В каких городах есть стена цоя

Обновлено: 03.07.2024

Виктор Цой не жил на Арбате, не упоминал его в интервью или песнях и ни разу не выступал на этой легендарной «тусовочной» улице Москвы. Несмотря на это, стена дома 37 в Кривоарбатском переулке стала местом притяжения для поклонников музыканта со всей страны.

Рассказываем, как появилась стена Цоя, с кем боролись неформалы на Арбате в 90-х, кто помогал им защищать стену от разрушения и кому на самом деле приходится родственницей Анита Цой.

Что представлял собой Арбат во времена заката СССР

В конце 80-х Арбат принадлежал «ларечникам» и был заставлен в несколько рядов палатками с матрешками, ушанками и расписными подносами. Стена Цоя, за которой сейчас находится гараж Московского окружного военного суда, расположена в переулке. Тогда и сейчас – это одно из немногих мест на Арбате, где нет шумной торговли. Именно этот уголок и облюбовали неформалы.

До того, как стена стала носить имя лидера группы «Кино», она была своеобразной социальной сетью для фанатов рок-музыки. На ней можно было найти информацию о полулегальных концертах в домах культуры, камерных «квартирниках» или адресах «вписок» – мест, где неформал из другого города мог переночевать, если приехал оторваться в столицу. Все объявления писали подручными средствами – красками или фломастерами.

Превращение стены в народный мемориал

Виктор Цой разбился на машине около полудня 15 августа 1990 года в Латвии. В тот же день о трагедии узнала арбатская тусовка. Печальная новость объединила рокеров, «ларечников» и даже жильцов соседних домов из числа творческой и номенклатурной элиты Москвы.

Последние недолюбливали шумных и странно одетых подростков, но вынесли для них свечи, чтобы те зажгли их рядом с будущим мемориалом, кто-то из фанатов раздобыл большую фотографию Цоя, а некоторые торговцы принесли напиток, который музыкант упоминал в песне «Мама-Анархия».

По воспоминаниям лидеров неформального движения тех лет, какой-то паренек позаимствовал краски для перил в одном из подъездов арбатских домов. Ими он вывел огромную надпись на стене, которая со временем стала официальным слоганом всех поклонников группы: «Цой жив!»

Как менялась арбатская тусовка

«Киноманы» любят повторять: «Цой не умер, а просто вышел покурить». Возможно, благодаря этой фразе и появилась традиция оставлять надломленные сигареты рядом со стеной, которая постепенно становилась все более популярным местом, привлекая уже не только фанатов Цоя, но и приверженцев самых разных молодежных субкультур.

К середине 90-х рядом стали тусоваться поклонники гранжа и группы Nirvana, а в помойках неподалеку копошились панки в поисках чего-нибудь съестного или горячительного. Иногда к мемориалу приезжали агрессивные подростки с рабочих окраин, которые жаждали проучить неформалов за необычный внешний вид, но им это не всегда удавалось. Объединившись, рокеры разных мастей давали достойный отпор ребятам в спортивных костюмах.

Какие политики защищали стену

Привычным делом на Арбате были попытки властей прогнать неформалов и закрасить стену Цоя. Но на ее защиту часто вставали известные политики и музыканты.

В 90-е годы Владимир Жириновский делал ставку на неформальную молодежь как на своих будущих избирателей. Он спонсировал концерты метал- и панк-групп, сам частенько ходил на них, а также бывал на Арбате и общался с местной тусовкой. Если у рокеров возникали проблемы, они всегда знали, что могут обратиться за поддержкой к Владимиру Вольфовичу. Еще политик нередко угощал неформалов пенным напитком.

Когда стену попытались ликвидировать в 2009 году в рамках проекта реконструкции здания, на ее защиту вышло политическое движение «Молодая гвардия». Оказывается, одним из лидеров партии был Алексей Радов – сын Егора Радова, контрибьютора культового для молодежи 90-х журнала «Птюч», и певицы Умки, которая была очень известна на Арбате. Алексей сам когда-то проводил там много времени, поэтому искренне хотел защитить стену, а заодно набрать политический вес.

Как стену спасала Анита Цой

Популярная в конце 90-х певица Анита Цой не приходится родственницей фронтмену «Кино». Она взяла фамилию мужа Сергея Цоя, который был пресс-секретарем мэра Москвы Юрия Лужкова.

Когда в 2016 году стену в очередной раз хотели закрасить и неизвестные провокаторы написали на ней «Цой мертв», Анита лично пришла на Арбат и в знак осуждения вандализма спела под гитару свою песню «Полет», посвященную Виктору. Вероятно, даже спустя шесть лет после отставки Лужкова, выступление жены пресс-секретаря экс-мэра Москвы в защиту стены впечатлило злодеев и провокации прекратились.

Виталий Калгин — писатель и один из главных исследователей творчества и жизни Виктора Цоя. Его новая книга «Виктор Цой. Последний год. 30 лет без Последнего героя» — масштабное расследование последнего года жизни музыканта, последних гастролей и деталей аварии 15 августа 1990 года. В книге собраны рассказы очевидцев, воспоминания, интервью близких людей и поклонников.

«Днем 16 августа 1990 года о смерти Цоя сообщили все радиостанции Советского Союза, телевизионные программы "Время" и "ТСН". Это трагическое событие не замалчивалось, как замалчивались смерти Высоцкого, Башлачёва и еще многих.

Журналист Дмитрий Шавырин вспоминал: Никакие связи, именуемые в народе блатом, не помогали. Билетов на Ленинград просто не было.

Ни близкие, ни родственники Виктора, ни группа "КИНО", ни официальные власти на тот момент совершенно не представляли, как поклонники "КИНО" отреагируют на случившееся, а огромное их количество уже двигалось по направлению к Ленинграду… В те дни купить билеты в Питер было невозможно. Люди срывались толпами, ехали на перекладных, "стопом", на "собаках" — чтобы только успеть… Увидеть… Проститься…

Растерянная рок-клубовская администрация просто не знала, что делать. Дежурившей во дворе "скорой" тоже пришлось несладко. Несколько человек вскрыли вены во дворе рок-клуба, и пришлось немедленно направлять их в больницы.

В огромной толпе плачущих людей постоянно кому-нибудь становилось плохо, и работы у врачей было более чем достаточно… На ходу придумывались способы немного утихомирить неуправляемую толпу. К примеру, как только из толпы слышались призывы "уйти вместе с Витей", администрацией рок-клуба тут же объявлялась минута молчания в память о Викторе, что на какое-то время остужало не в меру горячие головы.

Книга Виталия Калгина «Виктор Цой. Последний год. 30 лет без Последнего героя» Книга Виталия Калгина «Виктор Цой. Последний год. 30 лет без Последнего героя»

По легенде — первыми на Стене написали Олег Шматченко из Одессы и его девушка, гулявшие по Арбату и узнавшие о гибели Цоя. Имя девушки осталось неизвестным. Известно лишь, что с конца 1990 года эта девушка жила у могилы Виктора Цоя на Богословском кладбище.

Стена на Арбате стала своеобразным алтарем, средством выражения горя людей, которые не могли попасть в те дни в Питер. Подобные стены Виктора Цоя в те дни появлялись в каждом мало-мальски уважающем себя советском городе от Москвы до Нарьян-Мара.

Журналист Татьяна Сулимова напишет: После смерти Цоя началось целое движение по созданию локальных мемориалов в каждом городе Союза, а иногда даже и в маленьких деревнях. Но Цой пел нам не свои песни — он их считывал с души поколения и облек в форму то, что не сказали, но чувствовали сотни тысяч молодых людей. »

Среди живописного исторического величия, среди зданий, над которыми трудились выдающиеся российские и европейские архитекторы, находится обшарпанная и расписанная граффити стена. На стене изображён лик одного героя, ставшего культовым для нескольких поколений.

Стена Виктора Цоя находится по адресу: Арбат, дом №37. Стена очень контрастирует на фоне изысканных зданий, памятников архитектуры, утончённых ресторанов.

Кажется, что оказался на окраине какой-нибудь провинции, а не в самом центре Москвы.

Обратите внимание на фото ниже, где два уличных музыканта (а в этом месте всегда сидят творческие люди, исполняют хиты рок-музыканта) поют: обшарпанная дверь, на стенах надписи фломастером, под скамьёй груда мусора.

Но что это, если не выражение народной любви — стена?

Появилась она в 1990 году сразу после смерти музыканта. Рождение стены началось с надписи

Следом неизвестный добавил:

Фраза стала культовой, а Виктор Цой - культовым явлением в истории российского рока.

Стена на улице Арбат в Москве стала неофициальным мемориалом Цоя практически сразу после его гибели. Артем Колганов рассказывает, как за 30 лет изменилась — вместе с остальным городом — стена Цоя на Арбате


Когда появилась стена Цоя, неизвестно. Популярная легенда гласит, что в день смерти музыканта на стене появилась соответствующая надпись, в ответ на которую кто-то приписал «Цой жив» большими черными буквами. Есть и менее известная, но более правдивая история: стена еще с середины 1980-х была местом встречи неформалов, которые с помощью надписей делились информацией о квартирниках и концертах. Но, несмотря на излишний романтический флер, надпись «Цой жив» не просто лежит в основании легенды о стене, но и служит метафорой всего ее существования.


Стена в 1990 году. Фото: Андрей Соловьев/ТАСС

Арбат тридцатилетней давности выбивался из московского ландшафта: первая пешеходная улица Москвы в конце 1980-х стала напоминать непрерывный фестиваль. Центральное расположение притягивало уличных художников и музыкантов — надписи на стене стали для них редкой возможностью обозначить свое присутствие в городе. Такого разнообразного контингента, как на Арбате, в городе было невозможно встретить. Стена органично дополнила причудливый арбатский пейзаж. Впервые в советской неформальной истории представители субкультур организовали собственное пространство в центральном районе и перестали использовать город как укрытие.


Смерть Цоя изменила предназначение места: из пространства всеобщей коммуникации арбатская стена превратилась в точку коллективной памяти. Стена стала более закрытой — после гибели музыканта в августе 1990 года фанаты почти полгода охраняли ее от вмешательства властей. Функция места при этом не изменилась: оно осталось точкой встречи неформалов. Однако теперь стена так или иначе связывалась с воспоминаниями о Цое.

Парадоксально, но стена никогда не была связана с музыкантом географически: Цой не жил на Арбате, не выступал там и даже не упоминал его в интервью. После смерти музыканта стена превратилась в пристанище для поклонников, которые не могли посетить связанные с ним места — например, Богословское кладбище в Ленинграде. Многочисленным фанатам было важно сохранить не только стену, но и ее атмосферу: с августа 1990-го они на протяжении полугода круглосуточно охраняли место от посягательств властей. Видимая доступность места сменилась приватным выражением памяти.

На протяжении 1990-х годов стена оставалась своеобразным закрытым объектом. Однако меняющаяся политическая ситуация влияла и на восприятие городского пространства. Границы между официальным и неформальным постепенно стирались. Стена начала притягивать не только фанатов Виктора Цоя, но и туристов или случайных прохожих. Первым она компенсировала нехватку пространства для общения, вторым — недостаток оригинальных монументов. Из локального места силы стена превратилась в центральную достопримечательность.


Возросшая популярность стены спровоцировала раскол в отношении к ней. Горожане заговорили о месте как о памятнике, дальнейшая судьба которого — в руках не поклонников Цоя, но самих москвичей. Городские власти тогда не проявляли резкого интереса к стене, поэтому вид места начали определять активисты. В 2006 году группа Art Destroy замазала стену черной краской. Как показывает название группы, они протестовали не против Цоя, но против художественной ценности мемориала. Акция стала первой проверкой на прочность для стены (ее еще с начала 2000-х перестали охранять фанаты), и она с ней справилась: через несколько дней поверх черной краски появились новые надписи в память о Цое.

Попытка московских властей избавиться от стены окончательно закрепила за ней статус народного мемориала. Проект реконструкции 2009 года, который предполагал частичное уничтожение стены, горожане встретили крайне негативно: их возмутил не только факт изменений, но и риторика чиновников: власти назвали стену «пристанищем городских маргиналов». После нескольких протестов в поддержку места от реконструкции отказались.

В последнее десятилетие стена пережила еще несколько громких акций: это и надпись «Цой мертв» в 2016 году, и граффити динамовских фанатов «Перемен требуют наши сердца», и неоднократное перекрашивание стены коммунальными службами. Неизменным осталось социальное восприятие места: для москвичей она стала постоянно изменяющимся памятником, внешний вид которого куда менее важен, чем его предназначение. История стены Цоя не имеет точной даты начала, но у нее не будет и точной даты конца — коллективная память может существовать вечно.

Читайте также: