Tomb raider игра самая первая

Обновлено: 07.07.2024

Лара Крофт – один из самых узнаваемых персонажей видеоигр с более чем 20-летней историей. Умная, спортивная, авантюрная, девушка является едва ли не центральным женским персонажем в игровой индустрии и объектом мечтаний миллионов геймеров. За свою долгую жизнь нестареющая мисс Крофт не раз попадала в полные опасностей приключения, о которых мы и расскажем в этой статье.

Лара Крофт в других медиа

Кроме игр и фильмов, героиня появлялась в комиксах и книгах, анимационных сериалах, музыкальных клипах, рекламе – в общем, наверное, во всех существующих видах медиапродукции. Что тут говорить, в честь Лары Крофт даже названа улица в английском городе Дерби, где когда-то располагался офис студии Core Design.

И это неудивительно, учитывая огромную известность персонажа, которого знают даже люди, не знакомые с видеоиграми. Да, серия игр Tomb Raider переживала как взлеты, так и падения, но даже при всех неудачах всегда оставалась любимой игроками – не в последнюю очередь благодаря обаятельной главной героине.

Первая часть цикла статей, посвящённых главной супергероине видеоигр.

Апокриф: Tomb Raider. Почему первая игра про Лару Крофт была лучшей

Апокриф: Tomb Raider. Почему первая игра про Лару Крофт была лучшей
Апокриф: Tomb Raider. Почему первая игра про Лару Крофт была лучшей
Апокриф: Tomb Raider. Почему первая игра про Лару Крофт была лучшей

В рубрике «Прямым текстом» авторы выражают исключительно собственное мнение, которое может не совпадать с мнением редакции (а может и совпадать). Они вольны делать это как угодно и в любом удобном для себя формате. Здесь можно всё.

Первая часть Tomb Raider вышла на PC и PlayStation 14 ноября 1996 года, ровно двадцать три года назад. Годовщина — хороший повод вспомнить, как менялась и к чему с годами пришла эта серия. Именно этим я и займусь в цикле материалов, который будет выходить на Игромании в течение ближайшего месяца. И первая его часть посвящена оригинальной Tomb Raider — игре эпохальной и заслуживающей самого пристального внимания.

Но прежде чем обсуждать всю серию, необходимо назвать её ключевые составляющие — то, без чего Tomb Raider невозможно себе представить. Если говорить о геймплее, это платформинг, головоломки и перестрелки. Если об антураже — древние гробницы и псевдоархеология. Но последнее и, пожалуй, самое важное — сама главная героиня, отважная британская аристократка Лара Крофт.

Апокриф: Tomb Raider. Почему первая игра про Лару Крофт была лучшей

Tomb Raider: The Last Revelation (1999)


И снова год на разработку, и снова нечеловеческие условия. К этому моменту игроделы уже здорово устали от работы над прибыльной, но буквально истощающей серией – в отличие от издателя, который требовал все больше и больше, и даже приступил к выпуску переизданий предыдущих выпусков Tomb Raider.

Результатом этой усталости стала гибель Лары – в финале The Last Revelation, победив египетского бога Сета и предотвратив Апокалипсис, героиня оказалась похоронена под руинами древнего храма. Шокирующая концовка произвела неизгладимое впечатление на поклонников грудастой авантюристки, но на этом ее приключения не закончились.

Tomb Raider: Legend (2006)


Крайне неудачная The Angel of Darkness похоронила Core Design (на самом деле, издатель давно копил недовольство на слишком независимую и не соблюдающую дедлайны команду, и откровенно провальная игра стала последней каплей в чаше терпения), поэтому новой частью Томб Райдер занялась студия Crystal Dynamics, известная по культовой серии Legacy of Kain (спойлер: она работает над приключениями расхитительницы гробниц и по сей день).

Также к разработке был привлечен создатель Лары Крофт Тоби Гард, который покинул франшизу еще после выхода первой Tomb Raider.

Legend стала перезапуском серии: разработчики сделали новую игру более легкой и динамичной, перевели на другой движок, придумали увлекательный сюжет с элементами мистики, а также сделали больший акцент на экшене. История Лары была переписана: девушка стала более серьезной и ответственной, а ее тяга к приключениям объяснялась поисками правды о погибших при загадочных обстоятельствах родителях.

Перезапуск пришелся по вкусу геймерам и критикам, доброе имя графини Крофт было восстановлено.

Tomb Raider: Chronicles (2000)

Анонс следующей части серии вселял фанатам надежду на воскрешение любимой героини, но чуда не произошло: сюжетная кампания начиналась похоронами Лары, а дальше ее друзья собирались в особняке и вспоминали о ее приключениях – собственно, в них игроки и принимали участие.

Игра предлагала посетить различные уголки земного шара, но при этом содержала минимум геймплейных нововведений и была принята прохладнее предыдущих частей. Зато в финале кампании игроки все же получили намек на то, что мисс Крофт все-таки жива.

Tomb Raider: Underworld (2008)


Спустя всего год на прилавки магазинов поступила очередная игра из серии Tomb Raider. На этот раз разработчики приготовили игрокам незабываемое путешествие, в котором Лара и перчатку Тора найдет, и легендарный Экскалибур раздобудет, и со скелетами сразится – мистики в Underworld хватает.

Как Ларри стал Ларой

Изначально наша героиня должна была стать мужчиной: в начале разработки первой игры серии Tomb Raider в 1993 году предполагалось, что протагонистом выступит классический герой-мужчина в шляпе и с хлыстом – вылитый Индиана Джонс.

Однажды ведущий художник разработки и геймдизайнер Тоби Гард обратил внимание, что сотрудники студии Core Design, которые работали над Tomb Raider, устраивая в перерывах от работы посиделки в Virtua Fighter, отдают предпочтение бойцам женского пола. Сам Гард уже какое-то время вынашивал идею сделать двух играбельных персонажей в игре, поэтому принялся за создание дизайна девушки – расхитительницы гробниц.


Так как Tomb Raider задумывалась очень кинематографической игрой, внедрение мужского и женского протагонистов повлекло бы за собой увеличение стоимости и трудоемкости разработки: игроделам пришлось бы сделать в два раза больше работы. Пойти на такое Core Design не могла, поэтому пришлось оставить кого-то одного.

Тоби настоял на выборе женского персонажа, и несмотря на скептицизм со стороны коллег и руководства студии, которые сомневались в том, что игра с женщиной-героиней (на дворе 90-е, девушки в играх выступают в основном в роли мотиватора для мужчины-протагониста) будет успешной, все же сумел продавить свое мнение.


Так Ларри (ладно, его звали не Ларри, но такой вариант выглядит забавно) стал Лаурой Круз – авантюрной латиноамериканкой, искательницей приключений. Однако долго пробыть главной героиней Tomb Raider ей не было суждено: боссы студии ориентировались на американскую и британскую аудитории, поэтому нужно было выбрать имя, более звучное для англоговорящего геймера. Методом тыка, – буквально, имя девушки было взято из телефонного справочника, – горячая латиноамериканка Лаура Круз сменила паспортные данные и стала чопорной англичанкой Ларой Крофт, графиней Эббингдонской.


Чем манят древние гробницы

Если Пол Дуглас безупречно проработал техническую основу проекта, то Тоби Гард выбрал для него идеальную тематику. Псевдоархеология — кладезь интригующих историй и поразительных ситуаций: она берёт современных людей и помещает их в подчёркнуто мифологические сеттинги. Это позволяет сделать локации весьма яркими, добавляет сюжету нотку детективного расследования, а заодно противопоставляет герою невиданные опасности: безумные ловушки, диковинную фауну, магических существ. В кино псевдоархеологию популяризировали фильмы про Индиану Джонса, но Tomb Raider взяла из них лишь самую малость: исследование гробниц, отражённое в названии, диковинные артефакты и смертоносные ловушки.

Что же это ей дало? Во-первых, игра сосредоточилась на том, что у нее получается лучше всего — на кубах, из которых проще всего строить древние памятники архитектуры, — и не замахивалась на открытые миры, зрелищные перестрелки и обилие диалогов. И это правильно: хороших экшенов в честном 3D и с видом от третьего лица в 90-х почти не было.

Апокриф: Tomb Raider. Почему первая игра про Лару Крофт была лучшей

Во-вторых, число людей в игре сократили насколько возможно, а потому героиня не казалась безжалостной убийцей. На протяжении игры Ларе пришлось пристрелить всего пятерых врагов, напавших на неё первыми, а образы противников отважной исследовательницы вышли скорее комичными. Создавалось ощущение, что у здешних археологов и наёмников подобные перестрелки в порядке вещей.

В-третьих, вокруг мистики и археологии удалось построить отличный сюжет. Катсцен в игре мало, но они красочно рисуют главную героиню и противопоставляют ей подходящую антагонистку. Целеустремлённая Натла — главная движущая сила обеих сценарных веток: что в настоящем, где она охотится за артефактами, что в прошлом, в истории Атлантиды. Натла безжалостна и прагматична, а противостоять ей может только Лара — ни один мужчина с обеими героинями не сравнится.

В-четвёртых, вместо экшена и боёвок разработчики сделали ставку на приключенческую составляющую. Само название игры подчёркивало, что древние гробницы — они про тайные ходы и сокровища, а не про стрельбу. А дизайнеры Хезер Гибсон и Нил Бойд, в свою очередь, постарались сделать каждый уровень единственным в своём роде.

Апокриф: Tomb Raider. Почему первая игра про Лару Крофт была лучшей

Вот три ярких примера. Второй этап стартует в заброшенном перуанском городе, и благодаря Хезер Гибсон создаётся впечатление, что тут и впрямь кто-то жил: вот загон для скота, вот домашняя утварь… Подобные мелочи очень важны — они заставляют игрока забыть, что он ходит, откровенно говоря, по набору ловушек.

Апокриф: Tomb Raider. Почему первая игра про Лару Крофт была лучшей

Апокриф: Tomb Raider. Почему первая игра про Лару Крофт была лучшей

Третий же уровень выставляет против Лары… динозавров. Это одновременно и неожиданно, и закономерно, ведь «Затерянный мир» и «Парк юрского периода» недаром стали классикой приключенческого жанра. Для многих игроков самым ярким моментом Tomb Raider оказалось появление кровожадного тираннозавра — и, что важно, игра не злоупотребляла этим эффектом: чешуйчатых противников не встретишь нигде, кроме затерянной долины.

В пятом в дело вступают боги и древнегреческие герои. Положив в основу сюжета мистику и древние артефакты, здесь Tomb Raider вплетает в геймплей ещё и кусочки мифологии, вспоминая про громовержца Тора и царя Мидаса, чьё прикосновение превращает всё в золото. Дальше, правда, игра немного выдыхается и редко подбрасывает причины удивляться — но благодаря заданному вначале вектору интерес не теряешь.

Формула успеха

Опираясь на лучшие составляющие первой Tomb Raider, я попробую обозначить свой взгляд на то, какими должны быть уровни в этой серии:

— Компактными. Это уменьшает область поисков нужного ключа, рычага или прохода, повышает динамику игры быстрой сменой декораций и к тому же часто награждает игрока приятным осознанием завершения очередного этапа. Более того, так проще переиграть задание, если запорол его неудачным сохранением.

— Визуально читабельными. Игрок должен иметь возможность на глаз определить, куда он может прыгнуть и пролезть. Неочевидные проходы можно оставить в качестве секретов, но основной маршрут обязан легко угадываться. Застревать, не понимая, куда податься дальше, невесело. А в такой игре, как Tomb Raider, это почти равно поражению.

— Расположенными в далёких от цивилизации или заброшенных местах, то есть соответствующими названию игры: логично, если Лара исследует если не могилы древних правителей, то хотя бы диковинные места, удивляющие не меньше гробниц. Современные города с людьми-противниками оставьте для других вселенных.

— Уникальными. Выше перечислены некоторые особенности, что отличали уровни друг от друга, делали их запоминающимися. Хорошо, если в каждом этапе найдётся своя изюминка.

— Грамотно дозирующими экшен. Встречи с врагами должны быть естественными и не слишком частыми. Разбавлять время от времени экшеном платформинг и исследование — отличная идея: это вносит в процесс разнообразие, новые испытания и яркие моменты. Но переизбыток боёв в игре про исследования утомляет.

Апокриф: Tomb Raider. Почему первая игра про Лару Крофт была лучшей


Показать все мультимедиа

«Принц Персии» в 3D

История Tomb Raider неразрывно переплетена с самодурством руководства Eidos — и тем важнее то, что при разработке первой части ни о каком давлении сверху речи и не шло: её создавали в условиях полной творческой свободы. Офис Core Design располагался в викторианском здании, где над амбициозным трёхмерным проектом трудился коллектив из шести человек, втиснувшихся в одну маленькую комнатку. Из них в первую очередь отметим упомянутого ранее Тоби Гарда — не только создателя Лары, но также художника, аниматора и творческого руководителя проекта. А заодно и Пола Дугласа — программиста, без которого технически выдающаяся игра просто не появилась бы на свет.

Сегодня это, пожалуй, трудно оценить, но в 1996 году Tomb Raider оказалась настоящей революцией. В то время разработчики едва освоили трёхмерные пространства в играх с видом от первого лица, а о третьем говорить было почти нечего. Незадолго до релиза Tomb Raider компания Nintendo поразила весь мир тем, что перенесла «Марио» в 3D. Но TR добилась куда большего — она фактически перенесла в 3D «Принца Персии». И сделала это без помощи лишних кнопок для управления камерой (они были у Nintendo 64, но отсутствовали у Saturn и PS One): в ней вообще не требовалось менять перспективу!

Апокриф: Tomb Raider. Почему первая игра про Лару Крофт была лучшей

Камера в первой Tomb Raider была настолько удобна, что с ней не могли соперничать даже камеры в играх, выходивших на PS1 годы спустя. Tomb Raider не просто избежала проблем, ставших бичом большинства 3D-игр девяностых, но и задала новый стандарт для индустрии. В 2000-х танковое управление вышло из моды, но случилось это лишь после того, как игры повсеместно перешли к использованию двух стиков и полному контролю камеры. До этого альтернативы схеме «нажатие клавиши “вверх” двигает героя в ту сторону, куда он смотрит» не было, и в рамках этой парадигмы Tomb Raider сделала всё, чтобы игралось в неё как можно комфортнее.

Для боёв приготовили моментальный разворот на 180 градусов и возможность прыгнуть с места в любом направлении, не поворачиваясь и не прерывая атаки. Об удобстве платформинга тоже позаботились: уровни строили из кубов с заметными стыками, по которым нетрудно определить, как далеко может прыгнуть Лара, и просчитать, успешно ли она приземлится в намеченном месте. Более того, удобная кнопка ходьбы гарантировала, что героиня не упадёт в пропасть, и позволяла безопасно подойти к обрыву для разбега.

Что немаловажно, все эти вещи Лара сама проговаривала в обучении, поставленном в виде зарядки у неё дома

Идеальное решение нашли и для боевой системы, сделав сражения насколько возможно доступными и удобными. В перестрелках игроку не требовалось целиться — достаточно было держать противника в поле зрения героини. Пока Лара видела врага, она сама направляла на него оружие и стреляла, а игроку оставалось уклоняться и думать об экономии аптечек и патронов. Это идеально соответствовало сути игры: ведь Tomb Raider не шутер, а action-adventure, где на первое место выходит приключенческая составляющая, а боевая лишь придаёт происходящему остроты и не позволяет заскучать.

Апокриф: Tomb Raider. Почему первая игра про Лару Крофт была лучшей

Rise of the Tomb Raider (2015)


Несмотря на некоторые претензии относительно повествования, Tomb Raider получила высокие оценки и показала хорошие продажи. Поэтому появление новой игры было решенным вопросом, и она вышла спустя два года.

Rise of the Tomb Raider представляет собой образцовый сиквел (в рамках обновленной линейки): больше, масштабнее и зрелищнее первой части. На этот раз Лара отправляется в Сибирь на поиски мистического Китеж-града, а противостоит ей зловещая организация «Тринити», которая, кроме всего прочего, имеет отношение к смерти ее отца.

Новая игра порадовала геймеров большим полу-открытым миром с множеством гробниц, секретов и потайных мест, очень красивой графикой и зрелищными сюжетными сценами. Слабой стороной RotTR стал не самый лучший сценарий: Рианна Пратчетт, дочь знаменитого писателя Терри Пратчетта, к сожалению, не ровня отцу в мастерстве, поэтому способна лишь выдавать банальные сюжеты, до краев наполненные «клюквой».

Тем не менее игра показала взросление Лары и смогла увлечь аудиторию качественным геймплеем. Ну и, конечно, созерцание потрясающих сибирских пейзажей многого стоит.

Лара Крофт в кино

Популярность расхитительницы гробниц позволила киноделам снять целых три полнометражных фильма по мотивам игр. В первых двух (2001 и 2003 гг) роль Лары Крофт исполнила голливудская звезда Анджелина Джоли, и это были неплохие приключенческие боевики, пусть и не без сценарных огрехов.

Третий фильм (2018) показал зрителю историю становления девушки, основанную на игре Tomb Raider 2013 года. Здесь Лару сыграла оскароносная Алисия Викандер, но хорошей игры актрисы оказалось недостаточно для слабой в целом картины. Впрочем, заявка на продолжение в фильме была оставлена, так что, возможно, в будущем мы еще увидим приключения мисс Крофт на большом экране.

Tomb Raider II: The Dagger of Xian (1997)


Первая часть серии стала невероятно успешной, буквально осыпав создателей деньгами. Поэтому к работе над сиквелом игроделы приступили с утроенной силой – издатель Eidos потребовал выпустить его к Рождеству следующего года. Tomb Raider II была разработана всего за 8 месяцев, что не могло не сказаться на процессе производства: сотрудники Core Design буквально жили в офисе.

Старания окупились сразу же после релиза игры: продажи Tomb Raider II составили баснословные по меркам своего времени 8 миллионов копий. Надо сказать, проект не выглядел сделанным наспех: авторы придумали увлекательный сюжет, повествующий о противостоянии Лары и культистов, научили героиню стрелять под водой и кататься на снегоходе – в общем, подарили геймерам незабываемое приключение.

Tomb Raider: The Angel of Darkness (2003)


В последующие три года игры серии Tomb Raider выходили только на карманных устройствах вроде Game Boy, пока Core Design занималась новой полноценной частью. Перед разработчиками стояла непростая задача – создать настоящий шедевр для грядущей консоли PlayStation 2.

Амбициозность и высокие ставки в итоге погубили игру – сейчас игроделы характеризуют процесс создания шестой части как производственный ад, где в порядке вещей были ссоры между сотрудниками, полный разлад в организации работы и отсутствие мотивации.

В результате Tomb Raider: The Angel of Darkness получилась сырой, недоработанной, изобилующей багами и раздражающей кривым управлением (особенно на ПК).

Так, например, на уровнях игроки могли найти патроны для дробовика, но применить их не было возможности: сам дробовик появился только с патчем – и это лишь один из характерных примеров ужасного качества игры. Сюжет же был излишне усложненным и запутанным, хоть и привлекал некоторой нуарностью и мрачностью – да и сама Лара стала более серьезной и даже злой.

Tomb Raider: Anniversary (2007)


Следующая игра во франшизе стала ремейком первой части (и одновременно продолжением Legend), которой к тому времени исполнилось десять лет.

Tomb Raider: Anniversary дала геймерам возможность снова пережить знакомые приключения, насладившись при этом современной графикой и геймплейными нововведениями – в игре стало больше акробатики, появились QTE и автоприцеливание. Неудивительно, что ремейк пришелся по душе как ветеранам серии, так и новичкам, не знакомым с ее былым величием.

Статьи о Tomb Raider (1996)

Mike Schmitt, Nathan McCree, Paul Douglas, Toby Gard, Toby Gard, Vicky Arnold




18+ 2003-2020 «ТМ-Медиа». Полное или частичное воспроизведение материалов сайта и журнала допускается только с согласия редакции.
Мнение авторов и посетителей сайта может не совпадать с мнением редакции.

В течение всего 2016 года компания Square Enix совместно с Crystal Dynamics будет отмечать двадцатилетие легендарной серии приключенческих игр "Tomb Raider".


В честь этого события на официальной YouTube-страничке появилось видео с демонстрацией пре-альфа версии самой первой части игры, вышедшей в далеком 1996 году.


Демо в первую очередь предназначалось для демонстрации возможностей движка, но также содержит некоторые особенности, которые впоследствии были убраны из финальной версии игры.

  • Пре-альфа версия состоит из сети обширных пещер, они использовались при создании уровня "Вилкабамба";
  • На Ларе надеты очки и она носит косу - обе детали были удалены, чтобы не перегружать игру;
  • Героиня могла целиться в двух противников одновременно;
  • Игрок мог свободно приближать/отдалять камеру, а также менять угол обзора;
  • Лара могла прыгать намного дальше, чем в финальной версии игры.

С обзором последней части серии, Rise of the Tomb Raider, можно ознакомиться по ссылке.

Подписывайтесь на наш Telegram канал, там мы публикуем то, что не попадает в новостную ленту, и следите за нами в сети:

Крофтомания

Ветераны, возможно, ещё помнят это слово: в конце 90-х Лара была видеоигровой иконой номер один. Именно с Ларой у индустрии наконец появилось человеческое лицо (а не мультяшное, как у маскотов Nintendo и Sega) — и, что немаловажно, то было лицо полноценной героини с характером.

Лара Крофт из 90-х — больше образ, нежели полноценный проработанный персонаж. Но этот образ складывается из блестящих качеств: Лара умна и остра на язык, богата, но неприхотлива, готова рисковать собой и вместе с тем заботится о других. Она всемирно известна, но не купается в лучах славы, а постоянно отправляется на поиски приключений, навстречу новым открытиям.

Кроме того, Лара Крофт — без двух минут супергероиня. Любительница приключений, лишённая недостатков, покорительница опасного и неведомого, сильная и независимая женщина без кавычек и иронии. И хотя в наши дни её звезда уже давно закатилась, ни одна другая героиня так и не сумела её заменить.

Апокриф: Tomb Raider. Почему первая игра про Лару Крофт была лучшей

Особенно важна Лара Крофт была для девушек 90-х: наконец-то появилась героиня видеоигр, которая не то что не уступала — превосходила почти всех персонажей сильного пола. Что до мужской аудитории — да, Лара стала настоящим секс-символом, но никогда не была исключительно объектом для фантазий игроков. В конце Tomb Raider 2 героиня, стоя перед душем, разворачивается к камере — мол, а не хватит ли вам? — и выпускает заряд из дробовика прямиком в четвёртую стену. Лара смотрит на окружающих мужчин со своей супергеройской высоты: никто из них ей не чета, и зрителям уготована сходная роль. Вот что об этом говорила Меган Мари, пиарщица Crystal Dynamics и автор книги «20 лет Tomb Raider»:

Меган Мари: Она была и секс-символом, и иконой феминизма, и вполне можно быть и тем, и другим одновременно.

Тоби Гард: Идея была в том, чтобы создать героиню — крутую, собранную, всегда контролирующую ситуацию. Да, вы можете сказать, что Лара с её гиперболизированной фигурой, словно сошедшей со страниц комиксов, эксплуатирует свою сексуальность, но я не соглашусь. Глупо говорить, что стилизованный внешний вид персонажа унизителен. В конце концов, можно изобразить гиперболизированного супергероя, дав ему квадратные скулы, широкие плечи и тонкую талию, — и это не будет унизительным для мужчин.

Сексуальность всегда была неотъемлемой, но не главной характеристикой Лары. Ничего удивительного, что Гард категорически отказался «раздеть» героиню, даже когда руководство на этом настаивало. А когда маркетинг Eidos всё-таки принялся раскручивать Tomb Raider через сексапильность героини, Гард возмущался, бунтовал — и в итоге вообще ушёл из компании.

Впрочем, о людях, занимавшихся серией, и том, что она без них потеряла, лучше рассуждать на примере конкретных игр.

Апокриф: Tomb Raider. Почему первая игра про Лару Крофт была лучшей

Tomb Raider (2013)


После Underworld серия игр Tomb Raider ушла на пятилетний перерыв: несмотря на ее успешность, многие критики и геймеры считали, что и сюжетно, и геймплейно она зашла в тупик, и не могла конкурировать с более качественными подражателями – например, линейкой Uncharted.

Студия Crystal Dynamics решила снова перезапустить историю, решив на этот раз показать становление Лары, рассказать игрокам о событиях, которые сделали девушку той, кем она в итоге стала – бесстрашной расхитительницей гробниц, смело глядящей в лицо любой опасности. Кроме того, авторы захотели «приземлить» героиню, представить ее вполне реальным персонажем, который может страдать и допускать ошибки, как обычный человек.

Игра Tomb Raider 2013 года рассказывает об экспедиции на таинственный остров Яматай, где, как оказалось, заточена древняя императрица, желающая вырваться на свободу. Разработчики существенно переработали образ Лары Крофт, реализовали постановку на уровне голливудских блокбастеров, множество перестрелок и головоломок, а также добавили соревновательный мультиплеер.

Впрочем, не обошлось без минусов: в игре явно прослеживается так называемый «людо-нарративный диссонанс», несоответствие образа персонажа и его действий. К примеру, Лара, которая в сюжетных видеороликах выступает испуганной, ранимой и хрупкой девушкой, в геймплейных сценах без сожаления убивает сотни противников, буквально обнуляя население острова, пусть и состоящее сплошь из головорезов и бандитов.

Shadow of the Tomb Raider (2018)


Игра стала завершением трилогии о ранних годах Лары Крофт, и показала ее с совершенно новой стороны – хищницы, которая знает, чего хочет и готова убить всех, кто встанет на ее пути. Авторы приготовили игрокам новые геймплейные механики, огромные открытые локации и непростые головоломки. Получилось слабее двух предыдущих частей, но не настолько, чтобы можно было назвать игру провальной. Дальнейшая судьба серии пока находится под вопросом.

Tomb Raider III: Adventures of Lara Croft (1998)


Конвейер был запущен, и после небольшого отдыха команда принялась за разработку третьей части, снова получив 8 месяцев на производство. Столь сжатые сроки не помешали игроделам снова создать хит: Tomb Raider III предлагала геймерам искать осколки метеорита по всему миру, причем порядок путешествия по локациям можно было выбирать самостоятельно – потрясающая по меркам серии нелинейность.

Не забыли авторы и о геймплейных нововведениях: например, в игре появились зыбучие пески и болота, в которых можно было завязнуть и утонуть.

Другие игры Tomb Raider

Дюжиной вышеописанных игр франшиза не ограничивается: Лара Крофт неоднократно посещала мобильные платформы, игровые автоматы, становилась героиней спин-оффов, переизданий, карточных и настольных игр – список насчитывает несколько десятков наименований.

Среди них можно отметить несколько хороших проектов: кооперативные изометрические экшены Lara Croft and the Guardian of Light и Lara Croft and the Temple of Osiris, мобильный раннер Lara Croft: Relic Run, а также головоломку Lara Croft GO, которую можно скачать на смартфон и компьютер.

Tomb Raider (1996)


В дебютном выпуске серии девушка предстала перед геймерами во всей красе – выразительные глаза, длинная коса, тонкая талия, большая грудь.

О последней ходят легенды: якобы четвертый размер Лара получила из-за того, что художник, работая в редакторе, случайно выкрутил соответствующий ползунок на 150% вместо 50% – полученный результат так понравился ему и сотрудникам студии, что было решено оставить его без изменений. Впрочем, разработчики, вспоминая процесс создания игры, отмечают, что всегда хотели видеть девушку фигуристой и привлекательной, так что, наверное, то самое увеличение груди все-таки было не случайным.

Создание Tomb Raider сопровождалось почти круглосуточной работой и постоянными кранчами, и сильно вымотало команду, но оно того стоило: игра «выстрелила», сделав Лару Крофт знаменитостью. Проект мог похвастать не только сексуальной героиней, но и увлекательным сюжетом, в рамках которого игроки посещали Перу, Грецию, Египет и даже Атлантиду, а также геймплеем, который комбинировал акробатику, головоломки и экшен.

Читайте также: