Тугарин змей в реальной жизни существовал ли

Обновлено: 02.07.2024

Мы знаем их с самого детства, хотим быть похожими на них, ведь они настоящие супергерои — былинные витязи. Они совершают нечеловеческие подвиги, но и у них, русских богатырей, были свои реальные прототипы.

Алёша Попович — младший из троицы былинных богатырей. Он выглядит наименее воинственным, вид его не грозный, скорее скучающий. Это объяснимо — ему скучно без брани, без авантюр, на которые он был склонен, поскольку врагов побеждал скорее не силой, а смекалкой и хитростью. Он самый нетипичный из всех богатырей, не слишком добродетельный, хвастливый, падок до слабого пола.

Традиционно Алешу Поповича соотносят с ростовским боярином Александром Поповичем, о котором есть не одно упоминание в Никоновской летописи. Он участвовал в Липецкой битве, а погиб в 1223 году в битве на реке Калке.

Однако, как из песни не выкинешь слов, так из былины не выкинешь подвига. Алеша Попович прославился двумя главными подвигами — победой над Тугариным змеем и над Идолищем поганым. Версия сопоставления былинного богатыря с Александром Поповичем не объясняет ни одно из этих достижений, поскольку победы над Идолищем поганым, и над Тугариным змеем были одержаны за два века до битвы на Калке.

Другую версию о том, кто был прототипом Алёши Поповича рассказал искусствовед Анатолий Маркович Членов. Он считает, что более правильно сопоставлять Алешу Поповича с сыном боярина и соратником Владимира Мономаха Ольбергом Ратиборовичем.

По «Повести временным лет» именно он убил в 1095 году по приказу князя приехавшего на переговоры в Переяславле половецкого хана Итларя, расстреляв его из лука сквозь дыру в крыше. Борис Рыбаков, в частности, писал, что имя Идолище, по всей вероятности, является искажением Итларя через форму «Итларище поганый». Характерно, что во всей былинной традиции именно убийство Идолища поганого является единственным примером убийства врага во дворце, а не в «чистом поле».

Второй подвиг Алеши Поповича — победа над Тугариным змеем. Прототип «змея» филологи нашли ещё в XIX веке, в начале XX версию озвучил Всеволод Федорович Миллер. «Тугарын змей» — это половецкий хан Тугоркан из династии Шураканидов. Шарукан у половцев означало как раз «змея».

Таким образом, все складывается. По версии Бориса Рыбакова, имя Ольберг с течением времени трансформировалось в христианское Олеша, а сопоставление Алеши Поповича с историческим воеводой Александром Поповичем, по версии Дмитрия Лихачева, более позднее.

На картине Васнецова Добрыня изображен в виде зрелого ратника с окладистой бородой, тогда как во всех былинах Добрыня — добрый молодец. Есть мнение, что во внешность Добрыни Васнецов писал отчасти самого себя. Окладистая борода как бы намекает. Имя «Добрыня» обозначает «мягкосердие богатырское». Былинный Добрыня также имеет прозвище «млад», он силен, является защитником «несчастных жен, вдов и сирот». Кроме того, он креативен — играет на гуслях и поет, азартен — не избегает игры в тавлеи. В речах Добрыня разумен, знает тонкости этикета. По всему видно, что он не простолюдин. Как минимум — князь-дружинник.

Былинный Добрыня сопоставляется филологами (Хорошев, Киреевский) с летописным Добрыней, дядей князя Владимира Святославовича. Исторически, Никитич — это не отчество, отчество у реального Добрыни вполне голливудское — Малкович. А были Малковичи из села Низкиничи. Считается, что «Никитич» — как раз трансформированное народом «Низкинич».

Летописный Добрыня сыграл большую роль в истории Руси. По «Повести временных лет» именно он посоветовал новгородским послам позвать к себе княжить Владимира, он же посодействовал женитьбе племянника на половчанке Рогнеде. За свои дела Добрыня, после смерти брата Владимира Ярополка, стал новгородским посадником и участвовал в крещении Новгорода.

Если верить Иоакимовской летописи, крещение проходило болезненно, «Путята крести мечом, а Добрыня огнем», дома строптивых язычников приходилось жечь. Раскопки, к слову, подтверждают большой новгородский пожар в 989 году.

Илья Муромец — старший из «младших богатырей». В нем все — наше. Сначала сидел на печи, потом чудесным образом исцелился, затем служил на князя, время от времени ссорился с ним, после дел ратных — ушел в монахи.

Прототип нашего главного витязя — Святой Илия Печерский, мощи которого покоятся в ближних пещерах Киево-Печерской лавры. У Ильи Муромца было прозвище, его называли также «Чоботок». Чоботок — это сапожок. О том, как Илья Муромц получил это прозвание можно прочесть в сохранившемся документе Киево-Печерского монастыря: «Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка, говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог, и так как второпях он не смог захватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище».

То, что Илия Печерский и есть Илья Муромец подтверждает и изданная в 1638 году книга «Тератургима». В ней монах из лавры Афанасий Кальнофойский говорит, что в пещерах почивает Святой Илия, которого таке называют Чибитьком. Земную жизнь богатыря «Тератургима» относит к XII веку.

Новые доказательства идентичности исторического Илии Печерского и Ильи Муромца появились в 1988 году, когда в Киев-Печерскую лавру была направлена Межведомственная комиссия Минздрава УССР.

Рост Илии Печерского при жизни составлял 177 см, что для Древней Руси было внушительно. Указанию былин на неподвижность св. Илии до 30 лет соответствуют данные о долгой болезни позвоночника. По заключению ученых, подвижник был воином, об этом свидетельствовали костные мозоли на ребрах, сросшихся после переломов. Кроме этого, на теле обнаружено много других боевых ран, одна из которых стала, по-видимому, смертельной.


В былинах одним из противников богатырей Добрыни Никитича и Алёши Поповича выступает Тугарин Змей (или Змеевич). Это мифическое прожорливое чудовище, которое, вдобавок, распоряжается в стольном граде Киеве как у себя дома: окрутило-охомутало князя Владимира Красное Солнышко, собирается жениться на княжне. А самое интересное, что многим боярам и купцам нравится власть Тугарина Змея.


Таким образом, Тугарин Змей это нечто вроде дракона в известной пьесе Евгения Шварца «Убить дракона», а один из богатырей – прообраз Ланцелота в этой пьесе. Алёша Попович (или Добрыня Никитич) вызывает Тугарина Змея на поединок, убивает его и освобождает от его власти и его гипноза стольный Киев (хотя этому, кажется, не все рады).

Тугарин = половецкий хан Тугоркан

Считается, что у Тугарина Змея есть исторический прототип, возможно, даже не один. Историк А.Н. Веселовский считал имя Тугарин искажением новогреческого «дракон», то есть напрямую выводил былину о борьбе с Тугарином Змеем из средневекового эпоса о поединках рыцарей с драконами.

Правда, большинство исследователей, основываясь на созвучии, считали, что в имени Тугарин отразилось искажённое имя половецкого хана Тугоркана. Чем он знаменит?


Имя Тугоркан впервые встречается в византийских источниках конца XI века. В 1091 году император Алексей Комнин призвал на помощь против печенегов и сельджуков половецкие орды ханов Боняка и Тугоркана. Половцы разбили печенегов. В этом походе вместе с половцами принимал участие один из русских князей – Василько Ростиславич.

В 1093 году Тугоркан и Боняк напали на владения киевского князя Святополка Изаславича. Война складывала неудачно для русов, Святополк дважды потерпел поражение, и ему пришлось заключить мир на условиях породнения с половцами. Святополк взял в жёны одну из дочерей Тугоркана, которую в крещении назвали Еленой.

Однако родство с Тугорканом не принесло мира в русские земли. В 1095 году Тугоркан снова вторгся в них. На помощь Святополку пришёл черниговский князь Владимир Мономах. В 1096 году князья разбили половцев на реке Трубеже, причём в битве погиб сам Тугоркан.


Другие версии

По мнению одних историков, Тугоркан запомнился на Руси как жестокий разоритель и крайне вероломный хан. Брак Святополка на дочери Тугоркана мог восприниматься как признак зависимости киевского князя от половецкого хана, что отразилось в сюжете былин. Прообразом богатыря в данном случае мог выступать князь Владимир Мономах – известный борец с половецкой угрозой во всю свою жизнь.

Однако другие обращают внимание на то, что Святополк уважительно относился к своему тестю. После его гибели в битве на Трубеже он отыскал и с почестями похоронил его тело. Наверняка его чувства разделяли многие киевляне, так что отношение русов к Тугоркану было неоднозначным.


Поэтому есть и другие отождествления Тугарина, хотя они и считаются менее вероятными. Про одно из них – с драконом – мы упомянули выше. Есть мнения, что в имени Тугарина отразилось библейское имя Тогарма – так звали внука Яфета, который считался родоначальником тюркских народов. В Тугарине могло найти отзвук имя верховного божества тюрок Тенгри. Не исключено, впрочем, что каждое из близко созвучных имён способствовало складыванию имени былинного персонажа Тугарина.

Когда я смотрел на картину В.Васнецова «Богатыри», то всегда обращал особое внимание на образ Алёши Поповича – слишком уж нетипично он выглядит для древнерусского богатыря, и взгляд у него то ли хитрый, то ли слегка безумный. В комедийном мультфильме «Алёша Попович и Тугарин змей» он, в свою очередь, показан весьма недалёким человеком, предлагающим всем «отведать силушки богатырской».

Так выглядят Алёша Попович и Тугарин Змей в одноимённом мультфильме Так выглядят Алёша Попович и Тугарин Змей в одноимённом мультфильме

Былинный образ Алёши достаточно противоречив. Он не отличается выдающейся физической силой, но компенсирует это своей хитростью, удалью и коварством. Богатырю свойственно хвастовство и довольно острый, порой недобрый юмор, за что его осуждают Илья Муромец и Добрыня Никитич.

Меня заинтересовали два вопроса: есть ли у Алёши Поповича некий исторический прототип, и кем на самом деле мог быть его антагонист – Тугарин Змей.

Итак, в Никоновской летописи упоминается о неком ростовском боярине Александре (сокращённо его называли Олёша) Поповиче. Исходя из данных одной из былин, где сказано, что Алёша Попович – «сын попа Леонтия Ростовского», краевед А.Артынов предполагает, что родина прообраза богатыря – деревня Селище Ростовского района Ярославской области. Что же ещё известно об Александре Поповиче? Этот человек был отборным воином, служившим князю Всеволоду Большое Гнездо и его сыну Константину. Попович знаменит тем, что одолел нескольких сильнейших воинов Юрия Всеволодовича, который конфликтовал с Константином Всеволодовичем. Смерть же настигла его в 1223 году, во время неравного боя с татаро-монголами на реке Калке.

В целом, фигура Александра Поповича, обросшая легендами и превратившаяся в собирательный образ, могла превратиться в былинного Алёшу. Однако есть одна нестыковка – в этой версии не упоминается главный подвиг богатыря – победа над Тугарином Змеем (другая версия имени – Тугарин Змеевич).

Получается, что Александр Попович жил в разное время с Тугорканом и не мог быть причастен к победе над ним. Но версия искусствоведа А.Членова решает это противоречие – по его мнению, прототип Алёши Поповича – Ольберг Ратиборович, приближённый Владимира Мономаха. Ольберг участвовал в битве с Тугорканом, а также прославился тем, что убил хана половцев Итларя в 1095 году. Историки привели дополнительные аргументы в подтверждение этой точки зрения. Б.Рыбаков отмечает, что имя Ольберг со временем превратилось в христианское Олёша (или Алёша), а Д.Лихачёв считает, что Александр Попович был признан прообразом богатыря намного позже, чем были написаны русские былины.

На мой взгляд, вторая версия выглядит более состоятельной, и Ольберг Ратиборович, победитель половецких ханов, вполне достоин того, чтобы стать легендарным богатырём Алёшей Поповичем. Не стоит забывать и о другом – в первую очередь важно не то, с кого писали былинные образы, а то, что в основе подвигов каждого из богатырей лежит героизм русских воинов, с древнейших времён защищающих нашу землю от врагов и коварных захватчиков.

Тем временем, по телевизору и в кинотеатрах мы постоянно наблюдаем за супергероями из комиксов Marvel, спасающими мир, а наши собственные герои – богатыри, предстают перед нами главным образом в комедийных мультфильмах. Не знаю, изменится ли когда-нибудь эта ситуация, но надеюсь, что после прочтения этой статьи кто-то заинтересуется былинами о русских богатырях.

Мы знаем их с самого детства, хотим быть похожими на них, ведь они настоящие супергерои - былинные витязи. Они совершают нечеловеческие подвиги, но и у них, русских богатырей, были свои реальные прототипы.

Алёша Попович - младший из троицы былинных богатырей. Он выглядит наименее воинственным, вид его не грозный, скорее скучающий. Это объяснимо - ему скучно без брани, без авантюр, на которые он был склонен, поскольку врагов побеждал скорее не силой, а смекалкой и хитростью. Он самый нетипичный из всех богатырей, не слишком добродетельный, хвастливый, падок до слабого пола. Традиционно Алешу Поповича соотносят с ростовским боярином Александром Поповичем, о котором есть не одно упоминание в Никоновской летописи. Он участвовал в Липецкой битве, а погиб в 1223 году в битве на реке Калке.

Однако, как из песни не выкинешь слов, так из былины не выкинешь подвига. Алеша Попович прославился двумя главными подвигами - победой над Тугариным змеем и над Идолищем поганым. Версия сопоставления былинного богатыря с Александром Поповичем не объясняет ни одно из этих достижений, поскольку победы над Идолищем поганым, и над Тугарнином змеем были одержаны за два века до битвы на Калке.

Другую версию о том, кто был прототипом Алёши Поповича рассказал искусствовед Анатолий Маркович Членов. Он считает, что более правильно сопоставлять Алешу Поповича с сыном боярина и соратником Владимира Мономаха Ольбергом Ратиборовичем.

По «Повести временным лет» именно он убил в 1095 году по приказу князя приехавшего на переговоры в Переяславле половецкого хана Итларя, расстреляв его из лука сквозь дыру в крыше. Борис Рыбаков, в частности, писал, что имя Идолище, по всей вероятности, является искажением Итларя через форму «Итларище поганый». Характерно, что во всей былинной традиции именно убийство Идолища поганого является единственным примером убийства врага во дворце, а не в «чистом поле».

Второй подвиг Алеши Поповича - победа над Тугариным змеем. Прототип «змея» филологи нашли ещё в XIX веке, в начале XX версию озвучил Всеволод Федорович Миллер. «Тугарын змей» - это половецкий хан Тугоркан из династии Шураканидов. Шарукан у половцев означало как раз «змея». Таким образом, все складывается. По версии Бориса Рыбакова, имя Ольберг с течением времени трансформировалось в христианское Олеша, а сопоставление Алеши Поповича с историческим воеводой Александром Поповичем, по версии Дмитрия Лихачева, более позднее.

На картине Васнецова Добрыня изображен в виде зрелого ратника с окладистой бородой, тогда как во всех былинах Добрыня - добрый молодец. Есть мнение, что во внешность Добрыни Васнецов писал отчасти самого себя. Окладистая борода как бы намекает. Имя «Добрыня» обозначает «мягкосердие богатырское». Былинный Добрыня также имеет прозвище «млад», он силен, является защитником «несчастных жен, вдов и сирот». Кроме того, он креативен - играет на гуслях и поет, азартен - не избегает игры в тавлеи. В речах Добрыня разумен, знает тонкости этикета. По всему видно, что он не простолюдин. Как минимум - князь-дружинник. Былинный Добрыня сопоставляется филологами (Хорошев, Киреевский) с летописным Добрыней, дядей князя Владимира Святославовича. Исторически, Никитич - это не отчество, отчество у реального Добрыни вполне голливудское - Малкович. А были Малковичи из села Низкиничи. Считается, что «Никитич» - как раз трансформированное народом «Низкинич». Летописный Добрыня сыграл большую роль в истории Руси. По «Повести временных лет» именно он посоветовал новгородским послам позвать к себе княжить Владимира, он же посодействовал женитьбе племянника на половчанке Рогнеде. За свои дела Добрыня, после смерти брата Владимира Ярополка, стал новгородским посадником и участвовал в крещении Новгорода.

Если верить Иоакимовской летописи, крещение проходило болезненно, «Путята крести мечом, а Добрыня огнем», дома строптивых язычников приходилось жечь. Раскопки, к слову, подтверждают большой новгородский пожар в 989 году.

Илья Муромец - старший из «младших богатырей». В нем все - наше. Сначала сидел на печи, потом чудесным образом исцелился, затем служил на князя, время от времени ссорился с ним, после дел ратных - ушел в монахи. Прототип нашего главного витязя - Святой Илия Печерский, мощи которого покоятся в ближних пещерах Киево-Печерской лавры. У Ильи Муромца было прозвище, его называли также «Чоботок». Чоботок - это сапожок. О том, как Илья Муромц получил это прозвание можно прочесть в сохранившемся документе Киево-Печерского монастыря: «Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка, говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог, и так как второпях он не смог захватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище».

То, что Илия Печерский и есть Илья Муромец подтверждает и изданная в 1638 году книга «Тератургима». В ней монах из лавры Афанасий Кальнофойский говорит, что в пещерах почивает Святой Илия, которого таке называют Чибитьком. Земную жизнь богатыря «Тератургима» относит к XII веку.

Новые доказательства идентичности исторического Илии Печерского и Ильи Муромца появились в 1988 году, когда в Киев-Печерскую лавру была направлена Межведомственная комиссия Минздрава УССР. Рост Илии Печерского при жизни составлял 177 см, что для Древней Руси было внушительно. Указанию былин на неподвижность св. Илии до 30 лет соответствуют данные о долгой болезни позвоночника. По заключению ученых, подвижник был воином, об этом свидетельствовали костные мозоли на ребрах, сросшихся после переломов. Кроме этого, на теле обнаружено много других боевых ран, одна из которых стала, по-видимому, смертельной.

Читайте также: