В учении анаксимандра первичным элементом выступает 1 балл вода огонь апейрон воздух

Обновлено: 07.07.2024

Материя: бескрайние по объему вещество и поле, - основа основ существования вселенной. И ее познание рождает смыслы. Но можно ли познать бесконечное ?

Материя имеет две предполагаемые формы: вещество и поле Материя имеет две предполагаемые формы: вещество и поле

Материя, рождающая понятия

Что же такое материя и что такое понятие материи? Физика изучает не понятия, а атомы и их структурные элементы. Какую же роль в этом познании играют понятия, в том числе и философская категория материи?

Человек всегда познавал окружающий мир и искал ответы на вопросы Человек всегда познавал окружающий мир и искал ответы на вопросы

Эти вопросы не потеряли своего значения и сегодня, вот почему у нас дальше и пойдет речь о материи и ее основных формах существования.

Взаимодействуя в своей практической деятельности с окружающими его предметами, наблюдая огромное многообразие сущего, человек еще в далекой древности ставил перед собой вопрос: есть ли что-либо общее, единое в этом бесконечном разнообразии вещей и явлений?

На заре веков

Прошли века и тысячелетия, прежде чем люди пришли к выводу о том, что вне нас и независимо от нас существуют предметы, вещи, тела. Этот вывод — важнейший этап в развитии сознания человека.

Значительно позже древнегреческие мыслители в своих попытках объяснить явления природы исходили из признания единого начала. У Фалеса это была вода, у Анаксимандра — апейрон (беспредельное), у Анаксимена— воздух, у Гераклита — огонь.

«Таким образом,— писал Энгельс,— здесь перед нами уже полностью вырисовывается первоначальный стихийный материализм, который на первой стадии своего развития весьма естественно считает само собой разумеющимся единство в бесконечном многообразии явлений природы и ищет его в чем-то определенно-телесном, в чем-то особенном, как Фалес в воде».

Если у Фалеса первооснова — чувственно конкретное (вода), то у его ученика Анаксимандра первооснова — алейрон — уже лишена чувственной конкретности. Она для него неопределенная и бесконечная материя.

Современные научные представления

Это был крупный шаг в развитии представления о материи, но понадобилось еще свыше двух тысяч лет, прежде чем было дано подлинно научное определение категории материи.

История философии и естествознания дает богатый материал, свидетельствующий о борьбе материалистических и идеалистических взглядов на мир, метафизического и диалектического подхода к его явлениям. Эта борьба была связана прежде всего с различным пониманием того, что такое материя.

Нам известно немало положений о материи, высказанных в далеком прошлом и не потерявших своего значения даже для современной науки (о несотворимости и неуничтожимости движущейся материи, независимости ее от сознания и др.), однако в целом представления о материи в домарксистской философии носили ограниченный, метафизический характер.

Жил в городе Милет ок. 610 - ок. 540 гг. до н. э., ученик известного основоположника философии Фалеса Милетского - Анаксимандр. В те времена, когда не существовало технического прогресса, и не было интернета, любили люди размышлять на разные темы. Так вот, как известно Фалес Милетский заговорил о первоначале бытия. Что же было в самом начале мира, из чего всё было создано? Конечно, религиозное мировоззрение той эпохи влияло на мысли философов и они пытались найти общее между богами и бытием.

Так вот выше упомянутый Анаксимандр очень был увлечён мыслями о природе, собственно и сочинение его так называется "О природе". Он, так же как и его учитель, Фалес, задался вопросом о первоначале всего сущего. И таким началом назвал "апейрон" - что значит беспредельное. Если Фалес указывал на водную стихию, как начало всего, то Анаксимандр считал что:

  • в мире множество разных вещей, они не похожи друг на друга - значит первоначало тоже не похоже ни на что;
  • поэтому какая-либо стихия (вода, воздух, земля, огонь) всегда будет поглощать остальные, а отсюда следует, что тогда множество вещей невозможно;
  • первоначало не имеет ни начала, ни конца, его невозможно почувствовать и уловить органами чувств.

Апейрон , по мнению Анаксимандра, и есть первоначало всего сущего в мире.

У основателя науки и философии Фалеса, о котором мы говорили в прошлом посте – были современники и продолжатели в городе Милете, которых объединяют в "Милетскую школу" – это Анаксимандр и Анаксимен. Первый был постарше (610–546 гг до нэ), а его ученик с похожим именем – помладше (585–525 гг до нэ).

Анаксимандру идея с водой как первоосновой не понравилась. Если вода может преобразовываться во все, что угодно, значит, все что угодно может преобразовываться во все, что угодно. А значит, вода уже логически не может быть первоосновой. Анаксимандр предложил вместо воды неопределенное и беспредельное в пространстве и времени нечто, которое он обозвал "апейрон" . Вы его не видите и пощупать не можете, но он есть и он – первооснова всего сущего.

Тут кто-то скажет, что Анаксимандр изобрел Бога в более современном понимании, но в VI веке до н.э. больше верили в Зевса и компанию, да и эти боги были вполне себе материальными. Поэтому философ считал, что Вселенная образовалась без участия последних (еретик!).

Интересно посмотреть на строение мира по Анаксимандру. Если у Фалеса Земля бултыхалась в воде, то у Анаксимандра она была в форме… не плоского диска, не угадали. Земля была цилиндрической.

Солнце, Луна и звезды были не самими по себе небесными телами, а окошечками. Землю окружал огонь, но он был за непрозрачными перегородками, расположенными на нескольких уровнях: сначала звезды, потом Луна, потом Солнце. Окошечки открываются и мы видим свет. Гениально. Осталось только понять, как бы он объяснил солнечные затмения…

С появлением жизни на Земле философ не парился. Она самозародилась. Морское дно высыхало, а потом животные всякие и растения так раз! и возникли из воды и земли. Теория о самозарождении живых существ просуществовала аж до XIX века, когда была окончательно разрушена Луи Пастером и коллегами.

Тут к нашей компании присоединяется более молодой метафизик Анаксимен, ученик Анаксимандра, также с критикой первооснователя философии и науки. Довод его звучал примерно так: " Если уважаемый Фалес считает, что все произошло из воды, то не хочет ли он пояснить, каким же образом эта вода преобразуется во все сущее? А? " Фалесу, насколько мы знаем, было нечего ответить, кроме как: " А ты что предлагаешь? "

У Анаксимена была теория под кодовым названием "те же яйца, только в профиль" . По его мнению, первоосновой всего был… воздух. Воздух в разреженном виде, это – собственно воздух, а если его сгущать, то он станет водой, а если еще больше сгустить – то землей, а если нагреть – то огнем. Ну вы поняли. Еще немного спустя Анаксимен придумал теорию четырех стихий . Огонь, вода, воздух и земля. Классика мудрости, встречающаяся от "Пятого элемента" и "Аватара" до игры Lineage и прочих.

Ну а что вы хотели от древнегреческих философов? Чтобы они вам теорию атомов выстраивали? А хотя…

Про атомы мы в следующий раз поговорим. А пока не забудьте подписаться.

Если вы пропустили или забыли прочитать пост про первого ученого всея Греции, то можно нажать вот сюда.

Воду - первоосновой считал Фалес!! ! Воздух - Анаксимен!! ! Ферекид считал, что всё состоит из четырёх начал, одно из которых – земля. Гераклит Эфесский считал, что всё состоит из огня! Анаксимандр из Милета считал, что первооснова вещей – это апейрон (по гречески – бесконечное) , апейрон означает бесконечную делимость материи, вещество состоит из молекул, молекулы – из атомов, атомы – из элементарных частиц, элементарные частицы, возможно, состоят из кварков и так до бесконечности. Левкипп и Демокрит учили, что начала Вселенной сути атомы и пустота. Эмпедокл в Сицилии считал, что первооснову вещей составляют четыре стихии – огонь, вода, земля и воздух. Анаксагор считал, что первооснова - это гомеомерии («подобные частицы») : как золото состоит из так называемой золотой пыли, так и всё представляет собой связь подобных маленьких телец.

Вода - Фалес
Воздух - Анаксимен
Логос - Логос
Число - Пифагор
Апейрон - Анаксимандр
Атом - Демокрит

Читайте также: