Варианты былины об илье муромце и соловье разбойнике

Обновлено: 05.07.2024

Песнь первая, о том, как Илья победил войско татарское под Черниговом.

Из земли Владимирской, из славного города Мурома, из села Карачарова собирается снаряжается удалой добрый молодец, старый казак Илья Муромец. Не в дальнюю дорогу, не в ближнюю — ко славному городу Киеву, ко солнышко-князю Владимиру.

— Простоять мне дома заутреню, да поспеть в Киев к обедне; да не брать мне ни тугого лука с налучниками, ни калёных стрел с колчанами, не вязать мне крепких палиц на бедро, не кровавить руки своей богатырской.

Пошёл Илья к ранней заутрене воскресной, простоял он заутреню. Потом пошёл он в стойла конные, брал своего добра коня, не уздана, не сёдлана, да выводил коня на широкий двор. Стал Илья своего коня уздать да седлать: клал он мягкие потнички, на потнички — войлочки, на войлочки клал новое седло черкасское, затягивал двенадцатью подпругами, да натягивал подпругу тринадцатую продольную — не для красы-басы, а ради укрепы богатырской.

Подпруги те были шёлка гладкого, шпильки-пряжечки — красна золота, стремена — булата заморского. Шёлк тот не трётся, не рвётся, булат не гнётся, красно золото не ржавеет.

Пошёл Илья в светлу горенку, надевал платье дорожное, молился иконам чудотворным — Спасу да Пречистой Богородице. А оружия брал он с собой один тугой лук разрывчатый, одну только стрелку калёную, не для красы-басы, а ради обороны богатырской.

Прощался Илья с батюшкой, прощался с матушкой, садился на добра коня: видели молодца сядучи, да не видели едучи. Поскакал Илья в стольный Киев-град.

Как выехал Илья в чисто поле, услыхал в стороне шум да гам великие. Услыхал Илья и думает:

— Вот не поеду я на шум да гам, а поеду в стольный Киев-град, к светлому князю Владимиру. Как заведёт Владимир столованье-почестной пир для удалых добрых молодцев, да как станут добры молодцы силой хвалиться, да делами богатырскими хвастаться — а мне и похвастать нечем будет.

Поворотил Илья добра коня, да поехал на шум-гам. Приехал Илья к городу Чернигову и видит: стоит у города сила поганая, стоят той силы многие тысячи, стоят пановья-улановья, бурзы-мурзы — поганые татарове.

В пару-дыму их лошадином днём не видно красна солнышка, ночью не видно светла месяца. Серому волку ту силу не обскакать, чёрному ворону не облететь.

Остановил Илья Муромец коня богатырского, да призадумался. От силушки отъехать не хочется, а на силушку кинуться не с чем — не взято оружия богатырского, да не хочется кровавить руки своей. Подумал Илья думу крепкую:

— Всяк человек заповедь кладывает, да не всяк её исполняет.

Спускался Илья с добра коня, рвал левой рукой сырой дуб крякновистый, привязывал к левому булатному стремени. Рвал он правой рукой другой сырой дуб, да брал его в правую руку.

Разгорелось тут сердце молодецкое, напустился Илья на поганых татаровей, начал дубом помахивать, конём татар потаптывать. Куда махнёт Илья — там улица, перевернёт — переулочек. Не столько сам бил, сколько конём топтал.

Побил Илья всех татар, всю силу поганую, не оставил ни одного на семена. Отвязывал Илья сырой дуб от левого стремени, да скакал в город Чернигов прямо через стену городскую.

Заехал Илья в город Чернигов, а мужики все черниговские, от первого до последнего, идут в церковь соборную, каются-причащаются, с белым светом прощаются, в чисто поле на войну собираются.

Подъехал Илья к церкви соборной, спускался с добра коня, привязывал добра коня к столбику точёному, к колечку золочёному, входил в ту церковь соборную. Крест Илья клал по-писанному, поклоны вёл по-учёному, поклонился на все четыре стороны, говорил таковы слова:

— Ай же вы, мужички черниговские! Зачем вы каетесь-причащаетесь, с белым светом прощаетесь? Куда, мужички, собираетесь?

— Ай же ты добрый молодец заезжий! Не знаем мы, из какой ты земли, какого отца, какой матушки, да каким тебя именем зовут. А под нашим городом Черниговом стоит сила несметная, пановья-улановья, мурзы-бурзы, поганые татарове. Хотят они наш город силою взять, нас всех в полон забрать.

— Ай же вы, мужички черниговские! Бегите на стену городскую, глядите в чисто поле на поганых татаровей. Стоят они или лежат, и что делают?

Мужики черниговские скорым-скоро бежали на стену городскую, глядели в чисто поле на поганых татаровей, а те все побитые лежат. Спускались мужички со стены, говорили Илье Муромцу:

— Скажи ты, удалой добрый молодец, из какой ты земли, какого отца, какой матушки, каким тебя именем зовут? Живи ты в Чернигове воеводою, суди суды все правильно, а мы тебя будем слушаться.

— Не дай, Господи, делать холопа из барина, а барина из холопа, да из попа калача, да из богатыря воеводу! Я из города Мурома, из села Карачарова, имя моё Илья Иванович, а зовут меня старый казак Илья Муромец. Не хочу жить у вас воеводою. Покажите мне лучше дорожку прямоезжую к славному городу Киеву.

— Ай же ты, старый казак Илья Муромец! Заколодела та дороженька, замуравела, той дорожкой тридцать лет не езжено. Стоят на той дорожке три заставы великие. Первая застава — топи зыбучие, болота дремучие; вторая застава — широка река Смородина, шириною три версты; третья застава — за той рекой сидит Соловей-разбойник на семи дубах. Зовут того Соловья Одихмантьевич, мимо того Соловья ни пешему не пройти, ни конному не проехать. Свистит злодей по-соловьиному, шипит по-змеиному, да кричит, подлец, по-звериному. От его посвиста соловьиного, да от покрика звериного все травушки-муравушки уплетаются, тёмные леса к земле приклоняются, а что есть людей — все мертвы лежат. Прямоезжая дорожка — пятьсот вёрст, а окольная — вся тысяча. Да лучше ехать тысячу окольной дорожкой, чем пятьсот прямоезжею.

— Не честь-хвала мне будет богатырская ехать дорожкой окольною. Поеду дорожкой прямоезжею.

Видели богатыря на коня сядучи, да не видели едучи, поехал Илья не воротами, а махнул через высокий тын.

Песнь вторая, о том, как Илья победил Соловья-разбойника.

Поехал Илья Муромец дорожкой прямоезжею, доехал до топей зыбучих, до болот дремучих. Слез тут с коня Илья — левой рукой коня ведёт, правой рукой дубья рвёт, да мостки кладёт. Проложил Илья дорогу через топи да болота, подъехал к реке Смородине.

Садился Илья на добра коня, да скакал через реку Смородину шириной в три версты. Как оказался Илья на другом берегу, огляделся, а там семь дубов верхушками скручены, устроено на тех дубах гнездо соловьиное, сидит в том гнезде Соловей-разбойник Одихмантьев сын.

Увидал Соловей Илью Муромца, засвистал злодей свистом соловьиным, зашипел шипом змеиным, закричал криком звериным. Травушки-муравушки тут все уплеталися, лазоревы цветочки осыпалися, тёмны лесушки к земле приклонялися. Стал богатырский конь под Ильёй спотыкаться, от крику звериного на колена опускаться. Брал Илья плётку шёлковую, бил коня по крутым бокам, приговаривал:

— Ах ты, волчья сыть, травяной мешок! Что ты на колена опускаешься, что об корни спотыкаешься? Идти не хошь аль нести не можь? Не слыхал ты посвиста соловьева, да покрика звериного?

— Всяк человек заповедь кладывает, да не всяк исполняет.

Брал Илья тугой лук, шёлкову тетивочку натягивал, стрелочку калёную накладывал, стрелочке той приговаривал:

— Ты лети, моя стрелочка, повыше леса стоячего, пониже облака ходячего. Пади ты, стрелочка, Соловью прямо в правый глаз, вылети ты, стрелочка, Одихмантьеву в левое ухо, спусти ты его с семи дубов на мать сыру землю.

Полетела стрелочка повыше леса стоячего, пониже облака ходячего, ударила Соловья в правый глаз, вылетела из левого уха. Покатился Соловей с семи дубов на мать сыру землю. Брал Илья злодея за кудри жёлтые, привязывал его к левому стремени. Поехал Илья в Киев дорогой прямоезжею, а Соловей у его стремени волочится.

Ехал Илья долго ли, коротко ли, наехал в чистом поле на гнёздышко Соловье Одихмантьево. А в гнёздышке соловьем, в палатах белокаменных три дочери его любимые у окошек сидят, в чисто поле глядят. Старшая дочка Илью увидела и говорит сёстрам:

— Смотрите, сестрицы, едет наш батюшка на добром коне, а у левого стремени его мужичина-деревенщина прикован.

— Вижу, вижу, едет наш батюшка на добром коне, а у левого стремени у него мужичина-деревенщина прикован.

Поглядела в окошко младшая дочь его любимая, говорит:

— Едет с чиста поля мужичина-деревенщина на добром коне, а наш батюшка у его левого стремени прикован.

Закричали тут дочери своим мужьям, зятьям Одихмантьевым:

— Берите вы, мужья, рогатины звериные, бейте мужичину-деревенщину, отнимайте у него нашего батюшку!

Похватали мужья-зятья рогатины звериные, побежали навстречу Илье-Муромцу отнимать Соловья-разбойника. Говорит им со стремени Соловей:

— Ай зятья мои любимые, не дразните удалого добра молодца. У меня силушки поболе вашей есть, а и меня он в горсти зажал. Бросайте вы рогатины звериные, зовите молодца в палаты белокаменные, кормите яствами сахарными, поите медами стоялыми, дарите дары драгоценные, чтоб отдал вам добром любимого батюшку.

Тут старшая дочь Настасья Соловишна выбегала на широкий двор, поднимала доску подворотную весом девяносто пуд, бросала ту доску Илье в голову. Да Илья знал увёртки богатырские, увернулся от удара того страшного. Догнал Илья Настасью-богатыршу, да пнул злую бабу по широкому заду. Улетела она через двор, там валяется.

— Не дразните удалого добра молодца, насыпьте ему чашу красна золота, да другую чиста серебра, да третью скатна жемчуга, чтоб отдал вам любимого батюшку.

— Не надо мне ни злата, ни серебра, ни скатного жемчуга. Отвезу тебя, Соловей Одихмантьевич, в стольный Киев-град, пред светлы очи князя Владимира. А вы, мужья-зятья, через три дня берите именье богатое, кладите в телеги глубокие, везите в стольный Киев-град. Может, отдам я вам любимого батюшку, злодея-разбойника.

Сел опять Илья Муромец на добра коня и поехал с Соловьем в стольный Киев-град.

Песнь третья, о том, как Илья привёз Соловья в Киев.

Приехал Илья в Киев, да не поспел он к обедне воскресной. Выходил в ту пору славный Владимир-князь с князьями, с боярами из Божьей церкви, приходил в свои палаты белокаменные, в столовую во горенку. Садились они есть да пить, обедать.

Старый казак Илья Муромец приезжал ко Владимиру на широкий двор, становил добра коня посреди двора, да коню наказывал:

— Ай же мой добрый конь богатырский! Береги проклятого Соловья, чтоб не ушёл он от стремени булатного.

— Смотри, Соловей, не уходи от коня. От меня, Соловей, никуда не уйдёшь.

Пошёл Илья в палаты белокаменные, в столовую во горенку. Крест он клал по-писаному, поклоны вёл по-учёному, кланялся на все четыре стороны, князю Владимиру в особинку. Стал тут князь Илью выспрашивать:

— Ты скажи, откулешный ты добрый молодец? Какого ты роду-племени, да каким тебя именем зовут, как величают по отчеству?

— Сам я из земли Владимирской, из славного города Мурома, из села Карачарова. Именем я Илья Муромец, сын Иванович.

— Ай же ты, добрый молодец Илья Муромец! Давно ль ты выехал из славного Мурома, да которой дорожкой ехал в стольный Киев-град?

— Ай же ты, славный князь стольно-киевский! Стоял я воскресную заутреню в Муроме, а к обедне хотел поспеть в стольный Киев-град, да дорожкой призамешкался. А ехал я дорожкой прямоезжею, мимо города Чернигова, да мимо реки Смородины.

Та речь Владимиру не понравилась. Говорил он Илье таковы слова:

— Что же ты, мужичина, насмехаешься, князю в глаза подлыгаешься! У города Чернигова стоит сила поганая несметная, которой ни серому волку не обскакать, ни чёрному ворону не облететь. А от города Чернигова стоят на дорожке три заставы великие: лежат там топи зыбучие, да болота дремучие, да течёт там широка река Смородина, да за рекой сидит Соловей-разбойник на семи дубах. Той дорожкой прямоезжею никто тридцать лет не езживал. Как же ты, мужичина-деревенщина, там проехать смог?

— Ай же ты, князь Владимир Красно Солнышко! Прибил я ту силу поганую, не оставил ни одного на семена. Через топи я мосточки положил, через реку Смородину меня конь перенёс, а Соловей-разбойник нынче на твоем дворе княжеском, к моему стремени привязанный.

Вскочил тут Владимир на резвы ножки, кунью шубку накинул на одно плечо, соболью шапку набросил на одно ушко, побежал на широкий двор смотреть Соловья-разбойника. Увидал Владимир Соловья посреди двора, к левому стремени прикованного, говорил Соловью таковы слова:

— Засвищи-ка ты, Соловей, по-соловьему, закричи, собака, по-звериному, потешь князя с боярами.

— Не у тебя, князь, я нынче кушаю, не тебя слушаю. Кушал я нынче у старого казака Ильи Муромца, его и послушаю.

— Ай же ты, старый казак Илья Муромец! Прикажи-ка Соловью засвистать по-соловьему, закричать по-звериному, потешить князя с боярами.

— Засвищи-ка ты, Соловей, в полсвиста соловьева, закричи в полкрика звериного.

— Ай же ты, старый казак Илья Муромец! Раночки мои кровавые запечатались, не ходят мои уста сахарные, не могу засвистать я по-соловьиному, не могу закричать по-звериному. Вели-ка ты Владимиру налить мне чару зелена вина. Как выпью я ту чару, раночки мои распечатаются, расходятся уста сахарные, засвищу я, потешу князя с боярами.

— Ай, Владимир, князь стольно-киевский! Ты поди в столовую во горенку, наливай Соловью чару зелена вина, да не малую стопу, а в полтора ведра.

Тут Владимир шёл в столовую во горенку, наливал он чару зелена вина в полтора ведра, разводил медами стоялыми, подносил Соловью-разбойнику. Соловей принимал ту чарочку одной рукой, выпивал ту чарочку одним духом, да как засвистит он по-соловьему, как зашипит по-змеиному, как закричит по-звериному.

Тут все травушки-муравушки уплеталися, лазоревы цветочки осыпалися, в теремах маковки покривилися, стёклушки в домах из окон посыпались, бабы брюхатые разродилися, кобылы жеребые жеребилися, князья да бояре все по двору лежат, князь Владимир за Илью зацепился, на колена повалился, куньей шубкой приукрылся.

— Ах ты, Соловей Одихмантьев сын! Велел я тебе свистеть в полсвиста, да кричать в полкрика, а ты свистел с целый свист, да кричал в целый крик! Полно тебе слезить отцов-матерей, полно вдовить жён богатырских, полно сиротить малых детушек!

Кладёт Илья Соловья на плаху дубовую, хочет рубить ему буйну голову. Взмолился тут Соловей-разбойник:

— Ай же ты, солнышко Владимир-князь! Ай же, старый казак Илья Муромец! Не рубите мне буйну голову, отпустите меня на волю вольную. Я повыстрою вокруг Киева сёла с присёлками, улицы с переулками, города с пригородками, монастыри богомольные!

— Не строитель ты, Соловей, а разоритель! Разоришь ты и сёла с присёлками, и города с пригородками, и монастыри богомольные.

Отрубил Илья Соловью буйну голову, бросил чёрным воронам на расклевание, тело белое бросил зверям на растерзание. Тут Соловью и конец пришёл.

А через три дня приезжали в Киев дочки да зятья Соловьиные, в глубоких телегах привозили имение богатое, выкупать милого батюшку, Соловья-разбойника. Владимир Красно Солнышко на то имение было позарился, а Илья Муромец ему говорил таковы слова:

— Ай же ты, Владимир, князь стольно-киевский! Не ты им приказывал, не тебе их голыми-босыми назад отпускать.

А зятьям-дочерам Соловьиным говорил он таковы слова:

— Отрубил я злодею буйну голову, не видать вам больше вашего батюшку. Катите назад своё имение богатое, оставлено оно вам на житьё-пропитанье до смерти, чтоб не ходить вам по миру, не скитаться.

Такая вот, Алексей, история случилась с Ильёй. У Владимира ему не понравилось, решил он по святой Руси походить, посмотреть на землю родную.

– С кем из эпических героев вы познакомились на прошлом уроке?

Дайте ему характеристику, опираясь на план, представленный в учебнике.

(учащиеся рассказывают о Вольге или Микуле Селяниновиче по плану)

– Вспомните, в чем сходство былины и сказки?

(Существовали в устной форме, существуют до сих пор)

– А в чем отличие? (заполните таблицу)

Критерии сравнения

Сказочно преображенные факты, преимущественно из бытовой жизни.

Общественные явления, события, имеющие большое национально-историческое значение.

Обыкновенные люди, с человеческими слабостями.

Богатыри, наделенные идеальными качествами человека.

Пафос возвышенного, рассказ о чем-то важном

Скрытая усмешка, двойной смысл

Важность, увлеченность, отсутствие иронии

Как к чему-то вымышленному, призванному развлечь

Правда, достоверность, даже при изложении заведомо фантастических моментов

Вымышленные герои, события

Исторические лица, конкретные места

II . Слово учителя с элементами беседы.

Сегодня мы продолжим разговор о былинах и обратимся к так называемому киевскому циклы былин.

– Как выдумаете, почему этот цикл так называется?

(События происходят в Киеве и его окрестностях)

Действительно, киевский цикл имеет ряд особенностей:

– действие происходит в Киеве или около него во времена княжения Владимира Святославича (Красное Солнышко);

– основная тема – защита русских земель от кочевников;

– для цикла характерны образы трех богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича.

III . Чтение текста былины и составление цитатного плана.

На доске: план структурных частей былины (на его основе составьте цитатный план)

Отъезд Ильи Муромца в Киев.

Победа в первом бою.

Рассказ черниговцев о Соловье-разбойнике.

Встреча с Соловьем-разбойником.

Победа Ильи Муромца.

Встреча Ильи Муромца с князем Владимиром.

Рассказ Ильи Муромца.

Сомнения князя Владимира.

Два приказа Соловью-разбойнику.

Расправа с Соловьем-разбойником.

Слайд: цитатный план (дает возможность сравнить свои работы с образцом)

«Выезжал удаленький, дородный добрый молодец».

«…побил он эту силу всю великую».

«Сидит Соловей-разбойник на сыром дубу».

«Засвистал-то Соловей да по-соловьему».

«Ему выбил право око со косицею».

«Тут Владимир-князь стал молодца выспрашивать».

«А я ехал-то дорожкой прямоезжею».

«Во глазах, мужик, да подлыгаешься».

«Засвищи-тко ты во полсвиста соловьего».

«И он срубил ему да буйну голову».

IV . Словарная работа.

Языковые особенности былин

Травушки-муравы уплетаются, все лазоревы цветочки осыпаются, темны лесушки к земле все преклоняются и др.

Как черна ворона

К славному ко городу, удаленький, дородный добрый молодец, стремя булатное, стрелочка каленая и др.

Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Удаленький, к обеденке, людишек, детушек, скорошенько и др.

V . Беседа.

– К какому герою относятся эпитеты: удаленький, дородный, славный? Как они его характеризуют?

(Илья Муромец. Прославляется его воинская мощь, сила, выражается отношение автора-рассказчика.)

– Вспомните, что такое гипербола. Найдите их в тексте. С какой целью они используются в былине?

(Гипербола – художественное преувеличение (см.таблицу). Используется и при описании Соловья-разбойника, и при характеристике Ильи Муромца. В первом случае, чтобы показать, какова сила врага, которую богатырь преодолевает, во втором – чтобы еще раз подчеркнуть, насколько могуч защитник земли русской)

– Каковы же основные черты, присущие Илье Муромцу? Приведите примеры.

(Илья Муромец сильный, отважный, справедливый, самоотверженный, истинный защитник земли русской)

– В каких эпизодах они наиболее ярко проявляются?

(поединок с Соловьем-разбойником, беседа с князем)

VI . Выразительное чтение эпизода «Поединок Ильи Муромца с Соловьем-разбойником».

VII . Аналитическая беседа.

Образ Ильи Муромца находит воплощение и в русской литературе. Обращались к нему Н.Карамзин, А Толстой, И. Бунин.

– Прочитайте стихотворения. Чем интересны их герои? Сравните их с былинными героями.

(Стихотворения А. Толстого и И. Бунина читаются полностью, из стихотворения Н. Карамзина – отрывки (индивидуальное задание)

(Выводы делаются с помощью учителя: в литературе на первый план выходит авторское отношение к героям, их субъективное видение проблемы, личные переживания. Так, у Карамзина Илья Муромец – галантный рыцарь европейского образца, его образ почти теряется за авторскими размышлениями, рассуждениями и лирическими отступлениями. Произведение осталось незаконченным. У Толстого главным становится конфликт между Ильей и князем Владимиром. В былине этот конфликт тоже присутствует, но в стихотворении важно авторское видение образа, далекое от фольклорного. Для поэта важнее всего свободолюбие Ильи, его неспособность прислуживаться, подчиняться. Еще более личные мотивы звучат в стихотворении И. Бунина. Произведение периода эмиграции проникнуто ощущением оторванности от родной земли, которая для кого-то стала могилой, а кого-то сделала скитальцем. Одним словом, все эти произведения далеки от фольклорного источника, в них происходит переосмысление образа героя, темы, сюжета).

– Где еще, кроме фольклора и литературы, можно встретить образы богатырей?

(В изобразительном искусстве)

Беседа по картине В.М. Васнецова «Богатыри».

– Кто изображен на картине?

(Три богатыря)

– Кто находится в центре картины?

(Илья Муромец)

– Как вы догадались, что это именно Илья Муромец?

( Он самый старший, мудрый, опытный)

– Кто слева от Ильи Муромца? Расскажите о нем.

(Добрыня Никитич)

– Кто справа от Ильи Муромца?

(Алёша Попович. Он самый молодой)

– Какими качествами обладал Алёша Попович?

(хитростью, дерзостью, смекалкой)

– Куда смотрит каждый из богатырей?

(Они смотрят вдаль, не видно ли где врагов)

– Что охраняют богатыри?

(Землю русскую, ее границы)

– Как одним словом можно назвать богатырей?

(Витязи – крепкие духом, прославившиеся делами)

(На тело надета кольчуга – железная рубашка)

– Зачем она нужна богатырям?

(Защищает от ударов копья, стрел и меча)

– Что надето на головы богатырей?

(Шлем (шелом), оберегал голову от ударов)

– Какие еще доспехи имеются у богатырей?

(Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч, булава)

– Главным другом богатыря был конь. Как выглядят кони на картине?

(Под стать богатырям, мощные, готовые к битве)

– Скажите, совпадает ли ваше представление о богатырях с тем, как изобразил их художник?

– Как выдумаете, о чем могут беседовать богатыри, изображенные на картине. Составьте диалог богатырей, используя лексику былин (индивидуальное задание).

(В кинематографе)

Давайте просмотрим фрагмент из кинофильма «Илья Муромец» и ответим на вопросы.

Беседа по фильму.

– А какими здесь предстают богатыри?

(Они могучие и дружные)

– Чем они отличаются друг от друга?

(Илья самый старый и мудрый, но своенравный, Добрыня – дипломат, Алёша Попович самый молодой и задиристый)

– Как князь Владимир хочет встретить посланца Калина-царя?

(С дарами и хлебом-солью)

– Чем возмущен Илья Муромец?

(Он не желает пресмыкаться перед невеждой и хамом, считает, что русские люди ни к кому на поклон не должны идти)

– Какие черты он демонстрирует в этом эпизоде? К какому литературному герою он близок?

(Илья демонстрирует непокорность, гордость и своенравие. Очень близок к герою стихотворения А. Толстого)

VIII. Викторина по былине.

Где встретился Илья Муромец с Соловьем-разбойником?

(У Чёрной грязи, у речки Смородины, у Леванидова креста)

Из Чернигова в Киев Илья Муромец отправился по прямоезжей дороженьке. Сколько верст ему пришлось проехать?

Кем предлагали черниговские мужички остаться Илье Муромцу у них в городе?

Отвечая на вопрос князя Владимира, Илья Муромец скажет: «Я старый казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович». А чьим сыном был Соловей-разбойник?

Какой первый подвиг совершает Илья Муромец?

(Побивает силушку великую под Черниговом)

IX . Итоги урока.

Русский писатель А. Толстой так написал про богатырей:

О Витязь! Делами твоими

Гордится великий народ.

Твое громоносное имя

Столетия все перейдет.

Тысячу лет прошло, а мы гордимся делами и подвигами этих витязей-богатырей, становившихся особенно сильными, практически непобедимыми, когда объединялись ради защиты родной земли.

Об этом говорят и пословицы (на слайде):

Не родом богатырь славен, а подвигом.

Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.

Мое богатство – сила богатырская, мое дело – Руси служить, от врагов оборонять.

В русском сердце прямая честь да любовь к Руси-матушке.

Эти же мысли находят отражение в музыке (звучит «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой).

X . Д/з:

nastyasneakers69

В былин говорится о подвигах великого русского богатыря Ильи Муромца. Илья из дома отправляется в Киев на службу к князю Владимиру. По пути богатырь совершает первый подвиг, у стольного города Чернигова он побеждает врагов, осадивших город. За это черниговские мужички приглашают Илью стать воеводою, но тот отказывается и продолжает путь в Киев. Ему говорят, что дорогу в Киев охраняет Соловей Разбойник. Вскоре Илья подъезжает к дому Соловья и берет хозяина в плен. Приезжают они в Киев и Илья сказал все князю, но Владимир не верил ему и попросил показать соловьев. Илья показал Соловья и заставил его свистеть. Ужасные вещи случились из-за этого списка, тогда богатырь выехал в чистое поле и убил злодея.
Надеюсь помогла =)

Ева980

Новые вопросы в Литература

Men allbatta bahtli bolaman mavzusida 10 12 ta gap umid qiloq harakat qilmoq intilmoq izlanmoq erishmoq havas qilmoq aõzlari qatnashsin.Iltiiiiimooooo … s yordam berila

1. Кому симпатизирует и над кем смеётся рассказчик в сказке анекдоте 2. Почему в доме у старика не обладают соли 3. Назовите черты характера старика к … оторые помогли ему выйти победителем из создавшейся ситуации.​

Установіть відповідність 1. Як та чайка-жалібниця2. Плаче – тужить3. Обмию князеві криваві рани 4. О вітре , вітрило! 5. Чому мечеш ворожі стріли. … 6.Не слала б я сліз йому ревних …А. Риторичне запитання. Б. Епітет В. Метафора Г. ПовторД. Порівняння Е. Риторичне звертання​

Определите тему и идею произведения А.С. Пушкина "Станционный смотритель"​

Роман дубровский 6 глава. 1 место эпизода произведения? 2 место где происходит действие? 3 когда произошло событие(время)? 4 кто из героев участвовал … в эпизодах? 5 как проевляет себя герой? Какие чувства испытывает? 6 когда Владимиру пришла мысль сжеч дом? 7 что для него значат письма матери? 8 хотел ли Дубровский смерти приказных и почему? ​

помогите пожалуйста написать выдуманную историю от своего лица ​

1. Кому симпатизирует и над кем смеётся рассказчик в сказке анекдоте 2. Почему в доме у старика не обладают соли 3. Назовите черты характера старика к … оторые помогли ему выйти победителем из создавшейся ситуации.​

отметьте особенности композиции стихотворения "юный поэт" Брюсова​

7klassyapomagytebe

Много красочных народных эпитетов,с уменьшительными суффиксами:"удаленький дородный добрый молодец", "стольный Киев-град","славному городу","ко силушке великоей","славный богатырь"," добром коне ","сыром дубу"," лазоревы цветочки ","волчья сыть","по чисту полю","мужичища-деревенщину "," палату белокаменну"," буйну голову".

Олицетворения:"силушки черным-черно"," дорожка заколодела,замуравела","березы покляпыя","травушки-муравы уплетаются","лесушки приклоняются","с холмы на холмы перамахивать".

Метафоры:"конем топтать ","побил силу","дорожку прямоезжую","пехотою не прохаживал","покрика звериного","травяной мешок"," лук разрывчатый"," гнездышка соловьиного",ествушкой сахарною","питьецом медвяныим".

Сравнения:"А й черным-черно, как черна ворона","похватали как рогатины звериные","как кричит злодей-разбойник по-звериному".

Читайте также: