Транспорт цсн фсб каратель

Обновлено: 05.07.2024

Эту опасную даже на первый взгляд бронемашину первыми увидели и засняли на многочисленные видео обычные автомобилисты на трассе под Набережными Челнами. Производители подробностей о ней не сообщают, однако если секретную башню танка «Армата» представили широкой публике закутанной в брезент, то «Фалькатус» катился в сопровождении бронированного КАМАЗа «Викинг» во всей своей жутковатой красе. Часто его ошибочно принимали за концепт бронеавтомобиля «Каратель», разрабатывавшийся в свое время на ЗИЛе. Уж больно машины оказались похожими.

«Каратель» из нулевых

Тактико-техническое задание по созданию принципиально нового бронеавтомобиля, который можно было бы успешно применять в ходе военных действий против иррегулярных формирований, Минобороны РФ выдало на конкурсной основе нескольким российским профильным предприятиям еще в 2002 году.

Тема получила условное, но вполне говорящее название «Каратель». Только что отгремела вторая чеченская кампания (а режим вялотекущей контртеррористической операции, напомним, был отменен в Чечне только в 2009 году). И как раз в ходе КТО выяснилось, что российской армии и спецслужбам очень не хватало именно бронетранспортера класса MRAP (транспортера, имеющего круговое противопульное бронирование и минную защиту, в том числе – от мощных самодельных фугасов).

Первым некоторых результатов достиг концерн ЗИЛ, разрабатывавший броневик «традиционного» вида, получивший первоначально рабочее название «Медведь» и перспективный броневик принципиально нового дизайна, который сами конструкторы прозвали за характерную форму «Клопом».

Для «Клопа» на ЗИЛе разрабатывали специальное шасси, но макет в натуральную величину, который построили к сентябрю 2009 года, как говорят, был собран на КАМАЗовских мостах. Говорят – потому, что машина не сохранилась. У ЗИЛа начались серьезные производственно-финансовые проблемы, и Минобороны в такой ситуации финансировать бронемашину не рискнуло, отдав в результате предпочтение «Тигру». И макет «Клопа-Карателя» попросту разобрали.

На фото: ГАЗ 29753 "Tiger III", 2002

Меч или древняя акула

Машины, замеченные и заснятые народными умельцами весной 2015 года, явно отличаются от тощенького «Клопа» своим брутальным видом. Это похожий, но совсем другой бронеавтомобиль – «Фалькатус» (Falcatus), который разрабатывает, по всей видимости, совместно с КАМАЗом московское ЗАО “Форт Технология” в интересах Центра специального назначения (ЦСН) ФСБ. На КАМАЗе свое участие в разработке броневика не подтверждают, но и не опровергают. На официальном сайте компании про «Фалькатус» нет ни слова, впрочем, сайт ЗАО «Форт Технология» вообще находится «в стадии разработки».

Назван броневик в честь изогнутого кельтского меча – Falcatus или Falcatа. Если кому-то больше нравится фауна, то фалькатус – это еще и предок современной акулы, живший 320 млн лет назад. Ну а любители флоры могут производить название от комнатного цветка Аспарагус Фалькатус (Asparagus Falcatus).

Собственно говоря, ЗАО «Форт Технология», в первую очередь, – разработчик, производитель и поставщик пулезащитной экипировки. По информации СМИ, компанией был разработан и внедрен в производство ряд баллистических материалов и броневых композиций для бронежилетов и пулезащитных шлемов.

Экипировку, разработанную и произведенную компанией, используют ФСБ и ФСО, в частности – бронежилеты «Гренадер» и «Дефендер». Можно предположить, что ЗАО «Форт Технология» разрабатывает, в первую очередь, броню и элементы конструктивной защиты. Кстати, макет «Клопа» никакой брони не имел.

Шасси для ралли

По информации из открытых источников, создан российский штурмовой бронеавтомобиль на шасси спортивного грузового автомобиля КамАЗ-4911 (колесная формула 4×4, полная масса – 12 т, двигатель ЯМЗ-7Э846 мощностью 730 л.с., максимальная скорость — 200 км/ч, угол преодолеваемого подъема – не менее 36 градусов, радиус поворота – 11,3 м, расход топлива – 30 л на 100 км при скорости 60 км/ч).

«Защищенный автомобиль ЦСН» имеет боевую массу не менее 12 тонн и, по всей видимости, рассчитан на перевозку 10 человек. Внешняя схожесть с «Клопом» объясняется тем, что дизайн разрабатывал один и тот же специалист – Святослав Саакян, работавший в «нулевые» на ЗИЛе, а позже получивший соответствующий заказ от ЗАО «Форт Технология».

original-azda6dkebpc.jpg

Посадка и высадка экипажа и десанта производится через четыре боковые двери (передние открываются по ходу движения, задние – против). Двери сконструированы так, что в них можно грузить носилки с ранеными. Стекла бронированные, без защитных металлических щитков. Лобовое стекло имеет наклон под острым углом, что, возможно, ухудшает обзор, но увеличивает защиту (пули, осколки и даже выстрелы из гранатомета будут рикошетить).

В бортах под узкими горизонтальными окошками имеется по пять амбразур для стрелкового оружия. Аналогичное окошко и амбразура есть в корме. Десант размещается спина к спине, как в БТР-82А. В крыше имеется круглый люк с возможностью установки оружейного модуля. Днище V-образное для дополнительного рассеивания энергии взрыва мины или фугаса. Колеса защищены от пуль и осколков стальными крыльями.

Что дальше?

Решительно непонятно. Никакой информации о дальнейшей судьбе «Фалькатуса-Карателя» не имеется – ни дат постановки на конвейере, ни планов принятия на вооружение. Мы продолжим следить за ситуацией.

Последние несколько лет отмечены тем фактом, что в нашей стране создаются новые типы бронеавтомобилей для армии и МВД. Вокруг этой положительной тенденции постоянно ведутся споры, а каждая новость только подливает масла в их огонь. Тема «Каратель» стала типичным представителем броневиков, ставших предметом широкого обсуждения. Напомним, что широкой общественности стало известно о ней еще несколько лет назад, но тогда в общий доступ попало крайне мало информации. Стали известны только название конкурса и примерное предназначение готовой машины. Само собой, это не обрадовало любителей автомобильной и военной техники, а заодно и послужило причиной огромного количества домыслов. Стоит особо отметить претензии к названию темы. В простом, хотя и суровом слове «Каратель» некоторые граждане увидели аллюзии на молодчиков в серой форме и со «шмайссерами», а другие стали задаваться вопросом, кого же этот «Каратель» будет карать? Уж не их ли, интеллигентных и совестливых, но несогласных с режимом? Однако все это можно признать специфическим ходом обсуждения, вызванным дефицитом информации о проекте.

Броневик «Каратель». Четырехколесная загадка

В последних числах марта обсуждение «Карателя» возобновилось с новой силой. Его подстегнула всего одна фотография, сделанная на Дмитровском полигоне. Может быть, она и осталась бы незамеченной, но… Во-первых, к фото не было приложено никакой официальной информации, а во-вторых, запечатленная машина выглядела очень необычно. В итоге далеко не сразу выяснилось, кто автор проекта, а к тому времени многие отметили, что подобной технике скорее место в фантастических фильмах или компьютерных играх. И в правду, «Каратель» с фото похож на гибрид Бэтмобиля (транспортное средство Бэтмена) и броневика из игры Half-Life 2. Естественно, это привлекло внимание. И сразу же любители техники, испытывая информационный голод, попытались «вытащить» из фотографии столько информации, сколько можно. Попробуем присоединиться к ним и провести аналитическую работу.

В некоторых источниках под новым фото «Карателя» указывалось, что это разработка завода КАМАЗ. Однако вскоре выяснилось, что в Набережных Челнах работают над конкурсным проектом, но к обсуждаемой машине их проект отношения не имеет. Дело в том, что фантастический броневик на недавно появившихся фотографиях был сделан на заводе ЗиЛ. Еще позже появилась информация, что Камский автозавод все же имеет некоторое отношение к ЗиЛовскому «Карателю»: продемонстрированная машина сделана на базе шасси КАМАЗ 4911. Кроме того, по непроверенным данным, к проекту завода ЗиЛ имеет отношение некая фирма «Форт Технология», которая отвечает за бронезащиту нового транспортного средства. Наконец, в деле запутывания ситуации свою роль сыграла надпись на «кенгурятнике» новой машины. Вместо вполне логичных и понятных букв «ЗиЛ» там написаны некие «ЦСН», что, как стало ясно немного позже, расшифровывается как «Центр Специального Назначения». Осталось только выяснить, к какому силовому ведомству этот центр относится. В общем, ситуация сложная и запутанная. Официальной информации почти нет, да и та пришла в оборот через третьи руки. Если даже происхождение машины является столь таинственным, то что же ожидать от конструкции?

Если слухи о камазовской ходовой окажутся правдой, то можно сделать некоторые выводы о силовой установке и ходовых качествах «Карателя». 730-сильный восьмицилиндровый дизель ЯМЗ-7Э846 спортивного грузовика КАМАЗ 4911 позволяет ему разгоняться до двухсот километров в час. В сочетании с полной массой до 12 тонн это требует огромного расхода топлива – порядка 100 литров на 100 км. Возможно, некоторое снижение характеристик изначально спортивного шасси, к примеру, снятие турбонаддува и упрощение трансмиссии, позволит броневику на базе «4911» иметь сносные показатели не только в ездовом аспекте, но и в экономическом. Так, большинство современных броневиков имеют максимальную скорость около ста километров в час, а расход горючего обычно не превышает 20 литров на «сотню». Так или иначе, исходная ходовая от КАМАЗ 4911 не является приемлемой для полноценной боевой машины и требует доработок. Были ли они и, если да, то какие именно, пока неизвестно. ЗиЛ всячески скрывает эту информацию. Также существует версия о ходовой части собственной разработки Завода имени Лихачева. Но в этом случае в анализе вообще неоткуда отталкиваться.

Не менее загадочен и кузов нового броневика. На имеющейся фотографии с Дмитровского полигона, равно как и на протекшей в сеть пару лет назад, оба прототипа смотрятся достаточно странно. В частности вызывает вопросы компоновка передней части. Если моторное отделение и капот выглядят достаточно нормальным, то следующее за ним остекление вызывает массу вопросов. Уж очень непривычны подобные стекла на автотранспорте: большие и расположенные под острым углом к горизонтали. Можно только догадываться, каково водителю смотреть на дорогу через них и каковы углы обзора. В то же время, недостаточный обзор вперед-вниз, в котором немало людей уже успели обвинить зиловский «Каратель», на фоне более серьезной бронетехники выглядит не таким уж и плохим. К сожалению, обе имеющиеся фотографии автомобиля сделаны так, что оценить его габариты с достаточной точностью не представляется возможным. В то же время, есть основания «подозревать» корпус машины в некоторой сжатости по вертикали. В таком случае голова водителя находится достаточно близко к потолку кабины, что в сочетании с конструкцией стекол и капота может служить прозрачным намеком. Похоже, «Каратель» от завода ЗиЛ по обзору с места водителя в некоторой мере напоминает грузовики капотной схемы.







Однако насчет расположения водителя и обзора с его места точных данных нет. В Интернете имеются некие концепт-арты «Карателя», якобы имеющие самое прямое отношение к проекту и якобы просочившиеся из конструкторского бюро. На них видна примерная компоновка салона и оригинальная конструкция дверей. Так, при открытии их верхняя часть уходит вверх (крепится к крыше на петле), а поддерживаемая тросами нижняя – вниз, где служит ступенькой. При этом передние двери вместе с задними образуют достаточно широкие люки без центральных стоек. Вероятно, именно таким образом можно обеспечить нормальное открытие дверей при специфических обводах боков кузова, а также сделать посадку и высадку более удобными. На тех же 3D-рисунках можно заметить, что через каждую заднюю боковую дверь открывается доступ к двум креслам. Таким образом, вместе с водителем в такой комплектации одновременно могут ехать еще пять солдат (один на переднем сидении и четверо на задних). За «десантным отделением», по-видимому, располагается багажное. На имеющихся фото броневика его почти не видно, но куда лучше оно заметно на все тех же концепт-артах. На задней части машины имеется достаточно широкий грузовой люк с двумя створками. Примечательно, что створки эти имеют ковшеобразную форму и выступают за пределы кузова машины. Остается только гадать, зачем броневику подобные вещи, но на имеющихся фото можно заметить, что такая конструкция дверей багажника «дожила» до опытного экземпляра. Вместимость багажника, как и прочие параметры машины, пока не объявлялась.


Перейдем к защите. Само слово «броневик» подразумевает наличие некоей брони. На самом свежем фото видно, что боковые двери получили стекла куда меньшего размера, чем раньше. Вероятно, здесь конструкторы ЗиЛа пошли по тому же пути, что и авторы множества иностранных броневиков – вместо большого и хрупкого стекла на дверях поставили небольшие, обладающие большей живучестью в бою. А освободившееся место закрыли бронелистами. Тем не менее, огромное лобовое стекло с большим наклоном никуда не делось. В то же время, судя по его оттенку и характерным черным полосам по краю, на сфотографированном образце установлено пуленепробиваемое лобовое стекло. Толщина и класс защиты стекла, к сожалению, неизвестны. Точно так же нет информации и по металлическим элементам бронирования. По всей видимости, вся защита «Карателя» должна выдерживать, как минимум, 7,62-мм пули промежуточных патронов. Что касается защиты от мин, то здесь тоже приходится основываться на догадках. К примеру, характерные обводы нижней части боков кузова могут намекать на общую V-образную форму днища. Однако дополнительная подножка и ракурс на фото не позволяют разглядеть его. Хотя противоминного днища запечатленный на полигоне броневик может и не иметь. В пользу этой версии говорит тот факт, что на имеющемся фото, несмотря на шедший во время съемки снег, за передним нижним щитком виднеется нечто, напоминающее дифференциал. Вряд ли столь важная деталь полноприводного автомобиля не была бы «удостоена» бронезащиты.

Подводя итог, следует еще раз отметить, что по теме «Каратель» открытой информации очень мало. Из каких-то собственных соображений Минобороны и предприятие ЗиЛ не спешат делиться «тайным знанием». Поэтому приходится собирать крохи и тщательно анализировать имеющуюся. Так что нельзя исключать вероятность того, что эта статья всего через несколько дней/недель/месяцев окажется неактуальной и даже неправильной. Но для этого заказчик и разработчик «Карателя» должны приоткрыть завесу тайны и опубликовать достаточное количество информации. А до тех пор нам придется пользоваться лишь тем, что есть. Но главное и, пожалуй, самое важное, что можно вынести из «детектива» с «Карателем» уже сейчас, это то, что Завод имени Лихачева все еще способен создавать новые интересные проекты. На фоне общего состояния отечественного автопрома это рождает некоторый оптимизм.

В мае и июне в сети появились новые изображения прототипов российского бронеавтомобиля, разрабатываемого по теме «Каратель» московской компанией «Форт Технология», в интересах Центра специального назначения (ЦСН) ФСБ РФ, сообщает блог bmpd.

Новые прототипы бронеавтомобиля «Каратель»

Судя по фото- и видеоматериалам, в настоящее время имеется как минимум 4 прототипа автомобиля, названного «Фалькатус» (Falcatus). Выполнены они на двухосном шасси «раллийной» машины КамАЗ-4911.

По данным блогера, первые снимки макетного образца автомобиля появились в 2012 г. Разработка проекта началась в 2008 г. Первоначально предполагалось, что вес машины не будет превышать 7 тонн, а её вместимость должна была быть не более 10-ти человек.

Сначала проектом занимался ЗиЛ, однако позднее он перешёл к компании «Форт Технология», которая сумела заинтересовать своей работой ЦСН ФСБ. Дальнейшая деятельность компании по разработке «защищенным автомобилем для ЦСН» тесно связана с КамАЗом. Сейчас боевая масса «Фалькатуса» составляет не менее 12 т.




«Фалькатусы» ФСБ

Боевые машины

С развитием машиностроения армейская пехота все больше становилась механизированной. Применение боевых машин и бронетранспортеров показало свою эффективность еще в годы Второй Мировой. Основной акцент делался на поддержке танковых наступлений пехотой.

Помимо масштабных наступлений боевые машины ценились и в небольших диверсионных операциях. Броня, вооружение, мобильность доставки десанта — все это делало такую технику актуальной против небольших очагов сопротивления. В итоге их стали перенимать и службы безопасности.

«Фалькатус» — бронеавто ФСБ, рассчитанное на проведение штурмовых операций. На вооружение поступил недавно, многие аспекты продолжают улучшаться. Под вопросом остаются и технические характеристики, имеющиеся сведения могут быть недостоверными.

История разработки броневика «Фалькатус»

Точных сведений о датах разработки проекта «Фалькатус» (Falcatus) не имеется. Первые машины нового броневика для спецназа ФСБ «Каратель» появились в 2012 году — именно тогда фото с ними появились в сети, из-за чего и началось их массовое обсуждение.

Проект связывают с общей модернизацией армии и флота России, внедрением инновационных технологий и повышением боеспособности оперативных групп. Проектирование по некоторым данным ведется с начала 2000-х годов заводом «АМО ЗИЛ», есть предположительные сведения об участии завода “ГАЗ”.

В 2008 разработан проект «Клоп», выпущено несколько бронемашин с характерным узнаваемым внешним видом. В 2011 работа над ними прекратилась, после чего проектами броневиков занялись конструкторы фирмы «Форт Технология».

Новая российская бронемашина получила полуофициальное название «Каратель» и уже в 2011-12 гг отправилась на испытания. Разработка проекта велась для Центра специального назначения ФСБ, о чем свидетельствует аббревиатура ЦСН впереди машины.

В 2015 поздние модели авто сменили название на официальное «Фалькатус». В апреле 2016 машина впервые прошла испытания в реальных условиях. В Махачкале была проведена совместная операция ФСБ и МВД против подпольной группировки. Тогда же и стали известны первые технические характеристики новой машины.

Цели и задачи по применению

Броневая машина «Фалькатус» рассчитана на проведение спецопераций. В ее боевые задачи входит:

  • преодоление плотного огня противника, прорыв периметра;
  • доставка десантной группы на заданную позицию;
  • прикрытие оперативной группы, эвакуация.

С учетом данных факторов акцент делается на броню автомобиля, мобильность и возможности поддержки для оперативников. Особенности такой конструкции придают машине оригинальный внешний вид.

Конструкция броневика спецназа

Конструкция бронемобиля выполнена в нестандартной манере, отчасти напоминающей джип, из-за чего многие обозреватели скептически высказываются о внешнем виде. Передняя часть корпуса сделана под острым углом для противодействия фронтальному огню. Лобовое стекло разделено на три части.

Большая часть машины имеет расширенную верхнюю половину кузова. Предполагается, что это сделано для лучшего размещения экипажа и грузов. Кормовая часть суженная, имеется дополнительная дверь. В корпусе имеются бойницы для ведения огня из машины.

Броневой лист

Броня штурмового автомобиля по некоторым данным соответствует шестому классу. Предусмотрена защита подвески и днища, что позволяет преодолевать мины с минимальным риском. Стекло также бронированное, имеются свидетельства о его способности выдерживать выстрелы из СВД.

Средства наблюдения и связи

О средствах внешней и внутренней связи броневика «Фалькатус» сведений не имеется. С учетом применения машин предполагается, что коммуникационное оборудование должно обеспечивать как связь между группами и подразделениями, так и координацию действий с воздушным прикрытием.

В вопросе наблюдения учитывается компоновка автомобиля и корпуса. Острая носовая часть и небольшие оконные проемы не обеспечивают хорошей прямой видимости на близком расстоянии. Вместо этого задействованы камеры, выводящие изображения на экраны. Уже известно о шести таких устройствах.

Двигатель и трансмиссия

Двигатель и большая часть узлов трансмиссии располагается в передней части машины под бронированным капотом. Используется турбодизельная силовая установка Тутаевского моторного завода модели 8431.10. Объем — 17,2 л, мощность — 830 л. с., максимальный крутящий момент — 2550 Нм. Трансмиссия роботизированная, имеет двенадцатиступенчатую коробку ZF.

Ходовая часть

Броневые автомобили «Фалькатус» строятся на базе шасси КамАЗ-4911 Extreme с колесной формулой 4х4. Учитывая большую массу кузова подвеска получила значительное усиление. На каждом из колес имеется пара сдвоенных гидравлических амортизаторов. На более поздних моделях для колес устанавливают защитные кожухи.

Число пассажирских мест

«Фалькатус» рассчитан на перевозку 10-12 человек, включая водителя и командира группы. По имеющимся сведениям, сидения располагаются спинками к продольной оси машины, что позволяет бойцам наблюдать за окружением.

Выход десанта обеспечивается через боковые и кормовые двери, имеется люк в крыше. Боковые двери открываются по разворотной схеме — передние вперед, задние назад. Это защищает бойцов спецназа при выходе с обеих сторон.

Технические характеристики

Технические характеристики броневика «Каратель» во многом остаются засекреченными. Следует учитывать и разницу в моделях, которые могут отличаться как характеристиками, так и внешним видом.

По габаритам машина имеет следующие показатели:

  • длины — 6,5 м;
  • высота — 2,5 м;
  • вес — 15,42 т.

Автомобиль способен развивать скорость до 200 км/ч, допустимым пределом считается порог в 160 км/ч. Собственного вооружения «Фалькатус» не имеет, однако таковое может появиться на будущих моделях.

Достоинства и недостатки

Проведенные испытания и применение в реальных боевых условиях показали достоинства броневика «Фалькатус». Машина способна не только преодолевать плотный огонь противника, но и доставлять десант к нужной точке, штурмовать и прорывать препятствия, расчищать путь в минных заграждениях.

Достоинства машины подчеркиваются контрактом, подразумевающим сборку около сотни автомобилей. Все они поступают на вооружение ЦСН ФСБ. Новые модели учитывают опыт предыдущих, дополняются и улучшаются.

С учетом небольшого количества информации о машинах «Фалькатус» говорить о недостатках сложно. Наиболее существенным моментом отмечают заметность такого автомобиля. Выполненный в черно-красной расцветке он привлекает всеобщее внимание на любых дорогах, что ставит под сомнение секретность проводимых операций.

Обращают внимание и на названия машин, их негативный окрас и нерусское происхождение. «Каратель» у многих ассоциируется с немецкой оккупацией, хотя точных сведений об официальности данного наименования также не имеется. «Клоп» — кровосос, также не добавляющий людям веры в службу безопасности.

Фалькатой же называли серповидный меч времен Древнего Рима, получивший распространение в Иберии. Название ему дали только в XIX веке, им же назвали и доисторическую вымершую рыбу. Какая тут связь с броневиком пока остается загадкой.

Другие модели автомобилей ФСБ

Модельный ряд броневых автомобилей ФСБ за время конструирования и производства сменил уже несколько названий. В условиях повышенной секретности неизвестно, какие из них официальные, какие придуманы средствами массовой информации. Также нет точных данных о серийном производстве ответвлений модельного ряда.

Каратель

Бронеавтомобиль «Каратель» — одно из самых распространенных наименований машины. Именно такое название было дано в 2012 году, когда о ней стало известно широкой общественности. Позже проект был официально переименован в «Фалькатус».

«Клоп» — ранние образцы броневых машин, разрабатываемые в начале 2000-х. Название получено за характерный внешний вид, напоминающий данное насекомое.

Антиградиент

«Антиградиент» — одна из моделей бронеавтомобиля, которая должна была поступить в серийное производство. Неизвестно, остался ли секретный проект в заморозке или его объединили с другими конструкторскими решениями для создания более поздних «Фалькатусов».

Применение в реальных боевых условиях службами ФСБ

Броневики «Фалькатус» по официальным данным производятся с 2014 года, единственный покупатель — ЦСН ФСБ. Машины активно используются с первой операции в 2016 году, основное место действия — Северный Кавказ. Там броневики позволяют вскрывать вооруженные подпольные группировки.

Есть сведения о появлении машин на территории Крыма. Ожидается, что «Фалькатусы» примут участие в проводимых учениях.

Читайте также: