомы Аквинского. В своих трактатах теолог призывал творцов отойти от символизма и высказал мысль о том, что произведение искусства должно отображать материальный мир.

Призыв к реалистичности нашел отражение в церковной живописи — композиция не изменилась, но персонажи на картинах приобрели индивидуальность. Лица стали узнаваемыми, жесты естественными, а пейзажи из фона постепенно превратились в эстетический объект, затрагивающий чувства зрителя. В замкнутых помещениях, где разворачивается действие, появились окна, в которых просматриваются детально прописанные виды окрестностей.

Готика в живописи. Роберт Кампен. «Мадонна с младенцем перед каминным щитком», ок. 1425 г.

Эмоциональную окраску приобрели герои христианских сюжетов. Богоматерь с младенцем стали изображать в центре обыденной сцены в окружении предметов быта, животных и растений, что давало зрителю возможность установить личный контакт с картиной. Внешность Мадонны также претерпела изменения — в ней угадываются черты реальных женщин, живших в ту эпоху.

Возросла роль архитектуры — здания и интерьеры выступают полноправными участниками действия. Изменения восприятия мира художниками нашли отражение в работах фламандского мастера Яна ван Эйка (Jan van Eyck). В сцене «Благовещения» на одной из створок Гентского алтаря ангел и Дева Мария изображены в комнате, где детали интерьера прописаны настолько подробно и объемно, что кажутся настоящими.

Готика в живописи. Ян ван Эйк. «Благовещение», ок. 1435 г., холст, масло

Особенности готического стиля живописи

Среди характерных черт готической живописи выделяются:

  • глубокая религиозность сюжетов;
  • передача реального мира через метафоры;
  • линейное построение композиции;
  • яркие и сочные цвета;
  • обилие действий на одном полотне.

В период зарождения стиля в творениях живописцев не было единства сюжета — персонажи взаимодействуют между собой скорее декоративно, чем естественно. Орнамент лишь подчеркивал разделение композиции на отдельные сюжеты, что делало картины схожими с повествованием — художник побуждал зрителя рассматривать элементы последовательно, один за другим.

Фламандские мастера достигли невероятных высот в создании масштабных картин, объединяющих разрозненные сценки. Художники разворачивали действие на фоне замка, двора или природы, разделяя сюжеты элементами пейзажа или архитектуры. Благодаря этому картина воспринимается как единое целое. Такая форма получила название «непрерывное повествование». Один из самых известных примеров — произведение Ханса Мёмлинга (Hans Memling) «Семь радостей Богоматери», написанное в 1480 году для собора в Брюгге.

Готика в живописи. Ханс Мёмлинг «Семь радостей Богоматери», 1480 г, дерево, масло

На завершающем этапе развития стиля появилась так называемая интернациональная готика. Направление было характерно для придворной живописи первой половиной XV века, где главенствуют светские мотивы с высокой детализацией убранства и одежды. Появляются первые портреты, наделенные индивидуальностью, которая затем нашла яркое отражение в творчестве мастеров эпохи Ренессанса.

Готика в живописи. Пизанелло. «Портрет Джиневры д’Эсте», 1435-1440 гг.

На аукционе Very Important Lot на продажу выставлены антикварные произведения, копии картин признанных мастеров и творчество художников современности.

Готика в интерьере (от итальянского gotico — «варварский») — это величественный и торжественный стиль дизайна помещений эпохи Позднего Средневековья. Кроме того, термин «готика» широко используется для обозначения характерного периода развития во многих других сферах искусства: архитектуре, скульптуре, живописи и фресковой росписи. В начале XIX века готический стиль появился и в литературе, а в конце ХХ века в западном обществе получила широкое распространение специфически-мрачная готическая субкультура.

Готика. Интерьер в готическом стиле, гостиная с тремя окнами и люстрой на цепи

Готика относится к группе традиционных направлений дизайна, которые в наши дни редко используются в интерьере жилых помещений. Зато она по праву считается основным стилем оформления внутреннего убранства старинных средневековых храмов, дворцов знати и городских общественных зданий.

Готика. Интерьер в готическом стиле, спальня с массивной деревянной кроватью

Что такое готика?

Готический стиль пришёл на смену романскому. Возникнув около 1140-х во Франции, к 1180-м он проникает в Англию, к 1230-м – в Священную Римскую Империю, включавшую в себя территории нынешних Германии, Австрии, Венгрии, Чехии, Северной Италии), во второй половине 13 в. – в Италию, далее распространяется по всей территории католической Европы. Элементы готической конструкции приносятся с 3 и 4 Крестовыми походами на Ближний Восток, в государства крестоносцев на Родосе, Кипре и в Сирии (первая половина 13 в.). Уже с середины 13 в. готика проникает в Нидерланды и Восточную Европу.

Архитектура

Архитектура готики определяет основные черты этого стиля. Главный вид готической постройки – городской собор, принадлежащий к типу сводчатой базилики. Отдельные элементы готической постройки были заимствованы из предшествующей архитектуры романского стиля: тип плана (3–5-нефная базилика с трансептом и деамбулаторием с венцом капелл) – из паломнических церквей, нервюрный свод из Нормандии и Северной Италии, форма стрельчатой арки – из Бургундии, тип западного фасада с двумя башнями и тремя порталами – из Нормандии. Однако эти признаки были объединены в принципиально новую систему в архитектуре центральной Франции (область Иль-де-Франс) в середине 12 в. Фундаментом этой системы и важнейшим стилеобразующим фактором готики стала готическая каркасная конструкция, которая сменила собой господствовавший ранее монолито-оболочный тип конструкции.

Центром города в готическую эпоху становится городская площадь с доминирующим над ней собором или замком (преимущественно в Италии или Восточной Европе), окруженная 2–3 этажными домами, соединенными галереями.

В соборе в Бове (1227–1284) последняя достигла 48 м, однако своды обрушились через 12 лет после постройки.

Следующий период – лучистой готики (1230–1350), открывает реформа зрелой готики – появление так называемого светового, т.е. застеклённого трифория, сливающегося с зоной окон в работах мастерских Пьера де Монтрей (перестроенный неф ц. Сен-Дени 1230–40-е) и Жака де Шеля (трансепты ц. Нотр-Дам в Париже, 1245–1250). Наивысшее достижение этого периода – двухъярусная капелла Сент-Шапель (1241–1248) в Париже – домовая ц. Людовика Святого, второй ярус которой целиком состоит из окон, разделенных только тонкими пучками колонн.

Для зрелой (вторая половина 13 – 14 в.) немецкой готики характерно цитирование французских образцов (собор в Страсбурге (1250–1275), собор в Кёльне (1248–1332, достраивался до 19 в., хор и трансепт собора св. Вита в Праге, 1344–1420), а также формирование национального типа невысокого здания храма с одной башней на фасаде (соборы во Фрайбурге, Ульме, Майсене). Для поздней готики (15–16 вв.) характерно сохранение зального пространства и превращение сводов в декоративные панно (ц. Св. Анны в Аннаберг-Буххольце, 1499–1525). В этот период готические постройки возникают по всей территории Священной Римской Империи – в Австрии (готические части собора св. Стефана в Вене, 1304–1454) и Швейцарии (собор в Берне, 1421–1588), а также в Нидерландах – соборы в Антверпене (1521–1530) и Мехелене (1452–1578), богато декорированные гражданские постройки (суконные ряды в Ипре, 1200–1304, в Брюгге, 1248–1482; ратуши в Брюсселе, 1401–1455, Лёвене, 1448–1459, Ауденарде, 1526–1537).

В Италии воспринимаются главным образом лишь отдельные черты готики: окно-роза, стрельчатое окно, нервюрный свод и др., однако не складывается единой готической системы конструкции и декорации, как во Франции. Готика в Италии сосуществует с Проторенессансом – антикизирующей стилистической тенденцией, предвосхищающей черты Возрождения. Готические постройки возводятся с 13 в.: ц. новых монашеских орденов францисканского (ц. Сан-Франческо в Ассизи, 1228–1253, Санта-Кроче во Флоренции, 1294–1295) и доминиканского (Санта-Мария-Новелла во Флоренции, начата в 1246), соборы в Сиене, 1284–1296, Орвьето 1285–1290). Для них характерно отсутствие вертикализма, деление плоскости фасада на ряд правильных геометрических фигур. Собор в Милане, полностью спланированный как готический, строился преимущественно иностранными мастерами (1364 – 19 в.). Отдельные готические элементы используются во дворцах городского самоуправления (Палаццо Веккьо во Флоренции, Палаццо Пубблико в Сиене, Палаццо Дожей в Венеции и др.).

Архитектура ранней готики в Испании и Португалии находится под сильным влиянием зрелой готики Франции (соборы в Бургосе, 1221–1260, Леоне, начат в 1255, Толедо начат в 1223, реконструкция ц. Сантьяго-де-Компостела, ок. 1170). Специфика Испании – в сохранении упрощенного романского плана здания и мавританских влияний в декоре: узорчатой кладки, подковообразных арок, перекрытий в форме звезды, которые просуществовали до 16 в. в т.н. стиле мудехар. Интерьер базилики разделялся надвое заалтарным образом (ретабло) со скульптурой и живописью. Лишь к 15 в. складываются собственно национальные стили мануэлино и исабелино.

Монументальная скульптура

Монументальная скульптура – основной вид изобразительного искусства в эпоху готики, ее связь с архитектурой – основа синтеза искусств в готическом соборе. По сравнению с романским стилем скульптура приобретает все большую свободу и самостоятельность.

В скульптуре Италии 13–14 вв. влияние готики стало одной из составляющих Проторенессанса, что проявилось в проповеднических кафедрах Н. и Дж. Пизано, скульптуре фасадов (Дж. Пизано, Сиенский собор), в скульптуре Арнольфо ди Камбио. Более активные влияния готической экспрессии характерны для рельефов Л. Маитани (фасад собора в Орвьето, 1310–1330).

Книжная миниатюра

Живопись

Готическая живопись 14 в. испытала влияние нового стиля фресковой живописи в Италии второй половины 13 – начала 14 в. (Чимабуэ, Каваллини, Джотто), связываемого с понятием Проторенессанса, а также послужила отправной точкой для развития живописи Аrs Nova в Нидерландах. В Италии с 13 в. (Джунта Пизано, Берлингьери), а с 14–15 вв. и в Заальпийской Европе широко распространяется тип алтарного образа (retable), сочетающего живопись с резным готическим декором (Лоренцо Монако и Стефано да Верона в Северной Италии, мастер Флеммаля, мастер из Мулена, Ян Ван Эйк и др. в Нидерландах).

Декоративно-прикладное искусство

Готика (gotico) в живописи пришла на смену романскому стилю. Термин «готика» ввел в употребление итальянский художник и искусствовед Джорджо Вазари при определении периода между Средневековьем и эпохой Возрождения. Движущей силой творчества архитекторов и живописцев периода готики выступало христианское мировоззрение, пронизывающее все сферы жизни людей той эпохи. Готический стиль развивался во всех видах искусства под сильным влиянием церкви.

Готика в живописи. Братья Лимбург. «Роскошный часослов», ок. 1415

Готика появилась во Франции, а датой рождения готического стиля принято считать 14 июля 1140 года. Именно тогда началось обновление церкви в бенедиктинском аббатстве Сен-Дени, служившем усыпальницей королей в эпоху Меровингов. В ходе реконструкции монастыря впервые были реализованы характерные элементы готической архитектуры — нервюрные своды, которые затем стали отличительной чертой всех зданий, построенных в этом стиле.

Готика. Аббатство Сен-Дени

Готика в живописи появилась на несколько десятилетий позднее, чем в архитектуре. Направление развивалось на фоне политической нестабильности, которая была характерна для Европы периода раннего Средневековья. Изменения происходили и в католической церкви — большая часть еретических сект была уничтожена, одновременно возросло влияние нищенствующих монашеских орденов, призывающих прихожан к братской любви и аскетизму.

Готика в живописи. «Колесо десяти возрастов человека», миниатюра из «Псалтыри Робера де Лилля», до 1339 г.

Под влиянием исторических перемен трансформировались представления о живописи, появились новые приемы и сюжеты. Ранний готический период ознаменовался зарождением принципиально иного подхода к изображению казни Христа. Картины передавали боль Спасителя, скорбь Богоматери, отношение к происходящему свидетелей распятия. Живописные сцены отличал натурализм, который ранее был нехарактерен для творчества художников.

Готика в живописи. Джотто. «Святой Франциск за беседой с распятием», ок. 1295 г., фреска в церкви Сан-Франческо

История готического стиля

История готического стиля берет свое начало во Франции в начале XII века, когда католическая церковь находилась на пике могущества. В большинстве стран Западной Европы тогда началось масштабное строительство огромных величественных соборов и церквей. Своеобразная вытянутая вверх архитектура должна была подчеркнуть стремление человека к Богу и вызывать духовный трепет у прихожан.

Готика. Интерьер в готическом стиле, комната с креслом и шкафом

Одновременно готический стиль начал формироваться и в дизайне интерьера. Пышное внутреннее убранство храмов вызывало чувство неподдельного восхищения у местной знати, поэтому вскоре готика стала популярной и при обустройстве дворцов вельмож.

Готика. Интерьер в готическом стиле, номер элитной гостиницы

Готика в Средние века не была широко распространенным стилем интерьера, напротив, она всегда оставалась элитным направлением дизайна. Готические мотивы преобладали во многих сферах искусства, включая живопись, вплоть до середины XV века, а затем уступили место прогрессивным идеям эпохи Возрождения.

Готика. Интерьер в готическом стиле, мягкий уголок и витражные окна

Последующие четыре столетия готический стиль находился в упадке, но внезапно ситуация изменилась кардинальным образом. В середине XIX века на фоне растущего интереса к истории возникла неоготика.

Готика. Интерьер в готическом стиле, центральный алтарь и неф готического собора

В это время во многих странах Европы начались активные работы по восстановлению старинных готических памятников архитектуры. Параллельно строились новые здания в давно забытом средневековом стиле. Наибольшую популярность неоготика приобрела в Англии и Германии, где до конца столетия было возведено множество великолепных соборов. А в США примерно в то же время даже сформировался новый подстиль архитектуры — коллегиальная неоготика, который широко использовался при строительстве студенческих городков престижных университетов.

Готика. Интерьер в готическом стиле, зал собора с винтовой лестницей

Европейская знать во второй половине XIX века также приобщилась к модному увлечению готикой. Вплоть до начала ХХ столетия во многих странах продолжалось строительство пышных загородных замков с роскошными интерьерами в стиле средневековых дворцов.

Готика. Интерьер в готическом стиле в дорогом европейском кафе

В наши дни готический стиль интерьера сохранился не только в старинных особняках и храмах. Он по-прежнему востребован среди состоятельных людей, желающих обустроить свое жилье с величием и размахом средневековых властителей.

Готика. Интерьер в готическом стиле в зале ресторана

На портале Very Important Lot каждый посетитель имеет возможность принять участие в арт-аукционах, чтобы приобрести в режиме онлайн предметы антиквариата периода и в стиле готики. Здесь же можно купить картины, мебель и предметы декора для оформления готического интерьера напрямую у талантливых современных художников.

Особенности готического стиля

Готика в интерьере имеет не только древние исторические корни, но и характерные узнаваемые особенности. От других стилей ее можно легко отличить по следующим признакам:

  • высоким потолкам и вытянутым заостренным окнам;
  • ребристым сводам и преобладанию темных цветов;
  • массивной деревянной мебели и ярким витражам;
  • стрельчатым аркам и особой мистической атмосфере;
  • винтовым лестницам и стройным колоннам;
  • выразительности декора и ярко выраженной вертикальной направленности внутреннего пространства помещения.

Готика. Интерьер в готическом стиле, зал с диваном и роялем

Полы в готическом стиле чаще всего делают из натурального камня или паркета. Стены принято украшать старинными гобеленами со средневековыми сюжетами, а окна драпируют тяжелыми шторами из дорогих однотонных тканей.

Готика. Интерьер в готическом стиле, гостиная в серо-розовых тонах

Особое место в готическом интерьере занимает освещение. В дневную пору благодаря габаритным окнам в помещение беспрепятственно проникают солнечные лучи, а в темное время суток источниками света служат массивные кованые люстры и напольные светильники.

Готика. Интерьер в готическом стиле, гостиная с картиной и люстрой

В качестве декора гармонично смотрятся всевозможные старинные предметы антиквариата:

  • скульптурные композиции; ; , бронзы или стекла;
  • зеркала в резных позолоченных рамах;
  • каминные решетки и вазы удлиненной формы;
  • литые подсвечники и резные деревянные кресты.

Готика. Интерьер в готическом стиле, внутреннее убранство католического храма

Мебель подбирают из числа дорогих антикварных предметов, изготовленных из дуба или других твердых пород древесины. В готическом стиле эффектно смотрятся массивные кровати, столы и стулья с высокими спинками, комоды и шкафы.

Готика. Интерьер в готическом стиле, зал с книжным шкафом и рабочим столом

Читайте также: