Линия маннергейма координаты дотов

Обновлено: 04.07.2024

Руины форта линии Маннергейма "Нойсниеми" («Вяйнямёйнен»), построенного в 1920-е годы. ДОТ-миллионник, постройка такого обходилась в миллион финских марок.

Имел 4 уровня. Нижние, подземные - жизнеобеспечение, включая питьевой родник, верхние, надземные - пулемётные и артиллерийские расчёты. Форт капонирного типа, по два пушечных или пулеметных каземата на фланг. Около форта имелось два пулемётных ДОТ фронтального огня (один севернее форта, другой западнее).

Сохранилась узкоколейная железная дорога, входящая с тыла внутрь сооружения, но рельсы и шпалы - демонтированы.

Для взятия такого ДОТ-а приходилось действовать минёрам, подползая и обкладывая взрывчаткой и, отползая, взрывать. И в уже образовавшиеся трещины, снова и снова закладывать разрушающий заряд, пока не образовывались достаточно большие разломы для свободного гранатометания внутрь сооружения.

Линия Маннергейма. Укрепрайон Суммаярви. ДОТ Миллионник

​Трек маршрута по укрепрайону Суммаярви (Sj) линии Маннергейма

жд/ст Лейпясуо - плотина затопления «ИГЛА» на реке Перовка - братское захоронение №70 - Болото Кущевское (Munasuo) - ДОТ Sj3 - Роща Молоток - ДОТ Sj10 - ДОТ Sj11 - ДОТ Sj9 - ДОТ Sj4 - ДОТ Sj8 - ДОТ Sj2 -ДОТ Sj-6 - озеро Желанное (Summajarvi) - ДОТ миллионник Sj-5 - Болото Кущевское (Munasuo) - жд/ст Лейпясуо

Протяженность маршрута (в одну сторону) - 18,6 км.

GPS - трек маршрута по Линии Маннергейма можно скачать здесь.

ДОТы линии Маннергейма

GPS координаты ДОТов Линии Маннергейма укрепрайона Суммаярви:

Sj-2 N60 30.637 E29 05.129

Sj-3 N60 30.788 E29 05.869

Sj-4 N60 30.456 E29 05.216

Sj-5 N60 30.328 E29 04.257

Sj-6 N60 30.752 E29 05.016

Sj-7 N60 30.614 E29 05.201

Sj-9 N60 30.635 E29 05.516

Sj-10 N60 30.649 E29 06.326

Sj-11 N60 30.612 E29 06.384

По окончанию отпуска было решено завершить этот летний сезон походом на линию Маннергейма в укрепрайон Суммаярви (Sj). Если Вы помните, частично мы уже обследовали линию Маннергейма в районе укрепрайона Тайпале (Sa Ke Tai) в одном из прошлых выходов.

Как добраться до линии Маннергейма самостоятельно?

Итак! Рано утром 3 октября 2015 года в субботу мы отправились на первой электричке (06:55) «Санкт-Петербург-Выборг» с Финляндского вокзала до станции Лейпясуо. Наш выход совпал с сезоном грибов – так что электричка была переполнена пассажирами с корзинами и ведрами. Радовало одно: ехать нам всего лишь 1 час 40 минут.

По прибытию на станцию Лейпясуо мы засекли время, сверились с картой, включили навигатор и отправились в путь. Как правило, в подобных выходах мы делаем небольшой привал недалеко от места старта для того, чтобы проверить экипировку, разложить вещи на длительный переход и заодно позавтракать. Так и сейчас: нашли нужную нам дорогу, зашли в лес и остановились на привал.

С погодой нам в этот день очень повезло: небо ясное, солнце щедрое, воздух бодрящий. Идти в такую погоду по осеннему лесу было одно удовольствие! Примерно через 3,5 км мы подошли к дамбе "ИГЛА" на реке Перовка. Сегодня это полуразрушенное сооружение, которое можно использовать в качестве перехода через реку. Согласно комментариям историков эта дамба была построена финнами в целях искусственного подтопления территории укрепрайона Le (окрестности железнодорожного моста через Перовку) в случае угрозы советского наступления.

Плотина затопления "ИГЛА"

Плотина затопления "ИГЛА"

Переправившись через речку, мы снова вышли на ту же дорогу. Как я уже упоминал, поход совпал с сезоном грибов, поэтому, даже не углубляясь в лес, мы набрали достаточно много белых грибов и подосиновиков для грибовницы на ужин. А еще лес был богат крупной, спелой, сладкой брусникой, из которой получился замечательный морс.

Река Перровка

Дорога к озеру Желанное

Вторым пунктом нашего маршрута было братское воинское захоронение №70, расположенное на обочине дороги, у восточного края болота Кущевское (Munasuo). Под простыми и скромными табличками покоятся сотни погибших красноармейцев, штурмовавших финские позиции. Самое малое, что мы могли сделать – почтить их память, возложив цветы.

Братское воинское захоронение №70

Братское воинское захоронение №70

Воинское захоронение находится на восточном фланге укрепленного района Суммаярви, входящего в линию Маннергейма. Позиции этого укрепрайона располагались между озером Суммаярви (Summajarvi), ныне Желанное, и болотом Munasuo, ныне Кущевское. Основные узлы этого участка обороны:

- ДОТ-"миллионник" (Sj-5), расположенный на высоте "Язык" (Сорми, Sormi) или, как ее прозвали бойцы Красной армии, высоте "Палец";

- ДОТ (Sj-4) "Поппиус", расположенный на высоте 65,5 м;

- ДОТы Sj-9, Sj-10, Sj-11, расположенные в роще "Молоток" на Кущевском болоте.

Пройдя по дороге от воинского захоронения около 500 м, мы свернули на противотанковый ров, и по нему продолжили свой маршрут в направлении ДОТов Sj-9, Sj-10, Sj-11. К сожалению, от этих ДОТов мало что осталось: воронки и куски бетона с торчащими прутьями арматуры. Эти ДОТы относились к периоду первой постройки линии Маннергейма: они состояли из одного каземата для ведения пулеметного огня, не были насыщены арматурой и не были такими крепкими, как остальные. ДОТЫ были разрушены в годы войны прямыми попаданиями артиллерийских снарядов.

Противотанковый ров

Дорога к роще Молоток

Роща "Молоток"

ДОТ Sj-10

ДОТ Sj-10

ДОТ Sj-10

Далее, пройдя вдоль надолбов ("зубы дракона"), мы вышли к ДОТу Sj-4 со стороны наступления советской армии. Этот ДОТ, который был назван финнами в честь первого командира - лейтенанта Поппиуса, располагается на высоте 65,5 м. ДОТ представлял собой укрепление, состоящее из двух казематов на два станковых пулеметов каждый. Казематы соединялись между собой ходом. Там же располагались помещения для отдыха личного состава. Задача ДОТа - прикрытие южного направления дороги и фланговый огонь в сторону озера Желанное (ДОТа Sj-5). Построен в 1937 году, насыщен арматурой. Толщина железобетонных стен достигала 1,5 м. Как известно из истории, взятие этого ДОТа оказалось ключом ко всей линии Маннергейма, которая была прорвана 10 февраля 1940 года. Тем, кто интересуется этим этапом нашей истории, рекомендуем посетить частный военный музей Карельского перешейка в Выборге (г. Выборг ул. Прогонная, д. 7Б).

Указатели у ДОТа Поппиус

Указатели у ДОТа Поппиус

ДОТ Sj-4 Поппиус. Финская хроника

ДОТ Sj-4 "Поппиус". Финская хроника

Вид с ДОТа Sj-4 "Поппиус". Финская хроника

ДОТ Sj-4 "Поппиус" современный вид

ДОТ Sj-4 "Поппиус" современный вид

Далее мы направились по дороге на север и осмотрели бетонную траншею Sj-8, расположенную справа от дороги. Укрепление не было взорвано после войны, и поэтому сохранилось до нашего времени в удовлетворительном состоянии. Предназначалось оно для укрытия пехоты.

ДОТ Sj-8

Интересную конструкцию представляет собой ДОТ Sj-2, который изначально предназначался для ведения флангового пулеметного огня, но в 1939 году был перестроен для проведения испытаний качества бетона различных марок. В бетонных секциях с различным плетением арматуры остались видны отверстия от снарядов.

ДОТ Sj-2. Финская хроника

ДОТ Sj-2. Финская хроника

ДОТ Sj-2. Финская хроника

ДОТ Sj-2. Современный вид

ДОТ Sj-2. Современный вид

ДОТ Sj-2. Современный вид

ДОТ Sj-2. Отверстие от снаряда

Недалеко от Sj-2 располагается ДОТ Sj-6, в котором был размещен командный пункт батальона, оборонявшего этот участок. ДОТ относится к постройке 1939 года, имеет один каземат на один станковый пулемет. ДОТ был поврежден во время войны и окончательно подорван уже в послевоенное время. Все, что от него осталось, можно посмотреть на фотографии.

ДОТ Sj-6. Командный пункт батальона. Финская хроника

ДОТ Sj-6. Командный пункт батальона. Современный вид

План первого дня выполнен, можно подумать и о ночлеге. Мы знали, что на берегу озера Желанное есть отличная стоянка с навесом от дождя, поэтому двинулись туда. К сожалению стоянка была занята, и мы разместились чуть южнее, на уютной поляне с выходом к воде. Разбили лагерь, приготовили вкусный грибной ужин, сварили морс. После трапезы долго любовались красивым осенним закатом над озером.

Озеро Желанное (Суммаярви, Summajarvi). Финская хроника

Озеро Желанное (Суммаярви). Наши дни

Озеро Желанное (Суммаярви). Наши дни

После продолжительного дня легли рано, соответственно и проснулись около 06:30. Утро по своей красоте не уступало вечеру. Над озером медленно поднимался густой туман. Абсолютная тишина. Озеро как зеркало.

Озеро Желанное (Суммаярви). Наши дни

Озеро Желанное (Суммаярви). Наши дни

После традиционного утреннего кофе группа разделилась по интересам: одни пошли искать грибы, я же пошел разведать тропу от озера до ДОТа "Миллионный" Sj-5. Как оказалось, до объекта было 15 минут ходу.

Вид на озеро Желанное с ДОТа "Миллионник" (Sj5). Финская хроника

Вид с ДОТа "Миллионник" (Sj5) в сторону озера Желанное

ДОТ "Миллионник" (Sj5)

ДОТ "Миллионник" (Sj5)

«Миллионник» - это один из самых известных больших сооружений линии Маннергейма. Называется он так из-за стоимости постройки (более миллиона финских марок). Располагался на высоте 47 м ("Язык"). Состоит из двух казематов флангового огня, соединенных между собой подземными ходами расположенными в три яруса. Толщина стен также достигала 1,5 метров. На верху каждого каземата находился бронекупол - "глаза" ДОТа. Восточный каземат прикрывал лощину, простирающую до форта Поппиус. Это долина была названа нашими бойцами "Долиной Смерти". Каждый бронекупол, помимо защиты стальных плит, был накрыт "подушкой " из земли и камней. В ДОТ можно спуститься и пройти его насквозь, от западного к восточному каземату.

ДОТ "Миллионник" (Sj5)

ДОТ "Миллионник" (Sj5).Наши дни

ДОТ "Миллионник" (Sj5). Финская хроника

ДОТ "Миллионник" (Sj5).Наши дни

ДОТ "Миллионник" (Sj5).Наши дни

Внутренние помещения ДОТа "Миллионник" (Sj5).Наши дни

Внутренние помещения ДОТа "Миллионник" (Sj5).Наши дни

Внутренние помещения ДОТа "Миллионник" (Sj5).Наши дни

Внутренние помещения ДОТа "Миллионник" (Sj5).Наши дни

ДОТ "Миллионник" (Sj5).Наши дни

ДОТ "Миллионник" (Sj5).Наши дни

После обследования внутренних помещений Sj-5 мы отправились вдоль надолбов через "Долину Смерти", и по тропе вышли к ДОТу «Поппиус», о котором писалось ранее. Собственно, на этом вся информативная часть похода закончилась. Нам же предстояло вернуться на ж/д станцию по той же дороге, по которой и пришли сюда.

Вид на ДОТ "Миллионник" (Sj5). Финская хроника

Надолбы у ДОТа "Миллионник" (Sj5). Наши дни

Остатки проволочного заграждения

Переправа через речку Перровка

Общая протяженность маршрута по линии Маннергейма

В завершении своего рассказа хотел бы сказать, что посещение таких знаковых мест снова и снова дает понять, что история твоей страны находится не только на страницах книг и учебников… история рядом с нами, вокруг нас! И историю эту надо знать и помнить.

PS:Отправляясь на братское захоронение на Кущевском болоте, не поленитесь взять с собой несколько гвоздичек…

Финский дот Su-1

Продолжаем изучать систему финских укреплений на Карельском перешейке. В этот раз мы решили сделать вылазку на очередной участок линии Маннергейма - укрепрайон Суурниеми.

Линия Маннергейма в 1939 году

Как добраться?

Традиционная утренняя электричка с Финляндского вокзала в Выборгском направлении. Чуть больше полутора часов вагонных разговоров – и вот уже выходим на станции Лейпясуо.

Планом предусматривалось в первый день, 8 июля, ознакомиться с двумя дотами укрепрайона Лейпясуо и совершить переход к озеру Глубокому. Переночевать на берегу, а на следующий день осмотреть доты укрепрайона Суурниеми и вернуться на станцию Лейпясуо.

маршрут похода

Найти Le-7 не составило труда. Бодро отшагав около 5 км вдоль ж/д в обратном направлении, мы увидели массивный бугор с торчащими в разные стороны обломками бетонных плит, ощетинившихся арматурой.

знакомиться с внутренностями Le-7

В 150 метрах в сторону железной дороги – руины аналогичного Le-6.

Дот-миллионник Le-6

Зона затопления у реки Перовки

После обследования подземной части дотов мы двинулись к Подгорным озерам. Интересно – два северных озера разделены небольшим хребтом, который, в зависимости от направления ветра, давал возможность комфортного привала на западном или восточном озерах.

Хребет между Подгорными озерами

В этот раз мы обедали на берегу западного озера, а на восточном любовались кувшинками.

Техническое обеспечение обеда

Кувшинки на восточном озере

Еще на привале был слышен шум от машин, мчащихся по автотрассе «Скандинавия». До нее оставалось меньше километра. Осторожно, выбрав самый просматриваемый участок, мы перебежали через асфальтовую полосу и начали углубляться в лес.

На пути к озеру Глубокое

До предполагаемого места стоянки было километров 5-6, запас времени позволял двигаться в прогулочном темпе. Правда, из-за ветра юго-западный берег озера Глубокое оказался не очень уютным. Понадобилось исследовать несколько районов, прежде, чем определиться с местом разбивки лагеря.

На берегу Глубокого. Неуютно!

Для защиты от ветра пришлось углубиться метров на 100 в лес.

Место предстоящей ночевки

Соседи по поляне – муравьи, построившие метровый «небоскреб». Не привлечь бы их в наши палатки какими-нибудь вкусняшками!

Соседи по поляне - муравьи

Неспешно поставили палатки и развели костер.

Приготовление ужина

А дальше – самая, пожалуй, приятная часть каждого походного дня: заслуженный ужин в приятной компании под потрескивание костра, с обсуждением увиденного, планов на следующий день, шутками и воспоминаниями о былом…

вспоминаем увиденное

К тому же, ближе к ночи ветер успокоился и Глубокое порадовало нас интересными закатными видами.

закат на Глубоком

последние солнечные лучи

вечерняя тишина

Следующий июльский день был уже совсем другим. Солнечное, тихое утро, веселый щебет птиц располагали к погружению в нирвану. Но мы помнили о цели похода! Завтрак, быстрые сборы – и мы уже на пути к дотам.

Укрепрайон Суурниеми занимал участок между озером Глубокое и Комарихинским болотом. Протяженность по фронту – 3 км. В 1937-1939 годах здесь были построены линия противотанковых надолбов, проволочные заграждения и семь дотов.

Схема укрепрайона Суурниеми

Доты представляли собой одноэтажные укрепления с боевыми казематами флангового огня, вооруженными пулеметами, и казармой для размещения 20-30 солдат. Со стороны фронта доты были замаскированы насыпью или естественной возвышенностью. Наблюдение за окружающей обстановкой велось из бронекупола, выступающего над командным пунктом дота.

устройство типового дота

К командному пункту Su-3 ведет вполне заметная дорога.

На пути к дотам

у входа в Su-3

Но остальные доты затерялись среди деревьев и кустарника, их однозначно надо искать с gps-навигатором. Будьте осторожны, берегите ноги и головы! Все финские укрепления после окончания боевых действий были взорваны нашими саперами, а торчащую арматуру, понятное дело, никто не спиливал.

Su-2 со стороны финского тыла

внутри дота Su-2

правый фланг Su-7

в казематах Su-7

у дота Su-1

Попытки прорвать финскую оборону на этом участке начались в декабре 1939 года. Но самые ожесточенные бои проходили при штурме укреплений бойцами 24-ой «Железной» стрелковой дивизии в феврале 1940 года.

на штурм финских укреплений

Второй походный день оказался более теплым, поэтому самые смельчаки на обеденном привале испробовали-таки температуру воды в одном из Подгорных озер. Бодрящая!

Это отчёт о ПВД, который совершила наша небольшая группа 1-2 сентября этого года в районе Карельского перешейка.

Для начала немного истории:
С 30.11.1939г по 13.03.1940г между СССР и Финляндией произошла недолгая, но очень кровопролитная для нашей страны война.
Ещё когда учился в школе, встречал какие-то упоминания об этой войне, но подробной информации никакой не было, в школьных учебниках этот конфликт не особо расписывался.
Постепенно информация об этой войне стала доступна, в интернете сейчас можно найти массу информации.
Но интерес не пропал. Постоянно был и остаётся вопрос – как же так могло произойти, что за три с небольшим месяца с нашей стороны погибло и пропало без вести (по официальным данным) более 126 000 человек, а раненых было в несколько раз больше.
Одной из причин таких потерь была Линия Маннергейма – комплекс финских оборонительных сооружений на Карельском перешейке.
Два укрепрайона этой линии (вернее то, что от них осталось) нам и предстояло посмотреть – СуммаКюля (Sk)и СуммаЯрви (Sj).

Объекты по пути нашего маршрута:
г. Санкт-Петербург – пос. Каменка –
Памятник павшим воинам (N60 29.840 E29 01.679) –
Укрепузел «Суммакюля»:
ДОТы Sk5, Sk6 (N60 30.330 E29 01.038) -
ДОТ Sk3 (N60 30.309 E29 00.569) -
ДОТ Sk2 Миллионник (N60 30.264 E29 00.222)-
ДОТ Sk11 «Peltola»(N60 30.458 E29 00.322) -
ДОТ Sk16 «Командный бункер» (N60 30.735 E29 00.587) -
Захоронение финских воинов (N60 30.487 E29 01.327) -
ДОТ Sk10 «Kumppi» (N60 30.344 E29 01.978) -
ДОТ Sk17 (N60 30.472 E29 02.457) – оз. Желанное (ночёвка) –
Укрепузел «Суммаярви»:
ДОТ Sj5 Миллионный (Высота «Язык», (N60 30.328 E29 04.299) -
ДОТ Sj4 ФОРТ Поппиуса (N60 30.461 E29 05.191) -
ДОТ Sj7 (N60 30.566 E29 05.050) -
ДОТ Sj8 (N60 30.615 E29 05.196) -
ДОТ Sj2 Тестовый финский полигон, ДОТ артподдержки (N60 30.637 E29 05.115)
ДОТ Sj6 Командный (N60 30.757 E29 05.021) -
Мемориал «Мерки» Советское воинское захоронение (N60 30.995 E29 07.214)-
Плотина затопления на реке Перовка(N60 31.744 E29 09.899) –
жд станция Лейпясуо – г. Санкт-Петербург

Начали мы наш путь в славном городе Санкт-Петербурге, куда прибыли в 6 утра 1 сентября. До сбора группы было ещё 2 часа, за это время нельзя было не пробежаться по Невскому, ещё раз посмотреть на самый красивый город нашей страны:

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Собственно, во многом из-за того, что в 1939 году Советско-Финская граница проходила близко от Ленинграда, и развернулась эта война. Как сказал Сталин на одних из переговоров, «Мы ничего не можем поделать с географией, так же, как и вы… Поскольку Ленинград передвинуть нельзя, придётся отодвинуть от него подальше границу»
Из Питера мы на автобусе добрались по посёлка Каменка, который представляет из себя военный городок (до 1939 года это была деревня Каукъярви).
Сейчас недалеко от этого посёлка расположен действующий танковый полигон, о близости которого можно понять по соответствующим памятникам и обилию людей в военной форме

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Наша группа в начале похода:

Изображение

Очень часто во время маршрута попадались вот такие таблички:

Изображение

Предварительно мы звонили дежурному части и узнали, что в это время не планируется никаких стрельб, учений и т. д, путь свободен, и мы начали движение по танковому полигону:

Изображение

На пути попадаются вот такие учебные мины:

Изображение

А ещё в тех местах сейчас полно ягоды, например, начинается брусника:

Изображение

Прямо пойдёшь – на танк попадёшь, налево пойдёшь – к минам придёшь, направо пойдёшь - к ДОТам придёшь. Нам направо .

Изображение

Мишени на полигоне:

Изображение

Ещё одна табличка, на русском и финском:

Изображение

После полигона мы шли по дороге на Выборг, прямо у дороги расположены памятники павшим воинам (N60 29.840 E29 01.679)
Памятник воинам, погибшим во время кампании 39-40гг, и в 1944 году:

Изображение

Изображение

Изображение

Братские могилы:

Изображение

Изображение

Дорога на Выборг прямо перед укрепрайоном СуммаКюля, по которой продвигались наши части:

Изображение

Карта укрепрайона СуммаКюля:

Изображение

Первый ДОТ на пути, остатки Sk4:

Изображение

Кресты наш и финский на месте ДОТа Sk6 (N60 30.330 E29 01.038):

ДОТы Sk5 и Sk6 были построены в 1920-х годах и модернизированы в конце 1930-х годов. Им очень досталось от ударов нашей артиллерии, по ним били прямой наводкой 150мм гаубицы.

Изображение

Табличка на месте ДОТ Sk6:

Изображение

Изображение

После захвата наши сапёры заложили взрывчатку внутри ДОТа, после взрыва от него почти ничего не осталось, куски крыши разлетелась на несколько метров:

Изображение

Вид на дорогу с ДОТа Sk6:

Изображение

Через дорогу, где зелёный холм – был ДОТ Sk5:

Изображение

На развалинах ДОТа Sk5:

Изображение

Когда люди на фотографиях, лучше понимаешь масштаб сооружений.
Оксана у ДОТа Sk5:

Изображение

Дима на развалинах ДОТа Sk5:

ДОТ Sk3 (N60 30.309 E29 00.569) мы проскочили, не делая фотографий, т.к. впереди нас ждал первый ДОТ - Миллионник


В начале ноября в составе экипажа тестовой Toyota Venza я отправился в Санкт-Петербург.
В планах было посмотреть грандиозный Гранд-Макет, а также ознакомиться со знаменитым комплексом фортификационных укреплений - Линией Маннергейма.

Выехав из Петербурга рано утром, мы поехали вдоль залива по фантастически красивой дороге через Зеленогорск.

Лишь в 1940 году эта территория стала пригородом Ленинграда, а до этого (примерно с 1917 года) являлась "ближней Финляндией" - городом Терийоки.
Вокруг очень красиво. Эти места стали своеобразной Питерской Рублевкой - очень престижное направление.

Пока мы едем - расскажу про Линию Маннергейма. Это более чем 130 километровый комплекс оборонительных сооружений между Финским заливом и Ладогой , созданный на финской части Карельского перешейка в 1920-1930 годы.

К сожалению, перед поездкой я слабо представлял масштаб и расположение узлов линии Маннергейма, не говоря уже об укрепрайонах. Поэтому в этот раз (а я уверен, что приеду сюда еще) мы посмотрим только небольшую часть укрепрайона Суммакюля (в районе с.Каменка).

Укрепрайон Суммакюля (Сумма-Хотинен) располагался в районе одноименной деревни и перекрывал Средне-Выборгское шоссе. В состав укрепрайона входили линии противотанковых препятствий, заграждения из колючей проволоки, 18 бетонных сооружений (два из которых не были достроены), возводившихся в два этапа - в начале 1920-х и в 1930-х годах. Часть ДОТов первого периода постройки была реконструирована также в 1930-х годах.

Первая остановка - дот Sk6. От него мало что осталось, т.к он был взорван бойцами Красной Армии. Лишь крест указывает на место.

ДОТ Sk6 был изначально построен в 1920е годы как фронтальная пулеметная огневая точка, а в 1930е годы был перестроен в полукапонир фланкирующего огня. Этот фланкирующий ДОТ расположен в примерно 30 метрах к востоку от средневыборжского шоссе. Взрыв, уничтоживший ДОТ, был настолько силен, что бетонные глыбы с арматурой раскидало в радиусе нескольких десятков метров.

24 декабря 1939 года огнем советской артиллерии была разрушена каменная обкладка у боковой стены, которую в последствии восстановили. Периодический артобстрел 13-16 января 1940 года неоднократно сносил эту обкладку, восстанавливаемую по ночам. 31 декабря попадание тяжелого снаряда в угол ДОТа снесло плиту, но жилого отсека повреждения не коснулись. 9 февраля 1940 года прямым попаданием двух крупнокалиберных снарядов были разрушены крыша и стена сооружения. Полностью разрушен в результате подрыва после окончания военных действий.

Мемориальная плита около ДОТа:

Кругом торчит арматура и раскрошившийся бетон:

Можно увидеть сохранившуюся амбразуру:

Остаток металлического ящика тех лет (кто-нибудь знает что них хранилось?):

Чуть дальше по Средневыборгскому шоссе находится финское мемориальное захоронение и ДОТ Sk10.

За более чем полвека с момента окончания боев тут вырос лес, но буквально пару лет назад он выгорел, а его остатки вырубили.
В итоге, сейчас это место выглядит примерно так же, как и во время боев. Только вместо кроваво красной осенней земли должен быть снег.

ДОТ Sk10 относится к ДОТам "Миллионникам", названным так из-за высоких затрат на строительство - более 1 миллиона финских марок.
Схематически ДОТ выглядит так:

Sk10 - Железобетонный бункер постройки 1937-1939 гг. Имел три амбразуры для станковых пулеметов, прикрывающих входы, в также был оснащен эклипс-лафетом для дополнительного станкового пулемета.

Оригинальный проект подъемного лафета для станкового пулемёта, предложен финским майором (впоследствии полковником) Ж.К.Фабрициусом. Пулемёт опускался вручную в специальную шахту бетонного сооружения для укрытия от прицельного огня противника. Опускание пулемёта осуществлялось без особых усилий, за счёт противовеса; в нужный момент его можно было вновь поднять, открыв стальную крышку шахты, и быстро приготовить к стрельбе. Стоимость такой установки было значительно дешевле сооружения, например бронированной башни или бронированной башни или бронекупола с лафетом.

На стадии проектирования конструкция сооружения несколько раз претерпевала различные изменения. Фланговые казематы соединялись подземными казармами с центральным казематом , их фронтальные стены были изготовлены из бронелистов. Водопровод в бункере оборудовали только в первые дни боевых действий. Кодовое наименование бункера - "Кюмппи" - "Червонец". В советских разведданных числится под №40.

19 декабря 1939 года бункер получил пять прямых попаданий тяжелых снарядов, которые не причинили ему существенного вреда. Он выдержал и серию последующих артобстрелов, не нуждаясь в ремонте. Бункер был подорван по окончании военных действий.

Колодец в центральном каземате бункера, именно в нем перемещался лафет:

Пробоина в стене (по всей видимости от прямого попадания):

Внутрь спускаться я не решился, но по архивным фотографиям можно представить как все было устроено

Несмотря на прошедшее время, работу поисковиков и просто копателей, земля вокруг буквально нашпигована следами боев:



Это и два следующих фото сняты жж юзером sashapak

Маркировка на гильзе - 39 год:



Вокруг гнетущие виды. Где-то дальше, в тумане прорыты противотанковые рвы и установлены надолбы. Про последние расскажу особо.

Противотанковые надолбы сегодня практически забытый вид борьбы с танками противника. В ходе советско-финской войны надолбы были серьезным препятствием для советских танков.

117613.jpg


Здесь и далее - источник: военный архив Министерства Обороны Финляндии

Основным типом противотанковых надолб являются железобетонные надолбы, изготавливаемые из высокопрочного фортификационного бетона. Обычный строительный бетон для этих целей мало подходит, хотя вынужденно и применяется. Надолбы могут также высекаться из дикого камня (гранита, базальта). Применение иных материалов нецелесообразно. Деревянные надолбы из бревен рассматривать всерьез как противотанковое препятствие не приходится.

В отсутствии специальной техники каменные надолбы транспортировались на гужевых повозках и устанавливались вручную. Колоссальный труд.

Каменные надолбы устанавливались не абы как, а по строгим правилам:
-Линии противотанковых надолб должны быть замаскированы так же тщательно, как и линии окопов, огневые точки. Противник не должен знать о них до тех пор, пока его танки не натолкнутся на это препятствие. Причем он должен быть поставлен в такое положение, чтобы у него не оставалось иного выбора, кроме как преодолевать их.

-Заграждения должны прикрываться ружейно-пулеметным, минометным огнем, огнем своих танков и орудий, огнем противотанковых средств. Ведь надолбы не способны уничтожить или вывести из строя танк противника. Они только могут его задержать, остановить, заставить маневрировать на месте, т.е. создать благоприятные условия для его расстрела, превратить в мишень.

-Надолбы своими размерами, видом должны создавать у танкистов противника впечатление их преодолимости, провоцировать танк на движение вперед через линию.

-Второй ряд надолб должен быть непреодолим танком при его движении вперед, но зрительно ( во всяком случае при взгляде от первого ряда) должен оставлять впечатление преодолимости. Его высота должна быть больше высоты надолбов первого ряда на 15-25 см. Форма идентична надолбу первого ряда.

nadolbi.jpg

-Третий и последующие ряды надолб должны представлять собой как бы резерв линии заграждения на тот случай, если каким-либо образом танкам противника удалось преодолеть второй ряд (подрывом надолб, разрушением их артогнем и т.п.). Основное требование к надолбам третьего и последующих рядов - высокая прочность, стойкость к взрыву. Высота как и второго ряда или выше на 25 см. Эти надолбы должны быть значительно шире в основании, крутизна граней около 60-70 градусов.

-Промежутки между надолбами и между рядами целессобразно минировать противопехотными минами, особенно зону между вторым и третьим ( и последующими) рядами с тем, чтобы затруднить или исключить работу подрывников противника по уничтожению надолб. Установка противотанковых мин нецелесообразна, т.к. эти мины могут быть быстро сняты ( или уничтожены) противником и использованы для разрушения надолб.

-Расстояние между надолбами в ряду должно быть обязательно около трех четвертей ширины танка. Это необходимо для того, чтобы танк соблазнился преодолевать линию наездом одной гусеницы на надолб. При малом расстоянии между надолбами танк просто откажется от попытки преодоления.

Следующей и завершающей точкой осмотра узла сопротивления Суммакюля стал ДОТ Sk16.
Батальонный командный пункт Sk16 - один из восемнадцати бетонных объектов укрепрайона Суммакюля (Сумма-Хотинен). Расположен у обочины Средне-Выборгского шоссе.
Восточная часть убежища была подорвана в 1940 году, при этом крыша восточной части была перевернута взрывом и опрокинулась сверху на крышу западной части. Имел две амбразуры для ручных пулеметов, прикрывавших входы.

В 1941 году советскими строителями вплотную к стене бункера был пристроен ДЗОТ. После занятия этой территории финскими войсками здесь размещался небольшой лагерь советских военнопленных.

Во время войны ДОТ был замаскирован сеткой и ельником, у финнов были овчарки и какая-то своя жизнь внутри (фото сделано 14 декабря 1939 года):


В архивах сохранилась план-схема строения Sk16


Надпись на финском: "Отдали свои жизни за Родину во имя свободы". Очевидно, финны до сих пор приезжают воздать почести своим павшим соотечественникам.

"Во время Зимней войны в этом убежище располагался командный пункт 2-го батальона 15-го пехотного полка 5-й пехотной дивизии" - гласит табличка, установленная в 1990 году финскими ветеранами:

Метрах в 20 лежит фрагмент амбразуры восточной части ДОТа:


Так как благодаря своему расположению во время войны ДОТ не пострадал, свое существование прекратил только в 1940 году.



К сожалению, это все, что мы посмотрели в тот день. Это катастрофически мало и, я уверен, что вернусь на Линию Маннергейма еще раз.

Координаты точек:
Бункер Sk5 - 60.505278, 29.016111
Бункер Sk6 - 60.505278, 29.016944
Братская могила финнов - 60.508056, 29.021944
Бункер Sk10 - 60.505556, 29.033056
Бункер Sk16 - 60.512214, 29.009698

Читайте также: