The walking dead the final season концовки

Обновлено: 07.07.2024

Разработчикам из уже закрытой студии удалось уйти достойно.

24 апреля интерактивному кино по The Walking Dead исполнится ровно семь лет – именно в этот день в 2012 году студия Telltale впервые познакомила игроков с Клементиной, девочкой, которая поначалу играла роль морального компаса для главного героя — беглого заключённого Ли, а затем стала полноправным символом и центральным персонажем всего сериала.

Пока Клементина взрослела вместе со своими фанатами, мир сильно изменился: взошла звезда Life is Strange, Netflix дорос до уровня глобального феномена и заинтересовался интерактивными форматами, крупные издатели стали делать меньше коротких сюжетных игр и переключились на гигантские сервисы. Но самое главное — за эти семь лет развалилась сама Telltale.

Последние два эпизода The Walking Dead Final Season вместо запустившей проект компании доделывала уже дружественная Skybound, и именно ей выпала честь добавить финальные штрихи в историю Клементины.

Поскольку концовку The Walking Dead нет смысла обсуждать без спойлеров, в этом тексте они, по крайней мере — косвенные, есть, так что некоторым читателям лучше остановиться на жёлтом дисклеймере.

Клементина была главным героем в двух сезонах The Walking Dead из четырёх. Во втором она не очень успешно пыталась вписаться в новую группу выживших, а в третьем вдруг снова ушла на второй план, временно уступив место другому протагонисту — Хавьеру.

Вероятно, это говорит не в пользу Telltale, но второй и третий сезоны вполне можно пропустить — настолько мало важных элементов они привносят в глобальную сюжетную линию. Того же Хавьера сценаристы в последних эпизодах даже не вспоминают.

Финальный сезон в Telltale решили сделать прямым продолжением первого — чтобы игроки могли вернуться во франшизу, не заботясь о пропущенных частях. Даже главной злодейкой назначили героиню, про которую не вспоминали много лет.

Чтобы взяться за Final Season, вам необходимо знать лишь одну вещь: за прошедшие годы на руках Клементины оказался младенец по имени Элвин Младший, он же Эйджей, и со временем девушка стала для ребёнка чем-то вроде матери и старшей сестры одновременно.

К началу четвёртого сезона Клементина находится ровно в той же позиции, в какой когда-то был и её покойный покровитель Ли: в полном опасностей мире вместе с ребёнком, который ещё только размечает для себя границы морали, но уже способен держать в руках оружие.

Да, разработчики решили вернуться к формуле, которая сделала оригинальную игру мировым феноменом. Повзрослевший Эйджей стал новым моральным компасом уже для самой Клементины — ей постоянно нужно отчитываться перед мальчиком за свои поступки, что добавляет каждому решению веса.

Сюжет четвёртого сезона похож на историю первого лишь в самых общих чертах. Главные герои оказываются в абсолютно новом для себя сообществе — среди таких же сирот, которым не повезло начать сознательную жизнь уже после нашествия мертвецов.

Внимание Дальше встречаются спойлеры — не прямые, но дающие представление о событиях четвёртого сезона.

Что удивительно, напоследок Telltale попыталась взяться и за более сложные темы: с появлением персонажа по имени Джеймс главных героев и игрока вместе с ними вынуждают усомниться в том, что превращение в зомби равнозначно смерти.

Джеймс – «шептун» (прикидывается зомби с помощью маски из кожи мертвеца), которому довелось провести много времени с ходячими, и он верит в то, что у них всё-таки сохранилась толика первоначального сознания. В самой странной сцене предпоследнего эпизода Клементина по просьбе Джеймса заходит в амбар, полный зомби, и наблюдает за тем, как они реагируют на звон «музыки ветра». Из-за правильно подобранной мелодии и вида от первого лица отвращение на время сменяется любопытством, и для Telltale это качественный прорыв.

Больше всего в финальной части TWD удивляет именно постановка – в этом отношении студия прыгнула выше головы. Но в самой структуре сезона никаких революций нет — Final Season тут мало чем выделяется. Клементине дают выбрать возлюбленного или возлюбленную, а также решить судьбу нескольких второстепенных персонажей. Но все они – лишь фон для основного конфликта.

Выше я уже говорил о том, что из-за превращения Эйджея в сознательного персонажа финальный сезон TWD во многом похож на первый, но это не минус, а плюс. То, что поначалу можно воспринять за самоповтор, в финале предстаёт следующим эволюционным витком истории.

В ключевой сцене последнего эпизода не по годам взрослый Эйджей устраивает ревизию знаний, полученных от Клементины, и прямым текстом говорит ей, что они не настолько актуальны, как она думает. Если девушка ещё успела поиграть в куклы и беззаботно пожить в своём домике на дереве, то у Эйджея не было такой роскоши — он родился в аду. Он — новое поколение, которое должно жить по новым правилам.

В этот момент игра Telltale тематически перекликается с The Last of Us и God of War. Разработчики выносят на первый план вечный спор между родителями и детьми: Эйджей, который ещё плохо читает и не до конца понимает некоторых слов, осмысленно ставит под сомнение авторитет своего опекуна.

Маленький мальчик, как это происходит со многими людьми в более зрелом возрасте, внезапно понимает, что никаких «взрослых» не существует — есть просто большие дети, которые убедительно делают вид, что они держат ситуацию под контролем. Позже Клементина и сама признаётся, что несколько лет лишь успокаивала ребёнка обнадёживающими словами, а сама не знала, что они с Эйджеем будут есть послезавтра и доживут ли до конца недели.

Таким образом, Telltale превратила свою версию The Walking Dead в законченное высказывание о том, что такое — быть хорошим родителем. По версии разработчиков, это не бездумное навязывание ребёнку мыслей и концепций, полученных от предыдущего поколения, а постоянный пересмотр знаний, которые когда-то казались незыблемыми.

Чтобы подчеркнуть эту мысль, в самой главной сцене сезона Telltale передаёт судьбу Клементины в руки Эйджея, и мальчик принимает единственно верное решение, как раз не послушав её прямых указаний.

Я уверен, что многие игроки будут критиковать Telltale за отсутствие реального выбора в финале — как бы вы ни поступили, судьба Клементины заранее жёстко определена разработчиками. Измениться может лишь привкус горечи от потерь, которые случились среди других персонажей.

Однако за этим отсутствием выбора видно именно креативное решение. Разработчики лишили игроков главной дилеммы, возложив всю ответственность на плечи маленького Эйджея, и в этом вся суть становления этого персонажа.

К сожалению, дилемма получилась несколько манипулятивной, но многие игроки этого даже не заметят — они, скорее всего, будут вытирать нахлынувшие второй раз за эпизод слёзы.

Когда Telltale внезапно закрылась, я какое-то время думал, что историю Клементины не стоит завершать никогда — вынужденный открытый финал лучше осознанной, но провальной концовки.

Но теперь я понимаю, почему Роберт Киркман и его Skybound решили во что бы то ни стало закончить проект. Четвёртый сезон The Walking Dead не выходит из тени первого, но это всё-таки лучшее, что случалось с франшизой за последние несколько лет.

Telltale не только удалось уйти в закат с гордо поднятой головой, но и превратить хаотично развивавшийся сериал в более-менее законченное высказывание о вечном. Да и фанаты теперь могут спать спокойно: Клементина получила финал, который почти никого не обидит и не расстроит.

Ну вот и вышел последний эпизод “The Walking Dead: Final Season”. Многие фанаты ожидали завершения истории Клементины. Да и сама Telltale хотела показать финал игры со всем размахом. Наконец, до последнего сезона дотянулись и мои руки. Но… Что в итоге получилось? Присаживайтесь ближе к костру, ребзи, с вами Хромов, настало время увлекательных историй.

Обзор The Walking Dead: The Final Season - Выстраданный финал. - Изображение 1
Обзор The Walking Dead: The Final Season - Выстраданный финал. - Изображение 2
Обзор The Walking Dead: The Final Season - Выстраданный финал. - Изображение 3

Перейдём сразу к самому главному в таких играх, сюжету. В этот раз история начинается с того, что Клементина находит своего родного “Растяпу”, Элвина-младшего. Вместе они направляются на поиски нового дома, попутно выживая в мире постапокалипсиса, надеясь на свой опыт и пресловутый авось. Благо, произошли очередные проблемы. И случился сюжет.

Клем вместе с Элвином, попадают в местную спецшколу Эриксона, где они знакомятся с её обитателями, учениками этого интерната, которые, кто бы мог подумать, не так просты как могут показаться на первый взгляд. Как говорится: «В тихом омуте черти водятся» — и это тот самый случай. Ваши новые товарищи теперь разношёрстней некуда, мне кажется, в новой компании наших героев собрано так много разных типажей, что эти ребята врезаются в память куда лучше, чем все вместе взятые персонажи последних двух сезонов. У каждого свои особенности и тараканы в голове. Даже позволяется выбрать для Клементины пару для отношений и понаблюдать за тем или иным вариантом развития персонажа.

Обзор The Walking Dead: The Final Season - Выстраданный финал. - Изображение 5

Если говорить про главных персонажей, то в этот раз Клем примеряет на себя роль старшего товарища, который может дать не только ценный совет, но и взять инициативу в свои руки во время критических ситуаций, благо опыта у неё хватает. А также бонусом, мы теперь воспитываем Эйджея, тем самым Клем выступает в качестве родителя. Данная тема – это лейтмотив всего сезона. Эйджей является своего рода Клементиной из первого сезона, а Клементина копирует поведение Ли, делясь с Элвином всем своим опытом выживания и моральными ценностями, которые позволили ей остаться человеком. Конечно, всю информацию, которую получает Элвин-младший, он пропускает через себя, местами искажая смысл некоторых слов и просьб. Что, порой, аукается Клементине так, что ей приходится выпутываться из не самых простых ситуаций. Таким образом, Элвин превращается в полноценного, местами даже выходящего на первый план, персонажем.

На удивление, наш маленький спутник вообще не раздражает. Элвин с самого начала демонстрируется застенчивым и с трудом социализирующимся ребёноком. Всегда говорит коротко и осторожно, раскрываясь только перед Клем. Оно и понятно, он доверяет только тому, кто ему близок, да и к тому же ему пришлось натерпеться от чужих людей столько, что заставило его быть бдительней с незнакомцами. Мальчик был вынужден повзрослеть намного быстрее, однако это не означает, что он перестал быть ребёнком. Эйджей, несмотря на трудности, также с детским задором познаёт этот мир и интересуется всем подряд.

Про злодеев в этом сезоне сказать особо нечего, они такие же невзрачные, как и в прошлом сезоне. Что-то ходят, говорят, угрожают, но, по факту, представляют из себя ходячее клеше. Один из антагонистов конечно вызывает интерес, но насладится им долго не дают, а жаль: потенциал у него был не плохой. Но не это здесь главное. Важно, как окончилась эта история. А завершилась она достойно. Конечно, некоторые повороты сюжета были для меня ожидаемы, но всё равно напряжение и легкая неизвестность держатся до самого конца. Извините друзья, спойлерить не буду, хочу, чтобы у вас тоже остались впечатления. Скажу лишь то, что после финала остаётся приятное послевкусие. Даже захотелось перепройти предыдущие сезоны. Авторы грамотно играют с ожиданиями геймера, и знают, как вызвать у него эмоции.

Обзор The Walking Dead: The Final Season - Выстраданный финал. - Изображение 7
Обзор The Walking Dead: The Final Season - Выстраданный финал. - Изображение 8

Интерактивности в это раз в ваших действиях опять немного. Свобода выбора является всего лишь иллюзией. Иногда в голове даже пробегает мысль с надеждой: “А может в этот раз они её добавили, эту интерактивность?” — Нет, не добавили! Честно, я, отчасти, понимаю, почему в таких историях есть только иллюзия выбора. Интерактивность убирает сбивчивость сюжета. С ней он становится менее концентрированным, что ведёт к сценарным костылям, а порой, что ещё хуже, бреду. Лишь у немногих студий получается создать нормальную интерактивную историю с большим количеством выборов и ответвлений, но и то такие сюжеты полны кучи условностей. К примеру, “Quantic Dream” с её играми, хоть и богаче, в каком то плане, в свободе выбора, но так или иначе всё сводится к двум или трём стульям в конце. Конечно, это не оправдывает “Telltale” в том, что она постоянно тычет носом игроков в надпись: “Ваши действия будут иметь значение”. Конечно, они лукавят лишь от части, ведь, по сути, только некоторые действия игрока выборочно меняют происходящие события, а большая часть решений до сих пор зависит от настроения сценариста. Но и безусловно плашка интерактивного кино лучше продаёт игру.

Обзор The Walking Dead: The Final Season - Выстраданный финал. - Изображение 9
Обзор The Walking Dead: The Final Season - Выстраданный финал. - Изображение 10

Геймплей игры перетерпел изменения. Теперь камера перебралась за спину игрока, добавив полноценный вид от третьего лица, что немного освежает ощущения. Правда, мувинг персонажей разрабы поменять не удосужились. Он остался таким же топорным, как был в прошлых частях, когда камера была зафиксирована в углу. Может, раньше эта скованность движений и не была заметна, тем более камера находилась на приличном расстоянии при передвижении по локации, но при виде от третьего лица это бросается в глаза сразу. Теперь, когда игрок управляет Клем, она передвигается по локациям, как шкаф на колёсиках. Даже стрельба из лука, на которую делается акцент, выполнена так, будто мы стреляем невидимыми стрелами аля Кашпировский. Ну нельзя так делать! Если вы делаете стрельбу от третьего лица, добавьте хоть чуточку импакта от выстрела. Так и играть будет намного веселее, и выглядеть не так убого.

Обзор The Walking Dead: The Final Season - Выстраданный финал. - Изображение 11

Касаемо экшена, он стал вариативнее: теперь напряженные моменты состоят не только из QTE вставок. Игроку позволяется выбирать, кого из Ходячих он хочет умертвить первым. И поскольку мы теперь ходим и осматриваем все углы, разрабы решили вознаграждать любопытных игроков колектобалсами, которые игроки могут складывать на полочку в своей комнате. Конечно, данная фича больше для фанатов данного сериала, чем для обычных геймеров, так что если её рассматривать, как дополнительную активность – сойдёт.

Обзор The Walking Dead: The Final Season - Выстраданный финал. - Изображение 12

Графический уровень у игры подрос. Не прям чтоб это было что-то крышесносное, но улучшения заметны. Смена перспективы заставила разработчиков детальнее проработать окружение и персонажей. Разработчики, поэкспериментировав в третьем сезоне с реалистичным стилем, снова решили вернуться к комиксоидной рисовке. Но местами из-за нового визуала, с эффектом чернил, ничегошеньки не видно. Иногда затемнение выглядит так, будто на заднем фоне локальная чёрная дыра. Да я понимаю какого эффекта они пытались добиться, но фича не везде работает, как надо. Выше я уже писал про анимацию Клементины во время геймплея. Странно, но ситуация с анимациями персонажей во время катсцен совсем обратная. Персонажи стали выглядеть и двигаться намного живее. Это заметно по их мимике и языку тела. Да и в глазах появился живой блеск, добавляя персонажам жизни.

Обзор The Walking Dead: The Final Season - Выстраданный финал. - Изображение 13

Подводя итог, хочется сказать: рад, что несмотря на трудности в виде банкротства студии Telltale, разрабам удалось довести эту историю до логического конца. Оглядываясь назад видно, что не все сезоны были идеальны в сценарном, графическом и геймплейном плане. У каких-то сезонов западало по несколько элементов сразу. Где-то от эпизода к эпизоду страдало качество сценарной работы, а некоторые сезоны кидало из огня да в полымя. Но заключительный сезон вывел сериал из зоны турбулентности, вернув его повествование на должный уровень. Да, завершение не феерично и не зубодробительно, но зато оно получилось внятным и расставляющим точки там, где нужно. Отдельные слова благодарности хочется высказать Skybound Games за разработку третьего и четвёртого эпизодов, без их помощи проект вряд ли дотянул бы до конца.Но результат получился хорошим.

Теперь Telltale прошла процедуру банкротства, вырулила ситуацию и уже пошла на восстановление, попутно сделав анонс новой части The Wolf Among Us 2. Так что на будущее студии можно смотреть с оптимизмом.Игра получает от меня 4 балла из 5. С вами был Хромов, до новых встреч.


Осторожно, спойлеры. Я предупредил. Честно.

«КАЖДОЙ САГЕ ПРИХОДИТ КОНЕЦ». Помнится, именно такой слоган - тролли из SVT дали последнему сезону «Моста», и все мы боялись: не сольют ли и впрямь нашу любимицу Сагу Нурен?? Не слили. То ли пороха не хватило, то ли за время сериала создатели и сами успели полюбить свою героиню.

Игровая американская сага про ходячих мертвяков и храбрую девочку Клементину тоже закончилась относительным хеппиэндом. Несмотря на разочаровывающий New Frontier (ставший на мой взгляд позором серии) и банкротство Telltale, игру все же доделали силами Skybound. В истории Клем поставили если не полную точку, то уж точно – жирное многоточие. Получилось ли?


Больше всего я боялся, что и без того не сильно интерактивная драма превратится в классическую «Press X to win». Ибо для Skybound это был заведомо неокупаемый проект. Ведь игру все оплатили еще Telltale, при этом многие критиковали слабое начало сезона, а еще больше народу возмутилось срыву сроков по оставшимся эпизодам. Деньгами явно не пахнет, а значит и ресурса на разработку не видать. «Вот вам оставшиеся исходники, слепите что-нибудь бюджетненько», – примерно такого подхода я ждал от руководства Skybound Games. А уж с учетом, насколько дешево (в финансовом плане) начали финал сами Telltale… иллюзий практически не было. Достаточно вспомнить ролик, где Клем прокручивает события прошлого: плохо анимированные слои (когда глаза «прыгают» на лице), топорно вырезанные фигуры (в паре случаев даже с оставшимся белым контуром, словно работа новичка), неряшливо наложенные эффекты (особенно «кровь» на Ли, где прямо по центру кадра отчетливо виден обрубленный край текстуры). Такое вот наследие. Нищебродское. Преддефолтное.

К чести Skybound надо признать, что финал они постарались вытянуть, как могли. Хоть и со связанными руками. Другой бы отработал на троечку, просто выполнил моральное обязательство – но нет. Видно, что история Клементины авторам дорога. И разрабы действительно из кожи вылезли вон, чтобы минимальными средствами выжать максимум. Увы, в современном мире – без серьезного финансирования, много себе не позволишь, как ни крутись.

Попытались ввести больше боевки. Вроде неплохой ход? Но с учетом «Q-E механики» сражений – затея не выстрелила. Такая система неплоха для коротких адреналиновых вставок: разбавить повествование, встряхнуть, напугать, переключить внимание. Когда в начале финального сезона Telltale решили превратить свои традиционные Quick time Events в некий псевдоаркадный экшен, это уже выглядело… ну, не очень. Skybound довели ситуацию до абсурда – регулярно заставляя расправляться с несколькими волнами противников подряд, с помощью Q и E. Первые пару раз это еще как-то работает, но затем начинает бесить. То есть, от хорошо срежессированных, красивых, постановочных QTE ушли, а к крепкому экшену так и не пришли – издержки-с старого движка. Обидно!


Попытались внести больше драмы. Тут получилось гораздо лучше. Динамики и напряжения в кадре больше, провисающих моментов – меньше. Увы, сценаристы так и не избежали фирменных сюжетных ляпов, в стиле «позднего Telltale». Ну вы помните: насколько у тех отменно был выстроен сюжет в первом сезоне, и как рухнуло его качество к New Frontier и Final Season. Ребят из Skybound это проклятия тоже настигло. В погоне за новыми твистами – они повсюду оставляют грубые нестыковки, буквально режущие глаза. Оно и понятно: время жмет, средств не выделяют, начальство дергает. Тут не до того, чтобы продумывать мелочи, обосновывать поведение героев и рассуждать о мотивах. Придумали очередной поворот? Херак-херак, и в продакшен!


Например, вот знакомьтесь: тут у нас бессмертная Минерва. Один в один такая же неубивашка, как Абель от Telltale. Эту девушку можно бить, душить, воткнуть ей в грудь стрелу, потом бросить в толпу зомби, которые откусят ей половину лица и раздерут все тело – но и после этого Минни будет преспокойно бегать, прыгать, распевать песни и драться как тасманский дьявол. Более того! По воле сценариста мертвецы будут то полностью игнорировать злодейку (даже если она примется палить из пистолета находясь прямо в центре стада), то мгновенно набросятся на нее – когда это потребуется авторам. Не логично, да. Нелепо. Но зато драма и динамика, так-то! Таких моментов у Skybound будет навалом.

Особенно «эпична» с точки зрения ляпов концовка. Она настолько ими переполнена, что сценарист 4 эпизода Майкл Киркбрайд даже запостил специальное объяснение на реддите. И это тянет на шутку года – ибо «объяснение» превращает малыша Эй-Джея в миниатюрного Джона Рембо: дескать, малолетний ребенок в одиночку провел ампутацию ноги здоровенным топором (испачканным в кишках зомби, ну это так, мелочи), как заправский врач наложил жгут и обработал сложнейшую рану, перебил ножичком несколько десятков зомби, вырвался из окружения и дотащил тяжеленную тележку (которую еще минуту назад едва мог сдвинуть с места) с полумертвой Клем до школы. Через лес, кишащий ходячими. Браво, Эй-Джей! Кажется, интернату Эриксона больше не нужны ни стены, ни оружие: такой восьмилетний терминатор порвет любых врагов голыми руками!


Тем не менее – главное, что удалось в финале финала, так это вернуть ту самую, хрупкую атмосферу «игрок влияет на всё». Разумеется, как и прежде, это по большей части иллюзия. Но гораздо более убедительная, чем у самих Telltale. В диалогах и событиях снова не просто много опций – они еще и выглядят действительно по-разному. Если не как в оригинальной Walking Dead: The Game, то уж точно почти как в Season Two. И в какие-то мгновения, даже начинает казаться, что ты и вправду меняешь окружающий мир. Концовка фактически одна, но декорации в ней могут существенно меняться. Как минимум, от принятых решений зависит не только - кто останется сидеть за общим столом ближе к финальным титрам, но и в каком виде ключевые персонажи дойдут до конца игры.

Подытоживая. Спасибо Skybound за возможность дослушать историю до конца! Пусть он не совсем убедительный, пусть окружен сюжетными проколами, зато искренний и от души. Спасибо Telltale за то, что подарили всем нам Клементину! Одного из самых ярких игровых персонажей последних лет. Упрямую, любящую, бесстрашную, непокорную. Bitten, but not broken.

Ну вот и вышел последний эпизод “The Walking Dead: Final Season”. Многие фанаты ожидали завершения истории Клементины. Да и сама Telltale хотела показать финал игры со всем размахом. Наконец, до последнего сезона дотянулись и мои руки. Но… Что в итоге получилось? Присаживайтесь ближе к костру, ребзи, с вами Хромов, настало время увлекательных историй.




Перейдём сразу к самому главному в таких играх, сюжету. В этот раз история начинается с того, что Клементина находит своего родного “Растяпу”, Элвина-младшего. Вместе они направляются на поиски нового дома, попутно выживая в мире постапокалипсиса, надеясь на свой опыт и пресловутый авось. Благо, произошли очередные проблемы. И случился сюжет.


Клем вместе с Элвином, попадают в местную спецшколу Эриксона, где они знакомятся с её обитателями, учениками этого интерната, которые, кто бы мог подумать, не так просты как могут показаться на первый взгляд. Как говорится: «В тихом омуте черти водятся» — и это тот самый случай. Ваши новые товарищи теперь разношёрстней некуда, мне кажется, в новой компании наших героев собрано так много разных типажей, что эти ребята врезаются в память куда лучше, чем все вместе взятые персонажи последних двух сезонов. У каждого свои особенности и тараканы в голове. Даже позволяется выбрать для Клементины пару для отношений и понаблюдать за тем или иным вариантом развития персонажа.


Если говорить про главных персонажей, то в этот раз Клем примеряет на себя роль старшего товарища, который может дать не только ценный совет, но и взять инициативу в свои руки во время критических ситуаций, благо опыта у неё хватает. А также бонусом, мы теперь воспитываем Эйджея, тем самым Клем выступает в качестве родителя. Данная тема – это лейтмотив всего сезона. Эйджей является своего рода Клементиной из первого сезона, а Клементина копирует поведение Ли, делясь с Элвином всем своим опытом выживания и моральными ценностями, которые позволили ей остаться человеком. Конечно, всю информацию, которую получает Элвин-младший, он пропускает через себя, местами искажая смысл некоторых слов и просьб. Что, порой, аукается Клементине так, что ей приходится выпутываться из не самых простых ситуаций. Таким образом, Элвин превращается в полноценного, местами даже выходящего на первый план, персонажем.


На удивление, наш маленький спутник вообще не раздражает. Элвин с самого начала демонстрируется застенчивым и с трудом социализирующимся ребёноком. Всегда говорит коротко и осторожно, раскрываясь только перед Клем. Оно и понятно, он доверяет только тому, кто ему близок, да и к тому же ему пришлось натерпеться от чужих людей столько, что заставило его быть бдительней с незнакомцами. Мальчик был вынужден повзрослеть намного быстрее, однако это не означает, что он перестал быть ребёнком. Эйджей, несмотря на трудности, также с детским задором познаёт этот мир и интересуется всем подряд.

Про злодеев в этом сезоне сказать особо нечего, они такие же невзрачные, как и в прошлом сезоне. Что-то ходят, говорят, угрожают, но, по факту, представляют из себя ходячее клеше. Один из антагонистов конечно вызывает интерес, но насладится им долго не дают, а жаль: потенциал у него был не плохой. Но не это здесь главное. Важно, как окончилась эта история. А завершилась она достойно. Конечно, некоторые повороты сюжета были для меня ожидаемы, но всё равно напряжение и легкая неизвестность держатся до самого конца. Извините друзья, спойлерить не буду, хочу, чтобы у вас тоже остались впечатления. Скажу лишь то, что после финала остаётся приятное послевкусие. Даже захотелось перепройти предыдущие сезоны. Авторы грамотно играют с ожиданиями геймера, и знают, как вызвать у него эмоции.



Интерактивности в это раз в ваших действиях опять немного. Свобода выбора является всего лишь иллюзией. Иногда в голове даже пробегает мысль с надеждой: “А может в этот раз они её добавили, эту интерактивность?” — Нет, не добавили! Честно, я, отчасти, понимаю, почему в таких историях есть только иллюзия выбора. Интерактивность убирает сбивчивость сюжета. С ней он становится менее концентрированным, что ведёт к сценарным костылям, а порой, что ещё хуже, бреду. Лишь у немногих студий получается создать нормальную интерактивную историю с большим количеством выборов и ответвлений, но и то такие сюжеты полны кучи условностей. К примеру, “Quantic Dream” с её играми, хоть и богаче, в каком то плане, в свободе выбора, но так или иначе всё сводится к двум или трём стульям в конце. Конечно, это не оправдывает “Telltale” в том, что она постоянно тычет носом игроков в надпись: “Ваши действия будут иметь значение”. Конечно, они лукавят лишь от части, ведь, по сути, только некоторые действия игрока выборочно меняют происходящие события, а большая часть решений до сих пор зависит от настроения сценариста. Но и безусловно плашка интерактивного кино лучше продаёт игру.



Геймплей игры перетерпел изменения. Теперь камера перебралась за спину игрока, добавив полноценный вид от третьего лица, что немного освежает ощущения. Правда, мувинг персонажей разрабы поменять не удосужились. Он остался таким же топорным, как был в прошлых частях, когда камера была зафиксирована в углу. Может, раньше эта скованность движений и не была заметна, тем более камера находилась на приличном расстоянии при передвижении по локации, но при виде от третьего лица это бросается в глаза сразу. Теперь, когда игрок управляет Клем, она передвигается по локациям, как шкаф на колёсиках. Даже стрельба из лука, на которую делается акцент, выполнена так, будто мы стреляем невидимыми стрелами аля Кашпировский. Ну нельзя так делать! Если вы делаете стрельбу от третьего лица, добавьте хоть чуточку импакта от выстрела. Так и играть будет намного веселее, и выглядеть не так убого.


Касаемо экшена, он стал вариативнее: теперь напряженные моменты состоят не только из QTE вставок. Игроку позволяется выбирать, кого из Ходячих он хочет умертвить первым. И поскольку мы теперь ходим и осматриваем все углы, разрабы решили вознаграждать любопытных игроков колектобалсами, которые игроки могут складывать на полочку в своей комнате. Конечно, данная фича больше для фанатов данного сериала, чем для обычных геймеров, так что если её рассматривать, как дополнительную активность – сойдёт.


Графический уровень у игры подрос. Не прям чтоб это было что-то крышесносное, но улучшения заметны. Смена перспективы заставила разработчиков детальнее проработать окружение и персонажей. Разработчики, поэкспериментировав в третьем сезоне с реалистичным стилем, снова решили вернуться к комиксоидной рисовке. Но местами из-за нового визуала, с эффектом чернил, ничегошеньки не видно. Иногда затемнение выглядит так, будто на заднем фоне локальная чёрная дыра. Да я понимаю какого эффекта они пытались добиться, но фича не везде работает, как надо. Выше я уже писал про анимацию Клементины во время геймплея. Странно, но ситуация с анимациями персонажей во время катсцен совсем обратная. Персонажи стали выглядеть и двигаться намного живее. Это заметно по их мимике и языку тела. Да и в глазах появился живой блеск, добавляя персонажам жизни.


Подводя итог, хочется сказать: рад, что несмотря на трудности в виде банкротства студии Telltale, разрабам удалось довести эту историю до логического конца. Оглядываясь назад видно, что не все сезоны были идеальны в сценарном, графическом и геймплейном плане. У каких-то сезонов западало по несколько элементов сразу. Где-то от эпизода к эпизоду страдало качество сценарной работы, а некоторые сезоны кидало из огня да в полымя. Но заключительный сезон вывел сериал из зоны турбулентности, вернув его повествование на должный уровень. Да, завершение не феерично и не зубодробительно, но зато оно получилось внятным и расставляющим точки там, где нужно. Отдельные слова благодарности хочется высказать Skybound Games за разработку третьего и четвёртого эпизодов, без их помощи проект вряд ли дотянул бы до конца.Но результат получился хорошим.

Теперь Telltale прошла процедуру банкротства, вырулила ситуацию и уже пошла на восстановление, попутно сделав анонс новой части The Wolf Among Us 2. Так что на будущее студии можно смотреть с оптимизмом.Игра получает от меня 4 балла из 5. С вами был Хромов, до новых встреч.

До выхода игры осталось совсем немного и значит настало время спойлеров.

В сети уже появились выборы, названий эпизодов/достижений, появление старого героя и также смерть персонажа по ходу игры.

Многим, наверно известно, что Telltale упоминали о возвращении нескольких героев из прошлых сезонов. В недавнем генераторе решений, созданный специально для людей, чьи сохранения были утеряны, хотели бы перепройти с другими вариантами решений или по иной причине, была найдена бросающаяся в глаза деталь. Нам дали выбрать решение, которое было в 1 сезоне - Бросать Лилли на дороге или забрать её с собой. И тут у всех начались предположения.
Теперь, когда многим стала доступна демоверсия игры, то появились и умельцы вытащившие из файлов игры изображения, которые показываются после окончания эпизода.
Вернувшийся персонаж:

Также выяснилось, что в игре можно будет заводить отношения. Пока известно, что единственными персонажами с которыми можно завести отношения - Луи и Виолет. Подробности выбора можете узнать по ссылке в Reddit.

Читайте также: